Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год
Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.
В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.
В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.
Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика
Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.
Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».
Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.
К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.
Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга
Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».
Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.
На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.
Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.
По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.
Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!
Советский фильм «Морозко» уже много лет является неизбежным атрбиутом Рождества и Нового года в Чехии и Словакии. На этой сказке здесь выросли поколения детей. В СССР фильм таким культовым не стал, хоть и был популярен после выхода. В этих же странах на востоке Европы «Морозко» уже больше 50 лет главный хит и лидер телевизионных рейтингов.
«Морозко» («Mrazík» на чешском) в 1964 году снял режиссер детских фильмов Александр Роу. Музыкальная сказка рассказывает историю доброй, трудолюбивой Настеньки (Наталья Седых) и самовлюбленного красавца Ивана (Эдуард Изотов). Настеньку на протяжении всего фильма терроризируют злая мачеха (Вера Алтайская) и противная сводная сестра Марфушка (Инна Чурикова). Добро, конечно, побеждает — Иван влюбляется в главную героиню и с помощью Деда Мороза (Александр Хвыля), и других магических персонажей, меняется в лучшую сторону.
Фильм в 1965 году получил главный приз на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, годом позже он был награжден на Всесоюзном кинофестивале в СССР. Несмотря на награды, два главных телеканала СССР с 1966 по 1991 годы «Морозко» в новогодние дни показывали редко. После распада Советского Союза сказка на экранах «Первого канала» и «России-1», по подсчетам «Кинопоиска», появилась всего 12 раз.
Наталье Седых после выхода «Морозко» поклонники написали тысячи писем, Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом СССР, но самые верные фанаты у кино, как оказалось, были не в Советском Союзе, а в Чехословакии — и потом в Чехии и Словакии.
Фильм не вышел в телеэфир лишь несколько раз в 1990-е годы. По словам пресс-секретаря Чешского телевидения Каролины Блинковой, причиной тогда были проблемы с авторскими правами.
Когда фильм попал в Чехословакию?
«Я этот фильм люблю, я на нем вырос», — говорит в беседе с Русской службой Би-би-си чешский режиссер Карел Янак, который снял ряд популярных в стране телевизионных сказок. Янак вспоминает, что «Морозко» он смотрел всегда, когда фильм шел по телевизору.
Когда 51-летний кинематографист был ребенком, в Чехословакии не показывали много иностранных сказок. «Мы привыкли к чешским сказкам, они замечательные, но «Морозко» был совсем другим — фильмом из другого мира, другой культуры», — рассказывает режиссер.
«Морозко» в Чехословакии показывали с дубляжом — фильм в 1966 году озвучили чехословацкие звезды. Иванушку с Настенькой дублировала супружеская пара — актриса Эва Клепачова и ее муж, певец и актер Йозеф Зима.
«Зрителям фильм сразу понравился, и его популярность только росла. Я помню, как дети цитировали большие куски текста», — рассказывает 89-летний Зима Русской службе Би-би-си.
Цитаты из фильма сразу же вошли в обиход — и остаются в нем по сей день. Здесь помнят наизусть реплики Иванушки, Марфушки, Бабы-Яги. «Например, когда Дед Мороз обегает дерево и спрашивает: «Тепло ли тебе девица?» — улыбается Янак.
Смотреть Морозко с семьей на праздники — в Чехии и Словакии настоящая традиция. Фильм показывают ежегодно. По данным MediaGuru, чешского сайта, который замеряет рейтинги телеканалов, 30 декабря 2020 года в восемь часов вечера самая большая доля зрителей смотрела именно «Морозко».
Любовь к советскому фильму не ограничивается регулярными просмотрами. В 1998 году в Чехии появился собственный мюзикл и ледовое шоу «Mrazík», в стране продается одноименное мороженое, ближе к праздникам СМИ и развлекательные сайты регулярно публикуют викторины на детальное знание «Морозко».
В 2021 году в деревне Загорчице, в 130 километрах от Праги, по мотивам советской сказки даже поставили спектакль. Режиссер, продюсер и сценарист постановки в одном лице — глава поселка Ян Земан. Он решил поставить прогрессивную сказку, в результате чего Дед Мороз на плакате стал темнокожим, а Иванушек стало двое.
В чем причина феномена?
Инну Чурикову после ее роли в «Морозко» в Чехии и Словакии обожают. Бывший чешский посол в России Ярослав Башта вручил актрисе серебряную медаль Масарика (это одна из высших государственных наград в Чехии) за роль Марфушки.
Актриса в интервью чешскому изданию Idnes подтвердила, что популярность Морозко в России никогда не достигала чешского уровня: «Я знаю, что этот фильм очень популярен в Чехии. Я даже получила чешскую награду. Однако я не могу объяснить, чем он привлек чешских зрителей.»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
По мнению Янака, причин может быть несколько. Во-первых, в этом фильме много ярких образов. Например, в фильме есть сцена, в которой на Ивана нападает шайка разбойников. Он подбрасывает их дубинки в воздух, оружие исчезает, и тут Иван задорно говорит, что к зиме оно упадет обратно — и спокойно продолжает свой путь.
Иван случайно натыкается на избушку на куриных ножках, где живет Баба-Яга. Он просит ее помочь найти Настеньку, но колдунья не горит желанием творить добро и просит избушку развернуться «к лесу передом, к Ивану задом». Это Ивана не устраивает, и он просит избушку повернуться «ко мне передом, к лесу задом». Соответственно, между ним и Бабой-Ягой завязывается настоящая битва. «Эти сцены настолько выразительные, запоминающиеся и с таким юмором! Неудивительно, что эта сказка работает», — объясняет Янак.
В фильме еще есть фрагмент, в котором сестра Настеньки Марфушка, героиня Инны Чуриковой, колет орехи зубами. Она их забрасывает в рот и ударом руки разбивает об челюсть. Актриса позже говорила, что она настолько сильно хотела сниматься, что не щадила зубов: «Я орехи по-настоящему колола, без каких-либо трюков».
«Все помнят, как Марфуша грызла орехи. Чего стоит только этот эпизод!» — соглашается Зима.
По словам режиссера Янака, чехи любят пародийность и преувеличение, а образы героев в «Морозко» — подчеркнуто гипертрофированные. «Иванушка в самом начале — идеальный образец нарцисса, все его качества сильно преувеличены. Настенька — само совершенство, она такое хрупкое существо. Ее сестра идеальный отрицательный персонаж — она вредная, сумасшедшая», — говорит Янак.
И в третьих, сыграли свою роль озвучка и перевод. «Безупречная озвучка всех персонажей сделала этот фильм таким», — говорит Янак. Некоторые зрители настолько привыкли к чешскому звучанию этого фильма, что совсем забыли — он снят не в ЧССР. «Поклонники нас с женой хвалили, говорили, что мы отлично сыграли в этом фильме. Я отвечал — ну нет же, там же снялись совсем другие актеры», — смеется Зима.
Йозеф Зима в 2008 году получил премию имени легендарного актера Франтишека Филиповского (это одна из главных кинопремий Чехии) — за мастерство в дубляже. Сам артист считает, что награду он заслужил именно за «Морозко». Его радует то, что они с женой «немного способствовали успеху этого фильма».
У чешского кинокритика Камила Филы другой взгляд на причины популярности Морозко в Чехословакии. В интервью изданию Seznam он сказал, что сказка давала чехам при коммунистическом режиме безопасный способ высмеять СССР. «Мы смеемся над русскими за то, что они такие глупые. Как тот Иван, сильный, но глупый, наивный, самовлюбленный. И он получает по заслугам», — поясняет Фила.
Режиссер Карел Янак не думает, что мнение Филы разделяет много людей: «Я не могу говорить за всех чехов, возможно, у господина Филы были такие соображения [при просмотре], но у меня точно нет.»
Янак говорит, что огромные проблемы — ввод советских войск в Чехословакию в конце 1960-х, падение коммунистического режима в 1980-х, современное охлаждение отношений с Россией — никак не повлияли на популярность фильма, потому что он не ассоциировался с политикой и оказался вневременным.
«Эта сказка не обременена политикой. В ней нет ничего, чтобы могло раздражать. Наоборот — русская душа, природа, атмосфера — это все манит. Мне жалко, что настоящая Россия другая, не такая, как в сказке», — говорит Янак.
Новогодняя сказка «Морозко»
(сценарий Новогоднего утренника
для детейподготовительной к школе группы)
(Бой курантов. Входят мальчик и девочка.)
Девочка.
Начинаем! Начинаем!
Новогодний зимний бал!
Приглашаем! Приглашаем!
Всех друзей на карнавал!
Мальчик.
В новогоднем лучезарном
Свете праздничных огней
Мы приветствуем сегодня
Всех собравшихся друзей!
(Подмузыку забегают дети, встают в шахматном порядке и танцуют танец перед ёлкой)
ТАНЕЦ «НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ»
(«Мне однажды летом приснился Новый год…»)
(детивстают в круг около ёлки)
Дети. (по очереди)
Девочка.
Как в морозный день гости съехались,
В новогодний день самый праздничный.
Сколько смеха здесь, сколько песен здесь,
Сколько радости самой праздничной!
Мальчик.
Как в морозный день праздник празднуем,
Ёлка дивная приглашает нас!
Хороша она, высока она,
Ёлка русская-раскрасавица!
(звучитмузыка– «Фанфары-позывные» на мелодию «В лесу родилась ёлочка»)
Мальчик.
Ёлка слышите, подаёт сигнал,
Приглашает всех на веселье в зал!
День сегодняшний чудесный, не растает без следа,
Мы весёлый праздник зимний не забудем никогда!
ХОРОВОД «СУПЕР – ДЕТСКИЙ САД!»
(«Собрались сегодня все мы с настроением…»)
(детисадятся на стульчики)
Девочка.
Бьют часы двенадцать,
На дворе темно…
Слышишь, кто-то тихо
Постучал в окно?
Скрипнула калитка –
Это Новый год!
Он с собою сказку
За руку ведёт!
Ведущая.
Никому ничего без труда не даётся,
Недаром исстари пословица ведётся:
«Заря поднимается –
Сказка начинается!»
ВСТУПЛЕНИЕ – ХОРОВОД!
(звучитмузыка, дети выходят в круг
А) дети бегут по кругу, руки на поясе;
Б) дети присаживаются на корточки и встают быстро, изображая «игру в снежки»;
В) звучит «дудочка» — дети «едут на саночках»;
Г) дети бегут по кругу и садятся на стульчики)
(входит Девочка-рассказчица)
Девочка-рассказчица.
В одном селе старик и бабка жили,
Дочерей они двоих растили…
Одна дочь старику была родная – Настенька,
Для бабки родной дочкой была – Марфушенька!
(уходит Девочка-рассказчица;
звучитмузыка – кукарекает петух;
входит Настенька, несёт самовар и ставит его на стол, около стола два стула стоят и уходит)
Мальчик-рассказчик.
Красива, скромна старика была дочь
И всем, и всегда торопилась помочь…
(Настенькаподметает пол веником)
С утра и до вечера всё распевала,
Стирала и гладила –
Дом прибирала…
Ещё вязать умела,
Штопать, шить и обед варить,
К обеду стол накрыть…
О трудолюбие её в деревне знали
И даже рукодельницей прозвали!
(Мальчик-рассказчикуходит и садится на стульчик;
звучитмузыка «Барыня», входит Марфушенька, идёт по залу, обходит круг, потягивается и подходит к столу, где сидит Настенька и вышивает на пяльцах, останавливается и кладёт руки на пояс, покачивает головой, говорит…)
Марфушенька.
Эй ты, Настя!
Ну, ступай-ка за водой,
Да посуду перемой!
(топает ногой, звучит музыка, Настенька уходит)
Ведущая.
Подалась Настенька по воду,
Да встретила там подружек своих…
(звучитмузыка;девочки с Настенькой танцуют)
ТАНЕЦ С КОРОМЫСЛАМИ И ВЁДРАМИ
(«Пошла млада за водой, коромысел золотой…»)
(после танца Настенька уходит)
Ведущая.
Сказка не кончается,
Сказка продолжается!
Заглянем в дом…
(Настенька за столом что-то делает; звучит музыка«Барыня», входит Марфушенька под музыку идёт по кругу и садится за стол, где сидит Настенька и вышивает на пяльцах)
Девочка-рассказчица.
Бабки дочь была тоже красива,
Так уж сложилось, ну очень ленива!
Она никому помогать не хотела,
С утра и до ночи без дела сидела!
Глядела в окошко, всё время зевала,
К сестрице своей только зависть питала.
И не было в ней никакого секрета –
Ленивицей люди прозвали за это!
(звучитмузыка «Барыня», Девочка-рассказчица уходит; из-за стола встаёт Марфушенька и говорит…)
Марфушенька.
На тебя весь день смотрела,
Как мне это надоело!
У тебя всё без труда получается всегда!
Хвалят, все твердят, как дивно…
Даже слушать мне противно!
(Марфушенькатопаетногой и начинает громко плакать, закрыв руками лицо; входит Бабка)
Бабка.
Ты не плачь, моя душенька,
Моя Марфушенька!
(обнимает сзади Марфушеньку)
Я кое-что придумала…
(Бабкакачает указательным пальцем)
Иди-ка сюда, послушай-ка!
(Бабкаманитк себе, Марфушенька подходит, та ей шепчетчто-то на ухо, звучит музыка «Колокола»)
Мальчик-рассказчик.
Так сильно падчерицу бабка не любила,
Что бесконечно придиралась и пилила…
И решила она с доченькой-бездельницей
Всё ж избавиться от бедной рукодельницы!
(звучитмузыка «Колокола»)
Бабка.
За дровами в лес ты бы сходила,
Да давно бы печку растопила!
Настенька.
Да что вы, маменька,
Ведь дров полным-полно,
Мы заготовили с батюшкой
Давным-давно…
(звучитмузыка «Барыня», входитДед,идётпо кругу и несёт в руках дрова, кладёт их на пол; Дед с Настенькой стоит с одной стороны напротив них стоятБабка и Марфушенька)
Дед.
Ну, что ты жена, в уме ли своём?
Куда по морозу дочурку пошлём?
Бабка.
А чем растопить-то,
Ведь хворосту нету!
Прожить без печки
Прикажешь до лета?
Дед.
Да, так это!
Бабка.
Молчи, дед!
Дед.
Молчу… Молчу…Молчу…
Марфушенька.
(Марфушенькагонит руками Настеньку)
Иди же, иди, поскорей собирайся,
Да только без хвороста не возвращайся!
(Марфушенькагрозит пальцем)
Настенька.
Прощайте!
(звучитмузыка «Колокола», все уходят)
Девочка-рассказчица.
Бедняжка не могла сопротивляться,
Пришлось ей в путь далёкий отправляться!
А на улице народ дружно пляшет и поёт!
ТАНЕЦ «ПОТОЛОК ЛЕДЯНОЙ»
(«У леса на опушке жила Зима в избушке…»)
Ведущая.
Сказка продолжается…
(звучитсказочная музыка, Настенька «идёт по лесу», обходит зал по кругу, кружится и боится, затем садитсяпод ёлочкой)
Девочка-рассказчица.
В лес дремучий рукодельница вошла,
Бродить устала, к старой ёлке подошла.
Присела на пенёк, вздохнула тяжко,
Поёжилась от холода бедняжка.
И замерзать совсем уж стала,
Да песню вдруг внезапно услыхала…
(звучитмузыка «Марш», входит Дед Мороз)
Дед Мороз.
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех людей!
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех детей!
Помню ровно год назад,
Видел этих я ребят!
Год промчался, словно час,
Я и не заметил.
Вот я снова среди вас,
Дорогие дети!
Подросли, большие стали,
А меня-то хоть узнали?
Дети. (хором)
Да!
(ответ детей стихами на вопрос Деда Мороза)
Дети. (по очереди)
1…Здравствуй, Дедушка Мороз,
Ждали мы тебя всерьёз.
Щёки красные и нос,
Может ты в пути замёрз?
2…Дед Мороз, иди сюда!
Дай ладошку, здравствуй!
Рады мы тебе всегда,
Ты несёшь нам счастье!
3…Век живи, не знай забот,
Приезжай к нам каждый год.
Наш волшебник детских грёз,
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дед Мороз.
—А теперь, нам очень нужно
Вместе весело и дружно,
Чтобы волшебство привлечь,
Вместе Ёлочку зажечь!
—Говорим все хором, дети,
Так, чтоб слышали соседи…
Дружно, вместе! Раз, два, три –
Наша Ёлочка, гори!
Дети. (хором)
«Раз, два, три –
Наша Ёлочка, гори!
(на ёлочке зажигаются огоньки)
Дед Мороз.
В круг, ребята, становитесь,
Дружно за руки беритесь,
Буду с вами я резвиться,
Песни петь и веселиться!
ХОРОВОД «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»
(«Слышишь, кто-то идёт, к нам спешит по лесенке…»)
(детисадятся на стульчики)
Дед Мороз.
—Сколько счастливых и радостных глаз,
Так ждали вы Нового года!
Вот и пришёл, наступил он для вас,
Так будьте, конечно, здоровы!
(Дед Мороз смотрит под ёлку и замечает там Настеньку)
—А это кто такая, что за чудо-юдо!
Настенька.
Из дома!
Мачеха меня за хворостом послала…
Дед Мороз.
Из дома?…
А тепло ли тебе, девица?
Настенька.
Тепло, батюшка!
(Дед Мороз ходит вокруг ёлки)
Дед Мороз.
И теперь тепло?
Настенька.
Тепло, батюшка – Морозушко, тепло!
Дед Мороз.
Хорошая ты девочка, не перечливая!
Настенька.
Ой, прощай Морозушко, замерзаю!
(Дед Мороз садится на корточки около Настеньки)
Дед Мороз.
Крепись, крепись лапушка, не замёрзнешь!
Давай-ка сейчас в игру поиграем,
Заодно и погреешься!
(детивстаютрядами перед ёлкой)
ИГРА-КРИЧАЛКА «ЧТО ЗИМОЮ НЕ БЫВАЕТ?»
(звучитмузыкавопросы со словами, а дети отвечают на вопросы движениями, если согласны – хлопают, а если несогласны – топают;
…Игра эта на внимание,
Покажите все мне знания!
Что зимою не бывает –
Вы в ответ мне топайте,
А когда наоборот –
Громко все похлопайте!
1…В снежки играете с друзьями? – хлопают – 1,2 + 1,2,3
2… Может сходим за грибами? – топают – 1,2 + 1,2,3
3…На санках с гор катаетесь?
4…И в речке все купаетесь?
5…Лыжи будем доставать?
6…А кораблики пускать?
Пр-ш. – качают правую руку наверху влево-вправо
7… Шубы надо надевать?
8…Или будем загорать?
9…Вы хотите на каток?
10…А сорвать в лесу цветок?
Пр-ш. – качают правую руку наверху влево-вправо
11…Ёлку будем наряжать?
12…А малину собирать?
13…Зима отличная пора?
14…Отвечайте громко: «Да!»
Пр-ш. – хлопают)
Дед Мороз.
В круг, ребята, становитесь,
Дружно за руки беритесь,
Будем прыгать и скакать,
Праздник весело встречать!
ИГРА «ГОРКА! КАТОК! СУГРОБ!»
(дети садятся на стульчики; Дед Мороз обращается в Настеньке)
Дед Мороз.
Вот спасибо, удружила,
Подарок свой ты заслужила!
(Дед Мороз даёт Настеньке коробочку-подарок)
Ведущая.
Сказка длится чередом,
Мы заглянем в Марфин дом…
(Бабка и Дед сидят за столом, бабка ест яблоко, а Дед пьёт чай из чашки, а Марфушенька с зеркальцем в руках стоит и любуется собой)
Марфушенька.
Хороша душа-девица,
Все на мне хотят жениться!
Ваня, Вася и Евсей…
Мама, квасу мне налей!
(Бабканаливает квас в кружку и даёт Марфушеньке)
Ведущая.
Увидели, что возвращается Настенька!
Настенька идёт!
(Настенькаидёт,обходит зал по кругу и останавливается)
Марфушенька.
Откель такая краса?!
Бабка.
Ну!
Настенька.
Меня в лесу Морозко встретил,
За добро меня приветил:
Новой шубкой наградил
И на праздник пригласил!
Марфушенька.
Хочу такую шубу!
(топает ногой)
Хочу подарки!
(топает ногой)
Ведущая.
Сказка не кончается,
Сказка продолжается!
(звучитмузыка)
Девочка-рассказчица.
По Марфушкину хотенью,
По старухину веленью
Старик в лес Марфушку доставил,
Под высокой елью оставил…
(звучитмузыка, Марфушенька сидит под ёлкой;
Звуки вьюги, Марфушенька сидит, ест пирожок и запиваетмолоком из бутылки; затем кладёт локти на колени, опершись головой о руки;
звучитмузыка «Марш», входит Дед Мороз)
Дед Мороз.
Это что ещё за чудо-юдо,
Взялось оно откуда?
Марфушенька.
(сидит и потирает свои плечи и руки)
Вот холодина, вся окоченела,
Коль не подарки – дома бы сидела!
(Дед Мороз ходит вокруг Марфушеньки)
Дед Мороз.
А вот дети Мороза не боятся
И зиму-то очень любят!
Ведущая.
Да, наши дети любят зиму!
И сейчас они расскажут стихи о зиме!
Дети. (по очереди)
1…На стекле Мороз начертил узор,
Серебром нанёс белый пышный бор.
Рано поутру подойду к окну,
Буду в том бору слушать тишину.
Чудится ли мне? Или снится сон?
Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон.
Вьётся на снегу свежий лисий след,
Тает на лугу розовый рассвет.
И дрожит во мгле белый дым берёз —
Сказку на стекле начертил Мороз.
2…Что такое? Утром рано
За окно кидаю взгляд:
В белых шубах великаны
Неподвижные стоят.
И блестит парчою новой
Их пушистый белый мех,
Будто шапкою бобровой,
Крыты головы у всех!
А вчера ещё тоскливо
Жались голые стволы
И глядел на них тоскливо
Хмурый день холодной мглы.
Видно, сам мороз с зимою
В санках ночью прикатил
И пушистой пеленою
Сад и двор запорошил…
Всё кругом повеселело —
Стало чисто и светло.
И земле под шубкой белой
Спать так сладко и тепло!
3…Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
4…Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
5…У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за ушки дерет.
Но вечер счастливый приходит в году —
Сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит и добрый на вид,
И все веселятся — никто не ворчит.
ТАНЕЦ «ЭТО НОВЫЙ ГОД!»
(«Что это за праздник, полный песен разных…»)
Дед Мороз.
Ну, а теперь тепло тебе, девица?
Тепло ли тебе, красавица?
Марфушенька.
(встаёти топает ногой)
Хватит, я устала, так и знай,
Быстро мне подарки подавай!
Дед Мороз.
Будет и тебе богатство,
Вот оно…
(Дед Мороз выкатываетМарфушеньке сундук на колёсиках; она берёт его и катит по залу, делая круг останавливается;выходят Дед, Бабка и Настенька)
Марфушенька.
Уморилась, прямо жарко,
Принесла сундук подарков!
Дед.
(открывает сундук, смотрит в него и говорит…)
Ну, дела! Да что же это?
Ведь подарков вовсе нету!
Дед Мороз.
Нет подарков там богатых –
По работе и оплата!
Бабка.
Как ты мог так поступить?
(Бабкагрозит пальцем)
Дед Мороз.
Ну-ка, хватит голосить!
А не то не пощажу – заморожу, застужу!
(Марфушенька и Бабка трясутся, боятся Деда Мороза)
Марфушенька.
Обещаем лучше стать:
Шить, готовить, убирать!
Бабка.
Обещаем быть добрее,
Веселее и милее!
Дед Мороз.
Так и быть, я вам поверю,
Через год приду, проверю!
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
(звучитмузыка, Дед, Бабка, Настенька и Марфушенька встают в ряд и танцуют:
А)«полочка» — качают руками перед грудью, стоят на месте;
Б) идут рядочком вперёд — топают ногами и «полочка» руками;
В) кланяются и уходят)
Девочка.
Мы не будем унывать,
Будем праздник продолжать!
Приглашаем всех на танец,
Никого не забываем!
Веселись честной народ,
Мы встречаем Новый год!
Мальчик.
В этот праздник новогодний
Мы ничуть не устаём,
Рядом с ёлочкой сегодня
И попляшем, и споём!
ХОРОВОД «НАША ЁЛОЧКА»
(«Всё вокруг запорошила вьюга-кутерьма…»)
Дед Мороз.
—Мои славные ребята:
И мальчишки, и девчата,
Поздравляю с Новым годом
В эту снежную погоду!
—Всем вам я принёс подарки,
Ничего для вас не жалко,
Пусть чудесный этот час
Станет волшебством для вас!
ВРУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ
(звучит песня «Новый год» группа «Вирус»)
Дед Мороз.
—Все подарки получили,
Никого не позабыли?
—У нарядной ёлки пела детвора,
Но прощаться с вами мне пришла пора!
—До свиданья, дети, весёлых вам потех!
С Новым годом поздравляю всех!
(Дед Мороз уходит, праздник заканчивается)
16
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468966-novogodnjaja-skazka-morozko-scenarij-novogodn
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
Период
Образовательная деятельность на занятиях
Совместная и самостоятельная деятельность
Обогащение РППС
Тема, страница
Цель
Сентябрь
1 нед
Знакомство
с потешкой «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 113
Игрушка-лисичка,
кузовок, грибы шишки, орехи
(муляжи
или картинки)
2 нед
Рассказывание русской народной сказки «Коза-дереза».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 115
Формирование
умения внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь с опорой на наглядность; развитие умения отвечать на вопросы,
используя форму простого предложения; формирование умений эмоционально
откликаться на происходящее; привлечение детей к активному участию в
рассказывании сказки; воспитание интереса к русской народной сказке, желание
ее слушать.
Игра
имитационная «Коза дереза»
Рассматривание
персонажей сказки, беседа по инициативе детей.
Предложить
детям нарисовать петушку хвост.
Плоскостные
фигурки персонажей: дед, бабка, девочка, коза, заяц, волк, медведь, лиса,
тетух. Картинки леса и избы.
Для
сюрпризного момента: почтальон Печкин и посылка.
Картинки
с изображением петуха без хвоста, гуашь, стаканчики непроливайки, кисти,
клеенки.
3 нед
Знакомство
с потешками «Барашеньки», «Божья коровка». О.М. Ельцова,
В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 123
Книга с
потешками, картинки барашка и божьей коровки.
4 нед
Рассказывание
русской народной сказки Кот, лиса и петух»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 127
Развитие умений понимать
обращенную речь с опорой на
наглядность и без нее; привлечение
детей к активному участию в
рассказывании сказки; воспитание
интереса к русской, народной сказке.
Режиссерская
игра с плоскостными фигурками животных.
Игрушки
:
Дед,
бабка, девочка, коза, заяц, лиса, волк, медведь, петух с косой. Плоскостные
фигурки персонажей сказки Фигурки к сказке: кот, лиса, петух. Избушка лисы,
изображение леса и опушки.
Октябрь
1 нед
Чтение
стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка». О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н.
Терехова, стр.
133
Книга А.
Барто. Иллюстрации к стихотворению.
2 нед
С.Маршака
«Усатый -полосатый».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 120
Знакомство
детей с творчеством Ушинского; вовлечение детей в игровую ситуацию, вступать
в речевой контакт, отвечать на вопросы воспитателя; приучать детей
внимательно слушать и слышать.
Рисование
по замыслу детей «Кот усатый, полосатый».
Краски
или гуашь, кисти, клеенка, стаканчики с водой, цветные карандаши, картинка
кота.
Книга с
текстом А.Барто, иллюстрации В.Лебедева.
«Нарисуем
котику усы».
Бумага с
изображением кота без усов, карандаши цветные.
3 нед
Знакомство
с потешками-забавушками.
Речевые
игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот».
Бубен.
Иллюстрации Ю.Васнецова к русским народным потешкам.
4нед
Чтение
рассказа Е.Чарушина «Томкин сны» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.141
Знакомство
детей с рассказом Чарушина, формирование знаний взаимосвязи между содержанием
и названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Беседа
по прочитанному.
Рассказы
детей о своих домашних животных.
Книга с
текстом Чарушина, авторские иллюстрации.
Ноябрь
1 нед
Чтение
отрывка из стихотворения И.Сурикова «Белый снег, пушистый».
Картина
с зимним пейзажем, маленькое солнышко, тучка, снеговик.
Рисование
по замыслу детей-снежная горка, снеговик.
Гуашь
белого цвета, бумага тонированная или голубая, кисти, стаканчики с водой,
клеенка
2 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Маша и медведь»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр.144
Формирование
умений внимательно слушать и слышать, развитие умения понимать обращенную
речь с опорой на наглядность и без нее, отвечать на вопросы используя форму
простого предложения, привлечение детей к активному участию в рассказывании
сказки, воспитывать интерес к сказке, желание ее слушать.
Театрализованное
представление с куклами
би-ба-бо
по сказке «Маша и медведь».
Магнитная
доска, серия картинок по сказке «Маша и медведь»
Фигуры
леса, избушки, пальчиковые игрушки би-ба-бо с персонажами сказки: дед, бабка,
медведь, девочка, кузовок.
3 нед
Знакомство
с потешками о зиме.
Игры-забавы
со снежками под стихотворное сопровождение.
Картинки
с зимними пейзажами, изображение русской тройки, картина на тему «Зимние
забавы детей».
«Снежки»-вязаные,
мягкие.
4 нед
Чтение
рассказа К.Ушинского «Уточки».
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр. 154
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Игра
имитационная «Уточки»
Раскрашивание
раскрасок с изображением уток.
Книга с
рассказами Ушинского.
Иллюстрации
к книге.
Раскраски,
цветные карандаши.
Декабрь
1 нед
Заучивание
стихотворения О.Высотской «Снежный кролик» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н.
Терехова, стр.
169
Аппликация
«Снежный кролик» по замыслу детей.
Книга с
текстом.
Бумага,
ножницы, клей, салфетки, кисти, картинки кролика.
Подвижная
игра «Зайка серенький сидит», «Волк и зайцы» под стихотворный текст.
Маски
зайцев, волка.
2 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 161
Формирование
умений внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь; отвечать на вопросы используя простые предложения или фразы;
активизация словаря детей и привлечение их к рассказыванию сказки; воспитание
интереса к литературе.
Просмотр
советского мультфильма «Морозко»
Плоскостной
театр, фигурки персонажей: дед, бабка, Снегурушка, волк, лиса, медведь.
Ноутбук,
сказка «Морозко».
3 нед
Чтение
стихотворения К.Чуковского «Ёлка» О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.
165
Аппликация
«Елочка нарядная»
Книга
К.Чуковского.
Заготовки
елки для приклеивания, клей, гуашь, кисти, стаканы непроливайки, клеенки,
салфетки.
4 нед
Рассказывание
русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» О.М. Ельцова, В.Н.
Волкова, А.Н. Терехова, стр.172
Формирование
умений внимательно слушать и слышать воспитателя; развитие умения понимать
обращенную речь; отвечать на вопросы используя простые предложения или фразы;
активизация словаря детей и привлечение их к рассказыванию сказки; воспитание
интереса к литературе.
Литературный
досуг по сказке
Книга со
сказкой, иллюстрации к сказке.
Костюмы
персонажей сказки.
Январь
1 нед
2 нед
Чтение
рассказа Е.Чарушина «Волчишко»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.176
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Рисование
волка.
П/И «Волк
и зайцы»
Книга с
рассказами Чарушина.
Бумага
цветные карандаши, картинки волка.
Маска
волка для игры.
3 нед
Заучивание
потешки «Тили-бом»
Беседа с
детьми о героях, их поведении.
Магнитная
доска, мнемотаблица из 9 квадратов, каждый квадрат заполнен рисунком.
4 нед
Чтение сказки
Л.Н.Толстого
«Три медведя»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 184
Продолжать
знакомить детей с творчеством Толстого; формирование умений слушать и слышать
воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к авторской сказке, желанию ее слушать.
Строительная
игра по сказке «Три медведя»
Дети
строят дом, стулья, столы.
Обыгрывание
построек детей совместно с воспитателем.
Иллюстрации
к сказке, магнитная доска.
Строительный
материал, фигурки животных: медведи, девочка, дед, бабка.
Февраль
1 нед
Чтение
стихотворения З.Александровой «Мой мишка».
Игра
«Гномы» под стихотворный текст.
Книга с
текстом стихотворения, цветные колпаки на голову.
2 нед
Рассказывание
словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 196
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Предлагаю
детям нарисовать солнце.
Подвижная
игра «Курочка-хохлатка».
Магнитная
доска, корзинка, картинки по сюжету сказки.
Бумага,
гуашь желтая, кисти, клеенки, стаканы непроливайки.
Маска
кошки, курочки.
3 нед
Рассматривание
тематического альбома «Домашние животные»
Тематический
альбом «Домашние животные».
4 нед
Чтение
рассказа Л.Толстого «У Вари был чиж», «Нашли дети ежа»
Вовлечение
детей в игровую ситуацию, продолжать знакомство с творчеством
Л.
Толстого; формирование умений детей вступать в речевой конфликт со взрослыми
и детьми, выражение своих мыслей вербально; развитие добрых отношений между
детьми; воспитание во время игры слушать текст и быстро реагировать на
сигнал.
Лепка
ежа.
Книга с
рассказами Л.Толстого, иллюстрации для показа.
Пластилин,
спички, семечки, бусины для глаз.
Март
1 нед
Чтение
произведения К.Чуковского «Мойодыр»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр.192
Повторение
строк из стихотворения «Мойдодыр» в режимных моментах (мытье рук)
Книга с
произведением.
Магнитная
доска, шкатулка, предметные картинки-подушка, свечка, книжка, самовар, утюг,
сапоги, пироги, кочерга.
2 нед
Чтение
рассказа К.Ушинского «Бишка»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.207
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь,
выразительно.
Раскрашивание
раскрасок с изображением собак разных пород.
Подвижная
игра «У медведя во бору»
Книга
для чтения, иллюстрации
А.
Лаптева, маска медведя, раскраски, цветные карандаши.
Маска
медведя.
3 нед
Разучивание
стихов о весне.
Книга со
стихами
4 нед
Чтение
рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Ага»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова,
стр.210
Знакомство
детей с рассказом, формирование знаний взаимосвязи между содержанием и
названием произведения, нахождение сходств и различий между человеком и
животными, развитие эмоционально го отклика от прочитанного, воспитание
умений внимательно слушать, совершенствовать умения давать полные ответы на
вопросы, закрепление навыка связной речи, умения говорить не торопясь, выразительно.
Строительная
игра «Кубик на кубик»
Книга с
рассказами Я. Тайца.
Строительный
материал для игры.
Апрель
1 нед
Загадывание
загадок о весне.
Книга с
загадками.
2 нед
Рассказывание
литовской народной сказки «Почему кот моется после еды»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 214
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Имитационные
движения умывания кота.
Игровая
ситуация «Накормим котика»
Веревка,
зеленая махровая салфетка, игрушки-кот и птички.
Создание
игровой ситуации, тарелка ля кота, бутылка молока-предметы заместители.
3 нед
Чтение
стихотворения Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться»
Дидактическая
игра «Что растет на огороде».
Раскрашивание
овощей –картинки раскраски
Книга с
текстом стихотворения, предметные картинки для игры «Что растет на огороде»
Раскраски
овощи.
4 нед
Чтение
маленьких рассказов Л.Толстого
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 219
Вовлечение
детей в игровую ситуацию, продолжать знакомство с творчеством
Л.
Толстого; формирование умений детей вступать в речевой конфликт со взрослыми
и детьми, выражение своих мыслей вербально; развитие добрых отношений между
детьми; воспитание во время игры слушать текст и быстро реагировать на
сигнал.
Беседа
по прочитанному, детские рассказы из личного опыта.
Книга
детских рассказов
Л
.Толстого с иллюстрациями.
Май
1 нед
Чтение
стихотворения Д.Хармса «Кошки».
Подвижная
игра «Кот и мыши».
Книга с
текстом стихотворения, 2 обруча
2 нед
Рассказывание
украинской народной сказки «Колосок»
О.М.
Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова, стр. 225
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Подвижная
игра «Найди себе пару»
Книга с
текстом сказки, иллюстрации
Ю.
Васнецова к сказке.
Платочки
парные разных цветов.
3 нед
Чтение
стихотворения А. Барто «Ути-ути»
Игры с
водой.
Книга с
текстом стихотворения , картина «Утка с утятами», магнитная доска таз с
водой, резиновые утята.
4 нед
Рассказывание
эстонской народной сказки «Почему у зайца губа рассечена» О.М. Ельцова, В.Н.
Волкова, А.Н. Терехова, стр. 229
Продолжать
знакомство с творчеством других народов; формирование умений слушать и
слышать воспитателя; развитие умения понимать обращенную речь с опорой на
наглядность; формирование умений детей отвечать на вопросы используя простые
предложения; привлечение детей к активному участию в разговоре по содержанию
сказки; воспитание интереса к народной сказке, желанию ее слушать.
Словарная
работа «раскосые глаза», «губа надвое рассечена».
Игра с
музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
Большая
коробка, игрушки-зайчата, платочки 2 цветов
Магнитофон,
запись музыки для игры, маска зайца или игрушка.