Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.
Восточная повесть
М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.
В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.
В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.
Мусульманские мотивы
Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».
Жанр сказки «Ашик-Кериб»
На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.
Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова
«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:
Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.
Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).
На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».
Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.
Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.
Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.
Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.
Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».
Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.
Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…
Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.
В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.
В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.
Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.
Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.
Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).
Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.
В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.
Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.
Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.
Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.
Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.
«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки
Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.
В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.
Краткое содержание
Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.
Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.
Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.
Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.
Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.
После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.
Анализ
В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.
При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.
И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.
И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.
Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.
Основа задумки
Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.
Это произведение имеет 2 основных мысли:
- Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
- Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.
Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.
Мудрости мироустройства
Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»
Тестовая работа
по турецкой сказке
«Ашик — Кериб»
Литературное чтение 4 класс
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2016 год
1. Кем был Ашик — Кериб?
А. Богатый турок
Б. Бедный певец
В. Великий паша
2. В каком городе жила Магуль — Мегери?
А. Карс
Б. Тифлиз
В. Арзерум
3. Какого народа сказка, пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Турецкая сказка
Б. Армянская сказка
В. Грузинская сказка
4. На каком инструменте
играл Ашик — Кериб?
А. Виолончель
Б. Домбра
В. Балалайка
5. Почему Ашик — Кериб
побоялся просить руку Магуль — Мегери у её отца?
А. Был беден
Б. Был богат
В. Был неграмотен
6. Как обманул Куршуд — бек мать Ашика — Кериба?
А. Ашик потерялся в пути
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика загрызли волки
7. Что случилось с матерью
Ашик — Кериба после его исчезновения?
А. ЗАБОЛЕЛА
Б. ОСЛЕПЛА
В. УМЕРЛА
8. Кто помог Ашик — Керибу вернуться в Тифлиз?
А. св. Павел
Б. св. Сергий
В. св. Георгий
9. Чем удалось Ашик — Керибу справиться с недугом матери?
А. ВОДОЙ
Б. ЗЕМЛЁЙ
В. МУЗЫКОЙ
10. Что обозначают слова Ашик — Кериба «шинды – гёрурсез»?
А. ЗДРАВСТВУЙТЕ
Б. СКОРО УЗНАЕТЕ
В. НЕ ПОЗВОЛЮ
11. Выберите ряд, в котором записаны только названия
городов
А. КАРС, АЛЛАХ, АРЗЕРУМ
В. РАШИД, КАРС, АРЗЕРУМ
Б. КАРС, ХАЛАФ, ТИФЛИЗ
12. Кто стал женою Куршуд – бека?
Б. МАГУЛЬ — МЕГЕРИ
В. ШИНДЫ — ГЁРУРСЕЗ
А. СЕСТРА АШИК — КЕРИБА
13. Определите верное лексическое значение слова ВИНОГРАДНИК
Б. Тот, кто занимается выращиванием винограда
В. Участок, засаженный виноградом
А. Вьющееся южное со сладкими ягодами
14. На сколько лет дал зарок
Ашик — Кериб странствовать
по свету и нажить себе богатство?
Б. 3 года
В. 7 лет
А. 10 лет
15. Определите верное название
бога у народов из этой сказки
Б. АЛЛАХ
В. ХАЛАФ
А. ХАДЕРИЛИАЗ
16. Ашик — Кериб вспомнил о
данном Магуль — Мегери
обещании благодаря
Б. Турецкому ковру
В. Золотому блюду
А. Вышитому платку
Проверяем работу!
1. Кем был Ашик — Кериб?
А. Богатый турок
Б. Бедный певец
В. Великий паша
2. В каком городе жила Магуль — Мегери?
А. Карс
Б. Тифлиз
В. Арзерум
3. Какого народа сказка, пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Турецкая сказка
Б. Армянская сказка
В. Грузинская сказка
4. На каком инструменте
играл Ашик — Кериб?
А. Виолончель
Б. Домбра
В. Балалайка
5. Почему Ашик — Кериб
побоялся просить руку Магуль — Мегери у её отца?
А. Был беден
Б. Был богат
В. Был неграмотен
6. Как обманул Куршуд — бек мать Ашика — Кериба?
А. Ашик потерялся в пути
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика загрызли волки
7. Что случилось с матерью
Ашик — Кериба после его исчезновения?
А. ЗАБОЛЕЛА
Б. ОСЛЕПЛА
В. УМЕРЛА
8. Кто помог Ашик — Керибу вернуться в Тифлиз?
А. св. Павел
Б. св. Сергий
В. св. Георгий
9. Чем удалось Ашик — Керибу справиться с недугом матери?
А. ВОДОЙ
Б. ЗЕМЛЁЙ
В. МУЗЫКОЙ
10. Что обозначают слова Ашик — Кериба «шинды – гёрурсез»?
А. ЗДРАВСТВУЙТЕ
Б. СКОРО УЗНАЕТЕ
В. НЕ ПОЗВОЛЮ
11. Выберите ряд, в котором записаны только названия
городов
А. КАРС, АЛЛАХ, АРЗЕРУМ
В. РАШИД, КАРС, АРЗЕРУМ
Б. КАРС, ХАЛАФ, ТИФЛИЗ
12. Кто стал женою Куршуд – бека?
Б. МАГУЛЬ — МЕГЕРИ
В. ШИНДЫ — ГЁРУРСЕЗ
А. СЕСТРА АШИК — КЕРИБА
13. Определите верное лексическое значение слова ВИНОГРАДНИК
Б. Тот, кто занимается выращиванием винограда
В. Участок, засаженный виноградом
А. Вьющееся южное со сладкими ягодами
14. На сколько лет дал зарок
Ашик — Кериб странствовать
по свету и нажить себе богатство?
Б. 3 года
В. 7 лет
А. 10 лет
15. Определите верное название
бога у народов из этой сказки
Б. АЛЛАХ
В. ХАЛАФ
А. ХАДЕРИЛИАЗ
16. Ашик — Кериб вспомнил о
данном Магуль — Мегери
обещании благодаря
Б. Турецкому ковру
В. Золотому блюду
А. Вышитому платку
Оцениваем работу!
«5» — нет ошибок
«4» — 1- 2 ошибки
«3» — 3 ошибки
«2» — более 3 ошибок
Благодарю за работу!
Интернет источники
http://uchitelya.com/literatura/37509-test-m-yu-lermontova-ashik-kerib-4-klass.html
rozanova.info
buklit.ru
ru.clipartlogo.com
illustrada.ru
liveinternet.ru
museumtarhany.blogspot.ru
chitalnya.ru
audioskazki.net
Использованная литература
Кутявина С.В. Контрольно — измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс – М.: ВАКО, 2012
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1
Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2013
Шубина Г.В. Литературное чтение. 4 класс: контрольно — измерительные материалы. – М.: Экзамен, 2014
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Цель:
Продолжать
знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать
добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства
сопереживания, сострадания.
Развивать
умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в
процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках
литературного чтения в начальной школе.
Задачи: обучающие: познакомить развивающие: развивать воспитательные: воспитывать |
Ход урока.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок
сейчас пойдёт,
В
мир знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Артикуляционная
гимнастика
Ы
А О У Э И
—
Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)
—
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте
предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
и
певуньей.
Тест
к уроку
1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская
2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и
Магуль-Мигери?
А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме
4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?
А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз
5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?
А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий
8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла
9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?
А. Землей
Б. Водой
В. Растениями
10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?
А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится
1.
Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как
ты к нему относишься? Составь рассказ о герое. Используй слова и выражения из
текста. Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».
Ашик-Кериб играл на богатых свадьбах, пел людям. Он пел на праздниках и
свадьбах, аккомпанируя себе на саазе (турецкая балалайка). Народ уважал
Ашик-Кериба, потому что он был добр и весел, честен и храбр.Когда он полюбил
девушку из богатой семьи, то не смог на ней жениться, так как был беден.
Девушка предложила ему свое богатство, но Ашик-Кериб отказался, решив
самостоятельно заработать на достойную жизнь для его будущей семьи.Молодой
человек дал слово приехать через семь лет богатым человеком и жениться на
любимой.
Я думаю, что Ашик-Кериб достойный мужчина и мне нравятся его слова и поступки.
2.
Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания? Что
ещё ты можешь сказать о её характере? Найди в тексте слова, с помощью которых
автор описывает героиню.
Главное качество девушки — вера своему возлюбленному, верность своим чувствам и
своему слову.
Именно поэтому она выдержала семь лет разлуки с Ашик-Керибом и дождалась своего
счастья. В характере Магуль — Мегери также присутствует честность и
рассудительность. Девушка понимала, что прошло много лет в разлуке и возможно
ее жених уже не верит в то, что она ждет его. Она послала с купцом свое блюдо,
чтобы Ашик знал, что Магуль все еще ждет его.
3.
С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга? Вспомни, как обычно
говорится о девичьей красоте в русских сказках. Прочитай пословицы.
•
Не ищи красоты, а ищи доброты.
•
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
•
Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.
В
турецких сказках красоту девушки принято сравнивать с красотой и изящностью
газели. Подруга поет о Магуль-Мегери так: «Твоя газель идет мимо».
4.
О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего
ценит народ в женщине? Обсудите с другом.
Народ
больше всего ценит в женщине доброту и хозяйственность.
5.
Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город? В чём ещё помог ему
Хадерилиаз?
Ашик-Керибу
помог Хадерилиаз. Он дал ему ком земли из-под копыт своего коня и велел
помазать им глаза старухи, которая не видела 7 лет.
6.
Какая важная мысль содержится в сказке об Ашик-Керибе? Напиши отзыв на
произведение. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
В
сказке содержится важная мысль, что любовь может преодолеть все препятствия. Но
нужно быть верным своему слову, всегда исполнять свои обязательства перед
другими.
==
7.
Все ли слова в сказке тебе понятны? Найди определения слов, которые тебе
непонятны, в словаре.
ЗАРО́К,
-а, м. Клятва; обет, обещание не делать чего-либо.
ПАША́.
Титул высших сановников и генералов в старой Турции и Египте, а также лицо,
носящее этот титул.
Презентация на тему Презентация к уроку литературного чтения Ашик Кериб урок 2, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жанры
произведений
автора
стихи
сказки
АШИК — КЕРИБ
о животных
бытовые
волшебные
о животных
бытовые
волшебные
Народные
Авторские
Сказки
Типы сказок
Чудеса
Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная
Особенности волшебных сказок:
Троекратность
Волшебные предметы
Кроссворд
1. Что означает турецкое слово «ана»?
2. Что принес Куршуд-бек матери Ашик-Кериба, чтобы доказать, что ее сын утонул?
3. Название турецкой балалайки, на которой играл Ашик-Кериб.
4. Ему Магуль-Мегери дала золотое блюдо.
5. Он помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис за один день и дал комок земли.
6. Какая часть имени Ашик-Кериба означает слово «певец»?
к
е
ь
т
а
л
п
а
м
а
м
ц
е
п
у
к
з
а
а
с
и
ш
а
й
и
г
р
о
е
г
1
2
3
4
5
6
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
«Ашик-Кериб»
Узнай эпизод
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
Сказочная зарядка
а) богатый турок;
тест:
б) бедный певец;
в) великий паша
1. Кем был Ашик-Кериб?
Тбилиси (Тифлиз)
Карс
Арзерум
Арзиньян
2. В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
в) Арзерум
в) Тифлиз
Тест:
3. Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) св. Георгий
в) мать
4. Как Ашик вернул матери зрение?
б) сказал волшебные слова
а) намазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Работаем в группе
Положительные
Ашик–Кериб
Магуль-Мегери
Отрицательные
Куршид-бек
Герои сказки
1. Название
2. Автор
3.Жанр
4.Тема (о чём?)
5.Герои произведения
6.Главная мысль произведения
Домашнее задание
записать в раб.тетрадь анализ произведения
Что стало причиной разлуки двух влюбленных?
Как характеризует Ашика-Кериба его решение «странствовать по свету и нажить себе богатство»?
Каким образом герою удается достичь желаемого? Какие качества характера Кериба проявились при этом?
Сказка сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл прекрасную Магуль-Мегери. Какие аргументы приводятся для подтверждения такого предположения? Каково ваше мнение по этому поводу? Докажите его.
Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому, кто узнает это блюдо. Как вы думаете, почему она так поступила? Как это характеризует героиню?
Какие препятствия встают на пути влюбленных?
Почему Ашик оказался в сложном положении?
Что предпринимает герой в сложившейся ситуации?
Какая опасность подстерегала Ашика-Кериба в пути?
Удалось ли Ашику осуществить задуманное и как?
Какому испытанию подвергает героя сказка?
Презентация на тему Презентация по литературному чтению на тему: М.Ю.Лермонтов Дары Терека Ашик-Кериб 4 класс, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 36 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
М. Ю. Лермонтов
«Терек» «Ашик-Кериб»
Подготовила:
учитель начальных классов
Козлова Ирина Александровна
Пришиб 2018г.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
— Проверьте готовность к уроку.
Дары- то, что дается безвозмездно; подарок, подношение.
Казбек- вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На склонах-субальпийскиелуга, выше- вечные снега. Ледники.
Дарьял – ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть Терека.
Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного стачивается в круглый.
Утесистые громады- скалы
Сказка
«Ашик-Кериб»
Турция удивительная страна, расположенная в двух частях света: в Европе и Азии. Омывается сразу четырьмя морями: Чёрным, Мраморным, Средиземным, Эгейским.
На какие группы делятся сказки?
Народные
СКАЗКИ
Авторские
Бытовые
Волшебные
О животных
Волшебные
Какие особенности волшебной сказки прослеживаются в сказке М.Ю. Лермонтова?
Троекратность и чудеса.
Толковый словарь
Паша – в старой Турции титул
Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент
Оглан — мальчик, парень.
Аян-Ага — знатный господин.
Чауш — сторож, рассыльный.
Ашик — балалаечник.
Ана — мать.
Хадерилиаз — святой Георгий.
Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман.
Рашид – храбрый
Чапра – занавес
Селям алейкум – здравствуйте.
Минарет – башня у мечети, для созыва на молитву.
Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом
Назови героев сказки
Распредели героев в таблице
Назови героев сказки
Распредели героев в таблице
Деление сказки на части
1. Зарок Ашик-Кериба.
2. Отъезд Ашик-Кериба.
3. Ложь Куршуд-бека.
4. Знакомство с Пашой.
5. Наказ Магуль-Мегери купцу.
6. Ашик-Кериб возвращается домой.
7. Чудесный помощник Ашик-Кериба.
8. Ашик-Кериб в доме у Магуль-Мегери.
Чему учит эта сказка?
Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Я заканчиваю урок с … настроением.
Я похвалил бы себя за ….
Домашнее задание.
Краткий пересказ сказки.