Многомудрый Литрекон знает, какие герои сбились с жизненного пути, и представляет итоговое сочинение на тему: Что значит «сбился с жизненного пути»? Аргументы, тезисы, выводы и все остальное он написал в двух вариациях. Приятного просвещения!
Вариант 1
(429 слов) Мы так часто слышим, как кто-то сбился с жизненного пути, что начинаем питать живейший интерес к истинному значению этой фразы. На мой взгляд, она отражает негативную перемену человека и его курса. Он шел к одной цели, но не выдержал, сломался и сошел с дистанции. Чтобы точнее раскрыть смысл данного выражения, вспомним соответствующие литературные примеры.
Так, с жизненного пути сбился Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион был добрым и отзывчивым юношей: спас двух детей из горящего дома, отдавал последние деньги бедным, стремился помочь даже незнакомцам. Но в какой-то момент нищета надломила его. Себя он даже называл «угнетенным бедностью», и это точная формулировка без прикрас. Раскольников устал от безнадежности своего положения и лишений, поэтому скрасил свои дни теорией, согласно которой он мог принадлежать к высшей касте людей. Этим первопроходцам можно было все простить, ведь они двигали мир вперед. Из безобидной юношеской идеи эта мысль выросла в чудовищное наваждение, которое побудило героя совершить убийство. С этого поступка жизнь Родиона изменилась навсегда: он не смог общаться с горячо любимой семьей, потерял покой и едва не сошел с ума от чувства вины. После знакомства с Соней Мармеладовой он переосмыслил свое положение и признался в содеянном. Затем последовали годы на каторге. Разумеется, такого будущего для Родиона не мог предположить никто, его судьба была совсем иной. Можно с уверенностью сказать, что он сбился с пути.
Более обыденный и знакомый нам пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». Дмитрий из амбициозного и талантливого врача превратился в унылого и обрюзгшего дельца, который на медицине лишь зарабатывал, чтобы потом сыграть в вист за сытным обедом. Как это произошло? Почему умные молодые люди забывают о юношеских идеалах и проникаются жаждой наживы, пошлостью, мещанскими страстишками? На Дмитрия так повлияло новое окружение. Герой перенял нравы и интересы той глубокой провинциальной тины, куда он попал после окончания университета. Сначала он пытался поддержать свой уровень эрудиции и духовных нужд в общении с Туркиными. Но позже разочаровался и в них, поняв, что эти персонажи застыли в своей пародии на развитие. Старцеву просто негде и не с кем было удовлетворять свои интеллектуальные потребности. Он подавал надежды, мог бы стать тем, кем хотел быть в начале произведения, но не выдержал давления окружения и подделался под мир, который презирал. Он сбился с пути, ведь шел совсем не туда, где оказался.
Таким образом, люди сбиваются с жизненной дороги, когда предают свои принципы и взгляды, совершая нечто такое, за что не могут больше себя уважать. В результате они доходят до того, что презирали, а не туда, где хотели бы бы быть. Поэтому так важно придерживаться своего мнения и идти на зов внутреннего голоса.
Вариант 2
(433 слова) Когда мы говорим о ком-то фразу «он сбился с жизненного пути», мы подразумеваем, что человек предал свои убеждения и отказался от той цели, которую поставил перед собой. Иногда это оправданный поступок, который был продиктован обстоятельствами, но чаще всего люди просто ленятся и утрачивают веру в себя, а потому сходят с дистанции до финиша. Чтобы лучше разобраться в их дезориентации, разберем подходящие примеры из литературы.
Читатель помнит, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой сбился с пути из-за своей лени, избалованности и неподготовленности к самостоятельной жизни. С детства за него все делали слуги, и родители потворствовали развитию его пороков. Они сами не позволяли ему обслуживать себя и учиться полноценно. Зато в семье он видел лишь праздность, обжорство, безответственность. Конечно, именно такую модель поведения он перенял от мамы и папы. Однако в юности он все еще имел определенные амбиции и стремился к чему-то. Он окончил высшее учебное заведение и даже пошел на службу. Именно там его личность претерпела такое давление, с которым не справилась. Илья Ильич совершил ошибку, получил соответствующую реакцию от начальства и понял, что не создан для работы. Первое же испытание надломило его, и он вышел в отставку. После этого он уже плыл по течению и ничего не предпринимал для того, чтобы измениться в лучшую сторону. Только любовь к Ольге ненадолго пробудила его ото сна, но потом он все равно вернулся в прежнее русло. Обломов сбился с жизненного курса, стал лишним и потерянным человеком в обществе, потому что не работал над собой.
Сбилась с жизненного пути и Соня Мармеладова, но совсем по другой причине. Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» была добродетельной верующей девушкой. Она росла в семье чиновника и могла рассчитывать на приличное место в обществе, но вся ее жизнь круто изменилась, когда отец запил и бросил работу. Денег стало не хватать даже на еду. Голодали маленькие дети ее мачехи, а сама Катерина Ивановна была неизлечимо больна. Соня не могла допустить, чтобы эти несчастные люди умерли у нее на руках. Она продала себя и стала жить «по желтому билету». Конечно, судьба продажной женщины — это вовсе не то, к чему стремилась героиня. Порок был ей противен. Но как выжить иначе, если других способов заработать нет, помочь некому? Да, героиня сбилась с пути, но едва ли ее можно осуждать за то, что ей пришлось предать свои убеждения ради спасения семьи.
Таким образом, человек сбивается с пути, когда меняет свои взгляды на те, которые ему претили ранее. Также эта фраза применима к тому, кто предается явным порокам и идет по пути деградации. Ведь под «дорогой» в данном случае мы подразумеваем направление, ведущее к раскрытию своего потенциала и успеху.
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Е. Водолазкин «Лавр»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Е. Замятин «Мы»
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.
3. Преступление и наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Многомудрый Литрекон призывает вас обратить внимание на итоговое сочинение на тему: Каждый ли человек может найти свой жизненный путь? В этом году жизненные пути в формулировках крайне популярны, так что аргументы стоит взять на вооружение.
Вариант 1
(393 слова) Каждый из нас стремится найти свой путь, но кто-то преуспевает, а кто-то мечется и колеблется всю жизнь. От чего это зависит? Очевидно, что сильная и цельная натура быстро находит себе применение, несмотря на одобрение или осуждение со стороны. А вот слабые люди слишком зависимы от окружения, слишком ведомы и легкомысленны, чтобы занять какую-то определенную позицию. Поэтому можно сказать, что не каждый человек может найти свой жизненный путь. Чтобы обосновать это утверждение, обратимся к примерам из литературы
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня обладала силой воли и яркой индивидуальностью. Будучи молодой и богатой девушкой, свободной от назиданий и контроля родни, она не стала прожигать жизнь в светских кругах и сорить деньгами. Она получила прекрасное образование и все свободное время посвящала развитию своей личности. Героиня ездила по святым местам, читала серьезную литературу, посещала культурные мероприятия. Соблазны большого города и солидного капитала не помешали ей искать себя и работать над собой. Познав все проявления мирской суеты, она выбрала духовное призвание, несмотря влияние со стороны. Даже любовь к главному герою стала ее жертвой на пути к себе. Героиня была волевой личностью, способной на принятие судьбоносного решения, поэтому у нее все получилось.
Однако слабые люди охотно позволяют себя запутать и плывут по течению жизни, ведь они ничего не в силах изменить. Таким был и Дмитрий Старцев, герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Он определил свое призвание, но не смог сохранить верность своей позиции и пронести ее сквозь года. Переехав в захолустье и начав однообразную и скучную практику, Старцев постепенно разочаровался в своих идеалах и начал жить как все — ради денег и скудных провинциальных развлечений. Медицина больше не вдохновляла Ионыча, как и служение людям. Если Дмитрий горел желанием улучшить мир вокруг себя и реализовать свой потенциал, то Ионыча мотивировали только деньги. Если бы не они, он и вовсе не работал бы. Зато его интересовали азартные игры, плотные обеды и бестолковые разговоры в клубе. В атмосфере уныния и мещанской рутины Дмитрий потерял направление и сбился с пути, потому что был слаб и ведом. Он не мог обрести свою дорогу, потому что был слишком зависим от окружения.
Таким образом, далеко не все люди могут найти свой жизненный путь, потому что им мешает слабость духа. Им не хватает самостоятельности и упорства, чтобы сохранить верность своим убеждениям и преодолеть препятствия на дороге к цели. Зато те, кто достаточно силен и независим, протаптывают тропу к счастью и гармонии.
Вариант 2
(431 слово) Каждый человек может найти свой жизненный путь, но не у всех есть возможности выбирать дорогу. Про самоопределение хорошо говорить тем, кто имеет материальные ресурсы для внутренних поисков, проб и ошибок в реализации себя. Но многие люди лишены такого шанса, потому что им не на что жить, нечего есть, и их потенциал ограничен вполне понятными рамками. Эту закономерность продемонстрировали русские писатели в своих известных произведениях.
Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал становление личности и диалектику души Пьера Безухова. Он пробовал себя в разных ипостасях: кутил с золотой молодежью, вращался в светских кругах, занимался делами масонского ордена, делал преобразования в своих поместьях, много читал и знакомился с самыми блестящими людьми своего времени. У него было пространство для маневра: огромный наследный капитал покрывал все поиски себя и не ставил перед героем вопрос «что он будет есть завтра?». Пьер мог тратить время на путешествия по имениям, мог собрать на свои деньги дружину в военное время, мог посетить Бородинское сражение в качестве зрителя. И финал его поисков вполне естественный: методом проб и ошибок он обрел себя и определил направление в жизни. У него была идеальная семья, которую он спокойно мог содержать, была общественная деятельность, издержки которой он мог покрыть. Рядовому русскому человеку в то время все это не было доступно. Но Безухов имел большие возможности для больших результатов. Поэтому он смог набрести на свою тропу.
Совсем другая ситуация у Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой даже не мог окончить университет, несмотря на все свои таланты, потому что у него не хватало денег. Родион и рад бы определиться с направлением в жизни, но условий для этого просто нет. Раскольников живет за счет матери и сестры, и у обеих женщин нет ресурсов, чтобы оплачивать его «поиски себя». Он тяготится своим положением, но ничего поделать не может. Нищенское существование впроголодь не оставляет ему сил на какие-то решительные действия. Без образования нет работы, а для получения диплома нужно иметь достаток — это замкнутый круг. В таких обстоятельствах его рассудок помутился, и он совершил ужасное преступление под эгидой человеконенавистнической теории. Персонаж сбился с пути, потому что у него не было возможностей искать верное направление и даже его придерживаться. Угнетенные бедностью люди не могут размышлять о собственной природе, они одержимы мыслью, как себя прокормить.
Таким образом, не все люди могут найти свой жизненный путь, потому что не у всех есть возможности для соответствующих поисков. Бедному человеку, обремененному семьей, не до самореализации. Он думает только о том, как выжить. И вряд ли ему его дорога по сердцу приходится, но другого выхода нет. Он просто идет туда, где есть хоть какие-то деньги.
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: Л.Н. Толстого, Максима Горького, Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина.
Вариант 1
Каждый из нас рано или поздно совершает ошибки на своем жизненном пути. К сожалению, от этого никто не застрахован. Все дело в том, что развиваясь, человек начинает работать над собой, анализируя прошлые ошибки и неприятности. И вот, когда мы начинает работать над тем, чтобы исправить былые неудачи, мы становимся лучше, опытнее, умнее. Доказательством этому выступают многие примеры из литературы.
Если вспомнить роман — эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то хорошим примером выступает образ Андрея Болконского. Андрей совершил множество ошибок в то время, когда шел к своей заветной цели и пытался разобраться в самом себе.
С самого начала произведения Андрей предстает перед читателем молодым человеком, кумиром которого является Наполеон. Он восторгается им как личностью, мечтая стать на него похожим. Соответственно Болконский начинает идеализировать войну и сделать военную карьеру. В войне он видит свое призвание. Но, оказавшись на реальном поле боя, он начинает понимать, что на самом деле действительность не настолько радужна, как он себе представлял. Там он воочию видит всю ту грязь, кровь, боль и жестокость, которые являются постоянными спутниками любых военных действий. Ведь изначально Андрей думал, что война – это постоянный подвиг и благородство. В реальном мире его иллюзии очень быстро меркнут, а взгляды на жизнь меняются.
Окончательное прозрение приходит к мужчине на Аустерлицком сражении. Лишь после ранения он задумался над тем, что главными ценностями в жизни являются красота окружающего мира, любовь и семья. Он начинает ценить мир и человеческую жизнь.
Когда он вернулся домой, то полностью изменил свое мировоззрение. Он больше не восхищался Наполеоном, поскольку успел в нем разочароваться. Мужчина успел совершить ряд ошибок, но вовремя это осознал, и приложил все усилия, чтобы исправиться. Все случившееся пошло ему на пользу и помогло сделать себя лучше.
Но не всегда совершенные ошибки можно исправить. Порой случается так, что однажды оступившись, человек уже не может исправиться, поскольку его заблуждение является фатальным.
Хорошим примером является рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра – сын смертной женщины и свободного орла, который украл её и сделал своей женой. Когда отца не стало, Ларра вместе со своей матерью пришел к людям. Но те законы, что царили в человеческой общине, не впечатлили юношу и показались ему совсем неубедительными. Он убивает молодую девушку потому, что она ответила ему отказом. Решившись на это преступление, молодой человек полностью изменил свою жизнь. Это стало его фатальной ошибкой, которую изменить он уже не мог.
Старейшины решили навечно изгнать его, а Бог ужесточил приговор, сделав его бессмертным. Ларра так и не хотел признать свою вину, но благодаря судьбе ему пришлось изменить свое мнение. Через многие годы Ларра настолько устал от одиночества, что мечтал о смерти. Его поступок оказался роковым и навсегда изменил его жизнь. Он никак не мог исправить последствия содеянного.
Из этого можно сделать вывод, что каждый из нас совершает ошибки, но далеко не все могут их исправить. Для некоторых совершенный проступок становится роковым и ломает всю его дальнейшую жизнь. Никогда не стоит забывать о том, что цена ошибки может быть слишком высокой.
Вариант 2
Ни для кого не секрет, что ошибки – являются неотъемлемой частью нашей жизни. Оступившись однажды, мы получаем возможность проанализировать ситуацию, чтобы не совершить её в дальнейшем. Чаще всего ошибки делают человека лучше, поскольку исправляя их, мы работаем над собой. Впредь мы стараемся больше так не поступать, благодаря чему быстрее достигаем желаемого. Лишь тот, кто провёл работу над собой, проанализировал своё поведение и исправил содеянное, способен добиться своей цели. Подобные примеры встречаются и героев литературных произведений.
Подобную проблему описал в своём произведении «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский. На примере Раскольникова он показывает цену, которую приходится порой платить за свои ошибки. Молодой человек, желая поскорее обрести желаемое, при этом, особо не прикладывая для этого усилий, решается на преступление. Убив старуху-процентщицу, он навсегда загубил свою жизнь и те перспективы, которые были перед ним открыты. Подобные грехи очень сложно исправить, и вся жизнь начинает катиться по наклонной.
Но автор описывает нравственное исцеление героя. По сути, Раскольников являлся неплохим человеком. Жестокую шутку с ним сыграло то, что он запутался и ошибся. Ведь раньше он славился своими благородными и смелыми поступками: спасение детей из огня, пришёл на помощь обманутой девушке, отдаёт практически всё свои средства бедным людям. Причиной его преступления становится нищета и отсутствие перспектив. Да, он мог бы трудиться и честно зарабатывать, но он хотел получить всё и сразу.
Совершив роковой поступок, героя начала мучать совесть, которая буквально сводила его с ума. На него благотворно повлияло знакомство с Соней, которая так же совершила немало грехов, и прочтение Библии.
Молодой человек начал осознавать, что не относится к касте избранных, которым дозволено все в этом мире. Полная победа над своей теорией ему даётся лишь на каторге, где он много времени посвящает прочтению Священного Писания, чем исцеляет свою душу.
Совершив ошибку, молодой человек полностью исказил свой жизненный путь, но в то же время, благодаря совершенному преступлению и мукам совести, молодому человеку удаётся стать лучше. Он избавился от гордыни, высокомерия, чем очистил свою душу.
Но не всё совершают настолько фатальные ошибки. Зачастую их можно изменить. Подобный пример встречается в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Пётр Гринёв уходит из родительского дома, чтобы показать свою самостоятельность. Направляясь в военную часть, молодой человек совершает большое количество ошибок. Он выпивает лишнего, проигрывает большую сумму денег, а так же кричит на слугу.
Когда он протрезвел, то осознал, насколько неправильным было его поведение. Его начала мучать совесть — молодому человеку было очень стыдно за содеянное. Гринёв берёт себя в руки и извиняется перед Савельичем. Благодаря разговору со старшим наставником, юноша принимает решение больше никогда не играть в азартные игры, а так же отказаться от спиртных напитков. Если бы молодой человек с самого начала не ошибся, то, возможно, он бы так и не понял, насколько опасными являются алкоголь и азартные игры. Благодаря этому проступку, Гринёв получил хороший урок на всю жизнь.
Из этого можно сделать вывод, что путь к заветной цели обычно состоит из ошибок. Ведь именно благодаря им, человек получает возможность обрести опыт, познать себя, и стать лучше. Ошибаясь, мы получаем бесценные знания и навыки. Без ошибок невозможно взросление ни одного человека, главное вовремя понять и исправить содеянное.
Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение.
Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.
Максим Кухарук, г.Тюмень
Текст: Максим Кухарук, г.Тюмень
Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Жизненный путь человека непрост, и без трудностей он не существует. В. Высоцкий писал: «Если руки сложа/ Наблюдал свысока, /И в борьбу не вступил/…Значит, в жизни ты был/ Ни при чём, ни при чём!». Эти слова дают уверенность в том, что жизненные испытания — не просто нормальное, а необходимое явление для поиска себя. Но что делать, если «свернул не туда», начал жить «чужую жизнь»? Можно ли вернуться на верный путь, или «раз переступив, воротиться назад уже невозможно» (Ф.М. Достоевский)?
На мой взгляд, пока человек жив, пока он находится в рассудке, у него есть возможность вернуться к себе, выйти из плена идеи, покинуть компанию с чуждыми ценностями, прекратить наносить вред своему телу и душе… Вот только не всегда это можно сделать в одиночку. Бывают случаи: понимаешь, что идешь не туда, но ничего сделать уже не можешь, и продолжаешь «падение в бездну»… Но даже в такой ситуации можно найти выход. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений русской литературы.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — именно та книга, которая доказывает, что спасение есть всегда. Родион Раскольников, размышляя о возможной судьбе Сони Мармеладовой, говорил: «Ей три дороги… броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…броситься в разврат». Но девушка не пошла ни по одной из этих трёх дорог. Глубоко верующая, часто молящаяся Соня на вопрос-провокацию Раскольникова «А тебе бог что за это делает?» отвечает быстро и решительно: «Всё делает!». Родион потрясен силой Мармеладовой, ее упорству и вере, которые позволяют ей держаться своего, особого пути. Но что это за путь? «Бог есть любовь», — говорится в первом послании Иоанна.
И любовь Сонечки-то и спасает бедного, мучающегося Родиона, переступившего через всех, оставившего и мать, и сестру, и бесконечно преданного Разумихина! Ведь он — тот самый «свернувший не туда», оказавшийся в плену жестокой идеи, думающей и делающей всё за него; он, некогда такой же верующий, и всё ещё по-христиански милосердный, бедный студент. «Что вы, что вы это над собой сделали», — восклицает Мармеладова. «Четвертая», Сонина дорога — путь любви. И пускай Евангелие Раскольников «не открыл и теперь», на каторге, у девушки не остается сомнений, что он «любит, бесконечно любит его». Финал романа оптимистичен: Раскольников отказывается от идеи о сильных мира сего после ужасающего сна. И остается им «семь лет нестерпимой муки и счастья», а затем — совсем другая, новая жизнь… Никогда Родион не будет жертвовать собой, не станет полной копией Сони, но именно она помогает ему вернуться к себе.
Таким образом, я убеждаюсь в том, что любовь ближнего — настоящее спасение, и искренние чувства могут вернуть человека на верный путь.
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
По К1 – хорошо. Особенно радует текст, взятый для аргументации, который так любят использовать для другого одноименного с ним направления.
По К2 в общем-то неплохо. Но замечания все же есть:
- не совсем понятно, в чем, собственно, заключается тезис? Первый аргумент вроде как подтверждает, что, сбившись с пути, можно всегда вернуться на праведную дорогу. Из второго же аргумента очевидно: чтобы снова оказаться на верном пути, иногда нужна помощь ближнего. Но где об этом сказано в тезисе, который занимает два абзаца? В заключении же дан вывод только относительно второго пункта.
- «оставившего и мать, и сестру, и бесконечно преданного Разумихина» – а когда он их оставил-то и почему?
- «любит, бесконечно любит его» – цитата неточная. Любит-то кто кого? Логично, что Раскольников любит Соню, поэтому должно быть «любит, бесконечно любит ее».
К3 – композиция и логика тоже нарушаются в нескольких местах. Замечания:
- «Но что делать, если «свернул не туда», начал жить «чужую жизнь»?» – здесь логическая ошибка, потому что непонятно, каким образом «свернул не туда» превращается в «чужую жизнь»? Это уже дополнение к заявленной теме, никак не отображенное в аргументе.
- «Но что это за путь? «Бог есть любовь», — говорится в первом послании Иоанна» – это всё замечательно, но логика не ясна: как тот факт, что «бог есть любовь», помогает ответить на вопрос о пути Сони? Почему про «путь любви» говорится уже в следующем абзаце, который рассказывает уже про «не тот путь» Раскольникова? Предложение «”Четвертая”, Сонина дорога — путь любви» — по логике должна быть именно в этом абзаце.
К4 (качество речи) – самый сложный критерий. Замечания:
- «пока он находится в рассудке» – речевая неточность: можно «находиться в здравом рассудке»;
- «прекратить наносить вред своему телу и душе» — если про вред для души мысль ещё ясна, то не совсем понятно, что подразумевается под «наносить вред своему телу»;
- «выйти из плена идеи» — как может идея взять в плен? Кого она берет в плен?
К5 (грамотность). По этому критерию допускается аж 17 ошибок, поэтому сильно переживать грамотным школьникам по этому поводу не стоит, но все же замечания озвучим:
- «ничего сделать уже не можешь, и продолжаешь “падение в бездну”» – запятая между однородными членами предложения не нужна;
- «Родион потрясен силой Мармеладовой, ее упорству и вере» – несогласованность предложения: потрясен – чем? – упорством и верой;
- «некогда такой же верующий, и всё ещё по-христиански милосердный» – запятая между однородными членами предложения не нужна.