В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.
Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.
Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.
Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».
Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.
Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.
Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.
В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.
Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.
Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».
Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.
Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.
Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.
- Сочинения
- Литература
- Достоевский
/
/
Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.
Собственно, теория его проста и безобразна. Он разделил людей на достойных и нет. «Настоящим» людям позволено всё. У них есть идеи и силы менять нашу жизнь. (В пример Родион приводит Наполеона.) И вот этим людям ради их великих замыслов позволяется больше, чем остальным. Само общество готово простить им любые преступления, они сами готовы пойти на убийство. А остальные – это биомасса, которую, вроде бы, и не жалко. Все эти обыватели нужны лишь, чтобы однажды из массы родился гений.
Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.
Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.
В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала!
Сочинение 2
Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.
Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.
Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.
После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.
Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.
Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.
Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.
Право сильной личности на преступление
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс.
Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов.
Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа.
Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников.
Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов.
Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.
Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание
Роман «Преступление и наказание» можно отнести к разряду социально-философских. Он был написан Достоевским в 1866 году, когда в России назревал переломный момент, время противостояния революционных сил. Люди были не согласны с социальным устройством общества, на недостатки которого автор и обратил внимание в своем произведении. Народ был в таком положении, что часто единственным выходом было преступление.
Главным героем произведения является Родион Раскольников, в прошлом студент. Он попал в такое положение, что жить ему совершенно не на что, а на возможность поправить свое материальное положение надеяться не приходится. Родион добр, отзывчив, умен, но нужда и безысходность вокруг сподвигли его на размышления, в ходе которых зародилась жестокая теория. По мнению Раскольникова все человечество делится на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые как раз и имеют право совершать преступления ради определенной цели. Для достижения великой цели, осуществляемой ради человечества, люди второй группы имеют право унижать всех «дрожащих», попадающихся на их пути.
Молодой человек склоняется к версии, что благополучие большинства оправдывает уничтожение меньшинства. Для героя важно определить, к какой группе людей относится он сам. Ради этого он решается на страшный поступок: убить старуху-процентщицу. Ради установления справедливости юноша идет на преступление. С этой минуты начинается опровержение идей Раскольникова. Содеянное становится для него мучением, каторгой. Совесть героя оказалась выше рассуждений. Он не может думать ни о чем, кроме совершенного убийства. Родион делает вывод, что он всего лишь «тварь дрожащая», как и все вокруг. Он осознает бессмысленность содеянного, но всеми силами пытается не признавать того, что его теория несостоятельна. То, что казалось ему выходом, привело в тупик. Героя мучает одиночество, ему необходимо перед кем-то исповедаться. Он решается признаться во всем Соне Мармеладовой, которая тоже является преступницей, но ее преступление совершенно против собственной души. Девушка уговаривает Раскольникова признаться в содеянном. За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.
Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.
Сны Раскольникова и их значение в романе
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой.
Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
Эссе про сны Раскольникова
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях.
Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой.
Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Сочинение-рассуждение Теория Раскольникова
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее произведение русской литературы. В романе описываются события шестидесятых годов девятнадцатого века, когда в России были широко распространены революционные идеи. Всё действия происходят в Петербурге — больном, безрадостном и безнравственном городе, что показывает состояние героев.
Главным героем произведения является Родион Раскольников — бывший студент, которому из-за сложного материального положения пришлось оставить учёбу в университете. Герой живёт очень бедно, снимает небольшую коморку, напоминающую шкаф или гроб. Его комната была длиной всего в десять шагов, вся потертая, грязная, на окнах висели желтые шторы.
Родион долгое время наблюдал за жизнью обычных людей, он хотел изменить их жизнь к лучшему. Так и появилась на свет теория Раскольникова. Его теория предполагает разделение всех людей на два типа: обыкновенных, то есть простой народ, значение которого лишь в воспроизведении себе подобных, и необыкновенных — великих людей, которым позволительно нарушать законы для достижения своих гениальных планов и целей. Герой задумывался над вопросом, к какому же типу относится он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?». Наконец, Раскольников причисляет себя к великим людям, сопоставляя себя с Наполеоном, и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Родион был уверен, что его поступок — это благое дело, ведь старушонка обманывала бедных людей, наживалась за чужой счёт. Он считал, что процентщица лишь всем мешает, отравляет чужие жизнь, и её убийство вовсе нельзя назвать преступлением.
Но Родину Раскольникову пришлось убить и ни в чем не виновную Лизавету, беременную сестру процентщицы. Совесть не давала герою покоя, он постоянно испытывал душевные терзания, ведь он смог убить, но переступить черту так и не сумел. Деньги же, которые Раскольников забрал после убийства старухи, так и не были использованы, то есть добрые дела, которые планировал герой, так и не совершились.
Хотя герой и не признавал свою вину, он постепенно разочаровался в своей теории. Он понял, что напрасно причислил себя к не обыкновенным людям. В конечном итоге Раскольников понял, что убил вовсе не бесполезную старушонку, а самого себя. Родиону вовсе не нужны были её деньги, его цель была в том, чтобы выяснить, сможет ли он переступить или нет. Об этом он говорит Соне.
Таким образом, теория Раскольникова, которая на первый взгляд кажется вполне логичной и правдивой, в конечном итоге ,так как приносит страдания и мучения героя и приводит к раскаянию преступника.
Другие темы: ← Разумихин в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийДвойники Раскольникова →
`
Страшные последствия теории Раскольникова
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления.
Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии.
Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Золотая осень Поленова (2, 3, 4, 5, 7 класс)
Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей - Сочинение на тему Я хочу стать учителем
Все люди в нашей стране должны учиться в школе. Каждый человек, кому исполнилось 7 лет идет в первый класс. И там его встречает его первый учитель. От учителя очень многое зависит в дальнейшей школьной жизни ребенка - Сочинение Отношение Базарова к родителям
Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого.
Сочинения
Произведение Достоевского является невероятно глубоким, несущим особый смысл. Особого внимания в нем заслуживает именно теория Раскольникова. С ее помощью автор доносит до читателя главную идею своего произведения и заставляет задуматься о жизни. Разобравшись в данном вопросе, не составит труда написать сочинение на тему Теория Раскольникова и понять ее суть.
Преступление и наказание: теория Раскольникова
Теории Раскольникова в романе Преступление и наказание не напрасно уделяется чрезмерно много внимания. Она не является плодом фантазии самого автора. В окружении писателя было довольно много людей, которые увлекались философскими идеями самого Ницше. Как раз это учение и наводило на мысли, связанные с разделением людей. Как правило, они было популярны среди молодого поколения, которое стремилось найти выход из сложившейся ситуации и улучшить собственное материальное положение.
По сути, в данном романе поднимаются те проблемы, которые были актуальны в обществе того времени. Такие пороки, как проституция, пьянство и преступность были порождены социальным неравенством и наблюдались на территории страны повсеместно. Желая уйти от устрашающей реальной жизни, у людей актуальными стали идеи индивидуализма. При этом они напрочь забывали о божьих заповедях и нравственности.
Истоки теории Раскольникова
Чтобы понять, в чем суть теории Раскольникова, следует изначально узнать, как она зародилась. Главный персонаж данного произведения не обладал какими-то особыми способностями, был весьма заурядной личностью. Тем не менее, он мечтал, что будущее будет прекрасным. При этом ему приходилось жить в постоянном унижении и нищете. Естественно, что все это негативно отразилось на его психоэмоциональном состоянии.
Молодой человек прекращает обучение в университете, закрывается при этом в собственной каморке и начинает тщательно продумывать план ужасающего преступления. Разговор, который он случайно подслушал, Родион считает своеобразным предзнаменованием. Определенные фразы и идеи при этом соответствовали тезисам из той статьи, которую он написал в свое время для газеты. Настолько увлекшись собственной идеей, Раскольников принимает решение, что должен проверить собственную теорию на практике.
Суть и смысл теории Раскольникова
Максимально подробно следует разобраться, в чем заключается теория Раскольникова. Если говорить кратко, то он подразделял всех людей на две группы. Согласно теории Раскольникова, одни из них относились к высшему сорту. Это сильные личности, способные внести в жизнь нечто новое. Их ожидает весьма неординарная судьба. Они могут сделать великие открытия, изменить историю и стать двигателем прогресса.
Это люди, по натуре схожие с самим Наполеоном. Ради того, чтобы достичь высших целей, они способны на преступления, подвергают других явной опасности, идут по головам. Законы при этом их вовсе не пугают. Согласно теории Родиона Раскольникова, подобные личности вовсе могут не думать о том, как ведут себя, не должны придерживаться нравственных принципов. Они идут к намеченной цели не взирая ни на что.
Основная теория Раскольникова была бы не полной, если бы он не описал вторую группу людей. К ним он относил простые, весьма заурядные личности. Они отличаются послушанием, чтят законы и весьма консервативны. Они привыкли к постоянному унижению и уже даже не замечают его.
Если разбирать теорию Раскольникова на цитаты, то он говорит о таких людях, как о тварях дрожащих. Исходя из этих слов, становится ясно, как именно он их себе представляет. Они боятся абсолютно всего, что происходит вокруг, преклоняются перед всеми, кто сильнее их. У таких особ нет личного мнения. Они подстраиваются под обстоятельства и не делают абсолютно ничего для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Крушение теории Раскольникова
В своем произведении Преступление и наказание Достоевский проверяет теорию Раскольникова на практике. Эта участь досталась самому Родиону. Молодой человек был чрезмерно горд и именно поэтому отнес себя к группе избранных. Совершенное им преступление, убийство старой женщины, является проверкой описанной в произведении Достоевского теории Раскольникова.
Молодой человек убежден, что избранные с легкостью смогут переступить через кровь. Ведь в дальнейшем они смогут изменить жизнь всего человечества. Таким людям чужды угрызения совести, они не сожалеют о совершенных поступках. Именно так считает главный персонаж. Правда, жизнь в дальнейшем все сама расставит по местам.
После того, как Раскольников совершает убийство, ему приходится оказаться в изоляции, которая для него мучительна. После того, как Родион переступил черту нравственности, он становится несчастным. Он обречен на постоянное одиночество и уже не может общаться с близкими ему людьми. Как говорит сам главный герой, он убил не старуху, а самого себя.
После совершения данного преступления ранее благородный, добрый парень становится на одной черте с Лужиным и Свидригайловым. Он уже ничем не лучше, чем эти порочные особы. Эти люди также, как и Родион, не взирали на нравственные принципы и делали все для того, чтобы достичь благополучия. Свидригайлов сам говорит Раскольникову, что тот с ним одного поля ягода.
Наказаниям для главного героя стали именно его душевные переживания. Они также доказывали, что ранее он глубоко заблуждался. Собрать свою расколотую душу и обрести наконец-то покой Родиону удается только после того, как он раскаивается и обращается к Всевышнему. Возродиться и заставить себя жить дальше, забыть о ранее преследовавших идеях ему удается только благодаря искренней любви и преданности Сони Мармеладовой.
Не удивительно, что в данном произведении разработанная главным героем теория терпит крушение. Таким образом писатель показывает, что ни одного человека нельзя назвать дрожащей тварью. Каждый человек является личностью и имеет полное право на то, чтобы жить.
Автор указывает на то, что для обретения собственного счастья нельзя делать других людей несчастными. Отношения в обществе нужно строить на милосердии и доброте. Только в этом случае, как утверждает автор, будет царить мир и согласие.
В процессе написания сочинения на тему Теория Раскольникова можно сказать, что выдвинутые Родионом предположения изначально были обречены на провал. Система разделения людей на отдельные виды по своей природе была ошибочной.
Во-первых, перед совершением убийства главному герою пригрезилась гибель кобылы. Он вспомнил, что мог быть свидетелем того, как избивали лошадь кнутом. При продумывании плана преступления перед его глазами нередко предстает жалкое животное, которое погибает в результате нанесения сильных ударов.
Во-вторых, теория нелепа, и потому к избранным Родион относит Свидригайлова и Лужина. Первый из них убежден, что человек может совершать абсолютно все, что ему захочется. Он совершает многочисленные преступления, но несмотря на это никаких проблем с законом у него не наблюдается. Говоря же о Лужине, то это также весьма неприятная личность. Он любит исключительно самого себя, может с легкостью оболгать любого человека, лишь бы получить выгоду. Естественно, что относить таких особ к избранным – явная нелепость.
Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!
Вариант 1
(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.
Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.
Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.
Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.
Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.
Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.
По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.
Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.
Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.
Вариант 2
(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.
Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.
По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.
«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»
Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.
Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.
Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.
Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.
Автор: Виктория Комарова
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее. После убийства двух человек Родион Раскольников не испытывает чувства вины за совершенное им преступление. Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Голос совести Раскольников еще до содеянного был заглушен этой идеей, а потому он решил осуществить задуманное. Если бы совесть воздействовала на Родиона сильнее, чем такие теории, то он бы не стал убийцей. Этим и страшны люди без совести – они могут сделать что угодно, не испытывая за это вины.
В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном. Эраст действительно был влюблён в Лизу, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось жениться на другой женщине, которая могла бы оплатить все его долги. Чувства к девушке уже остыли, но молодой человек даже не смог признаться в этом. Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство. Но Эраст не думал, что всё получится так, он не хотел причинять Лизе боль. У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза. Эраст до конца жизни раскаивался, жалел о произошедшем и считал себя убийцей. Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки. Благодаря совести мы не совершаем страшных ошибок, не оступаемся. Люди не должны заглушать ее голос и ослушаться её, чтобы потом не жалеть о последствиях.
Здравствуйте! К сожалению, не знаю, как нужно к вам обратиться.
Вам удалось в своем сочинении выполнить требования № 1 «Объём слов» и № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» критериев оценивания, написать сочинение по теме, привлечь для аргументации художественные произведения. Работа отличается грамотностью. Вместе с тем следует обратить внимание на шероховатости в развитии логики.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Для аргументации привлечены классические произведения: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Его тревожит лишь понимание того, что оказалась неверной его теория о том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет».
Искажение позиции автора. После преступления Раскольникова не разочаровывается в своей теории, как Вы предполагаете: он мучается от осознания своей ничтожности (он думал, что «право имеет»…).
В отличие от Родиона Раскольникова, герой повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» имеет совесть и поэтому раскаивается в совершенном.
Хотелось бы, чтобы отчество писателя тоже было указано. Фёдора Михайловича Достоевского знаете, а Николая Михайловича нет. Это не ошибка, а пожелание быть более внимательным к личности писателя.
На мой взгляд, в предложении звучит очень смелое и категоричное утверждение. Я бы не стала так широко обобщать. Герои показаны в динамике. Нужно уточнять, в какие моменты, в каких эпизодах. Мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, что у Раскольникова отсутствует совесть. А как же его сны? болезнь? Призываю Вас не проявлять категоричность.
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
К сожалению, чёткого ответа на вопрос темы не последовало. Произошла подмена тезиса толкованием понятия
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи. (Вот эту мысль мы можем считать тезисом, её нужно было развивать. Тезис получился недосказанным).
Ошибки
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести. Главный герой не имеет ее.
Нелогичный переход к примеру.
Он совершил ошибку, но совесть дала ему понять это и почувствовать вину. В ином случае он мог бы в очередной раз совершить такую же оплошность и принести боль еще одной девушке, но этого не вышло.
Нелогично, неорганично выглядит предположение. Старайтесь ничего не домысливать.
К 4 (речь)+ 1 балл
Ошибки
Совесть – это чувство ответственности за то, что ты уже сделал или сделаешь. Но чем же страшен человек без совести? Совесть помогает нам не сбиваться с жизненного пути, не совершать ошибок. И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский обращается к теме совести.
Старайтесь избегать большого количества повтором.
Совесть, например, можно метафорично назвать компасом нравственности, внутренним судьёй и т.д.
И если человек игнорирует её или же просто не имеет, то он способен на поистине страшные вещи.
Слово «вещи» использовано неуместно. Лучше сказать по-другому: человек способен на низкие поступки.
У молодого человека есть совесть и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.
Речевая шероховатость. Лучше сказать так: … он посчитал себя виновным в гибели (в самоубийстве) Лизы; чувствовал ответственность перед девушкой и т.д.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что совесть – важнейшее для людей чувство ответственности за свои поступки.
Старайтесь избегать подобных повторов. Подводя итог — можно сделать вывод — это одно и то же.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:
Ошибки
Орфография — 0
Пунктуация — 2
Лиза восприняла всё произошедшее как измену и предательство, и, впав отчаяние, совершила самоубийство.
Лишняя запятая. Лиза восприняла и совершила — однородные сказуемые, поэтому запятая перед И не нужна.
У молодого человека есть совесть ЗПТ и потому он посчитал себя виноватым в том, что сделала Лиза.
Сложное предложение.
Грамматика — 0
Общий вывод по работе
Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой развития мысли (тезисно-доказательной частью: чётче формулируйте тезис, приводите доводы, подкрепляйте их примерами из художественных произведений), речевым оформлением
Удачи!
Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!
Вариант 1
(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.
Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.
Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.
Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.
Вариант 2
(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.
Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.
Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.
Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.