Раскольников из какого рассказа

Родион романович раскольников главный действующий персонаж романа ф. м. достоевского преступление и наказание. психологический портрет до убийства раскольников

Родион Романович Раскольников — главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Психологический портрет

До убийства

Раскольников — бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге, у него есть мать и сестра. Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. По Раскольникову, люди, бескомпромиссно идущие по головам других людей, достигают морального и материального успеха — нужно лишь отбросить веру и запреты. Как следствие, он замышляет убийство, которое должно стать первой ступенью его на пути к моральным и материальным вершинам.

Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть все и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным».

Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания.

В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство.

Раскольников долго не решается на преступление. Он уверен, что зная все тонкости убийства и, относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.

Его план тонко продуман, как ему самому кажется, до мелочей.

Убийство

Убил старуху-процентщицу топором по голове, старался не запачкаться в крови, вытащил ключ из верхнего правого кармана, открывал укладку, срезал кошель с шеи. Услышав как кто-то вскрикнул, вернулся в комнату и обнаружил Лизавету. Затем также убил её топором.

После убийства

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» вводится противовес сомневающемуся и мечащемуся Раскольникову — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек, не задумывающийся о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Примечательна мысль Свидригайлова, которая у него появилась за несколько часов до самоубийства:

Эта мысль являет собой добравшийся до поверхности зов сердца выйти в люди, где бы он непременно нашел спасение.

См. также

  • Соня Мармеладова
  • Б. Акунин «Ф. М.»

Литература

  • Наседкин, Н. Н. Раскольников // Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — С. 408—412. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100

Wikimedia Foundation.
2010.

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», недоучившийся студент. Действие романа происходит в Санкт – Петербурге в девятнадцатом веке.

Характеристика Раскольникова из романа «Преступление и наказание»

Краткая характеристика Раскольникова

Начиная читать эпопею «Преступление и наказание», мы видим Родиона Раскольникова. Историю главного героя автор рассказывает с особым размышлением.

Описание образа героя начинается с первоначальной главы. Раскольников был молодым парнем, который переживал жизненные трудности. Он был замкнутым и всегда ходил с мрачным видом.

Ранее Родион учился в университете на юридическом факультете. Из университета Родиона давно отчислили. Он жил в крошечной и мрачной комнате, которая была в плохом состоянии. Родион ходил в изношенной и старой одежде. У него не было денег отдать долги и оплатить квартплату и обучение.

Автор характеризует героя постепенно. Несмотря на бедность, Раскольников был привлекательным парнем. У него были темные глаза и волосы. Родион был худощавого телосложения и высокого роста.

По характеру он отличался независимостью, гордостью и умом. Парень стал замкнутым из-за плохого материального положения. Общение с людьми повышало в нем злобу и гнев. Любую помощь он воспринимал как унижение.

Больное самолюбие и гордыня, также нехватка денег подкидывают парню идею. Раскольников стал делить людей на 2 сословия, как право имеющие и обычные. Раскольников решил исполнить свое предназначение и готовился к преступлению. Он хотел убить старуху, которая была ростовщицей и давала деньги долг под завышенные проценты.

Он все запланировал, хотя не знал, что в реальной жизни, все получается по – другому. Во время нападения Раскольников забыл закрыть дверь. Ему пришлось убить беременную Елизавету, которая стала свидетелем убийства. Он забрал с собой деньги и драгоценности, но не смог пользоваться украденными вещами.

Ему было плохо. Отняв у человека жизнь, Родион стал сторониться общения с другими людьми. Раскольников был на грани сумасшествия. Его единственный друг хотел понять и помочь ему. Раскольников отказался от помощи.

После преступления Родион стал помогать чужим людям. Жизнь Раскольникова разделилась на 2 части. Родион не чувствовал себя преступником и не признавал своей вины. Герой пытался запутать инспектора, который вел дело об убийстве. Герой лишился сил из-за постоянной лжи и напряжения.

Герой вновь приобрел веру в жизнь после знакомства Соней Мармеладовой. Соне было 18 лет, и она жила в полной бедности. Девушка была вынуждена жить и работать по желтой карточке. Заработанные деньги она отдавала семье.

Несмотря на свою работу, Соня была доброй и миролюбивой. Любовь девушки спасла Родиону жизнь. По совету девушки Раскольников признался в преступлении и отправился на каторгу. Раскольников не верил в бога. Соня считала, что счастье дается после получения наказания. Терпение и забота Сони помогли парню начать жизнь заново.

Образ Родиона Раскольникова

Образ Раскольникова является одним из самых сложных и противоречивых образов классической литературы, вокруг него — всегда споры и диаметрально противоположные мнения.

Раскольников – привлекательный молодой человек с тонкими чертами лица. Глаза у него темные, волосы – темно – русые. Высокий, стройный, статью похож на свою сестру, красавицу Авдотью Романовну. И даже, в чем-то, не хуже, как думает о нем его мать: лицо и глаза – прекрасные.

Он очень неглупый. В его статье о психологическом состоянии преступника во время приготовления и совершения преступления рассматриваются совершенно необычные трактовки возможности совершать преступления различными лицами: выделение необыкновенных людей, которые могут делать все.

А точнее, разрешить совести «перешагнуть» через что-то, если идея потребует это. Это — люди будущего, которые смогут сказать «новое слово» в отличие от просто низших и любящих послушание людей. Да, это настоящие «господа» будущего, и пусть они разрушают, но они разрушают настоящее во имя будущего. Им это дозволено, и даже дозволена или «разрешена» кровь. Очевидно, что и себя он причисляет к этой высшей группе.

Для Раскольникова материальные факторы ничего не значат – он задавлен бедностью, но она его не тяготит. Ему нет никакого дела до простых и обыденных вещей: что надеть и что поесть. Он одет плохо, но ему не стыдно.

И когда люди обращают внимание на его жуткую шляпу-цилиндр, то его беспокоит только то, что по этой шляпе его легко смогут вычислить после преступления, а не то, что она старая и грязная. Взятый у убитой старухи кошелек он, даже не проверив его содержимое, хотел выкинуть в воду.

Но и о душе Раскольников мало беспокоится: он не продумывает, что его ждет потом, после совершения преступления. Он живет за счет матери и сестры, но это его не тяготит. Он совершенно не верит в Бога: совершает страшный грех, подведя под это философский базис.

И даже после убийства двух ни в чем не повинных человек ему не ведомы угрызения совести: он переживает только о том, что так глупо попался. И стыдится не того, что убил, а того, что погиб безнадежно и слепо, а совесть у него всегда спокойна.

Раскольников не жадный и добрый: учась в университете, помогал посильно больному товарищу, а после того, как товарищ умер, помогал его отцу, хотя больших доходов никогда не имел. Во время пожара вынес из огня чужих детей, хотя и получил ожоги. Отдает последние деньги Катерине Ивановне на похороны.

Он любит «ходить по краю»: признается Заметову, что это он убил Алену Ивановну, а потом отказывается от своих слов. Идет в квартиру убитых им женщин «пощекотать нервы» и объясняет, что хочет «нанять квартиру». Там ведет себя странно, намекая на причастность к преступлению и вызывая подозрение окружающих.

Действия Раскольникова часто не понятны окружающим: зачем он хотел полтора года назад жениться на дочери хозяйки, больной и некрасивой бесприданнице? Любви там не было, к особенной жалости Раскольников тоже не склонен, так зачем хотел жениться?

И зачем, все-таки, убил старуху — процентщицу? Ведь не для денег убил, не для того, чтобы облагодетельствовать человечество, а для себя убил. А разве нельзя было выбрать другой, менее кровавый, способ, чтобы доказать себе, что ты не «вошь»?

Раскольников высоко себя оценивает, на первом месте у него только «я». И ему, в сущности, не никакого дела до матери и сестры. И позже, он ведет себя, как хочет: живя в Сибири, он не поддерживает никаких отношений с матерью и сестрой.

И только тихая Соня находит силы и время, чтобы написать о нем матери и Дуне с Разумихиным. Иногда, по мнению того же Разумихина, он может быть просто бесчеловечным. Живя в остроге и продолжая думать, он приходит к выводу, что его мысль – не глупее других. И, следовательно, он прав.

Он не позволяет себе насмешек над окружающими не потому, что уважает их, а потому, что у него «нет времени «отвлекаться на пустяки» — ему надо делать важную работу, думать, осмысливать, готовиться, подводить почву, оправдывать себя.

Достоевский называет его мономаном, и это, наверное, самое хорошее, что может сказать автор о своем детище. Если копать глубже, то напрашиваются другие выводы, да плюс еще галлюцинации (хозяйку бьют). Да, действительно, у него есть «сверхценная идея», его мания, мечта, главная мысль своей жизни, которую он вынашивает и лелеет.

А все, что мешает ее воплощению, он отсекает от себя: мать может узнать о его преступлении, поэтому надо прекратить видеться с родными. Для воплощения идеи хорош любой способ, даже такой кровавый. И последнее: нет раскаяния. Да и в чем раскаиваться? Мечта сбылась, а старушонка так вообще никому не была нужна, что тут жалеть.

Если бы в наше непростое время одержимый какой-нибудь манией человек, например, балетоман, убил балерину за то, что она недостаточно хорошо «крутила» фуэте и тем самым «улучшил» состояние российского балета, то никто бы не стал слушать его рассуждения, что он не балерину убил, а себя убил. Но это уже другая история.

Можно ли оправдать жестокость Раскольникова

Как часто люди сталкиваются с жестокостью. Относятся этому по-разному: одни осуждают, другие пытаются найти оправдания, третьи остаются равнодушными. Как правило, равнодушны или ищут оправдания те, которые не испытали влияние жестокости на себе. Как бы там ни было, но вопрос, можно ли оправдать жестокость всегда остается актуальным. Я думаю, что все из-за того, что на него нельзя найти универсальный ответ.

Все зависит от того, что стало причиной жестокости. Некоторые люди просто наслаждаются, причиняя боль другим, относясь к ним грубо. Если жестокое поведение – способ получить удовольствие, запугать другого человека, показать «кто в доме хозяин» или отомстить, оправдать ее никак нельзя. Если же жестокость – мгновенный порыв, к которому человека вынуждают серьезные обстоятельства, объяснить ее можно.

Представьте себе, отец видит, как его ребенка сбивает автомобиль. Потом оказывается, что водитель пьян. Думаю, первое желание отца отомстить за своего ребенка, причем отомстить жестоко. И эту жестокость можно оправдать, ведь можно понять состояние отца. Бывает и такое, что человек проявляет жестокость к другим только из-за того, что завидует их успехам или хочет показать свою «силу». Разве такую жестокость можно оправдать? Я думаю, что нет.

На поставленный вопрос помогут ответить произведения русских и зарубежных писателей. Для этого стоит проанализировать мотивы жестокого поведения героев, результаты его. Читая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, наблюдаем за тем, как ожесточается сердце главного героя Родиона Раскольникова.

Сначала молодой человек поражается жестокостью окружающего мира, наблюдает за тем, как она делает людей несчастными. В какой-то момент у него возникает желание отомстить за все обиды. И месть герой выбирает страшную – убийство старушки-процентщицы.

Разве на такой шаг может решиться добрый человек? Я думаю, что нет, поэтому и считаю, что Родион стал жестоким под влиянием обстоятельств. Молодой человек убивает старуху, но жить с этим спокойно не может. Он раскаивается и, благодаря поддержке Сони Мармеладовой, становится на путь исправления.

Жестокость Родиона можно объяснить. Герой понимает, что такие люди, как старуха-процентщица, Мармеладов – причина бед таких, как людей он. Наблюдая за тем, как живут его родственники, Соня Мармеладова, Раскольников чувствует, как гнев в нем возрастает, порождает жестокость.

Таким образом, жестокость можно оправдать, если она вызвана действительно серьезными причинами. Но это единичные случаи, чаще жестокость заслуживает только осуждения.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Аркадий Иванович Свидригайлов предстаёт перед читателем изначально плохим человеком. Вокруг него ходит множество сплетен о том, например, как он бил свою жену, а потом и вовсе отравил её, он виновен в смерти своего лакея и он же пытался сделать Дуню своей любовницей. Из всех этих сплетен правдой является только последняя. На протяжении же всего романа Аркадий Свидригайлов совершает добрые дела: он обеспечивает детей Мармеладовых, готов заплатить Дуне лишь бы она не выходила за Лужина, обещает Раскольникову оплатить его поездку в Америку, чтобы скрыться от полиции.

Вся проблема в том, что и добро, и зло Свидригайлов делает только от скуки, не преследуя никаких целей. Поняв, что жить без убеждений и намерений невозможно, а Дуня никогда не полюбит и не простит его, Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством, застреливаясь из револьвера. Его сходство с Раскольниковым в том, что он также считает, что нормы морали существуют только для «тварей дрожащих», «вшей», а не людей. Себя же они считали «право имеющими», а потому и переступали через нравы ради своих каких-то целей.

Следующим двойником Раскольникова является Андрей Лебезятников. О нём узнаём из рассказа Семёна Мармеладова – господин Лебезятников избил его жену Катерину Ивановну. Однако, у Лебезятникова есть совесть и он умеет сочувствовать окружающим. Это читатель видит в сцене с обвинениями Лужина к Соне – Андрей вступается за Мармеладова вместе с Раскольниковым. Сходство Лебезятникова с Раскольниковым в раздвоенной личности, ведь с одной стороны он поступает бесчеловечно для своего морального удовлетворения, но с другой – имеет отзывчивую к несправедливости душу.

Тем не менее, узнавая Лебезятникова, Лужина и Свидригайлова, Раскольников не может принять жизнь «сильных мира сего», продолжая при этом причислять себя к «право имеющим». Ему неприятны люди, живущие по его теории.

Сталкивая Раскольникова со своими двойниками, Ф.М. Достоевский опровергает теорию Родиона, вскрывает её антигуманную, аморальную суть. Также такое столкновение помогает лучше увидеть черты как двойников, так и самого Раскольникова.

Описание образа с цитатами

Родион Романович Раскольников является бедным молодым человеком. По происхождению он, судя по всему, является мещанином:

“Был он очень беден…” (часть 1 глава IV)

“…у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках.” (часть 5 глава IV)

“Мать у меня сама чуть милостыни не просит…” (часть 2 глава III)

Возраст Родиона Раскольникова — 23 года:

“…к тому же и двадцать три года сказались.” (часть 6 глава VII)

Он родился и вырос в провинции, вероятно, в Р‑й губернии (вероятно, имеется в виду Рязанская губерния). Семья Раскольникова состоит из его матери Пульхерии Александровны и младшей сестры Дуни. Отец Раскольникова умер несколько лет назад:

“Через минуту явилось письмо. Так и есть: от матери, из Р — й губернии.” (часть 1 глава III) 

На момент повествования Раскольников уже 3 года живет в Петербурге:

“…я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции…” (часть 2 глава I) 

О внешности Раскольникова известно, что он красив, высок и строен. У него прекрасные темные глаза, темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами:

“…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” (часть 1 глава I) 

“…в тонких чертах молодого человека…” (о лице героя, часть 1 глава I)

“…не опуская черных воспаленных глаз своих…” (часть 2 глава I)

“И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки…” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

Раскольников одевается очень бедно, его костюм ужасно поношен:

“Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.” (часть 1 глава I)

“Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!..” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“…строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья…” (часть 1 глава IV)

“…удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться…” (часть 2 глава I)

“…старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…” (часть 2 глава III)

Он носит очень широкое пальто, похожее на мешок:

“.…снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье)…” (часть 1 глава VI)

“…так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи…” (часть 1 глава VI) 

Раскольников носит высокую круглую шляпу, изношенную и уродливую. Одежда Раскольникова так бедна, что однажды на улице незнакомая купчиха принимает его за просящего милостыню и дает ему двугривенник (20 копеек).

Несмотря на свои нищий костюм, он ходит с гордой осанкой по улице:

“…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…” (часть 2 глава I)

Раскольников живет в съемной комнате (каморке) в доме Шиля в Петербурге. Его жилище настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб.

Раскольников является бывшим студентом. За несколько месяцев до событий, описанных в романе, он из-за нехватки денег бросает учебу на юридическом факультете Петербургского университета.

Когда Раскольников учился в университете, он занимался уроками, не жалея себя, но при этом почти не имел товарищей и всех сторонился. За это однокурсники уважали, но не любили его:

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

Также Раскольников раньше подрабатывал, давая частные уроки детям, но в конце концов оставил эту работу. Он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе. Из-за нищеты он уже четвертый месяц не платит за аренду жилья:

“…ты уже не студент, уроков и костюма лишился …ты, с своей стороны, забился в угол и ничего прежнего не поддерживал…” (часть 2 глава III)

“…я уроки потерял и не плачу четвертый месяц…” (часть 2 глава I)

“И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего…” (часть  глава)

Родион Раскольников является умным и талантливым человеком, по мнению его матери:

“Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом.” (часть 6 глава VII)

Он является любящим сыном и братом:

“Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил… <…>

…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…” (Раскольников — матери, часть 6 глава VII)

Раскольников является отличным человеком, по мнению его друга Разумихина:

“А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек!..” (часть 6 глава I)

Родион Раскольников — интересный человек с достоинствами, способный сознавать и делать многое, по мнению Свидригайлова:

“Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…” (Свидригайлов, часть 6 глава IV) 

Он является образованным молодым человеком, по мнению Мармеладова:

“…опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного…” (часть 1 глава II)

Раскольников владеет немецким и французским языком. Судя по всему, у Раскольникова есть некоторые литературные способности. Так, за полгода до убийства старухи-процентщицы он пишет статью под названием “О преступлении” и отдает ее в одну из петербургских газет. Статью в итоге публикуют в газете “Периодическая речь”.

Несмотря на весь свой ум и образование, Раскольников является дураком, по мнению его друга Разумихина:

“…видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! — так вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок посидеть, чем даром-то сапоги топтать…” (Разумихин, часть 2 глава VI)

Родион Раскольников является надменным, гордым, необщительным, угрюмым, мрачным, вспыльчивым, высокомерным меланхоликом, но при этом он добр и великодушен:

“Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…” (автор о герое, часть 1 глава IV)

“…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… “(мать о Раскольникове и его сестре, часть 3 глава IV)

“Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.” (слова Разумихина, часть 3 глава II) 

“…даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый…” (слова Разумихина, часть 6 глава I)

В начале романа Родион Раскольников является атеистом, он не верит в Бога:

“— Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.” (Соня — Раскольникову, часть 4 глава IV) 

“— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю.” (Раскольников о вере в Бога, часть 6 глава VII) 

Раскольников не любит говорит о своих чувствах. Иногда он бывает холоден, бесчувственен и неразговорчив. По мнению его друга Разумихина, в нем как будто сменяются два противоположных характера:

“Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. 

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!” (часть 3 глава II)

Родион Раскольников не боится иметь собственное мнение, по словам Свидригайлова:

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство…” (часть 6 глава III)

Он является нетрусливым, незабитым молодым человеком:

“Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив…” (часть 1 глава I)

Раскольников — смелый, заносчивый, серьезный человек и страшный борец, по мнению Порфирия Петровича:

“Господину Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: “Я убил!” Слишком смело‑с, слишком дерзко‑с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!” (часть 6 глава II)

“Что вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал‑с.” (часть 6 глава II) 

Раскольников является довольно циничным человеком, по мнению Свидригайлова:

“…вы и сами порядочный циник.” (часть 6 глава IV)

Он имеет свойство судить слишком быстро о чем-либо, по мнению его матери:

“…не суди слишком быстро и пылко, как это и свойственно тебе…”(мать о Раскольникове, часть 1 глава III)

Он высоко себя ценит и имеет на это право, по мнению Разумихина:

“Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…” (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)

Раскольников не любит находиться в толпе и избегает общества людей, особенно в последнее время:

“…Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время…” (часть 1 глава II)

“…он при первом, действительно обращенном к нему слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности…” (часть 1 глава II)

Родион Раскольников от природы является очень раздражительным человеком, по мнению Порфирия Петровича:

“Раздражительны вы уж очень, Родион Романыч, от природы‑с; даже уж слишком‑с, при всех-то других основных свойствах вашего характера и сердца…” (часть 6 глава II)

В начале романа Раскольников находится в состоянии, похожем на ипохондрию. Его нервы расстроены, он целыми днями лежит на кровати, думая о жизни, но ничего не предпринимает:

“…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.” (часть 1 глава I)

“Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе.” (часть 1 глава I)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня … всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.” (часть 1 глава I)

Родион Раскольников решает убить старуху- процентщицу, чтобы проверить свою страшную теорию о “низших” и “высших” людях. В конце концов он сознается в преступлении и отправляется на многолетнюю каторгу в Сибирь:

“…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

Следователь Порфирий Петрович, зная о преступлении Раскольникова, все равно считает его благородным человеком с зачатками великодушия:

 “Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю‑с, и даже с зачатками великодушия‑с…” (часть 6 глава II)

По мнению Порфирия Петровича, Раскольников не является безнадежным подлецом, несмотря на свое преступление:

“Много ль понимаете-то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец! По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел.” (часть 6 глава II)

Это был цитатный образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера в цитатах.

Читайте также: «Тимур и его команда» А. Гайдара – основная мысль повести.

Родион Романович Раскольников – один из самых ярких персонажей русской классической литературы XIX века.

Раскольников Родион Романович

ФИО: Раскольников Родион Романович
Место рождения: Рязанская губерния
Чем известен: Главный горой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Детство и отрочество героя

Родион Раскольников родом из небогатой семьи мещан, которая проживала в Рязанской губернии. Глава семейства, Роман Раскольников, отец троих детей был творческой личностью, писал стихи и повести и отправлял их в разные периодические издания. Он умер, когда Родион ещё был ребёнком.

Мать главного персонажа, Пульхерия Александровна, была женщиной доброй, заботливой, пугливой, тревожной и очень любила мужа и детей. Дети всегда были под чутким маминым присмотром. Родион родился первым в семье. Сестра Авдотья была младше брата на несколько лет. Третий ребенок Раскольниковых умер в возрасте 6 месяцев, имя его в романе не упоминалось. Дети были умными, образованными, росли в бедности, но в любви и ласке.

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Факты из взрослой жизни

  1. Родион становится студентом, поступив на первый курс юридического факультета Петербургского университета.
  2. Снимает крохотную комнату для проживания на время обучения.
  3. Даёт частные уроки, чтобы заработать себе на жизнь и тем самым свести концы с концами, хотя этих денег не хватает даже на оплату жилья.
  4. Содержит больного друга, обеспечивая ему лечение и пропитание.
  5. Создаёт собственную теорию о «людях обыкновенных и необыкновенных», описывает ее в своей статье, которую публикуют в «Периодической речи».
  6. Спустя два года из-за постоянной нехватки денег бросает учебу в университете.
  7. Прекращает частное преподавание и остается совсем без средств к существованию.
  8. По причине нищеты, голода, ужасных условий проживания впадает в тяжёлую депрессию, и в голову ему приходит навязчивая идея убить старуху-процентщицу, которой он иногда закладывает свои ценные и дорогие сердцу вещи.
  9. Готовится морально к убийству, обдумывает каждый шаг и пропускает каждую мысль и эмоцию через душу и сердце.
  10. Следуя своей теории убивает старуху и ее сестру, пытаясь доказать, что он великий человек, которому можно решать за других, убивать, якобы делая это во благо не только себе, но и другим.
  11. Впадает в тяжёлое психическое заболевание, так как осознаёт, что его теория оказывается провальной, а его величие пустым призраком его мыслей.
  12. Скрывается от правосудия, пугается каждого упоминания об этом убийстве.
  13. Знакомится с семьёй Мармеладовых, помогает им выжить в нищете, находит родственную душу в образе старшей дочери Семёна Мармеладова и влюбляется в неё всем сердцем.
  14. Из письма матери узнаёт, что его любимая сестра Дуня, работающая гувернанткой у богатых людей, собирается выйти замуж за нелюбимого человека ради спасения семьи от бедности. Всячески старается препятствовать этому.
  15. Мать и сестра приезжают к жениху Авдотьи в Петербург и навещают измученного болезнью и переживаниями Родиона в его старой, убогой каморке.
  16. Родион, влюблённый в Софью Мармеладову, признаётся ей в совершённом убийстве, приводя её в глубокий ужас.
  17. Бросает своих родных на попечение друга со студенческой скамьи Разумихина.
  18. Признаётся в убийстве в полиции. Кается перед матерью и сестрой.
  19. Не сумев покончить с собой, отправляется по решению суда на каторгу в Сибирь на 8 лет.
  20. Его мать, Пульхерия Александровна, не выдерживает страшного горя и умирает вскоре после вынесения приговора.
  21. Софья Семёновна отправляется в Сибирь вслед за своим любимым.
  22. Авдотья Романовна с супругом Разумихиным также переезжают в небольшой сибирский городок близ острога, где отбывает наказание их брат и друг.

Родион Романович Раскольников

Родион Романович Раскольников

Психологический портрет героя

Главный персонаж обладал сложным противоречивым характером. Родион был трудолюбивым, много работал и учился, не жалея своих сил. За это его все в университете уважали, но никто не любил. Он почти не имел друзей, так как сторонился общества, не принимал участия ни в разговорах, ни в праздничных мероприятиях, не любил показывать своих чувств.

Родион был бедным, надменным, гордым, часто мрачным, угрюмым. Он считал себя необыкновенным человеком, которому многое дозволено, вернее, попытался быть таким. С другой стороны, он был добрым и великодушным, готовым придти на помощь, отдать последние деньги, даже рисковать жизнью ради других, верил в Бога.

Родион Раскольников

Родион Раскольников

Личная жизнь и отношения

В своей жизни Родион дважды пытался жениться. Первой невестой была дочь его хозяйки Зарницыной, девушка очень странная, глуповатая, некрасивая, часто болеющая. Свадьба не состоялась, так как она умерла от болезни.

Затем он влюбился в Софью Семёновну Мармеладову, в которой обнаружил душевное родство. Бедной Сонечке пришлось быть грешной ради спасения от голода семьи отца. Девушка была скромной, худой, очень красивой, с ясными голубыми глазами. Она казалась совсем девочкой, милым ребёнком, гораздо моложе своего возраста.

Софья Мармеладова

Софья Мармеладова

Главный герой покаялся ей в убийстве, затем признался в любви и понял, что его чувства взаимны. Но счастливой семейной жизни с рождением детей у них не получилось, так как он был сослан на каторгу в Сибирь. Софья не бросила его и поехала за ним, ждала его, надеялась на своё счастье, берегла их общее чувство. Даже в разлуке они были очень близки, любили и были любимы.

Уехав из мрачного Питера, оказавшись в Сибири, Раскольников переосмыслил свою жизнь, идеи, мысли, мировоззрение, ценности и стал свободнее душой и сердцем, несмотря на то что он оказался в физическом заключении. Душу ему грела Сонечкина любовь и его любовь к ней.

Выводы о персонаже

Родион Раскольников, молодой человек 23 лет с огромным чувством юношеского максимализма и справедливости- персонаж-противоречие. Он добрый, способный на большую любовь к матери, сестре, любимой женщине. Он спасает хозяйских детей из пожара, рискуя собой. И он же оказывается способным совершить убийство, не ради денег, а «ради себя».

Родион Раскольников и старуха-процентщица

Родион Раскольников и старуха-процентщица

Молодой человек чурается людей, избегает весёлых компаний, но помогает своему больному другу. Он образован, но суеверен. Он убийца и считает правильным убийство старухи, но переживает и упрекает себя в смерти ее сестры Елизаветы.

Он беден до нищеты, но не смог взять награбленные деньги, зато отдал последние, чтобы помочь семье Мармеладовых. И самое главное противоречие заключается в его теории, делении людей на разряды, которое даёт им абсолютно разные права и оказывается совершенно неправильным, несостоятельным, неразумным.


Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» и один из самых известных персонажей во всем творчестве Федора Достоевского. Он решился на убийство старухи-процентщицы, чтобы избавить мир от «кровопийцы» и заодно поправить свое финансовое положение. Но сразу после преступления раскаялся и сам перевел себя из группы «право имею» в «твари дрожащие».

Мы решили вспомнить, кем был этот человек, и как менялся его образ от черновиков к окончательной версии романа.

Преступление и наказание-9% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет465 ₽511 ₽
В корзину

Двойное портретирование

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту»

Достоевский знакомит нас со своим героем буквально с первых строк. Никаких лишних сантиментов и надоедливых пейзажей. Мы узнаем про жаркий июльский вечер, бедную каморку и задавленного бедностью юношу, который, кстати, «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Психолог-Достоевский, возможно, понимал, что если сделает будущего убийцу настоящим красавцем, то заранее оправдает его перед читателями, а особенно — перед читательницами. Сегодня факт, интуитивно найденный автором, подтвержден множеством научных исследований: мы действительно больше доверяем и сочувствуем людям с интересной внешностью. Так что образ Раскольникова в начале романа сразу располагает к себе. Но не только сочувственные вздохи публики спровоцировали Достоевского подарить своему герою смазливое личико. Автор использует прием двойного портретирования и после убийства описывает персонажа несколько иначе:

«Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный…»

Второй портрет показывает, как изменился герой после преступления и внешне, и внутренне.

Преступление и наказание-10% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет202 ₽224 ₽
В корзину

Раскольников в черновиках

Разрабатывать образ нигилиста с диктаторскими замашками Достоевский начал за три года до публикации «Преступления и наказания». Это было время нового увлечения идеями Наполеона Бонапарта. В 1865-м вышла книга Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», где обсуждалось право сильной личности на преступления. Книга вызвала острую полемику в русском обществе, оставить без внимания которую Достоевский не смог. В том же году он предложил Михаилу Каткову, издателю журнала «Русский вестник» идею психологической повести о бедном студенте, который «решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты»

В черновиках к «Преступлению и наказанию» автор писал о будущем герое: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта…»

Однако уже на стадии идеи Достоевский был уверен в перерождении своего героя: «он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. <...> Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело»

Прототипами для образа Раскольникова послужили два преступника. Один из них — француз Пьер Франсуа Ласнер, совершил убийство ради ограбления, но, как утверждал Достоевский, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью» и оправдывал свой поступок именно этим мотивом. Второй — приказчик Герасим Чистов, убивший топором двух старух в 1865-м году. Чистов был старообрядцем, отсюда и фамилия героя — Раскольников.

Преступление и наказание-9% Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет340 ₽374 ₽
В корзину

Трансформация образа

Роман был закончен в 1867 году, за это время Достоевский успел написать еще и «Игрока» — темп для двух крупных произведений невероятный. И все же центральным текстом стало именно «Преступление и наказание». Со времен Михаила Бахтина принято говорить о полифоничности романов, вышедших из-под пера мастера. Множество идей и множество мнений сталкиваются в каждой его книге, и «Преступление и наказание» здесь весьма яркий пример. У каждого из героев своя правда и даже в голове Раскольникова она не одна. Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так:

«…Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся!»

Бахтин считал, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого». Это в равной мере можно отнести и к Макару Девушкину («Бедные люди»), и к Якову Голядкину («Двойник), и к поздним персонажам, таким как Раскольников и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» (не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря»), чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою. И «черновой» «наполеон» местного пошиба в романе превращается в человека, в чье перерождение верит сам автор. Достоевский даже делится с Раскольниковым некоторыми фактами своей биографии, так на каторге под подушкой осужденного героя лежит Евангелие. Эта же книга хранилась у писателя во врем его собственного заключения.

В эпилоге Раскольников чуть не погибает. Во время ссоры, один из каторжников бросился на него, обвинив в вероотступничестве. В глазах героя и с позиции самого Достоевского отступником или даже никогда не крещенным язычником был именно разъярившийся каторжанин, способный убить за внешнее неповиновение религии. Сам раскольников в этом эпизоде ведет себя как раннехристианский мученик, спокойно ожидавший смерти. Ситуацию спас вовремя караульный, позволив автору намекнуть о новой жизни Раскольникова — истории «постепенного обновления человека», «постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой», которую Достоевский так никогда и не напишет.

russlit


Сочинения по направлению Преступление и Наказание — вечная тема

Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение на тему:
Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.

В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.

А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

Сочинение на тему: В чём различие между ошибкой и преступлением?

Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.

Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.

Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.

Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.

У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.

Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».

Сочинение на тему: Всегда ли можно оправдать преступление

Сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Война и мир».

Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника?

Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.

Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей.

Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.

В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.

Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.

Сочинение на тему: Проблема ответственности человека за свои проступки

Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.

Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся к басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.

Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они «Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет».

Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.

Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот — человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.

Сочинение на тему: Совместимы ли гений и злодейство

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина?
Могут ли гении совершать злодейские поступки?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Примеры итоговых сочинений на тему
Преступление и Наказание — вечная тема

  • Раскольников преступник или жертва сочинение
  • Раскольников преступление и наказание сочинение про совесть
  • Раскорчевка как правильно пишется
  • Раскольников сбился с пути сочинение
  • Раскольников и его теория сочинение на тему