Раскаяние родиона раскольникова сочинение

Подборка по базе: срциальная сущность человека.docx, современные конфликты в обществе сущность, содержание и формы пр, банкротство понятие виды причины -

Подборка по базе: срциальная сущность человека.docx, Современные конфликты в обществе сущность, содержание и формы пр, Банкротство понятие виды причины — StudentLib.com.rtf, Презентация на тему_ %22Этика и этикет_ сущность, структура, фун, Инфляция, ее сущность и причины.doc, 11 Причины и последствия аварий на ХОО.docx, Распад Союза Советских Социалистических республик причины и посл, Теория социальной стратификации П. Сорокина основные понятия и с, Понятие и сущность интернет-маркетинга.rtf, Реферат на тему Формирование, сущность и особенности советского


«Причины преступления и сущность наказания Родиона Раскольникова».

В основу величайшего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» легла история жизни обедневшего студента Родиона Раскольникова. Именно он совершил преступление в произведении, именно на него обрушилось наказание.
Главный герой был слишком чувствительным, поэтому остро относился к окружающей несправедливости. Ежедневно он наблюдал ужасные картины жизни людей, которым не посчастливилось родиться в бедности. Их страдания не давали покоя Раскольникову, он видел последствия такого положения. Невыносимо трудная судьба людей, обречённых прозябать в нищете, пьянство, пошлость и ничтожная гибель обыкновенных тружеников – всё это приводило его в отчаяние.
Встреча в одном из питейных заведений с Мармеладовым, спившимся от безнадёжности, знакомство с его дочерью Соней, пожертвовавшей своей честью и будущим ради того, чтобы её семья не погибла от голода, зародили в душе главного героя желание бороться с существующим порядком вещей. Родион стал считать себя миссией, чьё предназначение заключалось в отмщении за судьбу бедных и обездоленных. Воспринятые близко к сердцу страдания окружающих людей раскрылись в его символичном сне про жестокое избиение невинной лошади. С этого момента он не мог больше ни о чём думать, кроме того, как изменить этот несправедливый мир.
Но это не единственная причина преступления, Раскольников также был подавлен безысходностью собственного положения. Из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу на юридическом факультете, ему пришлось уйти из университета, потому что больше не было возможности платить за обучение. Это лишило Родиона цели в жизни, озлобило его и настроило против тех, кто жил лучше, чем он сам. Он хотел жить по-другому, тянулся к знаниям, но судьба распорядилась иначе, отняла у него надежду на светлое будущее.
Другой, не менее важной причиной убийства, стало незавидное положение его семьи. Он получил письмо от матери, из которого узнал о перенесённых унижениях своей сестры Дуни в доме Свидригайлова, а также о её решении выйти замуж по расчёту за Лужина ради того, чтобы избавить мать и брата от беспросветной нищеты. Раскольников не мог принять этой жертвы, не мог позволить сестре загубить свою молодость из-за того, что он сам оказался неспособен позаботиться о своих родных.
Бедность и унизительное положение легли в основу его протеста, стали причиной создания некой теории, согласно которой все люди делились на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». К первому типу, по его мнению, относились выдающиеся личности, которые вершили историю, делали открытия и создавали бессмертные произведения искусства. А второй тип состоял из обычных людей, главной задачей в жизни которых было продолжение рода себе подобных и прислуживание «собственно людям». До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится к первому разряду, что он избранный и имеет особое предназначение, заключающееся в изменении общественного устройства. Его теория оправдывала любое преступление, согласно её содержанию, это было всего лишь необходимой мерой для совершения великих поступков. Именно поэтому ему было необходимо пройти испытание кровью, понять может ли он безнаказанно убить человека, без которого мир станет лучше, переступить закон на пути к своей цели.
В мучительных рассуждениях Раскольников равнялся на своего кумира Наполеона, ведь он не останавливался перед насилием, жертвами, кровью. Французский император был способен погубить тысячи жизней, ради осуществления задуманного. Не случайно, именно его фигура и стала ключевой при создании вышеуказанной теории, следуя которой главный герой всё же совершил убийство. Он возомнил себя судьёй и палачом. Однако это преступление стало не его возвышением над остальными людьми, а началом краха всех его идей. Душевные муки свидетельствовали о том, что Родион не может смириться с тем, что он сделал. Этот поступок сравнял его с теми негодяями, которых он так ненавидел.
Трагедия Раскольникова заключается в том, что теория, которая должна была его вывести из безысходного положения, наоборот загнала в тупик. После убийства он полностью изолировался от общества и стал чувствовать себя чужим в любом уголке Петербурга. Даже семья оказалась теперь недосягаемой, потому что Родион не мог показаться им на глаза. У него не получалось избавиться от мыслей о несостоятельности собственной теории, на которую были возложены такие надежды.
Благодаря убеждениям и просьбам Сони Мармеладовой, главный герой сознаётся в содеянном. Он отдаёт себя в руки правосудия и покорно принимает наказание за совершенное преступление в виде ссылки на каторгу. Однако самой страшной карой для него стало не это, а пробуждающееся чувство вины, осознание того, что он всего лишь преступник, который не имел права отбирать чужую жизнь. Раскольников понимал, что для него уже нет обратного пути, что уже никогда не будет всё, как прежде. Он убил не только старуху-процентщицу, но и себя самого как личность. До последнего Родион не хотел признавать свою неправоту, даже на каторге он продолжал цепляться за свою теорию, считая, что просто оказался не достойным принадлежать к числу особенных людей. Только к концу романа к нему пришло раскаяние, а вместе с ним и надежда на духовное возрождение. Вера и любовь Сони помогла ему вернуться на путь истинный, у его измученной души появился шанс на спасение. Впереди его ждала новая жизнь, новое мировоззрение.
Роман «Преступление и наказание» стал приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Его главная идея заключается в том, что даже состояние безысходности не является оправданием для преступления. Ни при каких обстоятельствах человек не имеет права распоряжаться чужой судьбой, а тем более отбирать чужую жизнь. 

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах  раскрываются по мере прочтения произведения. 

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие. 

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением. 

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных. 

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету. 

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни. 

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,  эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему. 

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами. 

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя.  Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными. 

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Автор: Виктория Комарова

Вариант 1

Тщеславием, надменностью, а также жаждой самоутверждения страдают многие люди. И не каждый из этих людей хочет думать о последствиях, к которым приводит их высокомерие. Исход неблаговидного желания возвыситься над другими раскрывается многими как писателями, так и философами. Чтобы добраться до истины, стоит иногда обращаться к их трудам.

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого как нельзя лучше иллюстрирует горькую долю тех, кто захотел власти над людьми и смотрел на всех сверху вниз. Речь идет о Борисе Друбецком. Выросший в бедной семье, мужчина видел унижения матери-вдовы, вынужденной выпрашивать средства у богатых знакомых в память перед заслугами покойного супруга. Такое поведение Анны Друбецкой сформировало четкую позицию в жизни сына: любыми способами необходимо закрепиться в обществе, заняв высокое положение. Борис стал уподобляться вдове – опускаться до лицемерия и подхалимства перед богачами. Благодаря такому воспитанию герой вырос надменным, расчетливым и лишенным всяких принципов человеком, который привык обманывать, юлить и претворяться. Какие последствия ожидают его за стремление быть выше тех богачей и вельмож, перед которыми он пресмыкался долгие годы? Несчастливый брак с Жюли, когда мужчина был влюблен в Наташу, подлости и вранье ради продвижения по службе сделали из Друбецкого состоятельного человека, но очень одинокого и лишенного любви и друзей.  Так стоило ли гнаться за богатством и всеобщим признанием?

К сожалению, иногда жажда самоутверждения имеет и куда более страшные последствия. Взять, например, Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского». Герой «Преступления и наказания» не имел денег, но был амбициозен, горделив и чрезмерно тщеславен. Вдохновившись Наполеоном, он выдвинул некую теорию, в соответствии с которой можно выделить две категории людей: «твари дрожащие» и «право имеющие». Последние могли распоряжаться серой массой как было нужно ради высокой цели, оправдывающей любые жестокие средства. Преступив к практике, Родион выбрал жертвой старуху-процентщицу. Алена Ивановна на его взгляд была недостойным жизни человеком из-за своей жадности и беспринципности. Раскольников решил, что, избавив мир от вредной старухи, он пустит ее деньги на благо и прослывет героем. Только вот после совершенного преступления Раскольникова охватили муки совести и раскаяние за содеянные грехи. Только на каторге он смог обуздать гордыню и прийти к духовному очищению. Поэтому желание «право иметь», стать выше других привело героя в тюрьму и заставило сходить с ума от груза собственных злодеяний.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что ничего хорошего из желания самоутверждения не выйдет. Гордыня, высокомерие и презрение к окружающим в первую очередь уничтожает самого человека, отталкивая других людей от него. А одиночество и состояние, не приносящее счастья, вряд ли являются желанной наградой.

Вариант 2
Бесспорно, чувствовать свое превосходство нравится всем.  Это может принести немало удовольствие, но к чему может прийти человек, желающий возвыситься над окружающими? Как показывает практика, зачастую последствия не так радужны, как задумывалось в начале. Множество литературных примеров доказывают это утверждение.
И вот такой пример. В Гоголевской «Шинели» показана жертва поглощающей жажды утверждения за счет более слабого.  Герой повести Николая Васильевича тихо и мирно выполнял свои обязанности в департаменте, был кротким и доброжелательным. Однако часто Акакий Акакиевич сталкивался с жестокостью и надменностью коллег. Намеренные унижения на работе становились все чаще, так как отсутствия сопротивления со стороны жертвы все больше развязывало руки насмешников. Мало того, что у Башмачкина украли самое ценное – его новую красивую шинель, так еще и начальник унизил ради одобрения со стороны присутствующих «значительных лиц». Несчастный не смог выдержать давления и постоянной несправедливости по отношению к себе – Акакий Акакиевич погибает в горячке. Его смерть остается незамеченной для черствых сотрудников, только в самом конце совесть просыпается у начальника Башмачкина, да изменить уже ничего нельзя. Травля, переросшая в доминирование, стала причиной смерти человека.

Как бы там ни было, но все же более вероятны ситуации, в которых сам виновник оказывается наказан за высокомерие и надменность. Известная каждому с детства сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина наглядно демонстрирует плачевные последствия жажды превосходства. Когда старик поймал золотую рыбку и проявил благородство, просто так отпустив ее, старуха сильно рассердилась на мужа. Ей всегда было мало – с каждым разом желания тщеславной женщины росли и умножалась. Став столбовой дворянкой, старуха потребовала сделать ее царицей, напрочь позабыв про мужа. Но и быть царицей ей оказалось мало, теперь она пожелала владеть морем и приказывать самой рыбке. Терпеть алчную старуху волшебница больше не могла и в наказание вернула ее к разбитому корыту. Такая концовка несет в себе поучительный смысл: каждый рано или поздно получит по заслугам. Хочешь быть лучше других и получать все больше – будь готов остаться ни с чем.
Из всего вышеперечисленного следует, что желание возвышения за счет других чаще всего не приведет к желаемому результату, а наоборот, станет причиной плохих отношений с людьми и чувству одиночества. Кроме того, стать виновником трагедии из-за неосмотрительного поведения не хочется ни одному гордецу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.

Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.

Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.

Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».

Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.

Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.

Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.

В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.

Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.

Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».

Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.

Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.

Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 5 мин Просмотров 1.8к.
Обновлено

В основу величайшего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» легла история жизни обедневшего студента Родиона Раскольникова. Именно он совершил преступление в произведении, именно на него обрушилось наказание.

Главный герой был слишком чувствительным, поэтому остро относился к окружающей несправедливости. Ежедневно он наблюдал ужасные картины жизни людей, которым не посчастливилось родиться в бедности. Их страдания не давали покоя Раскольникову, он видел последствия такого положения. Невыносимо трудная судьба людей, обречённых прозябать в нищете, пьянство, пошлость и ничтожная гибель обыкновенных тружеников – всё это приводило его в отчаяние.

Встреча в одном из питейных заведений с Мармеладовым, спившимся от безнадёжности, знакомство с его дочерью Соней, пожертвовавшей своей честью и будущим ради того, чтобы её семья не погибла от голода, зародили в душе главного героя желание бороться с существующим порядком вещей. Родион стал считать себя миссией, чьё предназначение заключалось в отмщении за судьбу бедных и обездоленных. Воспринятые близко к сердцу страдания окружающих людей раскрылись в его символичном сне про жестокое избиение невинной лошади. С этого момента он не мог больше ни о чём думать, кроме того, как изменить этот несправедливый мир.

Но это не единственная причина преступления, Раскольников также был подавлен безысходностью собственного положения. Из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу на юридическом факультете, ему пришлось уйти из университета, потому что больше не было возможности платить за обучение. Это лишило Родиона цели в жизни, озлобило его и настроило против тех, кто жил лучше, чем он сам. Он хотел жить по-другому, тянулся к знаниям, но судьба распорядилась иначе, отняла у него надежду на светлое будущее.

Другой, не менее важной причиной убийства, стало незавидное положение его семьи. Он получил письмо от матери, из которого узнал о перенесённых унижениях своей сестры Дуни в доме Свидригайлова, а также о её решении выйти замуж по расчёту за Лужина ради того, чтобы избавить мать и брата от беспросветной нищеты. Раскольников не мог принять этой жертвы, не мог позволить сестре загубить свою молодость из-за того, что он сам оказался неспособен позаботиться о своих родных.

Бедность и унизительное положение легли в основу его протеста, стали причиной создания некой теории, согласно которой все люди делились на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». К первому типу, по его мнению, относились выдающиеся личности, которые вершили историю, делали открытия и создавали бессмертные произведения искусства. А второй тип состоял из обычных людей, главной задачей в жизни которых было продолжение рода себе подобных и прислуживание «собственно людям». До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится к первому разряду, что он избранный и имеет особое предназначение, заключающееся в изменении общественного устройства. Его теория оправдывала любое преступление, согласно её содержанию, это было всего лишь необходимой мерой для совершения великих поступков. Именно поэтому ему было необходимо пройти испытание кровью, понять может ли он безнаказанно убить человека, без которого мир станет лучше, переступить закон на пути к своей цели.

В мучительных рассуждениях Раскольников равнялся на своего кумира Наполеона, ведь он не останавливался перед насилием, жертвами, кровью. Французский император был способен погубить тысячи жизней, ради осуществления задуманного. Не случайно, именно его фигура и стала ключевой при создании вышеуказанной теории, следуя которой главный герой всё же совершил убийство. Он возомнил себя судьёй и палачом. Однако это преступление стало не его возвышением над остальными людьми, а началом краха всех его идей. Душевные муки свидетельствовали о том, что Родион не может смириться с тем, что он сделал. Этот поступок сравнял его с теми негодяями, которых он так ненавидел.

Трагедия Раскольникова заключается в том, что теория, которая должна была его вывести из безысходного положения, наоборот загнала в тупик. После убийства он полностью изолировался от общества и стал чувствовать себя чужим в любом уголке Петербурга. Даже семья оказалась теперь недосягаемой, потому что Родион не мог показаться им на глаза.У него не получалось избавиться от мыслей о несостоятельности собственной теории, на которую были возложены такие надежды.

Благодаря убеждениям и просьбам Сони Мармеладовой, главный герой сознаётся в содеянном. Он отдаёт себя в руки правосудия и покорно принимает наказание за совершенное преступление в виде ссылки на каторгу. Однако самой страшной карой для него стало не это, а пробуждающееся чувство вины, осознание того, что он всего лишь преступник, который не имел права отбирать чужую жизнь. Раскольников понимал, что для него уже нет обратного пути, что уже никогда не будет всё, как прежде. Он убил не только старуху-процентщицу, но и себя самого как личность. До последнего Родион не хотел признавать свою неправоту, даже на каторге он продолжал цепляться за свою теорию, считая, что просто оказался не достойным принадлежать к числу особенных людей. Только к концу романа к нему пришло раскаяние, а вместе с ним и надежда на духовное возрождение. Вера и любовь Сони помогла ему вернуться на путь истинный, у его измученной души появился шанс на спасение. Впереди его ждала новая жизнь, новое мировоззрение.

Роман «Преступление и наказание» стал приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Его главная идея заключается в том, что даже состояние безысходности не является оправданием для преступления. Ни при каких обстоятельствах человек не имеет права распоряжаться чужой судьбой, а тем более отбирать чужую жизнь.  

  • Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни демокрит сочинение преступление и наказание
  • Раскалить сковороду как пишется
  • Раскаяться впоследствии как пишется
  • Раскалить печь как пишется
  • Раскаявшийся как пишется и почему