5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Может ли путешествие изменить человека?
Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.
Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.
Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.
Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.
В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Что сильнее: закон или совесть?
Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения
совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.
Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.
Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.
Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана
и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.
Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.
В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.
В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.
Подробный анализ Преступление и наказание поможет разобраться в особенностях данного произведения и понять его смысл. Эта информация обязательно пригодится школьникам и позволит изучить характеристики главных персонажей. Крайне важно при этом изучить анализ Преступление и наказание для итогового сочинения. С его помощью удастся написать развернутую работу.
Преступление и наказание анализ произведения
Анализ Преступление и наказание Достоевского начнем с используемых автором приемов. В данном произведении отмечается непоследовательность хронологии событий. Именно за счет этого удалось максимально точно передать, насколько нестабильным было душевное состояние героя, продемонстрировать как он потерял смысл собственной жизни.
Роман поистине уникален. Об этом нельзя не сказать при анализе произведения Преступление и наказание. В нем отмечается сразу несколько мотивов. Среди них любовные, психологические, философские, детективные, а также криминал и остросоциальная проблематика. Все эти мотивы тесно связаны друг с другом и переплетаются при этом с фантастикой, которая проявляется в сновидениях.
Преступление и наказание история создания
В то время, когда Достоевский находился на каторге, ему приходилось общаться с разными людьми. Это были как политические преступники, так и весьма опасные воры и убийцы. Видя подобные типажи, Федор Михайлович сделал определенные выводы. Он решил, что многие из них шли на преступления в моменты отчаяния. Ведь, когда отменили крепостное право, у крестьян попросту не было денег на нормальную жизнью. Немало из них уезжали в крупные города, где злоупотребляли алкоголем, воровали и даже совершали убийства.
Как раз в тот момент у автора и появилась идея написать роман, наполненный внутренними душевными конфликтами и жизненными драмами. Работал над ним писатель в течение двух лет. Сразу же после завершения, роман опубликовали в популярном на то время журнале под названием Русский вестник. Правда, реакция на данное произведение оказалась весьма неоднозначноя. Одни восхищались им, другие же высказывали полное неприятие.
Жанр, тема и композиция
Делая анализ Преступление и наказание по главам, следует прежде всего определить жанр данного произведения. Это реалистический роман, в котором присутствуют признаки философии и психологической драмы.
Также при анализе романа Преступление и наказание, следует выделить его главную тему. Автор поднимает вопрос о жизни человека в нечеловеческих условиях. В итоге он теряет в ней смысл, становится озлобленным.
Делая анализ частей Преступление и наказание, стоит сказать, что их в общей сложности 6. Также отмечается наличие эпилога. При этом все части также подразделяются на главы. Их в пределах 6 – 7.
В самом начале романа автор знакомит читателя с главным действующим лицом и дает при этом ему характеристику. Он описывает, какой образ жизни ведет Раскольников, как готовится к задуманному преступлению. В дальнейшем при этом он уже описывает, что было после убийства, каким оказалось наказание. В завершающем роман эпилоге он при этом указывает на раскаяние Раскольникова.
Краткий анализ героев романа Достоевского
Особо детально следует изучить анализ героев Преступление и наказание Достоевского. Автор описал их максимально детально, полностью раскрыв характер каждого персонажа.
Начать анализ героев следует именно с Родиона Раскольникова. Он является здесь главным действующим лицом. В романе он много размышляет и пытается найти себя в этой жизни. Это несостоявшийся, запутавшийся в жизни человек с весьма незаурядными умственными способностями. Назвать его глупым нельзя. Родион учился на юриста, но по причине нехватки денег бросил обучение. Он вырабатывает теорию о том, что есть великие и простые люди. При этом постоянно думает над тем, кем же в этом мире является он сам. Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, он и решается на ужасающее преступление. Правда, после этого его начинает мучать совесть. Ведь, по сути, он хороший, достаточно добрый человек.
В анализе романа Преступление и наказание Достоевского нельзя не упомянуть старуху, которая давала бедным деньги под большие проценты. Ее зовут Алена Ивановна. Как раз она и стала жертвой придуманной Родионом теории. Автор представляет данную особу далеко не нежной и доброй. Это невероятно жестокая, даже бессердечная женщина. Она пользовалась тем, что люди находятся в безысходном положении и попросту наживалась на них. Кроме того, она выступала в качестве настоящего тирана по отношению к собственной сестре.
Также при анализе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского нужно вспомнить о Семене Мармеладове. Это глава семьи. Правда, при этом он является слабовольной особой. Он взял из чувства жалости в жены многодетную вдову, но тяжесть ответственности при этом вынести не смог. Именно на его примере автор отчетливо показал, как жизнь может уходить у человека из-под ног. Всего несколько лет тому назад мужчина жил размеренной жизнью, у него была постоянная работа. Правда, идиллия вскоре закончилась. Его уволили, после чего мужчина пристрастился к алкоголю и все его семейство вынуждено было жить в нищете.
Дочерью Мармеладова является Соня. Ее судьба не может не вызвать искреннее сочувствие и жалость. Девушка довольно робкая, весьма скромная, но только достигнув совершения, начинает трудиться по желтому билету. В противном случае у ее семьи не будет денег хоть на какое-то существование. Она продает собственную невинность всего за тридцать рублей. При этом девушка продолжает верить во Всевышнего, пытается сделать все, чтобы ее душа осталась чистой. Волей судьбы она знакомится с главным героем. Именно с ее помощью он начинает раскаиваться и возрождается в нравственном плане.
Супругу Мармеладова зовут Катерина Ивановна. Она кардинально отличается от своего благоверного. У женщины есть образование, она умеет вести себя в обществе и не лишилась нравственности. У нее трое детей. Кроме того, женщина стала мачехой для Сони. Жизнь в семействе Мармеладова вызывает у нее исключительно душевные страдания. Ей невыносимо смотреть на вечно пьяного супруга и нищету, в которой приходится жить. При этом исправить ситуацию она не в силах. В результате многочисленных нервных потрясений у нее развивается чахотка.
Дуня является сестрой главного героя, но кардинально отличается от него. У девушки убеждения максимально твердые, а нрав стойкий. Она душевна, тепла по отношению к своему брату, пытается помочь ему решить возникшие проблемы. Оказывает поддержку. Чтобы улучшить положение собственной семьи, она даже готова выйти замуж за нелюбимого человека. Правда, этого в итоге так и не свершилось.
Другом главного героя является Дмитрий Разумихин. В итоге он также становится супругом ее сестры. Автор его представляет открытым и благородным. Парень в любой момент готов оказать помощь. Характер у него хороший, твердый. Молодой человек хочет трудиться честно, а жить размеренной жизнью. Он является надежным и верным другом.
Последним стоит упомянуть Аркадия Свидригайлова. Это потерявшийся человек. Он представлен в виде самодура далеко не с самыми чистыми намерениями. Не удивительно, что его судьба оказывается весьма печальной. Данный герой убивает себя.
Основная мысль и смысл романа
Делая анализ романа Преступление и наказание, стоит определить его основную мысль. Автор показывает, что вслед за содеянным неизбежно идет раскаяние. Ему удалось донести, что моральные аспекты оказываются более мучительными и страшными, чем юридические. Преступник в любом случае будет наказан, даже если сможет скрыть доказательство своей виновности и избежать судебного разбирательства. Его ожидают душевные муки. Об этом следует упомянуть при анализе Преступление и наказание в сочинении.
Преступление и наказание анализ кратко
Если делать анализ Преступление и наказание кратко, можно выделить несколько главных моментов. Главной темой данного произведения является нищета людей, ужасные условия проживания, угнетающие людей как личность. Кроме того, в произведении отмечается протест этой личности, стремящейся избавиться от ощущения полной безысходности.
Проблема, связанная с ошибочными убеждениями, не перестает оставаться актуальной и по сей день. При этом концепция, придуманная главным героем, явно разрушительна. Если бездумно следовать собственным желаниям, начнется полный произвол.
Писатель говорит о том, какие ценности и ориентиры являются правильными. Демонстрирует, что только при их соблюдении удается стать нравственным, забыв об эгоизме и чрезмерной гордыне. Мол, жить следует ради тех, кто нас окружает, совершать хорошие поступки. Неудивительно, что в конце романа герой обращается ко Всевышнему. Именно эта вера позволит ему излечиться от душевных мук. Вот так выглядит анализ произведения Достоевского Преступление и наказание кратко.
Альтруизм- постоянная готовность жертвовать своими интересами в пользу интересов других людей или общества в целом.
Аномалия- отклонение от нормы.
Бережливость— заботливое отношение к материальным и духовным благам, к собственности.
Благодарность— чувство признательности за сделанное добро или оказанную помощь.
Благородство— моральное качество, характеризующее поступки и действия человека с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Боль— ощущение страдания (физическая, душевная).
Вежливость— моральное качество, оценивающее поведение людей. Включает в себя внимательность, деликатность, такт.
Вера— принятие чего- либо истинным в силу субъективного убеждения.
Вина- отрицательно окрашенное чувство по отношению к какому- либо поступку или действию.
Взаимопомощь— это взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком- либо деле.
Внимание к ближнему- уважение интересов других людей, учёт возможных последствий для них при совершении тех или иных поступков, отзывчивость по отношению к чужим проблемам и бедам.
Воля— духовная способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели.
Выбор- принятие решения из нескольких вариантов.
Гармония- слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.
Внутренний мир человека— это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности.
Героизм— способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага.
Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважение.
Грубость- отрицательное моральное качество человека, который пренебрегает культурой поведения.
Гуманизм— человеческое в человеке. Глубокая вера в безграничные возможности человека и его способность к самосовершенствованию.
Добро- всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доверие— доброе отношение к действиям другого лица и к нему самому.
Долг- общественно обусловленная и внутренне осознанная субъектом необходимость.
Достоинство- понятие, выражающее оценку человеческой личности: уважение и самоуважение.
Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Жизненные ценности— это цели и приоритеты, которые, управляя человеком, определяют его сущность.
Зависть— враждебное чувство по отношению к успехам других людей, показатель болезненного себялюбия и тщеславия.
Зло- действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несёт с собой нравственные страдания и ведёт к разрушению личности.
Золотое правило нравственности- общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, чего вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Идеал— высшая степень нравственного представления о благом и должном.
Измена— нарушение верности общему делу, предательство.
Индивидуальность- неповторимое своеобразие конкретной личности и её творческой деятельности.
Инициатива- проявление личной активности человека, сопрягающейся с его творчеством и мужеством.
Интерес— особое внимание, целеустремлённое отношение человека к чему- либо.
Интуиция— внутреннее чувство, чутьё, догадка.
Искренность- честность, субъективная сторона убеждённости в правоте своих идей и действий.
Искупление- снятие с себя вины за совершённые проступки посредством полного признания своей вины и искупления причинённого вреда.
Истина— идеал познания и способ достижения точного знания о ком или о чём- либо.
Культура поведения— совокупность правил и форм поведения человека в соответствии с общепринятой моралью и правилами этикета.
Личность— целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполнения им социально- культурных функций.
Любовь- глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Малодушие— слабость воли человека.
Материнская любовь— особое чувство, самое бескорыстное, сильное м нежное, доброе и светлое. Она поддерживает ребёнка всегда и во всём, придаёт ему силу и уверенность в жизни.
Намерение— решение совершить действие и достигнуть положительного результата.
Норма- нравственно узаконенное установление, признанный обществом порядок морального поведения.
Нравственность— показатель и критерий духовной культуры человека. Самый значительный показатель нравственности- совесть.
Нравственный выбор-основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.
Обида— несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство; переживание гнева, жалость к себе.
Обязанность— моральное требование, выступающее как проявление долга.
Ответственность- способность личности управлять своей деятельностью, отвечать за свои действия и поступки и совершать при этом правильный выбор, сознательно и добровольно выполнять моральные требования.
Патриотизм— любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Полезность- форма оценки действий человека с точки зрения удовлетворения каких- либо потребностей или интересов людей.
Порядочность — это строгое соблюдение человеком установленных в обществе норм поведения и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам.
Прекрасное- очень красивое; то, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.
Преступление- проступок, который представляет собой особую опасность для человечества.
Проступок- нарушение требований морали и нравственности.
Раскаяние- признание личностью собственной вины и осуждение допущенных ошибок.
Репутация- создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого- либо.
Рефлексия- осмысление человеком своих собственных мыслей и действий.
Свобода- деятельность, не обусловленная внешними причинами.
Свобода воли- способность человека самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению.
Семья- важнейшая общественная ценность. Члены семьи связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Сила воли- стремление человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, лень или настроение.
Смирение-покорность по отношению к внешним силам и обстоятельствам.
Смысл жизни- способ восприятия человеческой жизни , который даёт личности ощущение её значимости в мире природы и в истории общества.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Сознательность- способность принимать решение со знанием дела и нести за это личную ответственность.
Солидарность— единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов.
Сочувствие— гуманное отношение человека к человеку.
Сострадание— искреннее сочувствие, жалость человека по отношению к страдающему или больному лицу. Направлено на оказание посильной помощи страдающему человеку и словом, и делом.
Справедливость- понятие о должном, включающее в себя требование соответствия деяния и воздаяния: соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли в жизни общества и социального положения в нём.
Счастье— состояние человека, которое соответствует его наибольшей удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности его жизни и деятельности, реализации всех его запросов и устремлений.
Толерантность- терпимость по отношению к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности.
Требование— строгое указание, равносильное приказу.
Тревога- беспокойство, волнение.
Убеждения- духовные ценности, осознанно принятые субъектом для принятия личных решений.
Уважение— отношение к людям, в котором признаётся достоинство личности.
Ханжество— лицемерие. Обычно скрывает недоверие, подозрительность, ревнивое отношение к людям.
Харизма- исключительная наделённость личности особыми качествами: святостью, всезнанием, непогрешимостью.
Характер— совокупность нравственных качеств личности, указывающих на её разум и силу воли.
Хоспис— социально- медицинское учреждение, оказывающее помощь и поддержку безнадёжно больным и членам их семей.
Цель- заранее предполагаемый и желаемый результат действия человека.
Ценность- предельное, безусловное основание творческо- созидательной человеческой жизни (может быть материальной и духовной).
Человечность- нравственное качество, готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима.
Честность- правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективная убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой.
Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Чуткость- уважительное отношение, забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.
Щедрость— открытость, готовность делиться как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
Что можно считать преступлением? На мой взгляд, определение данного понятия у каждого человека своё. Но я считаю что «преступление» — это поступки, который противоречат законам и преступают черту нравственности, вызывая всеобщую критику. Даже без критики, человек может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем, то есть человека будет мучать совесть. Но не всегда совесть приводить к раскаянию. Обратимся к художественной литературе, чтобы подтвердить мои высказывания.
В правильности точки зрения об отсутствии раскаяния меня убеждает произведение Александра Сергеевича Пушкина, «Капитанская дочка». Люди считают, что война позволяет вести себя так, как требует того «военное время». Однако, их действия не перестают быть преступными, то есть несут разрушения для общества и противоправными для личности. Например, Алексей Швабрин, прикрываясь бунтом, шантажирует и удерживает против воли Марью Миронову. Пока в крепости царит неразбериха новой власти, Алексей присваивает себе право распоряжаться чужими судьбами. Чтобы добиться от Марьи взаимности, герой дает ей только хлеб и воду и заточает ее в полноценную тюрьму. Он угрожает ей, что выдаст тайну ее происхождения и обречет ее на позор и смерть в руках мятежников. Марья не сдается и терпит жестокое отношение, пока ее не освобождает Петр. На протяжении всего произведения, Швабрин и не думал о том, чтобы раскаяться о содеянном. Поступок Алексея даже в условиях восстания мятежников оценивается однозначно: герой виноват в преступлении, и в финале он поплатился за него.
Замечательным примером, иллюстрирующим противоположное предыдущему произведению, является роман Фёдора Михайловича Достоевского, «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли бы уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его будут преследовать мысли о содеянном.
Таким образом можно сказать, что любое преступление понесёт за собой очень жесткое наказание и без разницы, какое было совершено злодеяние, убийство или же предательство, все получат по заслугам. Поэтому я призываю всех жить в гармонии и не причинят вред ни себе, ни окружающим.
Здравствуйте, Настя.
Вам удалось в своем сочинении ответить на вопрос, заявленный в теме, показать знания литературных текстов и применить важные для понимания аргументов эпизоды в качестве примеров.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл
К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл
попытка проанализировать эпизоды, важные для подтверждения аргументации, удалась
К3 (логика и композиция) + 1 балл
обращайте внимание на то, куда идет мысль каждого предложения, не встраивайте в структуру текста предложения, не относящиеся к раскрытию темы, это может увести вас в другую проблему.
Но не всегда совесть приводить к раскаянию.
предложение лишнее, оно уводит от темы.
Люди считают, что война позволяет
слишком категоричное заявление, будто все люди. Уточняйте: некоторые люди
Замечательным примером, иллюстрирующим противоположное предыдущему произведению
если оно противоположно, то надо приводить пример, где герой не совершает преступления и не расплачивается за него
всю жизнь его будут преследовать мысли о содеянном.
важны не сами мысли как воспоминания, а угрызения совести или раскаяние
К4 (речь) + 1 балл
определение данного понятия
причастие неуместно, всегда используем вместо него указательное местоимение этот: этого понятия
человека будет мучать совесть
просторечное слово, д.б. мучить
В правильности точки зрения об отсутствии раскаяния меня убеждает произведение
речевая незавершенность: отсутствие раскаяния у кого?
Люди считают, что война позволяет вести себя так, как требует того «военное время».
не хватает уточнения, а как именно себя вести в военное время? быть серьезными, быть верными присяге и проч.
Однако, их действия не перестают быть преступными, то есть несут разрушения для общества и противоправными для личности.
не хватает уточнения: даже в это время
противоправными для личности.
несочетаемость из-за несоответствия сопоставления: для других
несут разрушения для общества
несочетаемость: несут кому? чему? обществу
заточает ее в полноценную тюрьму
несочетаемость, вы хотели сказать натуральную
примером, иллюстрирующим противоположное предыдущему произведению
речевая неполнота и несочетаемость: иллюстрирующим что? мысль какую? противоположную предыдущему произведению
Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной
речевой повтор
преступление понесёт за собой наказание
речевая несочетаемость: преступление повлечет наказание, преступник понесет наказание
поступки, который противоречат законам и преступают
несочетаемость: поступок не может переступить, переступает человек
свою ошибку, за которую должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем
речевой повтор
человек может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем, то есть человека
речевой повтор
выдаст тайну ее происхождения
неполнота: выдаст кому? Пугачеву
несочетаемость: позор и смерть от рук мятежников
неполнота: какой Петр? Гринев
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 16
Орфография
я считаю что «преступление»
требует того «военное время»
кавычки не нужны
совесть приводить к раскаянию
опечатка: приводит
опечатка: имеют
опечатка: причинят
Пунктуация
я считаю что «преступление»
запятая перед придаточной частью СПП
Даже без критики, человек может прийти
запятая не нужна
произведение Александра Сергеевича Пушкина, «Капитанская дочка».
запятая не нужна
Однако, их действия не перестают быть преступными
запятая не нужна, здесь однако — союз, синонимичный но
Однако, их действия не перестают быть преступными, то есть несут разрушения для общества и противоправными для личности.
не хватает запятой при вставной конструкции. К тому же ее лучше заключить в скобки, т.к. ее грамматическая форма отличается от грамматики предложения
На протяжении всего произведения, Швабрин и не думал
не нужна запятая
Главный герой – Родион Раскольников совершает
тире не нужно
те кто должны подчиняться
не хватает запятой перед придаточной частью СПП
Таким образом можно сказать
обособляем вводное слово запятой
преступление понесёт за собой очень жесткое наказание и без разницы
нужна запятая между частями ССП перед союзом И
Грамматика
«преступление» — это поступки,
несоответствие числа подлежащего и сказуемого: преступление — это поступок, который противоречит законам и преступает …
может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться
несоответствие времени в предложении: может прийти к тому, что сам понимает свою ошибку, за которую должен будет расплатиться
должен будет расплатиться. Как минимум, своим душевным покоем
неоправданное парцеллирование: точка не нужна, вместо нее д.б. запятая, выделяющая вводную конструкцию
точки зрения об отсутствии раскаяния
неверное управление: точки зрения на что?
неверное управление: раскаяться в чем? в содеянном
отрицательный глагол требует родит. падежа: не причинять чего? вреда
Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речью и повторить правила пунктуации. Рекомендую не использовать мудреных синтаксических конструкций, а перейти к простым понятным предложениям — тогда и качество речи повысится, и пунктуационных ошибок станет меньше.
Успехов!
Удачи!
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы, задания и изложение для тренировочных вариантов РУ2090301, РУ2090302 тренировочной работы №2 статград по русскому языку 9 класс для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 27.01.2021 (27 января 2021 год).
Ссылка для скачивания вариантов (РУ2090301-РУ2090302): скачать задания
Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать ответы
Тренировочная работа №2 по русскому языку 9 класс статград ОГЭ 2021 решать варианты онлайн:
Текст изложения:
Что воспитывает человека? Человека воспитывает всё, что его окружает: вещи, явления и события, случайные происшествия или смешные истории. Если однажды ребёнок увидел, как капли дождя скатываются по стеклу, или услышал, как красиво поёт соловей, если он узнал про египетские пирамиды и это его поразило – значит, всё это уже воспитало его.
Однако прежде всего и дольше всего воспитывают человека родители и атмосфера в его семье. Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его определяются общим тоном семьи, тем, как живут люди этой семьи изо дня в день. Общий тон семьи, её атмосферу нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создаётся жизнью членов этой семьи и их поведением. Если дома родители грубы или хвастливы, а ещё хуже, если кто-то из них ругается на свою маму, то таким родителям уже бесполезно думать о воспитании: они уже воспитывают своих детей, и воспитывают плохо, и никакие советы и методы им не помогут.
Всё дело в том, что только живой пример по-настоящему воспитывает ребёнка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкреплённые делом. Поэтому прежде, чем читать нотации своему ребёнку, родителю обязательно нужно проверить, не расходятся ли его слова с делом.
188 слов (По А.С. Макаренко)
Сложные задания и ответы с варианта РУ2090301:
(1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», которое в переводе означает «начальный». (2)Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. (3)В русской традиции инициал чаще всего называют буквицей. (4)Буквица, привлекающая внимание читателя к началу текста, может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной. (5)Графически буквица может показаться похожей на птичье гнездо в кроне дерева весенней порой − даже издалека можно различить его в сплетении ветвей.
2) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
- 2) Первая часть предложения 2 является односоставной безличной.
- 3) Сказуемое в предложении 3 составное глагольное.
- 4) Предложение 4 осложнено обособленным согласованным определением.
- 5) Грамматическая основа в первой части предложения 5 – буквица может.
3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стюардесса (1) взволнованная подозрительным поведением пассажира (2) который всё время бросал опасливые взгляды на персонал (3) и заметно нервничал (4) будто замышляя что-то плохое (5) поспешила доложить о (6) сложившейся на борту нештатной ситуации (7) командиру экипажа (8) который и отдал приказ немедленно сдать пассажира органам правопорядка.
4)Замените словосочетание «смотреть недоверчиво», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ОТГЛАЖЕННЫЙ (воротник) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
- 2) (офисное) ЗДАНИЕ – приставка З- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной.
- 3) ГРИБОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает.
- 4) ПРЕСИМПАТИЧНАЯ (девушка) – правописание приставки определяется её значением – очень.
- 5) ВЫРАСТИТЬ (под солнцем) – написание чередующейся гласной в корне зависит от наличия или отсутствия на этой гласной ударения.
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Ребята давно знали Ефима Леонтьевича, но его странную особенность заметили лишь теперь.
- 2) Ефим Леонтьевич пришёл преподавать в классе историю.
- 3) Класс не обращал внимания на глупую выходку Клёнова.
- 4) Ефим Леонтьевич слышал, как ученики его передразнивают, но надеялся, что ребятам надоест и они прекратят.
- 5) Ребята, даже извинившись, не смогли уговорить учителя остаться, и Ефим Леонтьевич уехал из города.
7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
- 1) Неожиданно дёрнув головой, он судорожно передохнул, причём не то горло, не то губы его жалобно всхлипнули, издав странный звук.
- 2) И Юлия Львовна вышла из класса расстроенная и как в воду опущенная.
- 3) Как воздействовал на своих товарищей Володя Дубинин, осталось неизвестным.
- 4) «А теперь уж не надо!» – и он словно из груди вырвал пузырь и отбросил его на стул.
- 5) И теперь Володя тихо шёл по улице, слушал, как деревья укоризненно шепчут что-то ему вслед, и винил себя во всём, что произошло.
8)Найдите в предложениях 30–36 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, прозаика и драматурга А.П. Чехова: «Берегись изысканного языка: язык должен быть прост и изящен». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
10)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И ребята все трое выдохнули, как один, и словно большой камень скатился с их плеч». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
11)Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое жестокость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Сложные задания и ответы с варианта РУ2090302:
(1)Большинство людей думает, что волны как бы скользят по поверхности моря, движутся по ней. (2)Но это неверно: волны в волнующемся море колеблются лишь вверх и вниз. (3)Если вы начнёте наблюдать за тем, как неспокойное море движет щепку, лодку или вообще какой-нибудь плавающий предмет, то обратите внимание, что быстро бегущие волны вовсе не увлекают с собой этот предмет, а только мерно качают его. (4)Море волнуется совершенно так же, как «волнуются» колосья на поле, лишь отклоняясь вперёд и назад, чтобы затем снова встать прямо. (5)Способность морских волн передвигаться с огромной быстротой объясняют именно перемещением формы движения, а не самих водных масс.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
- 2) В предложении 2 одна грамматическая основа.
- 3) Грамматическая основа в первой части предложения 3 – вы начнёте.
- 4) Вторая часть предложения 4 осложнена деепричастным оборотом.
- 5) Предложение 5 является односоставным безличным.
3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старички (1) встретившиеся у подъезда дома (2) значительно поджимая губы (3) стали обсуждать (4) произошедшие за последний день (5) события (6) и (7) обменявшись наконец мнениями (8) принялись пить чай.
4)Замените словосочетание «волчий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-. 2) ВИТРИННЫЙ (образец) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 3) ПРИКРЫТЬСЯ (платком) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) СДВИНУТЬ (шкаф) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 5) СЖЕЧЬ (рукопись) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) Донченко всё время передразнивал учителя, а Клёнов не смеялся и смотрел на него осуждающе.
- 2) Бывшие ученики Ефима Леонтьевича плакали, когда учитель уезжал от них на юг.
- 3) Юлия Львовна предложила зачинщикам самим сознаться.
- 4) У Ефима Леонтьевича было прекрасное здоровье, поэтому он мог жить в любом климате: и в жарком, и в холодном.
- 5) Володя Дубинин пришёл к классной руководительнице наябедничать на своих товарищей.
7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
- 1) А известно ли вам всем, что именно тут две с половиной тысячи лет назад был грозный город Пантикапей, столица Боспорского царства?
- 2) Да, да, говорю как умею, как позволяет мне моё горячее сердце… которое не совсем у меня в порядке.
- 3) Потом вошла классная руководительница, Юлия Львовна.
- 4) Придя домой, он просидел на кровати, не двигаясь, до прихода отца и потом, чуть не плача, рассказал ему обо всём.
- 5) Ведь они тоже, верно, по глупости больше, чем со зла.
8)Найдите в предложениях 16–24 синоним к слову ВЗГЛЯНУТЬ (предложение 11). Напишите этот синоним.
9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литературного критика В.Г. Белинского: «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
10)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Пока он говорил так, борясь со своей одышкой, Донченко и Клёнов всё громче и громче передразнивали учителя. Это постепенно заражало всех тем жестоким, ни с чем не считающимся весельем, когда ребята уже не в состоянии остановиться, хотя и сознают, что дело принимает самый дурной оборот».
11)Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое раскаяние?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс:
03.12.2020 Русский язык 9 класс варианты ОГЭ РУ2090201-РУ2090202 ответы и задания статград
16.10.2020 Русский язык 9 класс тренировочные варианты РЯ2090601 РЯ2090602 ответы и задания