СОСТАВ СЛОВА

Все слова русского языка можно разделить на две груп­пы: 1) слова, имеющие формы словоизменения (река, хоро­ший, работать), и 2) слова, не имеющие форм словоизмене­ния (около, почему, как, но, ах). Слова первой группы имеют две части: основу и окончание (или флексию); в словах вто­рой группы можно выделить лишь чистую основу.

Основа — это часть слова, выражающая его основное лексическое значение, она выделяется, если отбросить окон­чание (река, заречн-ый, хорош ий, работа ть).

Окончание (флексия) — это изменяемая часть сло­ва, которая указывает на отношение его к другим словам, т. е. выполняет грамматическую функцию, определяя роль слов в предложении. Например: Рыбаки на реке удят рыбу. Окончание И первого существительного указывает на то, что это подлежащее, окончание второго — что это обстоятель­ство места, окончание последнего существительного свиде­тельствует о том, что это дополнение. (Ср. такое, например, предложение: Река не богата рыбой, и рыбакам скучно. Здесь знакомые слова выступают уже в иной синтаксической роли: Река — подлежащее, Рыбой — дополнение, Рыбакам — Дополнение.) Окончание может быть нулевым, как У слов Дом, человек, кино.

Основа может распадаться на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.

Корень слова — это общая часть родственных слов, он выделяется при сопоставлении однокоренных слов. Напри­мер, в словах Река, заречный, речной выделяется корень -рек — (реч), Если корень совпадает с основой, то ее называ­ют непроизводной (как в первом нашем примере — Ре­ка); если же кроме корня в основе есть и другие значимые части слова, или а фф иксы (как в двух других примерах), то такая основа называется производной.

Аффиксы подразделяются на приставки, или пре­фиксы — части слова, стоящие перед корнем, суффик-

С ы — части слова, стоящие после корня перед окончанием, и окончания. Например, в слове Заречный выделяются такие аффиксы: приставка За-, суффикс — н — и окончание -ый.

Каждая значимая часть слова называется морфемой. В нашем примере четыре морфемы: Зареч н ый.

Иногда для наименования одной из значимых частей сло­ва употребляется термин Частица (в применении к -ся, — съ: смеяться, смеюсь), она помещается после других аффиксов, поэтому ее правильнее назвать постфиксом.

В сложных словах выделяется еще одна значимая часть — соединительная гласная: Пар о ход, мор е плавание.

При делении слов по составу следует учитывать чередо­вание звуков. Чередуются гласные: Е — о (нес — носить); е — о — ноль звука — И (наберу — набор, набрать — наби­рать); е — ноль звука (пень — пня); о — а (опоздать — опаздывать); о — ноль звука (рот — рта); о — ноль зву­ка — Ы (посол — послать — посылать); а (я) — м — им (жать — жму — пожимаю); а (я) — н — ин (жать — жну — пожинаю); у — ов (кую — ковать); у — о — ы (су­хой — сохнуть — засыхать); и — ой (бить — бой); е — ой (петь — пой).

Чередуются согласные: Г — ж — з (друг — дружеский — друзья); к — ц — ч (лик — лицо — личный); д — ж— жд (водить — вожу — вождение); т — ч — щ (свет — све­ча — освещение); ск — ст — щ (пускать — пустить — пу­щу); х — ш (смех — смешной); з — ж (возить — вожу); с — ш (красить — крашу); б — бл (любить — люблю); п — пл (топить — топлю); в — вл (ловить — ловлю); ф — фл (графить — графлю); м — мл (кормить — кормлю).

89. Разберите по составу слова.

Беззащитный, вооруженный, грозящий, долготерпение, ежеминутный, жертвователь, жестикуляция, жизнеутвер­ждающий, завизировать, загадочность, загораживаться, избирательность, извержение, ниспровергнуть, восхвалять, раззнакомиться, чрезвычайный, чересполосица, упрощенче­ство, уравниловка, учредительница, философствование, хле­бозаготовительный, хрестоматийный, целеустремленный, це­лительный, ясновидение.

Международные словообразовательные э л ем е н т ы

Во многих языках мира, в том числе и в русском, немало слов, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые из древнегреческого и латинского языков. Эти слова принадлежат к области науки, техники и общест­венно-политической жизни (например, Университет, термо­метр, демократия и др.). Ниже перечислены наиболее рас­пространенные международные словообразовательные эле­менты. Прочитайте их список, разберите значение данных в нем слов и обратите внимание на их написание.

Ави(а) (лат. avis — птица) — авиация

Авт(о) (греч. autos — сам) — автограф, автомат Агр(о) (греч. agros — поле) — агроном, агротехника Акв (лат. aqua — вода) — аквариум

Анти (греч. anti — против) — антивоенный Архе(о) (греч. archaios — древний) — археология Архи (греч. arche — начало, главенство; сверх) — архире — акционный

Ауди (лат. audire — слушать) — аудитория, аудиенция Аэр(о) (греч. аег — воздух) — аэроплан, аэростат Баро (греч. baros — тяжесть) — барометр

Библио (греч. biblion — книга) — библиотека Био (греч. bios — жизнь) — биография, биология Ге(о) (греч. ge — земля) — география

Грамма (греч. gramma — запись, буква) — грамматика Граф (греч. grapho — пишу) — биограф

Гуман (лат. humanus — человечный) — гуманист Дем (греч. demos — народ) — демократия

Дром (греч. dromos — бег, путь) — аэродром

Крат (греч. kratos — власть) — демократия

Косм (греч. kosmos — вселенная) — космический, космо­навт

Лабор (лат. labor — труд) — лаборатория, лаборант

Лог (греч. logos — слово, понятие, учение) — геология Метр (греч. metron — мера) — метр

Микро (греч. mikros — малый) — микрометр, микрофон Моно (греч. monos — один) — монолог, монография Навт (греч. nautes— мореплаватель) — аэронавт

Оним (греч. onyma — имя) — антоним

Орто (греч. orthos — прямой)—ортодоксальный — право­верный

Пери (греч. peri — около, вокруг) — периферия Поли (греч. poly — много) — поликлиника Пре (лат. ргае — перед) — президиум, прелюдия Прото (греч. protos — первый) — прототип

Псевдо (греч. pseudos — ложь) — псевдонаучный, псевдо­ним

Сан (лат. sanare — лечить, исцелять) — санаторий Скоп (греч. скорео — смотрю) — микроскоп Тека (греч. theke — вместилище, ящик) — картотека Теле (греч. tele — далеко) — телевидение, телеграф Терм (греч. therme — теплота) — термометр

Тип (греч. typos — отпечаток, образ) — типический, ти­пизация

Фил (греч. philos — друг, любящий) — библиофил, фи­лантроп

Фон (греч. phone — звук) — фонетика, телефон

Фот (греч. phos, photos — свет) — фотография

Хрон (греч. chronos — время) — хронометр Циркул (лат. circulus — круг) — циркулировать Эп(о) (греч. epos — слово, рассказ) — эпопея

90. В приведенных словах выделите международные сло­вообразовательные элементы и, учитывая их значение, по­старайтесь истолковать эти термины.

Аграрный, автоматический, акварель, антигриппин, аэро­навтика, библиофил, биография, геодезия, графика, гуман­ный, демократ, партократия, космодром, логопед, микроэле­мент, монокультура, астронавт, антоним, полиграфия, пре­амбула, псевдопатриот, санация, рентгеноскопия, фоника, хронометраж, циркуль, эпос.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Правописание приставок в русском языке может вызвать трудности, потому что они часто произносятся нечетко. Это объясняется тем, что гласные в приставках нередко бывают безударными, например: Подать (руку) — в приставке no — гласный О звучит как краткое А (сравните: Падать, съезжая на санках с горы).

Независимо от ударения в приставках по-, Под-, об-, от-, за-, со- и др. всегда пишутся одни и те же гласные. Исключе­ние составляет приставка Раз (рас ), которая в безударном положении пишется с А (разбить, рассказать), а под ударе­нием — со (роспись, россказни).

Не только гласные, но и согласные звуки в приставках при произношении часто изменяются. Так, согласные, кото­рые находятся в конце приставки, под влиянием последую­щего согласного произносятся глухо или звонко, в чем про­является фонетический закон русского языка: ассимиляция согласных по глухости (оглушение) или по звонкости (озвон­чение). Например: Открыть — отдать (в первом случае произносится [т], так как приставка оказалась перед глухим звуком К, во втором вместо Т произносится [д] — о[дд]атпь, так как произошла ассимиляция согласного Т звонкому со­гласному Д. Еще пример: Предложить — предстоящий (в первом слове в приставке произносится Д, во втором оно ог­лушается в Т: прег]стоящий). Таким образом, согласные звуки в приставках Об-, от-, над-, под-, пред-, с- и др. пред­ставляют собой «сомнительные согласные», написание их подчиняется общему правилу: независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково. В этом случае реа­лизуется морфологический принцип русской орфографии. Исключение составляют все приставки на З: без- (бес ), воз — (вое ), из — (ис-), низ — (нис-), раз — (рас-), чрез — (чрес ), в них на письме отражается оглушение согласного.

91. Прочитайте слова, показывая оглушение звонких со­гласных в приставках перед глухими согласными и озвонче­ние глухих перед звонкими согласными корня. Объясните несоответствие написания и произношения этих приставок.

Сделать, подписать, отблеск, предпочтение, предшествен­ник, отграничить, отсеять; отзывчивый, надземный, предо­пределить, сказать, предусмотреть, поднебесный; подстроч­ный (перевод), обводить, обгореть, обслуживать, обходить, обкатать, вручать, внедрять, вступать.

92. С помощью приставок От-, под-, над-, об- образуйте новые глаголы от приведенных глаголов и запишите их, комментируя правописание приставок.

Делать, писать, считать, строить, таять.

93. Прочитайте слова, указывая, какие согласные звуки произносятся вместо приставки с-. Прокомментируйте эти Примеры ассимиляции согласных в русском языке и сфор­мулируйте правило правописания приставки С-.

Сделать, сбегать, сжать, сшить, смыть, слить, снять.

Приставки на З

1. Приставки Без-, воз — (вз), из-, низ-, раз-, чрез — (через ) Пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой С перед глухими соглас­ными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), например: Безлюдный — беспартийный, возрождение — воспоминание, взлететь — вскружить, изгнать — испортить, низводить — нисхо­дить, раздать — раскусить, чрезмерный — чересчур. Поэто­му на стыке приставки и корня пишутся или два з, или два с, например: Беззвездный — бессмертный, воззвать — вос­стать, раззвонить — рассердить.

Примечания: 1. В словах Разевать, разинуть, разорить, разор Пишется одно З.

2. В словах Рассориться пишется два С (хотя Рас + ссориться), Так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пи­шутся.

3. Пишем Расчет, расчесть, но Рассчитать, рассчитывать со­гласно правилу: перед -чет- пишется одно С (кроме слова Бессчет­ный), перед -чит- пишется два С.

4. В словах Низкий, низший з входит в состав корня, а не при­ставки, поэтому не меняется на С. Ср. сложное слово Близсидящий.

5. Приставка С- пишется как перед глухими согласными, так и перед звонкими, например: Спрятать — сбежать, склонить — сгореть, столкнуть — сдать, сшить — сжить.

6. В словах Здесь, здание, здоровье не выделяется приставка.

2. В приставке Раз — (рас-) — роз — (рос-) без ударения пи­шется А, под ударением — О, например: Развалить — роз­вальни, рассыпать — россыпь (но: Розыскной от розыск).

94. Объясните, почему в одних из приведенных ниже слов перед согласной пишется буква с, а в других — З.

1) Сделать, разделать, растащить, здесь; 2) сжать, сшить, разжать, расширить; 3) низкий, низший, снисходительный; 4) здание, сдавать, стащить, раздается; 5) сгибать, скинуть, ни зги не видно, раскинуть, разгибать, разбить, распить.

95. Вставьте пропущенные буквы.

1. Беспредельная даль, безработный человек, бе..сроч­ный отпуск, безземельные крестьяне, бе..конечная лента, бе..смысленный спор, бе..лошадные крестьяне, бе..тарифный провоз, бе..сменный часовой.

96. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объяс­ните правописание приставок на з.

1. Кирила Петрович, ра..горяченный наливками, послал сказать Андрею Гавриловичу, что если он не приедет ноче­вать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорит­ся. 2. Он ра..хаживал по псарне, то рас..прашивая о здоро­вье больных, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. 3. Владимир Дубровский во..питывался в кадетском корпусе. 4. Он позволял себе ро..кошные прихо­ти. 5. Чувства более благородные, наконец, во..торжествова — ли. 6. Антон Пафнутьич казался так ра..строен, что вид его всех поразил. 7. Взволнованная свиданием с Дубровским, Марья Кириловна во..вращалась из сада. 8. Кирила Петро­вич начинал бе..покоиться. 9. Марья Кириловна молчала, бес..мысленно глядясь в зеркало. 10. Последние прои..шест- вия обратили внимание правительства на ра..бои Дубровс­кого.

(По А. С. Пушкину )

97. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В бе..людной улице за версту слышно, как разговари­вают двое-трое между собой (Гонч.). 2. Касьян мне показал­ся ра..судительным человеком. 3. Я бе..пощадно погонял из­мученного коня (Л.). 4. Пламя колебалось, дрожало, точно бе..звучно рассказывало о чем-то (М. Г.). 5. Наступила вес­на, все зазеленело, ра..пустилось, ра..цвело (Акс.). 6. Во сне даже сильный человек кажется бе..защитным и бе..помощ­ным. 7. ..жатые губы Илюши не шевелились, ..двинутые брови не ра..ходились (Т.). 8. Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. 9. Людской поток бе..конечен. 10. Книги, в которых были ярко описаны мужественные, сильные ду­хом и волей революционеры, бе..страшные, бе..заветно пре­данные нашему делу, оставляли во мне неи..гладимое впе­чатление и желание быть таким, как они (Н. О.).

98. Объясните написание двойных согласных.

1. Беззаботный, беззаконный, беззвучный, беззлобный, бессвязный, бессемейный, бессердечный, бессильный, бес­системный, бесславный, бесследный, бессловесный, бессмен­ный, бессмертный, бессмысленный, бессовестный, бессодер­жательный, бессознательный, бесспорный, бессрочный, бес­страшный, бесстыдный, бессчетный.

2. Воззвание, воззрение, восславить, воссоединить, вос­создать, восстановить, восстать.

3. Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть; иззеле­нить, иззябнуть.

4. Рассадить, рассветать, рассекретить, расселить, рассер­дить, рассечь, рассеять, расслабить, расследовать, расслы­шать, рассмешить, рассмотреть, расспросить, расставить, расстаться, расстегнуть, расстелить, расстояние, расстре­лять, расстроиться, рассудить, рассчитать, рассыпать.

99. Перепишите данные словосочетания, вставляя, где надо, пропущенные буквы З — с или приставку с-. С выде­ленными словами устно составьте предложения.

Бессистемное питание, бе..болезненная операция, бездар­ный писатель, Безжалостное обращение, бе..характерный че­ловек, Безвредное средство, бе..связный рассказ, бездок­азательное утверждение, бе..заветная преданность, Бесчислен­ное множество, бе..страшный воин, бе..жизненный взгляд, бе..людная улица, бе..шовный рукав, Бесследное исчезнове­ние.

Произвести ра..чет; Ра..считаться с кем-либо, Расчетли­вый хозяин, великолепная..дравница, И..кусный работник, Искусственный шелк, чересчур горячая вода, бе..форменная груда обломков, безвкусная пища, бе..ценный подарок, ма­териалистическое Мировоззрение, восстановленный памят­ник, ..беречь силы, во..хождение на гору.

100. Напишите текст под диктовку.

Осенний день

С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно во­допаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена де­ревьев и трав.

Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина расцветилась красными, багровыми, зо­лотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасы­вает и это последнее убранство; крутя в воздухе легкие ис­сохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

Все позже восходит солнышко, все раньше нисходит оно к краю земли.

(По К. Д. Ушинскому)

101. Образуйте имена прилагательные по следующей мо­дели: Без сердца — бессердечный, без радости — безрадо­стный. Объясните правописание полученных слов. Употре­бите прилагательные в словосочетаниях.

Без ума, без страха, без забот, без смысла, без денег, без снега, без воды, без остановки, без системы, без обиды, без пошлины, без опасности, без работы, без защиты, без просве­та, без содержания, без срока, без характера, без чувства.

102. Образуйте и напишите глаголы, выбирая каждый раз подходящую приставку. Если будет подходить несколько приставок, то используйте их.

Приставки: Раз-(рас-), из-(ис-), воз-(вос-), вз — (вс-).

Бросать, путать, гадать, следовать, жевать, шевелить, ссориться, бить, пугать, пугнуть, царапать, черпать, жить, портить, калечить, принять, делать, кликнуть, помнить, па­хать, дернуть.

image005 10

103. Запишите в две колонки слова с приставками При- и Пре- и разъясните их значение.

Преобразователь, пр..школьный, преуспевать, пр..лу — ниться, пр..красный, пр-.глушить, пр..рвать, пр..остано — вить, пр..прятать, пр..сыщенный, пр..верженный, пр..терпе — вать, пр..касаться, пр..мерять, пр..бытие, препоручить, преоб­ражать, пр..взойти, пр..бедняться, пр..пираться, пр..верженец, пр..тяжение, пр..возносить, пр..сечь, пр..ломить, пр..нево — лить, пр..служиваться, пр..низить, пр..рекаться, пр..бирать, пр..одеть, пр..забавный, пр..беречь, пр..поднять, пр..вос — ходить, пр..выше всего, преобразованный, пр..полярный, предисловие, пр..долгий, пр..ободрить, пр..избыток, пр..ми- риться, пр..нуждение, пр..осаниться, пр..командированный, пр..емлемый, пр..скучный, пр..глаживать, пр..вносить, пр..одолеть, пр..гнуть, пр..мудрый, пр..вить, пр..ударить.

подпись: 104. сравните написаниеСозвучных слов с разным зна­

Чением.

Запомните написание слов, в которых значение приста­вок При- и Пре- не выступает с достаточной ясностью.

подпись: пре-При-

подпись: приключение присягать придирчивый причинить приветствие причудливый привидение пригодный прихотливый приравнять пристрастный приправа прилежание привольный прибегнуть прибаутка приказаниеПреподнести преподать препоручить преследовать препроводить преимущество преобладать преисполненный преемственный прегрешения пресмыкаться препоясать преклонный (возраст)

Запомните написание слов, в которых приставки Пре- и При- не выделяются.

При-

Пре-

Приказать

Прельщать

Неприязнь

Пренебрегать

Приют

Препятствие

Причина

Претить

Привередливый

Камень преткновения

Причащаться

Препона

Пригожий

Знаки препинания

Притязание

Предмет

Прибор

Предельный

Приличный

Пререкание

Привилегия

Премировать

Примитивный

Пресловутый

Приоритет

Препарировать препарат премьера премьер-министр президент президиум претендовать прецедент престиж прелюдия предикат

105. Запишите слова в две колонки, выделяя приставки и суффиксы.

Прерывистый, притоптанный, приторможенный, препод­несенный, препирательство, притихший, приступать к делу, препоясанный, пристяжной (о лошади), препровожденный, присужденный, пресеченный, притушенный, притча во языцех, преодоленный, премированный, притязание, пре­зентованный, притачанный, притащенный, привходящий, президентство, предлагать, предназначать, притесненный, преднамеренно, приравненный, предложение, притворщица, предчувствие, приспособленный, предпринять, приспущен­ный, претендент, претензия.

106. Напишите текст под диктовку.

Пробуждение природы

Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу еще снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снеж­ном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут часа освобождения. Вот пришел этот час. Снег под­таивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под елкой спит заяц. В страхе привстает он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислу­шается и опять побежит. Весна.

До прилета кукушки проходит вся красота нашей весны, тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей безлиственной еще березы. За это время растает снег, умчат­ся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на де­ревьях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики, и тут прилетает кукушка. Тогда только, после всего прекрас­ного, все скажут: «Началась весна! Какая прелесть!»

(По М. Пришвину)

Гласные Ы — и после приставок

Правописание гласных Ы — и после приставок в русском языке чаще всего соответствует произношению. В устной ре­чи после твердых согласных на конце приставки корневой звук И изменяет свое качество, переходит в ы, например: Ра­зыскать (сравните: Искать). В соответствии с произношени­ем в таких случаях пишется Ы (не И). Только после шипя­щих, а также буквы Х по общему правилу пишется И (не ы), вопреки произношению.

Не являются фонетическими и написания слов с ино­язычными приставками (контр-, транс-, пан-, суб ): контри­гра.

107. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твердое произношение согласных в приставках. Выпиши­те и запомните трудные орфограммы.

Буквы Ы — и после приставок безымянный контригра

Безыдейный сверхизысканный

Безынвентарный сверхинтересный

Y108. Вставьте пропущенные буквы. Объясните право­писание слов с приставками. Употребите эти слова и слово­сочетания в предложениях.

1. За..грать — разыграть, до..скаться — подыскать, по..мпровизировать — сымпровизировать, пред..гровой — меж..гровой, до..нфарктный — предынфарктный, до..ндуст — риальный — сверхындустриальный, за..скриться — без..ск — ровой, про..нформироватъ — дез..нформировать, проинвен­таризовать — безынвентарный, до..сторический — пред..сто — рия, сверх..скусный — без..скусный, на..менование — безымянный, дОыЮньский — пред..юньский, за..нтересовать — ся — безынтересный.

J109. Вставьте пропущенные буквы.

2. БеЗыМпульсный датчик, небез..нтересный фильм, без.-скровая сварка, без..скусный рассказ, без..сходное поло­жение, вЗыМать налоги, вз..гравшее самолюбие, взыскатель­ный вкус, деЗыНтегральная схема, изысканная обстановка, предложить контр..гру, предъявить контр..ск, меж..гровая тренировка, меж..нститутская конференция, меж..рригаци — онный период, меЖыЗдательское соглашение.

3. Раз..гранный жребий, уголовный роз..ск, сверх..зыс — канные манеры, с..грать шутку, с..змала закаляться, зате­ять с..знова.

110. От данных слов образуйте новые с помощью приста­вок, которые подходят по смыслу (в случае необходимости добавляйте и суффиксы). Запишите трудные орфограммы в тетрадь.

Мизм.

111. Объясните правописание приведенных ниже слов и придумайте с ними словосочетания или предложения. За­помните орфограммы.

I. Взимать, изымать, возыметь, подымать, поднимать.

И. Спортинвентарь, мединститут, фининспектор, воениз — дат.

112. Напишите текст под диктовку.

Письменность Древней Руси

Теперь уже никто не считает сверхъестественным и не­объяснимым тот факт, что с начала христианства и до тата­ро-монгольского нашествия Киевская Русь была страной вы­сокой и прекрасной письменной культуры. Введение хрис­тианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности еще на заре их цивилизации.

Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и бес­препятственно развивалась на первых порах. Ничто не пре­граждало народу путь к грамоте, и наши прародители быст­ро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это под­тверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, непригодных для экспонирова­ния.

Наука недаром придает огромное значение изучению ста­ринных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности.

В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет под руководством профес­сора Арциховского, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте, относящиеся к XI—XVI векам. Разыскать такое подтверждение давней традиции русской письменной куль­туры было далеко не просто. Но неистребимый оптимизм ар­хеологов, ведших этот трудный розыск, верный расчет, кото­рый всегда был их неотъемлемой чертой, и бессчетные уси­лия всего коллектива дали ни с чем не сравнимый научный эффект.

Берестяные грамоты Новгорода — беспрецедентное от­крытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная предыстория русской книги. Содержание новгородских гра­мот разнообразно: это преимущественно частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи, завещания и всякого рода распоряжения. Авторами грамот оказались представители всех классов общества, люди различных от­раслей старинного производства. Здесь есть письма ремес­ленников, купцов, землевладельцев, крестьян, чиновников и духовенства. Тематика частных писем поистине необъятна. Некоторые из них написаны женщинами. Небезынтересны записи школьных упражнений, сделанные, по-видимому, прилежными учащимися-подростками. Все это свидетельст­вует о многовековой традиции письменной культуры Древ­ней Руси.