В последнее время новости в СМИ так и пестрят заголовками об NFT произведениях искусства, их популярности и продаваемости. Диджитал-художникам платят большие деньги за их творения. Несмотря на то, что эта тема на слуху, не все люди понимают, что это за феномен.
В этой статье мы разберем, что такое NFT, как он связан с творчеством и почему NFT биржа искусств набирает популярность, а также расскажем о том, как создавать свои собственные NFT и правильно на них зарабатывать.
Что такое NFT и цифровое искусство
Токен – это единица учёта, которая выражает ценность некоторого актива в цифровом виде.
NFT (англ. non-fungible token), невзаимозаменяемый токен или уникальный токен — это единица данных, хранящаяся в блокчейне, которая выражает (подтверждает) ценность уникального цифрового актива. Проще говоря, такой токен единственный в своем роде и не может быть заменен другим с равной ценностью.
Этот тип токенов используют, чтобы создать единственный цифровой вариант уникального объекта – например, картины, футбольной карточки, песни и любых типов файлов, которые хранятся в цифровом виде.
В силу своей специфики NFT может быть только в единственном числе, в отличии от других токенов, коих могут быть тысячи или миллионы.
Технология NFT токенов была разработана в 2017 году на базе блокчейна Ethereum. Одним из первых вариантов ее использования стало цифровое искусство NFT. Однако массовой популярности NFT стали приобретать в 2020 г.
Продажа NFT искусства: самые громкие случаи
Среди самых известных и громких продаж NFT искусства можно выделить работу художника, который творит под псевдонимом Beeple. Его картина «Первые 5000 дней» была выставлена на торги на аукционе Christie’s и ушла с молотка 11 марта 2021 года за 69 млн долларов США. На сегодняшний день это самая дорогая продажа цифрового произведения.
За 20 минут файлы «Earth» и «Mars» (видео со звуковой дорожкой) были проданы более чем за 5 млн долларов США. При том, что изначально была установлена цена в 7,5 тысяч долларов.
Картина “Криптопанк 7804“ — одна из 10 тысяч картин из серии криптопанков, была продана за 7.57 млн долларов США.
Не исключено, что NFT аукционы искусства будут только набирать своей популярности, так как криптосообщество — это желаемая аудитория для любого крупного аукциона типа Sotheby’s или Christie’s.
Главная особенность NFT искусства
Эксперты смело называют цифровое искусство новым этапом в развитии творчества в целом. Особенность его в том, что оно существует в цифровом формате в виртуальном пространстве. Его нельзя “потрогать” как классические предметы искусства.
Для более детального понимания рассмотрим простой пример. Представим, что в Интернет-пространстве существует картинка в формате JPEG. У нее могут быть сотни копий. Но автор может использовать удобный инструмент — блокчейн (распределенный реестр данных) — и привязать эту картинку к адресу на блокчейне. После этого будет создан невзаимозаменяемый токен, за которым будет закреплено имя (или псевдоним) и транзакция по его созданию будет записана в блокчейн.
Кому и для чего нужен NFT?
До того, как NFT набрали свою популярность, диджитал художники в основном зарабатывали созданием отдельных цифровых произведений на заказ. Они не имели возможности монетизировать виртуальные работы.
С появлением и популяризацией NFT и растущим интересом к этой сфере, у диджитал художников такая возможность появилась.
NFT обеспечил возможность перенести в цифровую форму уникальные виртуальные творения. Исходный код такого цифрового предмета единственный в своем роде, а NFT дает возможность закрепить такую уникальность и не перепутать этот конкретный объект с сотнями его копий.
Простыми словами, NFT обеспечил возможность сохранить уникальное право на владение предметом цифрового искусства так же, как в реальной жизни мы защищаем свое право собственности на материальное имущество.
Вот простой пример того, зачем нужен NFT. Художник может продать оригинал своей работы на аукционе и передать покупателю уникальное право на владение ею, несмотря на то, что она не имеет материальной формы выражения и существует только в цифровом виде.
Токенизация реальных произведений
Самым громким случаем перевода реально существующей картины в цифровое пространство считается токенизация и уничтожение картины Бэнкси (псевдоним анонимного английского стрит-арт художника) «Morons (White)», которые произошли в марте 2021.
Компания Injective Protocol купила в нью-йоркской галерее Taglialatella эту картину за 100 тысяч долларов США. Затем компания создала ее NFT, а реальное творение сожгла. Теперь эта картина существует исключительно в цифровой реальности в виде невзаимозаменяемого токена.
Почему покупают NFT?
Остается открытым вопрос: почему люди платят миллионы, чтобы купить NFT искусство? Платформа Founation назвала шесть причин почему стоит купить NFT искусство:
- Это способ стать единственным владельцем объекта в цифровом виде и при случае заявить право на владение.
- Возможность активно содействовать установлению новой культурной парадигмы. Ведь новые творцы могут развиваться тогда, когда им оказывают поддержку и содействие.
- NFT имеет огромный потенциал не только для объектов искусства, но и других.
- Это создание рынка для новых творческих сообществ.
- Коллекционирование NFT — это способ продемонстрировать свой вкус и заявить о себе как о первопроходце и человеке, который открыт ко всему новому.
- В конце концов — это будущее, которое рано или поздно все равно настанет и лучше взаимодействовать с ним на ранних этапах.
Биржи и площадки для создания и торговли NFT
Несмотря на то, что невзаимозаменяемые токены не так давно набрали обороты, уже существуют площадки для продажи NFT искусства и создания токена, их количество постоянно растет. Предлагаем Вам рассмотреть четыре самые популярные площадки, где можно создавать NFT искусство.
- OpenSea
Эту площадку принято считать самой популярной и крупной. На ней можно найти тысячи NFT: от картин современных художников до игровых дополнений. Кстати, именно на этом маркетплейсе выставлен токен сожженной картины Бэнкси.
Любой пользователь может загрузить собственное произведение искусства, превратить его в NFT, выставить на торги и продать за криптовалюту. Кроме того, на площадке можно продать виртуальные предметы коллекционирования, доменные имена, игровые дополнения и многое другое.
На OpenSea можно не только создавать и продавать, но и приобретать, и хранить NFT.
- Mintbase
Это площадка, которая взаимосвязана с OpenSea. Созданный на ней контракт сразу появляется на OpenSea. С ее помощью даже мало подготовленный человек может создать свой токен.
Кроме того, здесь доступна оплата фиатными средствами.
- SuperRare
Пример еще одной площадки для продажи NFT искусства. Большой потенциал этого маркетплейса раскрывается также в её вторичном рынке. Любой желающий может перепродать свой токен новому владельцу.
- Rarible
На момент написания статьи, эта площадка имеет один из самых высоких объемов торгов. Валюта продажи — собственный токен RARI. Используя ее, деятели искусства могут как продать NFT искусство, так и создавать его.
Как создать свой NFT на OpenSea
ШАГ 1. АВТОРИЗАЦИЯ
Прежде чем приступить к созданию NFT на этой платформе, пользователю необходимо авторизоваться. Одним из способов быстрой и легкой авторизации служит использование криптокошелька. Например, вы можете использовать Trustee Wallet, который поддерживает технологию WalletConnect. Для того, чтобы пройти авторизацию, необходимо:
- На сайте OpenSea на главной странице нажать иконку “Create”.
- Далее нажмите “Use a different wallet”.
- В списке выберите “WalletConnect”.
- Нажмите “Continue with WalletConnect”.
- Отсканируйте QR код с помощью приложения Trustee Wallet (значок в правом верхнем углу главного экрана).
После того, как авторизация завершена, можно начинать творить.
ШАГ 2. СОЗДАТЬ ШЕДЕВР
- Перейдите в раздел “Create”.
- Далее перед вами откроется поле “My Collections” с разделом “Create new collection”, в котором следует нажать на кнопку “Create”. Так на платформе будет создана ваша коллекция токенов.
- Система откроет карточку “Create your collection”. В ней нужно добавить логотип коллекции (рекомендованный размер 350 x 350), ее название и описание (до 1 тыс. символов) и нажать на кнопку “Create”.
- После того, как система создаст коллекцию, на экране появится кнопка “Add items”. На нее нужно нажать, чтобы загрузить материал и “оцифровать” его в формат NFT. Также система попросит ввести название файла и добавить его описание.
- В поле метаданные внесите всю информацию, которую хотите записать в блокчейн, после чего подтвердите соответствующей транзакцией. Транзакция запишет всю информацию в смарт-контракт, за что будет снят газ в эфире. Стоит отметить, что запись информации в блокчейн — то самая важная операция, так как именно эта информация в будущем будет нести ценность.
ШАГ 3. КАК ПРОДАВАТЬ ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО NFT
С помощью OpenSea продать NFT очень просто. Достаточно просто нажать на кнопку “Продать” в правом верхнем углу. На OpenSea доступны два основных метода торговли: аукцион и продажа за установленную цену.
Кроме того, продать цифровые произведения можно и на других площадках. О некоторых из них мы уже говорили ранее.
Как правильно зарабатывать с помощью NFT
Единственного правильного способа коллекционирования NFT и заработка на них не существует. Однако есть несколько вариантов, о которых мы расскажем Вам.
- создать собственный токен и продать его на маркетплейсе;
- купить уже существующий NFT и в будущем продать его дороже;
- купить токены, которые являются частью произведения, то есть стать владельцем доли NFT.
Скачивайте Trustee Wallet — единый кошелек для криптовалюты!
Перспективы NFT
Несмотря на волну хайпа вокруг NFT, на сегодняшний день нет однозначного прогноза касательно того, как будет развиваться индустрия NFT.
С одной стороны, потребление цифрового контента ежедневно растет, что может обеспечить NFT-искусству шансы на большое развитие в будущем.
Сегодня у этой сферы нет достаточной правовой базы, но в случае ее дальнейшего развития, такое правовое регулирование может появиться. Это, в свою очередь, может сделать невзаимозаменяемые токены обыденной и привычной вещью.
С другой стороны, как и любая хайповая вещь, которая резко взлетела, интерес к NFT может пропасть так же быстро, как и появился. Сама ценность таких токенов выглядит неоднозначно, что не дает возможности точно утверждать о направлении их дальнейшего развития. Может сложится так, что современный цифровой рынок искусства разочарует коллекционеров и потеряет свою популярность.
Скачивайте Trustee Wallet — единый кошелек для криптовалюты!
Если у вас есть идеи, вопросы или желание поделиться собственным уникальным опытом в вопросе создания или продажи NFT, пишите в наш чат https://t.me/trustee_wallet, или оставляйте комментарии здесь!
СкиниУскачи!
1
СкиниУскачи!
05 декабря 2021 в 23:44
Ну а как вы хотели? Такова жизнь.
РозаЛюксен
2
РозаЛюксен
05 декабря 2021 в 23:45
Самое печальное, что лучшие уходят рано
ЛедиДи
3
ЛедиДи
05 декабря 2021 в 23:45
Я б не хотіла жити вічно
Навіщо?
ЛедиДи
4
ЛедиДи
05 декабря 2021 в 23:45
Ответ для РозаЛюксен
Цитата:
Самое печальное, что лучшие уходят рано
Не завжди
Зовсім не завжди
АБВГДейка
5
АБВГДейка
05 декабря 2021 в 23:45
А скільки ви б хотіли жити при тому, що тіло зношується?
Це я про тих, кому пізно.
А тим, хто рано, то біда звичайно.
Для мене біда бути комусь обузою навіть короткий срок. Краще вмерти рано на бігу
ЭтаваНиМожетБыть
6
ЭтаваНиМожетБыть
Изменено 05 декабря 2021 в 23:46
Планета резинова чи як? Вже 7 мільярдів на ній, перенаселення.
выходные пролетают
7
выходные пролетают
05 декабря 2021 в 23:46
Се ля ви
АБВГДейка
8
АБВГДейка
05 декабря 2021 в 23:46
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Планета резинова чи як? Вже 7 мільярдів на ній, перенаселення.
Кожен думає в масштабі себе і близьких, в масшабі планети всім пофіг
ЭтаваНиМожетБыть
9
ЭтаваНиМожетБыть
05 декабря 2021 в 23:47
Ответ для АБВГДейка
Цитата:
Кожен думає в масштабі себе і близьких, в масшабі планети всім пофіг
Теж правда.
Губки-уточкой
10
Губки-уточкой
05 декабря 2021 в 23:48
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
ЭтаваНиМожетБыть
11
ЭтаваНиМожетБыть
05 декабря 2021 в 23:48
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
Цікаво, скільки коштуватиме така послуга.
Оле Лукойе
12
Оле Лукойе
05 декабря 2021 в 23:51
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Планета резинова чи як? Вже 7 мільярдів на ній, перенаселення.
Вирус старается уменьшить.
ЭтаваНиМожетБыть
13
ЭтаваНиМожетБыть
05 декабря 2021 в 23:52
Ответ для Оле Лукойе
Цитата:
Вирус старается уменьшить.
Ой, та прям. Якщо серцево-судинні захворювання цього не змогли зробити, то куди там коронавірусам.
Голубец
14
Голубец
05 декабря 2021 в 23:54
Чтобы не было перенаселения. Другого способа нет.
Губки-уточкой
15
Губки-уточкой
05 декабря 2021 в 23:55
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Цікаво, скільки коштуватиме така послуга.
Цікаво). Як кажуть футуристи: ’Первый бессмертный человек уже родился’
ЭтаваНиМожетБыть
16
ЭтаваНиМожетБыть
05 декабря 2021 в 23:57
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
Цікаво). Як кажуть футуристи: ’Первый бессмертный человек уже родился’
Це настільки прогресивно, що аж страшно в деякій мірі.
Бауди на ауди
17
Бауди на ауди
05 декабря 2021 в 23:58
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Цікаво, скільки коштуватиме така послуга.
А чем вы так ценны, чтобы ваше сознание оцифровали?
Я такое
(автор)
18
Я такое
(автор)
05 декабря 2021 в 23:59
Просто очень много среди окружения людей у кого онко кто от короны (((( молодые некоторые у моей сёстры троюродной рак груди ???
ЭтаваНиМожетБыть
19
ЭтаваНиМожетБыть
Изменено 06 декабря 2021 в 00:00
Ответ для Бауди на ауди
Цитата:
А чем вы так ценны, чтобы ваше сознание оцифровали?
Ваші здогадки залиште при собі.
КАПСЛОЧНИЦА
20
КАПСЛОЧНИЦА
06 декабря 2021 в 00:06
Ответ для АБВГДейка
Цитата:
А скільки ви б хотіли жити при тому, що тіло зношується?
Це я про тих, кому пізно.
А тим, хто рано, то біда звичайно.
Для мене біда бути комусь обузою навіть короткий срок. Краще вмерти рано на бігу
А как определить, когда вовремя?
Я тоде не хочу до глубокой старости и быть обузой.
Но вот в свои 49 вдруг столкнулась с онко. И мне страшно. Я много не успела. Сын ещё не доучился, я ему пока нужна. Вот так. Мы не властны над сроками.
Бауди на ауди
21
Бауди на ауди
06 декабря 2021 в 00:06
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Ваші здогадки залиште при собі.
У меня вообще никаких догадок. Как бы это был вопрос.
Коко На Страже
22
Коко На Страже
06 декабря 2021 в 00:06
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
Вместе с голографической картинкой, только без тела …живое сознание и голографический образ
Губки-уточкой
23
Губки-уточкой
06 декабря 2021 в 00:12
Ответ для Коко На Страже
Цитата:
Вместе с голографической картинкой, только без тела …живое сознание и голографический образ
Возможно и тело со временем подтянут. Уже давно выращивают органы, понятно, что пока безуспешно. Но! Через 20 лет возможно не будет проблемы купить новый скафандр, сердце, почки и тд). И тогда можно будет голограмму в новое тело запаковать…Жутко конечно, но всё возможно. Не думаю что эти технологии будут всем доступны. Точнее скорее всего большинство всё же ожидает классический сценарий. А избранные -богатые себя ’реинкарнируют’
Гордая_птичка
24
Гордая_птичка
06 декабря 2021 в 00:15
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
Так это будет не человек, а искусственное что-то. Есть серия в Черном зеркале, где жене сделали робота копию ее погибшего мужа. Она даже сексом с ним занималась, но вскоре поняла, что это пустышка, души то в нем нет
Усатая полосатая
25
Усатая полосатая
06 декабря 2021 в 00:15
Ответ для ЭтаваНиМожетБыть
Цитата:
Планета резинова чи як? Вже 7 мільярдів на ній, перенаселення.
Вже майже 8.
Губки-уточкой
26
Губки-уточкой
06 декабря 2021 в 00:19
Ответ для Гордая_птичка
Цитата:
Так это будет не человек, а искусственное что-то. Есть серия в Черном зеркале, где жене сделали робота копию ее погибшего мужа. Она даже сексом с ним занималась, но вскоре поняла, что это пустышка, души то в нем нет
У некотрых живых тоже нет души). И в душу, понятие ’душа’ не все верят. Материалисты возможно будут очень довольны. И религию новую нужную можно сколотить. Шутки, шутками, но какое-то подобие бессмертия уже воплощается. Хотим мы этого или нет
Коко На Страже
27
Коко На Страже
06 декабря 2021 в 01:13
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
Возможно и тело со временем подтянут. Уже давно выращивают органы, понятно, что пока безуспешно. Но! Через 20 лет возможно не будет проблемы купить новый скафандр, сердце, почки и тд). И тогда можно будет голограмму в новое тело запаковать…Жутко конечно, но всё возможно. Не думаю что эти технологии будут всем доступны. Точнее скорее всего большинство всё же ожидает классический сценарий. А избранные -богатые себя ’реинкарнируют’
Да, это реально и неизбежно
Карапулька
28
Карапулька
06 декабря 2021 в 03:02
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
Было бы кого записывать….Светлые умы еще понимаю.. Великие музыканты, писатели. Но они все в далеком прошлом. А сейчас что? Блогеров или политиков..? Вот Леонардо да Винчи, например, было бы интересно..
Задолбулька
29
Задолбулька
06 декабря 2021 в 06:27
Ответ для Губки-уточкой
Цитата:
’Всему своё время и место под луною)’ как пишется в одной старой книге. Но всё не так печально. В будущем нас ждет цифровое бессмертие. Сознание запишут на сервер, и человек типа как и не умрет, а будет в цифре. Так что если боитесь смерти, то еще нужно немного подождать и будет бессмертие).
Это вы сериал «Загрузка» посмотрели? ?
Домовенок Зюзя
30
Домовенок Зюзя
06 декабря 2021 в 12:30
Ответ для АБВГДейка
Цитата:
Кожен думає в масштабі себе і близьких, в масшабі планети всім пофіг
А Ви хотіли, щоб в першу чергу думали люди про когось??? Звичайно для мене я та моя сім’я на першому місці ф я про це і думаю. Навіщо мені думати про когось, про мене хтось думає?
Я не знаю, как так получилось, но в моих самых любимых фильмах, главная идея связана с роботами или искусственным интеллектом. Наверное потому что меня, как и писателей-фантастов, как и изобретателей, безумно тянет к этому. И было неизбежно, что роботы рано или поздно появятся у нас в домах.
Сначала компьютеры, потом умный дом, робот-пылесос. И всё постепенно идёт сами знаете к чему. Человекоподобные андроиды уже в разработке хотите вы этого или нет.
Ах да, забыл сказать, что мои любимые фильмы это почти всегда хорроры. Хотели чего-то жуткого, я не против.
Взгляните на обложку в лево. Если вам становится не по себе, то мы с вами в одной лодке. Сегодня я хотел бы вам рассказать почему вы всего этого боитесь и что нас ждёт в будущем.
То, о чём я буду говорить, безумно интересно, странно, непонятно и пугающе. Об этом было сказано и до меня, но чего-то не хватало. Пристегните ремни, мы отправляемся в зловещую долину.
Интервью, расследования и эксперименты — я топлю за качество и эксклюзив
Андроиды в кинематографе
«Мир дикого запада», «Почти человек», «Терминатор», «Чёрное зеркало», «Бегущий по лезвию», «Искусственный разум». Вполне интересные вещи, которые у большинства не вызывают дискомфорта при просмотре. Всё потому что роботов и андроидов там играют обычные люди с человеческими эмоциями.
По сюжету это роботы, неотличимые от людей, но всё меняется, когда в фильме появляется аниматроники или режиссеры намеренно показывают недостатки роботов. Выглядит достаточно пугающе.
В наших любимых мультиках герои имеют странные пропорции, совсем нечеловеческие и нам это нравится. Но в 1988-м году студия «Pixar» выпускает мультфильм «Оловянная игрушка», где использовалась новая технология, позволяющая создать более реалистичного ребёнка по имени Билли.
Дело в том, что он вызвал у людей не чувство восторга, скорее наоборот, показался им безумно жутким. А что насчёт Шрека? В детстве нам нравилось его смотреть и нельзя сказать, что к примеру Фиона там была какая-то страшная. Даже наоборот.
Ну хорошо, что так получилось. Ведь изначально Фиона была более реалистична и когда были тестовые показы, это пугало и детей и взрослых. Пришлось переделывать и убирать излишнюю реалистичность. Жаль, что нет тех изначальных кадров. Очень интересно было бы посмотреть.
Аниматоры и дизайнеры столкнулись с этим и им приходилось подстраиваться под людей, ведь иначе они не будут смотреть. То же произошло и с играми. Никого ничего не смущало пока не появилась фотореалистичная графика.
Фотореалистичная графика
Игры типа «Death Stranding» используют технологию motion capture/ Это когда актёры отыгрывают все эмоции сами, а потом всё это переводится в компьютерную графику. Разработчики пытаются сделать лицо идеальным, похожим на актёра. Но иной раз совсем чуть-чуть не дотягивают и мы это видим на финальном результате. Иногда там такие нечеловеческие гримасы, что становится не по себе. Но спасает положение то, что всё это происходит в компьютерной игре.
И наконец настоящие роботы, которые разрабатываются и показываются на выставках. Это безусловно прорыв, но многим людям почему-то неприятно на это смотреть.
Почему, задал себе этот вопрос японский робототехник «Масахиро Мори» ещё в 70-х годах и обнаружил удивительную и пугающую вещь. Он рассказал, что его всегда пугали восковые фигуры, манекены, плюс в то время начали развиваться технологии роботизированных протезов, от чего ему тоже было не по себе. И он решил изучить этот вопрос насчёт роботов в целом.
График зловещей долины
Взгляните на этот график, с которого всё началось. Горизонтально это сходство с человеком, а вертикальная полоса это привлекательность. Представьте, что то, что поверх оси, нам нравится, а то что ниже неё, мы считаем жутким.
И для начала рассмотрим горизонтальную жирную линию. Это линия тех вещей, которые неподвижны. Промышленный робот. Нам на него всё равно. Это обычная машина, да и выглядит также. Мягкая игрушка, ну разумеется нам это нравится. Привлекательность растёт.
Далее намного менее привлекательно выступает маска японского театра «Но», которая олицетворяет страдающего призрака, прибывающего в аду. Это писал японец, так что не удивляйтесь примерам. Затем идёт неподвижный труп. Он на дне этой неподвижной линии и не просто так. Разве нам нравится смерть и бездыханные тела? Разумеется нет. Далее идут протезы, от которых нам тоже не по себе.
Выходя из этого обрыва, мы встречаем обычную куклу, миленькую, привлекательную, если у вас конечно нет боязни кукол, я так подозреваю. А если есть, удачи вам.
И закрывает этот парад ещё одна маска для японского театра, только теперь изображающее обычного старика.
Но самое интересное начинается, когда мы смотрим на линию вещей, которые двигаются (пунктирная линия). Промышленные роботы остались на месте. С ними всё хорошо. На другом конце графика обычный здоровый человек. Но что происходит между ними очень странно.
Гуманоидные роботы, которые становятся всё больше похожи на человека, всё больше нравятся людям. Классно же. Но вдруг они стали похожи слишком сильно и происходит полная дичь. Эти роботы оказались на самом дне, ниже трупов, на уровне двигающихся трупов, зомби, если угодно.
Потом идёт двигающийся протез, похожий на настоящую руку, потом бунраку, куклы японского театра, потом больной человек и мы наконец вернулись к здоровому человеку.
Эффект зловещей долины
Главный вопрос — что тут произошло? Почему вдруг роботы стали очень жуткими? Этот обрыв на графике Масахиро назвал зловещая долина. Если что-то нечеловеческое наделено человеческими качествами, мы считаем это привлекательным.
- Вот этот робот для игры в пинг понг, выглядит круто.
- Вот этот робот выглядит как дружелюбная бабушка.
C-3PO (робот из звёздных войн) — прикольный. Wall-E (робот из мультфильма валли) — милый/ Но если мы дадим ему слишком много человеческого, случится обратный эффект, эффект зловещей долины. Да, стремновато, но это ещё не всё.
Это эссе вообще довольно пугающее. Вот, что там написано в одном из абзацев. «Жутким выглядит даже один робот. А представьте себе ремесленника, внезапно пробудившегося посреди ночи. Он ищет что-то среди толпы манекенов в своей мастерской. Если бы манекены начали двигаться, то это было бы похоже на хоррор.»
Да не было бы похоже, это прям самый что ни на есть. В общем по его идее слишком человекоподобные объекты становятся ещё страшнее, если начинают двигаться.
Критика и обсуждение
А теперь будем обсуждать. Несмотря на то, что концепция была придумана ещё в 70-х, стала популярна она только после того, как эту статью перевели. И произошло это ни много, ни мало через 35 лет. То есть эффект зловещей долины встречался и там и тут. Просто это не так называлось.
Начнём с критики. В 70-х не было протезов, которые используют сейчас. И очень многие исследования говорят извините ваш график плохой. Людям оказывается сейчас больше нравится протезы очень похожие на настоящие части тела. Не прав был японец, ой как не прав. Наверное на счёт роботов тоже.
Стоп, если бы я писал эту статью 7 лет назад, то я бы её не стал бы писать, потому что учёные не были уверены вообще в существование этого феномена. Они проводили какие-то исследования и ни к чему нормальному не пришли.
«Мы до сих пор не понимаем, почему это происходит и можно ли привыкнуть к этому. Люди даже не обязательно соглашаются с тем, что оно существует» — говорили они.
Но сейчас практически никто не сомневается в том, что он существует. В подтверждение тому выступают исследования с хорошей выборкой и почти одинаковыми результатами. Как только андроид переступает определённую схожесть с человеком, всё пропасть. Мы не хотим иметь с ним дело, мы ему не доверяем, он нас пугает и всё в таком духе.
Получается вы боитесь роботов, не потому что вам это навязала поп культура, как часто бывает. Вы боитесь их на совершенно другом уровне. И это интересно.
Но главный вопрос никто так и не решил. Почему? Это удивительно, ведь учёные даже нашли область мозга, где решается непростая задача. Определить стоит ли записывать вот эту (на фото ниже) в разряд людей и стоит ли их опасаться. Это может быть ответом, вы уже определили этого робота как человека, но малейшие несостыковки, просто выбивают вас из колеи и происходит этот эффект.
Иными словами робот должен выглядеть и вести себя как робот, а человек, как человек. Если в этой схеме что-то меняется, эффекта не избежать. Более того он наблюдается ещё и у обезьян. Разумеется, нельзя утверждать, что это работает также, как у нас. Нужно больше исследований.
Есть также мнение, что мы признаём небольшие различия в андроиде, как уродство, которое мы инстинктивно ассоциируем с болезнью, вызывающей отвращение. А ещё это может быть вызов для нашей уникальности.
Учёные что просто так взяли и попробовали меня повторить. Да что эти учёные себе вообще позволяют.
На этой фотографии вам не составит труда определить, где тут человек, а где робот. Настоящие волосы, такая же эмоция, такие же глаза, но с ним как будто что-то не так, как мне кажется. Да, вы скажите субъективно, но не я один так думаю. Эти близнецы натолкнули меня на одну идею.
Представьте, вы болтаете со своим другом или девушкой, общаетесь как обычно, но вдруг замечаете что-то не то. Ваш собеседник как бы перезагружается (ведёт себя как ненастоящий) Что происходит, думаете вы, теперь у вас в голове только одна мысль, вашего собеседника подменили, а он никак не хочет в этом сознаваться. Если что, то такая болезнь реально есть, когда ты думаешь, что кого-то подменили.
Единственный вариант перешагнуть зловещую долину, сделать андроида совершенно неотличимого от человека ни по внешности, ни по повадкам. Эффект зловещей долины просто не существовал, если бы андроиды выглядели, как в игре «Detroit» к примеру.
Всё потому что в обычной жизни мы не можем их отличить от человека. Такая же походка, такая же мимика, кожа и волосы. Ну допустим сделаем мы вот таких андроидов.
Теория зловещей стены
Спасёт ли это положение? Может да, а может вступит в силу теория зловещей стены, она гласит, что мы через какое-то время сделаем андроидов, которые будут практически идентичны обычным людям. Только вот мы тоже станем лучше. Мы будем более проницательными и увидим микро различия даже у самых образцовых.
Мы упрёмся в стену и поймём, что мы никак не сможем преодолеть её. И дело тут не только во внешности, да железка, я говорю тебе.
Учёные говорят, что мы обучены обнаруживать даже малейшие отклонения от нормальных человеческих движений и поведения и неприязнь может усиливаться, если например робот или персонаж в игре пытается изобразить страх или гнев. И я это замечаю практически всегда.
Очень часто фильмы и игры пытаются нас напугать нечеловеческими, а будто роботизированными движениями. Это выглядит эффектно и это тоже можно списать на эффект зловещей долины.
Сам Мори не называет свою гипотезу научной, это была его интуиция и он говорит, что скорее всего это руководство для разработчиков роботов, чтобы они учли эту проблему. И они прислушались.
Заключение
Каждый аниматор знает о проблеме зловещей долины, поэтому старается как-то избежать отторжение от своего персонажа, правильно анимирует рот и лоб, чтобы эмоции были не натянутыми, а движения подходили для персонажа и определённой эмоции. Но это практически невозможно провернуть в компьютерных играх и реальных роботах. Не доросли ещё так сказать.
А уж если мы собираемся сосуществовать в мире с роботами, то минимизация эффекта зловещей долины просто необходима. А то представьте что будет с людьми, если вот этих монстров выпустят на улицу гулять.
Только выпускать нужно разных, ведь в данный момент не существует робота, который будет пугать абсолютно всех. Это индивидуально, кому-то робот София (которая сказала, что уничтожит человечество) кажется страшной, а кто-то начинает смеяться. Но эффект определённо существует. Просто у всех разные триггеры. У кого-то манекены, которые двигаются. У кого-то маски на людях, у кого-то определённые роботы.
Кстати рейтинг самых криповых из них вы можете найти ниже, как и всё остальное.
По словам того робототехника, люди должны стремится к тому, чтобы сделать роботов, которые нравятся людям. Остановится на пике, а не стараться перескочить долину, пытаясь сделать роботов неотличимыми от человека.
Может это не нужно и вполне вероятно, что невозможно. Спорный момент, я просто уверен, что разработчики сделают всё, чтобы воссоздать идентичного человека. Это просто неизбежно, как минимум для индустрии утех, если вы понимаете о чём я.
- Ну что ж, теперь вы знаете больше.
Если вам вдруг при просмотре каких либо фильмов, где человек снимается в образе кошки, допустим, стало не по себе от их лиц и тел, то знайте, это нормально. Вы не одни такие, вас очень много. А всё, что остаётся — это просто терпеть и ждать.
Зловещая долина может быть проблемой поколение. Вполне возможно, что младшее поколение будет расти в среде полной гуманизированных роботов и крутой графики. Они даже не смогут столкнуться с эффектом зловещей долины.
Но я не хочу так, да вы правильно поняли. Я хочу жить в настоящем, где этот эффект существует. Я хочу пугаться. Хочу, чтобы продолжали снимать хорроры про роботов убийц.
Наслаждайтесь этим чувством пока оно не исчезло, если мы всё-таки эту долину перепрыгнем. Но что-то мне подсказывает, что это случится не очень скоро.
—————————————————————————————
Материалы:
https://docs.google.com/document/d/1YvuVuS_Db_QDHp8tiSPBeO959SHC8676MpgLa04t3nk/edit
- А как вы считаете, как должны выглядит андроиды? Нужны ли они? Пишите своё мнение в комментариях. А также, не забывайте ставить лайки или дизлайки.
Увидимся в следующих выпусках. А пока-
Обнял. Поцеловал. Заплакал
© Предоставлено: Parents.Ru
Мама четырех детей, живущая в Англии, рассказывает о том, как мягкий подход к учебе влияет на уровень безграмотности большого процента коренного британского населения.
© nemchinowa/Getty Images/iStockphoto
образование в британии отличие от россии
В Англии никого не тащат на аркане к общенациональным стандартам, хотя, безусловно, учителя и администрация школы заинтересованы в хороших результатах. Человеку внушается с детства, что его жизнь в его руках, и дети рано приучаются к самостоятельности.
Плюсы такой системы очевидны. Ребенок с раннего возраста приучается рассчитывать на себя, проявлять инициативу, строить планы на жизнь и не винить никого в своих ошибках. Но и минусы очевидны тоже. Многие из нас нуждаются в хороших примерах, поддержке в определенные периоды жизни, а иногда и в хорошем пинке. Беда в том, что далеко не у всех детей есть группа поддержки, не за всех болеют родители, и тем более заставляют их что-то делать, особенно, если родители сами учились неважно.
Результат — высокий уровень неграмотности коренного британского населения, высокий процент реально неграмотных людей, которые не умеют ни читать, ни писать.
Здесь, конечно, дело не только в безалаберности родителей и школ. Правила чтения в английском языке очень сложные, и дети овладевают ими в течение нескольких лет. Недаром существует пословица: «В английском языке пишется «Манчестер», а читается «Ливерпуль». Если в первые годы обучения ребенок еще как-то справляется с легкими словами, то, если у него проблемы, до сложных слов может и не дойти.
Одна учительница начальных классов рассказывала: «Есть в классе мальчик — умненький, но не может научиться читать. Родители в разводе, и он живет то у матери, то у отца. И всегда у него книги и домашние задания в другом месте! Если он у отца — книги у матери и наоборот. Стал сильно отставать в учебе».
2х2=5
Отдельная тема — умение считать. Даже не говорю о математике, а об элементарной арифметике, устном счете. Вот когда я с благодарностью вспомнила родную школу с математическим уклоном. В детстве мне, гуманитарию, тяжко было от этого уклона, математика давалась туго, тяжким трудом. В Великобритании же математика считается самой труднодоступной наукой, и хороший балл по этому предмету в старших классах дает возможность поступления на такие престижные факультеты, как медицина, право, информатика.
© OwenPrice/Getty Images/E+
образование в британии отличие от россии
Если у человека хорошая оценка по математике — это автоматическое признание его интеллектуальной состоятельности.
Ситуация с устным счетом катастрофична. В начальной школе детям задают ничтожно мало домашних заданий по математике. Естественно, знания не закрепляются, даже если ребенок хорошо понял тему.
Приведу иллюстрацию повальной арифметической безграмотности. В 80-е годы судили фальшивомонетчика, чеканящего монеты достоинством в 1 фунт стерлингов. Судья поинтересовался, во сколько обвиняемому обходилось изготовление одной монеты. Оказалось: 1 фунт 10 пенсов. «Но где же прибыль?» — удивился судья. Обвиняемый только развел руками: «Не знаю, Ваша честь, я в математике не силен».
Во всех магазинах во время распродаж висят стенды: «Распродажа: 50%» И далее две колонки цифр: было и стало. Было: 30 фунтов, стало 15. Было 2 фунта, сегодня платите 1 фунт. Облегчают людям жизнь. Это в честных магазинах. А в мелких лавочках встречается такое: «Специальная цена! Одна банка колы — 1 фунт, 2 банки колы — 2 фунта!» Самое удивительное — люди берут. Иногда мелькает мысль: может, на это и рассчитано?
Не в образовании счастье
Ребенку внушают с пеленок, что он рожден для счастья и интересной жизни, и каким шоком для него в двадцать лет осознать, что он обречен прозябать на неинтересной малооплачиваемой работе, что у него нет перспектив улучшить свое положение, потому что у него нет хороших квалификаций, нет навыка по-настоящему учиться и трудиться. Кто-то найдет в себе силы изменить ситуацию, пойдет учиться, закончит какие-нибудь курсы или поступит в университет, а кто-то пойдет скучной проторенной дорогой, а для ощущения полноты бытия найдет хобби или начнет выпивать. А кто-то не сможет ни сил на новую жизнь найти, ни смириться с однообразной и бедной жизнью, и попробует взять блага сам.
С другой стороны, если ребенок изначально не настроен на академичские успехи, не любит и не может учиться, есть ли смысл лишать его детства, унижать, сравнивать с более способными одноклассниками и заставлять делать то, чем он не будет заниматься в будущем? Я видела множество владельцев овощных лавочек, электриков, водителей автобусов и такси, которые никогда не блистали академическими успехами и даже не делали уроков и, тем не менее, при положительном образе жизни, трудолюбии и смекалке смогли скопить небольшое состояние и радоваться жизни.
Им совершенно не стыдно за то, что они не знакомы с творчеством Шекспира, и даже имя Конана Дойля не вызывает никаких ассоциаций.
© Getty Images/Digital Vision
образование в британии отличие от россии
Великобритания была и остается самым классово разделенным обществом, а демократические веяния расшатывают, но не уничтожают полностью многовековые устои и менталитет. Всяк сверчок знай свой шесток, и далеко не каждый двоечник в школе чувствует себя неудачником.
Что касается зарплаты, хорошие электрики и слесари зарабатывают больше, чем школьный учитель, и внушать им, что они обделены познаниями, просто смешно. Люди нередко чувствуют себя комфортно в том социальном слое, в котором они родились, а презрение существует не только у высших классов к низшим, но и у низших к высшим.
Недавно вышло небольшое местное исследование, согласно которому 50% жителей нашего города с гордостью отнесли себя к рабочему классу, хотя рабочими были их отцы и деды, а сами они могут быть офисными работниками, рекламщиками или медсестрами.
Конечно, частная школа дает намного больший шанс на успех, но не гарантирует его. Например, знакомый англичанин, выпускник хорошей частной школы, а затем Кембриджа, выбрал такие предметы на A-Level, как фотография, драма и литература. Он даже не сказал родителям, что не взял математику, которая давалась ему с трудом. В результате он не смог устроиться на прекрасную работу, так как провалил элементарный тест по математике. Перед тестированием он пробовал ходить на бесплатные курсы Numeracy, типа математического ликбеза, но гордость не позволила ему учиться бок о бок с неблагополучными подростками и неграмотными беженцами.
Таким образом, что мы видим? Хорошая государственная школа дает хороший шанс на неплохое образование, но инициативы от нее ждать не приходится. Ответственным родителям нужно самостоятельно ознакомиться с общенациональными стандартами и понять сильные и слабые стороны ребенка. В моду входит репетиторство в учебных центрах, а также по скайпу. Цены на квалифицированные индивидуальные занятия очень высоки, и такой расход позволяют себе редкие семьи. Как правило, репетитора нанимают ненадолго непосредственно перед экзаменами.
Больше полезных и интересных материалов о школьном образовании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- «Ужасно для России, а для Запада роскошь»: как спят в детских садах за границей
- Как устроены детские сады за границей: личные истории мам
- Почему иностранцы думают, что русские не любят своих детей
- «Страшнее жадности — равнодушие»: крик души председателя родительского комитета
- «Хочу дать сыну свою фамилию, чтобы не исчез род. Муж против»
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.
На руссском впервые вышел комикс израильской комиксистки Руту Модан — «Имущество». Мы поговорили с Руту о ее работе, о любви к русской литературе, о сибирской тайге, о юморе как способе смотреть на мир — и о комиксах, разумеется.
Книги израильской художницы и комиксистки Руту Модан переведены на множество языков и отмечены международными премиями. В 2021 году в издательстве «Бумкнига» вышел на русском языке ее второй роман «Имущество» — о том, как пожилая еврейка Регина Сегал после смерти сына вместе с внучкой Микой из Тель-Авива летит в Варшаву, надеясь вернуть недвижимость, которая до Второй мировой войны принадлежала ее родителям. «Имущество» было впервые опубликовано в 2013 году, отмечено премией имени Уилла Айснера, номинировалось на премию Игнаца и премию Международного фестиваля комиксов в Ангулеме, а также вошло в топ-10 книг года The Guardian, Publishers Weekly, Salon и The Washington Post.
В ноябре 2021 года Руту впервые приехала в Россию на XV Красноярскую ярмарку книжной культуры, чтобы представить «Имущество» российским читателям.
— Если бы вас попросили рассказать о себе русскому читателю, который вас не знает, только три вещи, что бы вы назвали?
— Я израильтянка. Я женщина, у которой есть семья и дети. Я художница. Пожалуй, вот эти три — необязательно в таком порядке. В разных ситуациях на первый план выходят разные ипостаси — но без любой из них я была бы не собой, а кем‑то другим.
— А ваша преподавательская работа — это четвертая?
— Не совсем. Скорее так: мне сложно разделить в себе «художницу» и «преподавательницу». Я преподаю много лет и начала очень рано, буквально через год или два после того, как сама окончила АкадемиюРуту Модан училась, а после стала преподавать в Академии искусства и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме.
. Зарабатывать рисованием я начала еще раньше — уже на третьем курсе мои комиксы печатали в израильской газете. Но мне хотелось стабильности.
— Более стабильного дохода?
— Не только, хотя и это важно. Иллюстрация и комиксы — очень уединенная работа, а мне хотелось знать, что в определенные дни недели я всегда нарядно одеваюсь, выхожу из дома и разговариваю об искусстве с коллегами и студентами. И сейчас, спустя годы, я уже не могу разделить преподавание и работу в студии. На все вопросы студентов мне сперва нужно ответить самой себе: что значит «быть оригинальной», «иметь свой стиль», что вообще такое стиль в иллюстрации, а что такое цвет.
То, что я делаю в студии, влияет на то, как я преподаю. И наоборот — происходящее в учебной аудитории влияет на то, что и как я пишу и рисую.
Я делюсь со студентами своим опытом, знаниями, открытиями — но и они со мной делятся. Когда я начинала преподавать, я была почти ровесницей своих студентов. Сейчас я — ровесница их родителей. И я многому у них учусь.
— Чем старше становишься, тем большему могут научить студенты?
— У другого человека всегда можно чему-то научиться. А мои студенты живут в уже изменившемся мире, они рассказывают о неизвестных мне художниках, технологиях, событиях. Поэтому со студентами у нас происходит обмен знаниями и опытом. Преподавать — очень интересная работа.
Про книги, тайгу и самого завидного жениха в русской классике
— Вы впервые в России — какие ваши первые впечатления? Тем более что вы начали с Сибири, отдаленного региона, о котором много и легенд, и стереотипов.
— Меня взволновала предстоящая поездка в Россию, потому что из всех, условно, национальных литератур русская — моя любимая. И я говорю это не только для интервью. Я много читала — и не только самых больших, очевидных авторов, Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова, за которого я бы вышла замуж завтра же, если бы он позвал. Он был исключительно талантливый, очень хороший человек, еще и врач.
— О да, я читала его биографии, дневники и письма, это был потрясающий человек и очень красивый мужчина, не влюбиться в него, по-моему, невозможно.
— Видите, как хорошо, что он уже умер, а то мы бы с вами не смогли подружиться. Я читала Горького, Платонова, Бабеля, Булгакова, некоторых современных писателей.
— Но как вам удалось так полюбить нашу литературу — вы ведь не читаете по-русски?
— Русская литература в Израиле очень популярна.
У нас много иммигрантов из вашей страны, многие из тех, кто начинал обустраивать нашу страну, родом из России. Поэтому русскую литературу у нас знают и любят.
— У вас много амбассадоров русской литературы!
— Да. И многое переведено на иврит — в том числе и Корней Чуковский, и Маршак, то есть и детские книги тоже. Русская литература сильно повлияла на израильскую. Ведь литературно одаренные выходцы из России не только переводили, они начали сами писать на иврите. И в каком‑то смысле переизобрели иврит — как язык искусства, прозы и поэзии. И потом, еврейская и российская история глубоко взаимосвязаны, это тоже отражается в искусстве. Недавно я прочитала книгу Василия Гроссмана, она во многом о политике, но это и литература. Еще на меня огромное впечатление произвел Платонов.
— Платонов сделал с русским языком нечто удивительное, изобрел собственный очень узнаваемый способ писать. Многие авторы пытались ему подражать, но никто не был достаточно талантлив. Чувствуется ли это в переводе?
— У него отличная переводчица на иврит, но сама она говорила, что это сложная задача и читать Платонова в переводе — совсем не то же самое, что в оригинале, потому что его русский язык исключительный. Я обожаю говорить о литературе, мы еще Горького не обсудили, а он тоже очень сильный, но вы спросили о моих впечатлениях от России. Так вот, для меня поехать в Россию означало поехать туда, где разворачивается действие прочитанных книг. Место, которое ты знаешь очень хорошо, но одновременно совсем не знаешь. Это было очень интересно. И я ничего не гуглила перед поездкой, не стала искать даже фото Красноярска. Мне хотелось приехать, ничего не зная заранее.
— И как, совпали ваши ожидания с реальностью?
— У меня не было ожиданий, но было любопытство — а как же это все на самом деле. И что я могу сказать — здесь очень вкусная еда. Заведения прекрасные, но даже суп в аэропорту мне напомнил тот, который варила моя бабушка. И еще я влюбилась в природу. Великолепные пейзажи, есть что‑то библейское в этих гигантских пространствах. Город большой, здания высокие, но в сравнении с окружающей природой все кажется крошечным. И это совсем не похоже ни на Израиль, ни на Европу, где всегда и везде много людей и следов их присутствия. В Сибири постоянно ощущаешь, что и город, и ты сам — очень маленькие. Не так уж много мест, где это можно так остро почувствовать, — может, где‑то в Центральной Америке, не знаю, на Аляске — что мы точки в огромной Вселенной.
Про сходство комикс-культур в России и Израиле
— Вы знали каких‑нибудь российских комиксистов до приезда в Россию?
— Нет, не знала. Здесь я встретила Ольгу Лаврентьеву, Александра Уткина, полистала их книги и пообщалась. Интересно, что российский комикс, как мне показалось, находится примерно на том же этапе, что и израильский. Комиксы занимают совсем небольшое место в искусстве.
— Странно, ведь Россия и Израиль — совершенно разные страны.
— Мне кажется, дело в том, что у наших стран нет устоявшейся комикс-традиции. Во Франции и Бельгии, в Америке, в Японии у комиксов большая история, а для нас это относительно новый вид искусства.
Израильский комикс начинался сразу с того, что принято называть «альтернативой», но это смешно, ведь у нас никогда не было мейнстрима. Сейчас в Израиле есть парень, который рисует мейнстримные комиксы. И он говорит: «Ощущение, что я мчусь один по совершенно пустой трассе».
Поэтому странно называть наши комиксы «альтернативными», «независимыми», «андеграундными». У нас нет того, чему мы альтернативны и от чего не зависим. Рынок все еще очень маленький.
— Как вы считаете, не иметь сложившейся традиции — это плохо?
— Есть и плюсы. Например, на ярмарке была дискуссия о женщинах в комиксах — но в Израиле комиксы никогда не были исключительно мужской территорией. Женщины пришли в комиксы одновременно с мужчинами. У нас нет и не было индустрии и барьеров, все началось с людей, которые просто хотели делать комиксы, — и до сих пор только на них и держится. Это во-первых. А во-вторых, когда у тебя нет традиции, ты словно бы никому ничем не обязан.
Сложившаяся традиция — как родители; даже если ты с ними в ссоре, между вами все равно неразрывная связь.
Например, если ты снимаешь кино в России, то не можешь игнорировать российский и советский кинематограф — в том числе и если пытаешься себя ему противопоставить. Сложно абстрагироваться от традиции, она так или иначе становится твоей точкой отсчета. Но если традиции нет, ты сам выбираешь, что на тебя повлияет. Вернее так: ты что‑то видишь и влюбляешься, будь то европейский, американский, японский комикс, мейнстримный или независимый. На тебя влияет все то, что ты видишь и любишь, откуда бы оно к тебе ни пришло. И никто тебя в этом не упрекнет — ведь что тебе еще оставалось.
— А как вы сами полюбили комиксы и что на вас повлияло?
— В детстве мне попадались какие‑то комиксы — про морячка Попая и так далее. Но их было так мало, что я даже не понимала, что это какой‑то отдельный вид искусства.
Я сама рисовала комиксы с детства, для меня это самый естественный способ придумывать и рассказывать историю. Но по-настоящему все началось на третий год учебы в Академии. У нас был курс по комиксам, его вел преподаватель, который приехал в Израиль из Бельгии. В 1990 году он пришел в аудиторию и принес нам книги из личной библиотеки, не знаю, сколько их там было, но там было все — «Хранители», «Маус», журнал «Роу», Мебиус, американские, французские и японские классики, разные истории, разные стили. Он принес их и сказал «почитайте». Через час я влюбилась в этот вид искусства и поняла, чем хочу заниматься всю жизнь. И первым делом начала подражать — в моем портфолио тех лет видно, кого я тогда любила. Я рисовала в одном стиле, потом оставляла его и пробовала другой, потом третий, а свой собственный нашла только спустя годы. Поэтому мне сложно сказать, что конкретно на меня повлияло. Единственное, я всегда была равнодушна к мейнстримным комиксам — я их уважаю, но они никогда меня по-настоящему не интересовали, поэтому вряд ли они на меня повлияли.
Про холокост и юмор в комиксе
— «Имущество» — это книга о том, как большие исторические процессы преломляются в личной истории, истории одной семьи. Вы оставили холокост на заднем плане, он никогда не выходит в центр повествования. Почему вы решили написать книгу именно так?
— Я бы не сказала, что это вопрос выбора. Я не столько выбираю, сколько жду, когда ко мне придет хорошая идея, из которой может получиться история, интересная читателю, но прежде всего — мне самой. Такая, над которой я смогу работать два года, четыре или шесть. Сначала исследовать тему, потом писать, потом рисовать — я подолгу работаю над книгой, поэтому важно, чтобы тема меня захватила. И я решила делать книгу о том, как бабушка и внучка едут в Польшу искать имущество, не потому, что сидела и думала: «а не написать ли мне что‑нибудь про холокост?». Я отчаянно искала идею. И когда мне в голову пришла эта, я подумала, что из нее может получиться хорошая история.
— Как вы поняли, что история будет хорошей?
— Глядите, там есть семейные отношения, а это часто забавно и всегда сочно. Есть имущество — а деньги тоже любопытная тема. Есть путешествие, а значит, и приключения. Так что я взялась писать эту книгу, потому что идея показалась мне многообещающей. Но, поскольку я писала большую книгу, роман, а не рассказ, темы цеплялись друг за друга, как застежки-липучки: семья, история, взаимоотношения евреев и поляков, холокост, память и то, как на нас влияют воспоминания о прошлом.
Вообще, оглядываясь на свои книги, и большие, и маленькие, я вижу, что во всех так или иначе поднимаю тему связи человека с местом и временем, в которых ему выпало родиться.
История влияет на нашу повседневную жизнь — даже если мы об этом не задумываемся.
Мику в «Имуществе» не слишком-то интересует история, Польша и даже холокост. Она выросла в Израиле, так что в школе узнала про холокост более чем достаточно, я вас уверяю. Она едет в Польшу просто потому, что хочет помочь своей бабушке найти имущество. И все-таки, когда она видит на улице актеров в нацистской форме, разыгрывающих историческую сцену — в Польше правда так делают, я сама это видела на польском телевидении, — когда Мика встречает вооруженного «нациста», она мгновенно понимает, что ей полагается делать. Поднимает руки и лезет в грузовик: а, нацисты вернулись, ну что ж, мы знаем, как нам вести себя в такой ситуации.
То же самое в «Сквозных ранениях»«Exit Wounds», первый роман Руту Модан, который впервые вышел в 2007 году в Канаде, а в 2008-м получил премию Уилла Айснера и был отмечен на комикс-фестивале в Ангулеме. В России не публиковался.
, моей первой книге. Она об атаке террористов в израильском ресторане. Герои книги — люди, которые не были на месте происшествия, но оно все равно их затронуло, не напрямую, а иначе. Не буду рассказывать как — вдруг ее переведут на русский, а у меня тут спойлеры. И уже совсем скоро, надеюсь, выйдет следующая моя книга — об археологии, о нелегальных раскопках. В ней я пытаюсь показать, как на нас сегодняшних влияет далекое прошлое — или то, что мы о нем знаем и думаем.
События трехтысячелетней давности влияют, например, на сегодняшнюю политическую ситуацию. Звучит безумно, но ведь так и есть, и это повсюду.
Может быть, в Израиле мы ощущаем это острее, потому что наша повседневность пропитана древней историей, мы чувствуем и видим ее так же отчетливо, как вы — огромную тайгу, которая окружает сибирские города.
— В России тоже есть авторы, которые занимаются исследованием сложных тем через личные истории — война, репрессии, голод, блокада Ленинграда, — и это часто вызывает неоднозначную реакцию читателей. Много боли, гнева, споров. Как было с «Имуществом»? Например, упрекал ли вас кто‑то за то, что в книге много юмора?
— Юмор там довольно черный. Но меня ни разу не упрекали и даже не задавали вопросов на эту тему. Юмор — это просто один из способов смотреть на серьезные темы, да и вообще на жизнь. Если вы способны видеть смешное, вам не так‑то просто перестать его замечать. И весь мой жизненный опыт говорит, что даже в самой печальной ситуации есть что‑то забавное — и наоборот. Скажем, вы стоите на берегу с любимым, великолепный закат, вы целуетесь, все как в кино — но это жизнь, а не кино, поэтому всегда есть что‑то еще. Комар жужжит или песок раздражает, холодно, жарко, или вдруг приходит дурацкая мысль, что забыла что‑то купить. Наша жизнь такая — и не можем же мы перестать быть людьми.
— Тем более что у нас не так много времени, чтобы побыть людьми.
— И это, кстати, главная проблема. У нас очень мало времени, до нелепого мало. Мне кажется, надо бы лет триста. Десять тысяч лет — это, пожалуй, перебор, а триста было бы в самый раз. Восемьдесят — это всего ничего. Только научишься чему-то как следует, и уже все.
Подробности по теме
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Про читателей, любовь и критику
— Вы представляете своих читателей, когда работаете над книгой?
— По-моему, это невозможно. Откуда мне знать, кто будет читать мою книгу. Еще это и страшно, и опасно — ведь если представлять читателя, когда делаешь книгу, то есть риск, что ты будешь стараться ему понравиться. А это плохо, тем более для художника, у которого есть какая-никакая известность и аудитория.
— Это может помешать быть художником?
— Это мешает пробовать новое, рисковать. Но в то же время делать книгу только для самой себя тоже невозможно. Это слишком трудоемкое занятие, и всегда есть соблазн сказать: «Да кому это нужно! Пойду-ка я лучше на пляж». Я нашла выход — пишу книгу для хорошего друга, который любит мое творчество и относится к нему очень критически. Но любит достаточно сильно, чтобы я могла воспринимать его критику. Так что я совершенно спокойно все ему рассказываю — даже самые дурацкие идеи. Он пишет романы, но был и комиксистом. Поэтому когда я работаю над книгой, то всегда думаю, что он ее прочтет. Другие люди, может, тоже, я буду счастлива, если все люди в мире прочтут мою книгу и полюбят ее, — но прежде всего мне важно, чтобы книга понравилась ему. Мы договорились, что будем друг у друга первыми читателями. Я могу позвонить ему в любое время, в два часа ночи, и сказать: «Так, у меня тут проблема». Не надо даже говорить «Привет!», у нас диалог не прерывается. «У меня проблема, тут одна сцена…» — и он сразу включается: «Так, что там». Повезло, что у меня есть этот непрерывный диалог. Когда мой друг о чем‑то говорит «хорошо», значит, это и правда хорошо. А когда говорит «плохо», то может быть — не исключено — это и правда плохо.
— К разговору об ответственности перед читателем — сложно ли делать новую книгу после того, как предыдущие получили признание профессионального сообщества? У вас есть несколько премий, в том числе главная комикс-награда, премия имени Уилла Айснера, — это добавляет какой‑то дополнительный груз ответственности?
— Нет. Награды — это весело, но не так уж важно. Классно, когда к тебе приходят и говорят «Эй, а ты лучшая!» Но это ведь не значит, что я правда лучшая, — у меня такой иллюзии нет. Награды приятно получать, но странно относиться к ним слишком серьезно. Видите ли, я и сама сидела во многих комитетах и жюри, я знаю, как работают эти комитеты. Хорошо, если награда вас радует и вдохновляет работать дальше, но воспринимать ее всерьез — это лишнее. Может, конечно, еще дело в том, что я не получала денежных наград, всегда только честь и славу. Где все денежные награды? Кажется, в каких‑то других сферах, потому что в комиксах их нет.
Про то, как перестать беспокоиться и полюбить комиксы
— В своих интервью 2013 года вы рассказывали, что в Израиле комиксы непопулярны. В России то же самое — здесь к комиксам до сих пор многие относятся с предубеждением. Даже министр культуры однажды высказался в том духе, что это книги для маленьких детей и дураков, которые не в состоянии осилить серьезную литературу. Это раздражает тех из нас, кто точно знает: комиксы — это и серьезная литература тоже. В последние десять лет благодаря усилиям издателей, организаторов фестивалей, художников, обозревателей и читателей-энтузиастов ситуация медленно, но верно меняется. О комиксах стали писать хорошие СМИ, комикс постепенно выходит из тени. Изменяется ли отношение к комиксам в Израиле?
— Да, за последние двадцать лет ситуация сильно поменялась. Все меньше людей говорят о том, что комиксы — это глупые книжки для детей. И мне наконец-то перестали задавать вопрос «А почему у нас нет израильских комиксов?», который я много лет слышала в каждом интервью. Издатели берут в работу израильские и кое-какие переводные комиксы. Но у нас до сих пор нет своего Димы ЯковлеваДмитрий Яковлев — руководитель и главный редактор российского комикс-издательства «Бумкнига», один из организаторов фестиваля комиксов «Бумфест».
. Я очень жду, когда у нас наконец-то появится свой Дима — если это вообще случится. Вот в России пока тоже не очень много читателей комиксов — но у вас есть надежда, есть перспективы. Книжный бизнес не такой уж и прибыльный, а в Израиле к тому же очень маленький рынок, и наши издатели не хотят брать на себя высокие риски. Комиксы — это сложные в производстве и дорогие книги. У нас нет ни одного издательства, которое специализируется на таких высококлассных комиксах, какие у вас издает «Бумкнига». Кое‑что выходит, но дело движется медленно. Многие наши художники начинают публиковаться не на родине, а за рубежом, и моя первая книга тоже вышла не в Израиле. Но, может быть, со временем это изменится — я надеюсь.
— А если бы вас попросили порекомендовать одну, три или пять книг человеку, который никогда не читал комиксов, чтобы показать, что это за искусство, какие бы вы посоветовали?
— Я бы посоветовала прочесть «Мауса». Это большая, чудесная и очень важная для искусства комикса книга. Можно прочитать «Хранителей»: они дают представление о том, что такое мейнстримный комикс, не будучи мейнстримным комиксом, — эта книга глубже, и она очень хорошая. Дэниел Клоуз — один из моих любимых комиксистов. Так, я назвала только мужчин, надо вспомнить женщин — Туве Янссон, конечно. Американка Линда Барри, очень смешная, человечная, чудесная, вам она точно понравится. И много-много других. Вообще, я бы сперва спросила этого человека, какие книги он любит и какие фильмы, и уже потом посоветовала что‑то, ориентируясь на его вкус. Думаю, так ему проще всего будет начать.
Подробности по теме
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество