Ранние романтические рассказы горького урок в 11 классе презентация

Презентация по литературе на тему композиция романтических рассказов м. горького. 11 класс, литературакомпозиция романтических рассказов м. горькогопрезентация по литературе на

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Композиция 
романтических рассказов 
М. Горького

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Цель урока: проследить, как в 
композиции рассказов 
раскрывается замысел писателя.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Авторская  позиция  в  ранних  романтических 
рассказах  Горького  проявляется  не  только  в 
противопоставлении  героев,  но  и  в  самой  структуре 
произведения, в элементах композиции, в конфликте.
(построение 
Композиция 
художественного 
произведения)  подчинена  одной  цели  —  наиболее 
героя, 
полно 
являющегося выразителем авторской идеи.
раскрыть 
образ 
главного

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

—  В  чём  особенности  композиции 
рассказов  «Макар  Чудра»  и  «Старуха 
Изергиль»?
Композиция  «Макара  Чудры»  и  «Старухи  Изергиль»  — 
рассказ  в  рассказе.  Этот  приём  часто  встречается  в 
литературе.  Рассказывая  легенды  своего  народа,  герои 
рассказов  выражают  свои  представления  о  людях,  о 
том,  что  считают  ценным  и  важным  в  жизни.  Они 
словно создают систему координат, по которой можно 
судить и о них.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

—  Какую  роль  в  композиции  играют 
портретные характеристики героев?
В  композиции  важную  роль  играют  портретные  характеристики. 
Портрет  Радды  дается  опосредованно.  О  её  необычайной  красоте  мы 
узнаем  по  реакции  людей,  которых  она  поражала.«Может  быть,  её 
красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как 
свою  душу  знает»;  «один  магнат»,  «красивый,  как  чёрт  в  праздник», 
«увидал  её  и  остолбенел».  Гордая  Радда  отвергла  и  деньги,  и 
предложение  идти  в  жёны  к  тому  магнату:  «кабы  орлица  к  ворону  в 
гнездо  по  своей  воле  вошла,  чем  бы  она  стала?»  Гордость  и  красота 
равновелики в этой героине.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы 
легли  на  плечи  и  смешались  с  кудрями,  очи,  как 
ясные  звезды,  горят,  а  улыбка —  целое  солнце,  ей­
богу!  Словно  его  ковали  из  одного  куска  железа 
вместе  с  конём».  Образ  не  просто  романтический 
— сказочный, с фольклорными формулировками.
— В чём конфликт произведения и как 
он разрешается?

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Рассказывая  о  любви  Радды  и  Лойко  Зобара, 
Макар Чудра полагает, что только так и должен 
воспринимать  жизнь  настоящий  человек,  только 
так  между  любовью  и  гордостью  разрешается 
смертью  обоих  —  покориться  любимому  человеку 
ни один не захотел.
—  Какова  позиция  автора  и  как  она 
выражена?

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Образ повествователя — один из самых незаметных, он 
обычно остаётся в тени. Но взгляд этого человека, 
путешествующего по Руси, встречающегося разными 
людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в 
данном случае герой­рассказчик) является важнейшим 
предметом изображения, критерием авторской оценки 
действительности, средством выражения авторской 
позиции. Заинтересованный взгляд повествователя 
отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его 
точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и 
есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, 
поэтичностью, гордостью.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

— Какова реализация автором конфликта?
к 
людям 
любовь 
выражающий 
В  «Старухе  Изергиль»  автор  сталкивает  в  легендах 
и 
идеал, 
самопожертвование,  и  антиидеал  —  доведенный  до 
крайности.  Эти  две  легенды  как  бы  обрамляют 
повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая 
Ларру,  героиня  думает,  что  её  судьба  ближе  к  полюсу 
Данко  —  она  тоже  посвящена  любви.  Но  из  рассказов  о 
себе  героиня  предстаёт,  скорее,  жестокой:  она  с 
легкостью  забывала  прежнюю  любовь  ради  новой, 
оставляла  некогда  любимых  людей.  Ее  равнодушие 
поражает.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

—  Какую  роль  в  композиции  играет  портрет 
старухи Изергиль?
Портрет героини противоречив. Из её рассказов можно представить, как хороша она 
была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито 
нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда­то 
глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, словно 
старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна 
освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами 
на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные 
ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно­седых волос, выбившихся из­под красной 
тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана 
морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что 
сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый 
скелет с тусклыми чёрными глазами».

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Черты  портрета  Ларры,  о  котором  рассказывает 
сама,  старуха,  сближает  этих  героев:  «Он  живет 
тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь  и кости, и 
ветер распылил их». Индивидуализм старухи, её рассказы 
о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся 
в  тени,  сама  старуха,  древняя,  «без  тела,  без  крови,  с 
сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти 
тень»  напоминают  повествователю  Ларру.  Так  с 
помощью  портрета  сближаются  образы  Изергиль  и 
Ларры,  раскрывается  суть  героев  и  позиция  самого 
автора.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

—  Как  соотносятся  романтизм  и  реализм  в 
рассказе?
Автобиографический герой — единственный реалистический 
образ в ранних романтических рассказах Горького. 
Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились 
типические обстоятельства русской жизни 1890­х годов. Развитие 
капитализма привело к тому, что со своих мест оказались 
сорванными миллионы людей, многие из которых составили 
армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не 
нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический 
герой Горького принадлежит к таким людям.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

С  помощью  каких  художественных  приёмов 
создаётся  картина  места  действия  в  рассказе 
«Челкаш»?
Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе 
обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот 
сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных 
листов, откуда­то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, 
дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно 
резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных 
солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового 
дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: 
прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, 
придающее динамизм описанию.

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

— Какова роль портрета героев в рассказе?
Портрет  героя  в  первой  части  раскрывает  его  характер: 
«сухие  и  угловатые  кости,  обтянутые  коричневой  кожей»; 
«всклокоченные  черные  с  проседью  волосы»;  «смятое,  острое, 
хищное  лицо»;  «длинный,  костлявый,  немного  сутулый»;  с 
«горбатым,  хищным  носом»  и  «холодными  серыми  глазами». 
Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей 
хищной  худобой  и  этой  прицеливающейся  походкой,  плавной  и 
покойной  с  виду,  но  внутренне  возбуждённой  и  зоркой,  как  лёт 
той хищной птицы, которую он напоминал».

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

— Каково значение слова «хищник»?
Обратим внимание, сколько раз встретился 
эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть 
героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет 
своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу.
— Какова роль Гаврилы в рассказе?

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш 
противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. 
Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого 
Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и 
добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», 
то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни 
Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому 
примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, 
Челкаш вспоминает своё деревенское прошлое: «Он чувствовал 
себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того 
порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в 
его жилах».

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

—  Как  проясняется  авторская  позиция  в 
развязке рассказа «Челкаш»?
В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно 
проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы 
трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на 
преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила 
вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить­
то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: 
Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел 
на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, 
спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошёл 
берегом в сторону, противоположную той, где скрылся 
Челкаш».

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Автор  явно  на  стороне  «хищного»  Челкаша.  Образ 
Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, 
смелый  человек.  Трусливого  и  жадного  Гаврилу  и 
человеком­то  Горький  не  называет  —  он  находит  ему 
определение «гнус».

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького
— Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? 
Обоснуйте ответ.
— Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова 
роль пейзажа?
— Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу 
я, не живут люди, а все примеряются»?
—  Чего  испугался  «осторожный  человек»  из  рассказа  «Старуха  Изергиль», 
наступивший  ногой  на  «гордое  сердце»  Данко?  С  какими  литературными  персонажами 
можно сопоставить этого «осторожного человека»?
— Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
—  В  чём,  по­вашему,  смысл  противопоставления  героев  Горького  —  Челкаша  и 
Гаврилы?
— В чём вы видите особенности романтизма Горького?

Презентация по литературе на тему «Композиция романтических рассказов М. Горького». (11 класс, литература)

Презентация по литературе на тему "Композиция романтических рассказов М. Горького". (11 класс, литература)

Домашнее задание
Читать пьесу «На 
дне».

1

Первый слайд презентации: Романтические рассказы М.Горького

Ясникова Татьяна Иннокентьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ школы №70 г. о. Тольятти

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

2

Слайд 2: Терминологическая работа

Объяснить слова «романтик», «романтизм»
В.А. Жуковский
А.С. Пушкин

Терминологическая работа.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми

М.Ю. Лермонтов
М. Горький

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне

Изображение слайда

4

Слайд 4: Особенности романтического произведения:

Культ необыкновенной личности
Романтический портрет
Романтический пейзаж
Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей
Деление мира на реальный и идеальный
Стиль повествования ярок и эмоционален
Какие из прочитанных вами ранее произведений вы можете назвать романтическими и почему?

Особенности романтического произведения:

Изображение слайда

Романтические
произведения
М.Горького
«Песня о C околе»
«Песня о
Буревестнике»
«Макар Чудра»
«Старуха
Изергиль»

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

6

Слайд 6: Песня о Буревестнике

«Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…
Только гордый Буревестник
реет смело и свободно
над седым от пены морем!»

Песня о Буревестнике

Изображение слайда

7

Слайд 7: Песня о Соколе»

«Безумству храбрых
поем мы славу!
Безумство храбрых –
вот мудрость жизни!
О смелый Сокол!
…Пускай ты умер!..
Но в песне смелых
и сильных духом
всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»

«Песня о Соколе»

Изображение слайда

8

Слайд 8: В сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» публикуется рассказ «Макар Чудра», тогда же появляется и псевдоним – Максим Горький

В сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» публикуется рассказ «Макар Чудра», тогда же появляется и псевдоним – Максим Горький.

Изображение слайда

9

Слайд 9: Прочитайте начало рассказа «Макар Чудра».Чем необычна картина, нарисованная художником? Найдите детали романтического пейзажа

Прочитайте начало рассказа «Макар Чудра».Чем необычна картина, нарисованная художником? Найдите детали романтического пейзажа.

Изображение слайда

Найдите портретную характеристику Радды и Лойко.

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

11

Слайд 11: Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. С таким человеком ты и сам лучше становишься

И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его. Вот тебе сейчас кто-то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь. Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню!

Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с

Изображение слайда

Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.
Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!
В чём конфликт произведения и как он разрешается?
Прощай, Лойко!
я знала, что ты так сделаешь!..
— Эх! да и поклонюсь же
я тебе в ноги,
королева гордая!
А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

14

Слайд 14: Своих героев М.Горький называет гордыми. Радда считает себя «орлицей», рассказчик называет её «царицей». Гордость же в народном представлении противостоит кротости, смирению, это качество скорее оценивается как негативное

Обратимся к словарю В.И.Даля: «Гордый, гордынный, гордостный, горделивый – надменный, высокомерный, кичливый; надутый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих. Пословицы: гордым быть – глупым слыть; гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать…во всякой гордости чёрту много радости…»
Таким образом, Макар Чудра вступает в полемику с устоявшимися представлениями.

Своих героев М.Горький называет гордыми. Радда считает себя «орлицей», рассказчик называет её «царицей». Гордость же в народном представлении противостоит

Изображение слайда

15

Слайд 15: Почему рассказ называется «Макар Чудра»? В чём видит Макар Чудра признание человека, его роль на земле?

Рассказ начинается с полемики Макара со «строгим человеком». В нём сформулировано два понимания счастья. На чьей стороне симпатии рассказчика Макара или автора?

Почему рассказ называется «Макар Чудра»? В чём видит Макар Чудра признание человека, его роль на земле?

Изображение слайда

16

Слайд 16: Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете» Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. С этого момента Горький заявил о себе романтической как выразитель особого способа миропонимания и носитель определённой эстетики. В литературе принято говорить о неоромантизме в творчестве Горького, т.к. ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете» Произведение принадлежит к раннему творчеству

Изображение слайда

17

Слайд 17: Что такое композиция литературного произведения? Как связаны понятия композиция, тема, идея литературного произведения? В чём необычна композиция рассказ «Старуха Изергиль»? Какой приём лежит в основе построения рассказа?

Что такое композиция литературного произведения? Как связаны понятия композиция, тема, идея литературного произведения? В чём необычна композиция рассказ

Изображение слайда

Из чего «складывается» образ Ларры?
Важно ли, что Ларра-сын женщины и орла?
Каковы люди, к которым привела его мать?
В чём суть конфликта людей и Ларры?
Почему Ларра отторгнут людьми?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

В чём трагедия бессмертия Ларры?
Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? (ответ подтвердите примером из текста)
«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать Бог с человеком за гордость». Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды.

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

В чём привлекательность образа Данко?
Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей? (ответ подтвердите примером из текста)
Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблён эпитет?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

22

Слайд 22: Сопоставьте портреты Ларры и Данко. Являются ли они необычными личностями?

Ларра
Данко
Портрет
Впечатление, производимое на окружающих
Понимание гордости
Отношение к людям
Поведение в момент суда
Судьба героев

Сопоставьте портреты Ларры и Данко. Являются ли они необычными личностями?

Изображение слайда

Отверженный
Сын женщины и орла
Жить без людей и только для себя
Превращается в тень

Содержание

Изображение слайда

Кто ничего не делает,
с тем ничего
не станется.
Жить с людьми
и для людей.
Жертвовать собой,
спасая других.

Содержание

Изображение слайда

25

Слайд 25: Ларра и Данко

Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?
Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?
Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница?
Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев?

Ларра и Данко

Изображение слайда

26

Слайд 26: В каком эпизоде Данко сумел победить в себе Ларру?

Ларра
Данко
Эгоизм, индивидуализм
Любовь к людям
Каменная плоть
Огненное сердце
Тьма
Свет
Холод
Солнце

В каком эпизоде Данко сумел победить в себе Ларру?

Изображение слайда

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»?
Как вы его понимаете?
Во всякой ли жизни возможен подвиг?
Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?
Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?
В чём близка Изергиль Ларре и Данко?
Какова функция образа Изергиль в рассказе?
Как с помощью Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

Развиваются ли характеры Лары, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?
В чём видит рассказчица, а за ней
и автор источник идеального?

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда

29

Слайд 29: Синквейн Ларра.Данко. (по выбору учащихся)

Подберите:
Два прилагательных или причастия
Три глагола, которые характеризуют героя
Фразу или выражение, которые ассоциируется с этим понятием
Существительное, определяющее сущность этого персонажа

Синквейн Ларра.Данко. (по выбору учащихся)

Изображение слайда

30

Последний слайд презентации: Романтические рассказы М.Горького

http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-01/1232460044_726feee7472d.jpg
http://900igr.net/kartinki/literatura/Romantizm/030-Danko.html
http://open.az/uploads/posts/2009-02/1233489551_f_1034311.jpg
http://www.tutoronline.ru/media/90870/2_______218x122.jpg
http://ts3.mm.bing.net/images/thumbnail.aspx?q=1250593211734&id=a12a12a9305900f78dd7b427e1f49957&url=http%3a%2f%2ffestival.1september.ru%2farticles%2f522103%2fimg3.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/794/65794122_1288093574_8070_gorki.jpg
http://www.biblus.ru/pics/2/f/1/1001349594.jpg
http://www.forum-pmr.net/attachment.php?s=809781f821c7a816819324ae49806249&attachmentid=6459&d=1312611610
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1247591615_0015.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/100/58100121_1271927925_6784.jpg
http://s52.radikal.ru/i135/0912/c1/1d4e29df2cf2.jpg
http://img1.labirint.ru/books/197459/big.jpg

Романтические рассказы М.Горького

Изображение слайда



Подписи к слайдам:
  • Романтизм М. Горького
  • Основные черты романтизма.
  • Романтический герой.
  • Романтические произведения
  • «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
  • Композиционные особенности рассказов.
  • Автор:
  • Зюзина Ольга Дмитриевна ,
  • учитель русского языка и литературы,
  • МОУ СОШ № 1
  • п. Забайкальск Забайкальского края.
  • В.А. Жуковский
  • А.С. Пушкин
  • М.Ю. Лермонтов
  • А.А. Блок
  • М. Горький
  • Романтизм – направление в литературе,
  • художественный тип творчества,
  • характерным признаком которого является отображение и воспроизведение
  • жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности,
  • зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.

Основные черты романтизма

  • Основа стиляизображение внутреннего мира человека.
  • Центральная идея – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе.
  • Особенности стиля:
  • обращение к народному творчеству;
  • использование тем, языка, образов,
  • интонации, свойственных народным
  • песням, балладам, эпосу;
  • обилие метафор, эпитетов, символов;
  • создание лирического пейзажа.
  • Концепция романтизма
  • Принцип романтического двоемирия
  • Несоответствие,
  • разлад идеального и реального мира,
  • мечты и жизни
  • Коренная черта романтизма
  • Противостояние романтика
  • и окружающего мира
  • Романтический
  • герой
  • Яркая,
  • независимая
  • личность
  • Индивидуалист
  • Противопоставлен
  • другим
  • персонажам
  • Всегда одинок
  • Живёт не разумом,
  • а эмоциями
  • Натура глубокая,
  • неизведанная
  • Полный
  • необъяснимых
  • тайн и загадок
  • Его жизнь полна
  • риска и опасности
  • Романтические произведения
  • М. Горького
  • Герои сильные ,
  • гордые, свободолюбивые,
  • одинокие,
  • разрушающие сонное
  • прозябание
  • большинства
  • «Макар Чудра»
  • «Песня о Cоколе»
  • «Песня о
  • Буревестнике»
  • «Старуха
  • Изергиль»
  • Есть только две формы жизни:
  • гниение и горение.
  • Трусливые и жадные изберут первую,
  • Мужественные и щедрые вторую.
  • М. Горький
  • Какую форму жизни избирают герои
  • М. Горького?
  • «Песня о Буревестнике»
  • Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
  • И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
  • Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…
  • Только гордый Буревестник
  • реет смело и свободно
  • над седым от пены морем!
  • Буревестник с криком
  • реет, черной молнии
  • подобный, как стрела пронзает
  • тучи, пену волн крылом срывает.
  • Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем,
  • то кричит пророк победы:
  • — Пусть сильнее грянет буря!..
  • «Песня о Соколе»
  • — Я славно пожил!.. Я
  • знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
  • «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут,
  • все прахом будет…»
  • «Безумству храбрых
  • поем мы славу!
  • Безумство храбрых –
  • вот мудрость жизни!
  • О смелый Сокол!
  • …Пускай ты умер!..
  • Но в песне смелых
  • и сильных духом
  • всегда ты будешь живым примером,
  • призывом гордым к свободе, к свету!
  • Безумству храбрых поем мы песню!..»
  • «Старуха Изергиль»
  • Философия жизни героев рассказа.
  • Основные черты романтических характеров.
  • Библейские мотивы в рассказе.
  • Художественные особенности.

Данко

  • Кто ничего не делает,
  • с тем ничего
  • не станется.
  • Нести людям свет.
  • Жить с людьми
  • и для людей.
  • Жертвовать собой,
  • спасая других.

Ларра

  • Отверженный
  • Сын женщины и орла
  • Жить без людей и только для себя;
  • Превращается в тень

Старуха Изергиль

  • Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре?
  • 1 вариант
  • Прочитайте портретные
  • характеристики старухи Изергиль
  • в молодости и старости.
  • На кого из героев она похожа? Подтвердите
  • своё мнение, обращаясь к тексту.
  • 2 вариант
  • Расскажите о жизни старухи Изергиль.
  • Чему она посвятила свою жизнь?
  • Старуха Изергиль и Ларра оба красивы
  • в молодости,
  • но от обоих осталась только тень.
  • Они прошли по жизни,
  • не оставив после себя ничего.
  • Индивидуализм древней старухи
  • роднит её с героем легенды.
  • Её жизнь, так же как и жизнь Данко,
  • посвящена любви.
  • Но любила она только для себя.
  • Она с лёгкостью забывала старую
  • любовь ради новой,
  • оставляла любимых людей.
  • Её равнодушие поражает
  • и сближает с Ларрой.
  • Жить с людьми, но для себя
  • Библия. Ветхий завет
  • «Легенда о Моисее»
  • «Легенда о Вечном Жиде»
  • Что объединяет библейские
  • легенды и легенды, рассказанные старухой Изергиль?
  • Преступление
  • против человека
  • Преступление
  • против Бога
  • По воле божьей.
  • Бог ему помогает
  • По собственной
  • воле.
  • Заставляет людей
  • действовать
  • Библейские мотивы
  • Данко
  • Пророк
  • Моисей
  • Ларра
  • Вечный
  • Жид
  • Обречены
  • на вечные муки
  • и
  • одиночество
  • Спасают людей
  • Антитеза
  • Свет
  • Тьма
  • Добро
  • Думает о людях
  • Думает о себе
  • Зло
  • Презирает законы
  • общества
  • Эгоизм, индивидуализм
  • гордыня, преступление
  • Ради спасения людей
  • жертвует собой
  • Любовь к людям,
  • подвиг во имя
  • спасения других
  • Горящее сердце,
  • освещающее дорогу
  • Никчёмный призрак,
  • тень, каменное сердце
  • Меткие выражения в рассказе
  • Какие выражения называются меткими?
  • Подберите синонимы к этому слову.
  • Найдите в тексте такие выражения.
  • Какой поучительный смысл в них содержится?
  • Выразите своё отношение, опираясь на одно из них.
  • Какое из них служит
  • напутствием для молодых?
  • «Что вы знаете, молодые?
  • Смотрели бы в старину зорко-
  • там все отгадки найдутся …»
  • «..за всё, что человек берёт ,
  • он платит собой:
  • своим умом и силой,
  • иногда – жизнью»
  • «В жизни…
  • всегда есть место подвигам.
  • И те, которые не находят их
  • для себя, — те просто
  • лентяи или трусы…»
  • «Те, которые не умеют жить,
  • легли бы спать.
  • Те, которым жизнь мила,
  • вот поют»
  • «Чтобы жить –
  • надо уметь что-нибудь делать»
  • «…Идешь ты,
  • ну и иди своим путем,
  • не сворачивая в сторону.
  • Прямо и иди…»
  • «Макар Чудра»
  • Характеристика
  • романтических героев через портрет.
  • Конфликт произведения и его разрешение.
  • Образы рассказчика и повествователя.
  • Может
  • быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
  • как свою душу, знает.
  • Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?
  • Образ Радды
  • Образ
  • Лойко Зобара
  • Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а
  • улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа
  • вместе с конем.
  • С таким человеком
  • ты и сам лучше становишься.
  • И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его.
  • Вот тебе сейчас кто-то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь.
  • Громом гремит вольная,
  • живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню!
  • В чём конфликт произведения и как он разрешается?
  • Но смотри, воле моей не перечь — я свободный
  • человек и буду жить так, как я хочу!
  • А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю
  • больше, чем тебя.
  • Прощай, Лойко!
  • я знала, что ты так сделаешь!..
  • — Эх! да и поклонюсь же
  • я тебе в ноги,
  • королева гордая!
  • Найдите выражения,
  • которые сближают
  • рассказ с произведениями УНТ
  • Язык произведения
  • очи,
  • как ясные звезды
  • улыбка — целое солнце
  • остры зубы
  • мудр,
  • как старик
  • два камня друг на друга катятся
  • точно снегом в нас кинула
  • крикнул на всю степь,
  • как раненный в грудь
  • зашатался,
  • как сломанное ветром дерево
  • сердец молодецких
  • красив он был,
  • как черт в праздник
  • как ковыль под ветром,
  • качается в седле
  • Пейзаж в рассказе
  • Прочитайте начало и конец рассказа.
  • Найдите слова-символы.
  • Определите их значение.
  • Какую роль играет пейзаж?
  • Безграничная степь
  • Бесконечное море
  • Символы свободы

Композиция рассказов

  • Что общего в композиционном
  • строении рассказов?
  • Образы рассказчиков:
  • Макар Чудра,
  • старуха Изергиль.
  • Рассказ в рассказе:
  • рассказ о жизни старухи Изергиль
  • легенды о Данко и Ларре;
  • рассказ о жизни Макара Чудры,
  • рассказ о Лойко Зобаре и Радде.
  • Образ повествователя:
  • человек,
  • путешествующий по Руси,
  • встречающийся с разными
  • людьми.
  • Характеристика героев
  • через портрет
  • Пейзажные зарисовки,
  • раскрывающие
  • внутренний мир героев
  • Приглашаю к размышлениям
  • В рассказах рассмотрены разные философии жизни:
  • Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую;
  • — Кто ничего не делает, с тем ничего не станется;
  • -Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать;
  • Жить без людей и только для себя;
  • Жить с людьми, но для себя;
  • Жить с людьми и для людей…
  • Какая философия жизни близка вам? Приведите аргументы, опираясь на читательский или жизненный опыт.

Индивидуализм- 1.Стремление к выражению своей личности, своей

  • Индивидуализм- 1.Стремление к выражению своей личности, своей
  • индивидуальности в противопоставлении себя
  • коллективу.
  • 2. Интересы отдельной личности выше интересов
  • общества.
  • Равнодушие-безразличие, безучастие, лишение интереса к чему-нибудь.
  • Антитеза-противопоставление.
  • Конфликт- столкновение, серьезное разногласие.
  • Композиция- построение художественного произведения. Цель- наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Уроки.

  • Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
  • Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

Цели уроков:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа  таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

Урок на тему «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»)

Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Старуха Изергиль».

Вид урока:  получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

б)  Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Ответ. В обрамлении  «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

Позиция Сокола

Позиция Ужа

«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»

«Уж испугался, отполз проворно…»

«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»

«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

«Рожденный ползать – летать не может!..»

«Старуха Изергиль» (этап получения новых знаний – эвристическая беседа)

Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит  в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

а) Легенда о Ларре.

— Чем мотивирован характер Ларры?

— Какое понимание свободы он воплощает?

— Как изображены люди в легенде?

— В чем смысл наказания Ларры?

Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры.  Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

б) Легенда о Данко.

— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»  Какие искры имеются в виду?

— Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

— Какой поступок вы назовете подвигом?

— Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

— Разумен или нет поступок Данко?

— Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

— В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее  ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои  легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами  героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в  фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные  противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

— Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».
«В жизни… всегда есть место подвигам».

— Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

— Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

— Что сближает Изергиль с Ларрой?

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший  идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

Урок на тему «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын»

Домашнее задание к уроку:

а) Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

б) Прочитать романтический рассказ «Хан и его сын».

Произведения для изучения:

  1. «Макар Чудра».
  2. «Хан и его сын».

Вид урока:  получение и закрепление новых знаний.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

«Макар Чудра» (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания)

— Как создает Горький романтический характер?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

— Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее  люблю больше своей воли…»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

— Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Реализация домашнего задания

Задание. Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ. Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

— Каково понимание свободы героями рассказа?

— Какой конфликт лежит в основе легенды?

— Как он разрешается?

Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

— Согласен ли с ними герой-повествователь?

— Как выражена его позиция?

В произведении очень важен образ повествователя.  Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

— Каков смысл финала рассказа?

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя — автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение  красотой  героев и  их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется  с гордой Раддой.

«Хан и его сын» (закрепление и проверка знаний)

Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын»

Примеры из текста

1.

В произведении есть рассказчик — татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

«Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»
Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых  легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»

2.

Необычна обстановка, в которой происходит действие.

«…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

3.

Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

«…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

4.

Романтический пейзаж.

«Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

5.

Обилие сравнений.

женщины «красивы, как весенние цветы»;
у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;
глаза, как васильки;
поднял, как перо;
облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»

6.

Метафоры.

«ласки нежили и жгли»;
«дрожь в сердце»;
«гаснет день ото дня жизнь моя»;
раны «точили бы кровь мою»;
«рвется мое сердце»
«Но она обняла за шею своего старого орла»;
«улыбается смерть»

7.

Эпитеты.

орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

8.

Возвышенная речь героев.

«Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

9.

Олицетворения.

«…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;
«И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»

10.

Единственное начало в позиции героев.

«Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);
«Не могу я отдать ее тебе, не могу, — сказал хан»;
«Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)

11.

Авторская позиция.

«…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

12.

Ваше мнение о прочитанном.

Использованная литература

  1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
  2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
  3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
  4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
  5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
  6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
  7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
  8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.

2 page 0 300

Слайд 1

Романтический пафос и суровая правда
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Автор
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

2 page 1 300

Слайд 2

Раннее творчество М.
Горького идет под знаком
«собирания» истинно
человеческого. «Я очень рано
узнал людей и еще в молодости
начал выдумывать Человека,
чтобы насытить мою жажду
красоты. Мудрые люди…
убедили меня, что я плохо
выдумал утешение себе. Тогда
я снова пошел к людям и – это
так понятно! – снова от них
возвращаюсь к Человеку», –
писал в это время Горький.

2 page 2 300

Слайд 3

Личность всегда была интересна
писателю. Как правило, его герой
в экстремальной ситуации
неожиданно проявляет на самом
деле истинные – прекрасные –
качества («Челкаш», «Емельян
Пиляй», «Однажды осенью»,
«Двадцать шесть и одна» и др.).

2 page 3 300

Слайд 4

В произведениях раннего периода творчества Горького
преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в
них рассматривается романтическая проблема противоборства
сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим
миром, а также проблема человека как личности вообще.

2 page 4 300

Слайд 5

Действие рассказов и легенд
перенесено в фантастические для
реальной жизни условия («Он
стоял между безграничной
степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко
разграничен на свет и тьму,
причем эти различия важны при
оценке персонажей: после Ларры
остается тень, после Данко –
искры.

2 page 5 300

Слайд 6

В ранних рассказах Горького
этой поры лирическая стихия
преобладает над эпической.
Часто звучат фольклорные
мотивы, нередки случаи
обращения и к библейским
сюжетам и образам.
Горький успешно использует
элементы фольклора. Он
одушевляет природу («Мгла
осенней ночи вздрагивала и
пугливо озиралась, открывая
степь и море…»).

2 page 6 300

Слайд 7

Человек и природа часто
отождествляются и даже могут
разговаривать (разговор
Рагима с волной). Животные и
птицы, действующие в
рассказах, становятся
символами (Уж и Сокол).
Использование же жанра
легенды позволяет писателю
наиболее четко выразить свои
мысли и идеи в
аллегорической форме.

2 page 7 300

Слайд 8

Какие особенности развития сюжета и композиции
рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить?

Повествование Изергиль делится на три
как бы самостоятельные части (легенда о
Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни,
легенда о Данко), каждая из которых
обладает своими особенностями.
Композиция рассказа ассоциируется с
вертикалью: восхождение от
бесчеловечности (Ларра) к Человеку
(Данко), от тьмы к свету, от небытия к
бессмертию. Три части рассказа
соответствуют уровням-ярусам
«Мирового Древа» – важнейшего
мифологического символа мироздания.

2 page 8 300

Слайд 9

Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в
фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти.
Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому
он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.

2 page 9 300

Слайд 10

Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит
совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее
потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно
ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней
я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет,
он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра
лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Чистякова Ольга. Эгоизм

2 page 10 300

Слайд 11

Из чего «складывается» образ Ларры?
Бездумное следование инстинкту, стремление к получению
желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и
будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и
красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в
противоположность.

2 page 11 300

Слайд 12

Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его
ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»:
«он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни
речи людей, ни их поступков – ничего».

2 page 12 300

Слайд 13

В чем привлекательность образа Данко?
В отличие от Ларры, Данко –
обычный человек, один из
многих, его качества
исключительно человеческие.
Подвиг ему подсказан
несовершенством соплеменников,
живших без солнца, в болотах,
потерявших волю и мужество.

От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце
Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому
юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой
искры до яркого факела, осветившего путь.

2 page 13 300

Слайд 14

В чем привлекательность образа Данко?
«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига
Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе
рабского существования перед смертью герой противопоставляет
идею преодоления несчастий активным действием.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в
очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то
и пошли за ним, что
«верили в него».

2 page 14 300

Слайд 15

В чем привлекательность образа Данко?
Горящее сердце Данко
призвано пробудить волю,
высокое чувство у людей,
которым не помогли древние
заветы.
Изергиль восхищенно
рассказывает о сердце Данко,
которое пылало: «как солнце, и
ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом
великой любви к людям, а тьма
разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в
гнилой зев болота».

2 page 15 300

Слайд 16

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни,
два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу,
который никого не любил, кроме себя.
Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит
собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец
ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».

2 page 16 300

Слайд 17

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других
людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но
вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание
ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.

2 page 17 300

Слайд 18

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Индивидуалисту Ларре
противопоставлен Данко
(антитеза – частый прием в
раннем творчестве Горького).
Ларра ценил только себя, Данко
же решил добыть свободу для
всего племени.
И если Ларра не хотел отдать
людям даже частицу своего «я»,
то Данко отдает им всего себя.
Освещая путь вперед, смельчак
«сжег для людей свое сердце и
умер, не прося у них ничего в
награду себе».

2 page 18 300

Слайд 19

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце»,
Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие
человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи
напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно.
А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении
людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи
вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие
на что-то сказочное».

2 page 19 300

Слайд 20

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Юная Изергиль была
олицетворением стихийного
вольнолюбия. Она хотела ярко
жить, петь и смеяться («Я, как
солнечный луч, живая была») и,
бросив ткать «ковры с восхода
по закат», стала с упоением
наслаждаться своей
молодостью, красотой,
беспечностью. Изергиль не
хотела быть ничьей рабой (в
этом она похожа на героя своей
легенды Ларру) и жила, не зная
забот о других.

2 page 20 300

Слайд 21

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Но она была умна и
наблюдательна, и ей все же
пришлось задуматься над тем, как
живут люди.
Изергиль начинает сознавать,
что существует и другое
понимание свободы, что в
жизни немало людей, которые,
забыв о себе, вступают в
героическую борьбу за свободу
других людей (как Данко).

2 page 21 300

Слайд 22

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Кроме того, у писателя
появляется возможность сравнить
реальную жизнь с миром легенд.
Старуха Изергиль, рассказ о жизни
которой занимает центральное
композиционное место в повести,
пережила в молодости и судьбу
Ларры, и судьбу Данко. Не это ли
лучшее свидетельство того, что в
жизни каждого человека есть место
и для индивидуализма,
и для подвига?

2 page 22 300

Слайд 23

Использованная литература и
Интернет-ресурсы
http://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4020
http://hudozhka.com/sites/default/files/imagecache/work_page/c_img/glrx
530499267.jpg
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2005/08/26/467177.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2013/03/23/3782.jpg
http://www.photoforum.ru/f/photo.thsq/000/715/715817_18.thsq.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Yggdrasil.jpg
http://artnow.ru/img/125000/125369s.jpg
http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00330926.jpg
http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/14/18/01/1124/3d_1307-crop.jpg
http://ljplus.ru/img4/s/a/sangiovese_2005/danko.jpg
http://ceolte.com/img/420.files/image078.jpg
http://www.surbor.su/bio/ Горький%20(Пешков%20А.М.)%20Максим. jpg
http://prometej.info/new/images/stories/Danko.jpg
http://old.codered.ru/blog/wp-content/uploads/2012/01/chagall_004.jpg
http://lichnosti.net/photos/92/sets/6_8a4b991ef9792a44e3d1e21e7f239440.jpg

  • Рапунцель в оригинале сказка
  • Ранняя осень шишкин сочинение
  • Рановато как пишется слитно или раздельно
  • Ранняя лирика ахматовой сочинение
  • Ранние рассказы леонида андреева