Ранние рассказы горького кратко

Автор на чтение 16 мин. просмотров 3 опубликовано 17.03.2021 автор: 24.11.2017 274 слова принято считать ранний рассказ макар чудра

На чтение 16 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Автор: · 24.11.2017

(274 слова) Принято считать ранний рассказ «Макар Чудра» романтическим произведением, хотя и известно, что творчество Горького – это преимущественно соцреализм. Но ранние сочинения пронизаны мечтательностью, стремлением высвободить душу из тесной клетки обыденности, расширить границы мировоззрения. Здесь действительность представлена скупо, насущные проблемы лишь озвучиваются главным героем. Автор будто намеренно отстраняется от реальности, уделяя наибольшее внимание описанию природы, рассуждениям. Центральное место в произведении и вовсе занимает легенда о Лойко и Радде.

Писатель противопоставляет рабство и волю, и проводит эту антитезу через аспекты жизни: образование, любовь, ремесло. Идеализация свободы не может не отсылать к романтизму. Персонажами руководит не разум, но чувство, страсть. История о строптивых влюблённых подкрепляет тезис Макара Чудры: жизнь дана для счастья, а не для прозябания в смертной скуке.

Пейзаж тоже выводит читателя за рамки строгого реализма. Природа в тексте олицетворена и наделена символическими значениями. Море соотносится с необузданным цыганским характером, поет «торжественный гимн гордой паре». «Задумчивая мелодия плеска» рифмуется с образом Макара Чудры – философа, созерцателя. Он предстаёт перед читателем как бы в полном единении с окружающей его природой, такой же невозмутимый и могучий. Вместе с автором читатель восхищается этим героем.

Итогом произведения становится романтический реверанс: уход из яви в мир сна. Собеседник старого цыгана очарован повествованием. Ему видятся Лойко и Радда, их кружение в ночной тьме. Повлияет ли эта история на молодого человека? Мы не знаем, но обратим внимание, что введение именно русского героя-слушателя имеет особую цель. Горький мог бы погрузить аудиторию в мир цыганской жизни, но в таком случае мы бы не получили ответов на главные вопросы, свойственные ментальности большинства читателей. Романтические воззрения выглядят убедительнее, благодаря полемической форме рассказа.

Так писатель призывает пересмотреть отношение к материальным ценностям и задуматься об обогащении внутреннего мира.

Автор: Александра Барбашова

Задание 8.

Какие черты ро­ман­ти­че­ско­го ви­де­ния мира нашли своё от­ра­же­ние в рас­суж­де­ни­ях Ма­ка­ра Чудры о жизни и человеке?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана, — он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!

— Жизнь? Иные люди? — продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «так и надо». — Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

— Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают, и всякий сам учится…

— Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько,- он широко повёл рукой на степь. — И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нём не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, — дураком.

— Что ж, — он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

— А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём? Вон как деень и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

(М. Горький. «Макар Чудра»)

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

В рас­суж­де­ни­ях Ма­ка­ра Чудры о жизни и человеке нашли отражение черты ро­ман­ти­че­ско­го ви­де­ния мира. В чём они проявляются?

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Макар Чудра – свободолюбивая личность, ему чужды мелкие интересы людей, которые «сбились в кучу и давят друг друга», ведь вокруг на земле ток много места.

Он не признаёт рабства, презирая людей, которые позволяют себе жить, завися от других («Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»)

Макар Чудра любит природу, «говор морской волны». Описывая героя, автор рисует удивительно красивую картину природы:  «…слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». Именно здесь, в единении с природой чувствует герой себя счастливым.

Макар Чудра не любит сидеть на месте. Движение — суть его жизни, стремление познать мир: «Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём?» Это неугомонная натура, стремящаяся к чему-то новому.

Из всего сказанного можно делать вывод о том, что рассуждениям героя о жизни, о человеке характерен романтизм: одиночество, близость к природе, свободолюбие, стремление к постоянному движению.

В помощь учащимся.

Черты романтизма в литературе.

  • Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
  • Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром.
  • Герои не только свободны духом, но еще особенные и необычные. Чаще всего это одиночки, которых не понимает большинство других людей.
  • Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
  • Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие.
  • Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.
  • Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
  • Использование ярких, эмоциональных средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Автор: · 06.08.2019

Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.

История создания

Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.

Направление и жанр

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Суть: о чем рассказ?

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.

Конфликт и композиция

Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

герои рассказа «макар чудра» характеристика
макар чудра старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья.
лойко зобар молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел.
радда красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого.
рассказчик молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить.

Темы

Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.

  1. Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
  2. Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.
  3. Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора.
  4. Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.

Проблемы

Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна:

  • Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
  • Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
  • Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.

Смысл

Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».

И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Критика

«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)

По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.

Автор: Михаил Щепин

Они скорее отводят себе роль мудрых созерцателей жизни, но рассказчик дает оценку и им, и их фантастическим героям. Макар Чудра – скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже жизнь не является абсолютной ценностью для героя, если потеряна воля.

Данко во имя любви к народу жертвует своей жизнью – вырывает сердце, которое факелом освещает путь его соплеменникам. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти. Это удел избранных, они горды и бескорыстны.

Таким образом, Горький не только рисует разные типы романтических героев, но и оценивает их поступки, развенчивает ореол загадочности и притягательности – в этом особенность и новаторство его романтического наследия.

Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль« Анализ стихотворения “Молитва” М. Ю. ЛермонтоваАнна Монс(? – 15 августа 1714 года) »Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/pochemu-makar-chudra-romanticheskoe-proizvedenie/
  • http://literatura-ege.ru/егэ-литература-трудные-вопросы-задан-21/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/makar-chudra-gorkij/
  • https://lit.ukrtvory.ru/svoeobrazie-romantizma-m-gorkogo-v-rasskazax-makar-chudra-i-staruxa-izergnl/

«Детство» — автобиографическая повесть Максима Горького, впервые напечатана в 1913 году. Произведение рассказывает нам о ранних годах жизни мальчика Лексея, который после смерти отца едет вместе с матерью в ее родной город. Там и разворачиваются основные события. В новом месте ребенок знакомится с большим количеством родственников, переживает радостные и грустные моменты, пытается понять себя и окружающих, и все эти попытки образуют интересный и эмоциональный сюжет. Его детство нельзя назвать легким, но именно то, каким оно было, позволило герою сформировать правильное отношение к жизни и окружающим людям. Многомудрый Литрекон не устает рекомендовать прозу Горького к полному и безоговорочному прочтению, а пока представляет вам ее в сокращении.

Глава 1

Повествование ведется от лица мальчика по имени Алексей (Лексей, Олеша, Леня). Мальчик сидит в комнате, где его мать, Варвара, плачет над погибшим от холеры отцом Олеши, и разговаривает с бабушкой, Акулиной Ивановной, которую он видит первый раз в жизни. Он прячется за сундук, когда у матери начинаются роды и оттуда видит, как она, извиваясь и крича, рожает ему брата.

После похорон все месте они отправляются на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород. Младенец погибает, его хоронят во время остановки в Саратове. Алексей проводит все время пути с бабушкой, которая рассказывает ему интересные сказки. В Нижнем их встречают родственники: Василий Васильевич — дед Лексея, Яков и Михайло — братья его матери, со своими женами и детьми. Мальчик сразу чувствует что-то нехорошее во всех этих людях.

Глава 2

Жизнь семьи наполнена атмосферой взаимной вражды. Дядя Михайло и дядя Яков требуют у своего отца раздела имущества и не могут решить, кто должен открыть мастерскую в городе, а кто — в слободе. Из-за этого в доме постоянно случаются ссоры. Ухудшают ситуацию и традиционные субботние порки. Всех, кто провинился за неделю, Василий Васильевич наказывает розгами.

Досталось и Алексею, он по глупости испортил ткань из мастерской, за что дед, войдя в кураж, очень сильно его выпорол. Мальчик несколько дней после этого лежит на животе, отходя от наказания, к нему по очереди приходят родственники, чаще всего бабушка. В конце приходит и дед, который долго сидит с ним и рассказывает истории, парень начинает лучше относится к деду. Последним приходит цыганок, один из жильцов дома, который подставлял руку под розгу, пытаясь облегчить Олеше наказание, учит парня хитрить во время порки.

Глава 3

Алексей понимает, что Цыганок занимает в доме особое место. Бабушка рассказывает историю, как он появился в доме. Много лет назад у Акулины и Василия Васильевича умер ребенок, и им к дому подбросили малыша. Они решили оставить его у себя.

Теперь же Ваня Цыганок выполнял в доме особые обязанности. Во время посиделок он поднимал всем настроение своими танцами, а раз в неделю его отправляли на рынок за провизией, причем каждый раз он привозил очень много, потому что любил воровать.

Неожиданно он погибает. Дядя Михайло обещал на своих плечах отнести на кладбище большой крест в годовщину смерти жены. Но один он этого сделать не мог. Цыганок был одним их тех, кто должен был помочь. Но только компания взяла крест, как Ваня оступился, а остальные крест и сбросили, так его и придавило. Последние минуты жизни он провел на полу кухни в доме, Алеша видит его в луже крови своими глазами.

Глава 4

Лексей вспоминает о том, как он любил слушать бабушкины молитвы по вечерам, потому что в них она рассказывала все, что произошло в доме за день. Также бабушка рассказывает ему о боге, о том, как он все знает и видит. Говорит и о том, что встречала ангелов и чертей.

В один из таких вечеров в мастерской у дома случается пожар, почти все разрушается. Маленького Лексея отправляют в дом спать, чтобы не мешал. Но спать он ложится, только когда пожар потушен, и все возвратились в дом. Однако нормально поспать так и не удается. Лексей просыпается от громкого воя, в доме опять начинается суматоха. Это рожает тятка Наталья, в итоге она умирает.

Глава 5

Лексей с бабушкой и дедушкой переехал в новый дом. На первом его этаже был кабак, на остальных жили квартиранты, себе дед взял большую комнату на последнем этаже, а мальчик и бабушка поселились на чердаке. Бабка была повитухой, разрешала семейные споры, давала бытовые советы. Дед учил Лексея грамоте, дал ему букварь.

Олеша вспоминает о том, как просил деда рассказать ему что-нибудь. Старик нехотя соглашался, так как считал, что ему скоро «на суд божий», а псалтырь с внуком на всю жизнь останется. Дедушка никогда не рассказывал сказки, а лишь воспоминания из своей жизни. Нередко к этим беседам подключалась и бабушка, они вместе начинали вспоминать прошедшие годы и, углубляясь в воспоминания, иногда и о внуке забывали. Случалось, что речь заходила об их детях, тогда мужчина срывался, просил у бога ответа, почему таких плохих детей Господь послал им. Жена старалась его успокаивать, но получалось не всегда, однажды дед ударил супругу на глазах у внука. Лексей сразу почувствовал отвращение к этому человеку.

Глава 6

Однажды в дом врывается дядя Яков и говорит своему отцу, деду Олеши, что его брат Михаил напился и идет сюда, чтобы убить отца своего. Олешу отправляют на чердак следить, когда дядя Михайло подойдет к дому. Смотря на скучную улицу, мальчик начинает думать о маме, которая очень редко появляется в его жизни. Он думает, что, возможно, она живет у хороших разбойников, охраняет их добычу, которую они потом отдадут бедным. Вспоминает бабушкины сказки и представляет свою мать в роли главной героини этих историй.

Появляется дядя Михайло, но его выкидывают на улицу. После этого он начинает каждую неделю наведываться к дому родителей и устраивать погромы. Иногда приходит с помощниками, и они вместе вырывают в саду кусты и громят баню. Однажды он с помощью кола пытается сломать дверь в сени. Когда у него это получается, дед, хозяин кабака и его жена связывают его и уносят в сарай, но до этого он успевает сломать руку своей матери, которая хотела его остановить.

Глава 7

Олеша рассказывает, что думал, будто у бабушки и дедушки боги разные. Женщина всегда тихо молилась, ласково обращаясь к богу, он был близок ей, а сам Лексей чувствовал, что врать не может бабушке, потому что и ему соврет. Она учила, что бог все знает, все видит, всем добро воздает. Дедушка же наоборот и молился по-другому, громко, всегда одними словами, и бога приводил в пример наказания. Учил, что за каждый поступок плохой господь сурово накажет.

Также герой рассказывает, что постоянно дрался на улице с соседскими мальчишками. Они не любили его и всегда нападали кучкой, поэтому он постоянно приходил домой в синяках, но это не пугало его, каждый раз, услышав голос ребят этих, он мчался к ним. Однако улица в целом вызывала у него страх. Он часто видел мастера Григория, который совсем ослеп и ходил по улице со старушкой, которая просила для него подаяний. Олеше было стыдно перед Григорием, как и бабушке его, он спрашивал, почему дед не кормит своего мастера, женщина лишь отвечала, что бог накажет их за это. Так что в доме мальчику было лучше, но не покидало чувство, что он находится постоянно без чувств в какой-то темной яме.

Глава 8

Неожиданно дед Олеши покупает новый дом, куда они незамедлительно переезжают. В нем он знакомится с новыми постояльцами, одним из которых оказывается странный человек по прозвищу Хорошее дело. Мальчик днями на пролет наблюдает за ним в окно, пытаясь понять, зачем тот плавит медь, взвешивает разные вещества на весах и смешивает их. В доме к Хорошему делу все относятся отрицательно, бабушка Олеши считает его чернокнижником, а дедушка называет врагом Бога.

Однажды во время общего чаепития обычно молчаливый и незаметный Хорошее дело срывается и начинает эмоционально, плача, рассказывать что-то невнятное. Такое состояние вызвано рассказом бабушки о войне и скитальце. Все сконфужены, Олеше женщина говорит не общаться с этим соседом, но мальчик наоборот идет вслед за ним на улицу, вместе они долго молча сидят на пне и смотрят за происходящим вокруг. Так начинается их дружба. Олеша часто сидит в комнате хорошего дела и наблюдает за его работой, параллельно рассказывая все, что придет ему в голову. Ребенок видит в этом странном, немногословном постояльце что-то близкое, ему комфортно проводить время с этим соседом. Даже после побоев от дедушки он не прекращает ходить в комнату к Хорошему делу. Но однажды, зайдя к нему, Олеша обнаруживает друга собирающим вещи. Он сообщает, что его выгоняют, потому что комната нужна для мамы мальчика. Они оба расстроены, мужчина уезжает, а Лексей осознает, что так закончилась дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной стране.

Глава 9

После отъезда Хорошего дела Олеша сдружился с дядей Петром, одним из жителей дома. Он рассказывал мальчику разные истории о том, как раньше жил у барыни. Часто спорил с дедом. Работал извозчиком.

На той улице, где жил Лексей, было несколько домов, но они достаточно отличались. Один всегда был ярким, там постоянно пели и танцевали, но вызывал интерес у него совсем другой, дом Овчинниковых. На его дворе всегда было спокойно, лишь иногда выбегали играть три похожих друг на друга мальчика, три брата. Лексей сначала наблюдал за ними через дырку в заборе, а потом и с ветки дерева, ожидая, что его тоже пригласят играть, но этого не случалось. Пока однажды он не увидел, как младший из братьев упал в колодец во время игры в прятки. Лексей сказал об этом другим мальчикам и помог спасти их брата. Так случилось их знакомство. В следующий раз, когда Олеша сидел на ветке дерева, мальчики позвали его к ним. Ребята сидели в амбаре и рассказывали друг другу о своей жизни, но тут явился папа мальчиков и выгнал Олешу, сказав больше не приходить. Это не остановило ребят, они стали тайно встречаться у забора, разделявшего участки их домов. Тем временем, с дядей Петром у Алеши началась война. Они делали друг другу разные пакости, Петр постоянно жаловался на Лексея деду, чтобы мальчика высекли.

Однажды во время уборки снега с дедушкой Лексей увидел зашедшего к ним милиционера. Мальчика отправили домой, но он успел увидеть, как дед огорчен тем, что сказал ему служитель правопорядка. Весь день в доме была тяжелая атмосфера, и тянулся он долго.

Вечером же к ним ворвалась соседка и позвала всех на улицу, там в яме был мертвый дядя Петр, он зарезался. Оказалось, что он со своим напарником, которого называли племянником Петра, грабил церкви.

Глава 10

Через некоторое время, вернувшись домой после ловли птиц, Лексей обнаруживает дома свою мать. Она предстает перед ним в красивом платье, вся ухоженная. Дед против того, чтобы Варвара вернулась домой, так как считает, что она его позорила, бабушка же наоборот, рада возвращению дочери и просит старика простить ее. В итоге Варвара остается у них и начинает обучать сына разным стихам. У Олеши плохо получается запоминать правильные строки, он постоянно коверкает слова, и с каждым новым занятием мать все более грустна. Плохой была и общая обстановка в доме, Варвара постоянно ругалась с отцом, и он срывался на Акулине Ивановне. Однажды он прямо при Лексее сильно избил ее руками и ногами по голове, мальчик начал думать, как отомстить деду. Как-то раз он успел украсть у деда любимые святцы и изрезал их. Дед был в ярости, но мать защитила Лексея.

В первые же дни после приезда Варвара подружилась с одной и квартиранток и постоянно по вечерам уходила к ней в другую часть дома. Дед выгнал всех постояльцев, сказал, что сам будет принимать гостей. Одним из них оказался часовых дел мастер. После нескольких вечеров, проведенных за чаем, дед однажды пришел домой и сказал Варваре идти замуж за этого мастера. Она наотрез отказалась, что вызвало очередную ссору. Но, к удивлению, Лексея, через час вся семья уже сидела за одним столом, и пила чай. Он понял, что вся ругань — скорее развлечение. «В бесконечных буднях и горе — праздники, пожар — забава». Так что семейные ссоры перестали трогать его сердце так, как раньше.

Глава 11

Ситуация в доме резко изменилась. Варвара окрепла, стала хозяйкой, а ее отце стал тихим и спокойным. Олешу вместе с братом Сашей, сыном дяди Михайло, отправили в училище. Неожиданно Лексей заболел оспой, лежал на чердаке, а приходила к нему лишь бабушка и кормила с ложки. Однажды из-за кошмара, вызванного болезнью, мальчик прыгнул в окно, да пролежал в сугробе достаточно долго, у него отнялись ноги. Три месяца он не владел ими и лежал на кровати, слушая рассказы бабушки. Однажды она рассказала ему и про отца Лексея.

Он к двадцати годам был хорошим мастером и работал в мастерской на улице, где находились дома Василия Васильевича. В один из дней, когда Акулина собирала вместе с дочерью ягоды, он пришел к ним во двор и стал просить у матери Варвары разрешения венчаться с ней. Оказалось, что они уже тайно поженились ранее. Акулина знала, что ее муж будет против, так как он хотел отдать дочь за барина, но все-таки согласилась. Дед с братьями Варвары никак не смогли помешать влюбленным, они смогли обвенчаться и уйти жить вместе. Василий Васильевич был зол, сказал, что нет у него больше дочери, но Акулина Ивановна понимала, что со временем его сердце растает.

Так и произошло, Варвара и Максим стали жить вместе со стариками. Поселились во флигеле, там у них и родился сын. Максим во всем хорош был, Михайло и Яков не любили его за это и попытались однажды в проруби утопить, но отец Олеши смог спастись, однако квартальному говорить не стал, кто напал на него, сказал, что сам в прорубь упал. Варвара поняла, что от братьев ее опасность идет, и хотела уехать. Представился шанс, Максима отправляли в Астрахань, Чтобы арку к приезду царя строить. Так они и уехали.

Глава 12

Однажды утром, спустившись с чердака в комнату, Лексей увидел незнакомых женщину и мужчину. Оказалось, что мужчина этот — новый жених ее матери, а женщина — его мать. Олеша обиделся на всех, что никто ему ранее об этом не говорил, и решил устроить себе жилище в саду, в той самой яме, где нашли зарезавшегося Петра. Евгений — жених Варвары был студентом, поэтому они уехали на лето, чтобы он смог сдать экзамен. Для Олеши началось тихое и созерцательно время, он проводил дни, а иногда и ночи в своем жилище, слушая то сказки бабушки, то поучения дедушки. Но вскоре дом пришлось продать. Переехали все в две комнаты в подвале старого дома. Вскоре вернулись и Варвара с Евгением, говорили, что все имущество их сгорело, но до Василия Васильевича дошел слух, что зять все в карты проиграл.

Семья переехала в очередной раз. Теперь их жилищем был плохой домик без обоев и с тараканами, находившийся рядом с заводом. Вокруг была гнетущая атмосфера, Лексей развлекался лишь драками с соседскими мальчишками. Мать к этому времени уже успела по очереди родить двух мальчиков, первый из них умер. А Евгений стал, кажется, изменять жене. Лексей услышал однажды их разговор об этом и ссору, а потом и удар. Ворвался в комнату и почти смог зарезать отчима, но мать оттолкнула того.

Рассказчик уверен, что необходимо говорить о таких мерзостях жизни народа, чтобы была возможность выдрать их с корнем, выдрать тот слой, под которым прячется что-то доброе, яркое, творческое.

Глава 13

Лексей опять стал жить с дедушкой и бабушкой, которые к этому времени совсем разделились, и хоть и жили в одном доме, а все делили. Мальчик, чтобы помочь бабушке, стал пытаться зарабатывать деньги, собирал во дворах кости и гвозди и продавал их. Еще он нашел друзей, с которыми воровал двора и тес. Парни работали слажено, а добычу денежную делили на всех поровну.

Евгений опять куда-то уехал, А Варвара с сыном Николаем стали жить у Василия Васильевича. На Олешу возложили еще и обязанности няньки. Мать к тому времени совсем иссохла. Лексей понимал, что скоро она умрет. Это произошло в конце лета. Умерла она прямо на глазах Олеши, который принес ей воды. После похорон дед сказал, что не дело это — сидеть Олеше у него на шее — и отправил его в люди.

Всего в краткий пересказ не добавишь, но все же если вам чего-то не хватило в работе, напишите в комментариях, поправим.

Автор: Анатолий Фокин

Слайд 1

Виктор Владимирович Голявкин Презентацию подготовила Исакова М.А.

Слайд 2

Виктор Владимирович Голявкин − советский писатель и художник, который заявил о себе очень ярко во второй половине XX столетия.

Слайд 3

Отец, Владимир Сергеевич Голявкин , москвич, в Московском синодальном училище получил начальное музыкальное образование под руководством знаменитого впоследствии дирижёра Н. С. Голованова. В Гражданскую войну он воевал в легендарной 25-й Чапаевской дивизии. В составе кавалерийской части освобождал Баку от иностранных интервентов. После гражданской войны Владимир Сергеевич окончил бакинскую консерваторию и работал в музыкальных школах и училищах Азербайджанской республики. .

Слайд 4

Его мать, Любовь Николаевна Шарина, получила среднее музыкальное образование. В 1911 году она окончила Бакинское женское учебное заведение Святой Нины; а к 1917-му – Бакинское музыкальное училище. С 1920-го по 1922-й она работала в Азербайджанской государственной консерватории преподавателем музыки. Кроме того, девушка пошла учиться в театральную студию – страстно хотела стать артисткой, играть драматические роли, танцевать и петь на подмостках.

Слайд 5

Неудивительно, что Виктор вместе с его двумя младшими братьями получил первичное музыкальное образование на лучших образцах мировой музыкальных классики. Родители готовили сыновей к музыкальной карьере.

Слайд 6

Тем не менее, когда Виктор однажды нарисовал выразительные карикатуры на приходивших музицировать к ним в дом гостей, отец подарил ему книгу о живописи. С тех пор Виктор старался прочитать все доступные в то время книги о художниках и изобразительном искусстве, а также постоянно рисовал сам. Во время Великой Отечественной войны, когда отец был на фронте , его карикатуры, высмеивающие фашистов, даже печатали в «Боевом листке», в газете «Бакинский рабочий».

Слайд 7

Отец вернулся с войны и продолжал работать в музыкальных школах. Виктор готовился стать художником. Видно, он считал, что прежде всего ему надо оторваться от семьи, где «всё время играли и пели». Он садится на пароход и уезжает в Самарканд — старинный восточный город, где в то время жил его друг. Здесь Виктор поступает в художественное училище.

Слайд 8

Позже художественное училище было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает.

Слайд 9

После солнечных ярких городов Азии жизнь привела его в Ленинград —средоточие западноевропейского искусства. Виктор восхищается им, шедеврами Эрмитажа, художниками Тинторетто, Рафаэлем, Пикассо, Ван-Гогом … В Ленинграде Голявкин поступает в Академию художеств и остаётся в этом городе навсегда.

Слайд 10

Вскоре после окончания Академии художеств Голявкин обнаружил в себе и литературный дар. Он стал писать маленькие рассказы, которые хоть и не вписывались в официозный стиль тогдашней советской литературы, однако хорошо воспринимались детьми.

Слайд 11

Его рассказы для детей печатались в журналах « Мурзилка » и «Костёр», и их количество непрестанно увеличивалось. В 1959-м вышел первый сборник рассказов начинающего писателя для детей и юношества под названием «Тетрадки под дождём».

Слайд 12

Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999—2000 гг.

Слайд 13

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные

Слайд 14

Например, рассказ «Рисунок»: Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца. — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами: И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает! Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.

Слайд 15

Виктор Голявкин писал для детей с любовью. Его рассказы вне времени, они пропитаны теплотой и пониманием того, что все мы родом из детства.

Слайд 16

На сегодняшний день вышло более 80 книг писателя. Многие из них он проиллюстрировал сам.

Слайд 17

Рассказы и повести Голявкина многократно публиковались за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии, Румынии. Повесть «Мой добрый папа» только в Японии издавалась 9 раз.

Слайд 18

По сценариям Голявкина на «Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970) и «Слон и Боба» (1972). «Валька — Руслан и его друг Санька» (студия имени Горького по повести «Ты приходи к нам, приходи»).

Слайд 19

Графические и живописные работы В. Голявкина не раз выставлялись, несколько полотен приобрел Государственный Русский Музей.

Слайд 20

В июле 2011 года вдова Виктора Голявкина , Людмила Бубнова , организовала выставку его живописных работ в Выставочном зале Санкт – Петербургского союза Художников, посвященную 82 — летию со дня рождения писателя.

Слайд 21

Писатель и художник умер 26 июля 2001года в своей квартире в Петербурге от последних инсультов. Первый случился в 1976 г.; с тех пор Виктор Владимирович не выходил на публику, но работать продолжал. Рассказы – надиктовывал жене, а картины научился писать левой рукой. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

  • Раненый в руку боец как пишется н или нн
  • Ранее изученные как пишется
  • Раненый в голову боец как пишется
  • Раненый зверь как пишется правильно
  • Раненый как пишется причастие