Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Жизненный путь — это постоянный выбор. Аргументы, тезисы, выводы, вступления и заключения — все это Вы найдете здесь. Приятного просвещения!
Вариант 1
(353 слова) Верно ли, что жизненный путь — это постоянный выбор? Конечно же, да. Человек каждый день решает, как ему поступить в том или ином случае. Он не может воздержаться от этого, не может медлить и бесконечно колебаться, потому что время идет, и невозможно замедлить его течение, как бы мы ни старались. Оно подгоняет нас и заставляет что-то предпринимать для того, чтобы удовлетворить потребности. Поэтому в каждой книге, которую мы прочтем, герои оказываются в ситуации выбора.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня определяла свою судьбу и колебалась, какое направление ей выбрать? С одной стороны, она была богата, независима, красива и молода, и, конечно же, ее натура тянулась к светской жизни, к веселым развлечениям, к вкусной пище, которую она так любила. С другой стороны, героиня ощущала духовные потребности, которые могла удовлетворить лишь религиозная служба. Девушка посещала храмы и службы, участвовала в церковных обрядах, читала соответствующую литературу. Поиски себя и Бога она могла реализовать только в стенах обители. Кроме того, ее выбор осложняла любовь к избраннику, который хотел создать семью. Чтобы решить свою дилемму, героиня испытала все соблазны и подвергла себя испытанию любовью. После этого она уже знала, что может отказаться от всего, чтобы последовать за своей мечтой. И сделала это. Ее натура потребовала самоопределения, ведь такова нужда каждой личности.
Человеку приходится выбирать не только призвание, но и спутника жизни. Обратимся к рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи» за примером. Николай и Надежда полюбили друг друга, хоть и не подходили друг другу по социальному статусу. Возможно, именно это обстоятельство повлияло на Николая, который решил разорвать эти отношения и жениться на девушке, которая была ему ровней. Разрыв вынудил Надежду по-другому распорядиться своей судьбой. Она не стала связывать себя узами брака с другим мужчиной, потому что понимала, что не станет для него хорошей супругой, раз любит Николая. Любовь потребовала от героев расстановки приоритетов и окончательного решения, которое было для каждого из них фатальным. Этот выбор определил их жизнь.
Таким образом, все люди сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Сама жизнь, динамичная и непредсказуемая, вынуждает нас решать, как поступить в сложившихся обстоятельствах. Вариантов всегда много, и важно найти тот, что соответствует нашим внутренним потребностям и моральным установкам.
Вариант 2
(406 слов) Каждый раз приходя на распутье, мы спрашиваем себя: «Действительно ли жизненный путь — это постоянный выбор?». И ответ всегда утвердительный, нужно определять направление, ведь нельзя же вечно стоять на перекрестке. Даже если мы попробуем остановиться, сама жизнь погонит нас вперед, но уже она решит за нас, что будет дальше. Эту закономерность подтверждают многочисленные примеры из литературы.
Обратимся в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Герои трагикомедии хотели воздержаться от выбора, замедлить ход времени и остаться в неопределенном положении, но у них не вышло. Так, Гаев и Раневская не хотели лишаться имения, но и спасать его тоже не имели желания. Им нужно было выбирать между способом, предложенным Лопахиным, и продажей усадьбы с торгов. Они так и не определились вплоть до начала аукциона, всячески избегая ответственности. С одной стороны, хозяева вишневого сада жалели красоту цветущих деревьев и воспоминания, связанные с их имением. Они не могли отдать территорию под дачную застройку. С другой стороны, они не имели шанса выкупить землю и знали это. К чему привела такая выжидательная позиция? К потере недвижимости. Раневская и Гаев не избавились от необходимости выбора, они лишь перепоручили свои заботы судьбе, которая сама распорядилась их имуществом. Данный пример убеждает нас в том, что избежать ответственности за принятие решения невозможно.
Зато фортуна вознаграждает тех, кто берет судьбу в свои руки и определяет направление сам. Вспомним пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой никогда не ждал у моря погоды, а действовал по своему усмотрению, что бы ни случилось. Даже на плахе Петр Гринев выбрал свою присягу, не колеблясь. Он не надеялся на чудо, не тянул время, а сразу решил, что с ним будет дальше. Его смелость и честность внушили уважение Пугачеву, и он, вспомнив об услуге и подарке Петра, помиловал его. Но даже тогда Гринев не пошел к нему на службу. Герой проявил решительность и тогда, когда получил письмо с просьбой о помощи от Марьи. Он рискнул жизнью, направляясь к ней на выручку, но не сомневался ни минуты в том, что поступает правильно. Петр не ошибся и в этот раз. Он спас Марью, сохранил себя и не предал Родину. Именно такая активная жизненная позиция приводит людей к успеху, ведь они понимают, что выбор неминуем.
Таким образом, каждый из нас вынужден решать свою судьбу и выбирать тот путь, который соответствует нашим целям и моральным ориентирам. Без этого невозможно жить так, как хочется, ведь у сомневающегося и нерешительного человека, который боится ответственности, дорога складывается по воле случая. Он плывет по течению, и выбирает за него рок.
Вариант 3
(478 слов) Человек наделен волевым сознанием, а это значит, что он сам определяет свои действия и несет полную ответственность за них. Такова его природа. Если же он идет против свей сущности и воздерживается от выбора, за него все решают обстоятельства, которые всегда подгоняют нас в принятии позиции. Чтобы подтвердить это, рассмотрим литературные примеры.
И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что выбор неминуем, и если человек его не делает, за него действует уже воля случая. Так, Илья Ильич, будучи очень пассивным и ленивым барином, постоянно избегал ответственности. Он хотел, чтобы за него трудились и думали другие, а он лишь наслаждался комфортом затянувшегося детства. Его идеалом была сытая и праздная жизнь в Обломовке, где за него все решали родители и слуги. Но время шло, и сам Обломов стал мужчиной, а не мальчиком. И ему нужно было определять направление на распутье судьбы. Но он переложил это бремя на тех, кто согласился его взять, и едва не лишился имения из-за действий мошенников. Тарантьев и его подельники обманули барина и едва не украли его недвижимость. Ее чудом спас Штольц. Но и этот пример ничему не научил Илью Ильича. Он по-прежнему во всем полагался на тех, кто рядом. Поэтому Обломов умер в цвете лет, так ничего и достигнув, оставив сына сиротой и взвалив на жену бремя вдовства. Его пример учит нас тому, что выбор — это неотъемлемое условие жизни, и его нужно делать самостоятельно.
Определяя свое решение, важно помнить о его последствиях. Делать выбор — это означает иметь готовность проявить постоянство курса и нести за него ответственность. Без этого человек никогда не станет хозяином своей судьбы и, подробно Обломову, будет плыть по течению, ни на что не влияя. Это подтверждает пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Юнкер Грушницкий был обижен на друга, который переключил внимание княжны Мери на себя. Он задумал отомстить более удачливому кавалеру Мери и выставить Печорина в смешном виде перед товарищами. Он спровоцировал дуэль своими колкостями и намеками на близость Григория и Мери. А потом юнкер решил подсунуть Печорину оружие, которое не стреляло. Это решение было очень опрометчивым и подлым, и за него неминуемо должна была наступить расплата. Григорий узнал об обмане и проверил пистолет прилюдно. Он взял оружие в полной боеготовности. И тогда Грушницкий оказался перед сложным выбором: признаться и опозорить себя или погибнуть. Юнкер не смог переступить через гордость и не сказал ни слова. В итоге Григорий убил его. Этот пример заставляет задуматься о том, что каждое решение имеет последствия, и порой ставит нас перед таким выбором, от которого уже не уйти. И такое может случиться с каждым.
Таким образом, избежать выбора не может никто. Это непременное условие жизни каждого человека. Пытаясь сбросить бремя ответственности, мы можем отказаться принимать решение лично, но тогда его определит случай. И такая рулетка вряд ли устроит кого-либо, ведь с последствиями этого события жить все равно нам и никому другому. Поэтому выбирать курс лучше самостоятельно, раз от этого никуда не деться.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Характеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад
Одна из основных смысловых оппозиций, представленных в пьесе Чехова «Вишневый сад», основана на противопоставлении патриархального, уходящего времени и нового времени, где нет места ни социальным, ни моральным, ни культурологическим рефлексиям.
Старый восьмидесятисемилетний слуга в доме Гаева и Раневской, Фирс Николаевич, или, как все его называют, Фирс, — герой из прошлого. Из того прошлого, где сад плодоносил, а вишню возили возами, где не было социальных катаклизмов в виде отмены крепостного права и где любовь и преданность слуги своему господину была нормой и принималась как таковая.
В новой жизни, где хозяин – купец Лопахин, Фирсу с его представлениями о жизни, нет места, а потому его просто оставляют, забывают в запертом старом доме, таком же старом, как и он сам. Там, за дверями этого дома, Фирс в жизни бурной, наступательной, там, где выгода и расчет определяют все, никому не нужен с его сложившимися и укоренившимися представлениями о правде жизни.
Фирс был крепостным, но воля не была ему нужна не потому, что он раб по крови, а потому, что дом, в котором он служит, есть его настоящее и единственное пристанище, уходить из которого он не видит смысла.
Его белые перчатки, белый жилет – это не только детали его форменного туалета или дань традиции: так были всегда одеты слуги в доме помещиков Гаевых. Белый цвет в данном случае как символ чистоты мыслей Фирса, верности делу.
В пьесе Фирс ходит по сцене, опираясь на палочку — но дело не только в немощности старого слуги. Он не может понять, почему так стремительно меняется жизнь, почему то, что считалось незыблемо существующим (дом, сад), теперь никому не нужно. Поэтому и нуждается он в опоре, в палке, без которой уже не может удерживать равновесие самостоятельно. Всем кажется, что Фирс глухой, его слова воспринимают как бормотание. Таким образом, в Фирсе подчеркивается несоотнесенность с теми, кто забудет о нем совсем скоро и оставит умирать бессильного («Силушки нет», — говорит Фирс) в пустом доме.
«Недотёпой» называет Фирс сам себя в финале пьесы. Но в этом его определении не самоуничижение, не приговор самому себе. Время Фирса в прошлом, здесь и сейчас он только в ожидании как носитель воспоминаний о прекрасном прошлом вишневого сада, который он не может защитить, не может сам распорядиться его управлением, ведь он просто слуга, недотёпа. Но он умирает в запертом доме, оставаясь его вечным хранителем и преданным защитником.
Характеристика
В пьесе Чехова «Вишневый сад» Фирс является надежным слугой. Ему уже 80 лет, он почти лишен слуха. Мужчина считает свою работу важным делом, так как продолжает соблюдать порядок в поместье. Старик искренне заботится о Гаеве, подавая ему одежду и следит, чтобы тот надевал теплую одежду в плохую погоду.
Фирс в пьесе обозначает старые порядки. Автор повествует, что мужчина не ссорится с людьми. Опираясь на опыт, он стремится научить молодежь старинным истинам, но не все люди довольны такими нравоучениями. Он считает, что раз он дожил до сих пор, то Бог сохраняет его от несчастий.
Фирс похож на старого пса, бродившего по роскошной усадьбе. Он переживает за здоровье хозяев. Он содержит быт, проявляя заботу о людях.
Чехов противопоставляет Фирса другим слугам. По сравнению с Яшей он не ищет выгоды для жизни, не пытается отобрать деньги. Старик старается качественно выполнить все поручения. Он посвящает делу всю жизнь. В результате его в одиночестве оставляют в усадьбе, а мужчина начинает ждать, что за ним придут любимые люди. Он верит, что он нужен хозяевам. Смерть приходит к нему в том месте, где мужчина прожил тяжелую и счастливую жизнь.
Образ Фирса обозначает в повести простую жизнь. Он остается востребованным человеком. Гаев был для слуги в качестве сына, нуждающимся в заботе. Гаеву эта забота была удобна, но хозяину было 50 лет.
Фирс является не просто слугой, его считают свидетелем разных эпох. Он привык к крепостной жизни, поэтому не примет серьезных изменений в обществе. Для него данные условия жизни является правильным решением. Если он останется слугой, то окажется для семейства ценным человеком.
У заботливого старика единственными родственниками являются хозяева. Фактически он является одиноким и немощным стариком, заботящийся о разных членах семьи и благополучии в поместье.
Его волнует мысль, что сад с усадьбой продали другим людям. В результате Чехов пожалел мужчину. Он подарил ему замечательную смерть, так как он его сердце не сможет выдержать происходящих перемен. Мужчина закончил жизнь в родной усадьбе. В доме, где он был самым главным человеком, решавший все трудности хозяев. В его родном поместье начиналось и заканчивалась его счастливая жизнь.
Он честно выполнял свои обязанности, а теперь после продажи усадьбы он становится обузой для хозяев, но он остался верным человеком, соблюдавшим порядок в поместье.
Популярные сочинения
- Сочинение Милон в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ) 8 класс
Большая часть дворян восемнадцатого века, показываются в произведении как глупые и малообразованные люди. А для того чтобы эта разница, казалось чрезмерной, автор добавил персонажей олицетворяющих образованность - Сочинение про Стиль жизни
Очень часто в разговоре можно услышать о том, что люди упоминают стиль жизни. Это связано с тем, что большинство людей имеют некоторые особенности, связанные с тем опытом, который им пришлось пережить - Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс
Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта
Сочинение 3
В пьесе А.П. Чехова “Вишнёвый сад” присутствует огромное количество персонажей, разных по характеру и мировоззрению. Автор создавал это произведение во времена кардинальных изменений, происходивших после отмены крепостного права. Писатель хотел показать различия между приверженцами старых порядков и новым классом людей, которые смогли приспособиться к новому укладу жизни. Одним из ключевых персонажей произведения является Фирс. Он не только дополняет общую картину “Вишнёвого сада”, но и наглядно демонстрирует весь конфликт пьесы.
Фирс – мудрый старик, всю жизнь проработавший лакеем у помещицы Раневской. Ему уже давно исполнилось 87 лет, но уходить на покой он совсем не собирается. Внешне герой ничем не отличается от всех людей похожего статуса. Он одет в старую жилетку, рубашку и пиджак. На ногах у Фирса поношенные брюки и блестящие чёрные туфли. Лакей старается следить за собственным одеянием. Он аккуратен и чистоплотен. Несмотря на свой старческий возраст, Фирсу удаётся сохранять здравый рассудок. Его сообразительности и рациональности могут позавидовать даже его хозяева: Раневская и Гаев. Данный персонаж старается бережно обходиться с вещами, зная им цену. Зато он положительно относится к помещичьему землевладению. Старик считает, что такое устройство жизни гарантирует стабильное развитие государства. Его даже не смущают страдания крестьян и других представителей низших слоёв населения России.
Фирсу фигурирует в малом количестве явлений, поэтому проследить его взаимоотношения с другими протагонистами очень проблематично. Но можно выделить тот факт, что Фирс обходителен со своими хозяевами. Даже после отмены крепостного права он не ушёл от них и продолжал доблестно прислуживать. Лакей осознавал, что его помещики не смогут прожить и дня без его помощи. Например, Гаев в свои 50 лет не умеет надевать штаны. 87 летний старик продолжает обслуживать их. Он стал неким родителем, который растит чужих детей. Дворяне не замечают заботу и уход Фирса и относятся к нему, как к движимому имуществу. Они считают, что он не достоин их внимания.
Примечательна и трагична смерть Фирса в конце произведения. Остальные герои, продав имение и сад, уезжают из дома. Они забывают своего старого лакея. В итоге, несчастный старик остаётся в одиночестве и умирает. Эта сцена несёт в себе идейный смысл. Автор хотел подчеркнуть, что Фирс, как почитатель устоев и ценностей прошлого, забывается и увядает. Со смертью этого человека уходит целая эпоха крепостничества. А уехавшие персонажи смогли принять новый миропорядок и пошли навстречу успеху. Несмотря на доброжелательный характер Фирса, он не мог прижиться в новой России. Поэтому лакей и был оставлен всеми, как пережиток прошедшего времени.
Убеждения героя
Фирс – это старшее поколение слуг. Они прожили при крепостном праве и считают, что такое устройство общество идеально. В крепостном праве для Фирса много положительного:
- Взаимные обязательства слуг и господ;
- Тесная связь между хозяином и прислугой;
- Надежность положения;
- Стабильность жизни для крестьянина.
Понятно, что в таком устройстве есть и отрицательные стороны, но они воспринимаются лакеем как должное, обычное, неоспариваемое положение крестьянина в доме господина:
- Оскорбления;
- Побои;
- Отсутствие возможности развития для себя и членов семьи;
- Отказ от собственного мнения;
- Полное подчинение господину в выборе условий жизни, семейных отношений.
Фирс Николаевич не принял отмены крепостного права. Он остался слугой. Возможно, уже тогда лакей не понимал, что может быть другая жизнь. Добившись чина старшего камердинера, он не согласился стать вольным. Мужчина не смог жениться: собирались хозяева женить, да забыли. Несчастье для Фирса – отмена права. Сама природа выступала, по мнению старика, против воли для крестьян: «сова кричала»…,«самовар гудел» без причины.
Фирс считает, что на нем держатся устои и традиции имения. Дети, за которыми он ухаживал, так и не стали взрослыми. Дух вишневого сада умирает вместе со старым лакеем.
Сочинение про Фирса
Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди.
Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.
Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.
Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.
Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.
Вишневый садТекст
Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!***Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет.***»Было бы сердце согрето жаром взаимной любви…»***Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. ***Эти умники всегда такие глупые…***…я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю.***По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная. ***Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? ***Не уходите, прошу вас. С вами все-таки веселее…***…душа моя высохла.***Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.***Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.***Всякому безобразию есть свое приличие!***Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!***…у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку.***Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.***…куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…***Влюблен?.. Разве вы можете любить?***Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза. ***Здесь мне шумно, дрожит душа от каждого звука, я вся дрожу, а уйти к себе не могу, мне одной в тишине страшно. ***Я не желаю быть красавцем. ***»Поймешь ли ты души моей волненье…»***Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я давно уже привык…***…а теперь оставьте меня в покое. Теперь я мечтаю.***У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…***Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!***Ведите себя прилично, тогда не будете плакать. ***Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…***Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга.
Роль Фирса в пьесе
(Фирс — заслуженный артист Н.П. Бутрехин, Тверской Академический Театр Драмы, 2000)
Персонаж является чем-то вроде хранителя усадьбы, он нянька, распорядитель, именно Фирс чтит забытые и уже не нужные традиции. Поскольку и Раневская, и ее брат так и не выросли окончательно, на плечах Фирса так и лежат все обязанности. Он сам говорит, что без него никто не отдаст распоряжений и не подаст, он говорит Гаеву, что он надел не те брючки.
Хотя Фирс потерялся во времени, и не понимает, что устои старого времени давно ушли и изменились, он едва не единственный персонаж, который мыслит рационально. Этот персонаж показывает противоположный склад характера, нежели у его хозяев, его роль в повести важна. Фирс обладает качествами, коих нет у Раневской и Гаева, это взрослое мышление, хозяйственность, основательность, он создает заметный контраст.
Что показывает образ Фирса
(В роли Фирса — Леонид Броневой на сцене Ленкома, 2014)
Для Фирса «Вишневый сад» — символ старых порядков, а также стабильности, правильности, он словно живет там. Фирс символизирует дух усадьбы, это показано также по тому, что он умирает вместе с «Вишневым садом». Автор также сделал его символом целой эпохи с ее положительными и отрицательными качествами. Все персонажи должны приспосабливаться, а для мудрого старого Фирса это невозможно, все его годы прошли в этом месте. Каждый образ в пьесе символичен, и на примере Фирса, Раневской и Гаева показана Россия прошлого.
Отношение к саду
В характеристике Гаева в пьесе «Вишневый сад» следует отметить и его отношение к имению. Конечно, для него оно тоже много значило (как и для его сестры), ведь в нем прошли его детские годы и юность. Он единственный из героев пытался что-то сделать, чтобы сохранить его, но все проекты больше похожи на мечты.
Гаев не согласился с предложением Лопахина, чтобы сдавать землю дачникам — ему это казалось ему пошлым. Сохранить лицо аристократа было для него важнее, чем вишневый сад. Это подтверждает то, что Гаев был не способен на глубокие и серьезные чувства.
Этот персонаж был пародией на дворянское сословие, все его отрицательные черты были преувеличены для того, чтобы показать, как оно обмельчало. Но следует отметить, что в этой пьесе нет идеализированных героев. А. П. Чехов показал различия между социальными слоями, их привычками и убеждениями, создав эту пьесу.
10 класс. Предмет Литература. Сочинение. Тема: Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова «Вишневый сад».
Примерный текст сочинения.
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» раскрывает актуальные нравственно — философские проблемы. Автор выразил собственные взгляды на уходящую эпоху, замену старого образа жизни новыми идеалами и законами. Постепенно на первый план А.П. Чехов выдвигает проблему нравственных потерь или приобретений человека. Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова не просто участок с плодовыми деревьями. Это этическая и нравственная ценность, это образ, который символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им; той жизнью, которая погибает вместе с гибелью сада. Вишневый сад — это символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором», звучат кощунственно и бесчеловечно.
Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, Чехов заставляет задуматься над судьбой России, которая является тем самым «вишневым садом». Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.
Не менее остро поставлена в произведении проблема человеческого счастья. Она отражается в судьбах абсолютно всех героев. Для них счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Несмотря на то, что Раневская перенесла немало невзгод в этом саду, она счастлива вновь вернуться сюда. Её не волнует ничего: ни долги, ни продажа имения. Она счастлива прожитыми и настоящими моментами. Однако тревога постепенно нарастает в её душе несмотря на то, что Лопахин говорит ей о спокойствии. В итоге она чувствует расстройство и подавленность. Дело, наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.
Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов побольше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние уже проедено, играть не с кем, а когда хочет он блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.
Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.
Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет… к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.
В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее — значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.
Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья – нравственная и философская проблема пьесы «Вишневый сад»
Конфликт поколений – это тема, которую поднимает в своём произведении А.П. Чехов. Раневская и Лопахин принадлежат к абсолютно разным эпохам, однако классического конфликта «отцов и детей» в пьесе не происходит. Чехов показывает, что в реальной жизни и старое и новое поколение одинаково несчастны. И читатель невольно сопереживает и бывшим хозяевам сада, и самому поместью, и молодому поколению России, которым предстоит строить прекрасное будущее.
Конфликт отцов и детей пронизывает всё произведение «Вишнёвый сад». Например, весьма неполноценной является любовь Раневской к своей дочери Анне. Любовь Андреевна не осознаёт, что Аня уже не ребёнок, и устраивает её личную жизнь по своему усмотрению в ущерб дочери. Хотя вероятнее всего, что свое счастье получится найти именно юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.
«Вишнёвый сад» показывает нам, что бывает, когда человек отворачивается от жизни, погружается в самого себя, начинает игнорировать настоящее, бояться будущего и мечтать о прошлом. Мораль пьесы заключается в том, что надо не только красиво говорить, но красиво поступать. Нравственно — философские проблемы затрагивают всех без исключения героев произведения «Вишнёвый сад». Пьеса показывает нам неоднозначность жизни, учит нас не делить мир только на чёрное и белое. Вывод Чехова — это необходимость созидания и гуманности для всех сословий. У него нет плохих классов или людей, у него есть несчастные люди, которым просто не хватает радости в жизни.
Примечание
Уважаемые ученики, текст сочинения «Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова Вишневый сад» приводится без исправления ошибок.
Этот сочинение написали учащиеся 10 класса
Купить книгу в Лабиринте
Смотрите также:
«Вишнёвый сад» – это последняя пьеса А.П. Чехова, которую он дописал в самом конце своей жизни. Перед смертью писателя стала особо остро волновать судьба его Родины. Он предчувствовал революцию, поэтому вишнёвый сад стал символом России. Один из героев произведения даже говорит: «Вся Россия – наш сад». На его примере Чехов показал будущее, которое всех ждёт, если ничего не изменится.
Возможно, автор выбрал именно образ сада, потому что у него тоже есть своя история, как и у любого государства. Не одно поколение дворян выросло в этом имении с чудесными вишнёвыми деревьями. Россия, точно также, не одно столетие развивалась благодаря дворянам, и их усилия приносили достойные плоды. В финале пьесы под стук топора становится понятно, что вскоре погибнет не только сад, всю страну ждут неизбежные перемены в ближайшем будущем.
Каждый из героев пьесы имеет своё отношение к саду, как и представители разных сословий по-разному относятся к России. Раневская и Гаев живут прошлым, они не могут противостоять настоящему, потому что не привыкли самостоятельно себя обеспечивать, у них совершенно не было практических наклонностей. Вишнёвый сад для них – воспоминание о счастливо прожитых годах, о беспечной жизни, к которой они привыкли. После длительного проживания заграницей Раневская любуется из окна садом, с теплотой вспоминая о своём детстве. Ни она, ни её брат не последовали совету Лопахина вырубить сад, потому что это означало бы окончательный разрыв с прежним образом жизни.
В результате хозяева так и не смогли сохранить свой сад, в итоге они остались и без него, и без тех денег, которые могли бы получить за аренду земли. Они просто пытались удержаться на плаву в условиях новой общественной жизни. И именно эта невозможность бороться и отстаивать собственные интересы говорит о том, что время дворянского сословия уже закончилось.
Лопахин был деятельным купцом, который думал только о том, как преумножить своё состояние. Он происходил из рода крепостных крестьян, поэтому очень гордился тем, что смог достичь такого уровня в жизни. Лопахин – настоящий капиталист. Он действует рационально, не строя лишних иллюзий, поэтому его нельзя назвать отрицательным персонажем. Но именно он обрекает вишнёвый сад на погибель. Таким людям чуждо чувство прекрасного, они не в силах оценить окружающую их красоту. «Лопахиных» интересует только возможность разбогатеть, а это в данном случае было возможно, только если сдать землю в аренду под дачные участки. Практическая ценность для этих людей важнее. Лопахин смотрит на сад не как на природное произведение искусства, он видит только землю, которую можно поделить и сдать под дачные участки. Он испытывает истинное удовольствие от того, что стал хозяином имением, где его отца и деда ни во что не ставили. Вырубая сад, который был свидетелем всей жизни имения, Лопахин обрывает связь с прошлым, и строит новое будущее, где нет места крепостничеству и угнетению других людей,
На примере этого персонажа А.П. Чехов хотел показать, что в современном ему мире материальные ценности занимают более высокую позицию, чем духовные. Влияние интеллигенции становилось слабее, на её место приходили практичные люди и рабочий класс.
Настроение русской молодёжи в России того времени прослеживается на примере Ани Раневской и Пети Трофимова. Их мало интересует то, что деревья собираются вырубить. Главное в жизни – это перемены, которые необходимы государству, по их мнению.
Даже Аня, которая выросла в этом имении, достаточно холодно реагирует на то, что им придётся навсегда расстаться с родным домом и садом. Она искренне хочет построить светлое будущее, но в этом будущем места для сада нет. Аня говорит, что нужно сажать другие сады, которые будут лучше прежних.
Петя, несмотря на свои философствованья, образованностью не отличается. Не зря его зовут вечным студентом, который никак не может окончить университет. Но недостаток образования не мешает ему быть чудесным оратором, способным убедить окружающих в верности своих взглядов, и в неизбежности счастья в светлом будущем.
Выходит, что молодёжь смело мыслит и красиво говорит, но на деле ничего не может предложить, и ничего не делает для своей Родины. Кроме того, они не чтят своё прошлое, историю своих предков.
Молодому поколению в пьесе противопоставляется старый слуга Фирс. Он прослужил в имении Раневской более половины века. Этот персонаж олицетворяет прошлое России, ведь вся его жизнь связана с давно ушедшими временами. Фирс появился в этом доме, когда деревья в саду были ещё совсем молодыми. Его мировоззрение сформировалось под влиянием былых порядков.
Именно устами Фирса произносятся мысли автора и основная идея пьесы. В виду своего возраста он может проанализировать происходящие события не только в доме, а и во всё государстве. Только он понимает, что старый уклад вещей безвозвратно ушёл, и на смену ему идёт что-то новое и неизвестное. Другие герои произведения чувствуют только нестабильность своего положения, и не понимают того, что вокруг них происходит.
Всех этих людей объединяет вишнёвый сад. Именно он является главным образом всей пьесы. Не случайно, события, описанные автором, происходят в пору цветения сада. Вместе с ним с торгов ушла целая эпоха, в которой было не только плохое, а и много хорошего. Судьба сада – это судьба всего дворянства.
Сразу после продажи сада начинается новая жизнь. Это событие полностью меняет будущее всех героев пьесы. Раневская вернулась в Париж, Гаев стал работать в банке, Варя, не дождавшись предложения от Лопахина, устроилась экономкой к Рагулиным, Петя в очередной раз решил попробовать окончить университет, а сам Лопахин уехал на зиму в Харьков. Только преданный Фирс остался один в старом имении, и неизвестно – дождётся ли он грядущих перемен, или покинет этот мир вместе с вишнёвым садом.
А.П. Чехов описал жизнь России на примере вишнёвого сада и его владельцев. Вырубка сада символизирует гибель помещичьего класса, на смену которому идут «Лопахины». И неизвестно найдутся ли силы у молодого поколения, на которое автор возлагает все свои надежды, противостоять таким практичным купцам, обесценивающим прошлое своей Родины.
Читателям Литероведа предлагаем итоговое сочинение в двух вариантах на тему «Почему многие люди боятся достижений цивилизации?» по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» с аргументами из художественной литературы.
Вариант 1.
Жизнь современного человека совершенно не похожа на жизнь наших предков. Достижения науки и цивилизации сделали ее намного легче: в быту у человека появились помощники, для общения используются различные средства связи, для преодоления больших расстояний есть различные виды транспорта, а для лечения от многих болезней или их предупреждения появились лекарства и медицинские аппараты. Однако, несмотря на многие достоинства научного и технического прогресса, многие люди их боятся. Почему же достижения цивилизации вызывают страх? Обратимся за ответами к произведениям художественной литературы.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» рассказывает читателям об эпохе правления императора Петра Первого, о его личности. Вступив на престол, он поставил перед собой задачу вывести Россию из вековой тьмы; повернуть страну на путь, ведущий из прозябания к прогрессу, цивилизации, от невежества к культуре; сделать из нее сильное передовое государство, на которое равнялись бы западные соседи. Молодой царь понимал, что для достижения поставленных задач необходимы единомышленники, умные молодые люди, поэтому и сам учится, и отправляет учиться заграницу молодых дворян, чтобы по возвращении они могли послужить во благо России. Петр Первый работает в Голландии на верфях простым матросом, учится строить корабли, чтобы иметь сильный флот; закладывает и строит город на Неве, который дает выход в море. Он облачает в европейскую одежду русских бояр, сбривает им бороды, борясь с их невежеством. Его новаторство, смелые идеи не нравятся боярам. До преобразований нового царя их жизнь текла неторопливо, неспешно. Они пользовались почетом и уважением, с ними держали совет. Боярин Роман Борисович вспоминает, как в прежние времена надевал утром кунью шубу, бобровую шапку и поддерживаемый дворней садился в возок и ехал в царский дворец. А с недавнего времени все изменилось: оставил его царь безбородым, нарядил дочерей его в немецкие платья, приказал по утрам чистить зубы и пить кофе, но самое главное – заставил служить, ежедневно ездить приказ Большого дворца. Не было уже того почета ни у Романа Борисовича, ни у других бояр. Рядом с царем были не родовитые бояре, думающие о своей родовитости и своих интересах, а люди умные, обладающие деловыми качествами. У них искал Петр Первый совета, понимания и поддержки. Кроме этого, строительство кораблей и города Петербурга требовало немалых средств, которые собирали с богатых людей. Читая письмо старосты, Роман Борисович сокрушается, как много хлеба у него забрали, как много людей увели строить корабли и новый город. И снова восставало его сердце против деяний царя и вспоминались другие времена, когда жизнь текла совершенно по-другому.
Таким образом, роман «Петр Первый» А.Н. Толстого – яркое доказательство того, что прогрессивное развитие общества грозит переменами в жизни. Людей, привыкших жить по старинке, не понимающих цели развития, переживающих только за свое благосостояние, страшат достижения цивилизации, так как такие люди не желают терять те блага и те привилегии, которыми они пользуются.
Вариант 2.
С давних пор человек пытался облегчить свою жизнь, сделать ее немного проще, комфортнее, окружить себя помощниками. За сотни лет цивилизация шагнула далеко вперед, благодаря научному и техническому прогрессу появились такие помощники. Без которых невозможно представить современную жизнь. Почему же многие люди боятся достижений цивилизации? Произведения художественной литературы дают ответ на этот непростой вопрос.
Сразу же вспоминается пьеса А.Н. Островского «Гроза», в котором драматург окунает нас в атмосферу провинциального приволжского городка. В Калинове живут невежественные, темные, необразованные люди. Здесь, в купеческих домах, часто останавливаются странницы, рассказывающие нелепицы: о людях с песьими головами, про земли без царей, про наказание Божье. Многие жители Калинова охотно верят в эти истории, так как за пределы города они почти никогда не выезжали. Раскаты грома калиновцы объясняют поездками Ильи Пророка на колеснице по небу. Если случаются пожары от молнии, считают это карой небесной. И только механик Кулигин знает, что такие явления, как гром и молния, связаны с электрическими разрядами. Мастер-самоучка понимает, что спасением города от пожаров может стать громоотвод, объясняет это Дикому и другим купцам, которые могут помочь, поддержать деньгами. Однако Дикой ругает Кулигина, обзывает его последними словами, пытаясь доказать, что ничто, кроме праведной жизни, не спасет от Ильи Пророка. Он не верит в существование электричества, не понимает, как объяснить многие явления жизни с точки зрения науки, так как науки его никогда не интересовали. Невежество, незнание, суеверие не дают возможности Дикому и другим калиновцам понять и принять достижения цивилизации.
Есть люди, которые пытаются жить по-старому, придерживаться старых привычек и традиций, отвергая и не понимая ничего нового, в том числе и достижений цивилизации. Таковы Раневская и Гаев – главные герои комедии «Вишневый сад» А.П. Чехова. Любовь Андреевна и Леонид Андреевич – брат с сестрой. Они родились и выросли в богатой дворянской семье, которая владела имением с большим вишневым садом, приносящим немалый доход своим хозяевам. С детства они привыкли к роскошной, безбедной жизни, когда не нужно было ни о чем думать, не нужно было решать никаких проблем. Прошло время, многое в мире и в жизни героев изменилось. Любовь Андреевна пережила гибель сына, разлуку с любимым человеком, у нее были две взрослые дочери, о которых нужно было заботиться. А Леонид Андреевич проводил свою жизнь в развлечениях: играл в биллиард и поедал леденцы. То, что мир давно изменился, герои словно и не замечали. Когда их гордость – вишневый сад – выставили за долги на аукционе, ни Раневская, ни Гаев не знали, как спасти его от продажи. По старинке они продолжали надеяться, что проблемы будут кем-то решены так же, как они решались раньше. Старые хозяева имения отвергают вариант, предложенный Ермолаем Лопахиным – человеком нового времени, а придумать свой план по спасению имения не могут. Раневская и Гаев продолжают жить прошлым, часто воскресают в своей памяти события прошедших дней, когда были счастливы и богаты. Оглядываясь постоянно назад, они не замечают ничего нового, поэтому и не могут принять прогрессивных изменений.
Книги великих классиков дают нам ответ на поставленный вопрос. Люди боятся достижений цивилизации по разным причинам. Кто-то испытывает страх в силу своего невежества, необразованности, а кто-то по причине того, что крепко держится за прошлое, за старые традиции и порядки.
Дополнительные материалы
Дополнительные материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» можно найти в разделе сайта «Банк аргументов»