Израиль — очень странное место.
Настолько странное, что иногда кажется, Всевышний создал его для того, чтобы мы могли задумываться о тех вещах, которые иначе пролетали бы мимо. А, быть может, задумываться — это только свойство нашего характера и воспитания. Нечто, доступное тем, у кого есть сердце и мозги. Когда сердце и мозги умеют работать в команде.
Дело было давно. В 2006 году. Летом.
Шла война.
Нормальная такая война с сиренами, бомбоубежищами, ранеными и прочими атрибутами. С линией фронта, тылом, эвакуированными. Все, как у людей. Только в масштабах Израиля. Кому-то покажется миниатюрным, нам хватило.
Борцы за свободу из соседнего Ливана перебрались через границу, заложили бомбу на дороге, подорвали пограничный патруль, и утащили с собой в качестве потенциальных заложников двоих тяжелораненых. Потом уже в интернете написали, что они то ли уже умерли к моменту похищения, то есть, сразу, то ли очень быстро умерли по дороге куда-то, где их намеревались спрятать. В общем-то, без разницы. И, чтобы евреи не думали о плохом и отвлеклись от тяжелых мыслей, обстреляли ракетами городок на границе и военную базу.
Вопреки ожиданиям борцов за свободу, евреи ответили очень жестко, и началась самая что ни на есть война. Солдаты гибнут. Многих коллег и друзей мобилизовали — прямо в мясорубку. Ракеты взрываются в городах. Ракета, начиненная шрапнелью в городе — очень мерзкая штука. Стальные шарики летят далеко. Можно сколько угодно быть героем, писать всякие бравые тексты про праведные дела и всетакое, но, когда ракета падает на пустырь возле твоего дома, это чертовски неприятно. Тем более, что ты знаешь, что она падает на других людей и убивает.
У нас на работе коллектив достаточно дружный. Все бывает, я не идеализирую. Но, если пашешь вместе, это реально сплачивает. Ночью, в пятом часу на операции, когда работать надо, а врачи и сестры больше похожи на зомби, чем на нормальных людей, да и сам ты далеко не Ален Делон, тебе совершенно фиолетово, кто с тобой рядом пытается удержать глаза открытыми: Ахмед, Мишель или Хаим. Тебе важно только, чтобы он не филонил. И предпочтешь ты, чтобы это был не тот, кто одной с тобой крови, а тот, кто одной с тобой совести.
Но я не об этом. Коллектив смешаный. Арабы, евреи. Всего понемногу. Израильская солянка. Есть мусульмане, христиане разных конфессий, друзы, евреи, и все это доходит на медленном огне из рабочего напряжения, из больных, которые никуда не деваются, из наших приязней и неприязней, из домашних проблем и прочего. А вместо перца все это густое горячее варево от души приправлено свежими новостями. Какой канал ни включи — кровь и смерть в прямом эфире. Лепота.
Мир многогранен. Цветовая гамма бесконечна. Но, когда война, когда стреляют и убивают, все это моментально низводится к черно-белому. Есть “да” и “нет”. Есть хорошие и плохие. Есть они и мы. И это нормально. Иначе вообще трудно выжить и понять.
Мы сидим в столовой, это маленькое помещение, примерно пять на пять метров. Там есть телевизор, холодильник, плита и можно просто отдохнуть, пока нет работы. С экрана плещет чернота. Танк подорвался на фугасе. Два танкиста убиты, остальные два ранены. Тяжелые бои тут. Ракетный обстрел там. Сигналы тревоги по северу. В наш город стреляют мало. В Хайфу летит по нескольку раз в день.
В Хайфе у половины сидящих родственники.
Потом телевизор показывает карту Ливана. Наши ВВС атаковали тут и атаковали там. И тут взрывается Ахмед.
Вообще, он по своему приятный дядька. Думаю, тогда ему было под шестьдесят. Он старый медбрат, по левантийски неторопливый, зато очень основательный. Многие врачи хотят с ним работать потому, что он обладает чудесным даром читать мысли хирурга во время операции. А, может, просто опыт у него огромный и он слишком хорошо знает, что потребуется через десять секунд, и как это правильно подать в руку. Я в свое время много чему у него научился, и не только ругаться по-арабски.
Ахмеда решительно бесит тот факт, что самолеты отбомбились по какой-то деревне, и эта реакция совершенно не соответствует моему пониманию реальности. Из деревень стреляют. Ракетные установки прячут где вздумается. Хорошо, если в полях или на плантациях, но часто под жилыми домами, мечетями, школами. Его не волнует, что ракеты падают на нас и на город, в котором он живет — Назарет, тоже падают. Несколько дней назад там убило двух детей. Арабских. Почему это его не злило, я не понимаю. Мы тогда тоже сидели здесь же и слушали новости. Все были подавлены. Когда на войне гибнут солдаты, это плохо, но это, хотя бы, можно понять. Когда дети — нет.
Когда я не понимаю, я спрашиваю.
— Что, — говорю, — в этой деревне особенного, что тебя так возмутило?
Ахмед смотрит на меня бешеными глазами. Это неприятно. Это непонятно. Я все еще не нахожу причины. Он отвечает медленно, и голос его дрожит и ломается, становится каким-то плаксивым.
— У меня там семья. Тетя, сестра отца. Ее дети и внуки.
Напряжение спадает. Иногда бывает, что слезы смывают его, но тут слез нет. Только сломанный голос.
Начинаешь понимать, как все тут близко. Как накрепко завязано. Как безнадежно и как безумно. Будто ты на другой планете. Другая ментальность, другие люди. Другая цивилизация.
А, может, те же люди. И цивилизация та же.
Ахмед видел свою тетю в глубоком детстве, ему было года три или четыре тогда. Ему все равно она остается ближе многих остальных. Это его семья, его клан, его кровь. Все остальное и все остальные, как ракеты, которые упали не во дворе его дома — мимо. Вся война, вся ее безжалостность, вой сирен, свист осколков, все это мимо, поскольку не оказывается на тонкой прямой линии, соединяющей Ахмеда с его теткой. Линией, которая тянется через дороги, через леса и реки, через границу, через летящую туда и сюда смерть в стальной упаковке. Через головы, через сердца, через глупые слова и пустые надежды.
Фото взято с сайта Википедии, сделано пресс-службой израильской армии.
В череде отечественных сериалов — очередная историческая «сага». На сей раз зрителям предложили погрузиться в атмосферу начала — середины ХХ века, наблюдая за насыщенной событиями жизнью известного российского артиста Александра Вертинского. Уже прошедшие по ТВ серии «провоцируют» на комментарии, касающиеся исторической достоверности увиденного на экране.
О чем сериал «Вертинский» 2021 года
Первый канал начал показ долгожданного сериала «Вертинский» о жизни великого шансонье за границей. В одной из самых громких премьер осени реальные персонажи соседствуют с выдуманными, многие из которых представляют собой собирательные образы.
Театром он увлёкся ещё во времена киевской юности. Но талантливая натура жаждала простора, и Вертинский решил отправиться в Москву, с которой планировал начать покорение мира.
Попытка устроиться в Художественный театр закончилась крахом – театральным корифеям не понравился грассирующий артист.
Первый успех пришёл к мечтавшему о славе Вертинскому на сцене Театра миниатюр. Постепенно о нём начали говорить, писать в газетах, приглашать на вечера.
Большую часть заработанного он, по собственному признанию, тратил на кокаин, которым были увлечены многие в богемных кругах.
«Кокаин был проклятием нашей молодости», – писал позже Вертинский.
С началом Первой мировой войны Вертинский устроился в военный госпиталь Марии Морозовой, где помогал ухаживать за ранеными, на санитарном поезде ездил на фронт. О кокаине вспоминать уже было некогда.
Вернувшись после ранения в Москву, он продолжил свои выступления, превратившись в самую настоящую звезду. Билеты на его выступления раскупались за неделю вперёд, в витринах модных заведений красовались его портреты в костюме Пьеро. Корзины цветов, толпы поклонников и поклонниц…
Наступление революции на этом фоне всерьёз не воспринималось.
По иронии судьбы, её начало совпало с днём первого бенефиса Вертинского – 25 октября 1917 года.
Жить и выступать в Москве становилось всё сложнее. Голод, неустроенность. Ничего невозможно было купить даже за имевшиеся у Вертинского деньги. За исполнение песни «То, что я должен сказать», посвящённой гибели 300 московских юнкеров, его даже вызывали в ЧК.
В итоге решено было отправиться на гастроли по южным городам России. Почти два года он кочевал с концертами по Одессе, Ростову, Екатеринославу, по Кавказу и Крыму, повторяя путь отступления Белой армии. В Ялте он уже не выступал – его некому было слушать.
Из Севастополя на пароходе Россию покидал Врангель со своей свитой. Воспользовавшись знакомством с капитаном, Вертинский решил последовать примеру белого генерала.
Позже он сам недоумевал, как вообще решился отправиться в эмиграцию – изнеженный, избалованный вниманием публики, не приспособленный к жизни, не знающий ни одного языка, да ещё и без денег.
«Сколько унижений, сколько обид, сколько ударов по самолюбию, сколько грубости, хамства перенёс я за эти годы! Сколько неотвеченных фраз застряло у меня в горле, сколько проглоченных обид», – вспоминал в своей книге Вертинский.
В Константинополе он пел в кабаре «Чёрная роза». Поначалу в основном цыганские песни – его стихов иностранцы не понимали. Потом его стали приглашать выступать на банкетах в посольстве.
Из Турции Вертинский перебрался в Румынию, где по доносу любовницы генерала Поповича, с которой он отказался выступать, был обвинён в шпионаже. Правда, по другой версии, недовольство властей вызвала его песня «В степи молдаванской».
Затем были Польша, Франция, Германия, Америка…
Он больше не чувствовал себя здесь бедным родственником – ему аплодировали, им восхищались, он был успешен и богат. Но тоска по России становилась всё пронзительнее.
«Чем дольше жили мы в эмиграции, тем яснее становилось каждому, что никакой жизни вне родины построить нельзя и быть её не может», – писал Вертинский.
Его последним городом на чужбине стал Шанхай. С приходом японской армии жизнь здесь превратилась в кошмар. Денег не было. Вертинский вынужден был закладывать в ломбард фрак, который выкупал накануне выступлений, а потом сдавал снова.
В конце марта 1943 года он написал письмо на имя Молотова с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. Разрешение было получено…
Сюжет сериала «Вертинский» (2021)
Биография самого известного русского шансонье ХХ века. История артиста, покинувшего Россию 1919 года и вернувшегося в СССР 1943, в разгар Второй мировой. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Харбине, Шанхае и в Москве. Его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы и воры. Он был человеком богемы, легким и весёлым. Однако эта картина, в первую очередь, о его доброте. Об умении не судить, а пожалеть, посочувствовать любому. И за это судьба одарила его огромным успехом и поздним семейным счастьем. «Вертинский» — история о том, как певчая птица, артист, легкомысленное существо может прожить жизнь, вызывающую и зависть, и уважение.
В богемной жизни Вертинского было много прекрасных женщин. Это Вера Холодная (Паулина Андреева), Елена Павлова (Алена Бабенко), манекенщица Раля (Екатерина Щеглова), Марлен Дитрих (Виктория Исакова).
Онлайн просмотр сериала доступен на Первом канале с понедельника по четверг в 21:30 по московскому времени. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве HD 720-1080, добавлены новые серии к просмотру.
График выхода сериала «Вертинский» (2021) с 1 по 8 серию
- 1 серия — 29 ноября 2021
- 2 серия — 29 ноября 2021
- 3 серия — 30 ноября 2021
- 4 серия — 1 декабря 2021
- 5 серия — 2 декабря 2021
- 6 серия — 6 декабря 2021
- 7 серия — 7 декабря 2021
- 8 серия — 8 декабря 2021
1 серия. «Вертинский — Кокаинетка» от 29.11.2021: смотреть онлайн бесплатно
Москва, 1915 год. Начинающий литератор и эстрадный артист Александр Вертинский грезит о славе, а пока перебивается случайными заработками и прожигает молодость в компании верных друзей – Александра Осьмёркина, Константина Агеева и Ивана Мозжухина. Однако обескровливающая Россию Первая мировая война и наложившееся на трагедию страны личное горе Вертинского заставляют Александра резко повзрослеть. В результате рождается его новый сценический образ грустного клоуна – «русского Пьеро».
Бесплатный онлайн просмотр 1-й серии здесь
2 серия. «Вертинский — То, что я должен сказать» от 29.11.2021: просмотр онлайн
1917 год. Вертинский изыскивает всевозможные способы, чтобы как можно чаще находиться рядом с блистательной кинодивой Верой Холодной. Однако, в то время как в его сердце бушует любовный пожар, в России разгорается революционное пламя. Страшные реалии не могут не найти отражения в творчестве Артиста, что грозит Вертинскому колоссальными неприятностями.
Просмотр онлайн здесь
3 серия. «Вертинский — Лиловый негр» от 30.11.2021: смотреть онлайн
Константинополь, 1920 год. Вертинский принимает своё шаткое положение с неунывающим оптимизмом: заводит роман с русской певицей Еленой Павловной и получает ангажемент в только что открывшийся ресторан-кабаре для соотечественников, нашедших спасение, как и он, в эмиграции. Вертинский не собирается задерживаться в Турции: его цель – заработать денег и отправиться в Париж! Однако, нечистоплотность импресарио вносит коррективы в «наполеоновские планы» Артиста, а появление другой женщины ставит его перед сложным выбором.
Просмотр онлайн здесь
4 серия. «Вертинский — Танго Магнолия» от 01.12.2021: просмотр онлайн
Оказавшись в тюрьме в Констанце в результате незаконного пересечения румынской границы, Вертинский создает одну из своих известнейших «ариеток». Здесь же он встречается с человеком из прошлого, который помогает ему обрести свободу. К перебравшемуся в Париж Александру Николаевичу, наконец, приходят и долгожданный мировой успех, и материальное благополучие. Но главное, во время прогулки с Мозжухиным он встречает Рахиль Полонскую — женщину, которая становится для него поистине роковой.
Просмотр онлайн здесь
5 серия. «Вертинский — Без женщин» от 02.12.2021: онлайн смотреть
Вертинский, уже год пребывающий в творческом и эмоциональном кризисах, сталкивается с потерей интереса со стороны публики к своим выступлениям. Мозжухин и Поляков, каждый своими методами, пытаются вернуть Александру Николаевичу вкус к жизни. Однако организованные Поляковым гастроли лишь на время отвлекают Артиста от упаднических мыслей. А вот парижская встреча Вертинского с женщиной, много лет назад спасшей ему жизнь, помогает Александру Николаевичу переосмыслить отношения с почитателями своего творчества. Приезд же во Францию старого друга Константина Агеева и вовсе заставляет Вертинского задуматься о возвращении на родину.
Просмотр онлайн здесь
6 серия. «Вертинский» от 06.12.2021: онлайн смотреть
1933 год. Берлинская жизнь Вертинского благополучна и респектабельна: он является совладельцем «Магнолии» — заведения для «сливок» русской эмиграции, и у него в разгаре роман с самой Марлен Дитрих. Подавая прошение о возвращении на родину, Александр Николаевич заводит дружеские отношения с советской дипломатической четой – Егором и Мирой Бачуровыми. Однако, последовавшие вскоре за этим события, показывают истинную цену этой дружбы, а подъем национал-социалистических настроений в Германии окончательно срывает с Вертинского «розовые очки».
Просмотр онлайн здесь — прямой эфир.
6 серия.
7 серия. «Вертинский» от 07.12.2021: онлайн просмотр
Лос-Анджелес. 1937 год. Вертинский живет на залитой калифорнийским солнцем роскошной вилле Марлен, Дитрих берет в свои железные руки его кинокарьеру. Однако, несмотря на окружающую его роскошь, Александр Николаевич чувствует себя как никогда одиноким и лишним: он устал выступать перед пирующей публикой, к тому же ему в очередной раз отказали во въезде в СССР. Своими переживаниями Вертинский делится в телефонном разговоре с Константином Агеевым, после которого у него рождаются строки — «я усталый старый клоун», идеально отражающие внутренне состояние Артиста. Как за спасительную соломинку, Александр Николаевич хватается за предложение отправиться на гастроли в Харбин и Шанхай, не подозревая, что китайское турне принесет ему долгожданное позднее счастье.
Просмотр онлайн здесь — прямой эфир.
7 серия.
8 серия. «Вертинский» от 08.12.2021: смотреть онлайн
Прошение Вертинского о возвращении на родину, которую он не видел более 20 лет, удовлетворено. Путь к долгожданному отъезду преграждают непредвиденные обстоятельства: разумные опасения тещи, беременность молодой супруги Лидии и финансовые трудности. Наконец, в 1943 году семья Вертинских прибывает в Советский Союз – совершенно незнакомое Александру Николаевичу государство. Впереди – пугающая неизвестность, но в душе Вертинского неиссякаемый оптимизм, ведь за спиной у него прекрасный взбалмошный и верный ангел по имени Лида! А публика!? Публика его обязательно примет и полюбит. Разве может быть по-другому? Но, главное для Александра Николаевича, его обожаемые дочери будут жить и воспитываться в родной его сердцу отчизне.
Просмотр онлайн здесь — прямой эфир.
8 серия
Читать еще…
источник
С чеканным стуком падала туфля на каменные плиты храма Шатель, а холодные своды при этом гулко резонировали. Обнаженная высокая женщина с перстнями на пальцах рук и ног всходила на шаткое ложе, как на заклание.
Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она. В этой женщине – все приметы времени, в котором она жила. Современники писали: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!»
И вот, когда я увидел её впервые, я мучительно обомлел:
– Кто она? Откуда пришла к нам? И почему она здесь?
Встреча моя с нею произошла в Русском музее…
Меня волновал этот резкий мазок, с такой сочностью обозначивший ее спину и лопатки. И почему она (именно она!) до сих пор привлекает внимание к себе? Почему столько споров, столько страстей, которые продолжаются и поныне… Только потом я узнал, что для нее (специально для нее!) были написаны:
ГЛАЗУНОВЫМ – «Саломея» (Пляска семи покрывал) в 1908 году;
ДЕБЮССИ – «Страсти Святого Себастиана» в 1911 году;
РАВЕЛЕМ – знаменитый балет «Болеро» в 1928 году;
СТРАВИНСКИМ – «Персефона» в 1934 году.
Но особенно остро меня всегда тревожил один момент в биографии этой женщины. Когда она предстала перед Серовым.
Но для этого надо быть последовательным. Начнем с начала.
И сразу – вопрос: а где оно, это начало?
Конец всегда найти легче, нежели начало. А начало я отыскал в дне 27 августа 1904 года, когда Вера Пашенная, скромница в бедном сатиновом платье, пришла в Малый театр держать экзамен при студии. Ее буквально ослепил этот зал, но уже на склоне лет она призналась, что от этого дня «ярко запомнилась только одна фигура!». Мимо нее прошла красавица в пунцовом платье, вся в шорохе драгоценных кружев, за нею волочился длинный шлейф… «Меня поразила прическа с пышным напуском на лоб. Онемев, я вдруг подумала про себя, что я совершенно неприлично одета и очень нехороша собой…»
Так появилась Ида Львовна Рубинштейн, и скоро видный актер и педагог А. П. Ленский стал хвастать по Москве своим друзьям:
– А у меня теперь новая ученица – будущая Сарра Бернар!..
Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера-сахарозаводчика. Училась в петербургской гимназии. Длинноногая девочка, нервная и томная, «она производила впечатление какой-то нездешней сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то чудесными грезами…» Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и, казалось, уже смолоду готовила себя к роли околдованно-трагической. Начинала же она с изучения русской литературы, которую пылко любила. Ее привлекала тогда художественная декламация. Но голос дилетантки терялся в заоблачных высях, не возвращаясь на грешную землю. Это был пафос – взлет без падения. «Не то! Совсем не то…» Ида Рубинштейн заметалась из театра в театр. Станиславский уже заметил ее и звал Иду в свой прославленный театр. Но Ида оказалась у Комиссаржевской, где она «…не сыграла ровно ничего, но ежедневно приезжала в театр, молча выходила из роскошной кареты в совершенно фантастических и роскошных одеяниях, с лицом буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были, как стрелы, иссиня-черные брови, такие же огромные ресницы у глаз и пунцовые, как коралл, губы; молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиции и молча же возвращалась в карету».
Актер А. Мгебров не понял, зачем Ида приходила в театр. А дело в том, что Комиссаржевская готовила к постановке пьесу Оск. Уайльда «Саломея». Ида Рубинштейн должна была выступить в заглавной роли. Библейская древность мира! Всей своей внешностью она как нельзя лучше подходила к этой роли. Известный театровед В. Светлов писал: «В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода; в ней – гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах – сладострастно-окаменелая грация Востока, полная неги и целомудрия животной страсти…»
Казалось бы, все уже ясно, путь определен. Готовясь к этой роли, Ида Рубинштейн прошла выучку у таких замечательных режиссеров, как А. Санин и В. Мейерхольд. Опытные мастера русской сцены уже разгадали в Иде тот благородный материал, из которого можно вылепить прекрасную Саломею. Но… тут вмешался черносотенный «Союз русского народа» во главе с Пуришкевичем. Ополчился на Саломею и святейший Синод – постановку запретили, театр Комиссаржевской прекратил существование.
А издалека за Идою следили зоркие глаза Станиславского.
«Звал же я ее учиться как следует, – сообщил он с горечью отвергнутого учителя, – но она нашла мой театр устаревшим. Была любительницей и училась всему… Потом эти планы с Мейерхольдом и Саниным, строила свой театр на Неве. Сходилась с Дункан – та прогнала ее. Опять пришла ко мне и снова меня не послушалась!»
«Саломея» увлекала ее. Иде казалось, что она сможет обойти запрет Синода, поставив пьесу в домашних условиях. Не тут-то было! Но в это время она встретилась с непоседой Михаилом Фокиным.
– Научите меня танцевать, – попросила она его.
Этому обычно обучаются с раннего детства, и Фокин глядел на Иду с большим недоверием. Какое непомерно узкое тело! Какие высокие, почти геометрические ноги! А взмахи рук и колен как удары острых мечей… Все это никак не отвечало балетным канонам. Но Фокин был подлинным новатором в искусстве танца.
Фокин в балете – то же, что и Маяковский в поэзии.
– Попробуем, – сказал великий реформатор…
Как раз в это время Париж был взят в полон «русскими сезонами»: Сергей Дягилев пропагандировал русское искусство за границей. Респектабельный, с элегантным клоком седых волос на лбу, он почти силой увез в Париж старика Римского-Корсакова. «Буря и натиск!» Шаляпин, Нежданова, Собинов. Перед ошеломленной Европой был целиком пропет «Борис Годунов» и вся (без купюр) «Хованщина». Мусоргский стал владыкою европейских оперных сцен. Русский портрет, русские кружева, декорации… Но Дягилев морщился:
– А где балет, черт побери?
Ида Рубинштейн бросила мужа, оставила дом и, следуя за Михаилом Фокиным, очертя голову кинулась в Европу, как в омут. Вдали от суеты, в тихом швейцарском пансионе, Фокин взялся готовить из Иды танцовщицу. Неустанный труд, от которого болели по ночам кости! Никакого общества, почти монашеская жизнь, и только одна забава: хозяин отеля поливал из шланга водой своих постояльцев.
Вряд ли тогда Ила думала, что ее ждет слава.
«Русский сезон» продолжался. И вот, когда французы по горло уже были сыты и русской живописью, и русской музыкой, и русским пением, вот тогда (именно тогда!) расчетливый С. Дягилев подал напоследок Парижу – как устрицу для обжоры! – Иду Рубинштейн.
И оглушающим набатом грянуло вдруг: слава!!!
Валентин Александрович Серов приехал в Париж, когда парижане уже не могли ни о чем говорить – только об Иде, все об Иде. В один день она стала знаменитостью века. Куда ни глянешь – везде Ида, Ида, Ида… Она смотрела с реклам и афиш, с коробок конфет, с газетных полос – вся обворожительная, непостижимая. «Овал лица как бы начертанный образ без единой помарки счастливым росчерком чего-то легкого пера; благородная кость носа! И лицо матовое, без румянца, с копною черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо – некоей древней эпохи…»
Конечно, натура для живописца наивыгоднейшая!
Серов увидел ее в «Клеопатре» (поставленной по поэме А. С. Пушкина «Египетские ночи»). На затемненной сцене сначала появились музыканты с древними инструментами. За ними рабы несли закрытый паланкин. Музыка стихла… И вдруг над сценою толчками, словно пульсируя, стала вырастать мумия. Серов похолодел – это была царица Египта, мертвенно-неподвижная, на резных котурнах. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно – моток за мотком – освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она идет к ложу любви. Сгиб в колене. Пауза. И распрямление ноги, поразительно длинной!
– Что-то небывалое, – говорил Серов друзьям. – Уже не фальшивый, сладенький Восток банальных опер. Нет, это сам Египет и сама Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной. Монументальность в каждом ее движении, да ведь это, – восхищался Серов, – оживший архаический барельеф!
Художник верно подметил барельефность: Фокин выработал в танцовщице плоскостный поворот тела, словно на фресках древнеегипетских пирамид. Серов был очарован: все его прежние опыты создания в живописи Ифигении и Навзикаи вдруг разом обрели выпуклую зримость.
– Увидеть Иду Рубинштейн – это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить о том, что такое вообще лицо человека… Вот кого бы я охотно писал!
Охотно – значит, по призыву сердца, без оплаты труда.
– А за чем же тогда дело стало? – спросил художник Л. Бакст.
Серов признался другу, что боится ненужной сенсации.
– Однако ты нас познакомь. Согласится ли она позировать мне? А если – да, то у меня к ней одно необходимое условие…
– Какое же?
– Я желал бы писать Иду в том виде, в каком венецианские патрицианки позировали Тициану.
– Спросим у нее, – оживился Бакст. – Сейчас же!
Без жеманства и ложной стыдливости Ида сразу дала согласие позировать Серову обнаженной. Жребий брошен – первая встреча в пустынной церкви Шатель. Через цветные витражи храм щедро наполнялся светом. Пространство обширно. О том, что Серов будет писать Иду, знали только близкие друзья. Для остальных – это тайна.
– А не холодно ли здесь? – поежился Серов.
Ида изнежена, как мимоза, и ей (обнаженной!) в знобящей прохладе храма сидеть по нескольку часов в день… Вынесет ли это она? Проникнется ли капризная богачиха накалом его вдохновения? Не сбежит ли из храма? И еще один важный вопрос: выдержит ли Ида убийственно-пристальный взор художника, который проникает в натуру до самых потаенных глубин души и сердца? А взгляд у Серова был такой, что даже мать не выдерживала его и начинала биться в истерике: «Мне страшно… не смотри на меня, не смотри!»
Из чертежных досок художник соорудил ложе, подставив под него табуретки. Он закинул его желтым покрывалом. Впервые он (скромник!) задумался о собственном костюме и купил для сеансов блузу парижского пролетария. Этой неказистой одеждой Серов как бы незримо отделил себя от своей экзотичной и яркой натурщицы. «Ты — это ты, я – это я, и каждый – сам по себе!»
Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Листок бумаги, упавший на пол, вызывал в храме чудовищный резонанс, шум которого долго не утихал. А потому Серов предупредил сестру:
– Ниночка, я тебя прошу: вари что хочешь или ничего не вари, но старайся ничем не выдать своего присутствия. Пусть госпожа Рубинштейн думает, что мы с нею в Шатель наедине…
Никто не извещал улицу о ее прибытии, но вот в храм донесся гул восторженных голосов, захлопали ставни окон, из которых глядели на красавицу парижане, сквозь прозрачные жалюзи в соседнем монастыре подсматривали монахи.
– Вот она! – сказал Серов, и лицо его стало каменным…
Ида явилась с камеристкой, которая помогла ей раздеться. Серов властным движением руки указал ей на ложе. Молча. И она взошла. Тоже молча. Он хотел писать ее маслом, но испугался пошловатого блеска и стал работать матовой темперой. Лишь перстни он подцветил маслом. В работе был всего один перерыв – Ида ездила в Африку, где в поединке убила льва. Серов говорил:
– У нее самой рот, как у раненой львицы… Не верю, что она стреляла из винчестера. К ней больше подходит лук Дианы!
В работу художника Ида никак не вмешивалась, и он писал ее по велению сердца. Древность мира слилась с модерном. Тело закручено в винт. Плоскость. Рискованный перехлест ног. Шарф подчеркнуто их удлиняет. В фоне – почти не тронутый холст, и это еще больше обнажает женщину. Нет даже стены. Ида в пространстве. Она беззащитна. Она трогательна. И гуляет ветер…
Актриса позировала выносливо, неутомимо, покорно, как раба. Она безропотно выдержала сеансы на сквозняках. Только однажды возник неприятный случай. Храм Шатель пронзил звон кастрюльной крышки. Серов вздрогнул. Ида тоже. Такой восторг, и вдруг – обыденная проза жизни…
– Вам готовят обед? – спросила Ида.
– Извините, – отвечал Серов. – Но у меня нет времени шляться по ресторанам… Чуть-чуть влево: не выбивайтесь из света!
Серов закончил портрет и вернулся на родину. В Москве мать живописца среди бумаг сына случайно обнаружила фотокопию с портрета Иды.
– Это еще что за урод? – воскликнула она.
Во взгляде Серова появился недобрый огонек:
– Поосторожней, мама! Поосторожней…
– Ида Рубинштейн? – догадалась мать. – И это красавица? Это о ней-то весь мир трубит? Неужели она поглотила лучшие твои творческие силы в Париже? Разве это красавица?
– Да, – отвечал Серов, – это настоящая красавица!
– И линия спины, по-твоему, тоже красива?
– Да, да, да! – разгневался сын. – Линия ее спины – красива!..
В 1911 году серовская «Ида» поехала на Всемирную выставку в Рим. Скандал, которого Серов ожидал, разразился сразу… Впрочем, единства мнений в критике не было. Проницательный Серов сразу заметил, что портрет Иды Рубинштейн, как правило, нравится женщинам… Серова поливали грязью. Про его «Иду» говорили так:
– Зеленая лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения! Серов выдохся, он иссяк… теперь фокусничает! Это лишь плакат!
Серов всегда был беспощадным реалистом, но в портрете Иды он превзошел себя: еще несколько мазков, и портрет стал бы карикатурой. Серов остановил свой порыв над пропастью акта вдохновения, как истинный гений! Дитя своего века, Серов и служил своему веку: над Идою Рубинштейн он пропел свою лебединую песню и оставил потомству образ современной женщины-интеллигентки в самом тонком и самом нервном ее проявлении… Из Рима портрет привезли в Москву, и здесь ругня продолжалась. Илья Репин назвал «Иду» кратко:
– Это гальванизированный труп!
– Это просто безобразие! – сказал Суриков…
Серов умер в разгаре травли. Он умер, и все разом переменилось. Публика хлынула в Русский музей, чтобы увидеть «Иду», которая стала входить в классику русской живописи. И постепенно сложилось последнее решающее мнение критики: «Теперь, когда глаза мастера навеки закрылись, мы в этом замечательном портрете Иды не видим ничего иного, как только вполне логическое выражение творческого порыва. Перед нами – классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка…»
Именно так, как здесь сказано, сейчас и относится к портрету Иды Рубинштейн советское искусствоведение. Ида Львовна не вернулась на родину. Она продолжала служить искусству за границей. Дягилев, Фокин, Стравинский, Ал. Бенуа – вот круг ее друзей. Абсолютно аполитичная, Ида вряд ли представляла себе значение перемен на родине. Но она никогда не принадлежала к антисоветскому лагерю.
Писатель Лев Любимов в 1928 году брал у Иды в Париже интервью. Она ошеломила его: все в ней было «от древнего искусства мимов». В тюрбане из нежного муслина, вся в струистых соболях, женщина сидела, разбросав вокруг розовые подушки.
– Напишите, – сказала она, – что я рада служением русскому искусству послужить и моей родине…
Как-то я взял в руки прекрасную книгу «Александр Бенуа размышляет». Раскрыл ее и прочитал фразу: «Бедная, честолюбивая, щедрая, героически настроенная Ида! Где-то она теперь, что с нею?..»
Ида Рубинштейн всегда считала себя русской актрисой. Но гитлеровцы, оккупировав Францию, напомнили ей, что она не только актриса, но еще и… еврейка! В этот момент Ида проявила большое мужество. Она нашла способ переплыть Ла-Манш и в Англии стала работать в госпиталях, ухаживая за ранеными солдатами. Под грохот пролетающих «фау» она исполняла свою последнюю трагическую роль.
Уже не Саломея, давно не Клеопатра. Жизнь отшумела…
После войны Ида вернулась во Францию, но мир забыл про нее. Иные заботы, иные восторги. Ида Львовна перешла в католическую веру и последние десять лет жизни провела в «строгом уединении». Она умерла в 1960 году на юге Франции. Мир был оповещен об этой кончине скромной заметкой в одной парижской газете.
Женщиной, прошедшей по жизни раньше тебя, иногда можно увлечься, как будто она живет рядом. Я увлекся ею… Иду Рубинштейн я понимаю, как одну лишь страничку, скромным петитом, в грандиозной летописи русского искусства. Но при чтении серьезных книг нельзя пропускать никаких страниц. Прочтем же и эту!
А когда будете в Русском музее, посмотрите на Иду внимательнее. Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. Серов всегда был в поисках путей к новому. Пусть слабый топчется на месте, а сильный – всегда рвется вперед.
Переслал: Inna Konovalova Канада Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок. |
Приглашаем на наш Телеграм-канал.
Двухчасовой разговор президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина не принес прорывных решений, но дал понять: США готовы использовать самые жесткие санкции в случае военной агрессии России по отношению к Украине, говорят опрошенные Настоящим Временем политологи.
Белый дом и Кремль по-разному сформулировали итоги видеоконференции, которая прошла 7 декабря. В сообщении Белого дома говорилось, что главной темой разговора была Украина и что США и союзники ответят решительными мерами в случае агрессии. Джейк Салливан, советник президента США по национальной безопасности, заявил после переговоров, что Белый дом «готов сделать то, чего не сделал в 2014 году».
В сообщении Кремля подчеркивалось, что в ответ на заявления Байдена о наращивании российских войск у украинской границы Путин заявил, что это «НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у наших рубежей». По словам Путина, которые пересказывает сайт Кремля, это Киев тормозит выполнение Минских соглашений, совершает «провокационные действия» на Донбассе.
Россия серьезно заинтересована в получении надежных, юридически зафиксированных гарантий нерасширения НАТО на восток, говорится в сообщении Кремля. Салливан на брифинге заявил, что Байден никаких гарантий Путину не давал.
После переговоров стало известно, что Байден перенес запланированный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским, а министр обороны Украины Алексей Резников сказал, что в случае вторжения России ожидается «кровавая бойня».
Американист Александра Филиппенко, российский политолог Федор Крашенинников и украинский политолог Владимир Фесенко рассказали в эфире Настоящего Времени, какая сторона, по их мнению, будет наиболее довольна итогами разговора и остаются ли до сих пор серьезные опасения военного вторжения и последующих санкций против России.
Филиппенко и Крашенинников: Кремль добился того, чего хотел
— Александра, как вы думаете, довольны ли этим разговором Байдена и Путина в США?
Александра Филиппенко: Что касается США, наверное, сложно говорить за всю страну, но я предполагаю, что довольным остался по крайней мере Госдепартамент, поскольку мы понимаем, что разговор шел очень долго и, наверное, никогда так долго не разговаривали лидеры России и США, поэтому наверняка был затронут широкий круг вопросов.
Однако говорить о том, довольны ли этими переговорами в Конгрессе и довольны ли американские избиратели, очень сложно, поскольку мы знаем, что президента Трампа очень активно критиковали за его близкие связи с Россией. Что касается американских избирателей, то они с большим опасением относятся к таким близким контактам с российскими лидерами, считают, что президент Байден должен поступать жестче.
— Федор, по вашим ощущениям, этим разговором остались довольны в Кремле? Дали ли Путину какие-то гарантии, которые он просил?
Федор Крашенинников: Я просто хочу немного поддержать предыдущего оратора. Я думаю, что в США вообще не очень интересно, что там происходит, большинству людей, которые в силу своей профессиональной деятельности не занимаются политикой в Европе и в Центральной Европе, поэтому и ждать какой-то сенсации, я думаю, не стоит.
А в России я не вижу какого-то особого удовольствия по комментариям из официальных заявлений, которые мне удалось почитать. Очевидно, Путин ждал какого-то прорыва, может быть какой-то кавалерийской атаки, может, он действительно хотел, чтобы ему дали какие-то гарантии. Мне кажется, что этот разговор и не мог закончиться ничем серьезным, потому что позиции сторон слишком разные. Даже те кажущиеся уступки, о которых мы говорим, например позиция по «Северному потоку – 2», насколько я сегодня читал комментарии, в том числе немецкие, это то, что принято решение, что в случае чего этот поток остановят. Путин, по сути, остается зависящим от того, что по поводу его действий думают в Европе и в США. Если там считают, что началась агрессия против Украины, значит, остановили «Северный поток – 2». Я не понимаю, в чем здесь проблема и как это можно считать какой-то уступкой. Европе нужен газ – они газ будут получать. Как только Путин будет себя вести плохо, поставки из России будут перекрывать, будут покупать в другом месте, а Путин останется с газом, но без денег.
Я думаю, что во всех смыслах это не победа, конечно, Путина, иначе сейчас уже началось бы какое-нибудь празднование победы. Надеюсь, что через какое-то время – через несколько недель – ситуация на границе разрядится, войска отведут и ситуация вернется в какое-то нормальное русло, потому что, конечно, как писали многие другие люди, и я с коллегами согласен, вообще все эти несчастные солдатики мерзли в поле только для того, чтобы Байден все-таки позвонил Путину, они поговорили. Вот сейчас они поговорили, и это самый дорогой в истории телефонный разговор по скайпу: ради того, чтобы он состоялся, было потрачено огромное количество ресурсов, нервов, я думаю, какие-то ребята обморозились, простыли, заболели – и все ради того, чтобы Байден позвонил Путину и они пришли к выводу, что не пришли ни к каким выводам. Вот такой итог.
— Но все-таки Путин не получил никаких гарантий того, что НАТО не будет расширяться на восток? Вы уверены, что сейчас он отведет войска от границ Украины?
Федор Крашенинников: А как он может их получить? Я не очень понимаю механизм получения таких гарантий. Такие гарантии возможны только в каких-то воплях пропагандистов – Соловьев может про это кричать сколько угодно. Но насколько я прочитал заявления по итогам переговоров американских чиновников, ни о каких гарантиях неприсоединения Украины к НАТО речи вообще не идет. Речь идет о расширении помощи Украине, о том, что Украина – суверенное государство: к кому хочет, к тому и присоединяется. Это абсолютно утопическая идея, что можно каким-то образом заставить не расширяться НАТО. НАТО уже расширилось. И все эти крики, что НАТО будет близко к России, – пожалуйста, НАТО в Эстонии стоит – это 100 километров от Петербурга. И ничего страшного, стоит и стоит. Поэтому, конечно, это чисто пропагандистский лозунг, никаких гарантий таких Путину никто не может дать, не собирается давать и не будет давать.
— Александра, заявление советника Байдена о том, что США готовы сделать то, чего не сделали в 2014 году во время начала военных действий на Донбассе, аннексии Крыма. Как вы думаете, США действительно были готовы к радикальным шагам – к отключению от SWIFT?
Александра Филиппенко: Сейчас, когда действительно, я согласна с Федором, все было сделано только ради того, чтобы состоялся этот телефонный разговор, когда напряжение будет спадать, наверняка оно будет спадать, потому что Кремль добился того, чего хотел, и я абсолютно согласна с Федором, что никаких гарантий невозможно дать стране, которая не входит в Североатлантический альянс. Как она может требовать каких-то гарантий от НАТО?
Конечно, сейчас наверняка будет спад напряжения, и все, что касается отключения от SWIFT и так далее, – это возможно в случае горячей войны. Это не только возможно, но и наверняка это произойдет. Все, что касается санкций, наверняка произойдет. Но, опять же, Россия не хочет признавать себя частью конфликта. Мы знаем, что Кремль говорит о том, что это внутренний конфликт Украины, это фактически гражданская война. А переход границы Украины российскими солдатами будет просто означать, что Россия является частью этой войны, то есть официально. Мы понимаем, что де-факто так уже происходит, а это уже будет де-юре. Поэтому, конечно, возможно отключение от SWIFT, возможны и более жесткие санкции. Но в случае того, что вряд ли произойдет в Украине.
— Федор, как вы думаете, такие анонсированные санкции против России об отключении страны от системы SWIFT, насколько этого в целом боится Путин? Насколько такие угрозы могут на него вообще действовать?
Федор Крашенинников: Я хотел сказать, что это, конечно, очень мифологизированная угроза – отключение от SWIFT. Люди, которые не понимают, как все устроено, им кажется, что это какой-то козырь, которым они все побьют. Ничего радикально страшного от отключения от SWIFT на самом деле для России не произойдет. К этому давно уже готовятся. Просто это замедлит платежи между банками России и всего мира – они будут идти дольше. Но сказать, что после отключения от SWIFT завтра потухнет свет в окнах и все умрут – это, конечно, могут утверждать только люди, которые очень далеки от реальности. Поэтому преувеличивать значение отключения от SWIFT я бы не стал. И я согласен с предыдущим оратором, что такое возможно, даже такие меры, которые не сокрушат Россию, только в случае, если действительно с развернутыми знаменами российские войска перейдут границу Украины. А если это сделают какие-нибудь подразделения ЛНР и ДНР, то Россия умоет руки, скажет: «А мы-то здесь при чем? Мы никуда не заходили».
Поэтому здесь все-таки надо понимать, что экономические санкции могут быть более суровые, чем в 2014 году, когда они были очень слабые. Давайте честно скажем, что после аннексии Крыма санкции были просто легким пошлепыванием, а не санкциями. А в этот раз они могут быть очень жесткими. Но рассчитывать, что это будут какие-то санкции, которые разрушат все, тоже я бы не стал. Это будут тяжелые санкции, но не смертельные. Поэтому лучше, чтобы никакой войны не начиналось, потому что сами по себе эти санкции никого ни от чего не спасут.
— А если использовать такой термин, как «война переговоров». Как вы считаете, есть ли в этой войне переговоров победитель, Александра?
Александра Филиппенко: По моим ощущениям, Кремль добился того, чего хотел. Хотел исключительно переговоров, хотел исключительно встречи один на один. Мы понимаем, что встреча не может быть очная – онлайн-встреча с президентом Байденом один на один, которую Кремль очень хотел. Поэтому что касается войны переговоров, если мы об этом говорим, то сейчас у Кремля довольно-таки удачная позиция. Они получили то, что хотели. А дальше – дело за США. Если США будет важно подключить Россию к переговорам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, переговорам с Китаем по размещению оружия в этом регионе, то, опять же, США смогут это сделать, учитывая, что сейчас произошли эти переговоры, говоря о том, что США пошли на некоторые уступки, в том числе отсутствие санкций по «Северному потоку – 2» – это тоже пример уступок со стороны США, которые потом они смогут использовать для переговоров России, Китая и США.
— Федор, вы уже говорили, что Путин в этом разговоре не был победителем. А был ли победитель на этой видеовстрече?
Федор Крашенинников: А почему мы должны искать победителя? Вообще переговоры – это нормальная политическая работа. А Путину очень важно показывать себя международным политиком для внутренней пропаганды, поэтому для него переговоры на высшем уровне – это нечто, что очень нужно для своих целей. В целом же это нормальная рабочая ситуация. Если бы не было такой напряженности в отношениях Запада и России, то Путин бы, и любой лидер России, должен был бы постоянно встречаться и переговариваться с коллегами по всему миру, чем, собственно, все и занимаются. Это Путин сам загнал себя в тупик, и ему получить то, что, условно, президенту Индии или президентам других стран чтобы получить, надо просто договориться о встрече, – ему приходится для этого устраивать целый цирк с конями.
Я вообще не понимаю, как в переговорах может быть какой-то победитель. Надо посмотреть, чем все это кончится, но пока я не вижу каких-то возможностей, чтобы после этих переговоров что-то случилось, чтобы потом в истории писали: «Знаменитые переговоры Байдена и Путина». Об этом, я уверяю вас, в истории точно писать никто не будет. Переговоры очень проходные, по-моему.
— А если посмотреть в будущее, означает ли то, что произошло вчера, – эта встреча – что каждый раз, когда Путин захочет поговорить с Байденом, он будет стягивать войска и угрожать войной? Как вы считаете, Александра?
Александра Филиппенко: Судя по всему, мы видим, что это уже не первый раз, когда подобное происходит. Поэтому хочется надеяться, что так не будет, но тем не менее мы видим, что договоров добиваются такими устрашающими методами – такое «принуждение к любви». Хочется верить, что дипломатия победит, но пока мы видим, что именно такие методы используются.
— Федор, а вы как считаете, в дальнейшем Путин опять будет стягивать технику к границам Украины для разговоров с Байденом?
Федор Крашенинников: Я думаю, что ему, как мальчику из анекдота, будет все сложнее этим заниматься, потому что каждый раз надо будет все больше и больше стягивать войск, чтобы ему поверили, что все серьезно. Потому что все уже поняли, что это [способ добиться] переговоров, кроме тех наших коллег, которые начинают кричать, что завтра война, и зарываться в бункеры. А в целом чтобы теперь напугать всех и сказать: «Ой, все серьезно», – надо теперь будет в два раза больше войск стащить, очевидно. А это уже технически невозможно. Поэтому, я думаю, в этой технологии есть некоторый ресурс, который Путин уже практически целиком израсходовал.
Владимир Фесенко: «Американцы на ультиматумы Путина не поддаются»
— Я сразу вас хочу предостеречь от повторения стереотипов о переговорах об Украине без Украины, потому что все ключевые кризисные ситуации в мире – не только то, что происходит на Донбассе, – в большей части обсуждаются без присутствия тех или иных стран. Данная дипломатическая практика – это неизбежность.
Но важно понимать другое. Без Украины невозможно найти решение наших проблем. И когда надо принимать решение, то его придется принимать с Украиной. Украинскую тему обсуждали с 2014 года постоянно – европейцы, американцы, – а вот решение без Украины принимать нельзя. Более того, любое решение, которое могут принять, даже с участием украинского руководителя, как это было с Минскими соглашениями, если оно не будет принято украинским обществом, то оно не будет работать.
— Вы, как и многие другие эксперты, достаточно сдержанны в оценках переговоров Путина и Байдена и считаете главным, что они вообще состоялись. Почему?
— Совершенно верно. Во-первых, никто из серьезных экспертов не ожидал каких-то прорывов и сенсаций от этих переговоров по одной простой причине – для этого не было никаких оснований и предпосылок. По Минским соглашениям в переговорах по Донбассу – просто тупик, позиция прямо противоположная. Единственное, о чем можно договариваться, – это прекращение огня. Но об этом надо договариваться в «нормандском формате» в рамках Трехсторонней контактной группы. К сожалению, Путин пока к этому не готов.
Главная тема – это эскалация российской угрозы на украинской границе. Я боюсь, что эта проблема еще на какое-то время сохранится, но мы увидели, что переговоры в принципе носили конструктивный характер и обе стороны хотят вести переговоры. А это означает, что Россия все-таки скорее пытается давить на США. Если бы Россия хотела уже сегодня или завтра начать войну, то не было бы никаких утечек, война началась бы абсолютно внезапно, как происходит в большинстве случаев. А пока это способ давления на Байдена. Но, как мы видим, американцы, и это тоже ожидаемо, на какие-то ультиматумы Путина не поддаются.
— Но при этом вы говорите, что все равно эскалация на границах еще какое-то время сохранится после этого разговора. Почему?
— Потому что у России есть ожидания, что нынешняя зима будет очень сложная для Украины. И если в Украине возникнет энергетический кризис, который, кстати, Россия пытается провоцировать, если это приведет к каким-то социальным проблемам и политическому кризису, тогда Россия может вмешаться якобы для защиты русскоязычного населения. Такой сценарий, к сожалению, возможен.
— То есть угроза вторжения все-таки остается?
— Совершенно верно. Я вам скажу, угроза вторжения России в Украину для нас всегда актуальна, начиная с 2014 года. Просто иногда она возрастает, иногда становится несколько меньше. Сейчас она достаточно высока, но не является предопределенной. Если Россия пойдет на военную операцию в Украине, то лишь при определенных внутриполитических ситуациях в нашей стране. Байден представлял консолидированную позицию Запада на переговорах с Путиным – не случайно был телефонный звонок и разговор с европейскими лидерами. Запад и США предупредили Путина о цене вторжения, заявили о возможных жестких санкциях, которые будут введены против России в случае вторжения. Вот это принципиально важно.
— Если зима будет холодная, можно ли сейчас спрогнозировать, что весной, если все будет хорошо, Путин все-таки отведет войска от украинской границы?
— Я не думаю, что он будет постоянно держать достаточно большой контингент на нашей границе. Будут перемещения войск, маневры. Многое будет зависеть от отношений с Западом, с американцами. Но как минимум дважды в год присутствие российских войск на нашей границе увеличивается – как раз весной и осенью, когда проводятся большие, масштабные учения. Будут колебания. Численность войск будет то увеличиваться, то уменьшаться в зависимости от ситуации. Но нам надо быть в постоянной готовности отражения российской атаки.
— Сегодня листал украинскую ленту новостей, и фактически все украинские медиа написали: «Байден перенес разговор с Зеленским». Это важно?
— Нет, я бы не использовал термины «перенес» и «отложил». Ситуация развивается иначе. Кто так говорит, видимо, не очень хорошо понимает дипломатическую механику. Проходят переговоры – вот были в Женеве, – после переговоров начинается деятельность рабочих групп. И сейчас то же самое, переговоры будут продолжаться и дальше. Будет и новый саммит, но все важнейшие решения и главные темы будут обсуждаться рабочими группами из профессиональных дипломатов.
13 декабря 2021 г. 14:36:30
В интересное время живем, господа! История буквально пишется у нас на глазах. И хотя многие в Украине предпочли бы для просмотра этого сериала несколько иную площадку, тем не менее, каждый занимает места, согласно купленных билетов. У жителей Украины места оказались в 1-ом ряду, а это не самые лучшие места для просмотра (смотреть неудобно – шея затекает).
Как вы все знаете, на 7 декабря был анонсирован выход 2-й части нашумевшего мирового блокбастера «Война миров, ч. 2», в главных ролях Джозеф Сонный Байден и Владимир Темнейший Путин. Именно в этот день взоры большинства жителей планеты, особенно европейской ее части, были прикованы к Сочи и Вашингтону, где лидеры двух ведущих мировых держав собрались для решающей виртуальной схватки. Сеанс связи продлился 2 часа 05 минут, но зрителям показали только первые его 25 секунд. Остальное, как говорится, домысли сам.
Примечательно, что премьера мирового бестселлера была назначена на 7 декабря. Знаковый для Соединенных Штатов день. Именно в этот день с трагедии в Пёрл-Харборе 80 лет назад для них началась Вторая мировая война, когда японская эскадра под командованием вице-адмирала императорского флота Тюити Нагумо, состоящая из шести авианосцев (с 441 самолетом на борту), двух линкоров, трех крейсеров, девяти эсминцев и шести сверхмалых подводных лодок, внезапным нападением на базу Тихоокеанского флота ВМС США на гавайском острове Оаху полностью нейтрализовала на полгода всю активность США на этом направлении, что позволило японцам в первые месяцы войны с легкостью захватить большую часть Юго-Восточной Азии, включая Гонконг, Бирму, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Сингапур и Филиппины. В результате этой суперуспешной для Японии операции были потоплены четыре американских линкора, два эсминца и один минный заградитель. Еще четыре линейных корабля, три лёгких крейсера и один эсминец получили серьёзные повреждения. Потери ВВС США прямо на аэродромах базы ВМС составили 188 уничтоженных и 159 сильно повреждённых самолётов. Из личного состава американцы одномоментно потеряли 2403 человека убитыми (из них больше тысячи на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 ранеными. Потери японцев составили всего 29 самолетов (15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей), а также 5 сверхмалых подводных лодок, а в живой силе всего 64 чел (55 летчиков и 9 подводников). 7 декабря навсегда вошло одной из самых трагичных дат в историю США. Чего именно на этот день администрация Байдена назначила свои решающие переговоры с Кремлем, лично для меня загадка.
Каппелевская психическая атака Байдена
А еще за полтора месяца до ожидаемой премьеры сознание рядового европейского обывателя стараниями американских кинематографистов было подвергнуто жесточайшему испытанию. За это время на них вылили гигабайты отборнейшего фальсификата о полчищах кровожадных русских орд, точащих свои сабли перед походом на Украину. Это были все те же конно-водолазные бронетанковые бурятские дивизии, которые подлый Путин после учений Запад-2021 не отвел за Урал, а стал накапливать на границах Белоруссии, которые рядовым обывателям пытались сбыть под видом границ Украины (половина населения Европы и 99,9% населения Америки вообще не знают, где эти две страны находятся, для них это все одна большая Россия). Зрелище было настолько сюрреалистичное, что его принялись отрицать даже сами украинцы в лице их одиозного секретаря СНБО Данилова и официального представителя Минобороны. Но им заокеанские сценаристы быстро вправили мозги, после чего они заблеяли уже в унисон с вашингтонской продакшн-студией.
Ежедневно в течение полутора месяцев в режиме нон-стоп на неподготовленного зрителя выливалась куча ничем не подтвержденного дерьма, приправленного снимками с космоса, номерами воинских частей и картами планируемого вторжения со ссылками на некие пожелавшие остаться неизвестными лица в разведке и Пентагоне. Следствием чего стали все новые и новые ужасные «адские» санкции, которые продуцировал Конгресс США как ответ за возможную агрессию, и волна суицидов, прокатившаяся по Европе, когда наиболее впечатлительные ее граждане стали массово выходить в окна своих домов с верхних этажей прямо без помощи лифта с криками: «Все пропало! Русские идут!». Дошло до того, что CNN опубликовал планы эвакуации с территории Украины граждан США, а на пляжах Одесской и Николаевских областей появились заградительные сооружения из ежей, арматуры и колючей проволоки, призванные воспрепятствовать российскому морскому десанту. Весь мир готовился к российскому вторжению, и только Россия была не в курсе того, что она должна нападать.
Со стороны все это очень напоминало знаменитую каппелевскую психическую атаку из к/ф «Чапаев», которая вошла в историю мирового кинематографа как один из высочайших, классических образцов монтажного искусства. Видимо, американским постановщикам сего действа не давали спать лавры ее создателей братьев Васильевых. У Москвы уже патроны кончились отбиваться от ложных обвинений, пулемет уже дымился, а шеренги вашингтонских каппелевских фейковых офицеров, переступая через ряды скошенных кремлевскими пулеметами, все продолжали и продолжали идти в атаку. Зрелище, конечно, было не для слабонервных, поэтому меня совершенно не удивляет количество тихо поехавших мозгом и буйно-помешанных на Украине, где это кино крутили с утра до вечера по всем каналам. Их шутовской предводитель в канун премьеры, облачившись в броник и каску, возомнив себя, наверное, Маргарет Тетчер или новой министеркой обороны Британии, взгромоздившихся на танк и объезжающих на нем границы своих владений (у новой последовательницы Тетчер они уже в Эстонии), тоже забрался на донецкий бруствер и оттуда то ли приглашал Путина напасть на него, то ли просил этого не делать. Со стороны это выглядело комично. Самое смешное, что он тогда уже точно знал, что никакого нападения не будет, Байден через своего госсекретаря за день до этого проинформировал его, что Третья мировая переносится (для него на полгода, для остальных навсегда, но об этом ниже).
Индийские гастроли Путина
Путин в ожидании премьеры тоже не бездействовал. Он ведь всегда славился своими ассиметричными действиями. Не разочаровал он и в этот раз. Для многих, если не для всех, стал неожиданным его блиц-визит в Индию буквально за день до запланированного саммита с Байденом. Насколько он был неожиданным, можно судить хотя бы по тому факту, что это был всего второй зарубежный визит президента РФ за два года после начала пандемии (первый зарубежный вояж пришелся как раз на первый саммит с Байденом, прошедший 16 июня 2021 года в Женеве).
Между Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди за годы сотрудничества сложился особый формат отношений, позволяющий им обсуждать самые сложные и щекотливые вопросы международной повестки. Вот и в этот раз переговоры прошли без лишних протокольных нагромождений, учитывая сложившуюся сложную ситуацию с коронавирусом. Встреча тет-а-тет лидеров двух стран продлилась без малого 3,5 часа. Помимо Путина и Моди на ней также присутствовали министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и российский посол в Индии Николай Кудашев. Днем ранее в рамках саммита прошла встреча в формате 2+2 министров иностранных дел и министров обороны обеих стран. Уже из этого факта видно, что все было весьма обстоятельно, не просто так. Фактически саммит был двухдневный, просто президент России прилетел только на второй день (даже на полдня). Делегация России, посетившая Нью-Дели, была более чем представительная. Помимо Лаврова и Шойгу в ней присутствовали пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник Путина по международным делам Юрий Ушаков, глава «Роснефти» Игорь Сечин и еще ряд уполномоченных лиц, не считая президентского пула журналистов.
Саммит увенчался подписанием целого ряда важных документов. Основным из которых было «Совместное заявление» по итогам 21-го российско-индийского саммита. Называлось оно «Россия и Индия: партнерство во имя мира, прогресса и процветания». Уже из названия явствует, что это очень важный документ, который содержит в себе практически полную ревизию всего широкого спектра тем российско-индийского взаимодействия. В то время как Москва вынуждена сближаться с Пекином под давлением Вашингтона, стратегическое сотрудничество с Дели дает ей возможность поддержания актуального для себя баланса, необходимого для уравновешивания китайских амбиций по сдерживанию Индии и собственных интересов, направленных на сохранение для себя поля для маневра. Путину надо было заручиться поддержкой Моди перед его грядущими переговорами с Байденом, учитывая особые отношения Нью-Дели и Вашингтона, особенно после присоединения Индии к QUAD (четырехстороннему диалогу по безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе США, Японии, Австралии и Индии). Насколько ему это удалось, стало ясно лишь на следующий день после его переговоров с президентом США.
Чтобы было понятно, чем Путин подкрепил свои предложения, я приведу только один документ, который был подписан на полях прошедшего саммита. Он называется RELOS – соглашение о взаимном обмене в сфере логистики. Соглашение предусматривает особый режим использования военных объектов друг друга, благодаря чему упрощаются дозаправка, стоянка, техническое обслуживание кораблей и самолетов обеих сторон. В данном случае наибольшие преференции получат индийские военно-морские силы, которые будут допущены к российским арктическим военным базам, тем самым увеличивая охват и расширяя опыт работы индийских ВМС в полярных водах. В результате подписанного договора Индия будет иметь возможность строительства собственной арктической станции на российской территории. Кроме того, будет расширено сотрудничество между Нью-Дели и Москвой в области энергетики в арктическом регионе. По мнению экспертов, подобные действия Индии в Арктике можно рассматривать в качестве создания стратегического противовеса Китаю (а Китай туда давно уже рвется!). При этом в рамках соглашения российские корабли и самолеты смогут использовать соответствующие объекты и индийской военной инфраструктуры.
Так что, как видите, совершенно не зря Вова Путин смотался на полдня в столицу Индии. О значении Индии в американо-российско-китайском раскладе несколько ниже.
Договорняк и Глобальная операция прикрытия
Существуют так называемые законы Мерфи, не знаю, слышали ли вы что-либо о них (загуглите, если что). Так вот один из них звучит так (точнее это комментарий Эрмана к 4-му закону Финэйгла):
Чтобы ситуация улучшилась, она перед этим обязательно должна ухудшиться.
Похоже, что старина-Байден в курсе этих законов и, более того, применяет их на практике. Судите сами, накануне первой своей женевской встречи с Путиным он вначале на камеру публично назвал нашего президента убийцей и не скорректировал свои слова, хотя такая возможность у него была (из чего делаем вывод, что действовал сознательно). После чего отменил визит двух своих эсминцев в черноморскую акваторию, развернув их прямо перед Босфором, что было воспринято российской стороной как шаг навстречу и жест доброй воли.
В этот раз американская сторона ситуацию с «эскалацией» российских войск на украинских границах накаляла до предела, грозила «адскими» санкциями, чтобы потом прямо во время переговоров (а по другим данным буквально за час до них) нижняя палата Конгресса США 363 голосами «за» при 70 «против» и одном воздержавшемся (им как раз оказалась спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси) приняла проект Оборонного бюджета США на 2022 финансовый год, откуда стараниями демократов были исключены все поправки, касающиеся рестрикций против «Северного потока-2» и его основного акционера, запрет для граждан США на операции с суверенным долгом России, а также персональные санкции против 35 россиян из ближайшего окружения Путина (среди которых фигурировали фамилии премьера Мишустина, главы ЦИК Памфиловой и таких бизнесменов как Роман Абрамович и Алишер Усманов).
В результате Штаты получили ситуацию win-win (победа без проигравших), когда все довольны, все смеются. Вашингтон так напугал Россию, что она отказалась от своих планов нападения на Украину. Байден в результате – победитель, а Путин якобы отползает зализывать раны, испугавшись «адских» санкций за возможную агрессию. В этих вопросах Штаты мастаки, продать во второй раз уже битую карту, это еще уметь надо. В результате Байден укрепляет свой пошатнувшийся рейтинг в глазах американских избирателей, продав Путину жест доброй воли с отменой санкций за нападение, которого тот и не планировал. Но и Путин в результате тоже не в проигрыше – санкции сняты, СП-2 дан зеленый свет. Назвать шестерку тузом и обменять ее на валета это классика покера. Одна беда, Путин с Байденом играет не в карты, а в шахматы, а там «рядовых на фельдмаршалов не меняют».
Чтобы вы поняли, куда я клоню, я приведу всего лишь хронологию данных событий в обратной последовательности. Как пишет CNN, 7 декабря Палата представителей Конгресса США принимает проект Оборонного бюджета страны на 2022 финансовый год. В итоговую версию документа не вошли долго обсуждаемые санкции против России, в частности против трубопровода «Северный поток-2». А накануне, т.е. еще 6 декабря финальную версию проекта бюджета опубликовал профильный комитет Палаты представителей (где был Путин в этот момент? Правильно, в самолете, летел в Индию). А еще 28 ноября о том, что Байден не хочет ужесточать санкции против «Северного потока-2», писал The Hill. По данным этого уважаемого издания, госсекретарь Энтони Блинкен призывал сенаторов-демократов блокировать соответствующие поправки к проекту бюджета. Источники The Hill утверждали, что в администрации создают «процедурные затруднения» для того, чтобы избежать «сложного с политической точки зрения голосования». По их данным, Вашингтон, таким образом, пытался избежать недовольства Германии. Результат вы знаете, санкции не прошли, бюджет Пентагона на 2022 год был принят в редакции демократов.
А теперь ответьте мне на один простой вопрос – знал ли об этом Путин еще до переговоров? Ответили? А тогда скажите, зачем весь этот маскарад, с нагнетанием страстей и ужесточением риторики с обеих сторон? У нас ведь по ТВ тоже совсем не миротворческие призывы звучали, и гости Скабеевой и Соловьева для своих американских и украинских визави в выражениях тоже не скупились. Да и по числу психов мы от Украины тоже далеко не ушли. Не кажется ли вам, что все это время мы наблюдали глобальный договорняк между сильными мира сего? Поверьте, там, на Олимпе идиотов нет! И Байден совсем не глупее Трампа (просто руки у последнего президента США посвободнее). Это вам не Киев, и не Брюссель! Никто в Вашингтоне себе ни в ногу, ни тем более в голову стрелять не собирается. Голова одна, и она еще ее хозяевам пригодится! И выстрел тоже будет один, и совсем не из кольта 45-го калибра, а из пусковой ракетной установки. Как говорил великий Эйнштейн:
Я не знаю, каким оружием будут сражаться в Третьей мировой войне, но то, что в Четвертой будут сражаться палками и камнями, я знаю точно.
И Эйнштейн, безусловно, прав. И Путин, и Байден это отлично знают и понимают. А потому предпочитают договариваться. Идет глобальный торг за передел мира. Игра идет по-крупному. Договариваются всего три стороны – Пекин, Москва и Вашингтон. Индия сидит на прикупе, кто ее на себя перетянет, тот и победит. Теперь вы понимаете, зачем Темнейший, побросав все дела, накануне саммита рванул в Нью-Дели? Визит заранее нигде не анонсировался. Угадайте, у кого на переговорах была сильнее карта? А все почему? Потому что Путин играет с Байденом не в карты, а в шахматы. И не пытается выдать шестерку за туза. Но игра еще совсем не закончена. Сейчас мы наблюдаем лишь миттельшпиль. Дебют остался за нами. Но позиция на доске пока равная. Единственное, что успокаивает – противник висит уже «на флажке», а у нас еще вагон времени. Время играет за нас!
А как же Украина? Украину забыли?
Внимательный читатель спросит меня, а чего я ничего не пишу про Украину, которая якобы была главной темой переговоров и тем самым камнем преткновения между Вашингтоном и Москвой. А потому что Украины больше нет на столе, она стала разменной монетой в глобальной игре глобальных игроков.
Глобальная мистификация или операция прикрытия удалась. Никто не заметил за этим белым шумом о грядущей российской агрессии, что Байден пошел на уступки Путину, опрокинув своих украинских «партнеров», пожертвовав их интересами. Не передав им, несмотря на их настойчивые просьбы, даже б/ушных вертолетов Ми-17 (это экспортная версия Ми-8), которые в количестве двух штук после афганской кампании оказались на Украине, проходя там плановый ремонт на запорожском предприятии «Мотор-Сич». Предусмотрев на их нужды всего 300 млн долл. в том самом Оборонном бюджете на 2022 год, проект которого и рассматривал Конгресс, что всего на 50 млн долл. больше ранее запланированных. Бросили полсотни лимонов как кость собаке – на, обглодай! Для сравнения в том же самом Оборонном бюджете на борьбу с Россией для Европы изначально предполагалось 3,43 млрд долл., но и этого конгрессменам показалось мало и сумма была увеличена еще на 570 млн, до 4 млрд долл., что уже сопоставимо с суммой, выделенной Пентагону в 2022 году на противодействие Китаю (4,5 млрд долл.), что лучше всяких слов показывает приоритетность угроз для США.
А еще лучше об отношении заокеанского сюзерена к своему украинскому вассалу говорит тот факт, что Усталый Джо созвонился со своими европейскими партнерами премьером Великобритании Борисом Джонсоном, уходящим канцлером Германии Ангелой Меркель (показательно, что Олаф Шольц стал канцлером только на следующий день), президентом Франции Эммануэлем Макроном и премьером Италии Марио Драги прямо в тот же день 7 декабря, проинформировав их о ходе переговоров с Путиным, а своему украинскому прислужнику через пресс-службу передал, что созвонится с ним даже не на следующий день, а через два дня – в четверг 9 декабря (мол, устал и все такое). Все это время Вова Зеленский ходил как в воду опущенный, постя в Инстаграм фотки из спортзала, изображая из себя благоухающий цветок, хотя на самом деле представлял собой ракового больного в ожидании вердикта врачей.
Что сказал врач, я еще не знаю. Но по факту Украина уходит с повестки дня. Она уже всем изрядно надоела. Хуже горькой редьки. На Донбассе ситуация будет приморожена по аналогу Приднестровья. Россия будет в полный рост развивать с ним свои экономические отношения, и скоро Донбасс превратится в витрину Украины, а не наоборот. В состав России он пока не войдет, но и Украиной тоже не станет. Зеленскому дадут досидеть его срок, замена его прямо сейчас никому не нужна. И у России, и у Америки есть другие болевые точки, которые их сейчас больше волнуют (хотя насчет России я не уверен). Путин готов сидеть на берегу и ждать, когда мимо него проплывет труп его украинского врага. Время у него есть. Душить Киев он будет только экономическими рычагами, направляя его в нужном ему направлении в ожидании следующего более вменяемого президента Украины, коим скорее всего станет Дмитрий Разумков при премьере Юлии Тимошенко. Восстановление психического здоровья сбрендившего населения Украины растянется на годы, если не на десятилетия. Такова жестокая реальность по состоянию на 9 декабря 2021 года.
На этом у меня всё.
Автор: Владимир Волконский
Источник