Раненый в плечо солдат как пишется

Николай иванович рыбаков на фото слева, с боевым товарищем умер несколько лет назад. большую часть жизни он провл в латвийском

7516642 5749075

Николай Иванович Рыбаков (на фото слева, с боевым товарищем) умер несколько лет назад. Большую часть жизни он провёл в латвийском Даугавпилсе – и в последние её годы состоял в рядах местной ветеранской организации. Сейчас почти весь наличный состав Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции уже покинул этот мир – годы, увы, берут своё… Но пока некоторые из этих людей были ещё живы, я много с ними общался, торопясь сохранить их воспоминания.

Так познакомился и с Николаем Ивановичем. Мне доводилось слышать о войне то, как она воспринималась глазами пехотинцев, артиллеристов, лётчиков и моряков. Н.И. Рыбаков же поведал мне, что довелось испытать фельдшеру, занимавшемуся эвакуацией с поля боя раненых солдат – зачастую под вражеским огнём.

Николай Иванович родился 3 января 1923 года, в Республике Марий Эл. На фронт юношу призвали 24 июля 1941 года – через месяц после окончания среднеспециальной медицинской школы, где его выучили на фельдшера. «И вот, когда учеба осталась за спиной, я, наивный мальчишка, оказался в рядах действующей армии. Военная служба началась для меня в Костроме, где находился сборный пункт. Меня сначала было зачислили в механизированный разведывательный батальон фельдшером, а потом перевели в 24-ю военно-полевую строительную бригаду», – вспоминал Николай Иванович.

Эта часть, в связи с её специализацией, оказалась укомплектована в основном солдатами пожилого возраста, «запасниками» – молодых направляли в боевые подразделения. Командиром батальона, в который попал Рыбаков, был Стрежнев Александр Николаевич, очень толковый и умный человек, а комиссаром – опытный старший политрук Смирнов, воевавший еще в буденовской армии, в Гражданскую. Но особенно юноше запомнился интендант Иван Иванович Гордеев, человек поживший, семейный, служивший еще в царское время унтер-офицером. И именно от него Николай, неопытный восемнадцатилетний юнец, получил массу неоценимых наставлений. Благодаря им Рыбаков сразу обзавёлся достаточным количеством перевязочного материала и лекарств первой необходимости.

Вооруженный своей всегдашней санитарной сумкой, он был готов работать. Поле деятельности открывалось большое – Рыбаков приходился единственным медиком на тысячу человек.

Особенно в его память врезалось сражение за Москву. «Наша 37-я саперная бригада участвовала в нём в составе 43-й армии. К тому времени на знаменитой в русской истории реке Угра, на участке под Калугой, сложилось тяжёлое положение – и нас направили туда. Там мы сразу же приступили к созданию противотанковых укреплений. Работу эту до конца довести не удалось, враг надвигался очень быстро, и ночью нам пришлось отступить просёлочными дорогами. Немцы же двигались по шоссе, высаживали десанты, оттесняя нас в лес. Отступление продолжалось до Серпухова, потом нас направили на участок между Малоярославцем и Подольском, у деревни Малаховка. Обосновавшись в лесочке, начали строить противопехотные огневые точки. Трудились недаром – вскоре немцы начали наступать на этом участке. Но и советская пехота сопротивлялась отчаянно. Целый месяц деревушка эта переходила из рук в руки. Потом наступило время и нашего контрнаступления – помню, мы двигались вслед за сибиряками, чья дивизия нанесла сокрушительный удар по врагу. Малоярославец был взят 2 января 1942 года силами одного батальона рано утром, когда немцы ещё спали. Именно тут я впервые увидел вражеских пленных…», – делился воспоминаниями Николай Иванович.

Потом советские войска и вовсе отогнали гитлеровцев за Калугу. По итогам сражений под Москвой Николай получил первую награду – медаль «За боевые заслуги» за номером 62626. К слову, на передовой он пробыл, по его собственным расчетам, три года и два месяца. «На таких, как я, задача возлагалась ответственейшая. Ни один наш раненый не должен был остаться на поле боя! Само собой, работать часто приходилось на волосок от смерти, эвакуируя пострадавших бойцов в безопасное место. 

В ходе боев под Малоярославцем раненых мы отвозили в Подольск – причём из-за немецких пикировщиков делать это приходилось лишь ночью. Но люди тогда готовы были подолгу находиться в опаснейших условиях, с готовностью подвергали себя всевозможным угрозам – настолько велик оказался накал патриотизма, стремление любой ценой спасти Родину от захватчиков!

Этим чувством были проникнуты все, от высших командиров до рядовых», – вспоминал ветеран.

Его часть получила хорошее материальное обеспечение и людское пополнение. Не замедлили и с переброской на новый театр военных действий – Волховский фронт как раз готовился к наступлению. Когда Рыбакова с сослуживцами перевели туда, «старожилы» удивлялись их ещё довоенным знакам отличия на форме, «кубикам» и «шпалам»: дескать, что за войска? 73-я морская бригада наступала под Синявино (в Кировском районе Ленинградской области), а там вокруг леса и болота. Враги создали на том участке эшелонированную оборону, и советские войска несли большие потери. «Нам приходилось минировать подступы к нашим позициям. Крайне опасная работенка… Мне неоднократно приходилось проползать через эти минные поля, эвакуируя раненых. Правда, в тот момент я уже не был единственным медиком, мне прислали напарника. Мы ходили на передовую, чередуясь по неделям – сначала я, потом мой коллега Алексей Иванович», – вспоминал Рыбаков.

В первый же свой выход на «поляну смерти», как они её называли, Алексей Иванович сам получил ранение – однако, остался в части. Но пока он поправлялся, подменять его, естественно, приходилось Рыбакову. «Помню, был такой эпизод. Один наш солдат получил ранение в ногу и руку и остался на нейтральной полосе ночью. Я добрался до него и начал оказывать первую помощь. Нужно было разрезать фуфайку и штаны, чтобы добраться до ран, перевязать их, наложить шину. Немцы всё время освещали этот участок, а потом пошел мокрый снег. К тому времени наши солдаты закончили минирование и удалились, оставив меня наедине с раненым. Слышу чьи-то голоса – причём, говорят, вроде, не по-русски. Это были немецкие разведчики, кравшиеся вдоль линии фронта. К большому счастью, они нас не заметили. Я с большим трудом дотащил пострадавшего, а потом направился к бункеру, служившему командным пунктом. Только я туда вошел, как в блиндаж угодил вражеский снаряд, который, однако, не взорвался. Обыденное тогда происшествие…», – рассказывал Николай Иванович.

Весной водоемы оттаяли, разлилось, и воевать стало ещё труднее. Даже один неверный шаг в сторону от деревянных настилов был чреват холодной ванной, а то и гибелью.

К тому же враг широко использовал «кукушек» – финских снайперов, прятавшихся на деревьях. Они особенно старались отстреливать командный состав, определяя его представителей по фуражкам и погонам. «Помню, на моих глазах снайпер застрелил взводного – я подбежал к нему сразу, но помочь уже ничем не смог…», – вспоминал Рыбаков.

Когда удалось отогнать немцев под Ленинградом, подразделение отправили на старое место дислокации, под Москвой. Здесь Николай Иванович получил новую медаль «За отвагу». Указанием Ставки ГКО их часть 5 августа 1943 года переформировали в 1-ю гвардейскую штурмовую инженерно-саперную бригаду.

Шёл 43-й год, в воздухе веяло близким наступлением – и в ожидании его солдаты занимались боевой подготовкой. Вновь прислали пополнения и новую технику: в частности, американские автомобили «студебеккеры», а также амфибии. Саперы получили современнейшее по тем временам оснащение, бронежилеты. 2 декабря бригада Рыбакова убыла в 1-й Прибалтийский фронт и, сосредоточившись в районе Великих Лук, вошла в подчинение 4-й Ударной армии. С февраля 44-го однополчане Рыбакова вели боевые действия в составе 6-й гвардейской армии на Себежском направлении. Саперы-штурмовики, помимо выполнения инженерных задач, участвовали в боях вместе с пехотой, а иногда и впереди пехоты, прикрывая оголенные участки обороны.

12 апреля их временно отозвали в Московскую область для очередного переукомплектования. Тремя неделями позже случилось радостное событие – батальонам бригады вручили гвардейские знамёна и перевели их на 2-й Белорусский фронт. На реке Проне, находившейся в окрестностях Могилева, задержались они на целый месяц, строили широкий мост для наших войск. Затем форсировали с ходу реки Проня, Бася, Реста, Днепр, Друть, участвовали в освобождении Могилева, Минска и Гродно, трижды переправлялись через коварный Неман и оказались в Восточной Пруссии.

«Помню, батальоны понесли серьёзные потери при строительстве гати на реке Бжозувка, где полегло немало наших рядовых, сержантов и офицеров. Вообще, до самого последнего дня боевых действий продолжали гибнуть прекрасные, замечательные люди».

«Уже под конец войны я потерял друга Владимира Кузьмина – прошёл плечо к плечу с ним длинный путь с первых месяцев войны и вплоть до ноября 1944 года, когда он сложил голову… Погиб и мой коллега, санинструктор Валентин Козлов – снаряд попал в домик, где он оказывал помощь раненым. Сам я тоже получил тогда ранение в руку – сразу в двух местах.

К счастью, до перелома не дошло, но пострадавшую конечность закатали в гипс», – рассказывал Николай Иванович (на фото – слева, с боевым товарищем).

После возвращения из госпиталя он успел поучаствовать в освобождении от нацистов Данцига и форсировании Одера. Ситуация осложнялась тем, что «наш» берег Одера (к тому же это был период половодья) был пологий, а «их» – весьма возвышенный. «Оборона немцев оказалась плотно насыщена артиллерией, минометами, стрелковым оружием, активно действовала их авиация. Однако мы установили ширину реки, глубину и скорость течения, стали готовить переправочные средства. Нам удалось под огнем врага навести понтонные переправы, оборудовать удобные выезды на вражескую сторону. Сначала прогремела двухчасовая артподготовка, потом немецкий передний край «обработали» самолеты, затем наши пехотинцы и танкисты вступили в бой.

Как немцы ни распинались насчет того, что здесь, дескать, «наш последний рубеж», мы их смяли и опрокинули. После этого они стали массово выставлять белые флаги и сдаваться в плен. Затем мы выступили на Росток, у которого соединились с англичанами. Стало ясно, что до окончания войны уже рукою подать – и она, действительно, не замедлила завершиться.

К моменту окончания боевых действий я находился в звании старшего лейтенанта медицинской службы», – заключил свой рассказ Николай Иванович.

После войны он был отправлен в распоряжение МВД Латвийской ССР, поручившего ему работать медиком в лагере военнопленных. В итоге Николай Иванович решил остаться в Латвии, где познакомился со своей будущей супругой. Получил юридическое образование, работал по специальности в системе МВД, следователем, в то время как жена трудилась учительницей в школе. Затем Рыбаков перешел на работу юрисконсультом в райисполком Даугавпилса, где числился до самой пенсии. У него осталось двое детей – сын живет в Даугавпилсе, дочь в Нижневартовске…

Тест по русскому языку: как пишутся верно эти слова?

Ежевика или еживика? Уверены в своем ответе? Давайте проверим, насколько грамотно вы пишите. Выбирайте варианты, которые вы считаете верными, и смотрите свой результат!

Начало теста:

  • <
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

2623731122

Итак, ежевика или еживика?

Варианты ответов:

  • Еживика
  • Ежевика

4085426959

Влево или влева?

Варианты ответов:

  • Влева
  • Влево

1457863937

Несмотря на холод или не смотря на холод?

Варианты ответов:

  • Несмотря на холод
  • Не смотря на холод

1717596457

Какой вариант верный?

Варианты ответов:

  • Я тоже опоздал
  • Я то же опоздал

6702536

А в данном случае?

Варианты ответов:

  • Чтобы ни случилось, я буду вовремя
  • Что бы ни случилось, я буду вовремя

1452878146

Лисицын или лисицин?

Варианты ответов:

  • Лисицын хвост
  • Лисицин хвост

101214389

Балада или баллада?

Варианты ответов:

  • Баллада
  • Балада

3624278626

Застривать или застревать?

Варианты ответов:

  • Застривать
  • Застревать

1273796423

Что здесь?

Варианты ответов:

  • Раненный солдат
  • Раненый солдат

2563515052

Последний вопрос.

Варианты ответов:

  • Не дожаренное мясо
  • Недожаренное мясо

Идет подсчет результатов

11

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:

Сборник всех промокодов

Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.

Отправить сообщение

2 517 просмотров
Верно 212  /  С ошибками 853

  • 2
  • 2

Новые тесты от Андрей

  • img

    Хорошо помните фильм «Бриллиантовая рука»? Попробуйте ответить без ошибок на 7 вопросов на знание деталей комедии

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 2
    11 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Выберите печеньку с предсказанием и узнайте, что вас ждёт в ближайшем будущем

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 16
    31 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Всё ли в порядке с вашей кармой?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 92
    160 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    10 вопросов на общие знания и эрудицию для разносторонних людей

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 145
    237 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Похмельный гороскоп или как знаки зодиака переживают недоброе утро

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 121
    239 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    10 легких вопросов на логику для развития быстрого мышления

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 168
    332 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    Вспомните ли вы коронные фразы наших родителей

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 154
    301 просмотров — 04 января 2022
    Пройти тест

  • img

    То, что вы заметили первым на этой картинке расскажет о вашей личности

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 157
    280 просмотров — 03 января 2022
    Пройти тест

  • img

    «Правда или ложь» — удивительные географические факты

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 467
    1 030 просмотров — 30 декабря 2021
    Пройти тест

  • img

    Давайте проверим, помните ли вы стихи русских поэтов?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 335
    868 просмотров — 30 декабря 2021
    Пройти тест

  • img

    Как хорошо вы помните и знаете песни из советских кинокартин?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 431
    1 056 просмотров — 30 декабря 2021
    Пройти тест

  • img

    Первое увиденное слово, расскажет о том, какое будущее вас ожидает в ближайших 3 месяца

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 740
    1 391 просмотров — 30 декабря 2021
    Пройти тест

Популярные тесты от Андрей

  • img

    Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 695 023
    1 226 078 просмотров — 21 августа 2018
    Пройти тест

  • img

    Какое имя подходит вам по знаку зодиака

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 347 014
    481 545 просмотров — 14 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Насколько чиста ваша карма?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 340 675
    608 893 просмотров — 29 ноября 2018
    Пройти тест

  • img

    В чём ваш мозг крут

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 491 220
    900 353 просмотров — 22 ноября 2018
    Пройти тест

  • img

    Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 569 568
    1 180 457 просмотров — 04 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 625 629
    976 447 просмотров — 13 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 707 051
    1 193 498 просмотров — 31 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 616 732
    981 611 просмотров — 18 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 377 502
    552 339 просмотров — 22 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 366 439
    615 278 просмотров — 14 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 339 041
    664 428 просмотров — 25 октября 2019
    Пройти тест

  • img

    Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 397 393
    709 517 просмотров — 21 февраля 2019
    Пройти тест

Популярные тесты

  • img

    Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 297 721
    487 093 просмотров — 24 декабря 2018
    Пройти тест

  • img

    Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 1 173 793
    2 219 502 просмотров — 18 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 288 396
    520 724 просмотров — 07 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест, который покажет, каким животным вы являетесь в душе.

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 396 291
    591 027 просмотров — 11 января 2017
    Пройти тест

  • img

    А насколько вы умны?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 847 623
    1 337 103 просмотров — 20 февраля 2017
    Пройти тест

  • img

    Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ

    HTML-код
    Анна

    Количество прохождений: 425 649
    628 851 просмотров — 15 марта 2020
    Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 707 051
    1 193 498 просмотров — 31 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Лучший в мире тест на четкость зрения и мышления? Сможете пройти?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 343 980
    769 163 просмотров — 26 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 404 966
    644 738 просмотров — 06 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 527 603
    907 268 просмотров — 28 января 2019
    Пройти тест

  • img

    Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

    HTML-код
    Никитин Константин

    Количество прохождений: 283 238
    441 334 просмотров — 28 декабря 2016
    Пройти тест

  • img

    Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 616 732
    981 611 просмотров — 18 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 286 215
    452 072 просмотров — 07 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 424 212
    614 687 просмотров — 22 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Какое имя подходит вам по знаку зодиака

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 347 014
    481 545 просмотров — 14 августа 2019
    Пройти тест

  • img

    Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 282 535
    439 053 просмотров — 22 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 1 258 486
    1 509 581 просмотров — 20 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Главный тест на общие знания: насколько ты умён?

    HTML-код
    Всякие Научные Штуки

    Количество прохождений: 453 704
    636 565 просмотров — 28 февраля 2019
    Пройти тест

  • img

    Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 302 763
    489 591 просмотров — 10 марта 2019
    Пройти тест

  • img

    Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард

    HTML-код
    Андрей

    Количество прохождений: 417 040
    646 598 просмотров — 03 марта 2019
    Пройти тест

    HTML-код для вставки на сайт




    Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
    Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!

    OK

    1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

    нн

    Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

    Примеры: правленый текст, мощёная улица

    Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

    В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

    Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

    Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

    Пишется в кратких причастиях

    Пример: работа выполнена в срок

    При помощи суффиксов –ованн, -еванн

    Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

    Исключения: кованый, жёваный

    В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

    Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

    Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

    Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

    Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

    Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

    Пример: дорога длинна (дорога длинная)

    7 класс

    Груж…ные вагоны, разгружен…ый вагон, груж…ные углем вагоны, вяз…ный свитер, связ…ный шарф, вязан…ый вручную шарф, священ…ый символ, желан…ый гость, негад…ный случай, неслых…ный поступок, мотивирован…ый отказ, балован…ый ребёнок, циклёван…ый пол, рассеян…ый человек, избран…ые труды, умерен…ый климат, брошен…ые деньги, смышлё…ый юноша, назва…ый брат, богатое прида…ое, кипячён…ое в кастрюле молоко, ране…ый солдат, ранен…ый в руку солдат, мощ…ная улица, мощён…ая булыжником улица, печ…ный к…ртофель, печ…ный в золе к…ртофель, туш…ныё овощи, туш…нные на сковороде овощи, вяле…ая рыба, вялен…ая на балконе рыба, жаре…ые грибы, жаре…ные в сметане грибы, вскипяч…ное молоко, выглажен…ый костюм, наклеен…ая бумага, поездка ограниче…а, девочка воспита…а, войска противника рассея…ы и уничтоже…ы, лица сосреточе…ы, друзья образова…ы, комиссия образова…а, все озабоче…ы, организова…о спортивное общество, прошло организова…о, запута…а котёнком, история тума..а и запута…а, шаги увере…ы, движения замедле…ы, увере…ы в победе, костюмы подогна…ы, речь сдержа…а, и немногословна, всё испорче…о,

    8 класс

    Подстрижен…ые волосы, стриже…ые волосы, стрижен…ые под машинку волосы, нестриже…ые волосы, коше…ый клевер, выкошен…ый луг, некоше…ая трава, лома…ая линия, клёпа…ые трубы, сломан…ый замок, тушё…ый картофель, приглашён…ые артисты, непроше…ые гости, смешан…ое население, фасован…ые продукты, разочарован…ый взгляд, обоснован…ые пр…тензии, прив…легирован…ые сословия, полирован…ая поверхность, циклёван…ый пол, выкован…ый меч, кова…ая решётка, писа…ая красавица, писан…ый масля…ыми красками портрет, неписа…ые законы, желан…ый друг, невидан…ый размах, неслыхан…ая удача, неждан…ая радость, священ…ый долг, нечаян…ая встреча, смышлё…ый помощник, пута…ый след, запутан…ое дело, копчё…ые продукты, все возмуще…ы и удивле…ы, встревоже…а хищником

    9 класс

    Предложения обоснова…ны, войска сосредоточе…ны, бойцы сосредоточе…ны, выводы обоснова…ны, аудитория взволнова…на, девушка была весела и взволнова…на, они аккуратны и воспита…ны, скоше…ная трава, столбы точё…ные, головки золочё…ные, наклее…ные бумажки, сдержан…ые стоны, рифмова…ные звуки, выкрашен…ые стены, залоснён…ые манжеты, закопчён…ый потолок, копчё…ая рыба, писан…ые масл…ными красками картины, огороже…ный двор, плетён…ые коробки, стёган…ый халат, зажж..ные свечи, запута…ные нити, собра…ные ягоды, окраше…ные двери, засе…нные поля, убра…ные травы, засуше…ные цветы, разве…ные семена, фигуры рас…тавле…ны, руки исцарапа…ны, заряже…на картечью, заплака…ный ребёнок, балова…ный ребёнок, заигра…ная пластинка, жела…ный ребёнок, недвусмысле…ный ответ, нежда….ый – негада…ный, малосолё…ый огурец, наделё…ный умом, негаше…ная известь, ошеломлё…ный взгляд, первозда…ный вид, конкретизирова…ный материал, написа…ный реферат, дети обескураже….ы, избра…ны в парламент, гранё…ный стакан.свяа…ная шапка, вязв…ная мамой.вяза..ная кофта, кова…ный в кузнице, девушка воспита…на, мороже…ная рыба, ответы пута…ны

    Одной из специфических особенностей уроков
    русского языка является большой объём работы,
    которую необходимо осуществить для приобретения
    соответствующих умений и навыков, а также
    характер этой работы: кропотливое выполнение
    упражнений, переписывание из учебника иди другой
    учебной книги дидактического материала с
    одновременным выполнением каких-либо заданий.
    Совершенствование методики преподавания
    русского языка с использованием компьютера как
    технического средства обучения позволяет
    интенсифицировать процесс обучения: повысить
    темп урока, увеличить долю самостоятельной
    работы учащихся. Особенно эффективно
    использование компьютера для тренинга и
    контроля за усвоением знаний и навыков учащихся.
    А как же я использую компьютеры на своих уроках
    русского языка?! В качестве примера я хочу
    описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и
    НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок
    проводился как урок зачёт с применением
    компьютера. Работа строилась так. Я традиционным
    способом объяснила сначала условия правописания
    н, нн
    в причастиях и прилагательных. Затем
    перешла к опорному конспекту по этой теме. Так
    как с этой темой мы встречались раньше, то
    опорный конспект рассказала одна из учениц
    класса. На парте перед каждым учеником лежали
    перфокарты. В течение урока ученик должен был
    сделать работу и на перфокарте, и на компьютере.
    Была создана экспертная группа, которая
    проконтролировала результаты работы учеников,
    так один учитель справиться с этим не сможет.
    Результаты заносились в табло оценок. В
    результате у ученика было две, три оценки: за
    устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за
    компьютер. Каждая программа на компьютере
    состоит из трёх автономных блоков: обучающего,
    тренировочного и контролирующего. Любой из этих
    блоков может быть использован как
    самостоятельное педагогическое программное
    средство и органически, впитаться в канву
    традиционно проводимого урока путём выбора меню,
    предложенного на экране монитора перед началом
    работы.

    Цели урока

    1. Вооружение школьников технологией, позволяющей
      достичь высокой грамотности в написании слов с-н-
      и -нн-
    2. Обобщить и систематизировать знания,
      полученные при изучении данной темы.
    3. Воспитание культурного навыка работы со
      справочными пособиями различных видов как
      основы для дальнейшей самостоятельной
      деятельности в старших классах.

    Ход урока

    Первый этап.
    Орг. Момент: вступительное
    слово учителя.

    Второй этап.
    Повторение пройденного:
    презентация с правилами, фронтальный опрос можно
    провести в виде форума.

    Вопросы форума:

    Когда в прилагательных пишется нн

    ?

    Назовите исключения из этих правил.

    Как отличить отглагольные прилагательные с
    суффиксом -н-

    от причастия с -нн-

    ?

    Какие исключения в правописании отглагольных
    прилагательных вам известны?

    Как пишутся суффиксы с н

    и нн

    в
    кратких формах прилагательных и причастий?

    Сколько н

    пишется в наречиях и
    существительных, образованных от прилагательных
    и причастий?

    Третий этап.
    Работа с опорным конспектом,
    подготовленным в word.

    Четвёртый этап.
    Применение полученных
    теоретических званий на практике.

    Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера
    слов с н

    , во 2-м — с нн

    ).

    Размешанн
    ые краски

    Бесценн
    ая вещь

    Выкрашенн
    ые лавки

    Поляна освещен
    а

    Ткан
    ый узор

    Туристы размещен
    ы

    Комиссия образован
    а

    Румян
    ые лица

    Свин
    ые окорока

    Некрашен
    ая ткань

    Писан
    ая красавица

    Тетрадь исписан
    а

    Кожан
    ый портфель

    Ветрен
    ый день

    Ветрян
    ой двигатель

    Безветренн
    ый день

    Рассеянн
    ый мальчик

    Нечаянн
    ая ошибка

    Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16
    баллов 4, 15-14 баллов – 3.

    Пятый этап.
    Алгоритм правописания –н- и
    –ин- в прилагательных и причастиях.

    Образуйте от существительных и глаголов
    прилагательные по образцу:

    кожа
    — кожан
    ый: песок, рожь;

    барабан
    — барабанн
    ый: брань, ураган,
    карман, туман, весна, манна, рань;

    глина
    — глинян
    ый: береста, вода, жесть,
    смола, шерсть, торф;

    вязать
    — вязан
    ый: драть, звать, путать,
    тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

    валять
    — валян
    ый: веять, паять, сеять,
    стрелять.

    графически объясните написание н

    и ин


    в словах:

    кошен
    ый луг — некошен
    ый, скошенн
    ый и
    кошенн
    ый по росе луг;

    выкрашенн
    ый забор — крашеный — давно не
    крашеный — некрашеный;

    неткан
    ая скатерть — тканн
    ая золотом —
    сотканн
    ая — несотканн
    ая;

    ранен
    ый воин — раненн
    ый в бою —
    легкоранен
    ый — поранен
    ы плугом;

    жжен
    ый сахар — полусожженн
    ая рукопись
    — выжженн
    ая пустыня.

    проведите выборочный диктант с объяснением.
    Выпишите в два столбика слова с н
    и нн.

    Старый Мазай любит до старости свой низменный
    край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее
    ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на
    землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где
    пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя
    заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.
    Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было
    видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт:
    выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица
    обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была
    столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10)
    Ночь была безветренная.

    Составьте и запишите диктант из
    слов-исключенний на все случаи данной темы.

    Спишите, образуйте от данных слов с помощью
    суффиксов -ость-
    , — ний-
    , -ений-

    существительные, обозначьте орфограммы.

    Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с
    суффиксами, выделите суффиксы.

    Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый,
    ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
    накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
    революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

    Объясните разницу в написании однокоренных
    слов.

    Все мои друзья образованн
    ы. Комиссии уже
    образован
    ы.

    Лица солдат суровы и озабоченн
    ы. Мы были
    озабочен
    ы зачётом.

    Сборы прошли организованн
    о. Организован
    о
    хорошее питание.

    Шерсть вся запутан
    а котенком. Эта история
    запутан
    а и неясна.

    Море взволнован
    о бурей. Говорил взволнованн
    о,
    горячо.

    Таких заданий на одного ученика около 5.
    Учащиеся должны правильно поставить или нет н

    в причастия и прилагательные. Компьютер как бы
    вместе с учеником проходит путь усвоения умений
    и навыков правильного написания. Он как бы
    призывает учащихся работать совместно.
    “Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер
    при правильном ответе. А на неправильный ответ он
    “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово
    “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то
    спустя заданное время компьютер высвечивает на
    экране правильную запись словосочетания, в
    котором была допущена ошибка. По окончании
    работы выставляется оценка по 5 бальной системе.
    Шкала оценок соответствует принятым в
    педагогической практике нормам. При работе на
    компьютере ученику приходятся быть внимательным
    и постоянно анализировать, используя
    определённые умственные операции. Так как
    компьютеров на каждого ученика не хватает, то
    учащиеся у меня на таких уроках работают
    поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах,
    часть — делают перфокарты, затем меняются.
    Обмениваются перфокартами, ставят друг другу
    отметки, которые вносятся экспертной группой в
    табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании
    ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на
    своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю
    многоразового использования. Они находятся
    внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся
    работу выполняют на плёнке. Во время следующей
    работы предыдущие задания просто стираются.

    Шестой этап.
    Контроль усвоения пройденного
    материала.

    Карточки контроля

    Задание 1. Запишите рядом с полной формой
    краткие формы прилагательного.

    Образец: румяный — ребёнок румян, девочка
    румяна, дитя румяно.

    Несравненный, единый, ценный, революционный,
    пустынный, современный.

    Слов с помощью
    прилагательных, от которых они образованы.

    Образец: масленица — масленый (блин).

    Непринуждённость, бешено, бесцеремонность,
    жизненно, доверенность, гостиница, ветрено,
    лиственница, карманник, таможенник, родственник.

    Задание 1. Вставьте н

    и нн

    ,
    выделите суффиксы.

    Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая
    насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение,
    беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор,
    искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район,
    серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

    Задание 2. Образуйте от данных прилагательных
    их краткую форму в женском роде.

    Неожиданный, священный, ветреный, пустынный,
    длинный, румяный, юный, искусный, раненый,
    образованный, искусственный.

    Задание 1. Замените данные словосочетания
    синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

    Образец: время революции — революционное время.

    Командир дивизии, автобус для экскурсии,
    треугольник с равными сторонами, комиссар
    батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор
    по традиции, день с ветром, институт информации.

    Задание 2. Объясните написание н

    и нн


    по образцу.

    Образец: копчёность — копчёный.

    Смышлёность, воспитанник, мудреность,
    масленица, избранник, туманность, путаница,
    запутанность, ремесленник, юность.

    Задание 1. Превратите причастия в
    прилагательные.

    Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба,
    позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

    Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок,
    растопленное масло, груженная лесом баржа,
    вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не
    крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные
    детьми кусты.

    Задание 2. От данных слов образуйте наречия с
    помощью суффикса –о-

    Бешеный, самонадеянный, торжественный,
    масленый, ветреный, буйный, безымянный,
    безветренный, организованный, продуманный,
    неслыханный.

    Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите
    орфограмму.

    Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
    перекрашенные чулки, художественные
    произведения, многочисленные огни, стриженые
    волосы, данные слова, юные существа, образованные
    юноши, сосредоточенные лица.

    Задание 2. Превратите прилагательные в
    страдательные причастие, добавив либо зависимое
    слово, либо приставку.

    Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка,
    крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети,
    жженый уголь, некормленый скот.

    Задание 1. Вставьте н
    или нн
    , объяснив
    свой выбор.

    Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость,
    посаже_ый отец,

    Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
    командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно
    не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

    Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н

    и НН
    в прилагательных”.

    Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие
    причастия и наречия, составьте словосочетания и
    запишите их.

    Образец: запутать — шерсть запутана, говорить
    запутанно.

    Организовать, сосредоточить, оживить,
    заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
    рассеять, взволновать, осудить.

    Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

    Сезонный, радиационный, бездонный,
    композиционный, революционный, бульонный,
    законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
    наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
    бетонный, реакционный, операционный.

    Задание 1. Объясните написание следующих слов
    (покажите графически).

    Кошеный луг — нескошенный луг

    Крашеное изделие — давно не крашенный забор

    Плетенная умельцем корзина — корзина не
    сплетена

    Купленный хлеб — раненый солдат

    Данный пример — тканый узор

    Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

    Мороженое мясо — незамороженная ягода

    Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н

    и НН
    в причастиях и отглагольных
    прилагательных”.

    Задание 1. Образуйте прилагательные от
    существительных и глаголов, данных в скобках,
    запишите с ними словосочетания, объясните
    графически н
    или нн
    .

    (Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без
    ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение)
    музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск,
    (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел)
    взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат,
    (не ждать) визит.

    Задание 2. Объясните написание н
    или нн
    .

    Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

    Взгляды устремлены вдаль — движения
    устремленны (решительны)

    Бумаги направлены в суд — двигать направленно

    Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и
    прилагательные.

    Образец: белить — беленый, давно не беленные
    стены.

    Квасить, косить, мостить, плавить, студить,
    топить, учить.

    Задание 2. Объясните написание по образцу:
    тканный золотом платок (есть зависимое слово).

    Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная
    история, юный шахматист, история запутанна,
    нерешенная задача, нетканый материал, золоченая
    нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог,
    кипяченая вода.

    Задание 1. Вставьте пропущенные буквы,
    распределите в две колонки с н
    и нн.

    Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый
    работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа,
    журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш,
    непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой
    двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец,
    жела_ый день.

    Задание 2. Рядом с полными причастиями и
    прилагательными запишите краткие.

    Испеченная рыба —

    Засеянное поле —

    Священная клятва —

    Желанные праздники —

    Медленные движения

    Рассеянные ветром тучи —

    Сосредоточенные лица —

    Испытанные друзья –

    Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя
    орфограммы.

    Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая
    капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
    организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
    кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки
    неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и
    несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о
    прида_ое; пече_ая тыква.

    Задание 2. Составьте и запишите предложения или
    словосочетания со словами:

    Воспитаны — воспитанны, изолированы —
    изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны —
    рассеянны, сдержаны — сдержанны.

    Контрольный словарный диктант

    Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин,
    оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар,
    нечаянный успех, балованный ребенок, свиной
    хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный
    конь, неожиданный успех, прийти
    нежданно-негаданно, невиданный рассвет,
    неслыханная весть, медленный ход, невестино
    приданое, нетканая скатерть, смышленый малец,
    полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный
    плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь,
    ветряная мельница, беспрестанный дождь,
    сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода,
    замечание ценно, искусственный мед, печеное
    яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля,
    названный брат, раненный в грудь, странный
    случай, целинный урожай, подлинная история,
    миллионный житель, истинные ценности, валяная
    обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети
    рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет
    пряно шафраном, румяная именинница, полынные
    заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
    государственные таможенники, чеканный шаг,
    рваная рана.

    Седьмой этап.
    Подведение итогов экспертной
    группой, выставление баллов в табло результатов.

    Восьмой этап. Домашнее задание.

    Но я хочу отметить, что работу с компьютером в
    преподавании русского языка нужно рассматривать
    как дополнение к традиционным приёмам и методам
    обучения. Он не может полностью заменить учителя.
    Ведь за учителем остаётся ведущая роль
    “режиссера” урока и всего процесса обучения, а
    компьютер является лишь помощником,
    методическим инструментом наряду с другими
    средствами обучения.

    Один из видов творческих работ на уроках русского языка — создание текстов, насыщенных словами с определенными орфограммами. Работать с ними можно по-разному: вставлять буквы, диктовать соседу по парте или всему классу, можно сделать интерактивный диктант. Обычно мы устраиваем конкурс таких текстов. Критерии оценивания: уровень сложности, насыщенность нужными орфограммами, смысловая связность, художественные достоинства. Вот пример такого диктанта.

    Галлюцинации на тему «н и нн»

    Они шли вперед, еле-еле волоча ноги, изнуренные, замученные и иссушенные палящим безжалостным солнцем. Пустынно было лишенное облаков, крашенное одной ярко-голубой краской небо, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бесконечная пустыня. Ноги тонули в тоннах мелкого, шершавого, будто просеянного через деревянное плотное сито песка, сонно, лениво и величественно пересыпающегося накладывающимися друг на друга слоями. Погода стояла душная, безветренная, бесконечно длинно и медленно тянулся день. Не попадалось никакой живности вокруг, лишь иногда показывались скорпионы и невиданной расцветки пустынные змеи. Воды не было совсем.

    Четыре дня назад их джип-внедорожник, нахваленный шулерами маркетинга, навечно и беспричинно заглох в одной из песчаных дюн. Передовые мобильные телефоны наотрез отказывались работать, и даже GPS от жары заглючил: то показывал маршрут, направленный строго по кругу, то определял свое местоположение где-то в районе осенней, дождливой Москвы, как бы озвучивая общее желание вернуться на желанную, родную, но недосягаемую родину. Сначала все крепились: побросали в погибшую машину кожаные куртки, захватили наполненные провиантом и вещами сумки, выложив из них непонятно зачем взятые с собой вязаные шапки — зачем они вообще в Египте нужны? И отправились в путь, надеясь скоро наткнуться на туристическую группу или выйти в город. Но не вышло.

    Вода закончилась в конце того же злополучного дня. Кто-то неумело пошутил о том, что можно собрать кактусов, но вскоре шутка была воспринята всерьез. Однако жеваный кактус ни голода, ни жажды не утолил. Начались галлюцинации. Не привыкли, однако, москвичи к такой жаре и столь экстремальным условиям. Одному чудились оазисы на каждом шагу, второй вполголоса мечтал о жаренной с укропом домашней картошке, третий грезил о кипяченом деревенском молоке.

    Третья ночь встретила их умиротворяющей прохладой, подобной смоченной в уксусе повязке, наложенной на лоб больного в горячке. А когда бред немного поутих и они снова продолжили путь, багряное солнце зари, солнце, которое они столько раз успели возненавидеть, осветило пики построенных древними египетских пирамид, усыпальниц фараонов. Осветило караван дремлющих верблюдов и самодельные палатки более благоразумных и удачливых туристов. Осветило их спасение.
    Воробьева Анастасия, 10б класс

    Правописание Н и НН в разных частях речи

    Упражнения

    1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

    кожа
    – кожан
    ый: песок, рожь;

    барабан
    – барабанн
    ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

    глина
    – глинян
    ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

    вязать
    – вязан
    ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

    валять
    – валян
    ый: веять, паять, сеять, стрелять.

    2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

    Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
    Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

    3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

    болезнь
    – болезненн
    ый.
    Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

    бесить
    – бешен
    ый.
    Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

    4. Графически объясните написание н
    и нн
    в словах:

    кошен
    ый луг – некошен
    ый, скошенн
    ый и кошенн
    ый по росе луг;
    выкрашенн
    ый забор – крашеный – давно не крашенн
    ый– некрашен
    ый;
    неткан
    ая скатерть – тканн
    ая золотом – сотканн
    ая – несотканн
    ая;
    ранен
    ый воин – раненн
    ый в бою – легкоранен
    ый – поранен
    ы плугом;
    жжен
    ый сахар – полусожженн
    ая рукопись – выжженн
    ая пустыня.

    5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н
    и нн
    .

    1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов).
    2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев).
    6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон
    ого коня. 8) Станица обнесен
    а землян
    ым валом (Л.Толстой).
    9) Настя была столь же ветрен
    а, как и ее барышня(А.Пушкин)
    . 10) Ночь была безветренн
    ая.

    7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений-
    существительные, обозначьте орфограммы.

    8. Объясните написание н
    и нн
    в словах.

    Прян
    ик, тружен
    ик, гостин
    ица, морожен
    ое, путешественн
    ик, дружинн
    ик, родственн
    ик, малинн
    ик, священн
    ик, воспитанн
    ик, учен
    ик, лиственн
    ица, конн
    ица, гривенн
    ик, имен
    инн
    ик, пленн
    ик, ставленн
    ик, коноплян
    ик, нефтян
    ик, сушен
    ица, учительн
    ица, путан
    ица, торжественн
    ость.

    9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

    Образец:
    тушен
    ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн
    ые в горшочке (з.с.); нетушен
    ые (приставка не-

    не влияет на правописание); потушенн
    ые овощи (приставка).
    Кован
    ый сундучок, груженн
    ая кирпичом баржа, стрелян
    ые гильзы, раненн
    ый в плечо, названн
    ый в честь, сеченн
    ые градом поля, купленн
    ый товар.

    10. Объясните написание

    н


    и

    нн


    , указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколистве

    нн


    ое

    (лиственн
    ое).

    Болезненн
    о вялый вид, длинн
    орукий юн
    оша, прян
    о-нежный аромат, послеобеденн
    ый сон, свежеморожен
    ое мясо, свежезамороженн
    ые фрукты, самоткан
    ый ковер, малоношен
    ый пиджак, высокохудожественн
    ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

    11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

    Образец:
    белить – выбеленный – беленый.

    Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

    12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

    Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

    13. От данных слов с помощью суффиксов

    -ник-, -ость-, -ик-


    образуйте, если возможно, производные слова по

    образцу: родственный
    – родственн
    ик, родственн
    ость.

    Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

    14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

    1) Все мои друзья образованн
    ы. Комиссии уже образован
    ы.
    2) Лица солдат суровы и озабоченн
    ы. Мы были озабочен
    ы зачетом.
    3) Сборы прошли организованн
    о. Организован
    о хорошее питание.
    4) Шерсть вся запутан
    а котенком. Эта история запутанн
    а и неясна.
    5) Море взволнован
    о бурей. Говорил взволнованн
    о, горячо.

    15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н
    , во 2-м – с нн
    ).

    1) Размешанн
    ые краски,
    2) бесценн
    ая вещь,
    3) выкрашенн
    ые лавки,
    4) поляна освещен
    а,
    5) ткан
    ый узор,
    6) туристы размещен
    ы,
    7) комиссия образован
    а,
    8) румян
    ые лица,
    9) свин
    ые окорока,
    10) некрашен
    ая ткань,
    11) писан
    ая красавица,
    12) тетрадь исписан
    а,
    13) кожан
    ый портфель,
    14) ветрен
    ый день,
    15) ветрян
    ой двигатель,
    16) безветренн
    ый день,
    17) рассеянн
    ый мальчик,
    18) нечаянн
    ая ошибка.

    КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    1

    Задание 1.

    Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
    Образец:
    румяный
    ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно
    .

    Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

    Задание 2.

    Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
    Образец:
    масле
    н

    ица – масле
    н

    ый (блин).

    Непринужденн
    ость, бешен
    о, бесцеремонн
    ость, жизненн
    о, доверенн
    ость, гостин
    ица, ветрен
    о, лиственн
    ица, карманн
    ик, таможенн
    ик, родственн
    ик.

    2

    Задание 1.

    Вставьте н

    и нн

    , выделите суффиксы.

    Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

    Задание 2.

    Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

    Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

    3

    Задание 1.

    Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
    Образец:
    время революции – революцио
    нн

    ое время.

    Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

    Задание 2.

    Объясните написание н

    и нн

    по образцу.
    Образец:
    копче
    н

    ость – копче
    н

    ый
    .

    Смышлен
    ость, воспитанн
    ик, мудрен
    ость, маслен
    ица, избранн
    ик, туманн
    ость, путан
    ица, запутанн
    ость, ремесленн
    ик, юн
    ость.

    4

    Задание 1.

    Превратите причастия в прилагательные.
    Образец:
    пече
    нн

    ая в золе рыба – пече
    н

    ая рыба, позолоче
    нн

    ое кольцо – золоче
    н

    ое кольцо
    .

    Квашенн
    ая в бочке капуста, побеленн
    ый потолок, растопленн
    ое масло, груженн
    ая лесом баржа, вымо-щенн
    ая улица, раненн
    ый в руку воин, давно не крашенн
    ые волосы, незасеянн
    ое поле, посаженн
    ые детьми кусты.

    Задание 2.

    От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-

    .

    Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

    5

    Задание 1.

    Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

    Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

    Задание 2.

    Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

    Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

    6

    Задание 1.

    Вставьте н

    или нн

    , объяснив свой выбор.

    Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

    Задание 2.

    Запишите все исключения по теме «Н

    и нн

    в прилагательных».

    7

    Задание 1.

    Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
    Образец:
    запутать – шерсть запута
    н

    а, говорить запута
    нн

    о
    .

    Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

    Задание 2.

    Подчеркните слова с суффиксом -онн-

    .

    Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

    8

    Задание 1.

    Объясните написание следующих слов (покажите графически).

    Кошен
    ый луг – нескошенн
    ый луг
    крашен
    ое изделие – давно не крашенн
    ый забор
    плетенн
    ая умельцем корзина – корзина не сплетен
    а
    купленн
    ый хлеб – ранен
    ый солдат
    данн
    ый пример – ткан
    ый узор
    полусожженн
    ая рукопись – полувялен
    ая рыба
    морожен
    ое мясо – незамороженн
    ая ягода

    Задание 2.

    Запишите слова-исключения по теме «Н

    и нн

    в причастиях и отглагольных прилагательных».

    9

    Задание 1.

    Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н

    или нн

    .

    (Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

    Задание 2.

    Объясните написание н

    или нн

    .

    Решения обдуманн
    ы (верны) – все ходы обдуман
    ы
    Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн
    ы (решительны)
    Бумаги направлен
    ы в суд – двигаться направленн
    о

    10

    Задание 1.

    Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
    Образец:
    белить – беле
    н

    ый, давно не беле
    нн

    ые стены
    .

    Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

    Задание 2.

    Объясните написание по образцу: тка
    нн

    ый золотом платок
    (есть зависимое слово).

    Спрятанн
    ое морожен
    ое, запутанн
    ое дело, путан
    ая история, юн
    ый шахматист, история запутанн
    а, нерешенн
    ая задача, неткан
    ый материал, золочен
    ая нить. неразгаданн
    ая тайна, слоен
    ый пирог, кипячен
    ая вода.

    11

    Задание 1.

    Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н

    и нн

    .

    Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

    Задание 2.

    Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

    Испеченная рыба –
    засеянное поле –
    священная клятва –
    желанные праздники –
    медленные движения –
    рассеянные ветром тучи –
    сосредоточенные лица –
    рассеянные ученики –
    испытанные друзья –

    12

    Задание 1.

    Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

    Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

    Задание 2.

    Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

    воспитан
    ы – воспитанн
    ы, изолирован
    ы – изолированн
    ы, спаян
    ы – спаянн
    ы, рассеян
    ы – рассеянн
    ы, сдержан
    ы – сдержанн
    ы.

    Контрольный словарный диктант

    Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

    Всегда –НН-

    Всегда –Н-

    Непроизводные прилагательные.

    невиданный

    читанный

    священный

    смышленый

    багряный

    неслыханный

    желанный

    слышанный

    приданое невесты

    рдяный

    негаданный

    жеманный

    ставленный

    посажёный отец

    пьяный

    нежданный

    обещанный

    деланный

    названый брат

    румяный

    неожиданный

    считанный

    штукатуренный

    прощёное воскресенье

    зеленый

    нечаянный

    нетленный

    чванный

    конченый человек

    свиной

    венчанный

    бороненный

    лелеянный

    кованый жеваный

    вороной

    чванный

    мысленный

    черпанный

    стираный-перестираный

    пряный

    раненый

    юный

    Словарные диктанты.

    1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
    2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
    3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

    Слова для линокарт и перфокарт.

    Мужественный наклонно скошенный

    Занесенный скреплены постиранный

    Навеянный юность напряжённо

    Немощеный чеканно отвлеченный

    Овсяный трактованный замороженный

    Руганый-переруганый просяной домотканый

    Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

    Уверенность неожиданно настенный

    Усовершенствованный песчаный завоеванный

    Мученик деревянный нежданный

    Надуманный непрошеный приданое

    Черченный мелом длинно смышленый

    Мороженный во льду преданно изъезженный

    Задуманный надуманный израненный

    Печенный в золе ветреный подлинный

    Тесты.

    1 вариант.

    1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

    1) Будем открове…ы, проза совреме…ика, беше…ая собака.

    2) Правле…ая рукопись, решение зако…о, животное взбеше…о.

    3) Ответить рассея…о, вечный стра…ик, ученики недисциплинирова…ы.

    4) Лату…ые трубы, вяза…ая шапка, выборы преждевреме…ы.

    1) Раны множестве…ы, бойцы ране…ы, движения скова…ы холодом.

    2) дети воспита…ы и аккуратны, задачи реше…ы, планы расстрое…ы.

    3) Аргументы взвеше…ы и точны, белье развеша…о, мы удивле…ы.

    4) Маршруты определе…ы, поле скоше…о, дети смышле…ы.

    3
    . В каком ряду во всех словах пишется НН?

    1) Ответить письме…о, гости…ая, овся…ый, овчи…ый.

    2) Пусты…ый, деревя…ый, серебря…ый, ветре…ый.

    3) Окраи…ый, подли…ый, невида…ый, уронить нечая…о.

    4) Золоче…ые купола, слома…ые часы, беле…ые маляром потолки, безветре…ый день.

    2 вариант.

    1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

    1) Кова…ая решетка, масля…ая краска, свежезамороже…ая рыба, цели…ые земли.

    2) Строче…ая шелком блузка, переперче…ая еда, незва…ый гость, долгожда…ый ответ.

    3) Замасле…ый фартук, штопа…ый-перештопа…ый шарф, моче…ые яблоки, гравирова…ая надпись.

    4) нереше…ый вопрос, броше…ая бочка, бракова…ая деталь, импровизирова…ый концерт.

    2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

    1) Окруже…ы забором, лица рассея…ы, экзамены выдержа…ы, уже глаже…ые вещи.

    2) Тяжелоране…ый сапер, масле…ый блин, реше…ый пример, посаже…ый отец.

    3) Краше…ые двери, нехоже…ые тропы, нежда…ый гость, бракова…ые детали.

    4) Свежемороже…ые овощи, домотка…ая скатерть, смышле…ый малыш, некоше…ые травы.

    3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

    1) Бара…ий, да…ый, беше…ый, паха…ый.

    2) Песе…ый, балова..ый, пусты…ый, отчая…ый.

    3) Серебря…ый, реше…ый, непроше…ый, свежескоше…ый.

    4) Негада…ый, жаре…ый на костре, несоле…ый, заказа…ый.

    3 вариант.

    1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

    1) Луже…ая кастрюля, неприбра…ая комната, дубле..ый полушубок, це…ые факты.

    2) Купле…ые игрушки, погаше…ый огонь, груже…ая песком тачка, гаше…ая известь.

    3) Рассея…ые ученики, свяще…ый долг, сказа…ое слово. тисне…ая золотом грамота, прекло…ый возраст.

    4) Чита…ая-перечита…ая книга, ране…ый в руку боец, глаже…ое белье, рискова…ое поведение.

    2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

    1) Сви…ая котлета, оцинкова…ое ведро, ветре…ая погода, дикови…ый зверь, пчели…ый рой.

    2) Ветря…ая мельница, беше…ая скорость, гости…ый двор, незва…ые гости, полотня…ый завод.

    3) Овчи…ый тулуп, серебря…ый перстень. подветре…ая сторона, некупле…ые подарки, мече…ый атом.

    4) Лебеди…ая песня, беле…ые потолки. плене…ый рыцарь, нежда…ый гость.

    3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

    1) Подветре…ая сторона, некормле…ый скот, стекля…ая дверь, незапятна..ая совесть.

    2) Жела…ый ребенок, нечая…ая радость, корчева…ый участок, низи…ые кустарники.

    3) Оловя…ые детали, газирова…ая вода, перче…ый-переперче….ый суп, подли…ый случай.

    4) Асфальтирова…ое шоссе, безветре…ый день, несея…ые травы, рассея…ый ученик.

    Материал для индивидуальных карточек.

    1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
    2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
    3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

    В старинной гостинице.

    В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

    Материал взят из следующих пособий:

    Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

    Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.

  • Раненый в руку солдат как пишется н или нн
  • Раненый в плечо боец как пишется
  • Раненый в плечо как пишется правильно
  • Раненый в плечо как пишется н или нн
  • Раненый зайчик как пишется