Актуализация
ранее полученных знаний
Введение в тему урока
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
— выбирать основание для сравнения,
— устанавливать причинно-следственные связи,
— выстраивать логическую цепь рассуждений
— проводить синтез (восстановление целого из частей)
—
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с
поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли;
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
— публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
— внутренняя позиция школьника.
Предметные результаты:
— актуализация и систематизация знаний о прилагательном
1.
Закрепляет правописание н и нн в
суффиксах прилагательных.
2.
Предлагает учащимся лексический диктант
(оформленный в виде кроссворда): по лексическому значению определить слово,
объяснить написание н/нн в суффиксе прилагательного. (Презентация)
3.
Предлагает прочитать выделенное слово в
кроссворде (Причастие)
4.
Что такое причастие? Предлагает
прочитать слова М.В. Ломоносова («Причастия служат сокращением
человеческого слова, заключая имени и глагола силу»), и объяснить их
понимание.
5. Задает вопрос:
В чём видит Ломоносов достоинства причастия?
6. Проблемный
вопрос: Какова цель урока?
(Научиться
отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных
прилагательных, чтобы правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных и
причастий прошедшего времени)
Комментируют, находят слова и объясняют, почему пишется н/нн в
суффиксах
Вспоминают правило написания
Выдвигают гипотезы, обосновывают
Отвечают на вопрос.
Прочитывают слова М.В.Ломоносова, объясняют их понимание.
Выполняют задание, аргументируют ту или иную позиции. Находят
отличия.
Выдвигают гипотезы, обосновывают
Изучение нового
материала
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать
по плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного
материала;
— осуществлять самоконтроль;
— волевая саморегуляция.
Познавательные УУД:
– анализ объектов с целью выделения признаков,
— определение основной и второстепенной информации
— проводить синтез (восстановление целого из частей)
—
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
— учет разных мнений,
— планирование работы учебного сотрудничества,
— управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера.
ЛичностныеУУД:
—
учебно-познавательный интерес,
— самоопределение, самосознание.
Предметные
результаты:
— соблюдать в практике письма основные грамматические,
орфографические нормы современного русского литературного языка
— обнаруживать и исправлять орфографические ошибки
— объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме
1. Знакомит с
отглагольными прилагательными и учит отличать от их от полных страдательных
причастий прошедшего времени
2. Знакомит с
правилами составления алгоритмов (презентация)
3. Предлагает
в тетрадях самостоятельно составить алгоритм
отличия отглагольного прилагательного от причастия
Предлагает
посоветоваться с соседом и обсудить составленные алгоритмы. Наблюдает,
координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся. Организует
обсуждение выполненной работы. Выявляет типичные недостатки.
4. Предлагает
сравнить составленный алгоритм с образцом:
Определи, от какой части речи
образовано слово
От глагола?
(от глагола образуются отглагольные
прилагательные и причастия)
Определи, есть ли:
1) на конце
-ованный, -ёванный;
2) приставка, кроме «не»;
3) зависимое слово;
4) образовано от глагола совершенного вида.
Да Нет
Пиши нн, это причастие: Пиши н,
это отглаг. прилаг.:
газированный;
некрашеный пол;
непрочитанная книга;
сушёные грибы;
сушённые в печке грибы;
жареный – жарить (несов. вид)
решённый – решить (сов. вид)
1. Обращает
внимание на слова – исключения
названый брат,
посажёный отец,
прощёное воскресенье,
смышлёный,
раненый (но раненный
пулей, израненный),
кованый (но перекованный),
жёваный (но пережёванный)
желанный,
священный,
нечаянный,
невиданный,
неслыханный,
нежданный,
негаданный,
деланный,
медленный
2. Предлагает
прочитать правило в учебнике стр. 56-57.
3. Организует
деятельность по применению знаний. Запись словосочетаний на изученную
орфограмму. Взаимопроверка.
Крашеный пол – покрашенный краской
пол, некрашеный пол,
непокрашенный пол; вязаная кофта – вязанный спицами свитер,
развязанный шнурок, сеяная
мука – засеянное поле; плетёная
корзина – плетённая из веток корзина; скошенный луг, кошеная
трава, некошеная трава, нескошенный луг.
4. Упр.119 в
учебнике самостоятельно по вариантам, объясняя выбор орфограммы.
Упражнение 119
Н или нн?
Распределите в два столбика:
покраше..ый пол,
краше..ый подоконник, закопчё..ый
котелок, копчё..ая
колбаса, зажаре..ая в сметане картошка, жаре..ый цыплёнок, вяза..ая сумочка,
связа..ый свитер,
высуше..ое бельё, суше..ые фрукты.
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную
лингвистическую задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в
обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном
режиме.
Выполняют задания в тетрадях самостоятельно
Осуществляют операцию сравнения
Работа в парах
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной
учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму.
Запись в тетрадях слов-исключений
Составление предложений со словами.
Чтение правила и рассуждения
Записывают словосочетания, объясняют написание н/нн,
закрепляют изученную орфограмму.
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную
лингвистическую задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в
обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном
режиме.
Учащиеся осмысленно применяют орфографические правила
правописания суффиксов прилагательных и причастий.
Выполняют взаимопроверку, оценивают работу партнера
Закрепление
полученных знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
— выстраивание логической цепочки рассуждения;способов и
условий действий.
Коммуникативные УУД:
— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
— устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом
—
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
—
обнаруживать и исправлять орфографические ошибки
— объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и
письменной форме
1. Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили? Что нового
узнали?
Когда же пишется Н-НН суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и одна буква Н в
отглагольных прилагательных?
Предлагает закончить предложение. Если я умею отличать
прилагательное от причастия, то ….
2.Проводит опрос полученных рассуждений, делает вывод на
основе рассуждений
3.Предлагает записать предложения, вставить пропущенные буквы
На стене висела писа….ая акварелью картина.
Приятно пахло печё…ым хлебом.
Хороши грибы, сушё.…ые в печке.
Ране….ый в лапу заяц стал
прихрамывать.
У бабушки был платок, вяза….ый из
чистой шерсти.
На некоше…ом лугу зеленела высокая
трава.
Маринова….ые грибы лежали на тарелке.
Его ожидал неслыха….ый успех.
В магазине мы купили жаре…ого леща и
копчё…ой колбасы.
4.Организует процедуру само- и взаимооценки учебной
деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).
5. Дает домашнее задание
Учащиеся заканчивают предложение, приходят к выводу, что им
необходимы знания написания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий для
соблюдения в практике письма основных грамматических, орфографических норм
современного русского литературного языка.
Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной
учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Правописание
Н и НН
в прилагательных и причастиях -
2 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Внимательно посмотри на эти слова. Все они образованы от глаголов.Почему же в одних словах пишется Н, а в других НН ? Твоя задача – найти закономерности и попробовать вывести правило. Это не так трудно,как кажется на первый взгляд.Ученый,выученный,плавленый,сломанный, расплавленный, ломаный, мощеный, запутанный, масленый, изломанный, промасленный, глаженый, копченый, выкрашенный, закопченный, крашеный, заглаженный.
Чем различаются эти слова ? -
3 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Расположив однокоренные слова парами, ты можешь заметить, что…Ученый – выученный
Плавленый-расплавленный
Ломаный-сломанный
Мощеный-вымощенный
Масленый-промасленный
Глаженый-заглаженный
Копченый-закопченный
ЧТО ? -
4 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Там, где есть приставка, появляется вторая буква Н !
УЧЕНЫЙ — ВЫУЧЕННЫЙ
ПЛАВЛЕНЫЙ — РАСПЛАВЛЕННЫЙ
КОПЧЕНЫЙ — ЗАКОПЧЕННЫЙ
Это первое условие, при котором пишется НН.
Кроме приставки НЕ -
5 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Теперь попробуй выполнить упражнение : вставь пропущенные буквы.
Изгна….ый
Чита….ый
Паре….ый
Раската….ый
Обожже….ый
Пута….ый
Ввере….ый
Изображе….ый
Узна….ый
Пиле….ый
Соле….ый
Дра….ый
Обделе….ый
Пале….ый
Покраше….ый
Вяза….ый
Непроше….ыйПроверь себя
-
6 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Теперь попробуй выполнить упражнение : вставь пропущенные буквы.
Изгна….ый
Чита….ый
Паре….ый
Раската….ый
Обожже….ый
Пута….ый
Ввере….ый
Изображе….ый
Узна….ый
Пиле….ый
Соле….ый
Дра….ый
Обделе….ый
Пале….ый
Покраше….ый
Вяза….ый
Непроше….ый
Изгнанный
Читаный
Пареный
Раскатанный
Обожженный
Путаный
Вверенный
Изображенный
Узнанный
Пиленый
Соленый
Драный
Обделенный
Паленый
Покрашенный
Вязаный
непрошеный -
7 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
В этих словах приставки нет, но они пишутся с двумя Н. Почему?
решенный
купленный
данный
Подсказка
От глаголов какого вида образованы эти слова?
Кстати, таких слов в русском языке немного.
Исключение:РАНЕНЫЙ -
8 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Итак, если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, то оно пишется с двумя Н.
Исключение – слово РАНЕНЫЙ (но израненный, раненный пулей).
Это второе условие, при котором пишется НН -
9 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Продолжим наблюдения. Сравни эти словосочетания и сделай вывод:Соленые огурцы – соленные в бочке огурцы
Крашеный забор – крашенный масляной краской
Вязаный шарф – вязанный бабушкой
Груженый вагон – груженный кирпичом
Жареная картошка – жаренная в масле
Тушеные овощи – тушенные в сметане
Стриженый мальчик – стриженный в парикмахерской
Подсказка -
10 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Определи, какое слово в этих словосочетаниях является главным. Посмотри, в каких случаях в слове, образованном от глагола, пишется Н, а в каких – НН.
Назад -
11 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Итак, если появляется зависимое слово, причастие пишется с двумя Н.
Груженный (чем?) песком
Вязанный (кем?) бабушкой
Жаренный (в чем?) в сметане
Сушенный (где?) на солнце
Это третье условие правописания НН. -
12 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Внимательно прочти данные примеры. Подумай,почему в этих словах пишутся две Н.
Иллюстрированный, маркированный, рисованный, асфальтированный,организованный,прессованный,балованный,фильтрованный,корчеванный.
Подсказка -
13 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Для того,чтобы сделать правильный вывод,нужно рассмотреть состав слова. Во всех словах есть повторяющийся элемент.
Назад -
14 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Итак, рассмотрев примеры, мы увидели, что во всех словах есть суффиксы -ова- или –ева-.
Это четвертое условие, при котором пишется НН.
Исключения: жеваный, кованый. -
15 слайд
Описание слайда:
Н или НН ?
Делаем вывод.
В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов,
НН пишется если:
-слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида;
в слове есть приставка (кроме НЕ);
есть зависимое слово;
В составе слова есть суффиксы –ова- или –ева- .
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 971 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 340 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 1015 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.
Тема:
§ 15. Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях
Похожие материалы
-
Урок по русскому языку
-
Урок по русскому языку
-
Урок по русскому языку
-
Урок по русскому языку
-
Творческий отчет по теме: «Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе изучения русского языка и литературы».
-
Урок по русскому языку
-
Урок по русскому языку
-
Урок по русскому языку
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446150 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
И. КУМОВА
25 августа 1859 года в ауле Гуниб князь Александр Барятинский пленил имама Шамиля. Это событие и его последствия остались заметной страницей в отечественной военной истории, а в жизни России того времени имели эпохальное значение: многолетняя Кавказская война, начатая императором Александром I еще в 1817 году, продолжавшаяся в годы правления императора Николая I, завершилась уже при императоре Александре II. Князь Александр Иванович Барятинский был произведен в генерал-фельдмаршалы, награжден орденами Святого Георгия II степени и Святого Андрея Первозванного с мечами. Ему исполнилось тогда сорок четыре года…
Звезда князей
Так обращался в поздние годы жизни имам Шамиль к своему другу и покровителю, бывшему многолетнему противнику — князю Александру Ивановичу Барятинскому.
Древний княжеский род Барятинских происходил от черниговский князей. Предок Александра Барятинского князь Михаил Черниговский, находясь в ставке у хана Батыя, отказался поклониться языческим идолам, за что принял смерть, а впоследствии за преданность православной вере был причислен к лику святых.
На своего великого предка Александр Иванович походил тем, что отстаивал то, во что верил, невзирая ни на опасности, ни на гнев сильных мира сего.
Будущий наместник Кавказа родился 14 мая 1815 года в семье одного из самых состоятельных людей России — князя Ивана Ивановича Барятинского, военного и дипломата. После возвращения из Англии отец Александра выстроил в Курской губернии уникальный дворцовый комплекс и огромную усадьбу Марьино, слава о которой гремела по всей России. В поместье на плодородных землях развивались не только высококлассное сельское хозяйство и животноводство, но были организованы образцовые ремесленные и художественные мастерские, кирпичный завод, крепостной театр, оркестр, оранжереи и многое другое.
После смерти Ивана Ивановича матушка отправила 14-летнего сына в московский пансион, однако Александр видел свое будущее только на военном поприще и настоял на своем переводе в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с зачислением юнкером в Кавалергардский полк, где на курс старше учился Михаил Лермонтов. Две яркие личности стали особо дружны. Лермонтов запечатлел образ друга Саши в поэме «Гошпиталь», где вывел Барятинского под именем «князь Б-й».
О проделках «князя Б-го» говорил весь Петербург. После очередного громкого хулиганства император Николай I лично назначил молодому князю пять месяцев ареста, после чего отправил перевоспитываться на Кавказ в Кабардинский егерский полк действующей армии. На Кавказе Барятинский проявил себя с лучшей стороны не только как храбрец, но главное — как вдумчивый стратег, осмысливавший каждую мелочь, маневры и обычаи противника, к тому же не рисковавший понапрасну жизнями солдат.
Император Николай I, убедившись в отваге и исправлении молодого князя, назначил его адъютантом цесаревича Александра — будущего императора Александра II. Два Александра быстро сдружились. Перед Барятинским открывались сказочные перспективы придворной карьеры. Но князь имел особый характер, не соответствовавший ожиданиям высшего света. Он вновь мечтал отправиться на Кавказ, будто бы предвидел свою историческую миссию…
В 1845 году 30-летний Александр Барятинский по высочайшему повелению вновь отправился на Кавказ. Возглавив 3-й батальон Кабардинского егерского полка, он участвовал в Даргинском походе. 13 июня 1845 года при поражении войск Шамиля близ селений Гогатль и Анди князь Барятинский проявил особенные отличия. Раненный пулей навылет в голень правой ноги, он остался в строю — и в награду за совершенные подвиги получил орден Святого Георгия 4-й степени. В начале 1847 года князь Александр Барятинский был назначен командиром Кабардинского егерского полка.
А.И. Барятинский
В Петербург князь в то время наведывался крайне редко, ибо там над ним нависла угроза женитьбы по выбору императора. Чтобы остепенить одного из самых завидных женихов России, Александру Ивановичу подобрали соответствующую невесту — Марию Столыпину. Поначалу Барятинский уклонялся от брака, ссылаясь то на лечение, то на неотложные дела. Однако в 1850 году император Николай I потребовал от Александра Барятинского покориться его воле в вопросе женитьбы. Пошли слухи о возможной опале, но Александр нашел оригинальный выход! Он приехал в усадьбу Марьино и вручил младшему брату Владимиру, семейному человеку, подарок в виде запечатанного конверта, а в конверте находилась дарственная на все земли и поместья Александра. Так завидный жених в одночасье стал простым служакой, без сказочных богатств и крепостных душ. В итоге брак со Столыпиной расстроился, а Николай I выразил свое высочайшее неудовольствие «выкрутасами» князя. Тем не менее на военной карьере Барятинского это никак не отразилось: в 1853 году Александр Иванович дослужился до звания генерал-адъютанта и начальника главного штаба русских войск на Кавказе.
Свою любовь к родовому гнезду — усадьбе Марьино — князь Барятинский подтвердил впоследствии тем, что завещал себя похоронить в семейном склепе села Ивановское на Курской земле. На протяжении всей жизни Александра Ивановича, которого семья брата Владимира почитала как великого государственного деятеля, курские просторы оставались для него любимым местом на земле. В 1903 году в честь подвигов фельдмаршала на Кавказской войне семья Владимира Барятинского установила на берегу зеркального пруда выразительный памятник — чугунного кавказского орла с размахом крыльев в пятнадцать метров. В годы Великой Отечественной войны фашисты, обосновавшись в усадьбе, где в советское время располагалось правление крупного колхоза, пытались снять орла с постамента для вывоза в Германию. Но не оторвался кавказский орел от Русской земли.
Дважды в усадьбе Марьино у Александра Барятинского гостил его почетный пленник имам Шамиль со своей семьей и свитой: в 1859 году по пути этапирования из Кавказа в Санкт-Петербург и в 1868 году по личному приглашению князя. О многом, наверное, говорили бывшие враги, ведь переосмысление вражды с Россией началось у Шамиля с первых дней путешествия по дороге в Санкт-Петербург, которое длилось около месяца и превратилось для пленника в способ познания России. Делегация останавливалась в крупных городах. Военный корреспондент и переводчик И.Б. Бесядовский, который был приставлен к Шамилю и вел подробные записи, отмечал его впечатления. Шамиль с большим интересом ознакомился с системой обучения и побывал в гимназии, восхищался оперой в Курском театре, где гастролировала итальянская труппа, любовался танцами на балах, в Москве его поразили Царь-пушка и высокая мусульманская мечеть, в Туле — оружейный завод… Знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни смог возвыситься над своими прежними эгоистическими, узкими интересами: «Если бы я знал, как велика, прекрасна и сильна эта страна, я никогда не воевал бы с русскими».
В одном из дальних углов княжеского парка, переходящего в заповедный лес, где нынче проходит оживленная трасса Курск — Льгов, виднеется местная достопримечательность: трехъярусная башня-беседка в духе Средневековья со смотровой площадкой наверху (архитектор Баженов, 1780). Так называемая башня Шамиля, вероятно, служила имаму Шамилю для вознесения молитв Аллаху.
Точка Барятинского
В 1855 году на русский престол взошел новый император Александр II. Он решил поставить точку в затянувшейся Кавказской войне. Александр Иванович Барятинский в июле 1856 года получил назначение главнокомандующим русской армией на Кавказе, а затем генералом и наместником царя на Кавказе.
Барятинский считал, что вопрос усмирения Кавказа необходимо решать не только силой оружия. Использование экономических рычагов, уважение к обычаям, глубокое знание менталитета горцев позволили Барятинскому завоевать доверие даже среди противников. Популярность князя стала беспокоить и самого имама Шамиля, поскольку вместе с процессом освоения русских на Кавказе происходило падение его популярности, основанной на жестокости и деспотизме. Новый наместник князь Барятинский финансово поощрял стремление горцев к мирной жизни, охотно брал на русскую службу самых воинственных, но готовых служить русскому царю. Барятинский полагал, что горцы вполне способны жить в Российской империи, опираясь на внутреннее самоуправление: князь изучил элементы самоуправления горцев через систему старейшин, но был непримирим к некоторым из законов шариата, в частности к такому, как кровная месть. Барятинский отказался также от карательных походов в стиле генерала Ермолова, приводивших ранее к большим потерям.
Художник Т. Горшельт. Штурм Гуниба
Главнокомандующий избрал другую тактику: отражать набеги горцев с опорой на многочисленные русские крепости, которые стали появляться на Кавказе. Он строго следил за тем, чтобы у бойцов было лучшее обмундирование и вооружение, следовал заповедям Суворова о заботе про главную силу армии — простого солдата. В военных операциях Барятинский стремился добиться максимально возможного перевеса в живой силе, чтобы сделать сопротивление противника бессмысленным. Такая тактика нового главнокомандующего на Кавказе дорого стоила для казны: треть военного бюджета страны. Против Барятинского ополчились финансисты и дипломаты Российской империи. Финансисты требовали сокращения расходов, а та часть русской элиты, которая жила с оглядкой на мнение Запада, стояла за снижение военной активности и прекращение переговоров с имамом Шамилем, чтобы избежать нового ухудшения отношений с Францией и Англией. Со временем против генерала Барятинского сложится целая партия влиятельных противников, желающих устранить его влияние на императора, чтобы провести в армии реформы на западный манер. После окончания Кавказской войны так и произойдет. Однако Барятинский критиковал задумку новых реформ в армии, в которых увидел угрозу постепенного ослабления, что грозило в будущем, по его мнению, солдатскими бунтами и развалом империи…
Авторитет принципиального Барятинского старались подорвать при дворе, чему способствовала еще и скандальная женитьба Александра Ивановича, замаскированная под выезд на лечение в Женеву. Наместник, подобно горцу, умыкнул возлюбленную — Елизавету Дмитриевну, урожденную княжну Джамбакур-Орбелиани, жену своего адъютанта Давыдова. С ней они затем счастливо прожили почти двадцать лет в Женеве. Бегство с чужой женой не предполагало скорого возвращения влюбленных в Россию, где действовали строгие законы на этот счет. Тем более что оскорбленный муж приезжал требовать сатисфакции. Поединок надолго перекрыл Барятинскому возвращение в Россию, по которой он страшно тосковал. На карьере можно было ставить крест. Император не поздравил прежнего своего друга и сподвижника с обретением личного счастья. Но в Женеву на венчание фельдмаршала прибыла делегация горцев с дорогими подарками. Барятинский подал в отставку, но получил ее только через три года, в 1862 году. В Женеве Барятинский продолжал следить за международной обстановкой, за процессами, происходившими в русской армии, в письмах к императору вносил немало интересных предложений, которые, однако, оставались невостребованными. Император Александр II не приедет даже на похороны своего друга юности. Зато в усадьбу Марьино приедут бывшие противники — горцы, чтобы отдать последний поклон бывшему царскому наместнику на Кавказе в почетном карауле у его гроба.
Звезда и смерть Джамал-эддина
Между князем Барятинским и имамом Шамилем складывались особые отношения: враги — друзья… Бывает ли такое? Очевидно, противники уважали друг друга. И однажды, что кажется невероятным, имам Шамиль втайне попросил помощи у князя Барятинского.
Имам Шамиль
Эта горькая история связана со старшим сыном имама Шамиля Джамалуддин, который побудил отца к переосмыслению его вражды с Россией. Сын пытался рассказать отцу о том, какая чудесная страна, с которой тот воюет. А как же сын Шамиля увидел и полюбил Россию?
В июне 1839 года войска генерала Павла Граббе начали операцию по захвату аула Ахульго, расположенного на труднодоступном горном плато, где находилась ставка правителя Чечни и Дагестана имама Шамиля. Горцы превратили Ахульго в неприступную крепость и оборонялись отчаянно. Русским удалось занять Сурхаеву башню — важную высоту. Но аул продолжал сопротивление. 21 августа генерал Граббе предпринял пятую попытку штурма. На следующий день и над Старым, и над Новым Ахульго развевались русские знамена. В некоторых источниках, щадящих кавказскую гордость, пишется, что, дескать, искусный воин Шамиль, даже прижатый вплотную к горам, все равно ушел от русских из Ахульго: бежать удалось только двум десяткам горцев, которые спасли своего раненого вождя Шамиля. Жена и сестра Имама погибли, старший сын попал в плен…
А на самом деле неприглядная правда, описанная военным журналистом из ставки князя Барятинского И. Б. Бесядовским, такова, что Шамиль просто откупился от плена… своим сыном Джамалуддином. Один из наибов Шамиля после переговоров об отходе уцелевшего отряда горцеввывел к русским 9-летнего мальчика, а сам скрылся. Напуганного и оборванного ребенка первым делом накормили и успокоили, а затем отправили в Санкт-Петербург. Сын Шамиля был представлен императору и определен в Царскосельский лицей, где получил прекрасное образование, придворное воспитание. Юноша увлекался музыкой и физикой, подавал блестящие надежды как ученый. Джамалуддин не имел воинственных наклонностей и не отличался физической силой, однако природное обаяние и покровительство императора делали его привлекательным женихом. Через своих лазутчиков имам Шамиль знал о судьбе Джамалуддин и встревожился только тогда, когда тот готовился принять православие, собираясь жениться. Джамалуддин страстно влюбился в Оленьку Оленину — дочь орловского купца. Жених получил согласие на брак от императора и от семьи невесты: чувства молодых были взаимными. Однако большая любовь частенько встречает непреодолимые преграды. Не имея возможности повлиять на решение сына, имам Шамиль применил тот прием, которым не брезговал на войне: использовать в качестве разменной монеты женщин и детей. Перед помолвкой молодых случилось на Кавказе тревожное событие: имам Шамиль провел целую операцию, чтобы выследить и пленить родственников дома Романовых — грузинскую княжну Чавчавадзе с детьми и княжну Варвару Орбелиани.
Посланец от Шамиля передал русскому императору условие для освобождения его родственников: выкуп в миллион рублей золотом и возвращение на Кавказ Джамалуддина. Ознакомившись с этим посланием, Николай I вызвал Джамалуддина на срочный разговор к себе в Зимний дворец. Молодого человека привезли к царю прямо из театральной ложи, где он со своей избранницей слушал оперу. Император сообщил ему о своем решении: «Ты знаешь, я относился к тебе как к сыну. Но сейчас я не могу рисковать жизнями других детей». И Джамалуддина прямиком из Зимнего дворца в карете, с надежной охраной отправили на Кавказ к отцу. Обмен юноши на княгинь Варвару Орбелиани и Анну Чавчавадзе с детьми состоялся 10 марта 1855 года.
Встретившись с отцом, Джамалуддин пытался поговорить с ним о войне и мире, рассказать о России, о своей жизни под покровительством императора, о своем понимании отношений кавказских народов с Россией, но неизменно наталкивался на гнев и деспотичное отношение. И как только лазутчики Шамиля, перехватив записки от старшего брата безутешной русской невесты к Джамалуддину, доложили, что молодые готовят побег, то разгневанный отец сослал сына в высокогорный, недоступный аул, женив его по своему усмотрению. Джамалуддин стал слабеть, болеть и чахнуть. И тогда имам Шамиль решился попросить помощи у Барятинского. Деспотичный отец тайно послал своего лазутчика к Барятинскому с просьбой прислать врача для сына. Князь сразу же выслал к противнику тайную экспедицию с лучшим своим врачом и медикаментами, но было уже поздно. Талантливый юноша, подававший в Царском Селе большие надежды как ученый-физик, умер в ауле, а Кавказская война завершилась через два года после его смерти.
Горький мед имама Шамиля
С 1856 года три больших русских отряда — Чеченский, Дагестанский и Лезгинский — стали давить на горцев с трех направлений, неуклонно уменьшая контролируемую горцами территорию и лишая маневра остатки армии Шамиля. Имам стал стремительно терять сторонников среди кавказских народов, ведь деспотизм и жестокость его многолетнего правления распространялась в первую очередь на местное население. Законы средневекового шариата, которые внедрял имам Шамиль, были бесчеловечны: наказание и устрашение. Известен факт, что даже родную мать имам Шамиль в наказание за просьбу о помиловании земляков велел бить плетьми… А русские военные под управлением князя Барятинского поощряли мирный труд горцев, развивали торговлю, ввели светские школы, строили дороги, больницы, новые укрепления — осваивали территорию и выгодно отличались методами правления. Чего стоит только строительство Военно-Грузинской дороги! Эта неторопливая и методичная тактика заставляла воинственных сторонников Шамиля забираться все выше в горы. В 1858 году русские закрепились в Аргунском ущелье, создав там новые мощные укрепления — Аргунское и Евдокимовское. Шамиль чувствовал, как князь Барятинский сжимает вокруг него кольцо окружения.
Cемейство Шамиля
К концу лета 1858 года Большая и Малая Чечня были заняты русскими, и Шамиль вынужден был отойти в Дагестан. Последнее прибежище имама Шамиля на горе Гуниб-Даг было окружено плотным кольцом. 25 августа 1859 года состоялся штурм аула Гуниб, и Шамиль сдался на милость победителя, сказав такие слова: «Как мед может приобретать горький привкус, так и война может стать бессмысленной».
Имя князя Александра Барятинского было широко известно среди горцев и произносилось с большим уважением. Князь действовал как дальновидный и опытный дипломат, ничем не оскорбляя национальные чувства горцев и не раз подавая примеры полного доверия к людям честным и дельным. Он постоянно помогал местному населению и деньгами, и продовольствием, и медикаментами. Видимо, именно поэтому окруженный в Гунибе имам Шамиль напрасно взывал к жителям своего аула лечь как один в битве, но не дать себя в руки неверных. Он отказался от предложения Барятинского сдаться и не губить понапрасну женщин и детей. Начавшийся штурм показал Шамилю, что его положение безнадежно. Барятинскому ничего не мешало уничтожить горцев, но русские дали имаму еще четверть часа на размышление. Можно понять ликование победителя, когда из крепости сообщили: «Шамиль выйдет к русским». Барятинский позволил имаму оставить оружие при себе. Так завершилось господство на Кавказе имама Шамиля. Впоследствии он принесет присягу на верность Российской империи и завещает своим потомкам служить России верой и правдой, поразмыслив над словами Барятинского: «Россия — большой гигант, долг избранных служить ему и поддерживать государство».
Пленного правителя Кавказа в русских крепостях встречали салютами, балами и подарками. Такое обращение приводило имама Шамиля в задумчивость: «Нет ли здесь обмана? Может быть, меня везут в Сибирь, на каторгу?» Делегация этапа с почтным пленником надолго задержалась на Курской земле во владениях князя Барятинского. Корреспондент И.Б. Бесядовский записал в 1867 году, как Шамиль сказал в Курске губернатору Бибикову: «Проезжая через Ставрополь, я был поражен красотою города и убранством домов. Мне казалось невозможным созидать что-нибудь лучше, но, приехав в Харьков и Курск, я совсем переменил свое мировоззрение и, судя по устройству этих городов, могу представить, что меня ожидает в столице…»
В Санкт-Петербурге Шамиля допустили на встречу к императору при оружии. Почетный пленник сказал, как и в беседе с Барятинским, что если бы он представлял могущество страны, то сам бы прекратил борьбу с русскими гораздо раньше. «Да, я жалею, что не знал России и что ранее не находил ее дружбы. Я сожалею о пленении княжон Чавчавадзе и Орбелиани с детьми. Сейчас я вижу, что дурно содержал княгинь. Но мне тогда казалось, что я содержал их совсем отлично. Я не так содержал и русских пленных, как здесь содержат горцев. И от этого меня так мучает совесть, что я не могу этого выразить словами».
Художник Т. Горшельт. Пленение Шамиля князем А.И. Барятинским
Интересно, что на пути этапирования Шамиль знакомился с теми явлениями русской жизни, о которых не так давно рассказывал ему покойный Джамалуддин : театры, гимназии, архитектура. В кабинете физики мужской гимназии города Тулы бывший грозный правитель Кавказа надолго задержался. Наверное, вспоминая сына, он просил объяснить ему законы физики, многое схватывая своим пытливым умом на лету. Однако так и не смог уразуметь, зачем русских детей учат… русскому же языку.
Долг избранных
Символической датой окончания долгой Кавказской войны стало взятие русскими войсками 21 мая 1864 года черкесского аула Кбада (ныне — Красная Поляна). А 26 августа 1866 года Шамиль вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи принес присягу на верноподданство России. «Я завещал своим детям и своим единоверцам быть верноподданными России и полезными слугами нашему Отечеству». Спустя три года после присяги Шамиль был возведен в потомственное дворянство. И ежегодно выделялась солидная сумма из русской казны на содержание «Кавказа в Калуге», где было определено место жительства большому семейству Шамиля с женами, слугами и детьми. В 1871 году по ходатайству князя Барятинского Александр II отпустил Шамиля в Медину, на поклонение гробнице Магомета, где имам Шамиль и умер.
Ненадолго пережил Шамиля и князь Барятинский. Покоритель Кавказа умер в Женеве на руках любимой жены, но завещал похоронить себя в Курской губернии, в родовом селе Ивановское, что и было исполнено. На его надгробной доске с родовым гербом Барятинских и девизом «С Богом и честью» было начертано: «Генерал-фельдмаршал. Генерал-адъютант, князь Александр Иванович Барятинский. Род. 2 мая 1815 года. Cкончался 25 февраля 1879 года». На месте пленения Шамиля в Гунибе была установлена беседка, разрушенная в советские годы, как разрушен семейный склеп Барятинских в имении Марьино. Подчеркивать значение личности царского генерала Барятинского в истории России при Советах было идеологически невыгодно новой власти, но и в царской России имя победителя Шамиля оставалась в незаслуженном забытьи по причине его критических замечаний о состоянии армии. Однако и в современной России имя Барятинского известно лишь узкому кругу историков.
Какова же судьба потомков князя Барятинского и имама Шамиля? Очень разная. Гази-Мухаммад, воспитанный как религиозный фанатик, после смерти Шамиля в Мекке в Россию не вернулся, а поступил на службу в турецкую армию, нарушив завет отца и свою присягу на верность России. Под Баязетом на глазах у своих бывших сослуживцев Гази-Мухаммад красовался в чине генерал-лейтенанта армии турецкого султана. Он умер в Турции, не оставив мужского потомства. Другой сын Шамиля Мухаммад-Шапи честно служил в русской армии и ушел в отставку в чине генерал-майора, не дожив до революции 1917 года, а его дочь Нафисат, получившая образование в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в Ленинграде и умерла в блокадном городе. Правнучка Шамиля Назима Ханафи Мухаммед, проживавшая в Аддис-Абебе, в 1990-е годы высказывалась против международных террористов, развязавших новую войну на Кавказе, и указывала, что они искажают заветы имама Шамиля о вечной верности России, пытаясь поднять его имя на знамя борьбы с Россией. «Чечня должна оставаться в составе России», — заявила она в своем интервью корреспонденту «Известий» Максиму Юсину.
Потомки князей Барятинских и ныне живут в России. Один из внуков князя в годы сталинских репрессий спасся, определившись вольнонаемным в Магадан. Часть семьи эмигрировала в США. Громкое слово в новейшей истории России сказал внучатый правнук князя Александра Ивановича Барятинского — крупнейший специалист в области генеалогии, американский профессор истории Алексей Павлович Щербатов-Барятинский. В 2001 году он передал Президенту России В. В. Путину переписку имама Шамиля и фельдмаршала Барятинского. Это личные письма князя, распоряжения, приказы для армий по обеспечению, по обустройству края, о строительстве укреплений. Ученый с мировым именем А.П. Щербатов-Барятинский говорил: «Меня интересовало видение Барятинским будущего России, ведь кто, как не историк, может ретроспективно взглянуть из прошлого в будущее». А письма Шамиля, написанные имамом по-русски и по-арабски, отражают новое отношение человека к Российскому государству, переоценку противостояния с Россией, что представлялось профессору очень важным в новом ХХI веке для отношений США и России. Наблюдая с горечью войну на Кавказе, разразившуюся в конце ХХ века, американский ученый принял решение передать бесценные документы в Россию.
Князь Щербатов-Барятинский, в десятилетнем возрасте вывезенный из России, объятой Гражданской войной, в одном из интервью рассказывал, как в 1970-е годы ему предлагали помогать советским диссидентам в работе против СССР. Он отказался. На вопрос «почему?» Алексей Павлович со свойственной ему прямотой ответил:
— Вы — антирусские.
— А вам что? Вы же американец…
— Это только гражданство, — сказал потомок Барятинского. — Я остался русским, и я как историк против демократии в том виде, в каком вы ее преподносите. Глупо навязывать России чужую форму правления с сенатами, конгрессами, законами, не свойственными России…
Художник Т. Горшельт. Штурм Гуниба
«Долг избранных — служить России», — говорил князь Александр Иванович Барятинский, имея в виду вовсе не национальное превосходство, а прогрессивное мышление, которое смог проявить его бывший противник имам Шамиль, ставший искренним другом. Еще один друг Барятинского — немецкий художник с русской душой Теодор Горшельт, работы которого были собраны в усадьбе Марьино. Он оставил большое творческое наследие, с которым сегодня можно познакомиться в музеях Москвы, Курска и Дагестана. Картины, акварели и рисунки «Кавказского военного цикла» баталиста Теодора Горшельта не только переносят зрителя в те места, где вершились исторические события, но и передают образы великих исторических личностей и простых солдат, бытовые нюансы военных походов прошлого.
[Категория:7 класс]]
- 1 Н и НН во всех частях речи
- 1.1 Правила 1956 года:
- 1.2 Понятная табличка
- 1.3 Примеры
- 1.4 Какие слова нужно запомнить (здесь исключения + трудные случаи).
- 1.4.1 Одна буква Н пишется в словах:
- 1.4.2 Две буквы НН пишется в словах:
На нашем сайте вы можете бесплатно посмотреть запись лекции о правописании Н и НН.
Правила 1956 года:
§ 61 Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.
Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).
Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.
Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.
С одним н пишется суффикс -ин— в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.
§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.
§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребёнок, корчёванный участок.
Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени, если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.
Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.
§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).
Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).
§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых — двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.
Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.
Понятная табличка
Правило достаточно трудное. Не рекомендуем изучать его самостоятельно. Лучше, если всё объяснит опытный преподаватель. Научиться применять это правило можно на курсах нашего сайта. Посмотреть описание курса >>>
Примеры
Жареный лук (отглагольное прилагательное в полной форме: нет приставки, зависимого слова, -ованнн-, -еванн-, образовано от гл. нес. вида).
Зажаренный лук (причастие в полной форме, есть приставка).
Жаренный на сковородке лук (причастие в полной форме, есть зависимое слово).
Консервированный лук (причастие в полной форме, есть буквосочетание -ованн-).
Лук пожарен (причастие в краткой форме).
Территория ограничена забором (причастие в краткой форме).
Эти люди безнравственны и ограниченны (краткое прилагательное, произошедшее от причастия).
Он озабоченно посмотрел на меня (наречие от озабоченный).
Общество озабочено происходящим (причастие в краткой форме).
Серебряный нож (отымённое прилагательное, суффикс -ЯН-).
Картинная галерея (одна буква Н в корне, другая — в суффиксе).
Торжественная встреча (отымённое прилагательное с суффиксом -ЕНН-).
Всё было очень торжественно (наречие от торжественный).
Какие слова нужно запомнить (здесь исключения + трудные случаи).
Одна буква Н пишется в словах:
Прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.
Две буквы НН пишется в словах:
Стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, деланный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклёванный, недрёманный, пущенный.
В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на Н и НН во всех частях речи. Посмотреть описание курса >>>
ПРАВОПИСАНИЕ
-Н- и–НН-
В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ КАЗАРИНА Л.Э.
ГБОУ СОШ № 327
ЗАДАНИЕ № 5 ОГЭ
Задание 5 ОГЭ по русскому языку требует знания трех правил, одно из которых –
правописание суффиксов -Н- и -НН- в разных частях речи;
Необходимо из диапазона предложений выписать слово, которое удовлетворяет правилу.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЯ № 5 ОГЭ
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в суффиксе которого является исключением.
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В именах прилагательных, образованных от существительных с основой на Н с помощью суффикса Н, пишется НН.»
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-, пишется Н.»
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»
Из предложений выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН».
Из предложений выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Отглагольные
Глаг. + СУФФИКС
Красить + ен = крашеный
Печь + ен = печеный
Отыменные
Сущ. + СУФФИКС
Дом + ашн = домашний
Дерево + янн = деревянный
Н И НН В ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
НЕ ИМЕЮТ СУФФИКСА
Пряный
Пьяный
Румяный
Багряный
Зеленый
Юный
Свиной
СЛОВА С ДВУМЯ СУФФИКСАМИ
Старина стар + ИН + Н –ый
Пустыня пуст + ИН + Н –ый
Равнина равн + ИН + Н –ый
Целина цел + ИН + Н –ый
Овчина овч + ИН + Н –ый
Холстина холст + ИН + Н –ый
Диковина диков + ИН + Н –ый
Образуйте от имен существительных прилагательные,
разделите на две группы (н и НН), выделите суффиксы
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры, домна, революция, лось, мышь, осел, соловей, туман, истина, машина, сон.
Тренинг: Определите, от каких имен существительных образованы данные прилагательные,
разделите на две группы (н и НН), выделите суффиксы
Единстве…ый, ветчи…ая, мгнове…ое, карти…ая, бараба…ый, масля…ый, петуши…ый, платя…ой, ветря…ая, багря…ый, каме…ая, лекарстве…ый, сви…ой, орга…ая, белокоча…ая, дискуссио…ый, клюкве…ый, миграцио…ый, мужестве…ый, листве…ый.
ТР
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Основа глагола + СУФФИКС
Ориентиры для определения причастия:
Вопрос КАКОЙ? (что делающий/ что сделавший?)
Значение
ТОТ, который что-то делает
ТОТ, с которым кто-то что-то сделал
Наличие «причастных» суффиксов: ущ/ющ, ащ/ящ, ем/им, вш/ш, нн/енн
Наличие зависимых слов
Человек, /гуляющий во дворе/
-Н- И –НН-
В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ
! Раненый (особое слово)
Вид зависит от контекста:
Ранить (что делать?)
раненый солдат (отглагольное прилагательное) = увечный
2. Ранить (что сделать?)
раненный пулей солдат (причастие) = Тот, которого ранили
СЛУЧАИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ
-Н-
Смышленый
Незваный
НазвАный брат, но нАзванный выше
ПосажЁный отец, но посаженное дерево
-НН-
Нежданный
Нечаянный
Желанный
Постоянный
Невиданный
Неслыханный
Читанный
Неожиданный
Негаданный
Данный
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
Жаре..ый гусь, поджаре..ая колбаса, жаре..ые в масле пирожки, писа..ый красавец, вписа…ый треугольник, писа..ый художником, решё..ая задача, организова..ая спонсорами ярмарка, тка..ая скатерть, тка..ая золотом скатерть, бракова..ый товар, забракова..ые продукты, военизирова..ый отряд, кова..ая решетка, подкова..ый конь, воспита..ый человек, дистиллирова..ая вода, расклее..ые афиши, краше..ый забор, некраше..ый дом, краше..ая морилкой доска, выкраше..ый пол, варе..ый в мундире картофель, купле..ые вещи, вяза..ая шапочка, связа..ый свитер, вяза..ая крючком скатерть.
Тренинг: перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова…ый ребенок, замаскирова…ый вход, плете…ая корзина, измуче…ый вид, груж…ая дровами машина, груже…ая машина, нагруже…ая машина, стреля…ая дичь, неслыха…ые обстоятельства, ране…ый в руку солдат, гаше…ая известь, негаше…ая известь, назва…ый брат, моще…ая дорога, писа…ые акварелью картины, ране…ый боец, переплавле…ый металл, асфальтирова…ая улица, посоле…ая закуска, ноше…ая шляпа, поноше…ые ботинки, оплете…ый плющом забор, взволнова…ый разговор, броше…ый камень, нечая…ая встреча, купле…ый товар, отправле…ое по факсу письмо, изыска…ые экономистами ресурсы, застрахова…ое имущество, непредвиде…ые обстоятельства, оказать вооруже…ое сопротивление, довере…ое лицо, дипломирова…ый специалист.
.
ТР
Краткие прилагательные и причастия.
Чтобы справиться с этой частью правила,
необходимо знать признаки каждой из частей речи.
Тренинг:
1.Вяза…ая шапочка поноше…ый костюм из полотня…ой ткани уже давно были уложе…ы в плете…ую корзину.
2.На столе покрытом глаже…ой скатертью гости увидели вяле…ую рыбу жаре…ый на масле картофель замороже…ые фрукты.
1.Демобилизова…ый офицер изыска..о одетый на подкова…ой лошади по некоше…ому лугу двигался к краше…ому дому окружё…ому забором.
2. Ледя…ой взгляд охладил пыл незва…ого гостя сделавшего необоснова…ый вывод что хозяйка плохо воспита…а.
1.Тренирова…ый спортсмен взволнова…о и одухотворё..о рассказывал как были организова…ы его тренировки на пересечё…ой местности.
2.По вощё…ому полу пробирался нечёса…ый дворовый пёс привлечё…ый запахом поджаре…ых котлет.
ТР