Радиотеатр цветной слушать сказки

Вы можете на нашем сайте слушать радиоспектакли и радиопостановки поставленные по известным произведениям классиков. приятного вам прослушивания! главная хамелеон

Вы можете на нашем сайте слушать радиоспектакли и радиопостановки поставленные по известным произведениям классиков. Приятного Вам прослушивания!

Главная

Владислав Лисовец давно зарекомендовал себя как один из ведущих российских стилистов и экспертов моды. У него множество наград, в том числе — «За вклад в индустрию моды». Владислав вел популярные телепроекты: «Мейкаперы» (16+), «Неделя стиля» (16+), «Женская Форма» (16+) и многие другие, снимался в кино. Успел поработать со многими отечественными звездами эстрады и музыкальными коллективами, основал собственную школу стиля LISOschool. А нам эксперт моды и телерадиоведущий рассказал о том, в чем стоит и в чем не стоит встречать Новый год, что будет модно и актуально в 2022 году.

Слушать себя, а не астрологов

— Вопрос, который интересует многих: в чем встречать Новый год?

— В первую очередь нужно слушать себя. Надо понять, как вам хочется выглядеть, и от этого идти. Я рекомендую в эту новогоднюю ночь быть в чем-то блестящем: это может быть одежда из ткани с люрексом, пайетки, красивые платья с широкими рукавами, глубоким вырезом, приталенные. Такие наряды чуть-чуть в стиле 1970-х. На мой взгляд, это будет выглядеть симпатично. Неважно, где вы отмечаете, потому что самое главное — это настроение. Сейчас у нас наступает год Водяного Тигра, поэтому часто рекомендуют все оттенки голубого, серого и синего. Но, на мой взгляд, голубые оттенки — не совсем праздничные. Я бы как раз-таки обратился к принту «леопард», который мне очень нравится. При правильном использовании — например, если это будут какие-то детали или сумка — это всегда выглядит красиво.

— Что еще можно подобрать?

— Брючные костюмы, в которых будет очень удобно. Чуть-чуть более широкий пиджак, брюки в пол. И, допустим, с леопардовой блузкой (можно ту же синюю или голубую). Также могут быть и расклешенные джинсы, например, с блузкой — это тоже будет выглядеть нарядно. Но еще раз повторюсь, что блестящие ткани, где бы вы ни находились, будут выглядеть празднично. Используйте это. Главное — чтобы не выглядело скучно и банально. И мне бы хотелось, чтобы люди больше думали о своем ощущении присутствия на празднике. Если вам поможет, даже находясь в своей квартире, чувствовать себя волшебно в красивом длинном платье, то надо обязательно надеть именно его.

— Какого цвета должна быть вещь?

— Если чувствуете, что она — ваша, то не надо обращать внимания на то, что там говорят астрологи или еще кто-то. Ваше ощущение — самое главное.

— Кстати, вещь из блестящей ткани и потом, после праздника, можно вписать в гардероб?

— Конечно — и блузку, и блестящую юбку можно носить, например, с джинсовой рубашкой. Сейчас не возбраняется миксовать все это. Также блестящую блузку можно носить и просто с черной юбкой или с какой-нибудь цветной. Встречаются даже такие образы: низ — серебристого оттенка, а верх — золотистого, и это уже тоже не считается ошибкой. Самое рациональное, когда бюджет не очень большой, — сразу продумать, когда вы сможете вновь надеть это платье или блузку. Потому что это правильное вложение: красиво встретить Новый год, а потом с удовольствием носить вещь в других обстоятельствах. А не просто потратить деньги на то, что будет висеть в шкафу.

— В основном всегда дают советы женщинам. А в чем мужчинам вы бы порекомендовали быть на новогоднем празднике?

— Вы знаете, в моду возвращается бархат. Но для мужчин это должны быть не приталенные пиджаки, а такие, которые будто бы чуть великоваты. Это мода двухтысячных, и она потихонечку начинает возвращаться. Но при этом не нужно выглядеть, будто гость из прошлого — я сейчас говорю про приталенные рубашки, укороченные — «подстреленные», как я их называю — пиджаки. Мужчинам сложно советовать. Вообще, как мне кажется, если мужчина будет в пиджаке и рубашке на новогоднем вечере — он уже будет выглядеть торжественно. Можно еще положить платок в карман — и образ будет более элегантным, чем обычно…

Мода уходящая и приходящая

— Какие цвета будут в следующем году в моде?

— Я ориентируюсь на то, что сейчас происходит на подиуме. Видимо, во время пандемии людям захотелось яркости. Поэтому на подиуме очень много ярких цветов: и желтого, и оранжевого, и зеленого, все оттенки розового, много синего. Кроме того, уже четвертый год голубой не выходит из моды. Он все время разных оттенков, но непременно присутствует. Это основные цвета. Чуть-чуть отходят люминесцентные цвета — цвета фломастеров, но они остаются в деталях. Еще очень много пыльных красивых оттенков: пыльно-розовый, пыльно-голубой, пыльно-фисташковый. Женщинам можно их брать за основу базового гардероба. Потому что это всегда выглядит свежо, интересно и легко.

— Пандемия повлияла на моду в плане того, что стал больше уклон в спортивные костюмы и такой домашний стиль?

— Как раз пандемия увела моду 1990-х — она ее до конца дожала и вычеркнула. Потому что при выходе на улицу после локдаунов людям захотелось красиво одеваться. Появилось больше платьев, юбок, какой-то такой элегантной одежды. Сейчас в моду опять входят брюки с высокой талией, приталенные жакеты, бархат, много кружева, блестящие ткани. Это как раз говорит о том, что тренд на домашнюю одежду — на толстовки, спортивные штаны — уходит.

— А оверсайз останется с нами?

— Он еще есть. Можно пока миксовать между собой. Вообще, в гардеробе надо иметь разные образы — тогда вы меняетесь. Так интереснее, и вам самой будет нравиться ваше отражение.

Прически и макияж

— Какие тенденции намечаются сейчас в прическах и макияже?

— В целом ничего не меняется: все так же номером один остаются челки, всевозможные каре, но только не тщательно уложенные.

— А небрежность может присутствовать?

— Назовем это не небрежностью, а натуральностью. Поэтому нет супердлинных волос, а есть средняя длина. Нет совсем коротких стрижек, уходят в прошлое бритые виски — у мужчин в том числе. Это мода уже 10-летней давности. Модно не суперяркое окрашивание. Но если вы готовы, если носите яркую одежду, то можно добавлять белые и голубые пряди в образ. И цветные оттенки имеют место быть, но надо понимать, насколько вы сможете «доиграть» этот цвет. Это то, что касается волос. Теперь про макияж. Сейчас его стало так много, и женщины так сильно все накрашены и настолько перегружены бровями, ресницами и всем остальным, что мне, несмотря ни на какие тренды, хочется, чтобы было больше легкости, свежести. Чистые лица, губы и ресницы, накрашенные тушью, а не нарощенные, — чтобы оставался образ легкой милой девушки, а не артистки цыганского театра. Всех это очень сильно взрослит, поэтому я — за чистую кожу. Просто ухоженное красивое лицо и яркий наряд, а не наоборот.

Перезагрузка гардероба

— После новогодних праздников всегда наступают распродажи. На что обратить внимание, что купить?

— Я бы посоветовал купить что-нибудь кожаное или из кожзаменителя: юбки, брюки. Это очень круто выглядит, дерзко. Это первое, на что бы я хотел обратить внимание. Второе: немного широкие, но при этом приталенные плащи — чтобы был силуэт. Не короткие и не супердлинные — где-то до середины икры. Я думаю, что стоит присмотреть свитеры и еще вязаные жакеты на пуговицах, которые возвращаются сейчас в моду. Весной с какой-то летней юбкой вязаный жакет выглядит красиво.

— Одна из самых популярных проблем — нечего надеть, при том, что гардероб забит. Есть какое-то универсальное решение?

— Так происходит, потому что люди покупают ничем не связанные вещи — покупают на эмоциях, не понимая, с чем будут носить. И, как правило, покупают одинаковые вещи: это в целом один и тот же крой, только в разном исполнении. Вот потому шкаф весь забит, а выйти симпатично, красиво — не получается. Поэтому я чуть ранее сказал, что гардероб должен быть из разных вещей. Должны быть, например, и расклешенные джинсы, и прямые брюки, и приталенный пиджак, и широкий. Должны быть футболки разного цвета, чтобы можно было миксовать. Но надо понимать, чем вы занимаетесь, род вашей деятельности, и от этого двигаться, составляя гардероб.

— То есть, в первую очередь, начать с себя, со своих характеристик?

— Абсолютно. С характеристик и своей головы. Когда в голове все не разложено по полкам и вы не понимаете, куда идете и кому хотите понравиться, то, к сожалению, не получится собрать нормальный гардероб. Он будет весь разрозненный и забитый. Замечу, что женщины частенько покупают вещи, дабы отвлечься. Результат тот же — забитый шкаф. Надо делать покупки в хорошем настроении и четко понимая, что «вот такой вещи у меня не было — я хочу быть другой». Тогда все будет складываться хорошо.

— Что вы пожелаете нам в Новом году?

— Я бы хотел, чтобы люди не боялись экспериментировать, не ходили скучно одетыми, не пытались быть похожими на всех. Я хочу, чтобы их внешний вид говорил о духовной глубине, чтобы они не боялись цветов, не боялись выделяться. К сожалению, на нас влияет наше прошлое: нас так воспитали, что наши люди боятся быть чуть-чуть другими. А я очень хочу, чтобы каждый считал и чувствовал себя нужным, был влюблен и с радостью украшал свой внешний вид.

Какие ассоциации у нас возникают при слове «радиоспектакль»? Из старого радиоприёмника доносятся классические постановки Булгакова и Горького, голосами Весника и Кулагина говорят литературные персонажи Салтыкова-Щедрина и Чехова… В конце прошлого столетия как-то потерялась сама традиция прослушивания спектаклей, и выросли целые поколения людей, которые либо ничего не знают о радиоспектаклях и театре у микрофона, либо знакомы лишь с «начитками» аудиокниг. Сегодня записями аудиоспектаклей занимается совсем немного людей. Один из них – это советский и российский режиссёр Виктор Фёдорович Трухан. Он не только записывает сами аудиоспектакли, несколько лет назад Виктор Фёдорович запустил проект «Аудиотеатр.рф», где собрал огромное количество записей спектаклей. А полгода назад вышли приложения «Аудиотеатр» для смартфонов на Android и для iPhone, и теперь аудиоспектакли можно слушать в любом месте и почти на любом гаджете. Радиопортал поговорил с режиссёром Виктором Труханом и с не равнодушными к радиотеатру Ольгой Дмитренко и Татьяной Синельниковой и узнал, в чём особенности радиотеатра, чем отличается радиотеатр от театра у микрофона и как привлечь внимание массового слушателя к забытому жанру. 

Некоторое время назад радиотеатр был популярным, радиоспектакли ежедневно транслировались и создавались по канонам, режиссёром, с дублями. К сожалению, постепенно аудиоспектакли стали терять позиции, на смену им пришли другие развлечения, порой не самые качественные. Радиотеатр как жанр начал забываться. Виктор Фёдорович Трухан всю свою жизнь занимался и занимается постановкой аудиоспектаклей. Начинал он в Детской редакции Гостелерадио СССР, где главным режиссёром был легендарный Николай Владимирович Литвинов.

«Повезло, просто повезло, потому что тогда попасть на радио в таком возрасте – мне только 23 года исполнилось – было очень сложно, — вспоминает Виктор Фёдорович о своей работе с Литвиновым. — Я окончил Институт культуры, факультет театральной режиссуры и должен был стать руководителем самодеятельного театрального коллектива, диплом я делал с красногорским детским театральным коллективом. Так как кафедры не было, меня в армию забрали на полтора года. Отслужил в армии, надо было куда-то устраиваться на работу. Начал обзванивать знакомых, и попался номер телефона редактора радио. Говорю: «У вас там подработки нет?». А редактор сказала, что режиссёр Надежда Ивановна Киселёва ищет внештатного ассистента. Ассистент – это человек, который собирает артистов, выписывает им пропуска, то есть организует запись спектакля – приходи, посиди, послушай, может быть, будет это интересно. Походил, посидел. Было несколько претендентов, к которым присматривались. В какой-то момент нам сказали, что главный  режиссёр детской редакции Н. В. Литвинов хочет со всеми претендентами познакомиться. Невероятная ситуация. Говорили, что на пять минут буквально. Каждый на пять минут и заходил по очереди. Я зашёл, мы разговорились и минут сорок поболтали, и я пошёл в студию к остальным претендентам. Надежда Ивановна приходит потом, загадочная, улыбается. Я спрашиваю, возьмут ли меня в ассистенты. А Надежда Ивановна отвечает: «Литвинов тебя хочет в режиссёры взять, в штат». Штатным режиссёром в 23 года попасть в детскую редакцию считалось чем-то невероятным. Литвинов был главным режиссёром. Он собирался через год на пенсию уходить. Поскольку он всегда читал вечерние сказки, а режиссёр Лидия Андреевна Портнова как раз уже ушла перед моим приходом, — она была в отделе для малышей, вечерние сказки и спектакли для малышей, — на её ставку Литвинов, видимо, подыскивал человека, с кем ему было бы приятно работать. Наверное, я ему понравился. С тех пор и до его смерти мы очень плотно работали. И это повернуло всю мою судьбу и судьбу моих близких. Мой брат – режиссёр, сейчас на «Радио России» завотделом. Сын сегодня полностью меня заменяет в студии «Vox Records», я приезжаю сюда раз в неделю, два раза в неделю, чаще работаю дома над наполнением сайта и приложений. А здесь все вопросы на нём. Он тоже режиссёр, ставит спектакли. И зять здесь же. Вот так я начал работать в Комитете телевидения и радиовещания и стал режиссёром».

В 1992 году была основана звукозаписывающая студия «Vox Records». Всего несколько лет назад Виктор Трухан запустил проект «Аудиотеатр.рф»: «На сайте есть и видео, и фотографии актёров. Также есть официальные группы в социальных сетях, посвящённые аудиотеатру: ВКонтакте, группа в Facebook, страница в Facebook, Одноклассники, Мой Мир, канал на YouTube. У меня просто сил не хватает, как следует всё вести». 

В социальных сетях выкладываются актуальные новости, посвящённые памятным датам, юбилеям радиорежиссёров и других творческих личностей, делаются анонсы новых записей спектаклей и многое другое. Также существует группа «ВКонтакте» «Радиотеатр и театр у микрофона». В ней не только собрались любители радиотеатра, это не просто сообщество по интересам. Там можно найти огромное количество полезной информации, ссылки на различные театральные проекты и многое-многое другое. Ведут группу Ольга Дмитренко, Татьяна Синельникова, Александр Игнатов и Виктор Трухан.

Радиотеатр цветной слушать сказки

Татьяна Синельникова

«Наша задача простая и привлекательная: способствовать популяризации радиотеатра и давать возможность просто послушать замечательные старые спектакли, познакомить с новыми радиоработами и голосами, — говорит Татьяна Синельникова. — Основное, что мы делаем, — размещаем записи и информацию о них. Довольно много технической работы: нужно занести сведения о радиопостановке в справочники, с помощью которых ведется поиск: по названию; автору произведения, по которому спектакль был поставлен; создателям — режиссерам, композиторам; актерам-исполнителям; жанрам и так далее. Мы стараемся публиковать и новости о событиях в мире радио, театра, откликаться на юбилеи артистов, режиссеров. Поддерживаем небольшой фотоальбом, в котором можно увидеть обложки книг, — как букинистических изданий, так и новинок — посвященных истории радио, радиотеатра. Ведем фотоальбомы, посвященные создателям радиотеатра: режиссерам, актерам, композиторам, чтецам. В специальной теме отвечаем на вопросы посетителей группы. Они, по большей части, связаны с поиском записи запомнившегося радиоспектакля и содержат просьбу разыскать и разместить в группе эту запись. По мере возможности мы выполняем эти заявки. Последнее время, кстати, участились вопросы от студентов – будущих журналистов, которые собирают материал о радиотеатре для своих учебных работ. Кроме того, мы ведем раздел «ссылки», где стараемся поддерживать актуальную информацию о тех ресурсах, которые размещают сегодня записи радиоспектаклей или информацию о них. Публикуем и сведения о тех радиостанциях, в эфире которых сегодня можно услышать радиотеатр. По счастью, они есть. Также в группе можно найти большое число записей радиоспектаклей». 

«Иногда нам удается отыскивать информацию, связанную с радиотеатром, которую широко не освещали, но проекты имели место быть, и по мере нахождения записей мы их оформляем и также загружаем в группу и рассказываем о них, — говорит Ольга Дмитренко. — Например, как-то я нашла информацию о современном проекте участия театров России в записи радиотеатра — «Россия на бис!». Я оформила и загрузила спектакль Ярославского театра. В дальнейшем речь шла о том, что продолжение проекта будет под названием «Сцена без границ» — записи радиоспектаклей театров в республиках бывшего СССР. Но пока о второй части проекта не очень много информации, а записи вообще, к сожалению, не все могу отыскать. Но надежды не теряю».

«В этой группе размещается то, что должно быть в общем доступе, как мне кажется, — делится своим мнением Виктор Трухан. — Выкладываются спектакли, которые были записаны ещё во время СССР, на деньги народа. Поэтому они и должны принадлежать народу. Думаю, что продавать могут только те, кто что-то вложил, создавал это. Неприлично даже раздавать или брать что-то просто так, если человек вложил в это свои средства. Бесплатно артисты не должны работать, это же их хлеб, их труд».

А в Интернете сейчас есть всё: «Как мне кажется, ко мне заходят на сайт, слушают демо спектакля, потом набирают в торрентах и скачивают бесплатно, — рассказывает Виктор Трухан о своём проекте. — И вообще мне сегодня выгоднее не работать, чем работать. Когда я записываю, я вкладываю, вкладываю, вкладываю… Это не бизнес, это неперспективно. Делать сегодня аудиоспектакли экономически невыгодно. Держится всё или на государственном финансировании, или на энтузиазме. Я бы не осилил сделать столько спектаклей, если бы Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям не помогало. Но и они дают не полное финансирование, а около пятидесяти процентов необходимых средств. Остальное приходилось вкладывать из заработанных студией денег. Я записал бы что-то, но столько, такое количество, какое есть, не записал бы. И иметь собственную звукозаписывающую студию выгодно – не нужно самому себе для записи спектаклей платить за аренду. Единственное, что сегодня выручает, — это приложения, потому что кто хочет иметь при себе запись спектакля на телефоне, тот берёт и скачивает её.

Самое дорогое произведение в приложениях – это «Фауст». На него я затратил большое количество денег, когда я их отобью, не знаю. Первую часть спектакля делал на грант. Многие спектакли делал таким образом. На вторую часть «Фауста» мне не дали денег, но тут уже дело принципа. Можно было бы, конечно, издать первую часть, как обычно все и делают, но вторая часть интереснее же, она более многослойна и её мало кто знает. Приложению «Аудиотеатр» только полгода. Загрузки идут. Очень много иностранцев покупают спектакли: из США, Норвегии, Израиля, Украины, Белоруссии, Германии, Канады. Но большинство, конечно, из России. Я не гонюсь за количеством спектаклей в приложениях. Там сейчас их 194, на подходе ещё штук пятнадцать спектаклей. Проще всего продать что-то такое, что можно всегда продать, например, Булгакова, а Гаршина, Куприна — сложнее. Проект, конечно, надо продвигать. Я и в социальных группах, и на сайте пишу о нём. Когда какой-то юбилей, событие, загрузки в приложениях бесплатными делаю. Конечно, сразу много скачиваний. Народ у нас такой, любит халяву. Но с другой стороны, мне что жалко? Человек послушает бесплатно, поймёт, что это хороший продукт, распробует. Надо дать попробовать, чтобы люди поняли, что такое аудиотеатр».

Радиотеатр цветной слушать сказки

Виктор Трухан

Надо заметить, что Виктор Трухан сделал разграничение: «Моё приложение называется не аудиокниги, – хотя это самое популярное слово в поисковиках — а «Аудиотеатр». Аудиотеатр – это аудиотеатр, даже если это чтение одним человеком. Надо отделить мух от котлет. Если Михаил Александрович Ульянов читает, как это можно назвать аудиокнигой? Или Козаков? Это именно театр, аудиотеатр. Поэтому я и сказал, что аудиокниги отдельно должны быть. Поначалу издавали и писали на дисках «аудиокнига». Издатели начали брать других производителей, и мои спектакли потерялись, и доход ушёл, продажи упали. Поэтому начали писать «аудиотеатр», таким образом мы решили выделяться. Если издателям отдавать спектакли, а у них куча некачественного материала, то мой продукт потонет в бочке дёгтя. Хороший продукт не должен теряться. Поэтому я выпустил приложения «Аудиотеатр» для iPhone, для Android, и там только спектакли. Чтение должно быть качественным. Уже год я ничего не пишу. Год назад сделал «Фауста» и всё. Для меня сейчас важно объединить хорошие записи, отфильтровать их от просто «начиток». Уже полгода занимаюсь тем, что загружаю записи, оформляю  их и так далее…».

Долгое время на радио не было спектаклей вообще: «Сейчас уже выросло поколение, которое в детстве и пластинок не слушало, на радио спектакли не звучали, диски с хорошими аудиоспектаклями не выходили, — говорит режиссёр. — Была прервана связь времён, молодёжь не приучена к прослушиванию качественных спектаклей. «Радио России» и радио «Культура» – единственные станции, которые сохраняют радиотеатр. Раньше был каждый день часовой спектакль. Теперь же этого нет. Знаете, чем отличается радиотеатр от театра у микрофона? Театр у микрофона – это запись спектакля, который поставил какой-то режиссёр на сцене. Театр у микрофона – это запись, на которую приглашаются те же актёры, режиссёр-постановщик и записывается аудиовариант спектакля, который идёт во МХАТе, в Малом или ещё где-то. Делается аудиовариант. Приглашаются радиорежиссёр и режиссёр-постановщик. Первый помогает второму сделать мизансцены у микрофона. А радиотеатр – это спектакль, который делается по оригинальному сценарию для радио, приглашаются разные артисты, из разных театров».

«Мне кажется, существует два вектора, по которым развивается сейчас ситуация с радиотеатром, — говорит Татьяна Синельникова. — С одной стороны, виден несомненный интерес и к радио, и к нашему наследию, «золотому фонду» радиоспектаклей, к настоящему искусству радиотеатра. Во многом этот интерес исходит от тех людей, которые слушали радио и радиотеатр еще в советское время. Оказавшись в 1990-е годы, по сути, в новой стране и с новым радио, они лишились многих привычных вещей, в том числе привычного, если так можно выразиться, радиоокружения, привычного звука и устоявшейся сетки передач, которые сопровождали их в повседневной жизни. Сейчас, по прошествии времени, многим хочется к этому вернуться, вспомнить, переслушать старые передачи. Не только из ностальгического чувства, но и потому, что на расстоянии начинаешь по-особому ценить это уникальное явление — радиотеатр тех лет. По счастью, традиция не прервалась и в эфире «Радио России», радио «Культура», «Радио Петербург», «Детское Радио» и других звучат спектакли — старые, фондовые записи и новые, недавно созданные. Те, кто получил в детстве прививку радиотеатра, продолжают сегодня его слушать на радио. Выходят диски с записями старых радиоспектаклей, в том числе выпускавшихся когда-то на пластинках фирмы «Мелодия». Хотя дисков этих мало, недостаточно. Наконец, с помощью Интернета любой может найти и послушать замечательные старые записи.

Говорят, что сейчас уходит культура медленного чтения. То есть чтения, которому специально посвящен досуг, осознанного, неспешного, позволяющего останавливаться, размышлять о прочитанном. Возможно, культура «медленного слушания» — полностью вовлеченного, внимательного, эмоционального, которое тоже требует досуга, а ведь именно так мы слушаем радиоспектакли, серьезную музыку — тоже может утратиться. Режиссер московской Студии «Театр песни “Собеседник”» и мой друг, Сергей Рубашкин, с которым мы недавно беседовали на эту тему, упомянул термин «фоновое потребление», услышанный на лекциях профессора ГИТИСа Геннадия Дадамяна. Вот это «фоновое потребление» — удачное, на мой взгляд, определение того, что сейчас происходит. Оно, кстати, касается многих сторон нашей жизни сейчас. Это и всегда было — фоновое усвоение информации. Невозможно быть постоянно включенным в каждый момент своей деятельности. Но, по-видимому, сейчас доля этого скоростного, поверхностного способа существования в мире информации растет. Когда человек и торопится, и одновременно занят сразу несколькими делами, но ему необходимо что-то быстро обработать, усвоить, запомнить… Ну и конечно, слово потребление — это тоже очень о нашем времени. Не переживание, не проживание, не потрясение, наконец, а потребление. Вот этот другой вектор — то, что, как мне кажется, может разрушить искусство радиотеатра. Надеюсь, однако, что это не произойдет, и слушатели радиотеатра будут всегда, только, возможно, их будет меньше». 

Радиотеатр цветной слушать сказки

Виктор Трухан

«Радиотеатр раньше был на высоте, а сейчас им почти никто не занимается. В основном сегодня делают «начитки» без режиссёра, и за профессию обидно, — сетует Виктор Трухан. — Хорошо, если укажут, кто читает в этих «начитках», а режиссёров нет. Как  можно прочитать без режиссёра? Для радийного человека это непонятно. Есть, конечно, самоигральники, посадил его в студию, он сыграет – сам себе режиссёр – есть такие артисты. Студент садится: «Что вам начитать? «Илиаду»? Пожалуйста! «Гамлета»? Пожалуйста!» – всё, что хочешь, начитают. А мастера раньше не могли без режиссёра работать. На некоторых энтузиастах сейчас и держится радиотеатр. Качественный продукт делать очень дорого. Вот у меня студия есть. Мог бы я сюда посадить самоигральников? Мог бы. На поток всё поставить, не чистить… А я записываю спектакли, с дублями. Сейчас с дублями мало кто пишет. Сейчас посадят артиста, произнёс что-то, ну и произнёс. По правилам даже авторский текст пишется с дублями, режиссёр поправляет, чтобы было более точно логическое ударение, за эмоциями следит. У моего учителя Николая Владимировича Литвинова была любимая поговорка: «Всё дело в каке». Он по этому поводу всегда шутил. Главное – как, каким образом сделано. Первую студию я построил в библиотеке для слепых. Когда мы что-то для них писали, были замечания, что не надо раскрашивать, нам это не надо, нам только буквы читать надо, до остального мы сами додумаемся. И были даже претензии: зачем вы с артистами пишете? Есть люди, которые слушают книги на ускоренном темпе прослушивания, слишком медленно для них читают, то есть для них главное – получить информацию. А наша школа – не важно что, а важно как. То есть существует два подхода к записи: просто передача информации, запись без режиссуры и театральные постановки. Если спектакль хорошо сделан, вкусно и можно не просто получить информацию, — а для современных людей это ближе – узнать больше информации — но можно и получить удовольствие от того, как ты поглощаешь информацию. Постановок же множество. Кто не ставил «Вишнёвый сад»? В одном театре, в другом, третьем… И поэтому идёшь в вот этот театр и получаешь удовольствие или не получаешь. Знаешь содержание, знаешь всё наизусть, но смотришь и понимаешь, что всё дело в каке, в том, как это сделано. Получаешь удовольствие от того, как это сделано».

«Есть и обстоятельства современной жизни, которые уводят слушателей от этого жанра, — считает Татьяна Синельникова. — Многое изменилось по сравнению с тем временем, когда радиотеатр переживал свой расцвет. Не секрет, что радио сейчас приходится конкурировать с другими средствами информации и другими способами ее распространения. В том числе — иными технологиями передачи аудиоинформации. Раньше слушатели, читатели приникали к радио, книге, газете, потом появилось и телевидение — это были главные источники сведений о мире, и, конечно, ценились высоко, высоко ценилось слово вообще, написанное, напечатанное, произнесенное по радио. Это, видимо, придавало и ответственности тем, кто осуществлял издание книг, выпуск радиопередач, способствовало развитию высокого мастерства, искусства. Конечно, чрезмерная требовательность, помноженная на идеологию, зачастую приводила и к цензурным перегибам, но вместе с тем это был высокий уровень общей культуры слова, мастерства. Сейчас век современных технологий, информационная плотность выросла во много, много раз. С помощью разнообразных устройств, приложений и тому подобного вы можете читать, слушать, обмениваться текстами, звуками, картинками. Информации очень много, она доступна и чрезмерна. Представляется, что это и благо и вред одновременно. Многое приобретая, мы и теряем, по-видимому, немало.  Потому что при таком вале информации она часто обесценивается, качество ее снижается. Кроме того, как успеть обычному человеку, а не техническому устройству весь этот вал переварить? Поневоле приходится приспосабливаться, пользоваться специальными способами быстрого усвоения текстов, звуков. Все чаще это неглубокое, поверхностное, скоростное усвоение, а иначе — как все успеть?»

Радиотеатр цветной слушать сказки

Ольга Дмитренко

А нужны ли современному слушателю аудиоспектакли? Что значит радиотеатр сегодня для современного слушателя? Ольга Дмитренко вспоминает следующую историю: «Очень была интересная акция у «Старого радио», инициированная предпринимателями из Иркутска. В буквальном смысле был спасен архив записей Иркутского Дома Радио, практически выброшенный на свалку. И люди инициировали сбор средств и пересылку многотонного контейнера с записями Юрию Метёлкину [Юрий Метёлкин – основатель «Старого радио»] в Москву для оцифровки и спасения этого звукового архива. Деньги собрали всем миром довольно быстро, никто не заставлял. Сейчас, насколько мне известно, часть записей Метёлкин оставил у себя для оцифровки, а часть передал в ГТРФ, их действительно очень много. Подробности, конечно, можно узнать у него. Лучшее подтверждение, что радиотеатр нужен и современным детям, это например рубрика «Детского радио» — «Радиотеатр цветной». Коллектив станции уже с современными детьми создает хорошие радиоспектакли и передачи в похожей тематике, используя даже названия прежних радиопередач, минимально что-то меняя, например, вводя других героев-ведущих. На мой взгляд, — да я считаю, многие согласятся — такая трансформация темы радиотеатра — своеобразное современное продолжение и развитие его традиций. Какое будущее у радиотеатра? Думаю, что развитие радиотеатра и театра у микрофона будет прирастать новыми хорошими постановками, новыми талантливыми актерами, режиссерами. Пока не знаю, насколько государство готово участвовать в теме распространения записей радиотеатра, хотя бы сделанных до 1991 года, но уверена, что наш малый вклад этому способствует. Я вообще изначально и начала делать свою работу в группе в основном только с этой мыслью – что все сделанное нами не уходит в пустоту, особенно сейчас, когда людей мало что объединяет, не просто ностальгическое, а доброе и очень необходимое душе и голове. Как привлечь массового слушателя? Массовым слушатель радиотеатра станет, только если государство трансформирует и вернет вещание литературно-драматических программ хотя бы на крупные станции, не считая выпускаемых постановок по сети ВГТРК («Радио России», радио «Культура»). Или хотя бы записи, созданные до 1991 г. и хранящиеся в ГТРФ, откроют в полном доступе онлайн для любого слушателя в мире. Я, кстати, посылала этот вопрос президенту на прямую линию в этом году. Не знаю, рассматривали ли его или он затерялся, как и большинство поступающих в архиве линии, но надеюсь, что все эти наши мелкие попытки когда-нибудь станут той самой последней каплей — в хорошем смысле — что камень сточит.

Из мыслей, которые у меня недавно возникли. Если коротко: есть соображение найти контакт с Губернским театром Сергея Безрукова. Ирина Безрукова — тифлокомментатор, в театре недавно они с Сергеем запустили систему тифлокомментирования спектаклей для слепых и слабослышащих людей. Техническое оснащение делали за свой счет. Тоже вроде небольшое дело, но очень нужное. Надеюсь, что все-таки эта тема получит развитие, и в других театрах будет делаться что-то подобное».

«Как привлечь внимание молодых людей к радиотеатру, сделать его популярным, модным? Наверное, играть на поле новых технологий, приложений. Новинки, новые устройства и возможности всегда привлекательны для молодежи, которая старается это отслеживать. По такому пути, кстати, идут и Виктор Трухан, и Юрий Метелкин. А вообще, вспоминая Высоцкого, видимо, надо «нужные книги в детстве читать». Другими словами — слушать в детстве хорошие радиоспектакли. Тогда будет вырабатываться вкус, и может быть, позднее появится осознанный интерес к искусству радиотеатра. Вероятно, немало здесь зависит от родителей: если они включают сегодня своим детям радио и слушают с ними радиоспектакли, скорее всего, их дети, новое поколение, в будущем поступят также. И традиция не прервется», — делится своим мнением Татьяна Синельникова.

Чтобы привлечь сегодня внимание к радиотеатру, надо больше выпускать спектаклей, считает Виктор Трухан, и качественно это делать: «Тогда они и не будут теряться, как ложка мёда в бочке дёгтя, в море «начиток». Это как в анекдоте: «Ты «Травиату» слышал? Слышал. А когда? Да мне Рабинович недавно напел. Полная гадость». Так и здесь, кто-то послушал какую-то плохую «начитку», нечищеную, с ошибками, с неправильными ударениями – и всё, слышал я ваши травиаты…». 

Елена Дюкова

Radioportal.ru

Радиотеатр цветной слушать сказки

20210413 vu tg sbscrb2

Радиотеатр цветной слушать сказки

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Опыты с предметами неживой природы»

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Разработала:

Сидорова О.И.,

Камышлов, 2021

ФИО: Сидорова Ольга Игоревна

Образовательная область: познавательное развитие

Тема недели: «Богатства нашей планеты»

Тема занятия: «Опыты с предметами неживой природы»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель: расширение представлений детей о воде и ее свойствах, отработка умений детей проводить опыты с водой, развивая при этом диалогическую речь, мыслительную активность, и воспитывая, бережное отношение к воде.

Цель ребёнка: провести простые опыты с водой, направленные на актуализацию знаний о свойствах воды.

Задачи:

  1. Обучающая:

— расширить у детей представление о воде и ее свойствах;

отработка умений детей проводить простые опыты с водой;

  1. Развивающая:

— развивать грамматически правильную диалогическую речь, посредством ведения диалога с воспитателем;

— развивать мыслительную активность, посредством проведения простых опытов с водой;

  1. Воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к воде;

  1. Дополнительная:

  • Игровая: принять участие в опытах с водой, тем самым помогая Коле узнать о свойствах;

  • Дидактическая: провести опыты с водой в соответствии с требованиями воспитателя;

Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей словами, обозначающими свойства воды

Материалы и оборудование: письмо от мальчика Коли, карта мира, вода, стаканы, блюдце, сахар, кофе, виноградины, соль, ниточка с узелком

Планируемый результат: у детей продолжает развиваться грамматически правильная диалогическая речь, расширяются представления о воде и ее свойствах, дети провели простые опыты с водой.

Подготовительная работа: рассматривание сюжетных картинок о море; беседы о воде, ее родии свойствах.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный

Смотивировать детей на дальнейшую деятельность

— Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

— Какие вы все нарядные! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики, начинаем занятие. Давайте сядем ровно и красиво, так чтобы спинка касалась спинки стула. Ребята, если во время занятия вы захотите что-то спросить, или ответить, что надо сделать?

— Правильно, поднять руку.

Итак, наше занятие начинается.

(достает письмо)

— Ребята, пока я шла к вам, я встретила почтальона, который передал мне это письмо.

— Хотите узнать, что там написано?

— Тогда послушайте, я вам прочитаю

Дети слушают воспитателя, приветствуют друг друга, улыбаются. Положительно настроены на взаимодействие.

Ответы детей: поднять руку.

Дети рассматривают письмо

— Да

Дети готовы слушать воспитателя, положительно настроены на взаимодействие

Фронтальная форма

Беседа

Сюрпризный момент

Вопросно-ответная форма

Наглядный (показ письма)

Подготовка детей к совместной деятельности. Отвечают на вопросы. Дети включаются в образовательную деятельность.

Основной

Этап постановки проблемы

Формулировка проблемы в доступной для детей форме.

— Ребята, это письмо нам прислал мальчик Коля. Он пишет, что вчера случайно запачкался краской, когда рисовал и заметил, что вода тоже окрасилась и стала цветной. И тогда ему стало интересно узнать больше об этом. И он просит вас помочь ему узнать, какие же еще есть свойства у воды.

— Ну что, ребята, поможем Коле?

— Хорошо, но для начала немного разомнемся

Физкультминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Дети внимательно слушают воспитателя. Заинтересованы содержанием письма.

Дети внимательно слушают воспитателя, заинтересованы в проблеме. Готовы помочь Коле узнать о воде

— Да

Дети внимательно слушают воспитателя, готовы выполнить физкультминутку

Дети выполняют движения физкультминутки в соответствии с указаниями

Беседа

Вопросно-ответная форма

Практический (выполнение физкультминутки)

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Активно включены в деятельность.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление детей с материалом, который будет обсуждаться на занятии

— Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о воде, ее свойствах и проведем небольшие опыты с водой. Но для начала давайте посмотрим на карту.

(показывает карту)

— Ребята, какого цвета на карте больше всего?

— Что обозначается этим цветом?

— Правильно, ребята. Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?

— Правильно, без воды нет жизни на земле. А для чего нужна вода человеку?

— Верно. Человек при помощи воды готовит, стирает, поливает растения, пьет, умывается.

— Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?

— Правильно, ребята. Жидкое состояние – это жидкость, дождь, роса. Газообразное состояние – пар, облако, туман. Твердое состояние – лед, снег

Дети внимательно слушают воспитателя. Настроены на дальнейшее взаимодействие, готовы повторить материал, изучаемый на занятии

Дети рассматривают карту

— Синего, голубого

— Моря и океаны

Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о воде и ее роли

— Чтобы жить. Она нужна всем

— Чтобы пить, готовить, мыться

Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о воде и ее роли

— В жидком, твердом и газообразном

Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют знания о состояниях воды.

Фронтальная форма

Беседа

Объяснения

Вопросно-ответная форма

Наглядный

(показ изображений карандашей)

Игровой

(дид. игра)

Практический (выполнение заданий)

Похвала

Художественное слово (стихотворная форма в задачах)

Ответили на вопросы воспитателя. Дети готовы к совместной с педагогом деятельности

Этап практического решения проблемы

Овладения действиями и способами решения проблемы

-Вот, ребята, мы с вами вспомнили о воде, ее роли в нашей жизни и о том, в каких состояниях она бывает. А сейчас мы с вами проведем опыты с водой.

Опыт 1. Вода – жидкость.

— Давайте вспомним, что вода – жидкость. На ваших столах стоят два стакана, один с водой. Перелейте воду из одного стакана в другой.

— Получилось? Это доказывает, что вода – жидкость.

Опыт 2. Вода не имеет формы.

— Ребята, смотрите, у меня в руках кубик. Если я его буду ставить в разные места, он форму не изменит. А если я перелью воду из стаканчика в блюдце, она примет форму блюдца.

— Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 3. Вода не имеет вкуса, и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили.

— Ребята, попробуйте воду на вкус. — Какая она?

— Правильно безвкусная.

— А теперь положите в воду кусочек сахара, перемешайте и попробуйте воду снова.

— Какая она стала?

— Правильно, сладкая.

— Вывод: вода приобрела вкус сахара, который в ней растворили.

Опыт 4. Вода не имеет запаха, но приобретает запах, растворенного в ней вещества.

— Ребята, понюхайте, пожалуйста, воду.

— Чем она пахнет?

— Правильно, ничем. А теперь растворите в ней щепотку кофе, размешайте и понюхайте снова.

— Чем пахнет вода?

— Правильно, пахнет кофе.

— Вывод: вода приобрела запах растворенного в ней кофе.

Опыт 5. Пузырьки газа в воде могут поднимать на поверхность предметы.

— Ребята, я вам сейчас покажу, что могут делать пузырьки газа. Опустите в свои стаканчики с газированной водой виноградинку. Посмотрите, как ее всю облепили пузырьки газа  и как они ее поднимают наверх. На поверхности пузырьки лопаются и виноградинка снова опускается на дно стакана. Ёе снова облепляют пузырьки и поднимают наверх. Виноградинка, как будто прыгает.

Вывод: пузырьки газа в воде всегда поднимаются наверх и могут поднимать вместе с собой легкие предметы.

Опыт 6. В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.

 — А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночке у меня налит насыщенный раствор соли. Видите, соль в воде уже не растворяется. Я беру ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл.

— Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.

— Ну вот, ребята, это был последний опыт с водой, который мы с вами провели. Теперь, когда мы провели эти опыты, Коля узнал о свойствах воды больше.

Дети внимательно слушают воспитателя. Актуализируют свои знания о только что повторенном материале, настроены на взаимодействие, готовы провести опыты с водой

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

Переливают воду из одного стакана в другой.

Дети понимают, что вода жидкость

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

Переливают воду из стакана в блюдце.

Дети понимают, что вода не имеет формы.

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

— Безвкусная

Дети кладут в воду сахар и перемешивают

— Сладкая

Дети понимают, что вода не имеет вкуса и принимает вкус того вещества, которое в нем растворили

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

— Ничем

— Кофе

Дети понимают, что вода не имеет запаха и приобретает запах растворенного в ней вещества

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт.

Дети проводят опыт. Опускают в стаканчики виноградины.

Дети понимают, что пузырьки газа в воде могут поднимать на поверхность предметы

Дети внимательно слушают воспитателя. Понимают, как проводить опыт. Заинтересованы выращиванием кристалла.

Давайте

Дети внимательно слушают воспитателя, довольны результатом выполнения заданий.

Беседа

Объяснение

Вопросно-ответная форма

Практический

(выполнение заданий)

Наглядный

(показ рисунков и картинок к заданиям)

Похвала

Дети внимательно слушают педагога. Выполняют все его требования. Активно включены в деятельность. Выполнили все предложенные задания

Заключительный

Подведение итогов занятия, формирование элементарных навыков самооценки

— Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?

— Правильно, а что хотел узнать Коля?

— Да, и что мы с вами еще делали?

— Правильно, ребята, вам понравилось?

— Это хорошо, значит, мы с вами как-нибудь проведем еще больше экспериментов, а на этом наше занятие подошло к концу

— Мы помогали мальчику Коле

— Он хотел узнать о свойствах воды

— Проводили опыты с водой

— Да

Дети внимательно слушают воспитателя

Фронтальная форма

Беседа

Вопросно-ответная форма

Похвала

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы

102433 5f4f48b19d69e

-75%

Сохранить у себя:

Радиотеатр цветной слушать сказки Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Опыты с предметами неживой природы» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) (31.38 KB)

Похожие файлы

  • Проект «За здоровьем в детский сад»

  • «виды игр и их роль в жизни ребенка»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ Тема: Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов моделирования, художественного слова Тема: «Путешествие в сказку»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий мнемотаблиц, элементов ТРИЗ, музыкотерапии Тема: «Осеннее приключение»

icon visionoff

icon visionon

Содержание. Постановка и выявление проблемы.

Регулятивные УУД:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные УУД:осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; целеполагание – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД:планирование сотрудничества.

-А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» и постараться понять, почему Гена решил написать объявление. (Просмотр фрагмента мультфильма)

-Кто ответит на вопрос, почему Гена решил написать объявление? (Ему было скучно, одиноко, грустно)

-Зачем он написал его, с какой целью? (Решил найти друзей)

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (О дружбе)

-Верно. Тема нашего мероприятия «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

-Чему бы вы сегодня хотели научиться на нашем занятии, что узнать?

-Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы. (План на доске). 

-Просматривают фрагмент мультфильма, соотносят поставленный вопрос и содержание фрагмента, отвечая на него.

-Предполагают и формулируют тему урока и учебные задачи

Решение проблемы.

Беседа.

Коммуникативные УУД:умение вести и вступать в диалог.

Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД:инициативное сотрудничество в поиске информации.

Регулятивные УУД:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Групповая работа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Викторина.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные УУД: личностный моральный выбор.

Групповая работа.

Познавательные логические УУД: синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:сравнение с эталоном.

Игра с мячом по кругу «Найди друга»

Беседа.

Познавательные логические УУД: анализ качеств с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Индивидуальная работа.

Личностные УУД: личностный моральный выбор.

-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова. (На доске карточка с однокоренными словами: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруги, дружественный, дружелюбный).

-А как выдумаете, что такое дружба? (Варианты детей)

-Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.  Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

-А как вы думаете, дружить это хорошо? (Да) Почему? 

-Сколько может длиться дружба? 

-Можно ли обойтись без друзей? 
-А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?
-Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (В сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

-Ребята, а как вы думаете, упоминания о дружбе можно встретить в пословицах и поговорках. Что такое пословица? (Краткое изречение, в котором отражена мудрость народа).

-Предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по одной пословицы в виде «PUZZLE». Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

— О чем все эти пословицы? (о дружбе)
— А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
— Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах. Я буду задавать каждой команде вопросы, а вы должны ответить из какой это сказки и мультфильма и героев.
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)
3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)
4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
5.Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про Дениску Кораблёва и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили помочь персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)
6.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
7.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
8.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
9.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)
— А есть ли друзья у вас? (Да)
— Почему вы считаете их друзьями? (У нас есть общие интересы, они помогут в трудную минуту).
-Какими качествами должен обладать ваш друг?
-Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно выбрать карточки с теми качествами, которые вы бы хотели видеть в друзьях и наклеить их на выданные карты А4. (Все полученные работы вывешиваем на доску).

— Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? 
— На что мы обратили внимание? Что общего между каждыми карточками? (Качества каждой команды повторяются). 
— Почему? 
— Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? 
— Давайте попробуем их найти вместе!
-Все встаем в общий круг, передаем мяч по кругу и называем качества того, кому передаем мяч.
-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? 
— А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.). 
— А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

— А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?
-Я предлагаю вам прочитать еще одну пословицу «Легче друга потерять чем найти»

— Как вы думаете, что означает эта пословица? Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? 
— Как его можно потерять, это же не вещь!? (Ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним). 
— А к чему это все может привести? (Человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.).
— Что надо делать, чтобы этого не случилось? (Следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
— Что это могут быть за правила? (Правила дружбы)
— А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания? 
— К чему это приведет? (Дружба разрушится)

-Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)
— Кто герой этого произведения? (девочка Женя)
— Что за необычный подарок получила девочка?
— Что за желания она загадывала?
— Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (Дружить с Витей, который был болен)
— Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (Доброта)
— Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (Быть добрым)
— Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила. 

— Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)

-Кто желает зачитать правила дружбы.

-Ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя

-Предполагают, формулируют свой ответ.

-Аргументируют свою точку зрения, формулируют мысли, вспоминают что такое пословица.

-Организуют работу в группах, взаимодействуют: высказывают свое мнение и принимают точки зрения собеседников.

-Концентрируют внимание, слушают и осознают задание

-Представляют, кто такой друг? Говорят качества друга.

-Инициативное сотрудничество в решение проблемы.

-Перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили

-Встают в круг, передают мяч и называют качества.

-Анализируют качества друга.

-Предполагают, аргументируют, прогнозируют.

-Вспоминают сказку Катаева «Цветик-семицветик», главную героиню и какими качествами она была наделена и формулируют первое правило в дружбе.

-Каждый на своем лепестке записывают правила дружбы.

-Придумывают название, зачитывают

  • Радио сказка конек горбунок
  • Радио сказка старик хоттабыч
  • Радио эфир как пишется
  • Радио детские сказки 101 ру слушать бесплатно
  • Радио где читают рассказы и спектакли