316
25.05.2021
03:31:17
Виктор Мережко — Полеты во сне и наяву краткое содержание
Полеты во сне и наяву — описание и краткое содержание, исполнитель: Андрей Леонов, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.club
Ви́ктор Ива́нович Мере́жко (род. 28 июля 1937, хутор Ольгенфельд, Александровский район, Ростовская область, РСФСР, СССР) — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, драматург, писатель, телеведущий. Народный артист Российской Федерации (2014), лауреат Государственной премии СССР (1987).По сценариям Виктора Мережко было снято пятьдесят фильмов и двенадцать мультфильмов, среди них такие известные картины, как «Родня», «Полёты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться».Он известен как драматург, его пьесы «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я — женщина», «Женский стол в охотничьем зале» получили широкую известность и идут во многих театрах.В 1989—1993 годах Виктор Мережко вёл популярную в СССР и России программу «Кинопанорама».Стоял у истоков создания телеканала «ТВ-6 Москва», был первым вице-президентом Московской независимой вещательной корпорации и лично по доверенности Эдуарда Сагалаева получал первую лицензию на вещание канала. С 1994 по 2002 год — ведущий программы «Моё кино» телеканала «ТВ-6 Москва».После того как ТВ-6 перестало существовать, Мережко покинул «шестую кнопку» и с 2002 по 2004 год входил в руководство телеканала «М1» как заместитель гендиректора Сергея Москвина. О работе своих преемников на шестой кнопке сценарист отзывался неодобрительно: «Для меня ТВС не существовало. Говорю это не от злорадства, а оттого, что это был самый слабый, самый неуверенный и самый непродуманный телеканал России». При этом чуть ранее, работая с теми же самыми людьми на телеканале ТВ-6 в 2001—2002 годах, Мережко отзывался о них диаметрально противоположным образом: «Общение с новой командой ТВ-6 доставляет мне удовольствие. Это люди не только высокой культуры, но и в высшей степени профессионалы. Команда понимает, что надо делать весело и красиво, а не сиюминутно и скандально».Начиная с 1990-х годов Мережко постоянно снимается как актёр, в основном в криминальных сериалах. Зрители отметили его роли в фильме «Рэкет» (1992) и сериале «Крот» (2001—2002).Секретарь Союза кинематографистов России и Москвы, член Союза писателей России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).Председатель правления Дома кино. Один из основателей киноакадемии «Ника» и её первый президент (ныне — почётный член Совета этой академии). Один из организаторов кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок».С 1995 года — художественный руководитель телекомпании «Каскад». Художественный руководитель программы «Колесо истории», а также художественный руководитель компании «Голдвидео».В 1999 году вместе с композитором Евгением Бедненко осуществил проект «Поют звёзды театра и кино», в который вошли популярные актёры Вера Васильева, Александр Збруев, Александр Михайлов, Наталья Варлей, Лариса Голубкина, Михаил Евдокимов, Борис Хмельницкий, Алексей Булдаков, Юрий Чернов и группа Евгения Бедненко «Хорус». Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».Содержание:
Полеты во сне и наяву слушать онлайн бесплатно
Полеты во сне и наяву — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Виктор Мережко, исполнитель Андрей Леонов
Похожие аудиокниги на «Полеты во сне и наяву», Виктор Мережко
Аудиокниги похожие на «Полеты во сне и наяву» слушать онлайн бесплатно полные версии.
Виктор Мережко слушать все книги автора по порядку
Виктор Мережко — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.club
Виктор Мережко — Полеты во сне и наяву отзывы
Отзывы слушателей о книге Полеты во сне и наяву, исполнитель: Андрей Леонов. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний.
Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации. - 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.club.
«Борьба́ в эфи́ре» — утопический роман (или повесть) Александра Беляева, первоначально опубликованный в 1927 году под названием «Радиополис» (журнал «Жизнь и техника связи» № 1—9). Одно из немногих произведений советской фантастики, сюжет которого включает войну США и СССР. Отдельное книжное издание вышло в 1928 году, переиздания последовали лишь после 1986 года.
Основа сюжета — попадание обычного советского чиновника из 1920-х годов в неопределённо далёкое будущее, полное технических чудес; по количеству сбывшихся предсказаний роман может именоваться «каталогом научных и научно-фантастических идей». В финале оказывается, что всё произошедшее, включая войну с американскими империалистами, было болезненным бредом главного героя. В литературной критике XXI века произведение может характеризоваться как буффонада, пародирующая штампы наукообразных предсказаний будущего и утопических романов своего времени. Некоторые читатели XXI века сравнивают текст «Борьбы в эфире» с «попаданческим трэшем», включающим практически все штампы массовой литературы 1990-х годов и позднее[1].
Сюжет[править | править код]
Американские империалисты на иллюстрации В. Александровского к изданию 1928 года
31 декабря 19… года главный герой (его имя так и не было названо) вернулся домой из своего наркомата, расположенного в Китай-городе, и сел слушать радиопередачу. Далее он неведомым образом оказался в цветущем саду, наполненном странными людьми, у которых внешне невозможно было отличить мужчин от женщин. Они общались с помощью каких-то приспособлений: «одинокие люди шли, о чём-то разговаривая, хотя вблизи никого не было, смеялись, отвечали на вопросы кого-то невидимого»[2]. Вскоре прилетел человек, назвавшийся Элем, который сообщил, что является историком и знает давно позабытый русский язык. Далее героя водворили с помощью авиетки на стратосферную астрономическую обсерваторию, где он знакомится с девушкой Эа, которая говорит только на языке, напоминающим эсперанто. Здесь выяснилось, что протагонист оказался в далёком будущем, а поскольку у потомков уже нет правоохранительных органов и тюрем, его временно изолировали в обсерватории. Попытка героя закурить вызвала всеобщее смятение и приступ удушья у Эа. Далее рассказчика везут в Москву, превращённую в город-музей, где с удивлением обнаруживает, что его рабочее место в точно таком же состоянии, в каком он его оставил. Увлечённый, он рассказывает о жизни в XX веке с такими подробностями, что убеждает своих спутников, что действительно перенёсся к ним из прошлого. В свою очередь, он узнаёт, что попал в страну, которая по старой памяти именуется Радиополисом. Городов более нет, всё пространство земли занято сплошными культурными землями, садами и индивидуальными коттеджами. Нет больше системы управления, ликвидированы противоречия между личностью и обществом, каждый гражданин настолько развит и образован, что без всяких инструкций и кодексов знает, как охранять интересы общества. «Необходимая в своё время категория „совработников“ давно вымерла, как вымерли лошади»[3]. Массовые работы регулируются передачей мыслей на расстояние, когда невидимый «дирижёр» направляет и координирует действия отдельных работников и массы в целом. У жителей будущего десятичный счёт времени, а вместо еды — энергоёмкие таблетки; специальные таблетки уничтожают в организме продукты усталости, избавив от необходимости тратить треть жизни на сон. Главным видом транспорта стало передвижение по воздуху; энергия получается фотоэлементами от солнца, покорённых морских приливов и прочего, и передаётся беспроводным путём. Новый образ жизни сильно сказался на людях будущего: они безволосы, зубы и ногти атрофировались, слух и зрение ухудшились, телосложение мужчин и женщин почти неотличимо. Болезни почти побеждены, но сильно ослабел иммунитет, требуя постоянной дезинфекции («насморк укладывает нас в постель»)[4]. Радио упразднило необходимость физического контакта между людьми, пусть даже самыми близкими. Супруги и дети годами могут жить на расстоянии в тысячи километров друг от друга, но общаться постоянно с помощью огромных стен-телеэкранов или портативных видеотелефонов. Эти же средства делают доступными любые книги и произведения искусства, что полностью изменило систему образования[5].
Далее герой оказался в центре крупного международного конфликта. Коммунизм победил везде в мире, кроме Американского континента. Империалисты США проиграли битву за Европу, но выжили за счёт изобретения лучей смерти. Этими лучами американское правительство пыталось диктовать свои условия, но в Радиополисе быстро сумели создать непроницаемую энергетическую завесу, прикрывшую Евразию. Её изобретатель — Ли — приютил попаданца из прошлого у себя дома. Наш герой изначально был принят за американского шпиона, так как заокеанские враги пытались засылать разведчиков. В результате началась последняя на Земле война Панъевропейского паназиатского союза советских социалистических республик и США, которая велась посредством тысяч единиц военной техники, управляемых дистанционно по радио. Одновременно угнетённые пролетарии Америки подняли восстание и смогли на некоторое время отключить лучи смерти. Эа и протагонист вошли в команду, которой предстояло проникнуть в Нью-Йорк, перестроенный в гигантский город-небоскрёб. Главный герой с удивлением обнаруживает, что американцы сильно выродились: «Все они напоминали рахитичных детей. Непомерно большие головы, совершенно лишённые растительности, разросшиеся как лопухи, уши, большие круглые глаза под огромным лбом и непропорционально малая нижняя часть лица, с маленьким подбородком, какой мне приходилось видеть только у грудных детей и глубоких беззубых стариков, делали эти существа малопривлекательными. Вдобавок они имели большие животы, свисавшие на маленькие, тонкие кривые ножки»[6]. В городе-небоскрёбе жили только богатые люди, рабочие, превращённые в придатки своих машин, ютились под сплошными крышами заводов и фабрик, куда никогда не проникало солнце. Лишь инженерно-технические кадры более или менее походили на людей. Были даже одичавшие до уровня первобытных людей американские фермеры, не знавшие огня и живущие в непроходимых лесах. Однако Эа с героем были схвачены капиталистами, и заперты в подводном городе. Герой как «исключительный образец человеческой породы» стал донором крови американского предводителя Клайнса[7]. Капиталисты решили сбежать с Земли на огромном космическом корабле, устроив после себя ядерный апокалипсис. Раздобыв бомбы, герой и Эа пробираются в арсенал. В этот момент оказывается, что рассказчик был тяжело болен, и вся история привиделась ему в бреду[5].
Литературные особенности[править | править код]
Текстовые варианты[править | править код]
Изменение идеала красоты: иллюстрация В. Александровского к изданию 1928 года
Литературовед Зеев Бар-Селла относил роман «Борьба в эфире» к производственному жанру, определяя его как «ведомственную утопию», поскольку первоначальный вариант печатался в журнале «Жизнь и техника связи», курируемом Наркомсвязи. Публикации с продолжением было предпослано специальное редакционное обращение, в котором утверждалось, что научно-фантастическая повесть «Радиополис» (таково было её первоначальное название) была написана специально для журнала. По утверждению З. Бар-Селлы, первичный творческий импульс Беляева брал своё начало от поэмы Маяковского «Летающий пролетарий». В сюжетных линиях обоих произведений немало параллелей: действие разворачивается в будущем (у Маяковского в 2125 году — ровно через двести лет), происходит война между буржуйской Америкой и Советской Евразией, радио является могучим орудием побеждающего пролетариата, присутствуют описания быта будущего, в частности, гигиенических процедур[8].
Книжная версия, включённая в состав сборника «Борьба в эфире», не совпадала с журнальной. Неизвестно, была ли публикация с продолжением сокращённой или же Александр Беляев доработал и дополнил свою утопию для книжного издания. Книжный текст заметно совершеннее в плане стилистики (вместо «стал» почти всюду поставлено слово «начал»), были дополнены сцены боёв, часть эпизодов были переставлены в разные главы. Были и конъюнктурные изменения: в версии 1927 года вооружёнными силами трудящихся руководил Военно-революционный совет, что однозначно ассоциировалось с реальным Реввоенсоветом и его бессменным главой Л. Д. Троцким. Публикация была завершена за два месяца до исключения Троцкого из партии. Причины перестановок других фрагментов непонятна. Так, лекция по эстетике человека будущего («насколько лысая женщина без зубов и вторичных половых признаков соблазнительней своего старинного (из XX века) аналога…») была перенесена из шестой главы в пятую, и вложена в уста историка Эля, а не инженера Ли. В журнальном варианте З. Бар-Селла нашёл примечательную ошибку: лекцию начинает Ли, а заканчивает именно Эль, который по сюжету в этой сцене вообще не присутствовал. По мнению критика, это косвенно свидетельствует, о том, что книжное издание отражало авторский замысел, который подвергся правке и сокращению для журнала[8].
Религиозно-философская и литературная перекличка[править | править код]
Собственное творчество Александра Беляева[править | править код]
Зеев Бар-Селла выделил примечательные интертекстуальные связи, присутствующие в тексте романа. Во вводной части, отличающей «Радиополис» от «Борьбы в эфире», отсутствуют три абзаца, в которых описано, что главный герой забыл купить в предновогодние дни календарь на следующий год. С точки зрения критика, читателю подсказывается, что дальнейшее повествование — это святочный рассказ о чудесах. Собственно, именно в этом жанре выдержан самый первый фантастический рассказ Беляева 1915 года, действие в котором разворачивалось во сне, и это было путешествие в Берлин на десять лет вперёд, то есть в 1925 год. Израильский критик полагает, что сад, по которому гуляют бесполые существа — откровенный намёк на райский сад и ангелов. Чичероне главного героя прилетает при помощи аппарата, имеющего вид крыльев, и представляется как «Эль», что в переводе с библейского древнееврейского языка означает Бога. Подобного рода аллюзий довольно много, хотя не всегда можно понять контекст, в которые данные аллюзии помещены. Гениальный изобретатель на службе империалистических злодеев — Крукс, то есть его имя — это латинское обозначение креста (лат. crux). Вероятно, это и мотив, выраженный в беляевском очерке 1916 года «Враг в небе», описывающем налёт цеппелина — огромного воздушного корабля, опознаваемому по тевтонскому кресту, — на прифронтовой город. «Нерусский крест — это враг». Крукс построил гигантский космический корабль, величиной с целый город, чья «движущая сила основана на принципе ракет», который мог «подняться выше атмосферы» и «неопределённо долгое время летать далеко от Земли». Эта идея в дальнейшем сделалась основой беляевского романа «Прыжок в ничто»[8].
Михаил Булгаков[править | править код]
По мнению Зеева Бар-Селлы, роман обратил на себя внимание Михаила Булгакова, что отразилось в процессе работы над «Мастером и Маргаритой». Несомненен параллелизм вводной — «садовой» — сцены в обоих романах, в которых совпадают мотивы назойливого цветочного (или липового) аромата, а также желания героя закурить (жители будущего в ужасе от выпускающего изо рта дым человека в странной одежде; Воланд предлагает своему визави именно тот сорт папирос, который тот предпочитал). Немало параллелей в описании первого контакта героя с окружающими: протагонист «Борьбы…» изначально чужд новому миру, тогда как Воланда Берлиоз с Бездомным сразу же приняли за иностранца. Эль и Воланд представляются историками; в диалоге Воланда с Бездомным затрагивается тема участия человека в управлении мировыми процессами; в романе Беляева проблему контроля Эль с героем обсуждают в шестой и девятых главах. По мнению критика, «встреча с неизвестным и Неизвестным на садовой скамейке — не самый распространённый литературный ход», который вне анализируемых произведений вообще не использовался в русской литературе. Хронология не противоречит данному предположению: первые известные наброски главы «Никогда не разговаривайте с неизвестными» датируются 1929 годом, то есть через год после выпуска в свет «Борьбы в эфире»[8].
Герберт Уэллс[править | править код]
Ещё литературная критика 1920-х годов неоднократно упоминала о принадлежности А. Беляева к традиции фантастической литературы, заложенной Гербертом Уэллсом. Обоих писателей роднило стремление превратить нетривиальные научно-фантастические идеи в систему художественных образов, оказывающих воздействие на читателя, но при этом опирающихся на строго научную основу. Преемственность идей была очевидна: описание тепловых лучей вторгшихся на Землю марсиан в романе «Война миров» (в свою очередь, основанное на идеях американского физика Р. Э. Милликена) соотносится с демонстрацией действия лучей смерти в «Борьбе в эфире». Помимо художественной стороны, обоих писателей роднила идея использования техники для преодоления несовершенства человеческой природы и опасения по адресу возможных злоупотреблений в этом отношении. Тема использования атомной энергии прямо продолжает Уэллса, на что намекает название тринадцатой главы «Освобождённый мир». Конструируя разделённый надвое мир, А. Беляев также прямо следовал традиции Уэллса, восходящей к нескольким его произведениям, в том числе «Машина времени»[9][10].
Научно-технические прогнозы в романе[править | править код]
Критик Евгений Харитонов называл роман «Борьба в эфире» каталогом научных и научно-фантастических идей:
Достаточно упомянуть, что в «Борьбе в эфире» А. Р. Беляев одним из первых в мировой фантастической литературе описал андроида — синтез живого человека и машины. А по числу прозорливых научных предсказаний «Борьба в эфире» занимает первое место среди беляевских произведений: электронные музыкальные инструменты синтезаторы (электроорганы), мобильные радиотелефоны, видеотелефоны, воздушные аппараты с вертикальным взлётом, высотная обсерватория, радиочасы, передача факсимильных изображений по радио, ракетные стратосферные корабли, телевидение с центральной фильмотекой, гироскопическая стабилизация летательных аппаратов, видеокарта, радиокомпас, операция по устранению близорукости, пластическая хирургия, электромассажеры, средство для уничтожения волос, освещение бактериями, телеобщение, светомузыка, автоматизированные боевые машины, машины-мосты, производство искусственных драгоценных камней, звуковое оружие, атомная бомба, развитие атомной энергетики и т. д. и т. д.[11]
Аналогичный подсчёт попытался представить в 1991 году А. П. Лукашин. В романе А. Беляева комментатор насчитал 65 научно-фантастических идей, из которых частично или полностью были осуществлены к тому времени 36[12].
Литературовед Сергей Алексеевич Голубков отмечал, что практически все перечисленные комментаторами предположения были весьма смелыми для 1927 года, но спустя сто лет представляют собой совокупность вполне обыденных реалий. Роман Беляева потому и пережил многие современные ему фантастические произведения (включая «Красную звезду» Богданова), что включал пласт социально-прогностических идей, облечённых в форму описания болезненного сна-бреда. С точки зрения С. Голубкова, современному читателю сложно воспринимать реальность, описанную Беляевым, как позитивную, в точности по тем же причинам, что и в романе Замятина «Мы»: «крайне избыточная рациональная исчисленность нового социального устройства». В романном мире Беляева господствует примитивная прямолинейная логика, которая сводит всё богатство социальных и психологических отношений человека с человеком к простым бинарным структурам, наподобие «белого и чёрного», «своего и чужого», и т. д. Утопия Радиополиса — воплощённая технологическая гармония, окружена кольцом тотальной дисгармонии, преодолеть которую не способны ни коммунисты, ни капиталисты[13] .
Во многом отталкивающие стороны беляевских построений проистекали из повседневной реальности 1920-х годов: избавление от волос — следствие широко распространённого педикулёза, питание таблетками — «призрак Голода, неотступно следовавший за войнами и социальными потрясениями». В том же сборнике под одной обложкой с «Борьбой в эфире» была помещена повесть «Вечный хлеб», посвящённая проблеме избавления человечества от голода. Тем не менее, описанный мир «напоминает унылый конвейер», и вызывает отторжение именно однообразием. Люди, населяющие Радиополис, едва ли физически привлекательны с точки зрения как XX, так и XXI века[14].
По сообщениям французского инженера и писателя Жака Бержье, творчество фантастов зачастую представляло интерес для военно-промышленных и разведывательных кругов, хотя бы из соображений упреждения несвоевременного разглашения секретных идей. Немецкая разведка проявляла интерес к архиву Беляева, принимая во внимание его дружбу с К. Циолковским и работу над книгой об основоположнике ракетной техники. Также Бержье утверждал, что видел секретный циркуляр Госдепартамента, предписывающий раздобыть экземпляр библиографической редкости — романа «Борьба в эфире» — как единственного в советской фантастике описания войны с США[15][16].
Критическое восприятие[править | править код]
От обезьяны к человеку будущего: иллюстрация из очерка «Фантастика и наука»
Сборник «Борьба в эфире» был снабжён кратким редакционным предисловием и развёрнутым очерком «Фантастика и наука», авторство которых не было указано. В очерке «От редакции» подчёркивалось, что «в условиях советской действительности научная фантастика обещает стать одной из очень ценных отраслей массовой литературы, организующее значение которой как нельзя лучше совпадает с основными задачами и целями нашего строительства»[17]. Подчёркивалась вторичность литературных задач, то, что автор ставил перед собой, в первую очередь, просветительские, а не художественные цели, руководствуясь примером Герберта Уэллса. Утопия Беляева характеризовалась как условность, не претендующая на предвидение реального исторического процесса[18][19]. В заключительной статье был представлен научный разбор гипотез, положенных Александром Беляевым в основу публикуемых произведений. В абзацах, посвящённых «Борьбе в эфире», больше всего места посвящено разбору облика человека будущего — безволосого, большеголового, слабосильного, с почти не выраженными половыми признаками, и сразу констатируется, что это «вполне согласуется с научными данными», ссылаясь на эволюцию человека от питекантропа до неандертальца, а также смешение гендерных ролей в условиях борьбы за существование в капиталистическом обществе[20]. Автор очерка одобрительно отзывался и о перспективах радиосвязи и телевидения в масштабах беляевской утопии, ссылаясь при этом на американского изобретателя Ли де Фореста[21]. Похвалы удостоились даже описания регресса культуры в Америке, аргументируя это тем, что развитие цивилизаций Египта, Мексики и Китая на древнейшем этапе достигало гораздо более высокого уровня, чем в дальнейшем[22].
Современная Беляеву критика почти не заметила его утопии. Единственным лапидарным отзывом была рецензия на сборник «Борьба в эфире» ленинградского журналиста Константина Николаевича Боголюбова (выступившего под псевдонимом «Н. Константинов»). О романе сказано буквально одной фразой, подчёркивающей банальность сюжета и его «скуку», вторичность по отношению к уэллсовскому «Когда Спящий проснётся»[23]. Формально негативный отзыв дал учёный и популяризатор науки Н. А. Рынин, однако он перепутал роман с рассказом «Над бездной», помещённым в том же сборнике 1928 года[8].
Писатель и критик Борис Ляпунов в своей монографии о творчестве писателя отмечал, что «Борьба в эфире» была первой (и не слишком удачной) попыткой Александра Беляева создать произведение, действие которого происходило бы в грядущем[24]. Критик характеризовал роман в контексте классической утопии; для этого жанра характерно построения действия вокруг «экскурсии в будущее», способ попадания в которое, в сущности, глубоко вторичен. Однако Беляев «лишь очень беглыми штрихами очерчивает контуры нового мира, и он не представлен во всей многогранности и полноте». Главным предметом его интереса было блестящее будущее радиотехники и именно в этом контексте создавалась в основе очень реалистическая картина. Например, один из героев романа утверждает, что «высоту культуры мы теперь измеряем по количеству потребляемых киловатт». Однако на фоне глубокого технического предсказания, структура общества описана чрезвычайно поверхностно, коммунистическая система почти не показана в действии, рассказчик лишь соприкасается с её проявлениями в обыденной жизни. «Духовный мир людей далёкого будущего не раскрыт, и образы всех этих Эль, Эа, Ли, Вади, Ин и других — не более чем сугубо условные схемы, алгебраические символы». Из этого критик делал вывод, что писатель переоценил значение техники и недооценил роль человека. Чрезмерный гротеск в изображении биологической эволюции человечества будущего, вероятно, объяснялся полемикой с социальными утопиями Джека Лондона и Герберта Уэллса. К изданию «Железной пяты» 1929 года Александр Беляев написал предисловие. Описания города-небоскрёба и преисподней фабрики с людьми-машинами прямо соотносятся с картинами жизни селенитов романа «Первые люди на Луне» и элоями и морлоками «Машины времени». При этом Б. Ляпунов укорял А. Беляева в противоречии самому себе, поскольку люди, освобождённые от власти капитала, представляют собой нечто подобное уэллсовским элоям, поэтому их физическая немощь контрастирует с декларацией гармоничности развития личности при коммунизме[25].
Фантастовед Анатолий Фёдорович Бритиков рассматривал «Борьбу в эфире» в контексте советской литературы своего времени. Для А. Беляева научная фантазия представляла собой самостоятельную ценность, поэтому условной фантастической мотивировке утопии соответствовал лубочный гротеск в духе «Месс-Менд» и «Треста Д. Е.». Он определял роман как авантюрно-сатирически-утопический[26].
После 1986 года роман несколько раз переиздавался, и вызвал новые отклики литературных критиков. Евгений Харитонов счёл, что Александр Беляев написал «откровенную пародию на социалистические утопии». Иными словами, схематичность персонажей и авторского мира были сознательным решением писателя, в результате оказывается, что противостоящие друг другу обитатели мира побеждающего коммунизма и загнивающего капитализма мало чем отличаются друг от друга: одинаково «хлипкие и …уродливо-лысые». Естественно, что роман-буфф не был одобрен действующими идеологами[27].
Издания[править | править код]
- Беляев А. Радиополис: Фантаст. повесть // Жизнь и техника связи. — 1927. — № 1, с.76—80; № 2, с. 64—68; № 3, с. 62—65; № 4, с. 66—70; № 5, с. 94—97; № 6, с. 99—103; № 7, с. 93—95; № 8/9, с. 127—130.
- Беляев А. Р. Борьба в эфире : Научно-фантастический роман, повесть, рассказы : С очерком «Наука и фантастика» / 24 илл. худож. В. Александровского. — М.-Л. : Молодая гвардия, 1928. — С. 9—142. — 323 с. — (Современная библиотека путешествий, краеведения, приключений и науч.-фантастики / Под ред. С. П. Полтавского).
- Беляев А. Борьба в эфире (роман) // Последний человек из Атлантиды: повести / Сост. С. Беляева. — Л. : Лениздат, 1986. — С. 102—191. — 526 с. — (Отвага, умение, честь).
- Беляев А. Борьба в эфире (роман) // Ариэль. — Саратов : Приволжское книжное издательство, 1990. — С. 205—388. — 392 с. — ISBN 5-7633-0282-6.
- Беляев А. Борьба в эфире : Повести / Худож. А. Филиппов. — Пермь : Кн. изд-во, 1991. — 474 с. — Содерж.: Последний человек из Атлантиды; Борьба в эфире; Человек, потерявший лицо; Легко ли быть раком?. — ISBN 5-7625-0106-X.
- Беляев А. Борьба в эфире (повесть) // Небесный гость. — М. : Центрполиграф, 2001. — С. 93—202. — 474 с. — (Повелители приключений). — Евгений Харитонов. Неизвестный Беляев (статья). С. 465—472. — ISBN 5-227-01126-5.
- Беляев А. Борьба в эфире // Продавец воздуха / сост. Е. Харитонов и Д. Байкалов. — М. : Эксмо, 2009. — Т. 2: Борьба в эфире ; Вечный хлеб ; Человек, потерявший лицо ; Продавец воздуха ; Золотая гора ; Подводные земледельцы : фантастические романы. — С. 5—104. — 608 с. — (Отцы-основатели : русское пространство). — ISBN 978-5-699-38296-5.
- Беляев А. Борьба в эфире (роман, иллюстрации В. Александровского) // Борьба в эфире. — М. : Престиж Бук, 2017. — С. 213—318. — 528 с. — (Ретро библиотека приключений и научной фантастики). — ISBN 978-5-371-00578-6.
Примечания[править | править код]
- ↑ haspar_arnery. «Борьба в эфире». Живой журнал (19 мая 2012). Дата обращения: 15 ноября 2021.
- ↑ Беляев, 1928, с. 12—13.
- ↑ Беляев, 1928, с. 41.
- ↑ Беляев, 1928, с. 57.
- ↑ 1 2 Карацупа.
- ↑ Беляев, 1928, с. 92.
- ↑ Беляев, 1928, с. 135.
- ↑ 1 2 3 4 5 Бар-Селла, 2013, Глава 16. Семь цветов радио.
- ↑ Манченко, 2012, с. 161—165.
- ↑ Старцев, 2021, с. 98—100.
- ↑ Беляев, 2009, с. 603.
- ↑ Беляев, 1991, А. П. Лукашин. Историко-литературная справка, с. 471—474.
- ↑ Голубков, 2018, с. 46—48.
- ↑ Голубков, 2018, с. 47—48.
- ↑ Бритиков2, 2005, с. 101—102.
- ↑ Бержье Ж. Советская научно-фантастическая литература глазами француза // На суше и на море. 1961 / перевод В. Бемовой. — М. : Географгиз, 1961. — С. 408—415. — 544 с.
- ↑ Беляев, 1928, От редакции, с. 5.
- ↑ Беляев, 1928, От редакции, с. 6.
- ↑ Николаев, 2010, с. 573—574.
- ↑ Беляев, 1928, Фантастика и наука, с. 311—314.
- ↑ Беляев, 1928, Фантастика и наука, с. 314—315.
- ↑ Беляев, 1928, Фантастика и наука, с. 317.
- ↑ Константинов Н. [Рецензия:] «БОРЬБА В ЭФИРЕ». А. БЕЛЯЕВ. Научно фантастический роман. «Молодая гвардия». 1928 // На литературном посту. — 1929. — № 38 (сентябрь). — 2-я сторона обложки.
- ↑ Ляпунов, 1967, с. 122.
- ↑ Ляпунов, 1967, с. 52—59.
- ↑ Бритиков1, 2005, с. 142, 160.
- ↑ Харитонов, 2001, с. 470.
Литература[править | править код]
- Бар-Селла З. Александр Беляев. — М. : Молодая гвардия, 2013. — 432 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1615 (1415)). — ISBN 978-5-235-03614-7.
- Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917—1991 годы). — 2-е изд., испр. — СПб. : Борей-Арт, 2005. — Кн. 1: Научная фантастика — особый род искусства. — 308 с.
- Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917—1991 годы). — 2-е изд., испр. — СПб. : Борей-Арт, 2005. — Кн. 2: Некоторые проблемы истории и теории жанра. — 389 с. — ISBN 5-7187-0628-Х.
- Голубков С. А. Роман А. Р. Беляева «Борьба в эфире»: судьба писательских прогнозов // Четвёртые Лемовские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти Станислава Лема (Самара, 22-24 марта 2018 г.) / отв. ред. А. Ю. Нестеров. — Самара : Самар. гуманит. акад., 2018. — С. 45—51.
- Ляпунов Б. В. Александр Беляев: Критико-биографический очерк. — М. : Советский писатель, 1967. — 160 с.
- Манченко Е. С. К вопросу о традиции Г. Уэллса в прозе А. Беляева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. — 2012. — № 3. — С. 161—165.
- Николаев Д. Д. Литература как пропаганда // В поисках новой идеологии: социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920—1930-х годов. — М. : ИМЛИ, 2010. — С. 494—594. — (История русской литературы XX века. 1920—1930-е годы). — ISBN 978-5-9208-0349-8.
- Старцев Д. И. Творчество А. Р. Беляева и традиции научно-фантастической прозы в русской литературе второй половины XX в : Дис. канд. филол. наук 10.01.01 — Русская литература. — Саранск, 2021. — 219 с.
Ссылки[править | править код]
- Борьба в эфире на сайте «Лаборатория Фантастики»
- Карацупа Виталий. Борьба в эфире. Архив фантастики. Дата обращения: 15 ноября 2021.
Американская валюта немного подешевела на старте недели. В понедельник, 11 октября межбанковский курс доллара опустился на копейку — до 26,35-26,36 грн/$. При этом наличные цены мало менялись:
- 26,43-26,55 грн/$ — на продаже;
- 26,15-26,35 грн/$ — на покупке.
Банкиры не фиксировали серьезных покупок/продаж наличной валюты населением. Потому оптовые расценки на наличном рынке остались в широком диапазоне — 26,30-26,40 грн/$.
На межбанке резко упала активность из-за выходного в США. Американцы сегодня отмечают День Колумба, потому местные банки не работают и долларовые платежи не проводят, в том числе платежи для украинских финансистов. Это значит, что, если покупатели доллара на нашем безналичном рынке сегодня заплатят за него гривну, но фактически получат бакс на счет только завтра. Сделки заключаются либо на условиях tom, либо через евро.
Это не очень выгодно, так совершают лишь срочные сделки. Потому объем сделок на площадке Bloomberg в Украине резко сократился: в пятничных $295 млн до $113 млн.
Однако даже при этом Нацбанк дважды за день выходил на межбанк с покупкой валюты, и, по разным оценкам, приобрел порядка $10-13 млн возле отметок 26,3550 грн/$ и 26,350 грн/$.
«Сегодня валютный рынок попытался вырваться вверх, Национальный банк выкупал валюту, но развить сколь-нибудь значимое курсовое движение он не смог из-за выходных в Штатах. Эта неделя вообще короткая: понедельник — выходной в США, в четверг-пятницу — в Украине», — прокомментировал «Стране» ситуацию руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
В понедельник межбанк стартовал с 3-копеечного роста курса доллара — на 26,37-26,40 грн/$. Но это все «хотелки», и реальных сделок на этом уровне не было. Первые покупки пошли по 26,3650 грн/$, а после первых приобретений Нацбанка цены поднялись до 26,38 грн/$ — это максимум дня. Дальше рынок то отступал до 26,3550 грн/$, то приподнимался к 26,360-26,3665 грн/$. Тон в ценах задавал Национальный банк. Из-за небольшой активности на торгах и незначительного объема сделок, курсовое движение происходило в узком коридоре.
Если в пятницу из числа валютных продавцов выделяли госбанки, особенно, те, что, по слухам, продавали доллар «Укравтодора». То сегодня казначеи отмечали продажи со стороны иностранцев — Райффайзен Банка Аваль и УкрСиббанка. А из импортеров наиболее активными на покупке валюты были нефтетрейдеры, которые пополняли свои запасы нефтепродуктов.
Не исключается, что нерезиденты завтра немного купят 5-летних ОВГЗ (облигаций внутреннего госзайма) из новых выпусков, которые будет размещать Минфин. Крупных покупок от них не ждут.
Министерство финансов, кстати, сократило сегодня список гособлигаций, которые выставит завтра, 12 октября, на продажу — с 6-ти до 5-ти выпусков. Отказались от самой короткой (6-месячной) бумаги, вероятно, не ждут спроса на нее. Оставили только ОВГЗ сроком 1 года (с лимитом 3 млрд грн), на 1,5 года (с лимитом 3 млрд грн), 2 года (безлимит), 3 года (безлимит) и 5 лет (безлимит).
По валютному рынку активно разгоняли слух о плане Национального банка по повышению курса доллара.
«Говорят, что руководство НБУ получило большой нагоняй от Офиса Президента или даже от Зеленского лично за чрезмерное, с точки зрения ОП, укрепление гривны. Это даже не мнение, а постоянные жалобы и наушничанье со стороны госкорпораций вроде «Укравтодора» и НАК «Нафтогаз», которые все меньше гривны получают за свою валюту. Плюс Кабмин вечно недоволен, у которого из-за сокращения доходов экспортеров, уменьшаются поступления в госбюджет. Рассказывают, что крайним в этой истории сделали Нацбанк, его обвинили, что он неэффективно работает на межбанке, и рассказы о свободном валютном рынке и независимом НБУ никто слушать не захотел. Знающие люди говорят, что Национальному банку поступил приказ поднять курс доллара, и что он будет это планомерно делать», — рассказал «Стране» заместитель председателя правления одного из банков.
Эти слухи раскололи финансовых экспертов на два лагеря. Кто-то верит в новый валютный план от Нацбанка, ждет планомерное движение межбанка к 26,40 грн/$.
«НБУ занимается инфляционным таргетированием, с этой точки зрения крепкий курс в условиях инфляционного давления является частью политики. Но курсовая пружина сжимается все больше и больше, и ее выстрел будет сильным. Поэтому, конечно лучше контролируемое сползание гривны к приемлемым рынку уровням», — сказал Андрей Шевчишин.
А кто-то из аналитиков продолжает говорить о будущем укреплении гривны.
«На этой неделе ожидаем снижение курса доллара к гривне. На межбанке доллар может торговаться вблизи 26,2 грн/$, а на наличном рынке — около 26,1-26,3 грн/$», — спрогнозировал старший аналитик Альпари Вадим Иосуб.
Евро дорожает по чуть-чуть
На мировом рынке курс доллара шатало в разные стороны целый день, а по итогам понедельника он уступил евро. Курс европейской валюты приподнялся с $1,1561/€ до $1,1571/€ после раскачки в рамках $1,1552-1,1587/€.
На всякий случай американскую валюту продавали в ожидании окончательного отчета США по инфляции за сентябрь, который должен быть опубликован в эту среду. Аналитики предсказывают сохранение уровня 5,3%, однако сюрпризы тоже возможны.
Также из доллара в евро переходили накануне публикации сентябрьского протокола заседания Федеральной резервной системы США. На случай, если рынка не понравится прогнозы и дискуссия с этого совещания. Перво-наперво та, что касается темпов сворачивания эмиссии доллара.
При этом все уверены в крепости американской валюты по мере замедления «печатного станка». Например, аналитики Bank of America спрогнозировали сегодня на четвертый квартал 2021 года курс в районе $1,15/€.
В Украине наличный курс евро опустился на 5 копеек на продаже и остался в старом диапазоне на покупке у населения. К вечеру зафиксировались такие диапазоны:
- 30,50-30,70 грн/€ — продажа;
- 30,10-30,35 грн/€ — покупка.
Доброе утро!
В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:
- В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
- Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
- В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
- YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.
Российское правоохранительное
- Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
- Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
- В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
- В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
- Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
- Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
- К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
- В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
- В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
- В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
- Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
- Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.
Российская «политика»
- Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
- Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
- В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
- По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
- В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).
В Беларуси
- Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей – брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
- Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
- Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
- КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
- МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.
Вокруг света
- Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
- На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
- Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
- Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
- YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
- Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».
По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.
Шесть ссылок
- Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
- Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
- Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Террористы занимаются вербовкой молодежи в чатах сетевых компьютерных игр, а также создают клоны игр с имитацией терактов. Об этом сообщил на конференции по безопасности директор ФСБ Александр Бортников. По его словам, террористические организации не единственные, кто ведет охоту в интернете на молодежь. «Студенты и школьники, в ряде случаев оказавшиеся предоставленными сами себе в период изоляции и дистанционного обучения, все чаще подпадают под влияние модераторов закрытых интернет-сообществ, пропагандирующих культы насилия по отношению к сверстникам, суицида и других деструктивных форм поведения. Бортников призвал совершенствовать законодательство, направленное на ограждение молодежи от влияния идеологии насилия.
09.12.2021, 18:27
Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека заявил, что будет найдено решение, чтобы законопроекты о QR-кодах не нарушали права граждан.
12.12.2021, 16:32
Президент напомнил, что в 93-м году Россия взяла на себя обязательство погасить все долги бывшего Советского Союза, за все бывшие союзные республики в расчете на то, что России эти республики передадут зарубежные активы СССР. Но ряд бывших советских республик, в частности, Украина до сих пор не передали России зарубежную собственность, отметил Путин. Глава государства также напомнил, что в двухтысячных годах Россия полностью погасила свои долги перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов. По
23.12.2021, 13:40
Гражданам необходимо терпеливо разъяснять важность вакцинации от коронавирусной инфекции, заявил президент России Владимир Путин.
Главное за день
04.01.2022, 13:54
На юге Франции в Марселе обнаружили новый штамм коронавируса. Предположительно, вариант, который ещё не получил названия, появился в Камеруне. Впервые его выявили в ноябре прошедшего года. По информации специалистов, новый вариант COVID содержит 46 мутаций.
04.01.2022, 15:05
Ждать ли нам глобального энергоперехода?
04.01.2022, 18:07
Олимпиада: обменяет ли Китай праздник на безопасность?
04.01.2022, 18:47
Случаев заражения новым штаммом коронавируса в России не выявлено. Об этом заявили в Роспотребнадзоре. В ведомстве подтвердили, что новый вариант действительно отличается большим количеством изменений в геноме, и часть мутаций присуща и другим значимым штаммам – тем же омикрону и дельте. Однако, учитывая, что за 2,5 месяца новый штамм коронавируса не получил распространения, нет оснований считать, что он может представлять особый интерес, отметили в Роспотребнадзоре.
04.01.2022, 16:07
В чём минусы ЕГЭ? Гость: профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
04.01.2022, 16:02
Данных об уровне его угрозы или заразности нового штамма коронавируса пока нет, говорится в исследовании, опубликованном в крупнейших немецкоязычных изданиях и на профильных медицинских сайтах. Наличие нового штамма у 12 французов показали тесты.
03.01.2022, 15:09
Час милитариста. Иностранные заказчики заинтересовались российской эшелонированной системой ПВО. Как государству создать эффективную систему ПВО?
03.01.2022, 16:06
Лидеры Китая, России, Британии, США и Франции выступили с Совместным заявлением о недопущении войны между странами, обладающими ядерным оружием. Что означает появление этого заявления?
02.01.2022, 14:08
Горьковский автомобильный завод выпускал ряд автомобильных моделей, которые вошли в историю автомобилестроения, как знаковые.
02.01.2022, 12:08
Доктрина перехода на «зеленую энергию» уже давно не является уникальной повесткой партии Зеленых.
02.01.2022, 18:57
Ученые следят за опасным астероидом Апофис уже с 2014 года, чтобы как можно точнее рассчитать его траекторию и угрозы.
02.01.2022, 11:08
Во французских гетто в новогоднюю ночь сожги более 800 машин – миграционный кризис обсудил писатель и публицист Владимир Сергиенко.
01.01.2022, 08:08
Как отметить новогодние праздники на даче? И что там можно поделать в зимние каникулы?
31.12.2021, 22:00
Так существует ли Дед Мороз? А если существует, то на какие имена отзывается в других странах? И в каких сказаниях упоминается? Сотрудники “Вестей ФМ” и их дети познакомились с уникальными новогодними сказками, традициями и песнями народов мира. Присоединяйтесь к нашему эфиру и отпразднуйте Новый год вместе с нами!
01.01.2022, 12:08
Американцы заставляют Европу считаться с их видением мира.
01.01.2022, 11:08
Европа осталась без традиционного Нового года.
31.12.2021, 23:55
ВЛАДИМИР ПУТИН: Новогодняя ночь буквально наполнена добрыми чувствами и светлыми помыслами, желанием каждого проявить свои лучшие качества. И в такой открытости, щедрости – суть и энергетика этого чудесного праздника. Когда становится так важно согреть родителей вниманием и заботой, обнять, если они рядом, сказать всем близким, как они дороги вам, какое это счастье, когда есть любовь, дети, семья, друзья.
31.12.2021, 16:05
Легкие предновогодние комментарии Евгения Сатановского. Как на ключевые темы, так и на бытовые.
31.12.2021, 15:07
Откуда столько тигров во всех поздравлениях? Почему в российских супермаркетах самый «русский продукт» – авокадо? Комментарии Евгения Сатановского.
31.12.2021, 14:06
Переговоры Владимира Путина и Джо Байдена. Как будут развиваться российско-американские отношения? Что ждет нас в 2022 году в политике, экономике и других сферах?