1.
… относящийся к авиации, воздухоплаванию, напр. аэронавигация, аэроклуб, аэромаяк, аэросев; 2) относящийся к воздуху, напр. аэроклиматология, аэротерапия …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
2.
… воздушной стрельбы майор Мурашов, преподаватель аэронавигации капитан Коржов, старший преподаватель политподготовки капитан Федербуш, Дополняя работу училищ … бомбометания подполковнику Кривченя, начальнику цикла аэронавигации майору Нигофу и другим советским офицерам и от всего сердца …
Полынин Ф.П.. Боевые маршруты
3.
… ознакомить с условиями самолетовождения и аэронавигации в зоне предстоящих военных действий большее количество пилотов. А особенностей …
Нестеров Михаил. Мужская работа
4.
… развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию … международные организации по регулированию всей аэронавигации, в ряде стран вводятся единые системы управления движением в воздушном … постоянной политике ИКАО в области аэронавигации рекомендовала, чтобы полеты государственных воздушных судов выполнялись, «насколько практически возможно … единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в 18 приложениях к … вопросов, касающихся безопасности и эффективности аэронавигации. В целом регламенты ИКАО способствуют повышению безопасности и эффективности международной …
Международное право (Колосов-Кузнецов)
5.
… mine авиационная мина aerial navigation аэронавигация aerial reconnaissance воздушная разведка aerial sickness воздушная болезнь aerial system … aeronautics noun аэронавтика aeronavigation noun аэронавигация aerophone noun 1) звукоусилитель; усилитель звуковых волн 2) слуховой аппа- рат … 2) кораблевождение (наука) 3) самолетовождение; аэронавигация navigational adj. навигаторский navigator noun 1) мореплаватель 2) naut.; aeron …
Мюллер, ред.. Англо-русский словарь
6.
… основы авиации — аэродинамика, механика полета, аэронавигация и др. Военная авиация впервые была широко применена в 1 …
Современный энциклопедический словарь
7.
… обратить ваше внимание на правила аэронавигации, параграф тысяча девятьсот шестьдесят шестой. — Голос звучал отрывисто и бескомпромиссно … он спрашивал. И неудивительно: правила аэронавигации регулировали каждый шаг профессиональной жизни пилота. — Мы получили информацию, что … сказал подозреваемому в нарушении правил аэронавигации. Он с неожиданной энергией двинулся к двери. — Ладно, — на ходу …
Фрэнсис Дик. Крысиные гонки
8.
… летчиков бомбардировочной авиации трудному искусству аэронавигации, которому обучались наши летчики. Их умы и сердца привлек значительно …
Черчилль Уинстон. Вторая мировая война
9.
… аль-Хамрину. Система инфракрасной ночной аэронавигации и наведения на цель (LANTRIN) представляет собой американский вариант системы …
Форсайт Фредерик. Кулак Аллаха
10.
… считал противоречащим всем принятым нормам аэронавигации и здравому смыслу. Но Карпатиу был теперь боссом Рейфорда — как …
Тим Ла Хэй. Оставленные 1-3
11.
… произвели впечатление познания Клама в аэронавигации, и он очень вежливо задал Кламу несколько вопросов о его …
Уоррен Мерфи. Цикл Дестроуер 1-50
12.
… доктора наук, первоклассный специалист по аэронавигации, долгое время — пока русские хорошо ему платили — симпатизировавший Советам, обладал …
Ладлем Роберт. Маккензи Хаук 1-2
13.
… из сопла. Селектор прибора тактической аэронавигации на «прием и передача». Я выруливаю, мимо в темноте проплывают … продольной плоскости. TACAN (прибор тактической аэронавигации) — радионавигационный прибор, имеющий, подобно радиокомпасу, стрелку, которая указывает направление на …
Бах Ричард. Чужой на Земле
14.
… и приближаетесь к зоне ограниченной аэронавигации. Немедленно отвалите влево и ложитесь на курс 350. — Двадцать первый … восток. Скоро выйдет из зоны аэронавигации класса Б. «Зоной аэронавигации класса Б?, известной также как ?область предельного контроля?, называлась сеть … Держитесь в стороне от зоны аэронавигации Трэвис, класс Д, и ждите дальнейших указаний. — Этот летчик преследует … Фокстрот Ромео?, покиньте мою зону аэронавигации и свяжитесь с зоной залива Сан-Франциско на частоте один … Окленду, вы входите в зоны аэронавигации класса Б Сан-Франциско и класса В Окленда. Предупреждаю, у …
Браун Дейл. Зло с небес
15.
… было помогать Рисер-Ларсену по аэронавигации. Он приехал на месяц раньше меня в Осло, чтобы пройти …
Амундсен Руал. Моя жизнь
16.
… в области динамики полета и аэронавигации. Заслуженный деятель науки и техники России (1940). Работал в ЦАГИ …
. Современный толковый словарь|. Современный толковый словарь#1
17.
… прямыми линиями. Используется навигацией и аэронавигацией. ЛОКТЕВ Лев Абрамович (1908-81) , российский конструктор. Руководил созданием автоматических … судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута …
. Современный толковый словарь|. Современный толковый словарь#2
18.
… свет далеких звезд, чудесных ориентиров аэронавигации, вокруг которых — это он тоже ясно видел — вращаются многие планеты …
Витковский Евгений. Павел II
19.
… и «Теория полета», «Педагогика» и «Аэронавигация«, «Геометрия» и «Учебник авиамотора М-11». На краю стола обычно …
Кунин Владимир. Хроника пикирующего бомбардировщика
20.
… полчаса были оповещены все службы аэронавигации. Сначала тревога была небольшой, все знали, что Торрихос мог в …
Лаврин А.П.. 1001 смерть
21.
… центр контроля воздушного пространства и аэронавигации в Венгрии, под городом Веспрем. Подобные центры управления полетами своими …
Калашников Максим. Битва за небеса
22.
… участвовал в составлении инструкций по аэронавигации и аэрофоторазведке, получил Красную Звезду и звание подполковника — вот какие …
Губин В.Б.. Читайте хорошие книги
23.
… гражданской авиации, соору- жениями и объектами аэронавигации, отнесенными к феде- ральной собственности. К государственным предприятиям водных путей и … граж- данской авиации, сооружениями и объектами аэронавига- ции, отнесенными к федеральной собственности Аэропортом является комплекс сооружений, предназначен- ный для …
Земля и право (Боголюбов)
Всего найдено: 22
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как правильно написать название подразделения «Радио и спутниковая связь» или «Радио- и спутниковая связь»?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду радиосвязь и спутниковая связь, то нужен дефис: «Радио- и спутниковая связь».
добрый день. подскажите, пожалуйста. слышала такое описание правила постановки ударения в слове «кулинария»: — кулинАрия — наука о приготовлении пищи, — кулинарИя — магазин, в котором продается готовая пища. верно ли это? спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Смысловой разницы между вариантами кулинария и кулинария нет. См., например, фиксацию в «Большом толковом словаре» под ред. С. А. Кузнецова. Ударение на а обусловлено происхождением слова: в латинском culinarius ‘кухонный’ акцентировался именно третий слог. Однако в русском языке ударение в этом слове давно имело тенденцию к смещению на и. Еще в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (М., 1935–1940) были отмечены оба произносительных варианта. В дальнейшем некоторые словари характеризовали вариант кулинария как разговорный или допустимый, но в радио- и телеэфире словарем «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы (М., 2001) было предложено говорить именно кулинария.
Меня интересуют актуальные — на данный момент — правила использования глагола «озвучивать». В частности, грамотно ли использовать его в коннотации «оглашать чьё-то мнение, закон или заявление»? Например, уместно и верно ли использование данного глагола во фразах: «Главный редактор озвучил результаты голосования слушателей» или «Заместитель директора озвучил мнение Совета директоров на общем собрании»?
Ответ справочной службы русского языка
Глагол озвучить пришел из речи кинематографистов, где он употребляется как специальный термин с значением «записать звуковое сопровождение фильма отдельно от съемки; сделать фильм звуковым». Но в последние два десятилетия озвучить все чаще используется в контекстах, совершенно не свойственных этому слову прежде, и в смысле, далеком от его «кинематографического» происхождения. Оно встречается в речи политиков и журналистов, в радио- и телепередачах в значениях «прочитать вслух», «огласить», «довести до всеобщего сведения», например: озвучить поручение президента, озвучить информацию.
В словарях это значение пока не зафиксировано. У многих грамотных носителей языка такое использование глагола озвучить пока вызывает отторжение, но всё же и степень распространенности этого употребления очень велика. Пожалуй, уже можно говорить не о бесконечно повторяющейся ошибке, а о том, что на наших глазах у слова сформировалось новое значение, которое, очень вероятно, всё-таки попадет со временем в словари. Многие слова, варианты, значения, которые появляются в языке, проделывают этот путь: сначала не принимаются обществом («так говорят только некультурные люди»), а через какое-то время воспринимаются как совершенно нормальные и даже единственно возможные («неужели когда-то было по-другому?»).
Однако пока словарной фиксации нет и новое значение глагола озвучить не получило «прописку» в языке, можно посоветовать избегать его на письме и в официальной речи. А в речи живой, непринужденной такое употребление уже фактически устоялось.
недавно слушала рубрику Говорим правильно, Радио-7 «На семи холмах». В.Пахомов четко объяснил написание слов «считаНые дни» и «считаННые бухгалтером деньги»: глагол СЧИТАТЬ (от СЧЁТ) несовершенного вида, поэтому при наличии зависимого слова буква Н удваивается. мой любимый ведущий Рубен Акопян постарался запутать слушателей: «…поэтому считанные, например, с устройства файлы тоже пишутся с НН». Дорогой Рубен, вовсе не ПОЭТОМУ, а потому, что в данном случае глагол СЧИТАТЬ (от ЧТЕНИЯ) — совершенного вида (что делать? — Считывать), и НН объясняются именно этим. Конечно, если Вам понадобится ПОСЧИТАТЬ файлы (узнать их количество в папке), тогда они будут писаться с одной Н. с уважением, Татьяна.
Ответ справочной службы русского языка
Татьяна, спасибо за уточнение! Вы совершенно правы.
Здравствуйте! Сегодня слушала в программе «Радио-книга» интервью с внуком писателя М. Шолохова, директором музея в станице Вешенской, который, называя роман «Поднятая целина», в слове поднятая делал ударение на втором слоге. Правильно ли это? С уважением, Анна
Ответ справочной службы русского языка
Нормативно ударение на первом слоге. См. словарную фиксацию.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как надо писать радиопартнер или радио-партнер?
Ответ справочной службы русского языка
Сложные слова с первой частью радио— пишутся слитно: радиопартнер.
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста,профессионально, опираясь на словари и справочники, почему первая часть сложных слов «демо» должна писаться слитно со второй частью? Я знаю, что верно слитное написание, но коллеги утверждают, что равноправен вариант с написанием через дефис. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Пишутся слитно сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью, кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов с конечным о: авто-, агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-, орто-, палео-, пиро-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энерго- (см.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 117).
Первая часть сложных слов демо- встроилась в этот ряд, слова с этой частью пишутся в соответствии с уже имеющимися в русском языке моделями (демоверсия как аудиоверсия, видеоверсия, киноверсия…).
Добрый день!
В вопросе 282500 вы дали ответ о слитном написании слова «стереовидеосенсор». В связи с этим возник еще один вопрос: на сайте «Тотального диктанта» пишут: «радио-телеведущий», хотя, казалось бы, правило аналогично. Почему написание таково?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически правильно слитное написание (или так: радио- и телеведущий). На сайте ошибка. Передадим Ваше замечание команде проекта.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется такое слово как «Электрорадиосистема» (речь идет о совокупности электросистемы и радиосистемы):
электро-радио система
электро-радиосистема
электро-, радиосистема
электро-, радио-система
электро-, радио- система
и т.д.???
Ответ справочной службы русского языка
Верно: электрорадиосистема (если это одна система).
уважаемая грамота.ру,
— подтвердите, пожалуйста, что Фамилия Кока склоняется и для мужских и для женских фамилий.
— почему в некоторых радио- и телепередачах фамилию Берия не склоняют? это ошибка?
Ответ справочной службы русского языка
1. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать происхождение фамилии. Если это французская фамилия с ударением на —а, она не склоняется. Если ударение падает на о или если ударение падает на —а, но фамилия не французского происхождения, она склоняется (и мужская, и женская).
2. Да, это ошибка, причём весьма распространенная. Часто не склоняют и фамилию Данелия. Но это нарушает литературную норму: грузинские фамилии на —ия в русском языке склоняются.
Как правильно пишется (радио)выпуск?
Юноша не пропускал ни одного радио-выпуска, желая услышать что-то новое.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: радиовыпуск.
Здравствуйте! Помогите правильно написать название специальности — «Режиссура кинотелерадиоинтернетпрограмм» или «Режиссура кино-, теле-, радио-, Интернет-программ».
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически верно: режиссура кино-, теле-, радио-, интернет-программ.
Будьте добры, «радио- и видеоконференцсвязь» правильно написано? Спасибо. В.С.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно написание с двумя дефисами: видео-конференц-связь.
Видел много статей «самое длинное слово русского языка», но когда мы с однокласником искали такое слово, то оно должно было содержать ровно один корень, при этом иностранные приставки в роде теле- и радио- считались корнями( в приведённых примерах латинскими корнями). После слова «дисциплинированность»(20 букв) прозвенел звонок, потом времени продолжить поиск больше не было. Не поможете в поиске самого длинного русского слова с ОДНИМ корнем?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 176556.
Здравствуйте! В слове «боль» во всех формах множественного числа ударение правильно ставить на корневую «о» или на окончание («бОли» или «болИ»)? Вопрос возник потому, что все чаще в радио- и телепередачах профессиональные врачи в этом слове в форме множественного числа делают ударение на окончании («болИ», «болЯх»). Привычнее слышать ударение на корневой гласной «о» («бОли», «бОлях»).
Ответ справочной службы русского языка
Ударение на последний слог встречается в речи медиков, однако правильно: _бОли, о бОлях_.
АЭРОНАВИГАЦИЯ, совокупность методов и средств для определения действительных и желаемых положения и движения летательного аппарата, рассматриваемого как материальная точка. Термин «навигация» чаще применяется к длительным маршрутам (суда, самолеты, межпланетные станции). Для быстротечных маршрутов (ракеты, управляемые снаряды), в особенности с нестационарным пунктом назначения, более употребителен термин «наведение».
Средства аэронавигации бывают астрономическими, светотехническими, геотехническими и радиотехническими. Астрономические средства навигации позволяют определить местоположение и курс движения летательного аппарата по измеренным угловым координатам небесных светил. Астронавигационные системы работают автономно и не накапливают навигационных ошибок в процессе движения. Однако зависимость от метеоусловий ограничивает возможности применения астронавигационных средств в авиации. Важную роль они продолжают играть в навигации космических летательных аппаратов и кораблевождении. См. НАВИГАЦИЯ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Светотехнические средства навигации основаны на использовании стационарных (наземных) источников света и применяются для ближней аэронавигации – главным образом при посадке летательного аппарата в сложных метеорологических условиях или ночью. См. также ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ; АЭРОПОРТ.
К геотехническим средствам аэронавигации относятся разнообразные навигационные приборы и системы, основанные на измерении и использовании параметров геофизических полей Земли (гравитационного, геомагнитного, атмосферного, топографического и др.). В эту группу входят гравиметры, магнитные компасы, барометрические высотомеры, измерители воздушной скорости, навигационные карты и пр. Широко распространены гироинерциальные средства, обеспечивающие автономность навигации; они основаны на использовании гироскопического эффекта для определения параметров движения и ориентации летательного аппарата. См. ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ; ГИРОСКОП; АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ.
Наиболее обширную и важную группу аэронавигационных средств образуют радиотехнические средства, располагаемые на борту, на Земле и на других летательных аппаратах. Обычно в аэронавигации приборы и системы, основанные на упомянутых выше различных принципах, используются комплексно, поскольку каждой группе аэронавигационных средств присущи свои достоинства и недостатки.
Понятие аэронавигации охватывает три процесса: 1) определение положения и скорости летательного аппарата в опорной системе координат; 2) сравнение измеренных значений с расчетными для данного момента времени; 3) пересчет результатов сравнения в команды управления, обеспечивающие такое изменение параметров движения, которое обеспечивало бы выполнение маршрута полета и достижение цели. Основное внимание при рассмотрении навигации в данной статье будет уделено вопросам определения положения и скорости.
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ
В тех случаях, когда информация от внешних источников недоступна, для оценки положения и скорости движения самолета может быть использована процедура счисления пути. Так, самолет, летящий в густом тумане и лишенный радиосвязи, может прокладывать свой маршрут, используя показания измерителя воздушной скорости, магнитного компаса, часов и оценки параметров ветра. Исходя из данных о текущем положении и имея карту, можно удерживать самолет на вычисленном курсе, регулируя воздушную скорость с учетом скорости и направления ветра. Изменение местоположения и скорости самолета в земной системе координат определяется по истекшему времени и оценке путевой скорости.
Счисление пути не обеспечивает высокой точности; тем не менее этот метод имеет фундаментальное значение для навигации. На счислении пути основаны инерциальные навигационные системы.
Инерциальные навигационные системы.
Это автономные бортовые системы, в которых компьютер и гироскопы используются для создания опорной системы координат, а акселерометры, измеряя ускорения по соответствующим осям, позволяют определить соответствующие скорости движения. Результаты измерений гироскопов и акселерометров обрабатываются компьютером, который выдает сигналы на входы систем автоматического управления полетом и на навигационные индикаторы пилотов. В прошлом гироскопы и акселерометры располагали на гиростабилизированной платформе. С развитием вычислительной техники стали использовать бесплатформенные инерциальные системы, в которых поддержание опорной системы координат и большой объем навигационных вычислений выполняет бортовой компьютер.
После начальной выставки инерциальных приборов с использованием местной вертикали и направления на Север инерциальные системы обеспечивают автоматическое определение данных о местоположении, скорости, ускорении, направлении полета и других характеристик. Вследствие интегрирования сигналов акселерометров ошибки инерциальных систем с течением времени нарастают. Для инерциальных систем гражданского назначения допускается накапливающаяся погрешность в определении местоположения до 3 км за каждый час полета.
Системы инерциальной навигации особенно важны в условиях, когда не приходится рассчитывать на помощь со стороны (например, при полете ракет, а также длительных полетах самолетов над территориями, где нет адекватной сети наземных радиостанций); по своим функциональным возможностям они хорошо дополняют радионавигационные средства.
СРЕДСТВА РАДИОНАВИГАЦИИ
При радионавигации несущую частоту излучаемых электромагнитных волн модулируют речевыми или закодированными сигналами таким образом, чтобы передаваемую информацию можно было легко использовать. Кроме того, используется направленность радиолуча и то обстоятельство, что излучаемая волна распространяется в пространстве с известной скоростью.
Распространение излучения зависит от его частоты (см. РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ). При аэронавигации обычно используются частоты от 50 кГц до более 300 МГц. Для повышения эффективности передачи и приема целесообразно применять остро настроенные резонансные схемы, рассчитанные на единственную хорошо стабилизированную несущую частоту. См. также АНТЕННА.
Системы посадки по приборам.
В системах посадки по приборам обычно используется сочетание сигнальных полей излучателей с определенными диаграммами направленности, благодаря которым указатели зоны нулевого отсчета могут индицировать отклонение самолета вправо или влево от осевой линии взлетно-посадочной полосы (ВПП), а также вверх или вниз от глиссады, ведущей к точке касания ВПП.
Система посадки по приборам может быть автоматизирована путем подачи сигналов нулевого отсчета на бортовую систему управления полетом. См. также ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ.
Измерения с использованием эффекта Доплера.
В тех случаях, когда наземные средства недоступны, направление и путевую скорость можно определить бортовыми радиосредствами, используя эффект Доплера (рис. 1). Непрерывный радиосигнал, посылаемый с самолета, встречает на своем пути препятствие и частично отражается обратно на бортовой приемник. Частота принимаемых колебаний отличается от частоты передаваемых на число длин волн, которые самолет пролетел за один период сигнала. Этот доплеровский сдвиг частоты можно обнаружить и измерить. На практике направление и скорость полета самолета определяются по доплеровскому сдвигу частоты с помощью гиростабилизированной антенной решетки, формирующей несколько лучей. См. также ДОПЛЕРА ЭФФЕКТ.
Радиопеленгация.
Радиокомпас.
В течение многих лет направления и азимуты в аэронавигации обычно определяли с помощью специальных бортовых приборов, принимающих сигналы всенаправленных наземных радиостанций. Один из таких приборов – радиокомпас.
Рис. 2 иллюстрирует принцип действия радиокомпаса. Антенной служит рамка с вертикальными боковыми сторонами, а вместо приемника подключен измерительный прибор. Если плоскость рамки ориентирована в направлении передающей станции, то напряжения в вертикальных ее элементах различаются по фазе, поскольку требуется некоторое время, чтобы волна преодолела расстояние между ними. Разность напряжений, наведенных на этих элементах, поступает на вход измерительного прибора. На практике направление определяют, когда напряжение на выходе рамки принимает нулевое значение, т.е. когда плоскость рамки перпендикулярна направлению на передатчик. При плохих погодных условиях помехи на низких частотах бывают неприемлемо большими, поэтому всеобщей практикой стала работа на высокочастотных каналах.
Всенаправленная радиосистема.
Всенаправленное (ненаправленное) бортовое радиооборудование функционирует на частотах в диапазоне 112–118 МГц и обеспечивает пеленгацию в любом азимутальном направлении без проблем, создаваемых источниками электростатических и других помех. Такое оборудование работает по принципу создания разности фаз между двумя сигналами звуковой частоты. Ненаправленная антенна излучает опорный сигнал, а четыре антенны, питаемые радиочастотной энергией, промодулированной частотой 30 Гц, – сигнал с переменной фазой, которая зависит от направления на передающую радиостанцию. Бортовой радиокомпас автоматически измеряет разность между фазами опорного и фазопеременного сигналов, а полученная разность соотносится с углом направления на Север. Всенаправленное пеленгационное радиооборудование УКВ-диапазона применяется очень широко.
Радиолокация.
В радиолокации используются радиоволны очень высоких частот. Такие волны распространяются по линиям визирования и испытывают отражение от твердых тел и жидкостей. Радиолокационные сигналы генерируются в виде последовательности коротких импульсов с синусоидальным заполнением. Специальная антенна концентрирует передаваемую энергию в узкий луч. Когда посланный импульс встречает на своем пути какой-либо объект, часть его энергии возвращается к антенне, с которой он был послан, а приемник измеряет время, затраченное импульсом на путь туда и обратно, что позволяет определить расстояние (рис. 3).
Поскольку в радиолокации используются короткие волны, передающие и приемные антенны имеют приемлемые размеры. На единичное измерение дальности до объекта уходит мало времени, так что антенну можно вращать и отображать принимаемые отраженные сигналы на экране электронно-лучевой трубки с большим послесвечением, что дает достаточно хорошие изображения местности. Транспортные и пассажирские самолеты обычно имеют на борту радиолокаторы, излучение которых отражается от облаков, дождя и атмосферных возмущений, сопровождающих бури и штормы. Такие метеорологические РЛС позволяют самолету избегать опасных ситуаций.
Определить местоположение самолета можно с помощью радиолокационной системы высокой точности «Шоран». Сигнал самолетного импульсного радиолокатора запускает две наземные станции, находящиеся на известном расстоянии друг от друга. Время, прошедшее с момента передачи пусковых импульсов до приема ответных, пересчитывается бортовыми приборами в расстояния от самолета до каждой станции. Этого достаточно, чтобы определить положение самолета в момент измерений.
Радиолокаторы – это «глаза» современного аэропорта. Непрерывный поиск в зоне обслуживания позволяет персоналу службы управления воздушным движением обнаруживать самолеты и руководить их полетами в своей зоне с целью обеспечить безопасность движения и посадки при любых погодных условиях. См. также РАДИОЛОКАЦИЯ; АЭРОПОРТ.
Дальномерное радиооборудование.
Оборудование для измерения расстояний дополняет возможности ненаправленных приемопередатчиков. В комплект такого оборудования входят бортовой запросчик и ответчик с индикатором, а также наземный радиомаяк (рис. 4). Бортовой запросчик посылает импульсы, а наземный радиомаяк, находящийся в пределах его досягаемости, переизлучает ответные импульсы. По времени прохождения импульсов определяется расстояние от самолета до радиомаяка, а пилоту обеспечивается непрерывная визуальная индикация этого расстояния.
ОНЧ-радионавигационные системы.
Некоторые авиационные радионавигационные системы работают на очень низких частотах (ОНЧ). Самая распространенная из них – «Омега» – ведет передачи с восьми станций, расположенных в Австралии, Японии, Норвегии, Либерии, Аргентине, на о.Реюньон, в штате Северная Дакота и на Гавайях. ОНЧ-радиопередачи распространяются на очень большие расстояния, следуя кривизне поверхности земного шара. Названные восемь станций обеспечивают глобальный охват.
Каждая станция передает сигналы на четырех фиксированных частотах в восьми временнх интервалах на отрезке времени 10 с. У каждой станции набор интервалов имеет собственную структуру, а работа станций синхронизируется посредством атомных часов.
Приемник системы «Омега», установленный на самолете (или на корабле), определяет свое местонахождение, используя известные координаты передающих станций и измеренные фазовые углы принятых сигналов. Первоначально необходимо использовать сигналы по меньшей мере трех станций. Далее достаточно сигналов двух станций. Система ОНЧ-навигации позволяет определить текущее местонахождение транспортного средства при условии, что его первоначальное положение известно из какого-либо другого источника.
Спутниковая радионавигация.
Навигацию можно осуществлять с очень высокой точностью, пользуясь СВЧ-радиосигналами со спутников. Спутниковая навигационная система NAVSTAR обслуживает военную и гражданскую авиацию и ряд наземных пользователей.
Для решения навигационных задач обычно необходимы сигналы четырех спутников. (Сигналов трех спутников было бы достаточно для определения местоположения, если бы отсутствовали погрешность хода часов приемника и другие ошибки. Сигнал четвертого спутника позволяет их скорректировать.) Каждый спутник (всего их 24) передает сигналы, указывающие его точное местоположение. Используя эту информацию и расстояния до спутников (определенные по времени прохождения сигнала), можно определить местоположение самолета. Перед определением времени прохождения сигнала выполняется синхронизация очень точных часов навигационного приемника самолета с еще более точными атомными часами на спутниках. См. также СПУТНИК СВЯЗИ; АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ; АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ; ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ; ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА.