Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.
Основная информация
Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.
Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.
В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.
Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.
Тематические направления
В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:
Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.
Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.
Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению можно искать в:
- дорожных приключениях литературных героев;
- тематике дорог в разных видах искусства;
- дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
- путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
- личном опыте путешествий.
Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.
Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:
Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.
Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:
- экологические проблемы человечества;
- технологические инновации и их опасность;
- вызовы пандемии;
- баланс технологий и духовных ценностей;
- роль технологий в литературных произведениях.
Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:
Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»
Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.
В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:
- рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
- анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
- привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.
На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:
Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).
Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.
В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:
- художественные тексты (в том числе и сценарии);
- дневники и мемуары;
- искусствоведческие труды критиков и различных ученых.
Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:
Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.
В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:
- самом понятии «гражданин»;
- личной ответственности человека;
- общественной справедливости;
- понятии счастья и его составляющих;
- понятии долга;
- взаимопомощи и взаимовыручке;
- государственном устройстве и путях его совершенствования.
Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.
Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:
Структура сочинения
Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.
План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:
- Вступление (Постановка проблемы).
- Основная часть (Комментарий и аргументация)
- Заключение (Вывод).
Клише
Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:
Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.
Шаг 3. Формулируем тезис.
Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.
Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:
Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.
Заключение
Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.
Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.
Читайте также:
- Изложение ОГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что значит жить по совести? 3 готовых примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Что значит жить по совести? итоговое сочинение ЕГЭ:
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Бывает так, что человек совершает плохие поступки против других ради своей выгоды. И даже если об этом не узнает общество, человеку будет совестно за то, что он сделал. А бывает так, что у человека есть чувство долга перед другим человеком или перед целым обществом. Это и значит — жить по совести.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отправляется в ссылку, так как на него донёс Швабрин в пособничестве Пугачёву. Но Маша Миронова, которую спас главный герой от рук Швабрина, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы подать прошение императрице. Героиня понимала, что никто не спасёт невиновного Петра, и она готова помочь ему всеми возможностями, как помог когда-то ей сам Гринёв. Это и есть то чувство долга перед человеком, ради которого Маша поехала к самой Екатерине II. И императрица поверила героине и не стала сомневаться в благородности Петра. Таким образом, Маша Миронова спасла Гринёва от заточения. Именно благодаря ей, справедливость восторжествовала.
Ф.М. Достоевский в произведении «Преступление и наказание» рассматривает вопрос человеческой морали. Родион Раскольников, молодой бедный студент, решает закрыть вопрос с нехваткой денег, но абсолютно бесчеловечным и незаконным путём. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы забрать её сбережения. Но на место преступления неожиданно приходит сестра старухи, которую главный герой тоже убивает. После таких зверских поступков Родиона охватывает ужас. В конце концов, он не справляется с мучениями совести и раскаивается всем в убийстве. Он отправляется на каторгу в Сибирь. Главному герою стыдно за то, как он глупо загубил свою жизнь, и жизнь других людей.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что у каждого человека есть совесть, которая делает человека чувственным, порядочным, нравственным. Она заставляет человека делать правильным выбор в жизни и отвечать за свои поступки.
Пример сочинения ЕГЭ №2 с аргументами из литературы
В каждом обществе есть нормы: социальные, правовые, корпоративные, но особое место в нём занимают моральные. Говоря о них, человек рассматривает происходящее вокруг с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Очень часто мы прибегаем к помощи такого явления, контролирующего нас изнутри, как совесть. Так что значит «жить по совести»? Я считаю, что так живет тот, кому не чуждо чувство стыда, кто всегда руководствуется моральными нормами. Слова и действия должны укреплять самоуважение, а не подтачивать его – тогда и будет уместно использовать данное понятие. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.
Вспомним рассказ Александра Грина «Зелёная лампа». Два богача, Стильтон и Реймер, замечают лежащего на улице человека. Этим беднягой был Джон Ив, выходец из Ирландии. Ему было около 25 лет, за которые он успел поработать и фермером, и матросом, и углекопом. Теперь он находился в Англии в поисках лучшей жизни. Стильтон предложил бездомному 10 фунтов в месяц, если тот сейчас же снимет в одной из центральных улиц квартиру с окном на улицу. Бродяга должен был каждый день с пяти вечера до двенадцати ночи зажигать лампу, покрытую зелёным абажуром, никуда не выходить и ни с кем не разговаривать. Джон от безысходности согласился на странную сделку. Так он и поступал каждый день, слыша под окнами гадкие фразы в свой адрес. Прошло 8 лет. В одну из больниц города доставили старика, которым был Стильтон, сломавший ногу на лестнице. Это был уже не тот богатый человек, который когда-то пил дорогое вино и ходил по клубам. Он уснул на койке, а после пробуждения увидел доктора, лишившего его правой ноги. Этим специалистом был Джон Ив, та самая «игрушка», над которой подшутил Стильтон. Он поведал историю своей жизни, рассказав, что унизительная шутка миллионера помогла ему найти себя. Сидя дома, он читал книги о медицине, а с экзаменами для поступления в колледж помог студент, живший с ним. Этот пример ярко показывает контраст двух людей. Стильтон – олицетворение бессовестного человека: в свои 40 лет он лишь ходил по клубам, ничего не желая в этой жизни. Он позволил себе унизительную «шутку» над человеком, однако для бродяги наказание стало подарком судьбы. Джон жил по совести, ведь честно учился и трудился во благо общества. И он не отказался помогать своему обидчику, а выручил его в трудную минуту. Его поведение соответствует моральным нормам.
Прекрасный пример можно также найти в рассказе Андрея Платонова «Юшка». Ефим, человек лет сорока, явно похожий на старика, работал в кузнице. Все называли его Юшкой. Не только дети, но и взрослые обижали его. Каждое лето он уходил из деревни, но никто не знал куда. Однажды больного толкнул в грудь прохожий, и Юшка умер. Лишь спустя время в деревню приехала девушка, искавшая Ефима Дмитриевича. Не сразу кузнец вспомнил, что так звали его помощника. Оказалось, что Юшка каждое лето уходил в город помогать девушке-сиротке, которая теперь явилась проведать своего кормильца. Конечно, она не застала его, но, будучи врачом, продолжила добрые дела Ефима, бескорыстно помогая людям. Этот пример показывает, что Юшка жил по совести: он поддерживал сироту безвозмездно и вложил в ее душу моральные ориентиры, которые направили героиню на верный путь.
Таким образом, совесть – это внутренний контролёр, который, к сожалению, свойственен не всем людям. Она формируется в зависимости от социально-культурного окружения и является моральной основой личности. Если человек совестливый, его поступки будут соответствовать нормам морали. Жить по нравственным правилам — это значит уважать и себя, и других людей в равной степени.
Пример сочинения ЕГЭ №3 с аргументами из литературы
Совесть-это индикатор личных моральных ценностей человека. Ею можно, и нужно руководствоваться при выборе каким образом поступить в той или иной ситуации. Так что же значит выражение жить по совести? Для меня это означает быть честным к самому себе, не поступать вопреки своим принципам и нравственным ценностям. Для аргументации своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
В произведении Быкова «Обелиск» повествуется о жизни сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Всю жизнь Алесь преподавал своим ученикам не только науки, но и правила жизни. Когда началась война, ситуация в селе значительно ухудшилась, слабые духом люди перешли на сторону фашистских захватчиков и стали полицаями, в ежедневные задачи которых входило угнетение населения.
Например, Каин, бывший шеф полиции, будучи слабым человеком, почти сразу вступил в их ряды, не задумываясь о последствиях. Мороз же, не отступая от своих принципов, продолжал преподавать в школе. Когда полицаи забрали его учеников для многочисленных пыток и допросов за то, что они утопили машину, учитель, недолго думая, пошел к ним на помощь. Мороза никто у этому не принуждал, а даже наоборот, его отговаривали, ведь он мог скрываться от захватчиков и тем самым спасти себе жизнь. В совершенном детьми поступке не было его вины. Так, автор демонстрирует и самопожертвование героя. Он, зная, что идет на верную смерть, делает все чтобы спасти своих детей, руководствуясь своими внутренними ценностями.
Данный вопрос также нашел свое отражение и в произведении Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В романе рассказывается о ситуации, которая произошла с плотником по имени Егор. Он всегда поступал не для одобрения со стороны общества, а так, как велела ему его совесть. Вступив в строительную бригаду, герой старался и дальше следовать своим принципам, но его постоянно торопили и заставляли оставлять работу некачественной. Егор сильно стыдился, глядя на результат. Мастер побывал на разных стройках, но нигде ему не позволяли подходить к делу ответственно и основательно, как он привык, потому что на предприятии таким образом понижалась производительность. Герой не смог смириться с муками совести от плохого выполнения работы, поэтому перестал работать в бригадах и пошел в разнорабочие. На этом примере мы видим, что Егор остался верен своим нравственным принципам, несмотря на давление окружающих его людей.
В заключение хочется сказать, что каждому следует быть тем, кем он является, и поступать в любой ситуации так, как велит совесть, придерживаться своих внутренних идеалов.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе
-
Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
Наверх
Темы
- Какие права и обязанности есть у гражданина страны?
- Какого человека можно назвать ответственным гражданином?
- Как построить в России гражданское общество?
- Как Вы понимаете выражение «Общественная справедливость»?
- На ком лежит ответственность за развитие страны?
- Как Вы думаете, какова мера ответственности гражданина в демократическом государстве?
- Личное счастье или долг перед Родиной: что важнее?
- Имеет ли человек какие-либо обязательства по отношению к Родине?
- Причины развития социальных пороков
- Способы устранения социальных пороков
- Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?
- Как усовершенствовать государственное устройство в России?
- Как усовершенствовать общественное устройство в России?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Стоит ли помогать тем, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Гражданин страны должен работать и приносить пользу обществу. Он обязан соблюдать законы и уважать права сограждан. Но вместе с тем он получает и свои неотъемлемые права на охрану здоровья и труда, на благополучие и социальную защиту. Но, к сожалению, на Руси обязанности никак не соотносятся с привилегиями. Например, Левша из сказа Лескова выплачивал Родине долг своим уникальным талантом и трудом. Когда страна нуждалась с нем, он выполнил приказ царя и подковал танцующую блоху. При этом герой был образцовым подданным: не нарушал закон, вел тихую семейную жизнь и подчинялся выше стоящим господам. Но что он получил взамен? Побои, ругань, неуважение, а в финале еще и черную неблагодарность. Платов выжал из него все, что мог, а потом устранился из его жизни. Царь о талантливом мастере даже не вспомнил. В больнице бедняку помощь не оказали, а его секрет о чистке ружей никому не пригодился. Левша не был гражданином в полном смысле слова, ведь государство не защищало его права на жизнь, здоровье, труд, социальную поддержку. Даже в Англии к нему отнеслись лучше, чем на Родине. На его примере мы можем сделать вывод о том, что трудовым, правовым, социальным обязанностям человека в стране должны соответствовать аналогичные права.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ответственным гражданином можно назвать Правдина из комедии «Недоросль». Герой честно и беспристрастно разобрался в деле Простаковых и оградил от их разрушительного влияния законопослушных людей. Чиновник не принял взятки, не соблазнился щедрыми посулами, ведь служил государству верой и правдой. Он понимал, что общество сильно пострадает от произвола недобросовестных дворян вроде Простаковых. Правдин не мог допустить, чтобы виновные люди избежали наказания и продолжали тормозить развитие страны своим беззаконием. Ведь госпожа Простакова била слуг, не платила учителям и даже спланировала похищение благородной девицы! Поэтому Правдин лишил ее имущества. В нем говорила гражданская сознательность: человек должен содействовать процветанию того места, где он живет, иначе его детям и внукам достанутся руины. Это разумное убеждение и определяет ответственного гражданина.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В гражданском обществе люди должны быть равны по своим правам и обязанностям — это главное условие. Его и реализовал Чернышевский в своем романе. Так, Вера открыла бизнес на социальных началах: каждая работница получала свой процент от прибыли компании и была ее совладелицей. В таких трудовых отношениях не было места эксплуатации и социальному неравенству. Все женщины были мотивированы больше работать и честно исполнять свои обязанности. Предприятие Веры дало им шанс стать независимыми и не торговать собой ради куска хлеба. Финансовая самостоятельность женщин открывает невиданные экономические и социальные возможности для общества. В условиях равенства и независимости браки станут честными, семьи — счастливыми, а отношения внутри социума — более мирными и гармоничными. Вот основа гражданского общества.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Шолохов показал зарождение демократических тенденций на хуторе Гремячий Лог, где устанавливалась советская власть. Конечно, в условиях диктатуры мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях, а не о полноценном демократическом режиме. Тем не менее, уже на этом этапе стало очевидно, что от каждого человека теперь требовалось гораздо больше ответственности, чем раньше. Нельзя было отсидеться в стороне, успехи каждого составляли единую статистику колхоза и определяли развитие хутора. Если раньше человек был подотчетен только семье, то теперь все односельчане судили его за лень, агрессию или порчу колхозного имущества. Нужно было трудиться изо всех сил и держать себя в рамках закона, иначе общественный суд мог наказать виновного. Даже самые примитивные демократические инструменты требуют полного вовлечения всех членов социума в правовые и общественные процессы.
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны, поэтому патриотизм и благо личности противопоставлять нельзя. Если Родина в беде, люди не могут жить благополучно, потому что враг на пороге, и он пришел за ресурсами и трофеями, принадлежащими народу. Поэтому даже женщины во время Великой Отечественной войны шли на фронт. Никто не думал о личном благе, пока окна дрожали от взрывов, а в деревнях и городах почти не осталось мужчин. Героини повести Васильева были молодыми женщинами, они любили жизнь и свои семьи, но и то, и другое невозможно сохранить, пока вражеские войска разоряют советские земли. Поэтому Лиза, Рита, Соня, Женя и Галя героически погибли, защищая самое дорогое. Нельзя спасти свое счастье посреди всеобщего горя и руин, так что интересы Родины всегда неразрывно связаны с нашими интересами.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Человек имеет обязательства перед Родиной, ведь пользовался ее ресурсами, инфраструктурой и другими ценностями в ходе своего становления. В детстве и юности мы получаем кредит доверия и все социальные блага, а в дальнейшем оправдываем эти вложения. Поэтому читатели осуждают Андрия — героя, который предал Родину и переметнулся к врагу. Он вырос в богатой семье, получил образование и финансовое обеспечение за счет результатов отцовской службы и щедрости отчизны. Сечь закалила его характер, дала все возможности для карьерного роста и неограниченный кредит у лавочников. И после этого он уходит из родной среды, чтобы пойти на нее войной. Черная неблагодарность Андрия по отношению к стране и семье отталкивает читателя. У него были обязанности защищать Родину и сохранять достояние, которое кормило его все эти годы. Но он пошел на поводу у эгоизма и расплатился за это гибелью.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Социальные пороки развиваются и процветают в условиях государственного равнодушия к судьбе тех категорий населения, которые оказались с неблагоприятных обстоятельствах. Сейчас в это сложно поверить, но раньше малоимущие и многодетные семьи не получали от правительства никакой поддержки. Их просто бросали на произвол судьбы, и потом из этой среды вырастали лишь маргиналы. Например, семья Мармеладовых погибала от голода, и никто не помог матери с тремя детьми купить хотя бы кусок хлеба. Люди были обречены на мучительную смерть. Катерина Ивановна была больна туберкулезом и не могла работать, а Семен Мармеладов пил и не обеспечивал родных. Тогда Соня Мармеладова, его дочь от первого брака, вынуждена была обменять паспорт на желтый билет — встать на путь проституции. И не могло быть иначе, ведь нужда заставила девушку так поступить, а государство никак не поддержало ее семью. В таких условиях социальные пороки — неизбежное зло.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Как можно устранить социальные пороки? Необходимо, чтобы отзывчивость и гуманность стали основами внутренней политики. Даже один человек способен предотвратить большую беду, проявив милосердие в нужный момент. Доктор Пирогов случайно встретил отчаявшегося бедняка, который собирался повеситься. Мерцалов рассказал, что потерял работу, семья голодает, дочь болеет, и никто в целом мире не протянул ему руку помощи. Доктор без лишних слов отправился в сырой подвал накануне Рождества и отложил все дела, чтобы поддержать незнакомцев. Он осмотрел дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на дрова и еду. В сыром подвале родилась новая надежда на лучшее будущее. Вскоре Мерцалов нашел работу и поправил свое положение. Семья его теперь жила хорошо. Вот так сочувствие одного человека спасло многих и решило множество социальных проблем.
- А.Н. Островский, «Гроза». Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Государственное устройство в России можно улучшить, если работать над ним в правовом поле и не жалеть личных усилий для того, чтобы подать пример другим. Так, например, Андрей Болконский стал одним из первых помещиков, применивших новые стандарты для организации труда крестьян. Он уменьшил их бремя и дал общине больше автономии. Князь распорядился так в ущерб себе, но с перспективой на будущее. Ведь люди охотнее трудятся, если имеют личную заинтересованность в процессе. Также Андрей участвовал в реформаторской деятельности Сперанского и даже подготовил законопроект. Да, его идея не нашла сиюминутного отклика, но, без сомнения, его исследования помогут государственным деятелям в дальнейшем, когда созреет почва для реформы. На Отечественной войне Болконский тоже отличился и не в штабе, а на поле брани. Он был действующим полковником. Его пример наглядно показывает, что сделать государственное устройство страны чуть лучше может каждый активный гражданин.
- А.Н. Островский, «Бесприданница». Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.
- М. Горький, «На дне». Как и в любой стране, в России больше всего плохо тем, кто ничего не хочет делать. Маргиналы составляют около 4-8% от общества, это нормальные показатели. Но в неблагополучных странах они завышены. Вот и в царской России на социальном дне оказывалось много людей: кто-то заслуженно, а кто-то по роковой случайности. Но всех их объединяет одно: нежелание идти наверх. Сатин открыто пропагандирует лень: «Просто обременяй землю!». Он противопоставляет себя честным людям и не желает присоединяться к ним. Быть алкоголиком и шулером гораздо легче, чем добиваться чего-то большего. Столь же пассивен Актер: его кто-то должен вылечить бесплатно, а сам он ни на что не способен, хотя лечиться надо ему, а не кому-то другому. Барон способен только на паразитизм, поэтому даже в ночлежке эксплуатирует Настю и живет за чужой счет. Почти все герои живут плохо, потому что не хотят иначе. Они не желают трудиться и приносить пользу обществу, поэтому и общество повернулось к ним спиной.
- М. Горький, «Детство». Социальная помощь нуждающимся необходима, чтобы решить важнейшие общественные проблемы современности. Например, крайне важно поддерживать детей и женщин из неблагополучных семей, ведь они оказываются жертвами насилия. Так, Варвара, мать Алеши, вынуждена была вступить во второй брак, чтобы вырваться из родного дома, где ее алчный отец уже строил планы, как бы заработать на красивой молодой вдове и ее потенциальных услугах. Но и отчим Алеши был не лучше деда: он ударил беременную супругу ногой в живот. Алеша даже бросился на него с ножом, чтобы защитить маму. Почему так происходило? Потому что государство не реализовывало социальную политику. Ни детских домов, ни ПДН, ни кризисных центров — ничего не было, чтобы остановить этот беспредел. Правительство никак не защищало детей и женщин, хотя они были так уязвимы в условиях патриархальной России. Если бы это произошло сейчас, государственные органы и социальные организации оказали бы помощь семье, и Алеше не пришлось бы защищать беременную мать с ножом в руках. Вот как важно помогать нуждающимся системно!
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Е. Водолазкин «Лавр»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Е. Замятин «Мы»
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.
3. Преступление и наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: М. Горького, А. Куприна, М.А. Шолохова и Л.Н. Толстого.
Вариант 1
Благодаря мечтам мы становимся лучше, стараясь добиться поставленной цели. Но насколько помогают мечты в жизни? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку если для одних людей мечта становится стимулом и мотивирует, то для других – это цель, которой они стараются добиться любым путем. Казалось бы, что в этом плохого? Но порой случается так, что стремясь достичь своей мечты, человек забывает обо всем другом, и может совершить ряд ошибок, которые в дальнейшем очень сложно исправить. Подобные ситуации случались и в жизни литературных героев, на примере которых мы сможем лучше разобраться в этой теме.
С проблемой мечты мы сталкиваемся в драме Максима Горького «На Дне». Актер бредил мечтой, что он опять сможет вернуться на сцену, и вернуть свою жизнь в нормальное русло. Но на его пути стала преграда в виде алкоголизма. Было время, когда он упорно трудился на сцене, но в тот момент, когда с ним знакомится читатель, он превратился в пьяницу, который так любил декламировать отрывки пьес, которые еще помнил.
Его мечта оставалась лишь мечтой, поскольку он страдал от проблем с памятью, здоровьем. Так же его репутация была изрядно подорвана, поэтому бедному мужчине оставалось лишь вспоминать свою прошлую жизнь и игру на сцене. Другие люди видели в нем лишь опустившегося и пьющего человека, поэтому не рассматривали его в роли актера.
Но как-то раз странник Лука поведал Актеру о чудодейственной больнице, где ему могли бы помочь справиться с недугом. Там оказывали помощь людям с алкогольной зависимостью, при том не брали за это деньги. Актер очень вдохновился этой информацией, что даже изменил свой привычный образ жизни и стал воздерживаться от употребления алкоголя. Мысленно он уже вновь видел себя на сцене. Но Лука пропал, а Сатин разрушил мечты Актера, объяснив, что никакой больницы не существует. В конце произведения Актер не выдержал всего этого и повесился.
Так получилось, что мечта, которую зародил в сознании Лука, сыграла злую шутку с Актером. Все дело было в том, что он никак не хотел бороться со своей пагубной привычкой, а лишь надеялся на чудо исцеления. И в тот момент, когда самообман закончился, он не стал бороться, а просто решил уйти из жизни.
Другим примером можно назвать повесть А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков живет мечтой о княгине Вере. Для него Вера была идеалом, который он буквально боготворил. Его даже не останавливало то, что женщина относилась совершенно к другому кругу, к которому он не имел никакого отношения.
Более того, любимая женщина связала свою судьбу с другим человеком, и теперь в её сердце совсем не осталось места для бедного телеграфиста. Но героя это совершенно не остановило. Ему было достаточно даже того, что он мог изливать свои чувства на бумаге и отправлять любимой женщине свои письма.
Долгое время Желтков жил этим, но после того, как он отправил дорогой подарок Вере, к нему пожаловали её родные, которые настоятельно потребовали прекратить всевозможные ухаживания. Для мужчины это был удар, который он пережить не смог и покончил с собой. В его случае мечта так же стала причиной неудач и дальнейшей смерти. За место того, чтобы создать семью и жить счастливо, Желтков потратил свою жизнь и чувства на иллюзорную мечту, которая изначально не могла исполниться.
Но все дело в том, что для Желткова его мечта и была смыслом его жизни. Он осознанно пошел на это, не желая довольствоваться другим. В его случае мечта была его путеводной звездой, которая помогала ему жить так, как он считал нужным.
Из этого можно сделать вывод, что не всегда мечта помогает в жизни. Все зависит в первую очередь от того, как человек относится к жизни, и готов ли он бороться за свою мечту. Какая ы ни была мечта, если она не отравляет жизнь человеку, а делает её лучше – то стоит продолжать мечтать и трудиться в заданном направлении. Ведь жизнь так непредсказуема, что мы не можем знать наверняка – вдруг наша мечта осуществится уже завтра?
Вариант 2
Мечта очень часто становится путеводной звездой человека. Но не все согласятся с этим, потому что случается, что не всегда мечты меняют жизнь человека в лучшую сторону. Для её осуществления необходимо что-то делать, а не сидеть на месте в ожидании чуда. Очень часто мечта перерастает в навязчивое чувство, которое просто мешает жить и развиваться. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, правильнее будет обратиться за примерами к литературным героям.
Ярким примером является произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон». Мечтой Григория Мелехова становится возвращение домой. Он хочет, наконец-то, избавиться от столь ненавистных ему сапог и военной одежды, которая ему уже опротивела. В его мечтах он представляет себя в зипуне, на котором он отправится в чистое поле.
Для многих из нас подобная мечта кажется пустяковой, но для Мелехова, которому довелось увидеть все тягости и ужасы войны, это было самым сокровенным желанием. Его мечту разделят такие же простые люди, которые в своей жизни преодолели большое количество испытаний и трудностей. Это именно тот момент, когда даже самая незначительная мелочь значит так много и становится вожделенной мечтой. И когда его мечта осуществляется, он чувствует себя бесконечно счастливым. Благодаря своей мечте Мелихов живет. У него есть ради чего просыпаться и проживать каждый день. Благодаря своей заветной мечте, его душа согрета.
Именно благодаря своей мечте он не потерял себя.
Мечтать необходимо каждому, ведь жить с мечтой намного проще. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Но порой встречаются и ложные, обманчивые мечты. Мечта способна кардинально изменить мировоззрение и жизнь человека.
Хорошим примером можно назвать образ Андрея Болконского в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Андрей Болконский начинает постепенно понимать, что мечта является основой благополучного существования. На его судьбу так же выпало немало испытаний, он успел разочароваться в своем кумире Наполеоне, и в любви. Но, поскольку он был далеко не глупым человеком, он понимал, насколько важна мечта в жизни людей. Болконский не только тешил себя ложными иллюзиями, а работал над исполнением своих желаний.
Болконский дал обещание самому себе, что обязательно станет счастливым человеком и его жизнь наладится. Ему это пошло на пользу, потому что он выстраивал свою жизнь таким образом, чтобы непременно осуществить свою мечту. Если бы в его жизни отсутствовала мечта, он бы не смог так грамотно расставить цели и приоритеты, к которым шел каждый день. Именно в его образе очень хорошо показано стремление к идеалам. Без целей и жизненных установок мечта не имеет шанса на исполнение. Никогда не стоит об этом забывать.
Все мы находимся в бесконечном поиске счастья, но каждый делает это по-своему. Мечты способны вдохновлять человека и направлять его жизнь в правильное русло.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что мечтает абсолютно любой человек. Не нужно бояться мечтать, ведь без мечты наша жизнь скучна и безлика.