Работы билибина к сказкам

16 августа 1876 года 146 лет назад родился и.я. билибиннасколько я себя помню, я рисовал всегда. портрет и.я. билибинаб. кустодиев,

16 августа 1876 года (146 лет назад) родился И.Я. Билибин

«Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)

Портрет И.Я. Билибина
Б. Кустодиев, 1901

Русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа (4 августа) 1876 года в семье военно-морского врача, выходца из старинного купеческого рода, в Тарховке, близ Петербурга.

В 1896 году он закончил Первую классическую гимназию, а за год до этого начал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился до 1898 года под руководством Я. Ф. Ционглинского. В этом же году Билибин побывал в Европе, в том числе в Италии и Швейцарии.

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии говорил, что как на художника, на него произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн». Учился в художественной студии в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900).

Насыщенную программу обучения искусству рисования Иван Билибин совмещал с учебой на юридическом факультете Петербургского университета (с 1896 по 1900 годы), куда поступил по настоянию практичного отца. Государственный экзамен Билибин приехал держать в Одессу, в Новороссийский университет — здесь требования были существенно ниже столичных. Защитив диплом по римскому праву, юристом он так и не стал. Приняв окончательное решение в пользу искусства, Иван Билибин продолжил свое образование вольнослушателем в Академии художеств под руководством своего учителя Ильи Репина.

Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Иллюстрация Билибина к сказке

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н. Н. Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С. Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Искусство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н .Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Двуглавый орёл по рисунку БилибинаДвуглавый орёл на монетах Банка России

После Октябрьской революции, которую он не принял, Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. 21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. По средам у Билибиных — приемный день, к ним приезжали известные политики, артисты и художники, однако эти гости не приносили новых заказов. Главное занятие Билибина — русские оперные сезоны в Театре Елисейских полей, с которым плотно сотрудничали Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Иван Мозжухин, Константин Коровин, Михаил Фокин, Николай Евреинов и многие другие. Денег становилось все меньше. Щекотихина успешно выставляется, выполняет роспись морского сервиза для Ротшильда. Это позволило в 1927 году купить маленький домик на Средиземноморском побережье, куда к ним на лето регулярно приезжали друзья; вскоре здесь образовалась целая русская дачная колония. Оформляет театральные постановки по всему миру – от Праги до Буэнор-Айреса.

В начале 1930-х годов мировой финансовый кризис ударил и по эмигрантской среде. Билибины экономят, художник переключается на французских заказчиков — в первую очередь, на издательские компании. Одна из них, «Boivin et Cie», заказывает художнику иллюстрации к книгам «Сказки избы» (1931), «Сказки ужихи» (1932), «Сказки братьев Гримм» (1935). Для издательства «Fernand Nathan» Билибин оформляет сочинения по французской и русской истории: «Генрих IV» А. Монтго (1934), «Петр Великий» X. Иссерли и Г. Пикве (1935), обогащая свою технику новыми типами оформления книг. Также Билибин выполняет эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге.

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Коман-
  дора к драме Лопе де Веги «Фуэнте
  Овехуна». Старинный театр. 1911

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

В женщинах Ивана Билибина привлекала не только красота, но и творческое начало, желание реализовать собственный потенциал. Он был женат трижды, и все его жены учились в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой Билибин работал преподавателем. Его первой женой в 1902 году стала Мария Яковлевна Чемберс (1874—1962). Художница работала в сфере книжной графики, а также была известна театральными работами. В этом браке у Билибиных родилось двое сыновей — Александр (1903—1972) и Иван (1908—1993). Брак распался в 1911 году, а три года спустя Мария Чемберс-Билибина с детьми уехала в Англию и больше в Россию не возвращалась.

Вторая жена Билибина, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891?1981) приехала в Россию в 1910 году, занималась книжной графикой, позже — оформлением театральных постановок. Окончив Рисовальную школу Общества поощрения художеств, Рене стала в ней преподавательницей, а также работала на Императорском фарфоровом заводе. В 1912 году Билибин и О`Коннель поженились. Их брак продлился до 1918 года. После революции Рене О`Коннель работала мастером художественной керамики на Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах.

Третьей женой Билибина, с которой он прожил до конца своих дней, стала еще одна бывшая ученица Школы Общества поощрения художеств (1908?1913), Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892?1967). Юная Шурочка, дружившая со второй женой художника, Рене О`Коннель, была другом дома Билибиных в Петербурге и даже одно время у них жила; у них же и познакомилась с будущем мужем Николаем Потоцким, присяжным поверенным. После смерти мужа она осталась одна с сыном Мстиславом. Всю жизнь она проработала художницей на Императорском (после революции — Государственном) фарфоровом заводе, создавая рисунки для росписи посуды и эскизы фарфоровых изделий.

Последней работой выдающегося художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович». Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств, отказавшись эвакуироваться из города.

Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.


Неожиданное продолжение

Ивангород – это не только крепость, нарвские водопады, Парусинка и Троицкая церковь барона Штиглица, но и единственный в мире музей русского художника-сказочника Ивана Яковлевича Билибина. Расположен этот музей в старинном купеческом доме на холме, откуда открывается замечательный вид на Ивангородскую крепость.

Ивангородский художественный музей

Ивангородский художественный музей

У истоков музея стоял приемный сын Ивана Яковлевича Билибина – биолог Мстислав Николаевич Потоцкий. В 1980 году он сделал поистине «царский подарок» – передал в дар государству художественную коллекцию своего отчима и матери – Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой. Кроме их произведений в собрание входили также работы Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере.

Мстислав Николаевич хотел, чтобы коллекция не оказалась в запасниках какого-либо крупного музея, а могла быть доступной, причем в одном из русских провинциальных городов. Например, в Ивангороде. Он вспоминал, что однажды в 1937 году, когда Куприн был в гостях у Билибина, разговор зашел об этом городе. Выяснилось, что оба они в разное время там бывали и даже останавливались в одном и том же доме. Оба вспоминали, какой удивительный вид открывался из его окон на две крепости по обе стороны реки Наровы. Как говорил Билибин, две культуры, разделенные одной рекой, – Запад и Восток.

Потоцкому эта беседа запала в память. В 1970-х годах в Ленинграде на персональной выставке, посвященной Билибину, он познакомился с директором Ивангородской художественной школы и попросил разрешения выставить работы Билибина в Ивангороде. А в 1979 году начальная школа освободила под музей то самое здание в Ивангороде, в котором как раз останавливались и Билибин, и Куприн. Это было знаком судьбы. Так Потоцкий воплотил мечту своего приемного отца и стал первым смотрителем данного музея, открывшегося в 1980 году.

Здание историческое – это единственная купеческая постройка, сохранившаяся в Ивангороде после Великой Отечественной войны. Дом был построен владельцем кирпичного завода в Ивангороде Филиппом Яковлевичем Пантелеевым.

Туристы приезжают в Ивангород специально, чтобы прикоснуться к творчеству Билибина, одного из самых русских по духу художников. Ведь все представлено в музее — только подлинные предметы и произведения. Для такого маленького города, как Ивангород, обладать подобной коллекцией не только почетно, но и очень ответственно.

Из книг отзывов в музее: «Потрясен собранием музея! Такого нет ни в одном музее мира. Берегите!». «Спасибо за любовь к городу, России и к своему делу. Мы открыли для себя Билибина настоящего, влюбились в Ивангород…». «Огромное спасибо создателям и хранителям этого заповедного уголка русской жизни. Пошли вам Бог здоровья, сил и возможностей. То, что вы делаете, бесценно для сохранения жизни русского народа». «Испытали гордость за память к великим людям нашего Отечества».

Действительно, экспозиция музея – настоящая летопись судьбы Билибина, подобной захватывающему роману. Успешное творчество в дореволюционной России, эмиграция, путешествия по Востоку, переезд во Францию, возвращение в СССР в 1936 году.

В музее есть мемориальный зал: многие вещи, представленные в нем, принадлежали семье Билибина и Потоцких. Эти шкаф, этажерка, стулья «приехали» в Ленинград в 1936 году прямо из Парижа. Когда началась война, Билибину предлагали эвакуироваться из Ленинграда. Он отказался: «Из осажденных крепостей не бегут. Их защищают». А в феврале 1942-го умер от голода… Приемный сын Билибина Мстислав Потоцкий прошел всю войну. Был несколько раз ранен, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Войну закончил в 1945-м в Кенигсберге. Впоследствии стал биологом. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению и популяризации наследия Ивана Билибина и Александры Щекатихиной-Потоцкой, создавшей замечательные работы в области театральной декорации, фарфора, живописи и графики. Ее творчеству посвящен отдельный зал музея.

В канун года 140-летия (2016 г.) со дня рождения Билибина в музее появились новые витрины, в том числе и стилизованные под старинную мебель. Теперь у туристов и гостей есть возможность увидеть предметы, которые ранее не выставлялись и хранились в фондах.

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Реставрационный центр имени Грабаря представляет выставочный проект к 145-летию художника: графические листы и костюмы из собрания Ивангородского музея

17.08.2021

Личная коллекция народного костюма знаменитого художника, графика, иллюстратора русских сказок Ивана Билибина, а также его театральная графика показаны зрителям впервые. Все экспонаты происходят из коллекции музея в Ивангороде (Ленинградская область).

Удивительна уже самая история этой коллекции. Долгие годы графику, а также мемориальные вещи и русские костюмы хранил приемный сын Ивана Билибина — биолог Мстислав Потоцкий (1916–1998). Он был сыном третьей жены художника, Александры Щекатихиной-Потоцкой, и после смерти Билибина в блокадном Ленинграде сохранил коллекцию работ матери и отчима, а также произведения других мирискусников — Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере. Мстислав Потоцкий очень трепетно относился к этому наследию и не хотел, чтобы оно затерялось в запасниках какого-то крупного музея. Для своего дара он выбрал музей в Ивангороде (городок стоит на берегу реки Нарвы, напротив эстонского города Нарва). После Второй мировой войны в городе остались буквально крохи старой застройки, в том числе дом, который, по воспоминаниям, Иван Билибин некогда посещал. В 1980 году в этом доме на основе переданной туда Потоцким коллекции была открыта художественная картинная галерея в составе Ивангородского музея.

Ивангородский музей. Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Ивангородский музей.

Фото: Музейное агентство Ленинградской области

Реставраторы Центра имени Грабаря работали с костюмами и головными уборами из коллекции художника, а также его театральной графикой. Костюмы были привезены Иваном Билибиным из его поездок по Русскому Северу, которые он совершил в 1902–1904 годах по заданию этнографического отдела Музея Александра III (Русского музея) для изучения деревянной архитектуры. Многие собранные им материалы оказались таким образом в коллекции Русского музея, однако часть находок Билибин сохранил для себя — как эти костюмы, которые узнаются в его иллюстрациях. Примером могут служить крестьянские женские рубахи и фартук, мужская косоворотка из северных губерний.

«Они сшиты изо льна и украшены вышивкой, а некоторые из них — и хлопчатобумажными кумачовыми вставками, — рассказывает художник-реставратор ткани Анастасия Лобанова. — Вещи были в неплохом состоянии, однако, когда они долго хранятся, заломы и пятна неизбежны. Было проведено обеспыливание специальным реставрационным пылесосом, потом сделана обязательная проба на текучесть красителя, затем проведена очистка экспонатов — в данном случае было возможно проведение водной очистки. Ослаблены и по возможности удалены пятна, что бывает непросто, когда загрязнения старые и непонятно, какой они природы». Скромная вышивка на костюмах укреплена тонкой шелковой нитью.

Примером другого способа работы с костюмом является реставрация шугая, приталенной верхней теплой женской одежды. Крытый репсовой тканью, этот шугай 1870-х годов подбит ватой, и разобрать все детали одежды не представлялось возможным, а вещь была заметно поношена. Тем не менее поверхностные загрязнения удалось удалить. Была снята шелковая узорная лента, которой отделан шугай, разобраны складки. Ленту укрепили и дублировали на тонкий газ. На ткани нашли клеймо производителя — фабрики Гандшина и Вирца в Москве.

Шугай репсовый. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Шугай репсовый. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Другая деталь народного костюма, коротёна (далекая родственница жилета, такие надевали на сарафаны и рубахи) из градетура, была отделана золотым галуном, который потребовал от реставраторов длительной работы: шелковые нити, которыми фиксировались металлические, были утрачены. Интересно, что очень похожие коротёны носят многие героини сказочных рисунков Ивана Билибина.

В коллекции Билибина были и народные головные уборы — например, сорока, которую носили замужние женщины (завязки закреплялись под косой, а «хвост» спускался на спину). «Убор расшит шерстяной нитью, которую повредило не только время, но и насекомые, а одна из бисерных кисточек была утрачена — ее восстановили, как и один металлический жетон, украшавший убор, — но так, чтобы новодельные детали немного отличались от авторских и их можно было при необходимости удалить. Заменить пришлось только жесткие деревянные планки, фиксировавшие «хвост» в расправленном виде, — они рассыпались на части (однако были законсервированы и отправлены в музей), а на их место поставлены новые, идентичные авторским», — рассказывает Анастасия Лобанова.

Женский головной убор. Сорока. После реставрации. Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Женский головной убор. Сорока. После реставрации.

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

А вот душегрея с ярким узором оказалась не народным костюмом, а театральным. Рисунок был набит на холщовую ткань масляной краской — что очень усложнило очистку этого предмета. На изнанке вещи реставраторы обнаружили театральные штампы — Билибин активно работал в театре.

Вторую часть коллекции, которой занимались реставраторы, как раз и составляет театральная графика. Это эскизы декораций и костюмов — в частности, к постановкам в петербургском Старинном театре (действовал в 1907–1908 и 1911–1912), ставившем перед собой задачу реконструировать театральные жанры и саму атмосферу театров прошлого — от Античности к Возрождению и Средневековью. Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Веги «Овечий источник» и постановкам Кальдерона, Англией начала XVIII века — пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». В свой парижский период (1925–1936) Билибин также много работал в опере, оформлял «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова, оперу Александра Бородина «Князь Игорь».

Обычно ожидаемых от Билибина «сказочных» сюжетов в коллекции немного — например, пара иллюстраций к «Сказке о золотой рыбке» парижского периода.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

Фото: Реставрационный центр имени Грабаря

«Все попавшие к нам листы требовали реставрационного вмешательства, — говорит Юлия Савкова, заведующая мастерской реставрации графики. — Большинство работ выполнено акварелью на бумаге, это текучая техника, в первую очередь краски надо было закреплять, чтобы иметь возможность работать с изображением дальше. Нередко на одном листе использовались разные техники, что усложняло работу. К тому же на оборотах листов много надписей, штампов и наклеек, разновременных, сделанных карандашом и разными чернилами, которые музей просил нас обязательно сохранить — они отражают бытование вещей».

Всего через руки реставраторов Центра имени Грабаря прошло более 40 экспонатов из собрания Ивангородского музея, работы велись несколько лет 20 специалистами.

Реставрационный центр имени Грабаря
«Сказ об Иване Билибине»
До 15 октября 2021

  • Работали ли дети в 19 веке в россии на английском с переводом сочинение 7 класс
  • Работаешь или работаеш как пишется правильно
  • Работал в продолжение года как пишется
  • Работать в долгую как пишется
  • Работал за рубежом как пишется