1. Как выбрать тему сочинения

Поскольку основные тематические направления вам уже известны, следует заранее начать подготовку к экзамену: прочитать необходимые художественные произведения, ознакомиться с критической и мето­дической литературой. Однако конкретные формулировки тем станут известны только во время экзамена, и тогда нужно будет окончательно определиться с выбором.

СОВЕТЫУчителя)

Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Однако не падайте духом. Спокойно обдумайте предло­женные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходя­щих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.

Выбирая тему сочинения, руководствуйтесь следующими соображе­ниями.

1. Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и по­нятной.

2. Подумайте, какие из художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.

3. Подумайте, какая из тем поможет вам показать знание критиче­ской литературы, интересных интерпретаций текста, современных литературоведческих подходов.

Помните, что каждая тема содержит в себе некоторый Вопрос, На ко­торый вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассужде­ния текстом художественных произведений.

Предлагаем вам следующий Алгоритм работы Над сочинением.

Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения

image001 6

2. Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Чер­новики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия ху­дожественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Что­бы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

(Советы учителя) ‘

Учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться к сочинению только по одному из заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруд­нительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпуск­ники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с от­дельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черно­вике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ кажется нам наи­менее приемлемым: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной.

Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные све­дения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить те­зис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Работая таким образом, вы сможете сформулировать главные мысли сочинения.

Например, раскрывая тему «Война — страшное слово», следует отве­тить на вопрос «Какие беды человечеству приносит война?». В результа­те можно сформулировать следующие частные тезисы:

Тема:

«Война — страшное слово»

image002 7Проблемный вопрос:

«Почему война страшное слово?»

Вывод:

Люди должны сделать всё, для того чтобы избежать войн

Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформу­лированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и до­казательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых наме­чена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заклю­чительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Tl

Приведём пример плана в виде схемы-кластера[I], а также развёрнуто­го плана сочинения на тему «Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)».

Схема-кластер

image008 7

План-конспект

I. Вступление.

Рассказать об актуальности этой темы в русской литера­туре, особенно в литературе XX века.

II. Основная часть. Каким должно быть отношение человека к приро­де и родине? Ответ на этот вопрос находим в повести Валентина Распу­тина «Прощание с Матёрой».

1. Автобиографическое начало повести.

В повести описана трагическая судьба родной деревни пи­сателя Аталанки, ушедшей под воду после строительства

Саяно-Шушенской ГЭС. Сибирская деревня на берегу Ангары — один из самых важных и любимых образов в творчестве писа­теля.

2. Раскрыть смысл названия повести.

Матёра — деревня и остров — это мать, родная земляк вскормившая не одно поколение людей. Как отплатил человек за это добро?

3. Наступление цивилизации на природу.

Строительство плотины разрушает сложившийся веками’ уклад жизни, разрушает гармоничные отношения природы и человека. Судьба трёх поколений семьи Пинигиных: Дарья — представительница древнего гармоничного уклада жизни, её сын Павел мечется между посёлком и деревней, внук Андрей работает на строительстве плотины, убивающей Матёру. Мысли Дарьи Пинигиной о своей ответственности перед пред­ками за происходящее.

4. Символические образы в повести как воплощение идеи гармонии и мудрости природы.

λЦарский лиственъ, Хозяин. C помощью этих образов NucaY телъ хочет показать мудрость и силу природы, противопо­ставляя их мелочности и недальновидности человека.

5. Люди, потерявшие связь с природой, становятся ущербными морально и душевно.

«Пожёгщики», «обсевки» — люди, не имеющие корней^ не имеющие родины, безразличные ко всему окружающему. Опи­сать сцену на кладбище, Петруху (Никиту Зотова), поджёг — шего родной дом.

III. Вывод. Любовь к природе и любовь к родине неразрывно связаны.

Человек, как царский лиственъ, уходит своими корнями в мир природы и культуры родного края. Оборвать эту связь — Значит лишить себя чего-то важного, обеднить себя духовно.

Итак, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.

Завершая работу с черновиком, необходимо:

> свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;

> убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;

> проверить, правильно ли выделены абзацы;

> сделать стилистическую и речевую правку;

> уточнить цитаты (если вы их использовали);

> проверить орфографию и пунктуацию.