Работа с текстом
Автор: Фассалова Разина Рафисовна
Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ
Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги
Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А.Сухомлинский
Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения – это прежде всего:
- уметь понимать содержание читаемого текста;
- это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
- это выразительность – умение интонировать знаки препинания.
Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.
Основные задачи на уроках -это:
- воспитание любви к чтению;
- формирование потребности читать;
- развитие творческих способностей детей;
- создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.
Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.
Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:
— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);
— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);
— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);
— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);
— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);
— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);
— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).
Вида работы с текстом
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
- Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
- Чтение с пометками.
- Чтение с группами.
- Поисковое чтение.
- Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.
Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).
Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.
С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.
Анализ текста:
- Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
- Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
- Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).
Воробей И.С.Тургенев
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Работа с текстом перед чтением
- Беседа учителя с детьми
- Рассказ учителя
- Словарная работа
- Анализ заголовка, иллюстрации;
- Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
- Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
- Какое название дал автор этому рассказу?
- Кто такой воробей?
- Какие произведения о воробьях читали?
- Какая история могла произойти с этой птицей?
- Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?
Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Когда героя было жалко?
1 ступень анализа — понимание фактического содержания.
- С чего началась эта история? Прочитайте.
- Как развивались события?
- Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
- Чем все закончилось?
2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.
- Каким изображен молодой воробей?
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
- Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
- С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
- Какую мысль автора можно считать главной?
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.
Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.
Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.
Использованная литература:
- Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Памятка при работе над басней
1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало крылатым?
Памятка при работе над стихотворением
1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Памятка при работе над сказкой
1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Как составить план текста
1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Формирование умений младших школьников пересказывать полно
1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Формирование умений младших школьников пересказывать кратко
1. Перечитайте текст.
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
3. Расскажите о главном в каждой части.
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Формирование умений младших школьников выразительно читать
1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.
2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.
3. Представь их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.
5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).
6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.
7. Прочитай выразительно.
Приложения:
- file0.docx.. 29,3 КБ
Опубликовано: 05.12.2021
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. ФГЛ в данном случае — это личность, способная свободно использовать умения и навыки чтения и письма для извлечения информации из различных текстов и способная создать собственные тексты, как в устной, так и в письменной форме.
Очень важно в начальной школе заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого стойкая привычка к чтению, который владеет как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Что значит понять текст? С точки зрения лингвистики – вычитать все виды текстовой информации (подтекстовую, фактуальную, концептуальную). В современном мире человек сталкивается с огромным потоком информации.
Умение работать с информацией – это качество ФГЛ, которое напрямую зависит от действий педагога. Учитель должен сам уметь вычитывать информацию, читая произведение свежим взглядом, учить этому детей. Работая с текстом, дети должны понимать вид информации (название информации можно не произносить)
КОСТОЧКА.
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Фактуальная информация.
Многодетная семья, не отличается достатком, не в наше время, глава семьи – отец, интеллигентная семья, Ваня – самый младший ребенок, он никогда не ел слив, Ваня съел одну сливу без спроса у родителей, родители поняли сложность ситуации, родители создали ситуацию, чтоб Ваня пережил все эмоции по поводу своего поступка, отец дал возможность детям признаться.
Подтекстовая информация.
Отец преподнёс урок: за свои поступки надо отвечать. Все засмеялись, т.к. испытали облегчение, что ситуация разрешилась, а Ваня заплакал из-за этого. Его не ругали, а он все понял.
Концептуальная информация.
Урок родителям, как можно выйти из ситуации без крика и ругани. Урок детям, как легко совершить поступок, но тяжело признаться. Легче признаваться, когда в семье любят тебя. Человек, которые понимает и прощает других людей – великодушный. Это рассказ о великодушии, о том, что такое любовь, уважение в семье.
Расшифровка предложения и составление рассказа на основе предложения – интересный для детей и учителя способ организации процесса понимания текста. Для этого вычитывается из предложения фактуальная или подтекстовая информация. На основе вычитанной информации составляется текст. В тексте информация не должна превосходить имеющуюся в предложении. Например: «Я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно». (В.Драгунский «Друг детства»)
Учитель: — Вычитываем информацию.
Дети: — Герой – мальчик. Он расстроен, не хочет, чтобы мама заметила его «состояние», т.к. не хочет ее расстраивать. Мальчик маленький, т.к. думает, что слезы вкатятся назад.
Учитель: — Составим текст
Дети: — Мальчик очень расстроился. На глаза навернулись слезы, губы задрожали. Рядом с ним была мама, поэтому он отвернулся и задрал голову к потолку, по-детски полагал, что эти слезы могу вкатиться назад. Мальчик долго молчал, не желал расстраивать маму.
Если эта работа проходит на этапе прогнозирования, учитель может сказать: «Давайте прочитаем рассказ В.Драгунского «Друг детства» и узнаем, почему расстроился Дениска. А вы можете это предположить?»
Еще один пример.
«К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая».
Учитель: — Вас что-нибудь удивило?
— Всё понятно?
— С чего начнем обсуждать? (начать со слова «к ним»)
Дети: — Кто-то двигался. Их было четверо. Потом пятая стала приставать с вопросами, присоединившись к ним в дороге.
Учитель: — Составьте текст.
Дети: — Их было четверо, и они куда-то двигались. Любопытствуя, к ним присоединилась пятая.
Учитель: — А можно предположить, кто это были четверо и пятая?
— А сейчас мы будем читать стихотворение «Тучкины штучки».
— На что наталкивает название?
Дети: — Штучки – проказы озорные, игра увлекательная, шутки.
Учитель: — Предложение, которое мы разбираем, из этого стихотворения. Прочитайте стихотворение.
Такое задание можно проводить на этапе антиципации, что будет служить мотивацией или как разминку. Это задание направлено на развитие внимания к слову, на понимание на уровне предложения, учит выражать мысль и развивает речь.
В системе работы учителя должна быть обозначена проблема – внимание к слову. Это основа понимания текста. Ученик должен адекватно понимать лексическое значение слова. Важно учить детей объяснять лексическое значение слова в контексте. Необходимо развивать умение видеть ключевые слова в тексте. Это умение хорошо развивается при работе с загадками. Иногда, прочитав первое слово, можно догадаться о его окружении. Например, «Ой, как…» — выражение эмоций, «Чей…» — принадлежность, «На небе сгущались темные…» — тучи.
Заголовок – входная дверь текста. Заголовок дает сведения о тексте, на которых может быть построена работа на этапе прогнозирования. Можно узнать тему, жанр, героев текста.
Приведу условную классификацию заголовков, используя комплект учебников образовательной системы «Школа 2100».
Название заголовка | Примеры художественных произведений |
1) Заголовок — тема | «Рисунок с натуры», «Скакалочка» |
2) Заголовок — тема+идея | «Трудный путь», «Глупая история», «Удивительная кошка» |
3) Заголовок — герои+тема (или герои) | «Котята», «Кукла», «Никита-охотник», «Мой брат Мишка» |
4) Заголовок — загадка | «Плим», «Песенка подо льдом», «Мохнатая азбука» |
5) Заголовок — герои+жанр | «Приключения Незнайки» |
6) Заголовок — место действия | «Дом в Черёмушках», «Что у нас во дворе» |
7) Заголовок — литературный прием | «Бегство цветов», «Шишкопад» |
| «Почему ноябрь пегий?» |
При работе с заголовком, включается воображение, внимание, чувства. Это напрямую связано с пониманием текста, так считают психологи.
Вычитывая информацию, мы непосредственно соприкасаемся с живым, безграничным по существу, в своем объеме содержанием художественного образа, вступаем с ним в непосредственный контакт, освобождаемся от груза готовых мнений, суждений, оценок. Тут мы сами можем видеть то, что изображено в произведении: картины, события, людей, их отношение и т.д., подобно тому, как видим и ощущаем окружающий мир. Можем сами видеть и судить о том, что открывается нам в художественном произведении. И тогда в конце работы с текстом учитель может задать вопрос: «Что вы, дети, узнали нового?»
Ревенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Урок литературного чтения
Класс: 2
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки « Купание медвежат»
Тип урока: урок обучения чтению нового текста
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, интерактивный тест, пульты (для интерактивного теста); мягкая игрушка Медвежонок, аудиозапись К. Сен-Санс «Карнавал животных» « Медведи», разрезные фигурки медвежат, выставка книг.
Цель: Познакомить детей с творчеством В.В Бианки (работа над рассказом «Купание медвежат»).
Задачи:
— формировать и совершенствовать навыки беглого, выразительного и осознанного чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному; умение работать с текстом.
— обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор, повышать интерес к книге; развивать память, внимание, мышление, воображение;
— воспитывать любовь к животным, чувство прекрасного (через живопись и музыку); учить видеть необычное в природе; показать насколько удивительны животные;
УУД:
Регулятивные:
— учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Познавательные:
— ориентироваться в тексте учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; учиться строить простые рассуждения;
Коммуникативные:
– использовать простые речевые средства;
— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; — отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
— проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Ход урока:
I. Организационный момент. (слайд 2, анимация «Звонок». Кликом на задание воспроизводится звук)
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
( Стук в дверь)
— Кто это может быть? К нам, ребята, пришёл гость.
— Но прежде чем зайти в класс, он просит отгадать загадку, из которой вы узнаете: кто он?
Загадка: (слайд 3, анимация — выдвигается загадка)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).
II. Введение в тему.
— Как вы догадались, что это медведь? Как по-другому можно назвать медведя? (Мишка, Мишутка, медвежонок, Мишенька, Михайло Потапыч). (слайд 4, Кликом на экран высвечивается картинка, а потом высвечиваются слова).
— Молодцы! А вот и наш гость — Мишутка. (Показываю игрушку). Он пришёл к нам на урок неспроста. Мишутка хочет узнать про себя всё интересное, а мы ему в этом поможем. Правда? (Посадить медвежонка на стол).
— Ты, Мишутка посиди и понаблюдай за нами, и всё что мы сегодня будем говорить – запоминай.
— Это медведь игрушечный, а мы давайте посмотрим на иллюстрацию, где изображён лесной медведь. ( Иллюстрация с изображением медведя). (слайд 5, кликом на экран высвечивается иллюстрация лесного медведя)
— Опишите его. Какой он? (Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый).
— Хотите узнать, почему медведя назвали медведем?
(Информацию о медведе рассказывает заранее подготовленный учащийся).
— Слово «Медведь», происходит от двух слов «Мёд ведать». Медведь всегда знает, где находится мёд, потому, что очень его любит.
— Всем понятно, почему его так назвали? Почему? (Ответы детей).
— Давайте послушаем небольшое сообщение о медведе. (Сведения можно взять из любой энциклопедии о животных).
(Сообщение можно дать заранее любому ребёнку).
— Ну и что же вы интересного узнали о нашем госте? (Ответы детей).
— ФИЗМИНУТКА —
Бедный Мишка заболел —
Мишка много мёда съел
Мишка плачет и рычит (порычали)
«У меня живот болит!»
Мишка стонет, слёзы льёт,
У него болит живот.
Непослушный, жадный Мишка
Съел лесной малины слишком!
(порычали как медведи, походили вокруг – как мишка косолапый с ноги на ногу переваливаясь).
III. Работа по теме.
1. Целеполагание.
— Как вы думаете, почему именно медведь сегодня в гостях у нас? (наверное, мы будем читать рассказ о медведе)
— А что вы хотите о нём узнать? (ответы детей)
— Давайте посмотрим на иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому рассказу (иллюстрация на доске). (слайд 6)
— Что вы на ней видите? Опишите. (Один медвежонок удирает, а другого медведица купает в реке).
— Теперь можете сказать, о чём будет этот рассказ? (ответы детей)
— Сейчас мы с вами узнаем что-то очень интересное о медведях.
Для этого я вас познакомлю с рассказом Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат». (Учебники у детей закрыты). (слайд 7, кликом на экран высвечивается название рассказа)
— Как вы думаете, о чём этот рассказ? О медвежатах или конкретно, о каком-то эпизоде из их жизни? (О том, как медвежата купались).
2. Словарная работа.
— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем. (слайд 8, путем перемещения каждого медвежонка влево, появляются словарные слова).
БУРАЯ МЕДВЕДИЦА — ОКУНАТЬ —
ШЛЕПКИ — ШИВОРОТ —
— Как понимаете смысл этих слов?
3. Чтение рассказа учителем.
4. Первичная проверка понимания.
— Понравился ли рассказ?
— Кто главный герой рассказа? (Медведица и медвежата).
— Где происходит действие? (В лесу, около речки).
— Какой эпизод больше всего понравился?
— Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (Весёлое).
— Что же вы ещё интересного узнали о медведях? (Что медведица заставляет своих медвежат купаться, она их воспитывает).
— Если бы вы были художником, какую картинку нарисовали к этому рассказу? (Как медведица берёт за шиворот медвежонка и окунает его в воду).
-ФИЗМИНУТКА-
— Представьте, что вы в лесу. Какие звуки вы слышите? Дети ложатся на парты и, закрыв глаза, слушают музыку «Звуки леса». (слайд 9, кликом на задание воспроизводится звук)
5. Подготовительная работа к чтению.
— Прежде чем читать, давайте познакомимся с трудными многосложными словами. (слайд 10)
БОЛЬ-ША-Я МЕД-ВЕ-ДИ-ЦА МЕД-ВЕ-ЖО-НОК
ШИ-ВО-РОТ О-КУ-НАТЬ БА-РАХ-ТАЛ-СЯ ХО-РО-ШЕНЬ-КО
ВЫ-ПО-ЛОС-КА-ЛА НА-ДА-ВА-ЛА
О-ЧУ-ТИВ-ШИСЬ ДО-ВОЛЬ-НО
6. Чтение рассказа учащимися. (Чтение текста по предложению).
7. Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте в тексте:
а) С чего всё началось?
б) Как вёл себя первый медвежонок во время купания?
в) Как на его поведение реагировала мать-медведица?
г) Как вёл себя другой медвежонок?
д) Что сделала его мама?
е) Чем закончилась история?
— Как вы думаете, какая мама у медвежат? (Строгая, заботливая). (слайд 11)
— Почему? (Потому что наказывает медвежат, заставляет их купаться).
— А какие медвежата? (Непослушные, забияки).
IV. Итог урока.
1. – С каким рассказом мы познакомились?
— Что интересного узнали из этого рассказа? (Звери похожи на людей своими повадками. Мамы воспитывают, учат своих детей жить. А дети — забияки, непослушные).
2. – А кто автор этого рассказа? (В.В.Бианки).
— Мы сейчас с вами читали рассказ Бианки, вы на перемене рассматривали книги с выставки, скажите, о чём или о ком ведают рассказы Бианки? (О животных, птицах). (слайд 12)
— Как вы думаете, почему он писал про лес, о лесных животных, обо всём этом? (Наверное, любил природу, путешествовал).
— Кто хочет узнать про животных интересное – читайте рассказы В.В.Бианки. (Учитель обращает внимание на выставку).
— Сейчас послушайте биографию В.В.Бианки. (Рассказывает заранее подготовленный ученик). (слайд 13)
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного- орнитолога (учёный, который изучает птиц). Виталий совсем маленький вместе со своим отцом бродил по лесам, рощам, полям, учился распознавать каждую птицу, насекомое, травинку, зверя.
Бианки не только узнал в лицо всё живое, но каждое называл своим именем.
Виталий Валентинович говорил: «Если вы хотите узнать родную землю по-настоящему близко и крепко — отправляйтесь путешествовать своими ногами, пройдите по ней, по просёлочным дорогам, лесным и полевым тропам и совсем без дорог».
Бианки действительно много путешествовал. Он не ездил в Африку и Америку, не бродил по Камчатке, все свои путешествия он совершал только в близких ему лесах и полях, в той местности, где он родился и вырос в Нижегородской области. Зато там он видел то, что другие просто не замечают. И это было так захватывающе интересно, что у него появилось желание рассказать об этом детям. Он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал около 300 произведений. Все его произведения научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относится к ней, любить её.
Вот какой он был человек и писатель – Виталий Валентинович Бианки!
— А какой ещё знакомый нам автор писал о лесных жителях? (Е.Чарушин).
3. — Про медведей не только писали интересные рассказы и сказки, но ещё и рисовали картины. (Рассмотреть репродукцию Шишкина «Утро в сосновом бору» и рисунки Е.Чарушина). (слайд 14, анимация – выдвигаются репродукции )
— Посмотрите и скажите, что общего с рассказом «Купание медвежат»? (Медведица и медвежата. Она их тоже чему то учит).
— Как вы думаете, чему может учить медведица своих детёнышей на этих картинах? (Находить себе еду, лазить по деревьям). (слайд 15, кликом на экран появляется иллюстрация)
V. Интерактивный тест ( слайды 16-25, «Живой опрос»)
1. Кто написал рассказ «Купание медвежат? (Е.Чарушин, В.Бианки, М.Пришвин)
2. О ком или о чём писал В.Бианки свои произведения? (о людях, о лесных животных, о временах года)
3. Чем занимаются учёные – орнитологи? (изучают животных, изучают рыб, изучают птиц)
4. Кто ещё кроме В.Бианки писал, рассказы о лесных жителях и иллюстрировал свои рассказы? (Н.Носов, Е.Чарушин, А.Пушкин)
5. Что означает слово ОКУНАТЬ? (погружать на некоторое время в воду; наказывать за провинность; дремать)
6. Где происходит действие в рассказе? (около жилья человека, в лесу у берлоги, на берегу речки)
7. От каких слов произошло слово «медведь»? (любит мёд, ведает мёд, ест мёд)
8. Как называется репродукция И.Шишкина? («Медведи в лесу», «Медведица и медвежата», «Утро в сосновом бору»)
9. Понравился ли вам рассказ В.Бианки «Купание медвежат? (да, нет)
VI. Рефлексия.
— Наш Мишка заслушался и решил сделать вам подарок на память об этом уроке.
— У вас на партах лежат фигурки медвежонка. Как вы думаете, понравился ли урок нашему медвежонку? Какое у него настроение после нашего урока? А у вас? (Весёлое, радостное).
— Нарисуйте и разукрасьте мишку. Подумайте, какой он у вас, весёлый или грустный? (Дети рисуют своё настроение на мордочке медвежонка).
— А пока вы будете рисовать, я вам включу аудиозапись (Прослушивается запись «Карнавал животных» «Медведи» К.Сен-Санс).
— Скажите, звуки каких животных передаёт автор этой музыки? (Это звуки топота медведицы и медвежат. Медвежата убегают от медведицы).
— Как узнали? (По темпу в музыке, по характерным признакам этих животных).
— Оказывается, про медведя ещё музыку сочиняют, и песни, и стихи, и сказки, и рассказы, и загадки, и картины рисуют. Вот какой популярный наш медведь!
(слайд 26)
— Что понравилось больше всего на уроке? Что запомнилось? Чем поделитесь с родителями?
— Покажите друг другу и гостям своих Мишек.
— Поднимите у кого весёлый Мишка. Молодцы! Спасибо за урок. (слайд 27)
6
Методическая разработка урока литературного чтения
для 2 класса по УМК «Школа России»
Рудь Л.А.
МБОУ « СОШ № 47» г. Белгорода
Тема урока: В.А. Осеева «Хорошее».
Тип урока: урок-размышление.
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Осеевой; познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»; формировать умения выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока:
—развивать навыки беглого, правильного, выразительного и осознанного чтения;
—учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь;
—формировать умение составлять характеристику героя;
—развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре;
—воспитывать нравственные качества ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
Ожидаемые результаты:
— уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
— уметь находить главную мысль произведения;
— осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, наглядный и раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.
-Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и
запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!
-Повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи и успехов.
-Ребята, обратите внимание справа, на доске расположилось солнышко – это наши ожидания от сегодняшнего урока. Что вы ожидаете от нашего урока?
-На другой стороне – мрачная серая туча. Из нее выливается по капле
дождь. Это наши опасения. Какие опасения вас тревожат перед началом
урока?
-У нас с вами получился своеобразный прогноз погоды! Давайте постараемся, чтобы наши опасения в процессе работы исчезли, а ожидания – сбывались и радовали нас!
-Чтобы работа была успешной, давайте составим план нашего урока!
3.Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.
1.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке, мы познакомились с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово». Прочитав его, мы узнали, какую силу имеют волшебные слова. Пересказ рассказа.
2. Речевая разминка (работа над скороговоркой)
— На уроке придется много говорить, рассуждать, читать.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
-О чем эта скороговорка?
-Давайте устроим творческий поединок «Кто лучше!»
—Теперь, давайте поработаем с первой строчкой скороговорки.
Прочитайте эту строчку строки с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово, затем второе, третье и четвертое.
—Вы видите: от того, какое слово мы выделяем голосом, зависит смысл предложения. При чтении текста нужно учитывать это.
3. Постановка целей урока.
-Ребята, дятел делает хорошо или плохо, что лечит дуб?
-Прочитайте на доске зашифрованное слово.(Ответ: Хорошо)
-Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Сегодня прочтем еще один рассказ Валентины Александровны Осеевой.
Откройте учебник на с. 93-94 прочитайте название рассказа.
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.
Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).
Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героев).
-Сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
4.Включение в систему знаний и повторений.
1. Изучение новой темы
Первичное чтение (рассказ читает учитель)
-Я сейчас прочту вам рассказ «Хорошее», а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.
Первичное восприятие текста.
-Какое желание однажды утром появилось у Юры?
Вторичное восприятие текста (работа в группах).
-Прочитайте еще раз этот рассказ самостоятельно. Работая с текстом, вы будете читать и думать. И мы с вами обсудим, получилось ли у Юры осуществить свою мечту.
-Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание.
При чтении рассказа первая группа ребят должна отметить ( карандашом) в тексте всё, о чём мечтал Юра.
Вторая группа отметит в тексте, о какой помощи просили его близкие. Третья группа отметит, как откликался Юра на просьбу близких о помощи.
Четвертая группа найдет и прочитает, какой вопрос задал Юра маме?
И какой совет дала Юре мама?
2. Словарная работа.
-В тексте встретятся слова, при чтении, которых вы иногда допускаете ошибки. Давайте вспомним, как их правильно читать.
что-нибудь, что, его, у него
3.Динамическая пауза (гимнастика для глаз).
4.Выборочное чтение (первая группа)
-О чём же мечтал Юрик?
-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:
сестрёнка тонет. Что сестрёнка испытывает в этот момент? Разве можно о таком мечтать? А что испытывает няня? Трезорка?
-Хорошие ли были у Юры мечты?
Выборочное чтение (вторая группа)
-Какой помощи просили его близкие: сестренка, няня, Трезорка?
Работа с иллюстрацией (третья группа)
-Посмотрим на реальные поступки Юры. Кого вы видите на иллюстрации? Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
— Что ответил Юра сестренке, няне, Трезору, когда они обратилась к нему за помощью?
Четвертая группа
-Какой вопрос задал Юра маме? Какой совет дала Юре мама?
-Нуждались ли его близкие в помощи? Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? О ком думает Юра на самом деле?
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
-Почему Юра не заметил простых дел?
-Каким же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры ( смелый, заботливый, умный, думающий о себе, добрый, грубый).
-Скажите, что же было хорошее в рассказе?
-А что же было не очень хорошее?
-Над чем заставил вас задуматься рассказ?
-Как автор относится к своему герою? Как вы это поняли?
-Ребята, кто определил главную мысль рассказа «Хорошее»?
—Ребята, Юрик еще маленький, он будет взрослеть, набираться мудрости, как его мама и будет совершать хорошие поступки не только в мыслях, но и в жизни.
5.Работа с пословицами.
-Ребята, народная мудрость нашла свое отражение в пословицах. И мы сейчас поработаем с пословицами. На некоторых партах лежат карточки розового цвета. Работать будете в парах. Из данных слов составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. (За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит. Не верь словам, а верь делу.)
Все остальные ребята работают по учебнику. Прочитайте пословицы в конце рассказа. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
5.Динамическая пауза (двигательная разминка).
6.Самостоятельное применение знаний.
1.Первичное закрепление. Чтение по ролям.
-Сколько действующих лиц в рассказе? Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? Есть ли слова у Трезора? Как нужно читать мысли Юры? А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору?
2.Вторичное закрепление (коллективная работа).
-У меня на доске цитатный план нашего рассказа. Посмотрите, правильно ли я его написала, если надо измените номер.
«Вот если бы на няню…»
Пожелания мамы.
«Вот если бы Трезорка…»
Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
«Что, если б моя сестренка…»
3.Пересказ произведения учеником, продолжит следующий ученик.
-Есть ли замечания или дополнения?
7.Итог урока. Рефлексия.
-Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? Исчезли ли ваши опасения, которые были вначале урока? Оправдались ли ваши ожидания?
Посмотрите, наше Солнце дарит вам свою улыбку! Пусть его лучи согревают вас и помогут нам подвести итог урока. Попробуйте расшифровать слово «луч», используя следующие значения букв этого слова. (На доске – расшифровка букв слова «луч».)
Л – легко было . . . .
У – узнал . . . .
Ч – что хочу пожелать . . . .
А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца. На них написаны хорошие, добрые слова.
(Учитель показывает лучики, а дети хором читают: «хорошие поступки», «вежливые слова», «уважение к людям», «доброе отношение к животным», «бескорыстие».)
-Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
8.Самооценка.
-Довольны ли вы своей работой на уроке? Какое у вас настроение? (смайлики)
—Итак, ребята, над чем же заставил вас задуматься рассказ В.Осеевой?
—Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
—Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
—Ребята, сегодня к нам в гости пришли ученики 10 класса, мои бывшие выпускники, с напутствием в виде стихотворения.
Стихотворение.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?—Да!
Будем дерево сажать? —Да!
Будем маме помогать? —Да!
А братишку одевать? —Да!
Птицам мы насыплем крошки?--Да!
Позаботимся о друге? —Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»--Да! Да! Да!
9.Домашнее задание. Подготовить пересказ текста. Нарисовать
иллюстрацию к рассказу.
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…
Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …
Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…
Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…
Лидия Петровна, спасибо Вам за внимание к работе, добрый отзыв о ней.
Елена Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.
Методика преподавания в начальной школе
Категория Методика преподавания в нач. шк. содержит материалов: 205
Страницы: 1 2 3 … 10 11 »
Исследовательская работа «История новогодних игрушек в России»
| История появления традиции украшать новогоднюю елку праздничными игрушками русская история и культура знает множество традиций. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах. |
Роль метода наглядности в обучении младших школьников
| В данной статье рассматривается роль метода наглядности в обучении младших школьников. Также описываются методические приемы, с помощью которых учитель может успешно использовать спектр средств наглядности при изучении и повторении материала. |
№79428 | | 21Kb |
Творческие графические работы
| Тренажеры способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, творческого мышления, усидчивости, тренируют концентрацию внимания. Подходят для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
№79221 | | 6.0Mb |
Орфотренажеры по русскому языку для начальной школы
| При работе с тренажерами учащийся погружается в языковой материал, решает орфографические задачи, подбирает правила проверки слова. Тренажеры можно использовать как при изучении, так и при закреплении материала, а так же во время адаптации в начале учебного года. |
№77743 | | 56Kb |
Шпаргалки для начальной школы по математике
| Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? Задача учителя не заполнять память ребенка многочисленными сведениями, а научить понимать, как связаны между собой математические понятия, заметить взаимозависимости, провести ассоциации. Поэтому шпаргалки приносят неоценимую пользу ученику! |
№77064 | | 0.1Mb |
Шпаргалки для начальной школы по русскому языку
| Шпаргалки известны давно. Запрещать или разрешать? На экзамене, конечно, запретить, а при обучении? Сборник шпаргалок можно купить, но, даже имея такие справочные материалы, ученик может быть неуспешным в обучении. Почему? Сборники из книжного магазина имеют избыточную информацию, которую ученик не может быстро прочитать и понять. Эти материалы только затрудняют ребенка. Поэтому нужно создать свои помощницы-шпаргалки! |
№77014 | | 70Kb |
Карточка «Для чего нужна экономика»
| В данном документе представлена карточка для индивидуальной проверки сформированности знаний по теме «Для чего нужна экономика». В карточке предлагается 5 вопросов, которые требуют развернутого ответа. |
Дидактическая игра «Найди слово»
| Данная дидактическая игра решает несколько задач: тренирует концентрацию внимания, совершенствует навык чтения, формирует самостоятельность, снимает мышечное напряжение при раскрашивании. Подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
№76209 | | 50Kb |
Уроки обучения письму
| Знаете, какой урок самый трудный для первоклассника? Урок обучения письму! Как организовать деятельность на уроке, чтобы дети не утомлялись, им было интересно, а урок проходил продуктивно? |
№75273 | | 35Kb |
Как научить младших школьников узнавать время по часам
| Так ли уж надо ребенку знать время? Условия жизни таковы, что дома ребенка сопровождают родители: разбудят, накормят, довезут до школы. В школе жизнь ребенка регулируют звонки, учителя. Получается, младшему школьнику не нужно знать и рассчитывать свое время, поэтому часы на стене не несут ему никакой информации. |
№75260 | | 70Kb |
Тренажеры для обучения грамоте
| Как научить ребенка слышать порядок звуков в слове, записывать слова и предложения? Как развивать фонематический слух? Нужно в условиях урока организовать игровую деятельность. В классе «живет» дед-Буквоед, он по ночам «ест» буквы в словах, их нужно «вылечить»! |
№75218 | | 75Kb |
Поучительные истории для первоклассников
| Судить чужие проступки легче, чем свои! На примере историй девочки-первоклассницы учащиеся проговаривают правила школьного поведения, таким образом, присваивают их себе. Легко и непринужденно! Сказки ненавязчивые, короткие. Как раз такие, чтобы хватило внимания первоклассников. |
№74898 | | 41Kb |
Формирование навыка смыслового чтения в начальных классах
| При формировании навыков смыслового чтения учитель сталкивается с проблемами. Как же преодолеть их? Изучив разные источники, видно, что над чрезвычайно важной темой — смысловое чтение, работают многие группы ученых. Из предложенного материала, можно выделить несколько форм работы для ликвидации этих проблем. |
№74135 | | 28Kb |
Супер — тренажеры для чтения
| Восприятие и осмысливание учебной информации находится в прямой связи с техникой чтения. От учителя начальных классов зависит, будет ли ребенок дружить с книгой, прочитывать статьи учебника без затруднения, будет ли успешен в учебе. Занятия с тренажерами позволит улучшить навык чтения и повысить скорость. |
№74106 | | 39Kb |
Рефлексия «Космос». Часть 3
| В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74045 | | 0.5Mb |
Рефлексия «Космос». Часть 2
| В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74044 | | 0.4Mb |
Рефлексия «Космос». Часть 1
| В помощь учителю при проведении этапа урока (рефлексии). Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. |
№74043 | | 0.4Mb |