Работа не завершена как пишется слитно или раздельно

Написание не с разными частями речи всегда вызывало большие трудности, однако это не такая уж и сложная тема и сейчас

НЕ - слитно или раздельно?

Написание не с разными частями речи всегда вызывало большие трудности, однако это не такая уж и сложная тема и сейчас мы вас в этом убедим. Однако в ней есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы (пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).

Орфографические правила здесь помогают разграничить тонкие оттенки значений слов: приставка НЕ — утверждение противоположного (возможна замена синонимом: неправда — ложь), частица НЕ — отрицание (возможно противопоставление, антоним: не правда, а ложь).

Первое, что необходимо сделать, — решить вопрос, употребляется ли слово без НЕ— или, напротив, употребляется ли оно с НЕ-. И если первое достаточно понятно (нелепый, ненавидеть, ненароком), то второе нуждается в пояснении. Выше мы сказали, что приставка НЕ утверждает новое качество предмета и обычно может быть заменена синонимом: непрофессионал — дилетант, неженатый — холостой, немедленно — сразу. Между тем есть такие слова (преимущественно существительные и относительные прилагательные), к которым не «приклеивается» приставка НЕ: можно ли сказать *незолотые часы, *невелосипед, *нелиповый мёд? Каковы синонимы к этим новым словам (антонимы к золотой, велосипед или липовый)?

Если интересующее вас слово не принадлежит ни к одной из этих категорий, то далее можно действовать по алгоритму.

Написание НЕ слитно или раздельно

А теперь сформулируем то же самое в виде инструкции, причем, экономя умственные усилия, запоминаем, как обычно, только одно из двух условий.

НЕ пишется раздельно:

1. Всегда — с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен.

2. С существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на -о. если есть противопоставление.

3. С полными причастиями — если есть противопоставление или зависимые слова.

Здесь можно ошибиться

1). Существуют слова — сигналы слитного и раздельного написания НЕ в любых частях речи. О слитном написании свидетельствуют наречия со значением меры и степени (слово-этикетка — очень), о раздельном — сочетания далеко не, отнюдь не и все слова с начальным НИ. Приведем наиболее распространенные из них:

НЕ— слитно НЕ раздельно

  • очень отнюдь не
  • слишком далеко не
  • весьма никак не
  • крайне ни для кого не совершенно ничуть

не абсолютно нисколько не и т.п. и т.п.

Слова совсем и вовсе могут употребляться и в значении «очень», и в значении «отнюдь»: совсем неискреннее заявление = очень неискреннее заявление; он был совсем не искренним, постоянно плел интриги = отнюдь не искренним. Вряд ли эти слова попадутся в тесте, а вот в сочинении будьте внимательны.

2). Есть хитрая языковая «ловушка»: противительный союз НО может употребляться и в значении союза А, и в значении И: барон был немолод, но строен — он был и немолод, и в то же время строен. Здесь нет противопоставления, а потому НЕ пишется слитно. Сравните: он стал не высоким, но прямо-таки высоченным.

3). В сочетаниях несмотря на и невзирая на НЕ пишется слитно, если их можно заменить словом вопреки: несмотря на жару — вопреки жаре, невзирая на неприятности — вопреки неприятностям.

В раздельном написании не взирая на, не смотря на — деепричастия, легко заменяемые синонимом глядя:

Ср. несмотря на то, что мы устали (вопреки тому, что мы устали и) — не смотря ни на кого (не глядя ни на кого)

4). Иногда возникают сложности со словами на — МЫЙ. Важно знать:

  • невозмутимый неистощимый
  • невообразимый неистребимый
  • невыносимый неисчерпаемый
  • невыразимый неминуемый
  • незнаемый неотвратимый
  • незыблемый неотделимый
  • неизгладимый неотъемлемый
  • неизъяснимый неувядаемый

неиссякаемый неразделимый

Сильный сигнал раздельного написания других форм на -МЫЙ — наличие зависимого слова в творительном падеже: не замечаемый никем, не посещаемые охотниками заповедники. Поэтому в словах на -мый сначала не забудьте проверить возможность их употребления без НЕ.

5). Правило правописания приставки НЕДО- в глаголах достаточно расплывчато, поскольку основано на смысловом критерии: приставка НЕДОобозначает недостаточность: недоел — мало съел, недосолить -мало посолить.
Сравните: в войну многие недоедали, суп недосолен. Частица НЕ по общему правилу обозначает отрицание: не добежать до финиша (не сумел добежать до конца), не доел за обедом свою порцию (не довел дело до конца).
Образцы рассуждений:
(не) разгаданные тайны влекут нас — употребляется без НЕ, это прилагательное, нет противопоставления, имеет значение утверждения противоположного (неразгаданные = скрытые). Пишу: неразгаданные.
(не)разгаданные до сих пор тайны волнуют нас — причастие с зависимыми словами (до сих пор). Пишу: не разгаданные
он ехал (не)спеша — с деепричастием пишу НЕ раздельно: не спеша.
Анатоль был отнюдь (не)находчив, (не)быстр и (не)красноречив -есть сигнал раздельности — отнюдь, следовательно, пишу раздельно: не находчив, не быстр, не красноречив.
как же (не)находчив и (не)смышлен я тогда был — краткое прилагательное.
Работаю с ним, как с полным: нет ни противопоставления, ни слов-сигналов раздельности, пишу слитно ненаходчив, несмышлен.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили
новую орфографическую тему, учитель должен
прежде всего показать внутреннюю логику законов
русской орфографии, сделать эти законы
понятными, привычными и простыми. Средства могут
быть разными. Особенно это касается моментов
отработки и закрепления новых знаний. Тут
подойдут и таблицы (готовые или продуманные
учителем, «вымученные» им – и потому лучшие),
алгоритмы, занимательные и развивающие задания,
игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует
пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки
русского языка не превращались в тоскливое
повторение того, что как будто бы было изучено в
6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а
многими воспринимается просто как новое
откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных
пособий помогает учителю при изучении и
повторении темы «Не с различными частями
речи». Главный принцип написания, который должны
усвоить школьники, здесь таков:

Частица не, написанная раздельно,
выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно,
говорит только о том, что предмет имеет
противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить
многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется
раздельно:

с глаголами (не был), с
деепричастиями
(не спеша), с
числительными
(не раз), а также с краткими
прилагательными
с оттенком долженствования (он
не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть
или подразумевается противопоставление с
союзом а
(не глубокая, а мелкая речка), а
также при усилении отрицания словами далеко
не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не
(вовсе
не
радостные лица);

с прилагательными в сравнительной
степени
(не тоньше);

в словах с предлогами (не с
кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется
слитно:

– в словах, которые без не не
употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают
качественную характеристику предмету и которые
можно заменить синонимом (неприятель –
враг, очень нездоровый вид – очень больной
вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на мый
(независимый);

в неопределенных местоимениях
(некто, нечто, некоторый);

в глаголах с приставкой недо-,
придающей глаголу значение неполноты,
недостаточности действия (недоделать,
недо
оценивать).

Этот же принцип написания относится и к
причастиям:

Полные причастия с
частицей не
пишутся раздельно, если
есть

зависимое слово: не погашенные никем
огни;

противопоставление с союзом а:
не
погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется
раздельно, если есть зависимое слово в творительном
падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые
(прил.) миру слезы.

Если нет
зависимого слова или противопоставления с
союзом а, то частица не пишется слитно:
Не
погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не
пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде
простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с
различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное,
прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без
не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

нескромно (хвастливо)

неглупый (умный)

3. В отрицательных наречиях:

некуда, негде

1. Есть
противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько,
никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет
предлога:

никого, некого

После не и ни есть
предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

недомогать (не
употр. без -не)

недомогая (не употр. без -не)

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова
или противопоставления:

незаконченная работа

1. Есть зависимое
слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая
работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не
употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

неглиже

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

неслух

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неумеха

неустойка

нехватка

нечисть

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелепый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо
выполнять после долгого писания). Учитель читает
словосочетания, называя их порядковый номер, а
ученики записывают только номера в два столбика:
слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое
одновременно развивает умение различать
причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые
без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка,
которые с не пишутся всегда слитно
(тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью
корня существительного или это приставка, без
которой слово не употребляется:

1) небо;

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

5) немой;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите
только их: невнимание, неграмотность,
недоверие, несчастье, независимость.
А теперь
вспомните и запишите рядом существительное с не,
которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам
(на слух) и запишите только их: рабство – …, противник –
…, сосредоточенность – …, грязнуля – …,
аккуратный
– …, близко – …, ложь – …, низко
….

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на
слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что
пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не
слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в
предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

и

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если
это возможно) и запишите только их в два столбика
(слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не
торопиться,

не делать, не сделать, негодовать,
недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему)
нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать
деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у
ребят в тетрадях список практически всех
глаголов и деепричастий, которые без не не
употребляются).

VII. Упражнение на восстановление
деформированного текста для закрепления
.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И
как уголок их был почти не проежжий, то и не от
куда было почерпать новейшых известий о том, что
делаится на белом свете: обозники с деревяной
посудой жили только в двадцати верстах и знали
небольше их. Несчем было даже сличить им своего
житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли
они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не
должно и не может быть, увереные, что и все другии
живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не
умер никто, не то что насильственою, даже
естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь
застарелой болезни и почил вечным сном, то там
долго после немогли надевитъся таком не
обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за
околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от
проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий
зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но
несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень
утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там
лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали
старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился.
Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются
какие-то странные цветы, прежде их не было. И
вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили
на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего
на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно
они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но
им было совсем не до заката. В лесу тьма была
беспросветная, а они идут напролом, не разбирая
дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели
далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и
вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук
доносился с левой стороны. Они бросились влево.
Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты.
Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума
ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на
ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в
8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за
шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные
схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи

Написание НЕ с существительными.

Пишется слитно

Пишется раздельно

1. Если слово не употребляется без НЕ:

небылица, ненастье, невежда

2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:

недруг – враг, неправда – ложь

Если есть или подразумевается противопоставление:

Не друг, а враг.

Не правда, а ложь.

Написание НЕ с прилагательными.

Пишется слитно:

Если слово не употребляется без НЕ

ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый

Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ

Небольшая речка, т.е. маленькая

Неинтересный концерт, т.е. скучный

Невысокий домик, т.е. низкий

Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления

Речка неширокая, а ( = и) глубокая.

Роман небольшой, но (= и) интересный

Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти

Абсолютно неинтересный концерт.

Совершенно неважный документ

Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными

Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило

Пишется раздельно:

Если есть или подразумевается противопоставление

Речка не глубокая, а мелкая.

Концерт не интересный, а скучный.

Домик не высокий, а низкий

Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами

Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор.

Ни на кого НЕ похожий ученик

Со сравнительной степенью прилагательных

Не хуже и не лучше других. Не более и не менее

Запомнить:

Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:

речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.

Написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО

(в значении «мало», антоним ПЕРЕ-)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) 

не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении  «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

НО!

Мальчик НЕ  доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть  глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

Написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.

Пишется слитно:

Если слово не употребляется без НЕ

Негодующий, ненавидящий

Если нет зависимых слов и противопоставления

Неподготовленная рукопись

Непрочитанная книга

Если причастие употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти, совсем (в значении очень), весьма, полностью

Крайне неподготовленная работа

Пишется раздельно:

С краткими причастиями

Работа не подготовлена, письмо не написано

Если при причастии есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте

Не подготовленная к печати работа

Если в качестве зависимого слова выступают частицы отнюдь не…; вовсе не…; далеко не…; едва ли не…; чуть ли не…

Вовсе не подготовленная рукопись.

Отнюдь не исследованная проблема

Если есть противопоставление

Не подготовленная, а испорченная рукопись


Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.

Например:

Совершенно не подготовленная к набору рукопись.

Написание НЕ с местоимениями.

Пишется слитно

Пишется раздельно

В отрицательных и неопределенных местоимениях без предлога

 
Не
кого спросить о случившемся.

В остальных случаях.

Не нам об этом судить.

Написание НЕ с наречиями.

Пишется слитно

Пишется раздельно

1) В отрицательных наречиях:

не

где, неоткуда, некуда и т.д

1) С наречиями на —о, если к ним есть пояснительные слова вовсе, далеко, отнюдь:

Это мне вовсе не близко.

2) Если к наречию можно подобрать синоним:

немного — мало

2) С усилительными наречиями:

Мне это не нужно

Написание НЕ с деепричастиями.

НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

Например:

не читая, не решив.

  • Работа не сдана как пишется слитно или раздельно
  • Работа не закончена как пишется слитно или раздельно
  • Работа над сказкой о царе салтане 3 класс презентация
  • Работа над ошибками в сочинении 4 класс
  • Работа над планом характеристики героев рассказа к г паустовского телеграмма повторение