Написание не с разными частями речи всегда вызывало большие трудности, однако это не такая уж и сложная тема и сейчас мы вас в этом убедим. Однако в ней есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы (пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).
Орфографические правила здесь помогают разграничить тонкие оттенки значений слов: приставка НЕ — утверждение противоположного (возможна замена синонимом: неправда — ложь), частица НЕ — отрицание (возможно противопоставление, антоним: не правда, а ложь).
Первое, что необходимо сделать, — решить вопрос, употребляется ли слово без НЕ— или, напротив, употребляется ли оно с НЕ-. И если первое достаточно понятно (нелепый, ненавидеть, ненароком), то второе нуждается в пояснении. Выше мы сказали, что приставка НЕ утверждает новое качество предмета и обычно может быть заменена синонимом: непрофессионал — дилетант, неженатый — холостой, немедленно — сразу. Между тем есть такие слова (преимущественно существительные и относительные прилагательные), к которым не «приклеивается» приставка НЕ: можно ли сказать *незолотые часы, *невелосипед, *нелиповый мёд? Каковы синонимы к этим новым словам (антонимы к золотой, велосипед или липовый)?
Если интересующее вас слово не принадлежит ни к одной из этих категорий, то далее можно действовать по алгоритму.
А теперь сформулируем то же самое в виде инструкции, причем, экономя умственные усилия, запоминаем, как обычно, только одно из двух условий.
НЕ пишется раздельно:
1. Всегда — с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен.
2. С существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на -о. если есть противопоставление.
3. С полными причастиями — если есть противопоставление или зависимые слова.
Здесь можно ошибиться
1). Существуют слова — сигналы слитного и раздельного написания НЕ в любых частях речи. О слитном написании свидетельствуют наречия со значением меры и степени (слово-этикетка — очень), о раздельном — сочетания далеко не, отнюдь не и все слова с начальным НИ. Приведем наиболее распространенные из них:
НЕ— слитно НЕ раздельно
- очень отнюдь не
- слишком далеко не
- весьма никак не
- крайне ни для кого не совершенно ничуть
не абсолютно нисколько не и т.п. и т.п.
Слова совсем и вовсе могут употребляться и в значении «очень», и в значении «отнюдь»: совсем неискреннее заявление = очень неискреннее заявление; он был совсем не искренним, постоянно плел интриги = отнюдь не искренним. Вряд ли эти слова попадутся в тесте, а вот в сочинении будьте внимательны.
2). Есть хитрая языковая «ловушка»: противительный союз НО может употребляться и в значении союза А, и в значении И: барон был немолод, но строен — он был и немолод, и в то же время строен. Здесь нет противопоставления, а потому НЕ пишется слитно. Сравните: он стал не высоким, но прямо-таки высоченным.
3). В сочетаниях несмотря на и невзирая на НЕ пишется слитно, если их можно заменить словом вопреки: несмотря на жару — вопреки жаре, невзирая на неприятности — вопреки неприятностям.
В раздельном написании не взирая на, не смотря на — деепричастия, легко заменяемые синонимом глядя:
Ср. несмотря на то, что мы устали (вопреки тому, что мы устали и) — не смотря ни на кого (не глядя ни на кого)
4). Иногда возникают сложности со словами на — МЫЙ. Важно знать:
- невозмутимый неистощимый
- невообразимый неистребимый
- невыносимый неисчерпаемый
- невыразимый неминуемый
- незнаемый неотвратимый
- незыблемый неотделимый
- неизгладимый неотъемлемый
- неизъяснимый неувядаемый
неиссякаемый неразделимый
Сильный сигнал раздельного написания других форм на -МЫЙ — наличие зависимого слова в творительном падеже: не замечаемый никем, не посещаемые охотниками заповедники. Поэтому в словах на -мый сначала не забудьте проверить возможность их употребления без НЕ.
5). Правило правописания приставки НЕДО- в глаголах достаточно расплывчато, поскольку основано на смысловом критерии: приставка НЕДОобозначает недостаточность: недоел — мало съел, недосолить -мало посолить.
Сравните: в войну многие недоедали, суп недосолен. Частица НЕ по общему правилу обозначает отрицание: не добежать до финиша (не сумел добежать до конца), не доел за обедом свою порцию (не довел дело до конца).
Образцы рассуждений:
(не) разгаданные тайны влекут нас — употребляется без НЕ, это прилагательное, нет противопоставления, имеет значение утверждения противоположного (неразгаданные = скрытые). Пишу: неразгаданные.
(не)разгаданные до сих пор тайны волнуют нас — причастие с зависимыми словами (до сих пор). Пишу: не разгаданные
он ехал (не)спеша — с деепричастием пишу НЕ раздельно: не спеша.
Анатоль был отнюдь (не)находчив, (не)быстр и (не)красноречив -есть сигнал раздельности — отнюдь, следовательно, пишу раздельно: не находчив, не быстр, не красноречив.
как же (не)находчив и (не)смышлен я тогда был — краткое прилагательное.
Работаю с ним, как с полным: нет ни противопоставления, ни слов-сигналов раздельности, пишу слитно ненаходчив, несмышлен.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили
новую орфографическую тему, учитель должен
прежде всего показать внутреннюю логику законов
русской орфографии, сделать эти законы
понятными, привычными и простыми. Средства могут
быть разными. Особенно это касается моментов
отработки и закрепления новых знаний. Тут
подойдут и таблицы (готовые или продуманные
учителем, «вымученные» им – и потому лучшие),
алгоритмы, занимательные и развивающие задания,
игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует
пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки
русского языка не превращались в тоскливое
повторение того, что как будто бы было изучено в
6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а
многими воспринимается просто как новое
откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных
пособий помогает учителю при изучении и
повторении темы «Не с различными частями
речи». Главный принцип написания, который должны
усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно,
выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно,
говорит только о том, что предмет имеет
противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить
многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется – с глаголами (не был), с – со всеми словами, если при них есть – с прилагательными в сравнительной – в словах с предлогами (не с | Не пишется – в словах, которые без не не – в словах, которые дают – в отглагольных прилагательных на —мый – в неопределенных местоимениях – в глаголах с приставкой недо-, |
Этот же принцип написания относится и к
причастиям:
Полные причастия с – зависимое слово: не погашенные никем – противопоставление с союзом а: Не с причастиями на -мый пишется | Если нет С краткими причастиями частица не |
II. Можно представить эти правила в виде
простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с | ||
Часть речи | Слитно | Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: нескромно (хвастливо) неглупый (умный) 3. В отрицательных наречиях: некуда, негде | 1. Есть не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет никого, некого | После не и ни есть не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие | недомогать (не недомогая (не употр. без -не) | не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова незаконченная работа | 1. Есть зависимое не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не
употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда неглиже нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха неслух Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неумеха неустойка нехватка нечисть нечистоты неясыть (трава) | неистовый неказистый нелепый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) | негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо
выполнять после долгого писания). Учитель читает
словосочетания, называя их порядковый номер, а
ученики записывают только номера в два столбика:
слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое
одновременно развивает умение различать
причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые
без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка,
которые с не пишутся всегда слитно
(тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью
корня существительного или это приставка, без
которой слово не употребляется:
1) небо;
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
5) немой;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите
только их: невнимание, неграмотность,
недоверие, несчастье, независимость. А теперь
вспомните и запишите рядом существительное с не,
которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам
(на слух) и запишите только их: рабство – …, противник –
…, сосредоточенность – …, грязнуля – …,
аккуратный – …, близко – …, ложь – …, низко –
….
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на
слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что
пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не
слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в
предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
и
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если
это возможно) и запишите только их в два столбика
(слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не
торопиться,
не делать, не сделать, негодовать,
недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему)
нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать
деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у
ребят в тетрадях список практически всех
глаголов и деепричастий, которые без не не
употребляются).
VII. Упражнение на восстановление
деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И
как уголок их был почти не проежжий, то и не от
куда было почерпать новейшых известий о том, что
делаится на белом свете: обозники с деревяной
посудой жили только в двадцати верстах и знали
небольше их. Несчем было даже сличить им своего
житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли
они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не
должно и не может быть, увереные, что и все другии
живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не
умер никто, не то что насильственою, даже
естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь
застарелой болезни и почил вечным сном, то там
долго после немогли надевитъся таком не
обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за
околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от
проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий
зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но
несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень
утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там
лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали
старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился.
Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются
какие-то странные цветы, прежде их не было. И
вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили
на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего
на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно
они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но
им было совсем не до заката. В лесу тьма была
беспросветная, а они идут напролом, не разбирая
дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели
далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и
вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук
доносился с левой стороны. Они бросились влево.
Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты.
Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума
ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на
ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в
8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за
шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные
схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи
Написание НЕ с существительными.
Пишется слитно | Пишется раздельно |
1. Если слово не употребляется без НЕ: небылица, ненастье, невежда 2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ: недруг – враг, неправда – ложь | Если есть или подразумевается противопоставление: Не друг, а враг. Не правда, а ложь. |
Написание НЕ с прилагательными.
Пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ | ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый |
Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ | Небольшая речка, т.е. маленькая Неинтересный концерт, т.е. скучный Невысокий домик, т.е. низкий |
Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления | Речка неширокая, а ( = и) глубокая. Роман небольшой, но (= и) интересный |
Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти | Абсолютно неинтересный концерт. Совершенно неважный документ |
Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными | Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило |
Пишется раздельно:
Если есть или подразумевается противопоставление | Речка не глубокая, а мелкая. Концерт не интересный, а скучный. Домик не высокий, а низкий |
Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами | Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор. Ни на кого НЕ похожий ученик |
Со сравнительной степенью прилагательных | Не хуже и не лучше других. Не более и не менее |
Запомнить: | Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд |
Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:
речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.
Написание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО— (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! | НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! |
недоедать (голодать) – антоним: переедать недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) | не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его) |
ЗАПОМНИТЬ!
1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
НО!
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.
Написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.
Пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ | Негодующий, ненавидящий |
Если нет зависимых слов и противопоставления | Неподготовленная рукопись Непрочитанная книга |
Если причастие употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти, совсем (в значении очень), весьма, полностью | Крайне неподготовленная работа |
Пишется раздельно:
С краткими причастиями | Работа не подготовлена, письмо не написано |
Если при причастии есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте | Не подготовленная к печати работа |
Если в качестве зависимого слова выступают частицы отнюдь не…; вовсе не…; далеко не…; едва ли не…; чуть ли не… | Вовсе не подготовленная рукопись. Отнюдь не исследованная проблема |
Если есть противопоставление | Не подготовленная, а испорченная рукопись |
Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.
Например:
Совершенно не подготовленная к набору рукопись.
Написание НЕ с местоимениями.
Пишется слитно | Пишется раздельно |
В отрицательных и неопределенных местоимениях без предлога | В остальных случаях. Не нам об этом судить. |
Написание НЕ с наречиями.
Пишется слитно | Пишется раздельно |
1) В отрицательных наречиях:
не где, неоткуда, некуда и т.д | 1) С наречиями на —о, если к ним есть пояснительные слова вовсе, далеко, отнюдь: Это мне вовсе не близко. |
2) Если к наречию можно подобрать синоним: немного — мало | 2) С усилительными наречиями: Мне это не нужно |
Написание НЕ с деепричастиями.
НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Например:
не читая, не решив.