Работа над образом царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Конспект урока по литературе в 5-м классе на тему: а. с. пушкин. сказка о мртвой царевне и о семи богатырях.

Конспект урока по литературе в 5-м классе

на тему: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Предмет: литература.

Дата:

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний .

Цель: знакомство с жизнью и творческим наследием А.С. Пушкина на примере

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник.

Класс: 5, учебник под редакцией В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин.

Место данного урока в системе уроков по теме: девятый урок по теме «Из литературы XIX века».

Ход урока

I. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина. И мне нужна ваша помощь.

  • Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

  • Как называется это произведение? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодец!

  • Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали другие сказки А.С.Пушкина ?

  • Проверим, хорошо ли вы их знаете!

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.(«Сказка о золотом петушке»)

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно. Как эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.

Учитель: А знаете, у неё очень интересная история. Пушкин записывал сказки со слов своей няни Арины Родионовны.

ПОРТРЕТ Няня и поэт

В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, — говорят, — тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

  • Сюжет этот стал «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно.

  • Учитель: Какая цель нашего урока ? будем работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: определить героев сказки, разделить их на группы. Поможет нам в работе таблица.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

Зеркальце+

Семь богатырей

Солнце+

Королевич Елисей

Ветер+

Месяц+

Собака Соколко+

Чернавка — +

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Работать будем в табличках, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки. Царица

  • Как же царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

  • Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

– В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова. 

2. Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

  • Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой герой ЗЕРКАЛО? Второстепенный положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

  • К чему привела чёрная зависть в сказке?(царица решила погубить царевну)

  • Почему царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

  • Куда поместим Царицу за её дела? Главный отрицательный

3. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.

С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами?)

Определим её место в табличке. Главный положительный

  • Вы помните, что случилось с царевной? (царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)

  • Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

Их место в таблице? Главный положительный

– Угадайте, где зашифровано это слово и по какому принципу его надо прочесть?

1 3 5 7 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово— читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

  • Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

  • В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)

  • Его куда поместим? Главный положительный

IV. Физкультминутка

Учитель: Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

  • Учитель показывает картинки:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

  • Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)

  • Куда их поместим в табличке? Второстепенные положительные

  • А какие герои сказки остались неназванными? 

(Чернавка, собака Соколко

Их куда поместим? Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные+и-

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка- наделены и положительными чертами, и отрицательными.

  • По какому принципу произвели распределение?

По делам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся: работали

Учитель: Цели, которые мы поставили в начале урока, выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я не устал/устал

4.Моё настроение /стало лучше/хуже.

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу

  • Выставление отметок.

Домашнее задание: сравнительная характеристика героев

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Васнецов

Картина «Спящая царевна» Васнецова полностью идентична сказке «Спящая красавица». Создана она была в 1926 году, и сейчас все желающие могут застать момент, как царевна укололась об веретено и упала в глубоком забытье, в дом-музее Васнецова. Все жители замка тоже поддались тяжкому сну, ожидая, когда же возлюбленный снимет с них чары.

Обстановка в замке спокойная и умиротворённая. Дорого расписаны и украшены стены. С окон видны соседние здания терема, стоит хвойный лес, сквозь половицы начали прорастать цветы и трава, рисунками животных расписаны колонны — природа является неотделимой частью работы.

Посреди комнаты — большая царская кровать, на которой бездыханно дремлет царица, её руки раскинуты, веки прикрыты. Видимо, это произошло из-за непонимания того, что с ней произошло. Огромное количество персонажей, облачённых в яркую праздничную одежду, заснули вместе со своей прекрасной хозяйкой, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Произведение статично настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон. Весь дворец готовился к её бракосочетанию, поэтому на картине мы может увидеть и шута, и гусляра, лежащих на полу в случайных положениях тел.

Чтобы придать творению реальности, автор обращает внимание на все мелкие детали: узоры на одеждах и стенах, природа за окном, черты лица персонажей, даже изображает то самое веретено, о которое укололась царица. Васнецов для написания использует преимущественную холодные оттенки, чтобы передать ожидание всего царского терема новой жизни во время спокойного сна. Люди, не знающие сказки, могут подумать, что жители царских палат просто устали от тяжёлого трудового дня и отдыхают, а совсем скоро, как ни в чём не бывало, начнут пробуждаться. Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства и умения художника создавать в своих работах особый волшебный мир русских сказок, песен, былин, для себя увидел что-то особенное и уникальное. Лица на ней настолько разные, что можно прочувствовать индивидуальность каждого персонажа, его характер и мысли.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Сочинение по Сказке о мертвой царевне 5 класс

Сказка о мертвой царевне одинаково интересна и взрослым и детям. Людей разных возрастов восхищают душевные качества героев этого произведения: смелость, преданность, милосердие, великодушие.

Царица-мать самоотверженно ждет мужа из похода. Много месяцев она надеждой и трепетом смотрит в окно, но видит там только снег и метель.

Царевна-дочь – образец совершенства. Она кроткая, заботливая, хлебосольная. Девушка хоть и царского рода, а с хозяйством справляется лучше некоторых слуг. Оказавшись в доме у богатырей, она в первую очередь навела порядок: зажгла свечи, развела огонь в печи, приготовила ужин. Еще она скромная и благородная. Все персонажи этой сказки любят царевну. Неудивительно, что вскоре ее полюбили и богатыри. Но она призналась, что навечно хранит верность единственному милому.

Ее жених, Елисей, похож на былинного богатыря. Благодаря его настойчивости царевна осталась жива. Царевич не только спас любимую, но и уничтожил зло. Оно само рассыпалось осколками волшебного зеркальца.

Завистливая и ревнивая мачеха царевны заботится только о своей внешности. Эта героиня – воплощение зла. Сказочный сюжет развивается вокруг конфликта мачехи и падчерицы. Причем царица сама вызвала раздор. Она не может смириться с тем, что ее падчерица красива. В ней она видит свою конкурентку. Царица мечтает обладать званием единственной на все времена красавицы. Добиваясь превосходства путем устранения дочери царя, она опустошила свою душу. Царица высоко вознеслась над окружающими, презирая всех, не чувствуя ни любви, ни сострадания. И все-таки, эта женщина не до конца уверена в себе. Она не обходится без комплиментов от зеркальца, своего единственного друга. Но и его она в итоге разбила, а вслед за ним умерла сама. Царицу убила зависть к чужому счастью.

На примере мачехи автор противопоставляет внешность и содержание, привлекательное лицо и разносторонний внутренний мир. В представлении поэта подлинная красота – это жить для других и нести добро людям. Сказка призывает созидать и еще раз напоминает, к чему приводит ненависть к окружающим, зависть и самолюбование. Добро всегда одержит победу, а зло получит по заслугам.

5 класс

Другие сочинения: ← Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане↑ ПушкинСказка о царе Салтане →

Популярные сочинения

  • Сочинение Лирика петербургского периода Пушкина
    В 1817-1820 гг. в жизни великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина происходил творческий период, который многие называют не иначе как петербургским
  • Сочинение Барон в пьесе На дне (Образ и характеристика)
    В произведении Горького «На дне» большое количество второстепенных героев. Некоторых из них я воспринимал позитивно, некоторых негативно, но был и такой персонаж, отношение к которому у меня было лишь пренебрежительное
  • Сочинение Описание внешности мамы
    Мама, мамочка, моя любимая мамулечка. Писать про нее одно удовольствие, ведь представляя ее образ на душе становится тепло и уютно. Сразу хочу сказать, что у меня самая красивая мама

«Что помогло Елисею в поисках невесты» − сочинение

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать?

Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете».

В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру.

Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь.

Услышав трагическую новость Елисей разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней.

Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна.

Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте.

По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось.

Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.

Царевна повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями и образами, свойственными типичному национальному народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.

В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном

Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

Урок литературы в 5 классе по теме «А.С.Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил
в сказке».

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке

Учитель: Николаева
Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Цель деятельности учителя: научить
анализировать художественное произведение, оценивать поступки героев с точки
зрения морали, познакомить с жанром баллады

— формировать умение формулировать тему
урока, цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

— развивать умение работать с информацией
на уроке, связно излагать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;

— формировать умение работать с текстом,
выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции
анализа, синтеза, классификации;

— интегрировать информацию в имеющийся
запас знаний, преобразовывать и применять с учетом решаемых задач.

Ход урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания,
упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

1. Организационный момент. Приветствие
учащихся.

Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Учитель приветствует учащихся,
настраивает их на активную работу на уроке, решает организационные моменты

Слушают учителя, демонстрируют
готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к
учению, приобретают новые знания. Совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают
учебно-познавательную задачу

2. Актуализация знаний

Актуализация полученных знаний с помощью
беседы и метода незаконченных предложений

1) Фронтальная беседа:

— С каким автором мы познакомились на
прошлом уроке?

— Что вы запомнили из его биографии?

— О каком произведении говорили?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют
задание «Продолжи предложение» в парах с помощью учебника и записей в тетради

Фронтальная, групповая

Познавательные: выполняют поиск
необходимой информации, анализируют, делают выводы

Регулятивные: контролируют свою
деятельность, осуществляют работу в парах

Коммуникативные: учатся работать в
парах, слушать и понимать друг друга

3. Самоопределение к деятельности.
Определение темы и цели урока

Отгадывание темы урока по притче

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал,
что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась
ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд
был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое
сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро
и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило
содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же
такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и
злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать
их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель
нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере
анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.

Ученики рассматривают рисунок,
отгадывают слово, формулируют тему урока и доказывают ее полезность

Фронтальная

Познавательные: принимают и понимают
учебную задачу, анализируют, делают выводы

Регулятивные: формулируют тему и цель
урока

Коммуникативные: доказывают свою точку
зрения

4. Знакомство с жанром

Определение специфики жанра, работа с
произведением по определению жанра

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро
 всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте,
что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и
дадим определение этим понятиям.

Ученики отвечают на вопросы учителя,
доказывают свое мнение, слушают учителя

Подготовленный ученик знакомит ребят с
жанром, остальные записывают информацию в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают недостаточность
своих знаний

Познавательные: осуществляют поиск
информации, учатся делать выводы, анализировать и доказывать свое мнение

Регулятивные: сохраняют учебную задачу,
контролируют свою деятельность

Коммуникативные: учатся доказывать свое
мнение, слушать и понимать чужую точку зрения

5. Анализ сказки

Поэтапный анализ содержания сказки

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие,
самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики
рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств
героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но
и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  (
Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица
– мать и царица – мачеха.

 — А кто эти героини? Почему иллюстрация с
изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как
вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет
нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой,
олицетворяющий злые силы).

противопоставление = антитеза.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица
умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает
дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених –
Елисей.

Работа над образом царевны.               
                     
       

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и
выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи.
Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы
можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в
котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица
«милее» и «белее», чем она.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по
эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы
избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное
отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у
добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток
– иллюстраций худ. Л.Присекиной.

Ученики отвечают на вопросы учителя,
осуществляют поиск ответов в тексте

Ученики выполняют задание в группах,
представляют результат работы перед классом

Фронтальная, групповая

Познавательные: рассуждают, анализируют,
фантазируют

Регулятивные: контролируют свою
деятельность, работают в группах, представляют результаты работы

Коммуникативные: учатся работать в
парах, слушать и понимать друг друга, доказывать свое мнение, учатся
выступать перед классом

6. Подведение итогов и рефлексия:

Оценка работы на уроке

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой
царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Оцените свою работу на уроке по оценочной
лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в
конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся,
дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают
их.

Ученики отвечают на вопросы учителя,
подводят итоги, осуществляют рефлексию, оценивают работу друг друга

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: оценивают свою работу на
уроке, учатся справедливо оценивать работу других учеников

Познавательные: делают выводы,
анализируют, принимают решения

Регулятивные: сохраняют учебную задачу,
контролируют свою деятельность, оценивают работу друга

7. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить
понравившийся отрывок  наизусть.

Ученики слушают учителя, выбирают
домашнее задание, задают вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: делают выбор домашнего
задания по своему желанию

Регулятивные: контролируют свою
деятельность

Автор: Вагапова Васима Абдуловна

Организация: МОАУ «СОШ №31»

Населенный пункт: г. Оренбург

Не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением многих поколений детей и взрослых.

Пушкинские сказки издавна интересовали методистов. Мы можем познакомиться с анализом «Сказки о рыбаке и рыбке» в книге Ф.Буслаева « О преподавании отечественного языка», им же рекомендовано включение сказок в « План и программу обучения языкам и литературе» (1886, 1890).

Пушкинский текст «У лукоморья дуб зеленый» — знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» — мы встречаем в «Хрестоматии к руководству для теоретического изучения литературы» В.Я.Стоюнина (1877). Виктор Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне семи богатырях»,

« Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане». Ученый подчеркивает, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную»(1, с.4). Поэтому эта сказка включена во многие программы по литературе.

Нами проведен сравнительный анализ изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Авторы в современных программах по литературе обращают внимание на вопросы, тесно соприкасающиеся с характерными мотивами устного народного творчества: «Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина; — таково содержание программы по изучению сказки Пушкина под редакцией М.Б. Ладыгина (3,с.303); «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки — в программе под редакцией В.Я. Коровиной.(2,с 15); «Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей «Метаморфозы») — в программе под редакцией

В.Г. Маранцмана (4 с.20)

Автор программы пишет, что радостное изумление от чтения пролога и поэмы «Руслан и Людмила» можно сохранить, используя словесное иллюстрирование эпизодов сказки. Советует словесное иллюстрирование предварить рассматриванием картины И.Крамского «У лукоморья дуб зеленый». Все это воскрешает мир народных сказок. Далее идет чтение сказки, ее сопоставление с народной сказкой. Такой первый урок готовит учащихся к размышлению. В.Г.Маранцман считает, что «наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом беспокойной мысли»(5,с.45). Второй урок литературовед предлагает посвятить выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.

В.Г. Маранцман обращает внимание на то, что «вопросы на осмысление содержания не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода. Эти вопросы могут сразу носить проблемный характер»(5,с.49) Предложить учащимся следующие вопросы: «Почему мачеха не смогла погубить царевну?», «Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?», «Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце, Чернавка, Соколко, лесные братья, Елисей?», «Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Далее следуют вопросы, проверяющие работу творческого воображения « что в тексте дано как намек: по детали восстановить целое; какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить ее, вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано, «тихомолком расцветая»? и т.д.

Строя анализ на сопоставлении царевны и мачехи, необходимо отвечать на проблемные вопросы, которые активизируют работу учащихся, помогают осмыслить композицию произведения и понять «добро нуждается в защите, оно не всесильно» 95, с. 53). Необходимо анализ эпизодов дополнять стилистической работой, сравнением вариантов пушкинского текста. Завершить работу по изучению сказки Маранцман В.Г. советует составлением киносценария и пишет, что «активное сотворчество, пересоздание, «претворение» литературного текста по законам другого искусства усиливает эпизоды, прямо подводящие к концепции анализа» (5. С. 61) Данные предложения и рекомендации автора программы способствуют творческому подходу изучения сказки.

В. Я. Коровина после вопросов на восприятие текста сказки советует сразу начать работу над отдельными эпизодами: обсуждение содержания, наблюдения над лексикой, интонацией, ритмом и работа над выразительным чтением.

Если проанализировать предложенные методические рекомендации , то следует отметить, что главное и определяющее в них – наделенность на выявление народных истоков пушкинской сказки, звучащий в ней гимн добру и справедливости.

Не случайно С.Я. Маршак заметил, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. (Цит. по: 1.с. 1)

А.Слонимский в работе «Мастерство Пушкина» писал что: «точность и яркость сопоставлений – краткость и меткость фраз, в которых нет ни одного лишнего слова, свежесть и ясность образов – все это черты народных пословиц, песен, сказок, угаданные поэтом и возведенные им до высшей степени художественного совершенства», отличая сказочную фантастику, явившуюся у Пушкина в реалистических очертаниях, простоту и реальность изображения в «в духе моральных понятий, народных симпатий и антипатий, со всей искренностью и серьезностью усвоенных поэтом», «ярко обрисованные, психологически оправданные русские характеры, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.» (Цит. по: 1,с.14,16)

Учителю приступая к анализу пушкинской сказки по рекомендациям методистов, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери:

Родимая матушка,

Неженат хожу

Ой, люли, люли, люли

Неженат хожу.

Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит:

Я тебе, молодец,

В доме работница

Твоим ручушкам

Я заменушка.

Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива»(в песнях изображается свашенька ломливая).

Обе героини сказки характеризуются и речами и мимикой. Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки.

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит: —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места

Как мне быть? Ведь я невеста.»

А вот речь гневной, своенравной царицы:

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою….»

Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была…

Контрастируемым тоном звучат слова царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку.

Работа по усвоению содержания сказки и характеристика центральных образов, в системе уроков, предложенной О.Б.Белометных, М.С.Корнеевой, И.В.Золоторевой, (6) может проводиться в следующей последовательности:

Беседа.

— Есть ли в «Сказке о мертвой царевне ……» традиционная присказка?

— О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?

— Какой предстает перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить ее характеристику?

(Пятиклассники находят слова, подчеркивающие верность царицы, ее любовь к мужу).

Собираем материал о царице – мачехе.

— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

— Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение , но почему эта красота не радует окружающих?

Предложим найти глаголы, с помощью которых Пушкин продолжает характеристику царицы, рассказывая об общении ее с зеркальцем. Можно попросить прочитать выразительно или по ролям два таких диалога, когда зеркальце «хвалит» царицу и когда говорит ей правду. Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила» не прощает истины.

— Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому?

Комментируем с ребятами сочетание «черная зависть». Замечаем, что мачеха не только завистлива, но и жестока. В чем проявляется ее жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злую царевну? («Баба гневная»)

— Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной?

Вспомните, что такое сравнение и антитеза. Подчеркнем, что сравнивать можно понятия не только противопоставленные, но и имеющие черты сходства.

Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу? (Да, они внешне обе красивы, но царевна, как убедимся позже, еще и красива внутренне.) Выполненная вместе с учащимися характеристика царицы-мачехи подскажет план, по которому учащиеся могут подготовить связный рассказ о царевне. Запишем его на доске:

План рассказа о царевне.

Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине. Пушкин показывает как ее внешнюю («белолица,черноброва»), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого, красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю бесхитростность и доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя душа».

Часть урока, посвященная характеристике царевны, можно построить по-другому. Тогда учитель, называя ее отличительные качества, просит подтвердить их примерами из текста. Например, на вопрос, какие поступки говрят о трудолюбии царевны, дети отвечают словами текста:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала….

— В чем проявилась ее благовоспитанность,сдержанность?

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила…..

В чем выразилось ее чувство верности жениху?

Дети зачитывают ответ царевны братьям и т.д.

5. Итогом сравнительной характеристики героинь может быть составление таблицы.

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

6. Если к уроку нарисованы иллюстрации, оценим, насколько они соответствуют нашим представлениям о главных героях.

7. Завершая работу на уроке, задается вопрос: «Чему научила нас эта сказка?»

Вариативный подход к изучению сказки А.С.Пушкина позволяет понять учащимся русский характер героев, гуманизм писателя.

«…Реализм и гуманизм, эстетика и этика сливаются у Пушкина в одно. Сказки его еще раз убеждают в том, что правда и добрые чувства не существуют друг без друга. Всей своей мудрой наивностью они утверждают и отстаивают то, что мы сегодня называем человеческими ценностями», — писал В. Непомнящий «О сказках Пушкина» (1,с. 45)

Такой подход к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» позволяет учащимся глубоко войти в пространство пушкинского творения, увидеть подлинную народность, человечность и готовит учащихся к дальнейшему осмыслению творчества Пушкина в последующих классах.

Список литературы

1. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение,1972.

2. Программы общеобразовательного учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2005.

3. Литература: программы для общеобразовательных учреждений.5-11 классы /сост. Г.Г. Полубинская, — М.:Дрофа,2008.

4. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации (В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.),/ под ред. В.Г. Маранцмана: — М.: Просвещение,2008.

5.Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В.Г. Маранцман — М.:Гуманит. Изуч. Центр. ВЛАДОС,1999.

6.Белометных О.Б., Корнеева М.С. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс /О.Б. Белометных, М.С. Корнеева, И.В. Золоторева — М.:ВАКО, 2002.

Опубликовано: 08.04.2021

Городской конкурс — выставка

 «Созвездие идей»

Номинация:
урок  литературы

Тема:

А.С.Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне

pushkin    
и о семи богатырях». Герои и персонажи  «Сказки…»

http://st.kp.yandex.net/images/shop/42501.jpg

                        
Автор:
Картавая Галина
Дмитриевна,

                                     учитель русского
языка и литературы                                      

                                    
МАОУ «СОШ № 18» г.Череповец

Череповец, 2021

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях».

 Герои и персонажи «Сказки…»

Цели:

·        
Формирование
умения анализировать поступки героев, выявление главных и второстепенных  героев
сказки.

·        
Развитие
логического мышления, памяти, речи.

·        
Воспитание нравственных
качеств, дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование:
компьютер, доска магнитная, экран, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски (Доска
закрыта
):  18 ноября  Тема урока
: А.С.
Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи
«Сказки…»

Справа: Знать: содержание
сказки

                Уметь: определять
главных и второстепенных героев, положительных и

отрицательных.

Центральная часть доски: таблица
«Главные и второстепенные герои»

Слева:  Портрет
А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам.

Вверху: табличка-схема   гимнастики
для глаз

Ход
урока

I. Организационный момент

·       
Здравствуйте,
ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим
настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг
к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что
ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

·       
Кто
может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему
морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую
рыбку.)

Приплыла к нему рыбка,
спросила:

… «Чего тебе
надобно, старче?»

Слайд 2

·       
Как
называется это произведение?

Уч-ся: («Сказка  о рыбаке
и  рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодцы! 

Щелчок после ответа

·       
Предположите,
с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со
сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали  другие сказки А.С.Пушкина ?

·       
Проверим,
хорошо ли вы  их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был
поп,

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    Посмотреть
кой-какого товару.

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная
куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Щелчок после ответа

                                                           
Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
   «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой

   
Будет верный сторож твой». («Сказка о золотом петушке»)

Щелчок после ответа

Слайд
5

3. Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица, —

   Говорит одна девица, —

   То на весь крещеный
мир

   Приготовила б я пир».

  («Сказка о царе
Салтане»)

   Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что
читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз.      
Табличка –схема  на доске

!!! компьютер перевести
в «спящий» режим или  Слайд 6-белый!!!

Учитель: Проведём гимнастику для
глаз.

http://festival.1september.ru/articles/312963/image1.jpg

IV. Мотивация
деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы
будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали
самостоятельно. Как  эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет
предположительно назвать тему нашего урока?

Уч-ся отвечают:

           Учитель открывает
доску. Тема урока : А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Герои и персонажи «Сказки…»

Учитель: Молодцы! Откройте
тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

Слайд
6

Учитель: А знаете, у этой сказки
 очень интересная история.
Пушкин    записывал  сказки  со  слов своей  няни Арины  Родионовны.

                                                         
Слайд 7

 В
основе  «Сказки о мёртвой царевне…»  тоже лежит история, рассказанная няней
.
Вот  одна  из  его  записей:  «Царевна  заблудилась  в  лесу.  Находит  дом 
пустой,  убирает  его.  12  братьев  приезжают:  «Ах, —  говорят,  —  тут  был 
кто-то,  али  мужчина,  али  женщина;  коли  мужчина,  будь  нам  отец  родной 
али  брат  названый;  коли  женщина,  будь  нам  мать  али  сестра…» 

…Мачеха  её  приходит в  лес  под 
видом  нищенки  —  собаки  ходят  на  цепях  и  не  подпускают  её.  Она 
дарит  царевне  красивую рубашку,  которую  та,  надев,  умирает…»

·       
Сюжет  этот 
стал  «Сказкой  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

·       
Понравилась вам
сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно для работы.

Учитель: Посмотрите на правую
половинку доски, прочтите, что на ней написано. Попробуете определить цель
урока ?

Уч-ся отвечают (определяют цели
урока)

·       
будем
работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно .

 Цель урока:
определение героев сказки, деление их на группы. Поможет нам в работе таблица
в  центральной части доски. У вас на столах тоже таблички.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Герои
бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы
всех описанных  событий.

Второстепенные – участвуют в событиях,
но не являются основными действующими лицами, помогают свершению
действий и событий.

IV. Работа над темой урока.

 Заполнение таблицы. При заполнении таблицы дети по очереди выходят к
доске и прикрепляют таблички с именами героев в нужную колонку.

Учитель: Итак, начнём работу!
Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать
имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя
первого героя сказки:

Уч-ся:  Царица                      

                               
Слайд 8  (каждый главный герой-по щелчку)

·       
Как
же  Царица-мачеха появилась в сказке? (У Царя умерла жена и он женился
на другой.)

·       
Давайте
подтвердим ваши высказывания словами из сказки  (стр.103)

Уч-ся читают отрывок:
стр.103 .

Учитель: В отрывке прозвучали
имена ещё двух героев. Каких? 

Уч-ся: Царь, зеркальце.

Учитель: В какую группу
отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

·       
Царь
виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

·       
А
автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

·       
 Найдите
строки, подтверждающие ваши слова. 

Уч-ся: зачитывают строки,
рассуждают , в какую группу отнести Царя.

Вывод: второстепенный,
положительный и отрицательный

Учитель: Почему именно Царице
Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду,
остальные её боялись.)

·       
Чему
нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

·       
Какой 
герой ЗЕРКАЛО?

Уч-ся: Второстепенный положительный

Учитель: Ребята, всегда ли
нужно говорить правду? 

Уч-ся: отвечают

Учитель: В сказке есть такие
строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная
зависть»?

·       
К
чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)

·       
Почему
Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

·       
Куда
поместим Царицу за её дела?

Уч-ся:  Главный
отрицательный

Учитель: Чтобы определить имя
следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра 

Уч-ся: Царевна

Учитель: Найдите в тексте, как
говорит поэт о Царевне.

Уч-ся: читают

Учитель: С чем сравнивает
Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)

·       
А с
розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?

·       
Определите
её место в табличке.

Уч-ся: Главный
положительный

Учитель: Вы помните, что
случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и оставить там на
съедение волкам)

·       
Кто
помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

          Их место в
таблице?

Уч-ся: Главные
положительные

·       
Угадайте,
как зашифрованы эти герои и по какому принципу их надо прочесть?

                                         1 3 5
7           2  4  6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь
рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово
читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Учитель: Следующий герой
сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные
слоги, а затем чётные.)

·       
В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые
чары царевны-мачехи)

·       
Его куда поместите?

Уч-ся: Главный положительный

Учитель: Молодцы!
Вы не устали? Я предлагаю провести физкультминутку, она поможет  назвать тех
персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая
интересная.

IV. Физкультминутка

 Дети повторяют движения за
учителем(можно любые движения)

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

·       
Учитель
читает загадки и  показывает картинки после ответа уч-ся. Картинки крепятся на
доске (их прикрепляют вызванные ученики)

http://contur.ucoz.ru/OgnSud/solnt.pngНу-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.


И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRfvxCk_GtlLYNwtgZG_MOaXEiAviSlPKFv2T0S9He0uqjGuuO1

Ночью над домом, над
дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

·       
 Как
эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу
царевну, они помощники.)

·       
Куда
их поместим в табличке?

Уч-ся: Второстепенные
положительные

·       
Какие
герои сказки остались неназванными? 

Уч-ся:Чернавка, собака
Соколко

Учитель: Их куда поместим?

Уч-ся:  Собака-
второстепенные +; Чернавка –второстепенные+и-

Учитель: Почему
вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?

Уч-ся:  рассуждают.

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка
заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

               Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

              Зеркальце+

Семь богатырей

              Солнце+

Королевич Елисей

              Ветер+

              Месяц+

             Собака Соколко+

             Чернавка — +

1. Главные герои.

Царица, Царевна, семь
богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и
отрицательные
: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные
:солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка —
наделены и положительными чертами, и отрицательными.

·       
По
какому принципу произвели распределение?

Уч-ся: По качествам и
поступкам

Учитель: Чтобы определить
героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся:  работали

Учитель: Цели,
которые мы поставили  в начале  урока,  выполнили?

Уч-ся: Да,
выполнили

VII.Рефлексия

Учитель:
Оцените свою работу на уроке.

1. На
уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей
работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На
уроке я  не устал(а)/устал(а)

4.Моё
настроение /стало лучше/хуже.

Уч-ся: отвечают

https://cs7060.vk.me/c540103/v540103826/27442/jGlHW9JN0CU.jpghttp://licey11vdonsk.ucoz.ru/1AA2015/soln.jpgУчитель:  На
столах у вас лежат  картинки. На одной —
тучка, на
другой —
солнышко.

Поднимите 
картинку, соответствующую вашему настроению.

Уч-ся
поднимают  картинки.

Учитель:
Молодцы. Спасибо за работу!

·       
Выставление отметок

VIII. Домашнее
задание:
Работа над сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок.
Чтобы он тоже был интересным, вам необходимо выполнить  следующее д/з.

1.Найдите в тексте все эпизоды
с участием  Царицы и Царевны. Подготовьте их выразительное чтение .

2.Найдите в Толковом словаре
значение слов
ДОБРО, ЗЛО и запишите в тетрадь.

  • Раб для пары рассказ
  • Пять лет как один день как пишется
  • Пушкин сказки и рассказы для детей
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке год написания
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях когда написана