Рабочий лист по сказке иван царевич и серый волк 3 класс

Цели. стимулировать интерес: - к содержанию и героям волшебной сказки; - к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд

  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд

  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд

Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.

6 слайд

  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.

  • Разминка
  • (динамическая пауза) “Ёжик”:

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Вышли звери погулять.
    — Ежик! Ежик! Выходи!..
    В небе радуга гляди.
    Что?.. Не хочешь выходить?
    Все равно тебе водить!

    3.2. Социализация.

    Группы по очереди представляют классу
    результат своей работы, с помощью сигнальных
    цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
    осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
    учащиеся вносят коррективы…

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    Группы обмениваются работами
    (заполненными таблицами), проверяют и оценивают
    одноклассников с учетом внесенных исправлений.
    Взаимооценка выполняется с помощью приема
    “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
    неточности, зеленый – правильный ответ.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

    — Каждая группа должна быстро по итогам работы в
    таблице сравнения двух сказок назвать:

    А) Какие признаки волшебной сказки
    работают в сказке “Иван-царевич…”

    Б) Какие особенности вы увидели в сказке
    “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
    повторов; беда – покража…; главный герой царский
    сын, нет поединка Г. с противником).

    В) Какие признаки волшебной сказке работают
    в сказке “Летучий корабль”.

    Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
    поединок, нет беды – герои пытают счастья,
    повторов событий много, но они не троекратные,
    кроме одного.

    5.2. Работа с фразой конструкт.

    — Возьмите карточку с фразой конструкт и
    выполните задание в группе, при необходимости
    можно использовать материалы “Путевого листа”**
    и таблицы сравнения.

    Напишите фразу-конструкт:

    — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
    потому, что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    — Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
    что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    5.3. Самооценка.

    — Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
    достижений
    ** и выполните самооценку.
    Сдайте, пожалуйста, свои работы…

    6. Организованный конец урока.

    — Спасибо за работу. 9 слайд

    — Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
    целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

    — Урок закончен. До свидания.

    Приложение 1 –  презентация к
    уроку.

    Приложение 2 – информационные и
    дидактические материалы к уроку.

    Тема урока : Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

    Цели урока:

    Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

    Развивающая: представление о выразительных возможностях слова

    и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

    — развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

    -наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

    -развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

    Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

    Оборудование: — презентация с иллюстрациями к произведению;

    — слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    А) Вот и прозвенел звонок

    Нам пора начать урок.

    Встаньте, дети, подтянитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    А теперь, прошу, садитесь.

    Б) Речевая разминка

    — Прочитайте загадку про себя.

    Легенда, приданье народное,

    Ребята её обожают,

    Родители, если свободные,

    Её тебе на ночь читают.(Сказка)

    — Прочитайте шёпотом.

    — С вопросительной интонацией.

    — А теперь, соблюдая знаки препинания.

    — О чём говорится в этой загадке?

    — Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)

    II. Сообщение темы и цели.

    А) Самоопределение к деятельности

    ( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)

    Для чего нужны нам сказки?
    Что в них ищет человек?
    Может быть, добро и ласку.
    Может быть, вчерашний снег.
    В сказке радость побеждает,
    Сказка учит нас любить.
    В сказке звери оживают,
    Начинают говорить.
    В сказке все бывает честно:
    И начало, и конец.
    Смелый принц ведет принцессу
    Непременно под венец.
    Белоснежка и русалка,
    Старый карлик, добрый гном –
    Покидать нам сказку жалко

    Как уютный милый дом.

    — Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?

    — Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)

    — Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)

    — Вы назвали много сказок.

    — На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)

    — А по написанию? ( авторские и народные)

    — Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)

    Б) Постановка учебной задачи

    — Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.

    1.» Красная Шапочка»

    -Кто автор сказки? ( Ш.Перро).

    2.»Три поросёнка»… (Сергей Михалков).

    3.»Волк и семеро козлят» (Братья Гримм)

    4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка)

    — Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)

    — Составьте кластер с этим словом.

    • Напиши в овалах какой по- твоему этот герой сказок?

    487537 1487537 2

    487537 6487537 7487537 8487537 9

    — Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)

    — Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.

    1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка)

    2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка)

    3.»Сивка- Бурка» (Русская народная сказка)

    — Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)

    487537 10487537 11

    487537 12

    487537 13487537 14

    487537 15487537 16

    487537 17487537 18

    — Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)

    — Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)

    — Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.

    — Кто автор? (Народ)

    — Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)

    — Какие задачи мы должны поставить перед собой?

    III. Открытие новых знаний.

    А) Работа с репродукцией

    — Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)

    — Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

    Б) О художнике

    — Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.

    А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»

    -Кто изображён на картине?

    — Где находятся герои?

    -Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

    — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

    — Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

    — Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

    В) Словарная работа

    — Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

    -1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

    ПОХИТНИК-воришка

    КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

    ЗАДОЛИТ-одолеет.

    НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

    НАУТЁК – очень быстро, бегом.

    ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

    Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»

    — Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

    1 часть. Зачин. (читает учитель).

    — Как звали отца братьев?

    — Что необычного росло в саду царя Берендея?

    — Что стало происходить с яблоней?

    — Как решили помочь сыновья отцу?

    — Кому удалось выявить похитника?

    — Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

    — О чём пригорюнился отец-батюшка?

    2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)

    — Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

    — Почему Серый волк стал помогать главному герою?

    — что необычного было в Сером волке?

    3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)

    — Что вы можете сказать о поступке братьев?

    — Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

    — Какими словами заканчивается сказка?

    — Как называется этот приём в сказке?

    V. Работа по содержанию сказки

    А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)

    — Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

    — Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

    — На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

    1. Похищение яблок.

    2.Испытания Ивана- Царевича.

    3. Справедливость.

    Б) Восстанови события. (Работа в парах)

    — События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

    — Вспомните правила работы в парах.

    В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)

    — На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.

    VI. Итог урока

    — Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

    — Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)

    VII. Рефлексия.

    — Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.

    — А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.

    У кого настроение изменилось? Почему?

    VIII.Домашнее задание:

    — Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

    IX.Список литературы

    « Поурочные разработки по литературному чтению», 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

    Учебник «Литературное чтение», 3 класс, УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

    7

    Основные персонажи сказки

    Главные герои:

    • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
    • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

    Другие персонажи:

    • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
    • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
    • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
    • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

    «Иван-царевич и Серый волк» в сокращении

    «Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:

    Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.

    По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.

    Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.

    Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

    Главная мысль:

    Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.

    Особенности русских народных сказок

    Передаваемые из уст в уста русские народные сказки соединили в себе мотивы былин и Библии. В народных сказках отражены представления наших предков об окружающем их мире, который полон загадок и неожиданностей. В сказках русского народа органично сочетаются древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. Таким образом, знакомясь со сказками, ребенок начинает изучать историю своей страны, ее обычаи. Кроме того, каждая сказочная история несет в себе глубокий поучительный смысл, в чем заключается ее огромное воспитательное значение.

    Во многих русских народных сказках главным героем становится Иван Царевич. Он попадает в различные сложные ситуации. Например, Иван Царевич в одной из сказок добывает молодильные яблоки («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), в другой – ловит Жар-птицу («Иван Царевич и серый волк»), еще в одной из сказок сражается с Чудом-Юдом («Иван − коровий сын).

    Подсознательно, изучая опыт Ивана Царевича, ребенок представляет и себя в различных трудных условиях и учится находить выход из них. Так сказки для детей позволяют накапливать в подсознании юных читателей способы решения различных жизненных ситуаций. Сказки простым доступным детям языком повествуют о главных законах жизни не только в сказочном, но и вполне реальном обществе, о том, как важно быть добрым и справедливым, ставить высокие цели и добиваться их реализации во благо близких людей и всего общества.

    Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»

    Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:

    В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.

    Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.

    С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.

    На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.

    Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.

    Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.

    В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.

    Вывод:

    Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.

    Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.

    Какова мораль рассказа?

    Сказка учит детей доброте, дружбе, искренней любви. Ребенок должен понимать, что зависть, жадность и злоба – плохие качества, которые приводят к ужасным последствиям. А добрые поступки и радушие всегда вознаграждаются.

    В произведении говорится еще и о том, что иногда нужно потерять что-то очень дорогое, чтобы обрести нечто бесценное (Иван-царевич теряет коня, но вместо него заполучает верного друга – волка). И если вдруг кто-то поступил несправедливо, то он обязательно будет наказан за зло, которое причинил. А чтобы было легче справиться с каким-либо заданием, нужно попросить о помощи у близких людей, ведь вместе добиваться желаемого быстрее, чем в одиночку. Именно этим основным мыслям учат практически все народные сказки, и рассказ об Иване-царевиче – не исключение.

    Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский

    «Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:

    Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

    Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

    Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

    Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

    Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.

    Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

    Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

    Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

    Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

    Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

    Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

    Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.

    Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

    Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

    Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

    После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

    Заключение

    Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

    Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

  • Рабочий лист по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • Рабочий день окончен или закончен как правильно пишется
  • Рабочий лист по сказке лиса и журавль
  • Рабочие строят как пишется
  • Рабочий лист для подготовки к итоговому сочинению