НЕМНОГО О СЕБЕ
Эссе «Я – учитель»
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
На выпускном вечере в 10 классе моя первая учительница Саломатина Валентина Федоровна вручила мне сочинение на тему «Моя будущая профессия», написанное моей рукой, еще в 4 классе начальной школы, где я писала, что очень хочу быть учителем математики.
Так оно и случилось. Я стала учителем математики и работаю им уже 42 года.
Учитель — это не просто профессия, — это состояние души. Я люблю свой предмет, люблю общение с детьми и не мыслю себя без школы.
Я стремлюсь изучить, понять ученика и помочь ему учиться. Одна из главных моих задач — это развитие и воспитание детей знающих, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
По моему мнению, лучший способ научить — личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний.
Не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Ведь учителя всегда ценили за мудрость, знания. Ценили и уважали. Я согласна с заповедью: «Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится». Работа в школе для меня — это не просто работа, а жизнь с детьми во взлетах и падениях.
Кажется, только вчера начала работать, не заметила, как пронеслись 42 года. Разные по знаниям, по характеру, но все одинаково любимые нынешние и бывшие мои ученики… Многие стали успешными людьми в жизни. Я считаю, что в этом есть и моя заслуга. Такими же успешными и востребованными в будущем хочется видеть и нынешних моих учеников. А для этого я стремлюсь не просто создавать условия для получения новых знаний и умений, а стараюсь учить детей учиться, создавать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика.
Чтобы идти в ногу со временем, постоянно занимаюсь самообразованием: принимаю участие в семинарах, конференциях, знакомлюсь с опытом работы передовых учителей, охотно делюсь с коллегами своими «маленькими открытиями».
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не покривив душой, скажу: учитель – профессия круглосуточная. Если ты думаешь, смеёшься, чувствуешь, сопереживаешь, творишь – ты можешь научить этому других.
Учитель – мастер! Только настоящему мастеру, любящему свое дело подвластно то, что его предмет понимает и любит каждый ученик.
Настоящий мастер не относится к работе как к способу прожить от зарплаты до зарплаты, он живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал!
Такой человек точно знает: чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать инновационные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.
У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и так двигается вперед.
А еще, на мой взгляд, учитель должен быть всегда искренним и честным: любую фальшь ребенок сразу видит, и нить доверия исчезает мгновенно. Учитель не может и не должен быть двуликим – хорошим преподавателем и плохим человеком. Если учитель – лицемер, то ребенок это лицемерие впитает мгновенно. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.
Почему я учитель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но я точно знаю — никем другим я не стала бы работать!
Почему я учитель? Я просто люблю свою работу. Ведь меня поддерживает самая великая сила — сердца моих учеников.
Завтра наступит новый школьный день. Я снова приду на урок, и на меня вновь будут смотреть глаза моих учеников, и у меня опять вырастают крылья, и я становлюсь молодой. А мне и счастья большего не надо.
Только в зрелом возрасте начинаешь задумываться о многих вещах. Мысленно перелистываешь страницы своей жизни, две трети из которой прошли вместе со школой. Удалось — не удалось? Сбылось — не сбылось? Что и говорить, ответственное дело жизни я выбрала когда-то для себя. Пора бы уже подвести черту, но нет сил, как говорят, «уйти на покой». Да и зачем он мне этот пенсионный покой, в такое интересное для российского образования время? Время перемен. Я принимаю это время. Время реформ, может быть, не всегда удачных. Но это время Личностей, время творческого «Я». Другими словами, появилась возможность для более масштабной творческой работы не только с учениками , но и самому педагогу все более самосовершенствоваться. Учусь, учусь… Столько интересного еще не познано! А время почему-то ускорило свой бег! Как бы хотелось его остановить…
Достижения учителя
Самопрезентация учителя
Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ
- Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).
Клише для формулировки проблемы:
- Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
- Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
- В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
- Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
- Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Клише для комментария:
Примеры–иллюстрации 1 и 2 |
|
Пояснение к примерам (к каждому из двух) |
|
Связь между примерами | ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:
|
- Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- Позиция автора заключается в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
- Собственное отношение к позиции автора (К4)
Состоит из трёх этапов:
1) согласие или несогласие с автором;
2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);
3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
|
Обоснование собственной позиции |
|
- Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).
Клише для вывода:
- После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
- После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаёшь…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).
Поделиться ссылкой:
СОЧИНЕНИЕ по типу ОГЭ (9.2)
ПЛАН
- Вступление (рассуждение о смысле высказывания).
- Первый пример и его роль в тексте.
- Второй пример и его роль в тексте.
- Вывод.
ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
1 абзац – КОММЕНТАРИЙ
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Эти слова говорят о…
- Приведённая из текста цитата помогает понять…
- Эти финальные слова текста заставляют задуматься над…
- В приведённом высказывании кроется следующий смысл:…
- Обращусь к тексту (ФИО автора в Р.п.) для того, чтобы доказать высказанную мысль.
- Попробую доказать эту мысль примерами из текста (ФИО автора в Р.п.).
2 и 3 абзацы – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТ 1 и АРГУМЕНТ 2)
- Подтверждением высказанной мысли является текст…
- Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к предложению № …
- Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения: «…». (ЦИТАТА из ТЕКСТА).
- Пример можно найти в предложении № …
- Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Оно доказывает отношение автора к…
- Предложение … является доказательством того, что…
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует…
- В качестве примера рассмотрим предложение №…
4 абзац – ВЫВОД
- В результате рассуждения можно прийти к выводу о том, что …
- Таким образом, эти примеры стали убедительным доказательством того, что…
- Итак, мы убедились, что…..
- Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…
- Таким образом, можно заключить, что…
- В заключение хочется отметить, что…
- Таким образом, текст (ФИО автора в Р.п.) помогает читателю задуматься над актуальной во все времена проблемой… и понять, что…
- Приведённое рассуждение подтверждает вывод о том, что…
- Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что…
- В итоге хочется отметить, что…
СОЧИНЕНИЕ по типу ОГЭ (9.3)
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ
- Дать ОПРЕДЕЛЕНИЕ предложенного понятия.
- Оформить КОММЕНТАРИЙ, учитывая, какой смысл вкладывает в это понятие автор предложенного для анализа текста, так как доказывать справедливость слова или выражения необходимо именно примерами из текста.
- Привести ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА, пояснить его.
- Привести ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, куда входит и читательский опыт, что использовать более интересно и привлекательно. Пояснить этот пример.
- Проверить наличие всех структурных элементов сочинения, связность и логичность оформленного творческого высказывания.
- Проверить сочинение на наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Всего в сочинении должно быть 4-5 абзацев.
1 абзац – вступление (тезис, либо тезис + комментарий)
Определение значения слова: предмет (что это такое?) + его признак (какой он?)
Способы толкования слова
Описательный | Чёрствость – крайне отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам |
Синонимичный | Чёрствый – нечуткий, бездушный, негуманный, немилосердный |
Антонимичный | Чёрствый человек – тот, кто лишён сострадания, душевной теплоты, чуткости |
Отсылочный | Чёрствость равносильна равнодушию |
ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
1 абзац – ВСТУПЛЕНИЕ
- Что такое …? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.
- Я считаю (думаю), что … – это….
- По моему мнению (на мой взгляд…) … – это…
2 абзац – КОММЕНТАРИЙ
(как приведённое понятие представлено в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)
- Я считаю, что чёрствость опасна для человека отдельно и общества в целом, ведь… (ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения).
- Чёрствость в человеке часто проявляется из-за…
- Человеческая чёрствость, на мой взгляд, крайне губительна для всего общества, так как…
3 абзац – АРГУМЕНТ 1 (из текста)
- Обратимся к тексту (ФИО автора в Р.п), в котором говорится о…
- Примеры из текста (ФИО автора) могут стать убедительным доказательством того, что…
- В тесте (ФИО автора) проявление чёрствости показано через образ…
- Проиллюстрировать это понятие помогает предложения №….
- В тексте, предложенном для анализа, (ФИО автора в И.п.) поднимает проблему…
- Предложение №…. подтверждает мысль о том, что……
- В предложении № … автор говорит о том, что… (или) 4 абзац – АРГУМЕНТ 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы)
- Примеры проявления (понятие в Р.п.) можно встретить и в жизни…
- Свое мнения я могу подтвердить примерами из собственного жизненного опыта (из своего читательского опыта…).
- В жизни мы часто наблюдаем…
- В повседневной жизни мы тоже часто сталкиваемся с проявлением (например, жестокости…).
- Однажды я стал свидетелем события, которое…
- В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.).
- В наши дни поставленная проблема проявляется в…
- В настоящее время поставленная в тексте проблема остаётся актуальной, ведь…
5 абзац – ВЫВОД
- В результате рассуждения можно прийти к выводу о том, что … (ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичными словами)
- Таким образом, эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
- Итак, мы убедились, что…..
- Итак, нам удалось доказать, что…
- Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…
- Таким образом, можно заключить, что…
- В заключение хочется ещё раз отметить, что…
- Таким образом, текст (ФИО автора в Р.п.) заставил меня задуматься над актуальной во все времена проблемой… и понять, что…
- Приведённое рассуждение подтверждает вывод о том, что…
- Подводя итоги сказанному, хочу подчеркнуть, что…
- В итоге хочется отметить, что…