Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Итоговое Сочинение 2021 преступление и наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Совокупность факторов, которые влияют на данное решение, говорит о том, что человеком движет совесть, и то, насколько она развита, отодвигает принятие решения в сторону человечности и доброты. Стоит заметить, что не всегда только логически правильные решения говорят о том, что человек поступает правильно.
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
Итоговое сочинение 2021/2022
Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд.
Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира.
Седьмой год мы объединяем преподавателей страны для создания бесплатного курса подготовки к Итоговому сочинению. Мы рады, что к нашему проекту постоянно присоединяются новые лекторы, эксперты по проверке сочинений, учёные, методисты, психологи.
В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан.
В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление?
Направление итогового сочинения «Преступление и наказание – вечная тема»
Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить.
Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
Подсознательно герой понимал, что сломал жизни сразу нескольких людей, но он не хочет до конца осознавать это. Печорин является очень храбрым человеком, но храбрости ему недостаточно даже для раскаяния перед самим собой. Именно поэтому, на мой взгляд, герой до самого конца своей жизни остаётся замкнутым в себе, чёрствым человеком.
С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели.
Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению
Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой.
М. Достоевский «Преступление и наказание» n- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»n- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»n- А.С. Пушкин «Дубровский»n- М.Ю. Способность к раскаянию Родиона Раскольникова, героя произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», помогла ему понять самого себя и обрести своё счастье. Герой совершил очень серьёзное преступление — убийство, оправдание которому найти практически невозможно. Родион вынужден был скрывать своё преступление, врать не только полиции, но и близким ему людям.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе.
Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.
Между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.
Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.
Конечно, существует ряд ситуаций, когда поступить по совести не получается. Это может быть связано со служебным долгом, или профессией, которая не терпит поблажек и смягчений. Однако, стоит учитывать и такие ситуации, и по возможности, до конца оставаться человечным и добрым. В процессе воспитания важным шагом является то, чтобы привить ребенку чувство ответственности за свои поступки.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.
Даты проведения итогового сочинения в 2021-2022 учебном году
Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач.
Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним.
Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.
Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание — вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.
Требования к итоговому сочинению (изложению)
Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие».
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Personalized content and ads can be based on those things and your activity like Google searches and videos you watch on YouTube.
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.
И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
Далеко не всем людям нравится испытывать чувство совести, но только благодаря совести можно стать достойным человеком. Она помогает человеку понять свою нравственную сущность. Если человек совершил плохой поступок, угрызение совести заставить его исправить ситуацию, для того чтобы в глазах других людей остаться хорошим человеком.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать.
Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.
Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого.
Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет.
Материалы для подготовки к сочинению
Люди не всегда задумываются о совершенных действиях, но каждый из нас хотя бы раз чувствовал, как его «мучает» совесть. Люди очень часто стараются добиться успеха разными способами, не обращая внимания на свою жестокость. И только когда человек начинает осознавать свою вину, к нему приходит чувство совести.
Жить по совести – значить быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. Человек, у которого есть совесть, никогда не будет ставить себя выше других. Он никогда не причинит никому вреда. Совестливый человек всегда задумывается о последствиях его поступков и о влиянии их на окружающих.
Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки.
В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете.
Преступление и наказание итоговое сочинение 2021
ЕГЭ-2022. Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.
Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло.
И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину.
Похожие записи:
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение представляет собой работу, которую обязан написать каждый выпускник школы, лицея и гимназии. Данное испытание необходимо, так как оно является допуском к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название: «Преступление и наказание — вечная тема». В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление? Над этими важными вопросами одиннадцатиклассник может рассуждать в рамках данного направления. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы для итогового сочинения подходят в данном случае.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает, что именно совесть препятствует совершению преступлений и может спасти человека от рокового шага.
- А.И. Солженицын, «Матренин двор». Жители деревни вынуждены воровать торф, чтобы выжить, ведь государство поставило их в такие невыносимые условия.
- И.С. Тургенев, «Бирюк». Преступление можно оправдать и простить, если человек совершил его из-за безвыходности. Лесник отпускает крестьянина, потому что он воровал лес лишь из-за необходимости содержать семью, а другого выхода у него не было.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Насилие над женщиной никак нельзя оправдать, ведь безнаказанность дает преступникам возможность продолжать домогательства и доводить жертву до отчаянного шага. А вот самосуд в данном случае оправдать можно, ведь закон никак не защитил Люду.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой убил доносчика, но в данном ситуации он был вправе сделать это, ведь изменник своими действиями угрожал безопасности других пленников.
- В.Г. Распутин, «Уроки французского». Преступные наклонности появляются еще в детстве из-за плохих условий жизни и недостаточного контроля родителей. Поэтому дети в рассказе нарушали закон: играли в азартные игры и даже били товарища.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе. Его положение — ответ на вопрос, почему люди становятся преступниками.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Педофилию нельзя оправдать, ее последствия для личности и общества чудовищны. Олю совратил взрослый мужчина, и ее жизнь была разрушена. Она пошла на дурному пути и была убита одним из обманутых обожателей.
- И.А. Бунин, «Степа». Не все преступления наказываются, ведь о многих мы просто не знаем. Главный герой совратил невинную девушку и скрылся ответственности, обманув ее.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Некоторые поступки приобретают статус преступления лишь со временем, когда люди осознают их пагубные последствия. Вот и методы господина наживать деньги на подневольном труде рабочих и рукоприкладстве на производстве сегодня осуждаются, а тогда поощрялись.
- Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал преступником только потому, что государство не выплатило ему положенную пенсию и фактически обрекло его на смерть.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Главный герой смог предотвратить преступление, проявив отзывчивость и милосердие. Вот самое надежное средство от повышения уровня преступности.
- С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели. Вот и священник своими преследованиями лишь довел гулящую женщину до отчаяния, хотя она готова была отказаться от своего ремесла, если бы он только пощадил ее.
- И.С. Тургенев, «Му-му». Порой человека доводят до преступления те, кто не оставляет ему другого выбора. Герасим топит собаку, потому что барыня вынуждает его сделать это.
- А.П. Чехов, «Хамелеон». Нельзя рассчитывать на закон, если его представители одержимы чинопочитанием и алчностью. Очумелов то находит состав преступления, то отменяет свое решение, и эти колебания зависят от того, кому принадлежит нашкодившая собака.
- В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого. Он не получил наказания, но сам чувствовал себя виноватым до конца дней.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». В обществе, где царит социальное неравенство, всегда будут преступления. Например, Минский по сути похитил Дуню у законного представителя и должен был понести наказание, но закон был на стороне богатых и знатных, и Самсон не смог защитить свои права.
- А.П. Чехов, «Спать хочется». Героиня совершила ужасное преступление, но как ее винить, если люди своим жестоким обращением сами довели ее до этого поступка?
- А. Платонов, «Юшка». Главный герой все время прощал и оправдывал нарушение своих прав и свобод, и в итоге был убит, потому что люди уже привыкли нарушать его личные границы и использовать его в качестве мальчика для битья.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Кочевое племя ограбило жителей Хошутово, свело на нет их усилия сделать свою жизнь лучше. Но их можно оправдать, ведь они поставлены в такие условия, где грабеж — единственный путь к выживанию.
- А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Машинист был осужден за халатность, но его оправдали, когда доказали, что он ослеп на рабочем месте от вспышки молнии. Не стоит спешить с выводами, пока не собраны все доказательства виновности.
- А.П. Чехов, «В аптеке». Настоящее преступление — это равнодушие к людям. Провизор, который не отпустил лекарство больному, видя его состояние, должен быть наказан, ведь из-за его безразличия и формализма человек может погибнуть.
- А.П. Чехов, «Переполох». Муж украл у жены брошку, потому что она своим контролем вынудила его сделать это. Но из-за его поступка обвинение пало на других людей, и Мария, главная героиня рассказа, не стала терпеть оскорбления и покинула этот дом.
- В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Преступные наклонности проявляются у людей с детства, но правильное воспитание помогает не допустить того, что ребенок пойдет по кривой дорожке. Это доказала бабушка мальчика, которая сумела пристыдить его за мошенничество.
- В.М. Гаршин, «Сигнал». Василий отчаялся решить социальные проблемы мирным путем и решил спровоцировать железнодорожную аварию, чтобы отомстить людям и побудить их задуматься над положением работников ЖД. Однако такой поступок оправдать нельзя, ведь он лишь ухудшит ситуацию в целом и приведет к гибели невиновных людей.
- Л. Н. Андреев, «Предстояла кража». Сюжет данного произведения очень прост. Один вор вышел на улицу, чтобы встретиться с товарищем. Герои задумали кражу, и, возможно, даже убийство. Однако своего подельника вор так и не встретил. Увидев замерзающего беззащитного щенка, преступник забрал его домой. В своём рассказе писатель показал, как доброта и милосердие победили преступные наклонности. Вору до глубины души было жалко маленького щенка. Жалость пробудила в нем самые лучшие человеческие качества.
- О. Генри «Родственные души». В центре повествования изображён вор, который пробирается ночью в особняк. Поднимаясь на третий этаж, он увидел хозяина, который мирно спал. Преступник будит его и приказывает ему поднять две руки. Из-за своего хронического ревматизма хозяин смог поднять только правую руку. Вор говорит в ответ, что тоже страдает ревматизмом. Постепенно разговор переходит в приятную и дружелюбную беседу. Несмотря на то, что главный герой является вором, в финале произведения он проявляет лучшие человеческие качества. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Всё люди — братья, и в любой непонятной ситуации лучше поговорить и прийти к мирному решению проблем. У нас часто совпадают интересы и проблемы.
- А.П. Чехов, «Злоумышленник«. События разворачиваются в зале суда. Главным героем рассказа является Денис Григорьев, которого обвиняют в порче железной дороги и краже гаек. По мнению следователя, Денис виновен. Из-за него могли погибнуть люди. Главный герой не отрицает своей вины. Однако он заявляет, что его поступок является типичным делом простых мужиков. Они совершают подобное, чтобы заработать себе на жизнь. При этом Денис не признает тот факт, что из-за этого преступления могли погибнуть люди. Ведь они стараются выбирать подходящие места, где можно добыть гайку. Но персонаж попадает в тюрьму. Причина многих преступлений — обыкновенное невежество.
- Ричард Мэтисон, «Кнопка, кнопка». В данном рассказе автор показал такие человеческие пороки, как алчность и уверенность в своей полной безнаказанности. В своем произведении писатель заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами. Как стоит поступить: оставаться человеком или жить так, как хочется? Ричард в своём рассказе описал очень неординарную ситуацию. Так, если нажать на кнопку, то кто-то в мире умрёт. При этом человек не будет знать, кто именно умер. А в качестве награды он получит 50.000 долларов. В рассказе автор представил силу искушения.
- Эдгар По, «Сердце обличитель». В центре повествования автор показал чудовищный замысел убийства. Писатель продемонстрировал, как навязчивые идеи могут привести к преступлению. К сожалению, такую тенденцию можно проследить и в наши дни. Рассказчик повествует о тщательном расчёте убийства старика. При этом мотив убийства является аморальным. Рассказчику не понравился глаз старика. За совершенное деяние преступник получает наказание. Убийца начинает слышать стук бьющегося сердца мёртвого человека.
Метки: 11 классВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеПреступление и наказаниесписок книгсписок литературы
Читайте также:
Текст: Ольга Лапенкова
Самое личное направление тем для итогового сочинения-2021 предполагает, что вы поделитесь сокровенным и расскажете, какое произведение искусства оказало на вас большое влияние. Это может быть книга, с которой вы познакомились в раннем детстве и которую периодически перечитываете; пьеса, выученная в музыкальной школе и принесшая вам приз на конкурсе; спектакль, который вы посмотрели с классом — а потом долго обсуждали, и воспоминания об этом вечере, думается, остались с вами навсегда; фильм, собиравший у экранов ещё ваших дедушек с бабушками, а теперь полюбившийся и вам. Объяснять, как писать сочинение в рамках этого направления, кажется излишним — и всё же дадим несколько подсказок, «куда думать».
Начнём с того, что ни одно произведение не западает нам в душу просто так. Конечно, какой-то автор пишет простыми, «рублеными» фразами — а другой и на строчку не продвинется без словесных украшений. И, разумеется, существуют песни, которые может сыграть на гитаре даже новичок, — и музыкальные полотна, справиться с которыми под силу лишь виртуозу. Но, будь то крошечное стихотворение или роман-эпопея, короткометражка или сериал, продлённый уже на десятый сезон, — важно не столько исполнение, сколько чувства, которые в нас пробуждает та или иная работа. Когда мы читаем, слушаем, смотрим, мы «отражаемся» в произведении как в зеркале. У нас вызывают симпатии герои, которые похожи на нас — или на людей, к которым мы привязаны; если в жизни всё хорошо, нас не тянет слушать печальную музыку, и наоборот — в тяжёлые времена развесёлые песенки кажутся издевательством.
Но вот вопрос: насколько искусство способно нас изменить? Что мы делаем, если герой книги, постановки или кинокартины, который поначалу нам понравился, совершает неблаговидный поступок: осуждаем его, прощаем — или начинаем вести себя так же? Увы, публика часто забывает, что главный персонаж — не всегда положительный: в центре повествования может оказаться и злодей, и просто заблудший человек. Потому-то правительство — да и старшее поколение тоже — старается следить, что смотрит, слушает и читает молодёжь.
Боязнью за восприимчивых юных зрителей был вызван, в частности, скандал вокруг фильма «Заводной апельсин», снятого американским режиссёром Стэнли Кубриком в 1971 году. В основу сценария лёг одноимённый роман Энтони Бёрджесса о молодом человеке Алексе, сколотившем банду: приятели угоняют автомобили, избивают и грабят ни в чём не повинных людей, но в какой-то момент их злодеяниям, конечно, приходит конец. В книге главный герой перевоспитывается — а в фильме оказывается, что, каким бы ни был личный выбор человека, право этот выбор делать — священно: Кубрик осуждает учёных-экспериментаторов, стараниями которых Алекс спустя несколько месяцев заключения физически не может никого ударить — даже если, например, возникнет необходимость защищаться от таких же хулиганов, которым недавно был он сам. Увы, далеко не все зрители уловили глубинный посыл фильма — и начали подражать главному герою, выходя на улицы и совершая хулиганские выходки, поэтому в некоторых странах фильм запретили.
Из этой ситуации вытекают новые вопросы: как научиться понимать, что хотел донести автор, и как отличить истинное искусство — пусть и провокативное — от «фальшивки»? Тот же «Заводной апельсин», несмотря на отрицательные отзывы журналистов и рядовых зрителей, был номинирован на «Оскар». Раз уж в жюри сидят высокопоставленные критики, им, наверное, можно доверять… Или нет?
Смело ищите ответы на эти вопросы — и в жизни, и на страницах вашего будущего сочинения.
Темы для работ могут звучать примерно так:
- • Первая книга, которую я прочитал(а) самостоятельно.
- • Любимые книги моих родителей.
- • С каким писателем я бы хотел(а) познакомиться, если бы это было возможно?
- • Что значит для меня «интересная книга»?
- • Классическая и современная музыка: какую я слушаю чаще и почему.
- • Песня, которая связана со счастливым событием в моей жизни.
- • Мой любимый спектакль.
- • Фильм, который изменил мой взгляд на любовь/дружбу.
- • Киногерой, на которого я хочу быть похожим(ей).
ЦИТАТЫ
По традиции, приводим несколько цитат, которые можно использовать в качестве эпиграфов — или вписать в «тело» итоговой работы:
- • А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом…
- (Джером Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»)
- • Книгу стоит называть «большой» или «маленькой» не по количеству страниц, а по тому месту, которое она занимает в твоём сердце.
- (Н. Ясминска)
- • Рекомендовать кому-либо книгу — всё равно что предлагать поносить ботинки, которые вам по ноге.
- (К. Теплиц)
- • Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
- (Людвиг ван Бетховен)
- • Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
- (Д. Шостакович)
- • Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
- (Вольтер)
- • Фильм — это жизнь, с которой вывели пятна скуки.
- (А. Хичкок)
- • Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение.
- (А. А. Тарковский)
Советовать человеку книги или фильмы, которые могли бы на него повлиять, — идея на грани абсурда. Но если вы ещё не встретили свою «копию» среди вымышленных персонажей, рекомендуем поискать среди героев произведений, приведённых ниже.
КНИГИ
Александр Дюма. «Три мушкетёра» (1844)
Даже не самые страстные читатели лет в двенадцать наверняка держали в руках увесистый томик французского классика Дюма — а если нет, смотрели трёхсерийный советский фильм с Михаилом Боярским в главной роли. Одна из причин, почему спустя два века приключения мушкетёров по-прежнему будоражат воображение подростков и их родителей по всему миру, — безупречный выбор главных героев. Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян соответствуют четырём темпераментам: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик.
Флегматикам свойственно спокойствие и даже хладнокровие. Помните сцену, в которой Атос скачет в трактир, где остановилась коварная миледи Винтер, чтобы забрать у неё бумаги, подписанные кардиналом? Только представьте, какой скандал устроил бы там д’Артаньян! Но Атос — при всём,что когда-то связывало его с миледи — сохраняет спокойствие, а пистолет достаёт лишь для того, чтобы припугнуть. Сангвники — люди жизнерадостные и общительные: таков Портос, ценитель любовных приключений, пиров, вина и карточных игр. Полную противоположность им представляют впечатлительные, тихие, задумчивые меланхолики: познакомившись с Арамисом, читатель поначалу не понимает, как он вообще попал в мушкетёры. Что же касается центрального персонажа — д’Артаньяна, это типичный холерик: порывистый, шумный, готовый в любую минуту взорваться. Не случайно роман начинается с того, что бешеного гасконца вызывают на дуэль три раза подряд.
Скорее всего, мушкетёр, который больше всего понравился вам при первом чтении/просмотре — обладатель того же темперамента, что и вы. Так что на итоговом сочинении можете пофантазировать, что бы вы сказали Артосу, Портосу, Арамису или д’Артаньяну, если бы вам довелось встретиться, — и закрыть глаза на то, что мушкетёры не знали русского, а вы, скорее всего, не владеете французским.
Мариам Петросян. «Дом, в котором…» (2009)
Ещё одна книга с большим количеством разношёрстных персонажей — но на этот раз дело происходит не в исторических декорациях, а в параллельном мире. Поначалу безликий Дом — странное и страшное место, где живут подростки с особенностями развития — кажется вполне реальным интернатом, но чем дальше, тем больше читатель убеждается, что в нём что-то не так. Недаром каждого «поселенца» здесь называют по прозвищу; окна густо закрашены и вызывают суеверный страх, в отличие от заваленного старинными документами подвала; а в комнатах-общежитиях волею судеб собираются ребята, которым суждено сыграть важные роли в судьбах друг друга…
Юного Курильщика поселили рядом с образцовыми учениками, которые готовы «заклевать» за малейшее инакомыслие. Соседи главного героя носят одинаковую одежду и обувь, но герой проявляет непослушание и надевает ярко-красные кроссовки. Возмущённые ребята пишут жалобы директору — и вот Курильщика переселяют в другую комнату, где он знакомится с фигурами одна другой интереснее: жутковатым «вожаком» Слепым, его верным другом Сфинксом, услужливым молчуном Македонским, степенным красавцем Лордом, а также Лэри — парнем, который состоит в местном тайном обществе, именуемом «Бандерлоги». Сможет ли главный герой стать своим в компании, где роли давно распределены? Что привело Слепого, Сфинкса, Лорда и прочих ребят в этот странный Дом — и как они жили до появления новичка? А главное — что произойдёт, когда, согласно закону, воспитанники интерната достигнут совершеннолетия и вырвутся на волю?
«Дом, в котором…» — роман-парадокс: герои Мариам Петросян выкидывают один «смертельный номер» за другим — но читатель готов простить им всё и даже больше, лишь бы эта огромная, 960-страничная книга не кончалась. И, конечно, каждый читатель находит здесь героя, похожего на него самого, — и остаётся с ним до последнего. А кто по нраву вам: нелюдимый Курильщик, превращающийся из запуганного молчуна в борца за свои ценности? Или Сфинкс, верящий в могущество потусторонних сил — и потому не придающий большого значения бытовым проблемам и общепринятой морали? Или закоренелый скептик и реалист по прозвищу Чёрный? Или неутомимый Рыжий — вожак самой шумной стаи во всём Доме, всегда бодрый и весёлый, в отличие от Стервятника, никогда не снимающего траур?..
ФИЛЬМ
Джордж Лукас. «Звёздные войны» (1977-2019)
«Звёздные войны» — культовая киносага о событиях, которые произошли «в далёкой-далёкой галактике», где джедаи — эдакие невозмутимые буддисты, стоящие на страже мировой гармонии — сражаются с ситхами, воплощениями зла и жестокости, корыстолюбия и мести. Тридцать с лишним лет назад эпизоды этой серии выходили как попало, но нынешние зрители смотрят их в той последовательности, которая позволяет без лишних временных «скачков» узнавать, что происходило с главными героями. Если вы ещё не знакомы с легендой, рекомендуем смотреть фильмы вот в таком порядке:
• «Скрытая угроза» (1999);
• «Атака клонов» (2002);
• «Месть ситхов» (2005);
• «Новая надежда» (1977);
• «Империя наносит ответный удар» (1980);
• «Возвращение джедая» (1983).
Культовая сага начинается с сугубо политического столкновения: Торговая Федерация хочет «подмять» под себя товарооборот вымышленной вселенной, то есть, попросту говоря, иметь возможность брать с торговцев сколь угодно высокие налоги и ни с кем не делиться; Галактический Совет пытается этого не допустить. В какой-то момент повелитель ситхов Дарт Сидиус решает запугать членов Совета — и приказывает оккупировать небольшую планету Набу. Совет посылает двух джедаев разобраться, что происходит, — но бравых воинов едва не убивают, и им приходится спасаться бегством. Случайно оказавшись на планете Татуин, они замечают Энакина Скайуокера — ни чем на первый взгляд не примечательного мальчишку из бедной семьи. Они ещё не знают, что вскоре этот пацанёнок будет решать судьбы всей Галактики…
«Звёздные войны» — сага, в которой есть остроумные шутки и неожиданные сюжетные повороты, умопомрачительные трюки и многослойные политические интриги, душещипательные истории любви и дружбы. А ещё, конечно, — колоритные персонажи: жестокие тираны и самоотверженные борцы за справедливость, мастера на все руки и гнусные заговорщики… Смотрите, выбирайте любимчиков — и пишите о них сочинения! А почему нет, если «Звёздные войны» — бесспорная классика кинематографа?
Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Достоин ли преступник сочувствия?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это Вы можете проанализировать для глубокого погружения в тему. Приятного просвещения!
Вариант 1
(368 слов) У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.
Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.
Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.
Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.
Вариант 2
(489 слов) Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.
Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.
Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.
Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ