Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Энгельса Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ / ФИО Протокол № ___ от «___»_____________2011г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 30» ______________/Ткаченко И.А./ ФИО | «Утверждаю» Руководитель МОУ«СОШ№ 30» ФИО Приказ № ___ от «____»____________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мельниковой Ольги Анатольевны,
учителя первой категории,
по краеведению для 5 класса
«Культура народов Поволжья»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «_____»____________2011г.
г. Энгельс
Раздел 1. Пояснительная записка .
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса МОУ «СОШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» составлена на основе программы «Культура народов Поволжья». КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2008 г.(авторы Юнг Е.Л,Сторожева Т.Ю) и
учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки,легенды,были»КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея.2008 г.(Составитель Толкачева Л.П.) Данный курс предусматривает изучение предмета в 5 классе- 34 часа.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы .Специфика его- двойственная природа,соединение литературы как искусства слова с этнографией. Необходимость введения курса «Культура народов Поволжья» продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей .Эти народы издавна проживают друг с другом,их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища ,некоторых интересных обычаях. Этот курс призван сформулировать одну из ключевых компетенций — толерантность, которая обозначает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Цель обучения .Воспитание художественного вкуса обучающихся в соединении литературы как искусства слова с этнографией; углубление знаний о народностях, населяющих Поволжье, их традициях и обычаях.
Задачи обучения:
-углубление и расширение знаний о народах данного края;
-развитие умения понимать, любить и беречь родное слово;
-воспитание интереса и любви к родному краю, к своей малой родине;
-формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья посредством экскурсионной работы.
Раздел 2. Учебно-тематический план.
Перечень разделов | Кол-во часов | Вид занятий | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля |
Введение | 3 | Знакомство с целями и задачами курса | Беседа с классом,определение жанров фольклора,экскурс в историю | |
Предание волгарей | 1 | Усвоение новых знаний | Приведите примеры названий великой реки Волги. Работа с ТПО | Создание легенды(творческая работа) |
Топонимика | 4 | Усвоение новых знаний | Экскурс в историю своего района. Литературные произведения о родном городе. Экскурсия в музей Л. Кассиля. | Самостоятельная работа «О происхождении города, в котором живешь |
Моя родословная | 2 | Практическое занятие | Работа по сбору материала, собранного в семье | Составление родословной (проект) |
Обитатели Древней Волги | 1 | Усвоение новых знаний | Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» | |
Сербы | 1 | Беседа с классом, работа с ТПО | ||
Татары | 1 | Рассказ о современных татарах, выпуск газет | ||
Чуваши | 1 | Нарисовать иллюстрацию. Работа с ТПО | ||
Мордва | 1 | Урок контроля | Работа с выразительными средствами языка. | Самостоятельная работа |
Русские | 4 | Обобщающий урок | Экскурсия в музей краеведения | Сочинение о происхождении русского народа |
Немцы | 3 | Экскурсия в Энгельсский архив немцев Поволжья | ||
Казахи | 2 | Усвоение новых знаний | Работа в ТПО | |
Украинцы | 2 | Составление викторины или кроссворда | Сочинение сказки (творческая работа) | |
Калмыки | 2 | Работа в ТПО, Инсценирование | ||
Создание итогового проекта «Мы разные ,но мы вместе –Россия. | 3 | Обобщающий урок, подведение итогов | Работа над проектом, Экскурсия в Саратовский краеведческий музей | Защита проекта |
Резерв | 2 | Подведение итогов |
Раздел 3.Содержание тем учебного курса
Введение
Знакомство с целями и задачами курса, предметов изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня .Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира) Крупные города, края ,автономии. Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Знакомство с жанрами .
Предания волгарей
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги»,Машинист «,Лоцман»,»Медвежий парад»,»Потайное подземелье»,Г. Шенеманон -«Пароход на лугу»(по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя. «Ковыли»- легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Топонимика
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём? Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся . Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Экскурсия в местный краеведческий музей «История города»
Моя родословная
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа .Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье , характерного для каждого поколения.) Выступление учащихся (по желанию)
Обитатели Древней Волги
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Предания и легенды о народах, проживающих в нашем крае. Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области»(оформление мини-карта)
Сербы
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Сербские сказки.
Татары
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни . Национальный костюм. Национальная кухня Календарно- праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, в легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
Чуваши
Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах.
Мордва
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня . Календарно-праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности . Герои. Сюжеты.
Русские
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. «Утесы над Волгой», «Наказание Волги», «Казань», «Русланушка», «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Воцарение Ивана Грозного», «Свеча». Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Немцы
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк «Немецкая история», Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Сказки. «Госпожа метелица», «Червячок и скворец». Творческая работа. Как немцы на Волгу попали(жанр выбирают учащиеся).Экскурсия в архив на выставку «Из истории немцев Поволжья».
Казахи
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах »,легенда о Ер-Каптагае, сказка «Мастер Али».
Украинцы
«Откуда есть пошла украинская земля ?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иван-да-Марья». Творческая работа. Сочинение сказки.
Калмыки
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома .Этикет гостеприимства .Этикет семейной жизни Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Легенды и придания калмыков. «Почему комар жалобно поет», «Сказка о родном крае», «Лотос», «Как ленивый старик работать стал», «Три мудреца».
Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе-Россия».
Защита проекта.
Экскурсии
Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать /уметь:
-о богатстве истории народов и культуры данного региона;
-авторов и художественные произведения родного края;
-пользоваться навыками музейно-экскурсионной работы.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
2.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008
3.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья.»- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
Календарно –тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема урока | Корр. |
1 | Введение. Предмет изучения этнографии и фольклора | ||
2 | Крупные города края | ||
3 | Покровск-малая моя родина | ||
4 | Предания волгарей | ||
5 | Топонимика | ||
6 | Литературные произведения о родном городе | ||
7 | Л.А.Кассиль — мой земляк | ||
8 | Экскурсия в музей Л.Кассиля | ||
9 | Моя родословная(работа над проектом) | ||
10 | Защита проекта(составление родословной) | ||
11 | Обитатели Древней Волги | ||
12 | Сербы. Историческая справка | ||
13 | Татары | ||
14 | Чуваши на Волге | ||
15 | Мордва. Быт и обычаи | ||
16 | Русские. Историческая справка | ||
17 | Что значит быть русским | ||
18 | Обрядовая поэзия | ||
19 | Экскурсия в музей краеведения | ||
20 | Немцы | ||
21 | Как немцы на Волгу попали? (творческая работа) | ||
22 | Экскурсия в Энгельсский архив | ||
23 | Казахи | ||
24 | Сказания и легенды | ||
25 | Украинцы. Быт и обычаи | ||
26 | Сочинение сказки (творческая работа) | ||
27 | Калмыки | ||
28 | Интересные обычаи | ||
29 | «Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом) | ||
30 | Защита проекта | ||
31 | Экскурсия в музей г. Саратова | ||
32 | Подведение итогов | ||
33 | Резерв | ||
34 | Резерв |
Смотрите также:
Рабочая программа по краеведениию для 5 класса моу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
98.44kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 5-го класса
305.81kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 6-х классов
312.44kb.
Приказ № от 2011 г. Рабочая программа учебного курса
204.29kb.
Программа энергосбережения в моу «сош с углубленным изучением отдельных предметов №4»
108.45kb.
Коллективный договор между работодателем и работниками учреждения
364.62kb.
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «сош №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
134.84kb.
Моу сош №2 с углублённым изучением отдельных предметов Итоговый тест по литературе Для 7 класса
30.42kb.
Физика пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7 классов мбоу «сош №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
327.08kb.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Основы здорового образа жизни»
281.61kb.
Директор моу сош №5 Т. В. Бынина 2010г
126.13kb.
Рабочая программа по информатике для 6 классов составлена на основе: Федерального Государственного стандарта основного общего образования
312.11kb.
Авторы:
Юнг Е. Л.
Сторожева Т. Ю.
Толкачева Л. П.
Заглавие серии:
Программа «Культура народов Поволжья «
Описание:
Юнг Е. Л., Сторожева Т. Ю., Толкачева Л. П. Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были » для 5 класса. — Саратов : Саратовтелефильм, 2008. — 21 см. — (Программа «Культура народов Поволжья «)
Дата создания:
2019-08-30 21:06:32
Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были » для 5 класса
Опросы
Объявление о покупке (разыскивается книга)
Подпишитесь на новые объявления
Наличие в библиотеках
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Вконтакте:
https://vk.com/biblioteka167
Инстаграм:
https://instagram.com/biblioteka167
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №5, г. Жигулёвск
Самарская область, Жигулёвск городской округ, Жигулёвск, Александровское Поле
Фрунзе, 36
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №3 им. И.В. Шамова
Тамбовская область, Тамбов городской округ, Тамбов, Октябрьский округ
Тулиновская, 30
Расположение на карте
www.cls-tambov.ru
Вконтакте:
https://vk.com/club53413987
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Централизованная библиотечная система, МУК
Ярославская область, Ярославский район, Ярославль, Фрунзенский район, Липовая Гора
Пирогова, 22
Расположение на карте
www.clib.yar.ru
Вконтакте:
https://vk.com/cbs_yar
Facebook:
https://facebook.com/197828793675165
Youtube:
https://youtube.com/channel/UC7UjH0onSman5PnMTTC8Vgg
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека семейного чтения им. М. Горького
Нижегородская область, Дзержинск городской округ, Дзержинск
Пирогова, 34а
Расположение на карте
www.dzlib.ru
Вконтакте:
https://vk.com/club96196529
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №2 им. А. Кольцова
Воронежская область, Воронеж городской округ, Воронеж, Центральный район
Карла Маркса, 61
Расположение на карте
Вконтакте:
https://vk.com/library2vrn
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Родник, библиотека
Республика Хакасия, Саяногорск городской округ, Саяногорск, Заводской м-н
Заводской микрорайон, 16
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Дальневосточная государственная научная библиотека
Хабаровский край, Хабаровск городской округ, Хабаровск, Железнодорожный район
проспект 60-летия Октября, 164
Расположение на карте
www.fessl.ru
Вконтакте:
https://vk.com/id296196803
Facebook:
https://facebook.com/676624372394742
Твиттер:
https://twitter.com/@dvgnb
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Туркинская детская библиотека
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турка
Октябрьская, 18
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №3
Республика Хакасия, Абакан городской округ, Абакан, Западный
Дзержинского, 189
Расположение на карте
Рецензии и отзывы
Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были » для 5 класса средней школы № 33. Из школьной жизни. 1970 г.
Отдохни, девчонка!
Следующим делом была дача.
Наличие в библиотеках
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Вконтакте:
https://vk.com/biblioteka167
Инстаграм:
https://instagram.com/biblioteka167
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №5, г. Жигулёвск
Самарская область, Жигулёвск городской округ, Жигулёвск, Александровское Поле
Фрунзе, 36
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №3 им. И.В. Шамова
Тамбовская область, Тамбов городской округ, Тамбов, Октябрьский округ
Тулиновская, 30
Расположение на карте
www.cls-tambov.ru
Вконтакте:
https://vk.com/club53413987
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Централизованная библиотечная система, МУК
Ярославская область, Ярославский район, Ярославль, Фрунзенский район, Липовая Гора
Пирогова, 22
Расположение на карте
www.clib.yar.ru
Вконтакте:
https://vk.com/cbs_yar
Facebook:
https://facebook.com/197828793675165
Youtube:
https://youtube.com/channel/UC7UjH0onSman5PnMTTC8Vgg
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека семейного чтения им. М. Горького
Нижегородская область, Дзержинск городской округ, Дзержинск
Пирогова, 34а
Расположение на карте
www.dzlib.ru
Вконтакте:
https://vk.com/club96196529
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №2 им. А. Кольцова
Воронежская область, Воронеж городской округ, Воронеж, Центральный район
Карла Маркса, 61
Расположение на карте
Вконтакте:
https://vk.com/library2vrn
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Родник, библиотека
Республика Хакасия, Саяногорск городской округ, Саяногорск, Заводской м-н
Заводской микрорайон, 16
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Дальневосточная государственная научная библиотека
Хабаровский край, Хабаровск городской округ, Хабаровск, Железнодорожный район
проспект 60-летия Октября, 164
Расположение на карте
www.fessl.ru
Вконтакте:
https://vk.com/id296196803
Facebook:
https://facebook.com/676624372394742
Твиттер:
https://twitter.com/@dvgnb
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Туркинская детская библиотека
Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турка
Октябрьская, 18
Расположение на карте
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека №3
Республика Хакасия, Абакан городской округ, Абакан, Западный
Дзержинского, 189
Расположение на карте
Информация от пользователей
Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были » для 5 класса по программе В.С.Кузина составлена в соответствии со стандартами образования.
Рабочая тетрадь включает в себя задания разного уровня сложности и позволяет организовать работу школьников как в классе, так и дома.
Также в тетради содержатся разнообразные творческие задания, которые позволят ученикам проявить их фантазию, воображение, раскрыть их творческие способности и применить знания и умения на практике.
Предназначается для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.