Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по четвертому тематическому направлению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: итоговое сочинение 2021 преступление и наказание. также вы можете бесплатно проконсультироваться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Итоговое Сочинение 2021 преступление и наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Совокупность факторов, которые влияют на данное решение, говорит о том, что человеком движет совесть, и то, насколько она развита, отодвигает принятие решения в сторону человечности и доброты. Стоит заметить, что не всегда только логически правильные решения говорят о том, что человек поступает правильно.

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.

Итоговое сочинение 2021/2022

Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд.

Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира.

Седьмой год мы объединяем преподавателей страны для создания бесплатного курса подготовки к Итоговому сочинению. Мы рады, что к нашему проекту постоянно присоединяются новые лекторы, эксперты по проверке сочинений, учёные, методисты, психологи.

В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан.

В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление?

Направление итогового сочинения «Преступление и наказание – вечная тема»

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить.

Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.

Подсознательно герой понимал, что сломал жизни сразу нескольких людей, но он не хочет до конца осознавать это. Печорин является очень храбрым человеком, но храбрости ему недостаточно даже для раскаяния перед самим собой. Именно поэтому, на мой взгляд, герой до самого конца своей жизни остаётся замкнутым в себе, чёрствым человеком.

С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели.

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой.

М. Достоевский «Преступление и наказание» n- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»n- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»n- А.С. Пушкин «Дубровский»n- М.Ю. Способность к раскаянию Родиона Раскольникова, героя произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», помогла ему понять самого себя и обрести своё счастье. Герой совершил очень серьёзное преступление — убийство, оправдание которому найти практически невозможно. Родион вынужден был скрывать своё преступление, врать не только полиции, но и близким ему людям.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе.

Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.

Между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.

Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг.

Конечно, существует ряд ситуаций, когда поступить по совести не получается. Это может быть связано со служебным долгом, или профессией, которая не терпит поблажек и смягчений. Однако, стоит учитывать и такие ситуации, и по возможности, до конца оставаться человечным и добрым. В процессе воспитания важным шагом является то, чтобы привить ребенку чувство ответственности за свои поступки.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Даты проведения итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач.

Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним.

Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание — вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие».
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Personalized content and ads can be based on those things and your activity like Google searches and videos you watch on YouTube.

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Если в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, мол, никому в жизни не принесла никакой пользы, а вот вреда от неё было немало, — то в «Кроткой» главным героем выступает сам ростовщик, требующий с тех, кто закладывает у него вещи, огромные проценты.

И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.

Далеко не всем людям нравится испытывать чувство совести, но только благодаря совести можно стать достойным человеком. Она помогает человеку понять свою нравственную сущность. Если человек совершил плохой поступок, угрызение совести заставить его исправить ситуацию, для того чтобы в глазах других людей остаться хорошим человеком.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать.

Более того — если человек совершил некрасивый поступок раз, два, три, — не является ли это тревожным звоночком? Конечно, далеко не каждый человек, обидевший родственника или друга, станет «настоящим» преступником. Но вряд ли можно найти преступника, который безупречно вёл себя с окружающими, — если, конечно, речь не идёт о людях с психиатрическими диагнозами.

Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого.
Так-то оно так, но далеко не за все злодеяния сажают в тюрьму. Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Представьте, что человек, которому вы с раннего детства доверяли сокровенные переживания, в один «прекрасный» день нашёл нового друга — и тут же перестал с вами разговаривать. Стали бы вы подавать в суд на неверного товарища? Разумеется, нет.

Материалы для подготовки к сочинению

Люди не всегда задумываются о совершенных действиях, но каждый из нас хотя бы раз чувствовал, как его «мучает» совесть. Люди очень часто стараются добиться успеха разными способами, не обращая внимания на свою жестокость. И только когда человек начинает осознавать свою вину, к нему приходит чувство совести.

Жить по совести – значить быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. Человек, у которого есть совесть, никогда не будет ставить себя выше других. Он никогда не причинит никому вреда. Совестливый человек всегда задумывается о последствиях его поступков и о влиянии их на окружающих.

Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете.

Преступление и наказание итоговое сочинение 2021

ЕГЭ-2022. Готовимся к сочинению по литературе в декабре. Направление: «Преступление и наказание — вечная тема». АРГУМЕНТЫ.

Согласно православному учению, у человека есть «помыслы» — искушения, или, простыми словами, дурные намерения. Помыслы могут появиться у кого угодно — даже у святого, и если человеку в голову пришла недобрая мысль, это ещё не делает его грешником. Всё дело в том, что решит подвергшийся искушению, что он выберет: добро или зло.

И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину.

Похожие записи:

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Рабочая тетрадь

для подготовки к итоговому

сочинению по пятому

тематическому направлению

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

ИТАК, пятое тематическое направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства) сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

  • Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина на судьбу своей страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством.

  • Социальная справедливость и социальное неравенство. Реформы и их последствия, социальные противоречия. Угнетенные слои населения, «маленький», «лишний», «бывший», «новый», «униженный и оскорбленный» человек, социальное незащищенные слои общества, социальные проблемы.

  • Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними. Художественная литература как способ борьбы с пороками (обличительная литература, натуральная школа, некрасовская школа). Русский национальный характер.

  • Народное счастье. Поиск правды, тема странничества в литературе. Свобода и ответственность. Свобода как высшая ценность. Тема народного заступничества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НАПРАВЛЕНИЯ:

гражданин, гражданское общество, народное счастье, гражданский долг, социальная справедливость, социальные пороки, народ, свобода, и ответственность. 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

При раскрытии тем пятого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.

  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).

  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.

  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.

  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.

  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.

  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.

  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.

  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.

  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.

  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.

  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.

  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.

  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.

  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.

  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.

  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.

  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.

  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.

  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.

  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.

  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.

  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.

  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.

  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

ПОДБОРКА ТЕМ К ПЯТОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ.

Темы сочинений пятого направления ориентированы на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

  • Кто счастлив на Руси?

  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

  • Кому на Руси жить плохо и почему?

  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

  • Что значит «любить Родину»?

  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

  • Как научиться ценить свою Родину?

  • Как сделать Россию лучше?

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

  • Кто виноват в бедах русского человека?

  • Почему люди на Руси страдают?

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

  • Что мешает нам найти счастье на Руси?

  • Какого человека можно назвать патриотом?

  • Что объединяет нас в одну страну?

  • Как нужно относиться к своей Родине?

  • В чем польза и опасность патриотизма? 

  • В чем польза и опасность критики России?

  • Какими качествами обладает русский человек?

ЦИТАТЫ.

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:

  • Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.

В. Маяковский

  • А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

А Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин

  • Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

В.Сухомлинский

  • Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.

Б. Окуджава

  • Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все.

Василий Розанов

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

1.

Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени).

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как: изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» .Главная проблема поэмы – проблема счастья, и решение её поэт видел в революционной борьбе.

2.

Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).

Многие русские писатели и поэты в своём творчестве обращались к теме народа, описывали его жизнь, быт, возмущались несправедливостью существующих порядков, пытались заглянуть в сердце, душу крестьянина. Однако никто до Н.А.Некрасова не смог так глубоко погрузиться во внутренний мир простого человека, так бережно исследовать его и с такой любовью изобразить на страницах своих произведений. Одно из выдающихся творений поэта, посвящённых теме народа, народного счастья, — поэма «Кому на Руси жить хорошо?», где создал ряд ярких образов русских крестьян.

3.

Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).

Счастье-понятие многостороннее.

Не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-

-своему. Счастье бывает маленькое и большое, мимолётное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек испытывает крохотное счастье. Над таким понятием, как счастье, бились многие мудрецы, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько мнений.

4.

Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить »… Эти слова, сказанные более века назад, остаются актуальными и сейчас, принадлежат русскому поэту Фёдору Тютчеву. «Умом Россию не понять»… Действительно, очень многие события из отечественной истории не поддаются пониманию. Россия прошла и через набеги кочевых племен, и через зависимость от монгольского хана, и через множество войн. Было много побед и поражений. Однако ничто не смогло заставить пасть духом русский народ. Он всегда полон патриотизма и любви к Родине, поэтому готов защищать её любой ценой.

5.

Личностное

(заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… 

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать вступление.

Задание №1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Составьте цитатное вступление на одну из тем

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как научиться ценить свою Родину?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Составьте личностное вступление на одну из тем

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

Основная часть = Тезис + Аргументы

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать основную часть сочинения.

Задание №4. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Тезис №1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Какого человека можно назвать патриотом?

Тезис №1

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать заключение.

Задание №6. Составьте заключение вывод на тему

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Составьте заключение выражение надежды на тему

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8. Составьте заключение оригинальное (зарисовка, которая возвращает к вступлению) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №9. Составьте заключение оригинальное (цитата) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

1.Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.

2.Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.

3.Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.

4.Кто счастлив на Руси?

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.

5.Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.

6.Кому на Руси жить плохо и почему?

И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.

7.Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.

8.Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое. 

9.Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.

10.Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.

11.Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.

12.Как научиться ценить свою Родину?

А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.

13.Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.

14.В чем польза и опасность патриотизма?

Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.

15.Какими качествами обладает русский человек?

Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна «Чудесный доктор». Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

В заключение хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить казаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

19

Работа школьников по освоению поэзии Ю. П. Кузнецова

(на примере анализа стихотворения «Атомная сказка»)

ПОЭЗИЯ Ю. П. КУЗНЕЦОВА

Мир Юрия Кузнецова сложен и многопланов, потому что это поэтическое выражение реального состояния нашей жизни. Восприятие мира в его катастрофической неустойчивости – характерная, но не центральная черта поэзии Кузнецова. Здесь же, внутри этого хаоса, рождается образ сопротивления и воли к преодолению мирового беспорядка. Готовность к действию рождает порыв, порыв обретает путь, путь ведет к дому (это образы в его поэзии). Дом – это спасение в мире хаоса, защита от его грубых проявлений, знак стабильности, устойчивости, поэтому и достигает его лишь тот, кто достоин такой награды.

Вопросы и задания.

  1. Прослушайте рассказ учителя и попытайтесь воспроизвести его по плану:

    1. Горькая сиротская память.

    2. Притча как основа военной поэзии Ю. Кузнецова.

    3. Особенности лирического сюжета его стихотворений:

а) метафорические перифразы;

б) символы в названиях.

    1. Поэтический прорыв.

Для справок. Лирика (греч. музыкальный, напевный) — 1. Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний. 2. Совокупность произведений этого рода. Род литературный — типы (формы) изображения в литературе человека и мира, выделяемые в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом ( эпос, лирика, драма). Перифраз(а) – замена названия предмета описанием его самых существенных сторон и свойств. Притча – краткий иносказательный рассказ назидательного содержания. Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

2. На примере стихотворения «Атомная сказка» докажите тезис теоретического плана: «В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей, сложностью идейно-тематической основы произведения». (Л. И. Тимофеев).

3. Найдите в нижеприведенном тексте ключевую мысль, объясните свой выбор.

На первый взгляд, перед нами просто модернизированный в шутливом плане старый сказочный сюжет – прием довольно распространенный. Он получил название бурлеска или травести и был известен в литературе очень давно: героический или вообще высокий сюжет «перелицовывался» в сниженных, шутливых тонах.

Можно подумать, что Ю. Кузнецов просто переосмыслил ситуацию сказки с позиций современного отношения к чудесам и волшебным атрибутам: дескать, мы теперь ни в какие чародейства не верим – нет их в природе! А лягушка – материал для анатомических опытов… Но нет, мы чувствуем, что все здесь далеко не просто: как гневно, как саркастически звучит финал стихотворения, как режет слух это убийственное слово «дурак»! Дурачком называют Иванушку в сказках, но там это слово не вызывает отрицательного отношения к герою, потому что в сказках Иванушка, напротив, умен, сметлив, удачлив. И мы начинаем понимать, что в стихотворении звучит ирония совсем другого сорта, что в душе автора кипит негодование против тех, кто ко всему подходит с позиций узкого практицизма, кому не дороги традиции, кто способен, прикрываясь словами, испоганить красоту, оправдывая свое варварство якобы соображениями реальной пользы, кому совершенно недоступны живые движения человеческой души. Познание, ради которого совершается надругательство над сказкой, над поэзией, над красотой, — это не познание, а лишь иллюзия.

Для Кузнецова характерно обращение к сказке и мифу как первоосновам поэтического искусства. Именно это придает его поэзии эпическое звучание, всечеловеческий смысл.

Для справок. Сарказм (греч. буквально — рву мясо) — язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста. Ирония (греч. притворство) — вид комического, насмешка, которая строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.

4. Выучите особенности творчества Ю. Кузнецова, используйте их при анализе стихотворений.

1. Творчество Кузнецова сопоставимо с классикой.

2. Ю. Кузнецову принадлежит заслуга чуткого и точного выражения духовных запросов времени.

3. Традиции и современность в лучших стихах Кузнецова органично входят в художественный образ и существуют в нем неразрывно.

4. Глубокое переживание самой глобальной и всеобщей мысли и – как следствие – ее предельная осязаемость читателем при восприятии – отличительный признак поэзии Кузнецова.

5. Область его ощущений – весь мир во всем его многообразии и со всеми его противоречиями.

6. Поэт пытается переместить противоречия мира в душу человека, таким образом художественно разрешая и преодолевая их.

5. При выполнении письменного анализа одного из стихотворений Ю. П. Кузнецова используйте следующие словесные формулы:

  • Читая стихотворение…

  • Вслушиваясь в музыку строки (стиха)…

  • Вдумываясь в использованные автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), представил(а), понял(а), увидел(а) мысленным взором…

  • Особое впечатление на меня произвел(а) образ, картина…

  • Рифма в стихотворении помогает понять мысль автора о …

Для справок. Стих – одна стихотворная строка. Рифма (греч. размеренное движение) — созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмический повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Ритм — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием; периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки. Олицетворение — воплощение каких-нибудь черт, свойств (о живом существе); уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Эпитет (греч. буквально – приложение) — разновидность тропа, образное определение.

Школа-интернат №2 г. Каспийск

Открытый урок по литературе

в 8 «а» классе

Урок-путешествие «Литературные места России»

Провела: учитель русского языка и

литературы Тагирова А. А.

Каспийск

2017

Тема: «Литературные места России».

Эпиграф: «Мы удесятеряем силу поэзии, когда узнаем жизнь поэта, подробности его биографии».

Д. С. Лихачёв.

Цели:

  1. ознакомить учеников с известными литературными местами России;

  2. расширение литературного кругозора;

  3. формирование навыков самостоятельной работы и получение опыта публичного выступления;

  4. воспитание бережного отношения к культурному наследию.

Оборудование:

  1. проектор, интерактивная доска;

  2. портреты писателей и поэтов;

  3. картины русской природы;

  4. иллюстрации усадеб русских писателей и поэтов.

Тип урока: урок-путешествие (изучение нового материала)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Слово учителя.

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по литературным местам России. Мы побываем в родовых имениях и усадьбах Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Тютчева, Гоголя, Толстого и Чехова ( слайд №3 ) Наблюдательные путешественники пишут путевые заметки, и мы последуем этой замечательной традиции.

Первая остановка – музей-заповедник Грибоедова «Хмелита». (слайд 5)

Ученик: Музей-заповедник «Хмелита» создан в 1990 году в целях пропаганды творчества А.С. Грибоедова и сохранения уникальных ландшафтов грибоедовского времени. Центр заповедника — родовая усадьба, с которой связаны детство и ранняя юность А.С. Грибоедова. Здесь открыт в 1995 году единственный в России музей великого драматурга и выдающегося государственного деятеля А.С. Грибоедова. 

Ученик:  Музей А.С. Грибоедова располагается в главном доме-дворце усадьбы «Хмелита», построенном в середине XVIII века в стиле русского барокко. Дворец, 4 флигеля, 2 служебных здания и церковь иконы Казанской Божией Матери 1759 года являются памятниками федерального значения. (слайд 6)

Ученик :В сорока километрах от Москвы стоит село Большие Вяземы, бывшее когда-то последней ямской станцией на пути в столицу. Вокруг разбросаны деревеньки. Одна из них – Захарово. Семья Пушкиных впервые приехала сюда весной 1805 года и с той поры постоянно, вплоть до 1810 года отдыхала в этих местах.

Пожалуй, самые неизгладимые впечатления оставила природа: (слайд 8)

Ученик : По описанию очевидцев, в центральной части усадьбы на довольно высоком холме стоял когда-то господский дом. По сторонам располагались два флигеля, в одном жили дети с гувернанткой. Усадьбу окружал тенистый парк, а неподалеку от въездных ворот росла березовая роща.

С 1987 года эти места стали заповедными. В Больших Вяземах открылся музей. У самого входа можно увидеть памятник поэту и его бабушке, установленному в 2005 году по проекту скульптора А. Козинина. В первое воскресенье июня проходит здесь пушкинский праздник. На полянах бывшей усадьбы в Захарове взрослые и дети водят хороводы, поют, читают свои и пушкинские стихи, играют в игры, которые знал и любил Пушкин (слайд 9)

Ученик : . В пригороде, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга, расположился город Пушкин (до 1918 года – Царское Село), названный в честь великого русского поэта, талант которого в юные годы развился здесь, и жизнь была неразрывно связана с этими местами.(слайд 10)

Ученик :В возрасте двенадцати лет, в 1811 году, Пушкина привезли в Царское село для обучения в открывшемся по указанию императора Александра I привилегированном высшем учебном заведении для обучения дворянских детей – Императорском Царскосельском лицее. Именно в годы обучения в лицее открылся и был оценен поэтический талант Пушкина, в этот период Пушкин создал большое количество стихотворных произведений.

В 1817 году Пушкин был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря. Воспоминания о проведенных в лицее годах, о лицейских друзьях, навсегда остались в душе поэта.(слайд 11)

Ученик : 23 января 1831 года А.С. Пушкин заключил договор о найме квартиры в особняке на Арбате, принадлежавшем дворянской семье Хитрово. 17 февраля 1831 года, накануне свадьбы, на «мальчишник» у поэта собрались его московские друзья. Сюда после венчания в Храме Большого Вознесения у Никитских ворот А.С. Пушкин привез свою молодую жену. Здесь прошли первые три месяца счастливой семейной жизни Пушкиных.(слайд 12)

Ученик : 18 февраля 1986 года, в день празднования 155-летия свадьбы А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, состоялось торжественное открытие музея. 18 февраля 1999 г. после реставрации «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате» вновь распахнула двери для посетителей.(слайд 13)

Ученик : . Михайловское – имение, принадлежавшее прадеду А.С. Пушкина Абраму Ганнибалу, а затем перешедшее Александру по наследству от матери. Великий поэт посещал его неоднократно, а в период с 1824 по 1826 год отбывал здесь ссылку. Дворянская усадьба сейчас превращена в музей с мемориальной экспозицией, в его помещениях воспроизведены интерьеры пушкинской эпохи.(слайд 14 )

Ученик : Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях. (слайд 15)

Ученик : А. Пушкин в Оренбурге побывал в 1833 году с целью сбора материалов по истории Пугачева для повести «Капитанская дочка». Ему предоставили все архивы восстания по личному указанию Николая Первого, кроме допросов Пугачева.

В Оренбурге А. Пушкин остановился у военного губернатора графа Перовского. Провожатым по городу и окрестностям у поэта был чиновник канцелярии и советник губернатора Владимир Иванович Даль. Тот самый Даль — автор фундаментального толкового словаря живого великорусского языка. Даль показывал Пушкину достопримечательности, в том числе связанные с Пугачевым.(слайд 16)

Ученик : . На нижегородской земле находится музей-заповедник А. С Пушкина. Эта земля была пожалована дворянскому роду Пушкиных в потомственное владение за ратные подвиги и честную службу Отечеству. А. С. Пушкин приезжал сюда, в имение своих предков, трижды — в 1830, 1833 и 1834 годах. Пушкин бывал в Болдино всегда осенью. Самой плодотворной в его жизни стала осень 1830 года.(слайд 17)

Ученик : . Село Тарханы в жизни Лермонтова В усадьбе своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой Михаил Лермонтов прожил 13 лет, а привезли его в Тарханы шести месяцев от роду. Теперь это село называется — Лермонтово. Село в Российской Федерации, Пензенская область. Это село названо так, потому что там открыт Государственный Музей-заповедник. Там находится прах самого Лермонтова, он туда был привезён Из Пятигорска в 1842 году. Музей открыт в 1939. В 1960 включен в список памятников истории и культуры .(слайд 20)

Ученик : . Государственный Лермонтовский музей был открыт в 1939 году. В 1969 он  был преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы».

Ежегодно в Тарханы – страну детства, страну поэзии Лермонтова, приезжают тысячи посетителей. Стремятся сюда, чтобы насладиться источником его поэзии, тем волнующим, трогающим душу чувством прикосновения к чуду. Ведь именно жизнь в Тарханах дала будущему поэту ощущение свободы, причастности традициям предков, единения с природой.(слайд 21)

Ученик : В самом центре поселка Тамань находится Дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова, который пробыл здесь всего три дня, но этого времени хватило ему, чтобы написать знаменитую повесть «Тамань». Расположен музей прямо на обрыве с чудесным видом на море. Многие писатели России побывали на Тамани, но не многие оставили такой заметный след в ее истории. Михаил Юрьевич Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести «Тамань», названной В. Г. Белинским «Жемчужиной русской прозы».(слайд 22)

Ученик :Дом-музей М. Ю. Лермонтова открыт 19 февраля 1981 года как отдел Государственного литературного музея. В этом доме, арендованном бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой 1 августа 1829 года, Лермонтов прожил до лета 1832 года. К 200-летию М. Ю. Лермонтова в доме — музее была проведена реставрация и реконструкция. 18 мая 2014 года музей вновь открылся для посещения.(слайд 23)

Ученик : . Музей образован в 1912 году. Это один из первых литературно-мемориальных музеев России, основанный в доме, где поэт провёл последние месяцы своей жизни и написал последние стихи. Знаменитый «Домик Лермонтова» до наших дней сохранил свой первозданный вид. Сегодня музей включает несколько отделов, расположенных в четырёх старинных пятигорских усадьбах.(слайд 24)

Ученик : Музей-заповедник И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново” – единственный в России мемориальный музей великого русского писателя, история которого насчитывает почти сто лет. Музей-заповедник И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново” – единственный в России мемориальный музей великого русского писателя, история которого насчитывает почти сто лет. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат. Официально он по-прежнему оставался филиалом музея И.С. Тургенева в Орле. С этого времени начинаются восстановительные работы. Ликвидированы следы разрушения в мемориальном флигеле, возвращена на свое место богадельня. Отремонтированы каретный сарай и конюшня. В помещении церкви развернута выставка “Жизнь и творчество Тургенева” (автор Б.А. Ермак). Орловский музей и заповедник Спасское-Лутовиново перешли в разряд “государственных”.(слайд 29)

Ученик : Усадьба Тютчевых в Овстуге ведет свою историю с середины XVIII века. Известно, что майор Николай Тютчев после женитьбы на местной дворянке Пелагее Панютиной получил в надел земли вдоль берега реки Остуженки. Возведение нового хозяйского дома датируется семидесятыми годами XVIII века. Старый каменный дом стал свидетелем рождения Ф.И. Тютчева и служил затем ему и его детям.(слайд 33)

Ученик : . Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны. Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель.(слайд 36)

Ученик : . В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку.(слайд 39)

Ученик : . «Хамовники» — старинная московская усадьба. Толстой купил ее в 1882 году у коллежского секретаря И. А. Арнаутова. Он прожил здесь с семьей 19 зим, до весны 1901 года, каждое лето проводя в Ясной Поляне. Из 13 детей супругов Толстых в Москве жили 10: дочери Татьяна, Мария, Александра; сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил, Алексей, Ванечка.

(слайд 41)

Ученик : . В жизни великого русского писателя Антона Павловича Чехова Таганрог занимает особое место. Здесь 17 (29) января l860 года он родился, здесь прошли его детство и юношеские годы. Неоднократно бывал в родном городе Чехов и впоследствии. С Таганрогом неразрывно связана его литературная и общественная деятельность.(слайд 44)

Ученик :.Таганрожцы свято чтут память своего великого земляка. Еще в 1933 году вышло решение о создании в домике, где родился А. П. Чехов, мемориального музея. В том же 1933 году было принято решение об организации в Таганроге Литературного музея А. П. Чехова. 30 мая 1935 года Литературный музей был открыт для обозрения.(слайд 45)

Учитель :Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно было интересным и возвышающим душу. Совсем скоро заботиться о нашем культурном наследии предстоит вашему поколению, относитесь к нему бережно и с любовью.

Домашнее задание : написать сочинение- описание памятника культуры «Литературные места России»

  • Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по первому направлению человек путешествующий
  • Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по второму тематическому направлению
  • Работоспособность восстановлена как пишется
  • Работы согласованы как пишется
  • Работы по пусконаладке как пишется