Как правильно?
Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.
Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.
Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:
– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.
– Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.
– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.
– Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.
– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.
Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.
Для наших читателей: божией или божьей с подробным описанием из различных источников.
С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.
Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:
- Божия Матерь
- Божия благодать
- Божия помощь верующим
Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:
- божья тварь
- божья коровка
- птичка божья
То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий:
- муж. р., род. п.: Божьего и Божия,
- муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,
- ср. р.: Божье и Божие,
- мн. ч. Божьи и Божии
Казанская икона
Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.
Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы.
Казанская икона Пресвятой Божией Матери Фото: ru.wikipedia.org
В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.
Божьей
В разделе Религия, Вера на вопрос Как правильно пишется Божьей или Божией? заданный автором Забросать лучший ответ это Можно и так и эдак. Если ты хочешь выделить свою “православность”, тогда будешь употреблять слово “Божией”. Ошибки грамматической в том не будет.
Ответ от
22 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как правильно пишется Божьей или Божией?
Ответ от Димка Божественной
Ответ от Кино Невеж И так и так правильно
Ответ от Двутавровый Пиши как ангел -хранитель диктует.
Ответ от способный на современном русском языке – божьей, на старославянском божией
Ответ от Ангелина скумс Божьей
Ответ от Андрей Богатырев Главное, не через “Ы”))
Ответ от Анжелика Воcкресенская можно и так писать, и так
Ответ от
2 ответа
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
составить закличку с словами: божья коровка, только, черного, не, хлеба, улети, небо, на, белого, принеси, нам, горелого
метки:
Божья коровка Домашний хлеб
- имена собственные: Бог, Богоматерь, Богородица, Богоявление, Богоявленье, Божена, Дажбог, Даждьбог, Даждьбогъ, Дажьбог, Дажьбогъ
- фамилии: Боголепов, Боголюбов, Боголюбский, Богомолов, Богородский, Богоявленский, Божедомов, Боженко, Эйбоженко
- топонимы: Богодухов, Боголюбово, Богородицк, Богородск, Богородское, Богоявленск
- пр. существительные: безбожие, безбожник, безбожница, безбожность, безбожье, бог, богадельник, богадельня, богинюшка, богиня, богоборец, богоборник, богоборчество, богобоязненность, боговдохновенность, боговидность, богогласник, богоданность, богодарованность, богодухновенность, богоизбранник, богоизбранничество, богоизбранность, богоискатель, богоискательница, богоискательство, боголюбец, боголюбивость, боголюбие, боголюбица, боголюбье, богомаз, богоматерь, богомерзость, богомил, богомильство, богомладенец, богомол, богомолец, богомолица, богомолка, богомолье, богомольница, богомольня, богомольчество, богомольщица, богоненавистник, богоненавистница, богоненавистничество, богоносец, богоносительство, богоносица, богоносность, богоноша, богообщение, богообщенье, богооставленность, богоотрицание, богоотрицанье, богоотступник, богоотступница, богоотступничество, богоподобие, богоподобность, богоподобье, богопознание, богопознанье, богопочитание, богопочитанье, богопродавец, богопротивник, богопротивница, богопротивность, богоравенство, богоравность, богородица, богородичны, богородчанин, богородчанка, богослов, богословие, богословье, богослужебник, богослужение, богослуженье, богоспасаемость, богостроитель, богостроительство, богосыновство, боготворение, боготворенье, богохуление, богохуленье, богохульник, богохульница, богохульственность, богохульство, богоцентричность, богочеловек, богоявленность, божба, божеволец, божедом, божедомка, боженька, божественность, божество, божница, божничка, божок, единобожество, единобожие, единобожье, крестобогородичны, многобожество, многобожие, многобожье, набожность, обоготворение, обоготворенье, обожание, обожанье, обожатель, обожательница, обожательство, обожествление, обожествленье, разубоживание, разубоживанье, самообожание, самообожанье, себяобожание, себяобожанье, убогость, убожество
- прилагательные: безбожнический, безбожный, богадельный, богоблагодатный, богоборческий, богобоязливый, богобоязненный, богов, боговдохновенный, боговидный, богогласный, богоданный, богодарованный, богодухновенный, богоизбранный, богоискательский, боголюбивый, богомерзкий, богомерзостный, богомильский, богомоловый, богомольческий, богоненавистнический, богоносный, богооставленный, богоотступнический, богоподобный, богопротивный, богоравный, богородицын, богородичный, богородский, богословский, богослужебный, богоспасаемый, богоугодный, богоустановленный, богоучреждённый, богохранимый, богохульный, богохульственный, богоцентричный, богоявленный, божеский, божественный, божий, единобожеский, многобожеский, набожный, обожательский, убогий, убогонький
- глаголы: безбожничать, богоборствовать, богомольничать, богомольствовать, богословствовать, боготворить, богохульствовать, божиться, забожиться, набогохульствоваться, набожиться, обоготворить, обоготвориться, обоготворять, обоготворяться, обожествить, обожествиться, обожествлять, обожествляться, отбожиться, побожиться, разубоживать, разубоживаться, разубожить, разубожиться
- наречия: безбожнически, безбожно, богадельно, богоблагодатно, богоборчески, богобоязливо, богобоязненно, боговдохновенно, боговидно, богогласно, богоданно, богодарованно, богодухновенно, богоизбранно, богоискательски, боголюбиво, богомерзко, богомерзостно, богомильски, богомольчески, богоненавистнически, богоносно, богооставленно, богоотступнически, богоподобно, богопротивно, богоравно, богородично, богородски, богословски, богослужебно, богоспасаемо, богоугодно, богоустановленно, богоучреждённо, богохранимо, богохульно, богохульственно, богоцентрично, богоявленно, божески, божественно, божьи, единобожески, многобожески, набожно, обожательски, по-богословски, по-богослужебному, по-божески, по-божественному, убого, убогонько
- междометия: боже
Диакон
Не следует путать с дьяками. Диакон, возглашающий ектению. Андрей Рябушкин. 1888. Этюд. Государственный Русский музей
Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы.
Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Служение диакона больше украшает богослужение и не является обязательным, в то же время епископ и священник может возглавлять богослужение и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих).
Свидетельства рабов Божьих
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.
История
Диаконы РПЦ возжигают кадила
Иудаизм
Ещё до разрушения Второго храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло трое служителей, называемых парнасин (ивр. פרנסין — раздаватели милостыни) или габа́й-цедака́ (габа́й ивр. גבאי — собирающий, цедака́ ивр. צְדָקָה — благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габа́й цедака́ должен был также хорошо знать писание. Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габа́й-цедака́, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος (диа́конос) и др.-еврейского צְדָקָה (цедака́)).
Раннее христианство
Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (см. Святые диаконы). Следует отметить, что в тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν, диа́конин) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία, диакони́а) слова». Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, и служение их состояло из одной обязанности, в отличие от текстов Посланий апостола Павла.
Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн.
Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора (692), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).
Позднее христианство
Диакон Католической Церкви римского обрядаСвидетельство о рукоположении в дьяконы, данное Гидеону Боствику Ричардом Терриком, епископом Лондона, 24 февраля 1770 г.
В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?
Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:
«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.
Михаил»
Отвечаем:
Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:
Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.
Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).
Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.
Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.
Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».
Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»
Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.
Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).
Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:
Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.
Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.
Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).
И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.
Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция
В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:
Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).
Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).
Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.
Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?
Современность
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали в России для увеличения содержания священников. В бытность графа Д. А. Толстого обер-прокурором Святейшего Синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.
В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» или «Ваше боголюбие» (хотя в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны).
Во второй половине XX века в Католической церкви латинского обряда был восстановлен институт постоянного диаконата. Постоянным диаконом может стать и мужчина, состоящий в браке; но путь в священники для таких диаконов закрыт из-за обязательного целибата священников в латинской церкви. В отличие от постоянного диакона, диакон, не связанный узами браками, в современной Католической церкви впоследствии, как правило, становится священником. Институт постоянного диаконата был восстановлен в конституции Lumen Gentium Второго Ватиканского собора, согласно ей он «… может быть восстановлен в качестве особой и постоянной ступени иерархии… С согласия Римского Понтифика в эту диаконскую степень можно будет возводить мужчин зрелого возраста, даже живущих во браке, а также достойных молодых людей, для которых, однако, закон безбрачия должен оставаться в силе». Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem. Согласно канону 236 Кодекса канонического права для постоянных диаконов обязательна, как минимум, трёхлетняя подготовка. На конец 2014 года в мире насчитывалось 44,5 тысячи постоянных диаконов.
Обращение «раб» как форма уважения и вежливости
Фото: Flickr.com
Часто обращаясь к кому-либо вышестоящему (царю, Богу и т.д.) человек называл себя его рабом, чтобы показать свою преданность, верность или принадлежность ему как начальнику и руководителю. Например, рабом называл себя Иоав, командовавший войсками царя Давида (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29), Руфь, при обращении к жениху (Книга Руфь, глава 3, стих 9), Пресвятая Дева Мария говорит о себе «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38), выражая покорность и намерение служить Господу, сделать так как Он велел.
Рекомендуем прочитать: Что означает фраза «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»?
Женщины и диаконство
В православии и католичестве
Основная статья: Диаконисса
В древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся диакониссами. Они поставлялись через посвящение и несли определённые церковные обязанности, но участия в совершении таинств не принимали. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества. Вопрос о восстановлении института диаконисс обсуждался на Поместном соборе Православной российской церкви (1917—1918), но определённого решения так и не было принято.
В протестантизме
Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве.
> См. также
- Диаконисса
- Клир
Рабы в Царствии Небесном
Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).
Примечания
- Апостольский церковный устав. Гл. IV, VI
- Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. ХХХ
- (Головков) Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. archive.is (18 февраля 2013). Дата обращения 12 апреля 2021.
- ДОКУМЕНТЫ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА. archive.is (7 сентября 2012). Дата обращения 12 апреля 2021.
- Кодекс канонического права. Кан. 236
- В мире насчитывается 1,3 млрд. католиков. Благовест-Инфо. www.blagovest-info.ru. Дата обращения 12 апреля 2021.
- Белякова Е. В., Белякова Н. А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном соборе 1917—1918 гг. // Церковно-исторический вестник : журнал. — М., 2001. — № 8. — С. 139–161. (недоступная ссылка)
Ссылки
Диакон:
- Значения в Викисловаре
- Медиафайлы на Викискладе
- Васильев П. П. Диакон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Петровский А. В. Диакон // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 1062
- Мосли Р. Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви (недоступная ссылка).
- Заозёрский Н. А. О диаконах // Богословский вестник МДА. — 1892. — Сентябрь.
Когда нужно писать «бог» (с маленькой буквы)
Слово “бог” пишется с маленькой буквы в следующих случаях:
Если употребляется во множественном числе:
- В разных религиях боги обладают разными качествами и чертами характера.
- Не боги горшки обжигают.
Если имеется в виду один из множества богов:
- Например, бог Меркурий у древних римлян и бог Гермес у греков отвечают за торговлю и красноречие.
Если употребляется в переносном значении:
- Она смотрела на Криса Хемсворта в роли Тора и думала: «Да он просто бог!».
В производных прилагательных «божий», «божественный», если они не имеют отношения к религии:
- На пятом этаже жила старушка, божий одуванчик.
- Почувствуйте божественный аромат нашего кофе!
Если является частью устойчивого разговорного сочетания, не связанного с религией:
- Слава богу, я начал изучать копирайтинг!
(= к счастью) - Ну юбка как юбка, не бог весть что
(= заурядная, не стоящая внимания). - Он родился в богом забытой деревеньке
(=в захолустье, в глубинке). - И не дай бог тебе сказать в тексте, что ваша компания “лидер рынка”
(= настоятельно не рекомендуем делать этого). - Если бы продающий текст не был написан по конкретной схеме, бог знает сколько бы вы вообще заработали
(=неопределенно долго).
Такие разговорные фразы мы рекомендуем оставить для устной речи, а в текстах заменять их на более нейтральные с точки зрения разных ценностей и взглядов аудитории.
Верующие люди могут в негодовании сослаться на третью из Десяти заповедей Библии: «Не произносить имени Господа напрасно»).
5
как пишется слово божья коровка?
10 ответов:
6
0
По стилистике русского языка, слово божьясчитается правильным и имеет принадлежность к высокому стилю русского языка. Божия считается вариантом просторечным, а потому и не используется в классических высокопарных выражениях совмещенных с этим словом.
4
0
Правильно — божья коровка. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления. Слово «божия» относится к высокому книжному стилю, употребительно преимущественно в церковных текстах, в словосочетаниях «божия матерь», «божия благодать», «божия помощь православным» и др. Контекст, где в ряду этих понятий будет «божия коровка», немыслим.
Прилагательное «божья» относится к общелитературной лексике. Как правило, оно характеризует предметы и явления более приземленные: «божья тварь» (в том числе божья коровка), а если и высокодуховные, то в текстах светского содержания, например: с божьей помощью мы сдали ЕГЭ по русскому языку.
4
0
Это одни из красивых насекомых, которые можно встретить часто летом, и иногда возникают проблему с его написанием, нужен ли мягкий знак. А мягкий знак нужен, поэтому стоит его использовать, когда вы пишите на бумаге название этого насекомого: божья коровка.
3
0
Правильными являются оба варианта написания данного слова.
Вариант «божья» является более употребимым.
Примеры: божья коровка, божья тварь.
Вариант написания «божия» является более литературным стилем. Данное написание можно встретить в литературных произведениях, а также в церковных текстах.
3
0
Написать «божья коровка» или «божия коровка» будет означать разные предметы, смотря о чем речь. По стилистике, если говорить о насекомом божьей коровке, то верно написать следует «божья».
Слово «божия» употребляют, делая упор на принадлежности к Богу — «божий человек», «божий мир». А в обычной жизни говорят и пишут «божья коровка». Божья коровка — это насекомое с характерным окрасом тела и пятнышками на крыльях.
2
0
Если я не ошибаюсь то первый вариант, то есть «божья коровка».Кстати в Германии называют «жучок Девы Марии». Божьим назвали, потому что есть вариант, что этот жучок спустился с неба, а другой из-за своего вида, он беззащитный и ни какой опасности не несет.
2
0
Божья коровка — именно так называется этот жучок, которого знают все, даже дети. Пожалуй, одно из самых милых и безобидных насекомых.
В принципе, ее можно назвать и «божией», данное употребление не будет являться грубой ошибкой. Однако, «Божие» — это более высокопарное слово, применимо в тех случаях, когда нужно сделать особый акцент на духовности, возвышенности, провести стилистическую дифференциацию. Например, в этом случае — «Слово Божие».
1
0
В просторечии используется слово «божья», хотя бы потому что это легче произнести, чем «божия». Хотя правильны оба слова, но используются они в разных контекстах, где-то будет уместнее написать и сказать «божия», а где-то «божья». Но, как правило, в разговорной речи мы используем слово «божья»: божья коровка, с божьей помощью, божья кара и др.
1
0
Вохзможно здесь употребление и первой формы «божья» и второй «божия», но первая форма более употребительна и более практична, ибо так называется одно из любимых насекомых детей — Божья коровка. Я думаю, божья предподчительна.
0
0
Божья коровка, во-первых, пишется через букву о. Проверочное слово бог.
Во-вторых божия коровка — это устаревшее, высокопарное написание. Даже церковное: божие дети, божие слова.
Говорим и пишем божья коровка!
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».