Пыльная сказка быль текст

Урок литературы в 6 классе по теме:сказка и быль в кладовой солнца м.пришвинаобучающие цели: 1 научить определять жанр сказки

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина»

Обучающие цели: 1) научить определять жанр сказки — были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл произведения.

Развивающие цели: 1 ) уметь найти в тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3) уметь описать иллюстрацию к произведению.

Воспитывающие цели:1) воспитать в детях любовь к родной природе и бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и готовность помочь в трудной ситуации.

Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2) определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф к теме урока.

Никакой правды не бывает без выдумки!

Выдумка спасает правду, для правды только и существует

Выдумка. (М.М.Пришвин).

1.Проверка домашнего задания.

вопросы:

1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего ,торфа ,есть кладовая солнца

,как торф, достается человеку в наследство»).

Вывод: Кладовая — потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому что рождены эти запасы солнцем.

2) Только ли торфом богаты эти места?

( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая).Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них .Вспоминаем ель и сосну. Происшествие с Настей на палестинке, Травку и т.п.)

Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу

Беседа по вопросам

,то природа- кладовая солнца.

3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?

( О людях- Насте ,Митраше, их соседях, родителях, Антипыче. Все они щедры на добро ,трудолюбивы, мудры .А разве это не богатство земли? Вспоминаем ,как помогали соседи осиротевшим детям и беспокоились о невернувшихся домой к утру брате и сестре; о родителях, научивших детей своих заботиться друг о друге и любить трудиться, о самих детях; об Антипыче., мудрые советы которого помогают всем в жизни).

Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина о сказках).

-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал: «Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»

Беседа по вопросам:

— Почему же «Кладовая солнца» — сказка-быль? Прочитайте , пожалуйста, определение «сказки» и «были» на доске.

Сказка- 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

Быль- То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).

— Что относится к были?

Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за клюквой, история Травки и Антипыча.

Все это могло быть в действительности, значит , это быль.

А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в «Кладовой солнца».

-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).

Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в сказке Пришвина.

Зачин- начало повести (зачитать).

«Жили-были», «В одном селе , возле Блудова болота.»

Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.

Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.

Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение детей домой, спасение Митраши.)

Волшебные, фантастические силы- природа.

Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?

Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).

1) Сосна и ель- с.

Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.

Когда Настя и Митраша поссорились, как повели себя эти деревья? (зарычали, завыли, застонали.) Вспомните, каким приемом пользуется писатель .(олицетворением).

То есть они как бы подсказывали детям неверность их решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.

2) Елочки- старушки. С.

Проследите , как они ведут себя на тропе, по которой направляется Митраша.

Чтение отрывка.

Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об опасности.

3)А кто из животных, наоборот ,радуется тому, что Митраша заблудился?

Черный ворон, сороки.

Чтение отрывка на с.

4) «Настя на палестинке».

Вспомните , что происходит на этом месте с Настей.(Пересказ)

Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде, о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.

Вывод: Природа тоже является главным действующим лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается, напоминает сказку.

Слово учителя:

В «Кладовой солнца» все можно назвать сказкой и одновременно былью. Поэтому, когда говорится о чем-то волшебном , Пришвин осторожно заметит «кажется», « как будто», «похоже» , а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия. Сказка для Пришвина- это путь в небывалое, в страну, где в трудностях и испытаниях реальной жизни добро всегда побеждает зло. Мир полон чудес, которые надо научиться видеть.

Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом произведении М.Пришвина.

Вывод: ученики, помогает учитель.

3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая солнца» и защита их учениками по плану:

1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета использовал; 3) с какой целью.

4. Инсценирование эпизода «Ссора Насти с Митрашей» .(герои- рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

5.Домашнее задание: сочинение на одну из тем:

1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».

2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»

Кладовая солнца

«Кладова́я со́лнца» — повесть (по определению автора, «сказка-быль») русского писателя Михаила Пришвина, написанная и опубликованная в 1945 году. В повести рассказывается об опасном походе брата и сестры в лес за клюквой, в результате которого мальчик чуть не тонет в болоте, но спасается благодаря охотничьей собаке. Это последнее крупное произведение писателя, опубликованное при его жизни[2].

Повесть стала одним из наиболее известных произведений Пришвина и долгие годы входила в обязательную школьную программу для чтения[3]. Как продолжение повести было задумано самое последнее произведение писателя, повесть-сказка «Корабельная чаща» (1953), в которой действуют некоторые из персонажей «Кладовой солнца» (Настя, Митраша, Антипыч)[4].

Сюжет[править | править код]

Действие происходит в конце Великой Отечественной войны в районе Переяславля-Залесского на протяжении одного дня. В одном селе жили сироты Весёлкины: сестра Настя двенадцати лет и брат Митраша десяти лет с хвостиком. Они остались сиротами — их отец погиб на войне, а мать умерла, — однако дети сами вели хозяйство. Весной, когда растаял снег, дети собрались за прошлогодней клюквой, которая бывает более сладкой, чем осенняя. Они вспомнили, как отец рассказывал им о полянке («палестинке») в лесу, которая бывает вся красная от клюквы, но идти туда опасно, потому что она находится возле Слепой елани, самого опасного места на болоте. Когда дети дошли до развилки, Митраша решил идти по тропинке на Слепую елань, и Настя не смогла его отговорить. Сама она с корзинкой, где лежала и взятая с собой в дорогу картошка и хлеб, пошла по другой, более протоптанной тропинке.

Параллельно рассказывается о двух жителях леса, гончей собаке Травке и волке по прозвищу Серый помещик. Травка была собакой лесника Антипыча, но после его смерти осталась жить там, где стояла его разрушившаяся избушка. Она выла по ночам и мечтала когда-нибудь снова найти человека-хозяина. Волчья стая много лет жила на Блудовом болоте у Сухой речки, убивая местный скот, пока жители не пригласили волчью команду, чтобы перестрелять волков. Из стаи остался только один старый волк, Серый помещик, который не побоялся охотничьих флажков, перепрыгнул их и убежал. В день, когда дети пошли за клюквой, Травка почуяла зайца и погналась за ним, однако затем услышала след человека и побежала в ту сторону, куда пошла Настя.

Митраша шёл по компасу на север, следя за тропинкой, которую можно было различить только по растущими кустикам белоуса, однако в одном месте он решил сократить путь через поляну (которая и оказалась Слепой еланью) и провалился в трясину. Он услышал крик Насти и ответил, но звук его крика ветер отнёс в другую строну. Настя же, идя по своей тропинке, нашла место, где было много клюквы, и собирала её ползком, набрав полную корзину. Вдруг она увидела собаку Травку, прибежавшую к ней, захотела дать ей еды из корзинки в этом момент вспомнила про Митрашу. Этот крик и услышал её брат, который погрузился в трясину уже по грудь.

Наступил вечер. Травка услышала тявканье лисицы и поняла, что та стала преследовать того самого зайца, которого она почуяла утром. Она тоже побежала за зайцем, который направился к Слепой елани. Услышав лай собаки, туда же побежал волк Серый помещик. В погоне за зайцем Травка наткнулась на тонущего Митрашу, приняв его за «маленького Антипыча». Митраша позвал собаку, и та подползла к нему, он схватил её за задние ноги и сумел выползти из трясины. Травка продолжила гнать зайца, а Митраша с ружьём сел ждать в кустах можжевельника. Туда же прибежал волк, который лицом к лицу столкнулся с мальчиком, и Митраша выстрелом в упор убил его. Настя услышала выстрел и прибежала к брату, а вскоре Травка принесла пойманного зайца. Дети развели костёр и стали готовить еду и ночлег.

Утром дети вернулись в деревню, и с тех пор Травка жила с ними. Настя отдала собранные ягоды в детдом эвакуированных ленинградских детей. В конце повести автор говорит о том, кого он представляет — это «разведчики болотных богатств», которые в годы войны занимались подготовкой болота к добыванию из него торфа и обнаружили, что торфа в этом болоте, «кладовой солнца», хватит для работы большой фабрики «лет на сто»[5].

Название[править | править код]

Понятие «кладовая солнца» поясняется автором в одной из глав повести. Рассказчик говорит о том, что «всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца»[6]:

(…) горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать все своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.

Далее рассказчик отмечает, что «Блудово болото содержит огромные запасы горючего»[6], и в конце повести снова упоминает «кладовую солнца», говоря о готовящейся добыче торфа из этого болота.

Как писал сам Пришвин в предисловии к сборнику «Весна света» (1953), выражение «кладовая солнца» он встретил за много лет до написания повести в одной научной работе, автор которой использовал этот образ для описания торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло[1].

История создания[править | править код]

Повесть была написана в 1945 году в течение одного месяца (первого месяца Победы) для конкурса на лучшую книгу для детей, объявленного Министерством просвещения РСФСР[7]. 9 мая Пришвин отмечает в дневнике: «Пишу свой рассказ для детей», 17 мая — «Пишу во весь дух книгу для детей», 24 мая — «Через неделю закончу», 4 июня — «Закончил и выправил сказку»[1]. На конкурсе повесть получила первую премию и была напечатана в июльском выпуске журнала «Октябрь» (№ 7, с. 4-20). В 1946 году повесть вышла отдельным изданием в библиотеке «Огонька» (тираж 100 тыс.) и в Детгизе (тираж 150 тыс.)[1].

Несмотря не неоднократную публикацию уже в первые годы после написания, повесть не была опубликована в исходном виде, но подверглась редакционной правке. Так, например, во фразе «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» слово «любовь» заменили на «справедливость», в другом месте слово «поснут» заменили на «уснут», «неизбывной злобы» на «неизбежной», длинные предложения разбили на короткие, многоточия заменили точками и восклицательными знаками. В результате редакторской работы в двух издательствах («Детгиз» и «Правда») повесть вышла в 1946 году с разной правкой[8]. Текст произведения был восстановлен по автографу, хранящемуся в РГАЛИ, при работе над собранием сочинений 1982-86 годов[3].

По словам самого писателя, «в «Кладовой солнца» сюжет был: брат и сестра пошли в лес за клюквой, их тропа в лесу разделилась, дети заспорили, поссорились, разошлись. Вот и всё. Остальное навернулось на этот сюжет само собой, во время писания»[9][1]. При этом, как отмечают исследователи, замысел будущей повести возник ещё несколькими годами раньше с прямым отсылом к «Синей птице» М. Метерлинка (1908), ср. запись в дневнике от 28 июня 1938 года: «Мелькнул сюжетик для рассказа детям о лесе. Тиль-тиль и Митиль. В лесу. Тропинка расходится вилочкой. Поссорились в споре, по какой идти домой. <…> Рассказ начинается описанием этих тропинок. Вечный спор, и дети заспорили. И пошли. Одна глава: переживания Тиля, другая Митили. Конец: обе тропы сливаются в одну»[10].

В описании места, в котором происходит действие, нашли отражения впечатления М. М. Пришвина от жизни в деревне Усолье, где он два года жил в эвакуации. Прототипами главных героев, сирот Насти и Митраши, стали двое детей из Усолья, о которых в дневниках Пришвина есть такая запись (7 апреля 1943 г.)[3][11]:

Соне лет десять, Боре одиннадцать. Два года тому назад у них мать умерла, а вскоре затем и отец. Все крестьянское хозяйство — изба, огород, корова и мелкие домашние животные остались на детей. Поневоле они крепко взялись за дело и теперь живут двое — мальчик и девочка и справляются.

Персонаж по имени Антипыч являлся героем нескольких произведений Пришвина, а его прототипом был лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья[3][12].

Повесть быстро приобрела популярность, и уже в 1945-46 годах Пришвин получил предложение написать по её мотивам пьесу для детского кукольного театра, для «театра мультипликации», а также сценарий для фильма, который планировалось снять на «Мосфильме»[13].

Значение и художественные особенности[править | править код]

Как писал сам Пришвин в «характеристике писателя» для издания повести в «Библиотеке «Огонька»», «в этой сказке жизнь болота с его зверями и птицами описана с точностью естествоиспытателя и в то же время в совершенно сказочном преображении» (4 февраля 1946 года)[14]. По словам писателя, в «Кладовой солнца» «изображение природы, отталкиваясь от символизма Киплинга («Джунгли»), сходится со смелым реализмом Диснея. Мне остаётся только теперь более сознательно работать в эту сторону»[15]. Позже Пришвин отмечал, что «самая главная радость» от «Кладовой солнца» заключалась для него «в том, что этой сказкой, наконец-то, открылся мой выход от маленьких вещей к большому сказочному роману» (4 октября 1947 года) [16].

Пришвин придавал большое значению обозначению жанра произведения как сказки. При публикации в журнале «Октябрь» «Кладовая солнца» была обозначена как «рассказ». В письме в редакцию журнала Пришвин специально отметил «огромное расхождение (…) между намерением автора и действием журнала», упомянув, что получает письма от читатетей с вопросом, почему его произведение названо рассказом, а не сказкой. Он также обосновал выбор сказочного жанра[17]:

Меня увлекало при создании этой вещи создание правдивой сказки, народной в существе своем, но без традиционного народного мифа, и как фольклор, интересной для всех возрастов, стариков и молодых. Создавая эту сказку, я был даже несколько под влиянием идеи социального заказа, и в моем понимании сказка была как связь между поколениями. В молодости на севере на меня огромное влияние оказали сказки, которые я записывал там. И в старости, пописав более 40 лет, мне самому захотелось рискнуть попробовать выступить на конкурсе сказителем.

Работая над сценарием для фильма по повести, Пришвин в письме директору 1-й студии «Мосфильма» Д. И. Ерёмину подчёркивал её поэтический характер: «»Кладовая солнца» потому так и принята дружно всеми, что эта вещь является пионером огромного дела поэтического изображения края. Огромное достоинство этой вещи и в том, что она, почти как произведение фольклора, доступна всем возрастам и людям всякого образования» (22 марта 1947 года)[18]. Перечитав сказку после рецензии Льва Кассиля в «Литературной газете», Пришвин отмечает в дневнике (19 ноября 1945 года): «Под влиянием приятного чтения впервые со времени написания перечитал свою сказку. В ней хорошо сдержанная сила и тоже хорошо, что на немногих местах дано так много, и еще, что вещь советская, но без подхалимства»[19].

По мнению Я. З. Гришиной, «Кладовая солнца» не волшебная сказка, но «в ней имеется ряд реликтовых признаков этого жанра: росстань, развилка — выбор пути, один из которых ведет к погибели; поиск места, «где никто не бывал», путь к которому неизвестен; силы добра в образах растений (болотные ёлочки, трава белоус), наставляющих героя на путь истинный; силы зла в образах птиц (ворон, сороки), предрекающих и ожидающих смерти героя, его спасение и победа». Также «важную роль в сказке-были играют мифологемы солнца, ветра и воды, выполняющие структурообразующую функцию»[20].

Комментируя слова Пришвина о сочетании символизма Киплинга со «смелым реализмом» Диснея, Я. З. Гришина говорит о том, что единство художественного мира «Кладовой солнца» создается взаимодействием этих двух систем, реализма и символизма: «внутри «были» прорастает «сказка» и у писателя появляется произведение нового для него жанра — «сказка-быль», которая воспроизводит ту же и одновременно иную реальность, «символическую реальность», каждое мгновение которой полно смысла»[21].

Экранизация[править | править код]

В 1978 году по мотивам произведений «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» был снят художественный фильм «Ветер странствий» (режиссёр — Юрий Егоров).

См. также[править | править код]

  • Берендеево болото

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Круглеевская, 1983, с. 458.
  2. ↑ Гришина, 2012, с. 683.
  3. ↑ 1 2 3 4 Круглеевская, 1983, с. 459.
  4. ↑ Рязанова, Чуваков, 1984, с. 429.
  5. ↑ Пришвин, 1983, с. 252.
  6. ↑ 1 2 Пришвин, 1983, с. 235.
  7. ↑ Круглеевская, 1983, с. 457.
  8. ↑ Гришина, 2013, с. 870.
  9. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 661.
  10. ↑ Гришина, 2013, с. 754.
  11. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 473.
  12. ↑ Дневники. 1942-1943, 2012, с. 731.
  13. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 436.
  14. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 39.
  15. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 543.
  16. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 681.
  17. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 663-664.
  18. ↑ Дневники. 1946-1947, 2013, с. 452-453.
  19. ↑ Дневники. 1944-1945, 2013, с. 692.
  20. ↑ Гришина, 2013, с. 754-755.
  21. ↑ Гришина, 2013, с. 870-871.

Литература[править | править код]

  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012. — С. 669-790.
  • Гришина Я. З. Комментарии // Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013. — С. 767-897.
  • Круглеевская В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 457-460.
  • Пришвин М. М. Кладовая солнца // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. — М.: Художественная литература, 1983. — С. 215-252.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1942-1943. — М.: РОССПЭН, 2012.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1944-1945. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Пришвин М. М. Дневники. 1946-1947. — М.: Новый хронограф, 2013.
  • Рязанова Л., Чуваков В. Комментарии // Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М.: Художественная литература, 1984. — С. 429-437.

Ссылки[править | править код]

  • Текст повести в Библиотеке Алексея Комарова
  • Информация о повести на FantLab.ru

  • Пушкин час обеда приближался название сказки
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях сколько страниц в книге
  • Пушкин сказка о царе салтане иллюстрации
  • Пхьа сочинение на ингушском языке
  • Пушкин сказка о золотой рыбке презентация 2 класс школа россии