Юлия ЩЕТКОВА, Новосибирск
06.12.2021
В Сибири завершился второй сезон проекта, где авторов со всего мира учат писать пьесы для театра, которые могли бы зацепить даже зрителей, предпочитающих Netflix.
Фабрика нарративного театра «Дисциплина» — проект, придуманный в 2019 году на базе новосибирского театра «Старый дом» для перепрошивки под современные реалии «хорошо сделанной пьесы» с увлекательным сюжетом, актуальной темой и яркими героями. Пьесы, написанные в первом сезоне, оказались востребованными далеко за пределами Новосибирска.
Во втором сезоне к команде «Старого дома» присоединились театр «Практика» из Москвы, южно-сахалинский Чехов-центр и Калининградский областной драматический театр. Заявки на участие в международном проекте прислали 413 соискателей из пятидесяти городов одиннадцати стран мира. Четырнадцать авторов начали работу над текстами, но до финальных читок дошло семь названий, которые представили как начинающие, так и уже имеющие опыт работы с пьесами драматурги из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Новосибирска и Казани.
Куратором драматургической лаборатории в этот раз стал Родион Белецкий. О том, как работает фабрика увлекательного театра и что нужно драматургу для того, чтобы стать востребованным, известный российский писатель и сценарист рассказал в интервью «Культуре».
— Каким образом в этом году была устроена «Дисциплина»?
— Драматурги по призыву прислали свои произведения. Это были пьесы, сценарии, реже — рассказы, написанные и новичками, и профессиональными драматургами. Мы небольшим числом ридеров отобрали тех, кого хотим взять в проект, и начали примерно раз в неделю встречаться по Zoom.
— Какие задачи решали эти встречи?
— Мы определяли, что будем писать. Меня как куратора совершенно не интересовало о чем, меня интересовало — как. «Дисциплина» посвящена тому, чтобы научить авторов создавать интересную историю. Человек, который разбирается в драматургии, понимает, что сорок пять процентов хорошей истории заключается в жесткой структуре, где герой вызывает симпатию, есть несколько поворотов, кульминация, завязка, риски и так далее. Театральным драматургам зачастую не хватает этих технических знаний. Я по своей работе пишу и сценарии, и пьесы. И меня всегда удивляло, почему хороших театральных драматургов не берут на телевидение? Теперь я понял, в чем настоящая проблема. Вот с этим мы и справлялись.
— По каким критериям вы отбирали тексты авторов, приславших заявки на конкурс?
— Не знаю, как другие кураторы, но у меня в этом смысле большой опыт. Я на протяжении восьми лет работал в журнале «Современная драматургия» и читал по две пьесы в день. А когда ты читаешь такой объем текстов, тебе достаточно десяти страниц, чтобы понять, что за автор перед вами. Если герой выходит на авансцену и говорит, обращаясь к зрителю: «Я доктор, моя жена мне изменяет». И, встрепенувшись, продолжает: «Где ты, моя жена?» Это театр XVII века. Так пишут все графоманы. Они не понимают элементарных вещей: театр — это не выдача информации. Информация должна быть выдавливаема по капле через конфликт. Примет, по которым можно вычислить графоманские тексты, множество. И, конечно, сразу видно, что последнее человек читал. Если Расина или Шекспира, то он примерно так и пишет. А мог бы Сару Кейн или Мартина Макдонаха. Начитанность, насмотренность, багаж знаний в драматургии очень важны. Если человек приходит как белый лист, ничего не читал, не смотрел и не знает, то он не сможет написать современную пьесу никогда.
— Пьесы первого сезона ориентировались на успешные проекты Netflix. На какие примеры опирались участники второй «Дисциплины»?
— Мы писали пьесы по законам жанрового кино или сериала. Нас интересовал способ, которым на телевидении рассказывают коммерческие истории, легко и сразу считываемые зрителем. Это было принципиально важно. На выходе получилось четырнадцать пьес. Несколько участников соскочили и не смогли дойти с нами до финала, но теми текстами, что получились, я остался доволен. За время работы проекта я видел читки в Южно-Сахалинске, Новосибирске, Москве. Видел, как они действуют на зрителя.
— Почему для вас как для куратора было важно сближение театральной драматургии со сценарной?
— Раньше драматургии учили немного по-другому. Сейчас стал доступен огромный объем американских и английских учебников. Сама теория драмы пошла очень сильно вперед. Ты можешь сейчас прочитать книгу на любую узкую сценарную тему: и как сочинять ремарки, и как придумывать космических персонажей. Огромное количество информации, которую ты можешь получить сам. Чтобы быть востребованным драматургом, легко работающим и там и там, нужно переработать этот опыт. Применительно к «Дисциплине» очень важен был формат встреч, когда четырнадцать человек сидят в Zoom и обсуждают отрывок каждого. Это общение — бесценно. Ты видишь ошибки других, сначала начинаешь робко критиковать, потом активно включаешься. Это походило на сценарную комнату, когда за одним столом в отдельном помещении собираются десять человек, и они должны написать за неделю серию. Такая работа очень сильно взбадривает, заставляет сосредоточиться и искать, как компьютер, лучшие варианты. Это одновременно и коллективная работа, и то, что происходит в реальности.
— Все ли драматурги оказались готовы к таким условиям?
— Два человека не смогли писать. Просто не вытянули. Но был и другой пример, которым я очень горжусь. Эта пьеса называется «Гугля». Ее написала новосибирский драматург Кристина Гортман. Она долго слушала, что я ей говорю, а потом сказала, что ничего не понимает и хочет уйти. Мы пересобрали наши отношения, и Кристина написала отличную пьесу. Я был не прав абсолютно. Я тянул и давил, а нужно было внимательно выслушать ее. В итоге получилась замечательная производственная драма про девушку, которая приходит работать в фонд, который помогает инвалидам, и оказывается там никому не нужной. И это не тяжелая история. Это достаточно энергичная история, где персонаж завоевывает свои позиции, имеет цель и идет к ней.
— Пьесы «Дисциплины» поднимают актуальные темы — буллинг, моббинг, инаковость, проблемы социализации и так далее. Это сознательная установка со стороны кураторов?
— На читках в Южно-Сахалинске нас уже заподозрили в том, что мы берем горячие темы. Но мы к темам никакого отношения не имеем. Драматург Игорь Ветренко, например, взял тему гаджет-зависимости, когда человек не может оторваться от цифровых экранов, — и это тоже горячая тема. Но никто его не заставлял ее выбирать. У нас не было такого, как происходило, скажем, с английскими театральными деятелями, которые когда-то приезжали в Россию и просили писать пьесы про пьянство, потому что оно у нас распространено. Никогда такого не было ни на первом, ни на втором сезоне «Дисциплины». Нас интересовало только мастерство драматурга.
— Принято считать, что российские сериалы сейчас испытывают в плане тем сильное давление со стороны негласной цензуры и самоцензуры. Как с этим в театре?
— Цензура есть, но она разнится от канала к каналу и от платформы к платформе. И в целом чаще всего сценарии не берут в работу не потому, что там есть однополая любовь, жестокость или политика, а потому, что они просто плохо написаны. В литературе сегодня можно все, что угодно, делать. В театре — чуть меньше, поскольку большинство театров сегодня государственные, то есть существует некий смотрящий орган. Нам тоже перед читкой одной из пьес пришлось приносить извинения за то, что в ней присутствует такая острая тема, как каминг-аут. И все равно зрители набросились на совершенно невинную пьесу. Между тем в американской и европейской традиции есть такое понятие, как «дать голос». Голос дают разным группам населения, и это правильно. Если тема не проговаривается, она загоняется вглубь. А театр как раз то место, где нужно говорить, обсуждать, показывать. Главное, не стоит делать на этом дешевую популярность.
— Вы болеете за пьесы «Дисциплины»?
— Очень болею. Я вообще фанат современной драматургии. Когда говорят, что после Вампилова ничего нет, — это отвратительно. Люди ничего не читают. Бесчисленные режиссеры ходят со вздернутыми носами и уверяют, что не могут найти материал для себя. На это хочется сказать: «Да ты просто ничего не знаешь». И моя позиция такая: драматург — единственный творец в театре, а все остальные — интерпретаторы.
Фотографии предоставлены театром «Старый дом». Автор фотографий — Виктор Дмитриев. На основном фото — Родион Белецкий. На фото на анонсе — Антон Хитров.
2021-12-22T14:50:00+03:00
2021-12-22T18:18:33+03:00
2021-12-22T14:50:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/politic/20211222/251181639.html
Испанцы о выступлении Путина в Минобороны: что-то мне не нравится его сжатый кулак
Испанцы о выступлении Путина в Минобороны: что-то мне не нравится его сжатый кулак
Политика
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Владимир Путин угрожает принять «военно-технические» меры в ответ на то, что Россия воспринимает как угрожающие действия Запада, написал в El Mundo Хавьер Колас (Xavier Colás). «В… ИНОСМИ, 22.12.2021
политика, снг и балтия, россия, русский, россия, владимир путин, нато, министерство обороны рф (минобороны, мо рф), угроза, заседание, комментарии читателей, выступление
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176677.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176677.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176672.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176672.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176671.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176671.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176670.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176670.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176631.jpg
3073
2048
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25117/66/251176631.jpg
https://inosmi.ru/politic/20211221/251164344.html
https://inosmi.ru/politic/20211222/251174995.html
https://inosmi.ru/politic/20211221/251171158.html
https://inosmi.ru/politic/20211220/251160429.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
ИноСМИ
https://cdnn1.inosmi.ru/images/23847/63/238476351.gif
Владимир Путин угрожает принять «военно-технические» меры в ответ на то, что Россия воспринимает как угрожающие действия Запада, написал в El Mundo Хавьер Колас (Xavier Colás). «В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жёстко реагировать. Мы имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России», — цитирует Колас президента
Комментарии читателей:
Jartodeoirtontas
Пусть в Испанию приезжает, уверен, нам тогда станет лучше, чем сейчас.
am-1254
Когда Израиль бомбит позиции, штабы или фабрики в Сирии, Иране или там, где им померещится вероятная угроза израильскому государству, Запад молчит и соглашается или аплодирует. У НИХ ЕСТЬ ПРАВО ЗАЩИЩАТЬСЯ! А теперь представьте (это не сложно), что Россия оказалась в позиции Израиля, а Украина — Сирии. Теперь не аплодируете? Что изменилось? Рано или поздно мы увидим, как закончится вся эта бессмыслица со стороны США и их приспешников.
JVVcaptain10050
Похоже, это важнее, чем вся ерунда про пандемию. Про это должны больше писать.
Henry27
США разжигают конфликт в Донбассе с помощью наемников и химического оружия. Украинская армия бомбит гражданских. Россия должна предпринять военные шаги на востоке Украины, чтобы остановить геноцид и помешать США, которые планируют нечто похоже в Западной Сахаре, чтобы поддержать Марокко.
Delitzsch
Условия, которые выдвигает Россия, неприемлемы. Кроме того, они отлично знают, что, вопреки всем их разговорам, Украина никогда на них не нападет, это будет самоубийство. Думаю, всё это для отвлечения внимания, Москва уже приняла решение (о нападении).
Laowai
Если у тебя крысы в мешке, они прогрызут ткань, чтобы выбраться. Нужно постоянно трясти мешок, чтобы крысы не мешали. Вот что нужно сделать с Европой.
***
Владимир Путин и российское военное руководство ужесточили тон своих угроз в адрес Запада. Во вторник во время собрания в Министерстве обороны российский президент и его генералы обвинили Соединенные Штаты в размещении наемников на востоке Украины и восьми тысяч военнослужащих у границ России. Между тем они предупредили, что их сверхзвуковые ракеты готовы к бою, а остальной арсенал модернизируется, написал Хавьер Куэста (Javier G. Cuesta) в газете El País.
Комментарии читателей:
The man From
Я, не будучи путинским троллем, скажу, что Россия вполне закономерно чувствует себя униженной. С того момента как она в одностороннем порядке положила конец холодной войне, США вместе с НАТО на буксире загнали эту страну в угол, задвинули её на задний план и окружили. Я не поддерживаю вторжение на Украину, но капиталистический мир как стервятник набросился на Россию, чтобы разорвать её на куски, вместо того, чтобы щедро признать, что русские помогли установить мир. Медведь ранен, но у него огромные клыки и когти. А капиталистический мир умеет наживаться только на падали.
Jose Luis Fernandez (в ответ The man From)
Ты ошибаешься в своих рассуждениях. Россия не прекращала никакую холодную войну. Она просто скатилась в банкротство, и поэтому ракеты, подлодки и всё такое полетели к чертям. Или ты думаешь, что в какой-то момент СССР взял и сказал: так, а теперь мы освободим ГДР и все остальные страны и не будет больше производить оружие? Страны, которые ты включаешь в свой «капиталистический мир» были свободными, пока Сталин их не оккупировал. Они в первую очередь нуждаются в гарантиях безопасности. Помни: в Европе Россия граничит с Польшей, странами Балтии, Украиной и другими, но никак не с Соединенными Штатами.
Erl Chachon
Что-то мне совсем не понравился этот сжатый кулак Владимира…
Nexus Seis
Чего нам не хватает вдобавок к пандемии, так это сумасшедшего параноика, который объявит ядерный апокалипсис без какой-либо на то причины. Никто от России ничего не хочет, уж тем более никто не хочет вторгаться на её территорию. Мы даже в качестве туристов туда ехать не хотим.
Русские живут в прошлом, в ХХ веке, а XXI век они потеряют. Россия могла бы быть такой же богатой и процветающей, как и Запад, если бы не её правители. Если они так боятся предполагаемой угрозы со стороны НАТО, то верным решением станет вступить в ЕС и наслаждаться процветанием, которого уже добились бывшие сателлиты. Россия сможет выйти на рынок с 500 миллионами жителей, которым, помимо всего прочего, нет никакого дела до её территорий.
Juanm martinez
США должны позволить Европе разрешить конфликт вокруг Украины в Нормандском формате.
Cyber Justicia
И опять они повторяют советскую риторику. Никто России не угрожает. Она никому не нужна. Даже если у США будут ракеты вдоль всех границ России, они их не используют, ведь тогда мир станет непригодным для жизни. Все эти сказки дедушки Владимира о холодной войне утомляют.
Juan José Sánchez
Россказни.
— Никаких наемников на Украине нет.
— Никаких восьми тысяч американских военных на российских границах тоже. Опять же, на каких именно границах? В Польше? В Прибалтике? На Аляске?
— И русские сверхзвуковые ракеты уж точно не «в боевой готовности».
Всё очень просто, Путин: оставь Украину в покое.
Mutan Do.s
Я не понимаю враждебный настрой США в адрес России. Чего боятся самой «демократической и справедливой» политической системе мира, если против неё выступает ужас что, а не система?
ECOS ECO
«Угрожающие действия» НАТО? НАТО — это военный альянс западных демократий, созданный в целях обороны, он никогда не затевал конфликтов. Относительно России НАТО может сделать две вещи. Первое: вести себя пассивно, как она и делала весь прошлый век перед лицом таких событий как Пражская весна и вторжение Советского Союза в Чехословакию. Второе: дать ей сигнал: «Хватит угрожать, делай, что хочешь, и имей дело с последствиями». Однако очевидно, что лучше всего НАТО было бы завершить существование и освободить дорогу новым военным альянсам, таким как AUKUS. Эти альянсы были бы основаны на общих ценностях и интересах, которых в НАТО больше нет, что сводит на нет её оперативный потенциал.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
День за днём, год за годом, и так многие десятилетия. Открытия, события, поступки и люди, формировавшие знакомый нам
Последний месяц в году — время закрывать планы и исполнять обязательства. Поэтому на события, в первую очередь промышленные, он богат. Какие важные вещи происходили в декабре в течение всей истории города?
Подготовили детальный обзор.
За давностью лет присутствие в городе церквей может не ощущаться важным фактором. Но в 1615 году, которым датируется первое упоминание
В декабре 1727 года епископ Вятский благословил строительство каменной церкви, на что потребовалось девять лет. Место, где она стояла, легко определить по тополям, некогда окружавшим её в районе Вечного огня. Кстати, полтора столетия спустя на приходском («старом») кладбище появилась ещё одна небольшая церквушка во имя Флора и Лавра.
Как повернулась история дальше, знает каждый. В 1935 году церкви закрыли и передали строителям теплоэлектростанции, а спустя ещё пять лет — сломали и разобрали.
Нелегко сейчас представить как сто лет выглядела знакомая всем набережная с несколькими храмами. Картина
В конце декабря 1917 года
Кстати: место, где было сделано это заявление — является памятником архитектуры регионального значения. Здание волостного управления находится в квартале Северюхи и последовательно разваливается. Формально, памятники необходимо сохранить. Но не чувствуется, что этот нюанс многих интересует в городе. А о том, что случается с обществом, которое не ценит, не понимает или не бережёт собственную историю — сказано достаточно.
14 декабря 1942 года по
Каринторф объявили посёлком городского типа и отдельным населённым пунктом, каковым он и оставался до 1991 года.
Теплоцентраль запущена, между городом и Каринторфом курсируют составы с торфом. Вырабатывается ток, начинается становление промышленного узла. Но в первое время электрификация не приносила привычных благ цивилизации. Точнее так: пользоваться ими запрещали из соображений экономии.
В декабре 1945 года состряпали постановление для жителей рабочего посёлка: химический завод (тогда там трудились исключительно карбидчики) потребовал ограничить подачу электроэнергии в жилую часть. Электричество включали на три часа утром, на четыре часа вечером + на четыре часа ближе к ночи. Тех, кто рискнёт допустить перерасход (например, включит электроплитку) — ждал крупный штраф.
64 года с основания в декабре отпразднует чепецкая спортшкола № 1. Её сформировали в декабре 1957 года при школе № 4. Собственное здание, манеж на проспекте Кирова, спортивная школа получила в 1970 году.
Сданы первые в Чепецке девятиэтажки по проекту, вдохновлённому сигаретной пачкой (это крутая история!). Речь идёт о
Пробежимся по важным событиям в заводской жизни, приуроченным к декабрю. В 1949 году на химзаводе получили первый в СССР промышленный гексафторид урана. Эта часть производства атомной отрасли, оставшаяся для нашего города в прошлом. Некоторое время чепецкий завод был единственным поставщиком этого сырья для нужд атомной отрасли.
А вот наследие тех времён останется с Чепецком надолго — почти полмиллиона тонн радиоактивных отходов в нескольких хранилищах + загрязнённые территории Елховки и озера Просного.
Кстати, радиоактивное хозяйство перешло под крыло федерального оператора в декабре 2009 года. Нельзя сказать, что ведомство достигло абсолютного результата. Это не афишируется, но на заболоченной территории близ третьей секции могильника без труда находятся выходы на поверхность радионуклидов.
В конце 1949 года в город командирован Борис Петрович Зверев, он станет главным инженером производства, и буквально — легендой.
В конце 1973 года на новой промышленной площадке забита первая свая при строительстве ЗМУ. Она легла в основание корпуса № 570, где находился РМЗ КЧХК. С этого дня начинается минеральная эра в чепецкой химической отрасли. Спустя всего пять лет на предприятии получили первую партию аммиачной селитры, а четыре года спустя начался её полноценный промышленный выпуск.
В декабре 1981 года на заводе минеральных удобрений ввели в строй первый агрегат аммиака
В декабре 2009 году в цехе водоподготовки ЗМУ внедрена установка на основе обратного осмоса, позволяющая на порядок сократить образующиеся отходы. В то время она стала крупнейшей в Восточной Европе. А как запомнился момент, когда при презентации установки люди пили из неё воду!
Кстати, водное хозяйство ЗМУ — часть, которая претерпела фундаментальную модернизацию в последнее десятилетие. Дело касается вопросов водоподготовки и отказа от сбросов. Сейчас очищенные заводские стоки попадают в закрытый обменный водоём, который является резервным источником для производства. То есть куда сбросили, оттуда и забрали. Вложения в водное хозяйство регулярны. Например, в 2022 году «Уралхим» инвестирует в одну только эту составляющую 140 млн рублей.
Декабрь — день рождения сразу двух знаковых городских изданий. 90 лет назад вышел первый номер районной газеты «Просницкий колхозник» (впоследствии название трансформировалось в «Кировец», следуя за изменением районных границ). «Кировец» был главной городской газетой и пережил мрачную эпоху
28 лет назад в
В декабре 2003 года школа № 3 получила статус лицея, что оказалось грамотным решением и дало дополнительный импульс для развития образовательного учреждения.
Первую в новейшей истории крутую игровую площадку построили не на деньги города, не на средства предприятий и не по программе ППМИ. В 2008 году фонд фотомодели Натальи Водяновой сделал прекрасный подарок для маленьких жителей. Произошло это в декабре, который выдался таким же странным и тёплым. Пусть и по щиколотки в грязи, но новую площадку сразу облепила детвора. Это был шикарный подарок городу от известной модели Натальи Водяновой и первая современная площадка, построенная за много лет. Чтобы чадо могло поиграть в комфортном детском городке, приходилось проехать через весь город…
Появлялись площадки редко и дальше, а потому каждая стройка становилась важным событием. За шесть последних лет число детских и спортивных площадок увеличилось в разы и каждая последующая не становится таким событием, как первая.
Но, разумеется, стало событием полное обновление «Летучего корабля», прошедшее этим летом. Теперь это совершенное новое место для детского отдыха.
И ещё о детской и спортивной инфраструктуре. В декабре 2013 года в городском парке сдали детскую и спортивные площадки. Правда, заканчивать работы по благоустройству пришлось только весной следующего года, настолько велики были ошибки и недоделки (и часть вещей попросту развалилась).
Однако именно эти площадки положили начало восстановлению практически брошенного парка. Процесс этот, правда, в последние несколько лет затормозился. Да и сами площадки уже изрядно «устали».
Перейдём к совсем недавнему прошлому. В декабре 2016 года на проспекте Россия открылся первый супермаркет столь больших размеров — «Магнит Семейный». Его появление задало новый тренд на местном рынке деловой недвижимости. Именно район проспекта Россия стал считаться самым востребованным местом.
Большое событие для родителей
Грустное воспоминание. В конце 2018 года, несмотря не многочисленные и активные выступления горожан против, была закрыта молочная кухня. Учреждение, которое проработало практически 70 лет и имело безупречную по качеству продукцию. «Молочку» безосновательно (точнее — под немотивированным предлогом якобы требующейся модернизации) ликвидировали по решению Елены Савиной и Михаила Шинкарёва. Здание, кстати, с той поры простаивает. В этом главы тоже обманули чепчан.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Слово, обозначающее число 80, правильно пишется «восемьдесят». Мягкий знак сохраняется и в производных от этого числительного: «восемьдесят один», «восемьдесят два»…«восемьдесят девять», и др. Написание без разделения корней мягким знаком («восемдесят») – неправильное. Источник ошибок, помимо беграмотности, может быть, как вариант, в так называемом суржике: бездумном «впихивании» в язык слов того же значения из близкородственных языков. К примеру, по-белорусски то же число называется восемдзесят; по-болгарски осемдесет; подобно и в др. славянских языках. Если носитель того или другого языка, разговаривая по-русски, машинально выскажется по-своему, это не будет ошибкой. Но на родном языке нужно говорить и тем более писать согласно его строю, лексике и фонетике.
Грамматика
«Восемьдесят» – составное количественное числительное. Состоит из корней «Восемь-» и «-десят». Постановка ударения и разделение переносами восе́мь-де-сят. Родов, лиц и множественного числа не имеет; спрягается по падежам:
- Именительный – «во́семьдесят».
- Родительный – «восьми́десяти».
- Дательный – «восьми́десяти».
- Винительный – «во́семьдесят».
- Творительный – «восемью́десятью»; «восьмью́десятью» (сокр.).
- Предложный – «восьми́десяти».
Соответствующее порядковое к нему «восьмидесятый»; оно имеет три рода (мужской, женский, средний) в единственном и множественном числе. С простыми числительными «восемьдесят» может образовывать числительные более высокого порядка (производные: «восемьдесят четыре», «восемьдесят миллионов», и т.п. Пишется всегда слитно, так, как показано в списке падежей.
Значение
«Восемьдесят» означает «восемь десятков». Это выражение является единственным синонимом к данному слову и пишется раздельно. Гипонимов (синонимов расширенного значения) к тому и другому два: «число» и «числительное» (как часть речи).
Употребление
Современная грамматика не выделяет особых частей предложения, поскольку связная речь состоит из предложений (фраз, выражений, высказываний). К примеру, союзы и предлоги вне предложения вообще теряют смысл; наречие как часть речи в предложении всегда обстоятельство, и т.п. Что касается числительного «восемьдесят» и ему подобных, то в предложении они, по традиционной школьной грамматике, могут выступать подлежащими, дополнениями, определениями и обстоятельствами:
- «Беру пятьдесят». – «Восемьдесят пойдут со скидкой» – «К сожалению, наличности маловато» – подлежащее.
- «Французский академик Бернар Ле Бовье де Фонтенель месяца не дожил до ста лет, до последних своих мгновений сохранял бодрость духа и ясность ума, а будучи уже за восемьдесят, женился на восемнадцатилетней девушке» – обстоятельство времени.
- «Выплата по данному страховому случаю согласно вашего договора страхования составит восемьдесят тысяч рублей» – определение (сколько?) и дополнение (в какой валюте?) к подлежащему «выплата».
- «Судя по проискам жёлтой прессы, Мик Джаггер и в восемьдесят лет ещё не дойдёт до дряхлости» – определение (сколько именно лет?) и оно же обстоятельство степени (вместо «восемьдесят лет» можно вставить «на склоне лет» и т.п.).
Происхождение
Названия и написание числительных складывались во времена, когда математики ещё не додумались до буквенной символики и формул. Длилось это тысячелетиями; Европе до XV-XVI вв. До того все математические действия описывались словами. Это был сущий кошмар: на решение теперешней задачки для пятиклашек требовались многие страницы убористого текста. И не детектива, не любовного романа: чтобы понять суть трактата, его нужно было держать в голове целиком.
В долгом процессе происхождения числительных исходные слова испытывали многообразные влияния. Интересно было бы, к примеру, разобраться, откуда и как взялись «сорок» и «девяносто», но это уж совсем другие темы.
Что касается словесных обозначений чисел более 40, то ими оперировали немногие грамотеи, владевшие основами тогдашней математики. Ее неудобоваримую терминологию старались всё же хоть как-то упорядочить. Выражения типа <слово, обозначающее простое число> + «-десят» или «-дцать» означали умножение: «двадцать» = 2х10 = 20; «пятьдесят» = 5х10 = 50, и т.п. Просторечное сокращение «-дцать» пришло из низших слоёв общества, представители которых с большими числами и суммами сталкивались крайне редко.
Второй десяток
Позвольте, может спросить читатель, а как же «одиннадцать»…«девятнадцать»? Раз в них есть «на», так это и должно быть умножение!
Для нас, но не для наших отдалённых предков. Отвлечённое мышление возникло у людей не «всё вдруг», а развивалось постепенно. Его эволюция вряд ли уже окончена.
В Средние Века нужно было быть поистине гением тех времён, чтобы уразуметь, что значит y = Ax + B. Тогдашним крестьянам и горожанам, даже грамотным, таблица умножения представлялась чем-то вроде нынешних теории множеств или квантовой хромодинамики. Обиходный же счёт велся в раскладе на деньги (в привязке к денежным единицам) – чего уж конкретнее! Например, выражение «три денежки с рубля» значило 3%. Счётный десяток, чтобы отличать его от вещевого (предметного), зачастую именовался дешицей. Тогдашний торг мог выглядеть примерно так: «Три дешицы даю!» – «Мало. Накинь по две деньги на дцать, столкуемся!». То есть, продавец требовал надбавки в 20% (напомним, «дцать» – разговорное сокращение для счётного десятка). Итого, покупатель предлагал 30 (алтын, талеров, флоринов, и т.п.). Продавец просил дополнить каждый десяток монет до дюжины, и, соответственно, соглашался на конечную цену в 36 денежных единиц.
Не правда ли, после этого и школьные формулы выглядят не столь занудными? Будем надеяться, что и правильное написание русских числительных теперь не покажется таким уж сложным.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово: