Пять русских народных сказок

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: числа в сказкахруководитель проекта: клинникова н.в.участники проекта: дети группы журавушки, родители..муниципальное

«Числа в сказках» Руководитель проекта: Клинникова Н.В. Учас...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Числа в сказках» Руководитель проекта: Клинникова Н.В. Учас

    Описание слайда:

    «Числа в сказках»

    Руководитель проекта: Клинникова Н.В.
    Участники проекта: дети группы «Журавушки», родители..
    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
    Детский сад №1 «Аист»

  • 2 слайд

    Цель исследования:Изучение роли чисел в русских народных сказках

    Описание слайда:

    Цель исследования:
    Изучение роли чисел в русских народных сказках

  • 3 слайд

    Задачи исследования:проанализировать русских народных сказок; найти примеры

    Описание слайда:

    Задачи исследования:
    проанализировать русских народных сказок;
    найти примеры употребления чисел в русских народных сказках;
    проанализировать значение чисел в русских народных сказках.

  • 4 слайд

    Гипотеза: «Каждое число в русских народных сказках имеет свое

    Описание слайда:

    Гипотеза:
    «Каждое число в русских народных сказках имеет свое значение»

  • 5 слайд

    Актуальность: Вызвать интерес к математике через изучение значений чисел

    Описание слайда:

    Актуальность:
    Вызвать интерес к
    математике через изучение
    значений чисел в русском фольклоре

  • 6 слайд

    • «Три поросёнка» «Крошечка- Хаврошечка» • «Морозко» • «Гуси-лебе

    Описание слайда:

    •«Три поросёнка»
    «Крошечка- Хаврошечка»
    •«Морозко»
    •«Гуси-лебеди»
    •«Маша и три медведя»
    •«Царевна-лягушка»
    •«Колобок»
    •«Лиса, заяц и петух»
    •«Пузырь, соломинка и лапоть»
    •«Волк и семеро козлят»
    •«Елена Премудрая»
    •«Кощей Бессмертный»

  • 7 слайд

    . Результаты опроса «Какие числа встречаются в ру

    Описание слайда:

    .

    Результаты опроса
    «Какие числа встречаются в русских народных сказках?»
    5

  • 8 слайд

    Число 1Обозначает: -начало; -что-то единственное;  -нечто очень малое, но в

    Описание слайда:

    Число 1
    Обозначает:
    -начало;
    -что-то единственное; 
    -нечто очень малое, но в то же время
    очень существенное.

    Характерными чертами являются :
    -сила;
    -энергичность;
    -воля;
    -активность;
    -инициатива.

     Указывает:
    -на выбор (один из немногих);
    -на сиротство героя («один-одинёшенек»).

  • 9 слайд

    Число 2 Символ парности в сказках. В жизни всегда есть две противоположнос

    Описание слайда:

    Число 2

    Символ парности в сказках.
    В жизни всегда есть две
    противоположности:
    -добро и зло;
    -чёрное и белое;
    -тепло и холодно;
    -богатство и нищета.

  • 10 слайд

    Число 3Это магическое число, число удачи.Встречается очень часто: три жела

    Описание слайда:

    Число 3
    Это магическое число,
    число удачи.
    Встречается очень часто:
    три желания;
    три попытки;
    камень у трех дорог;
    три головы у чудища;
    у отца три сына или три дочери;
    три царства, которые надо пройти – медное,
    серебряное и золотое.

  • 11 слайд

    3х9=273х10=30

    Описание слайда:

    3х9=27
    3х10=30

  • 12 слайд

    Пять русских народных сказок

  • 13 слайд

    Число 4- символ 4 стихий;-четырёх сторон света; -четыре сезона.

    Описание слайда:

    Число 4
    — символ 4 стихий;
    -четырёх сторон света;
    -четыре сезона.
    Это порядок, завершенность, надежность, устойчивость и прочность.
    Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.

  • 14 слайд

    Число 5Считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и

    Описание слайда:

    Число 5
    Считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и самосовершенствование. Пятерка символизирует порядок и совершенство.

  • 15 слайд

    Число 7Обозначает положительные моменты жизни людей, считалось символом

    Описание слайда:

    Число 7
    Обозначает положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума

  • 16 слайд

    Пять русских народных сказок

  • 17 слайд

    Пять русских народных сказок

  • 18 слайд

    Вывод: В русских народных сказках часто встречаются числа 2, 3, 7, 12 . Чис

    Описание слайда:

    Вывод:
    В русских народных сказках часто встречаются числа 2, 3, 7, 12 .
    Числа в сказках используются для обозначения:
    — количества главных героев;
    — количества испытаний, которые должны пройти герои;
    количества предметов,
    — волшебных качеств, присущих предметам;
    расстояния до царства, в котором происходят сказочные события;
    — возраста героев.

  • 19 слайд

    Выставка рисунков.

    Описание слайда:

    Выставка рисунков.

  • 20 слайд

    Пять русских народных сказок

  • 21 слайд

    Развлечение «Мы играем, мы считаем.»

    Описание слайда:

    Развлечение «Мы играем, мы считаем.»

  • 22 слайд

    Мы считаем- мы играем.

    Описание слайда:

    Мы считаем- мы играем.

  • 23 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Пять русских народных сказок

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Пять русских народных сказок

  • Сейчас обучается 571 человек из 78 регионов

Пять русских народных сказок

  • Сейчас обучается 2916 человек из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект занятия по развитию речи. .Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»

  • ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА «УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА ЗИМУ ЗАПАСАЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей третьего года жизни по поликультурному воспитанию. Тема: «В гости к сказке».

  • ПОДДЕРЖКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ФГОС ДО

  • Презентация на тему: Интерактивная технология «Хоровод»

  • СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ «КРАСКИ ЛЕТА»

  • О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДОШКОЛЯТ «ОБИДНЫЕ СЛОВА»

  • КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457335 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».

Пять русских народных сказок

От теста – к куклам

Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.

Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

Начиналось все с тестопластики.

– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.

– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.

Пять русских народных сказок

С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.

Какие формы!

Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.

Пять русских народных сказок

– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.

Пять русских народных сказок

Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.

Пять русских народных сказок

Всех знаем в лицо

Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.

Пять русских народных сказок

Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.

Пять русских народных сказок

Сезон творчества

Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.

Пять русских народных сказок

– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.

Пять русских народных сказок

Пять русских народных сказок

Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.

– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.

У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.

Пять русских народных сказок

(Дети 5-7 лет)

Введение

“Сказки – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений”.

В. А. Сухомлинский.

“Сказка – великая духовная культура

народа, которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа”.

А.Н. Толстой.

Цель моей работы формирование у детей нравственных качества, обобщить первоначальные представления детей о сказках, воспитывающие у детей милосердие, умение помогать друг другу. Закреплять знания и представления о сказках; развивать коммуникативные навыки; создать благоприятный психологический климат в детском коллективе; побуждать детей к активному участию, развивать двигательную активность детей; Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др. Учить детей определять виды сказок. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: формирование у детей нравственных качеств.

Задачи: закреплять знания детей о сказках; продолжать формировать представления о добре и зле, воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь; развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать поступки сказочных героев; обогащать словарный запас, закреплять умения детей подбирать слова, противоположенные по смыслу (антонимы).

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам. Папка – передвижка «Сказки могут справляться с детским непослушанием». Стен – газета для родителей «Как воспитывать ребенка добрым?»

Материал: ноутбук, интерактивная доска или телевизор с большим экраном, письмо, волшебный сундук, ковёр, 4 мешочка, лопатка, ящик с землёй, семена тыквы.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо, а от кого мы сейчас узнаем.

(Читает письмо.)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам герои сказок из волшебного царства, тридевятого государства. Хорошо нам раньше жилось всем в сказочной стране, да вот случилась беда. Опять Баба-Яга житья никому не даёт, все сказки перепутала, сказочных героев заколдовала. Помогите нам, пожалуйста! Но, чтобы нас расколдовать, вы должны выполнить задания Бабы-Яги, которые она оставила на сказочной полян, в волшебном мешочке».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочным героям?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно попасть в сказку и выполнить все задания. Как вы думаете, мы справимся?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чём можно попасть в сказку?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Я кажется, придумала. У нас есть волшебный ковёр – самолет, на нём мы и отправимся в сказочное путешествие.

Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в дорогу.

(Приглашаю детей на ковер.)

Воспитатель: Ребята, но ковёр так просто не полетит. Нужно сказать волшебные слова. (Дети закрывают глаза.)

Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим!

Вот мы и попали в волшебную страну сказок.

(Сходим с ковра и присаживаемся на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на верное этот красивый мешочек на полянке, для нас оставила Баба-Яга. А давайте посмотрим, что в мешочке?

Задание 1.

Это загадки, послушайте и отгадайте их.

(Дети отгадывают загадки.)

Загадки:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)

По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка.)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк.)

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь.)

Серенький шарик под полом шарит. (Мышь.)

Воспитатель: Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные?

(Ответ детей.)

Воспитатель: Правильно, «Теремок»!

(Переходят к другой полянке.)

Задание 2

Воспитатель: Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети,

А вот как вы их знаете, хочет Баба-Яга у вас узнать.

Вопросы к детям:

Назовите русские народные сказки (дети называют сказки)

·«Колобок»

·«Волк и козлята»

·«Кот, петух и лиса»

·«Гуси – лебеди»

·«Снегурочка и лиса»

·«Теремок»

·«Маша и медведь»

·«Три медведя»

·И другие

Воспитатель:

Молодцы! Вот как много сказок вы знаете.

(Переходят к другой полянке.)

Задание 3

Отгадайте, о какой сказке идёт речь.

Дружно весело с охотой делали работу

Дед чего-то посадил

Долго он её растил

Выросла какая?

Дети. Выросла большая, пребольшая репка.

Воспитатель: В этой сказке есть дедуля

Бабушка и внучка

Вместе с ними жили кошка, мышка

И собака Жучка

Мирно жили, не было заботы

Дед один смог вытянуть репку?

Дети: Нет

Воспитатель: А вдвоём?

Дети: Нет

Воспитатель: Чья помощь потребовалась деду?

(Перечисляют остальных персонажей.)

А если бы они жили не дружно, не ста ли бы помогать друг другу. Смог ли бы дедушка вытянуть репку?

Дети: Нет

Воспитатель: А эти персонажи какой сказки?

Носик круглый пятачком

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек копытца

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки.

Дети. Три поросёнка.

Воспитатель. Почему поросята смогли победить злого волка?

Дети. Они были дружными.

Воспитатель: Вот ещё послушайте о ком в загадке говориться?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

Дети. Айболит.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему Айболит так заботился о животных и птицах.

Дети. Потому что он был добрым, внимательным и заботливым.

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Задание 4

Воспитатель: Как вы думаете интересно в стране сказок?

Дети: Да!

А может, мы вмести поиграем в сказку?

(Дети садятся на стулья.)

Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку.

А покажем мы вам сказку про «Репку».

Воспитатель:

Посидите тихо, детки,

Да послушайте про репку…

Сказка, может, и мала,

Но про важные дела.

Начинается как надо:

Жили-были дед да баба,

Внучка, Жучка, Мурка-кошка,

И в подполье Мышка-крошка.

 Прямо – деда огород,

Дальше – сказочка пойдет.

Выходит на сцену дед и встает рядом с домиком.

Воспитатель: Дедушка пришла пора красная,

Теплая, да ясная,

С новою заботою,

Собирайся, выходи в огород.

Дед берет лопату и встает возле ящика с землёй.

Воспитатель: дед посмотри как, землица хороша! Легкая да теплая! Пригодная для посадки репки?

(Дед, садит семечко в землю.)

Воспитатель: Долго ли, коротко ли дело делалось,

После дождика в четверг показался и росток.

И как в сказке то бывает,

Репка быстро вырастает.

До забора поднялась

Сладким соком налилась.

(Выходит Репка, показывает себя.) 

Воспитатель: Репка наша уважаемая в народе,

Растёт на огороде.

Вот и выросла большая,

До чего же хороша! 

Сладка и крепка,

Ох, не зря она Репка!

(Садится репка на пенек по центру.)

Дедушка выходит.

Воспитатель: Посмотри-ка дед!

Что такое, что же здесь случилось?

Ну и репка, вот какая!

Бабке отнеси скорее…

(Дед пытается выдернуть репку.)

Воспитатель: Нет, не сдвинуть даже с места!

Нужно бабку нам позвать.

(Дед завёт бабку.)

Дед: Бабка! Посмотри-ка, чудо то какое?

Воспитатель: Что бы время зря нам не терять –

Давай вместе будете вырывать!

 (Тянут, вытянуть не могут.)

Воспитатель: Баба, деда, эта репка вам не шутка

Позовите-ка скорей свою Машутку!

(Выбегает Маша.)

Баба: Становись за мной, тяни!

Воспитатель: Деда, может легче будет вам, если вместе на – раз, два, три тянуть?

Ну-ка, вместе – раз, два, три!

(Тянут, вытянуть не могут.)

Воспитатель: Ох! Не справиться вам я вижу, без собачки Жучки! Давайте вместе, позовем мы Жучку!

(Все вместе зовут собачку Жучку. Выбегает Жучка.)

Маша: Становись за мной, тяни!

(Тянут, вытянуть не могут.)

Воспитатель: Нет, не сдвинуть даже с места!

Вы бы вместе Кошку позвали!

(Вместе зовут кошку.)

 Вместе: Кошка!

(Выбегает кошка.)

Жучка: Становись за мной, тяни! 

(Тянут, вытянуть не могут.)

Воспитатель: Всё равно, ничего не получается!

Нужно Мышку вам ещё позвать!

Вместе зовут Мышку: Мышка!

(Выбегает мышка.)

Воспитатель: Еще разок, потом еще второй и третий!

(Вытягивают репку.)

Воспитатель:

Хоть большая репка,

Хоть сидела крепко,

Вместе репку, мы тащили

Только дружбой победили!!!

А вот и сказочки нашей пришел конец.

Вспоминайте вы и в преть,

Коль вместе вы за дело все возьметесь,

Своего всегда добьетесь!

Ходят сказочки по свету,

Чтобы их читали дети,

В сказках чтоб добру учились,

И как в доброй сказке жили.

Сказочки кончаются,

С детками прощаются.

Все задания от Бабы-Яги мы с вами выполнили и освободили сказочных героев.

И теперь, пора нам возвращаться из страны сказок в группу.

Давайте снова встанем на ковёр, скажем волшебные слова и полетим.

Вот мы и прилетели.

Ну, понравилось вам наше путешествие? Ребята, а за то что вы помогли нашим героям они оставили для вас сувениры в волшебном сундучке. Давайте посмотрим, что же в нем находиться?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №13 г. Йошкар-Олы»

Христианские мотивы

в русских народных сказках

исследовательская
работа

Выполнили:

ученики 5а класса

Егошин Максим,

Милина Анастасия.

Руководитель:

учитель русского
языка

и литературы

Ямайкина Т. В.

Йошкар-Ола

2016
год

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

Вековая мудрость русской сказки…………………………………………….3-6

Цель………………………………………………………………………………6

Задачи……………………………………………………………………………..6

Гипотеза………………………………………………………………………….6

Актуальность…………………………………………………………………….7

Практическая значимость………………………………………………………..7

2. Обзор литературы:

2.1. Христианские мотивы в русских народных
сказок………………………7

2.2. Мотивы смирения в сказке «Морозко»…………………………………..7-8

2.3. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»………………………………..8-9

2.4. Христианский смысл сказки
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»……..9

2.5. Христианский смысл сказки «Гуси-лебеди»……………………………..9-10

2.6. От «Заповедей блаженства» к логике
развития сказочного сюжета…..10-11

3. Заключение. Русская сказка-кладезь
духовности……………………………11

4. Библиография…………………………………………………………………..12

I. Введение. Вековая мудрость русской сказки.

Русские народные сказки мне рассказывает и читает моя прабабушка
перед сном. А ей их рассказывала её прабабушка.

Слушая русские сказки, я чувствую, что заключенная в них мудрость
исходит из глубины веков. Сказки очень разные: о царях и птицах, о солдатах и
ведьмах, о страданиях добрых людей, но неизменна в них победа добра над злом. И
от этого на душе становится тихо и радостно, и в эти моменты я чувствую, что
рядом со мною милостивый Господь.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и
богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело
значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда
важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в
русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с
помощью сказочных помощников — щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто
случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки
использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о
существовании в народной сказке противоречия — победы героя-дурачка,
«низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать
простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской
морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему
поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о
дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два
умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем
умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому
зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью,
а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного
и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что
он ждет своего часа, своего места.

Иван – древнееврейское имя (Yohanan — Бог милует), и пришло в русский
именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с
Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко
всем без исключения народам, принявшим крещение. Следовательно, имя Иван
подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки
про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили
дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то,
что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других — как
Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не
совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия.
Такими людьми в христианстве считались юродивые — умалишённые или увечные люди,
вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно
бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут
сознательно творить зло. Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как
с ним связан образ царевича? Царевич — сын царя. Царь – помазанник божий
(христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не
случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются
благородными, и совершающий их человек считается «благородным»
(благородное происхождение – из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич —
народный положительный герой.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое
отражение в народных сказках — соборность. Труд выступает не как повинность, а
как праздник. Соборность — единство дела, мысли, чувства — противостоит в русских
сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной,
прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной
и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и
пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как
жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности
отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив
добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.
Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес
наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом
определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить
в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает,
открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и
жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с
точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства
появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье
благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь
в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни
православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда
следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять
младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это
право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник — добрая сила по
отношению к герою, значит, и он должен благословить Даже Баба-Яга, выступая советчицей,
может сказать: «Поезжай с Богом!..»

Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует
перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью
даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с
обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился
на святые иконы, поклонился царю и вымолвил…». Герой отправляется в путь и,
если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей.
Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро
вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном
правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит,
«успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен
молиться.

Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую
норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма,
летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства».
Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали
они задать пир на весь крещеный мир» — то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки –
колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания
жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в
подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают
яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур,
звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда
герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем
ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский
конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того,
колокола эти – в церквях.

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним
следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее
образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось,
взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».

Важным христианским элементом является проявление героем жалости,
сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле
считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это
божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в
сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в
русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа
7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как
соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. В русских
поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»:
«Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один
ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

Цель:

Раскрытие христианских мотивов в русских народных сказках на
примере наиболее любимых нами произведений.

Задачи:

1.Изучить христианские традиции, законы, заповеди.

2.Прочитать русские народные сказки.

3. Проанализировать содержание сказок «Морозко»,
«Несмеяна-царевна» «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Гуси-лебеди».

4. Отобрать и оформить материал на тему «Христианские
мотивы в русских народных сказок.

Гипотеза:

 Нами было выдвинуто предположение, что в русских народных сказках
отражены христианские традиции, особенности народной духовной жизни,
нравственные ценности народа.

Актуальность:

Мудрость народных сказок, на наш взгляд, прежде всего заключается
в умении жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным,
честным и трудолюбивым. В условиях современной жизни, когда всё чаще мы
сталкиваемся с бездуховностью, необычайно возрастает роль русских народных
сказок в воспитании молодёжи  на христианских традициях, нравственных ценностях
народа.

Практическая значимость:

С данной исследовательской работой мы выступили на школьной
научно-практической конференции « Шаг в науку», на
VI Городских чтениях
«Православная книга а жизни человека» с целью духовного обогащения людей.

Мы хотим убедить слушателей в том, что русские народные сказки
дарят человеку незримые духовные богатства, помогают жить согласно христианским
заповедям, возрастать духовно.

II. Обзор литературы:

    2.1. Христианские мотивы в русских народных сказках.

Мотивы смирения  в сказке «Морозко»

Чему может научить мудрость народных сказок?
Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым,
смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования
ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло
наказано.

В известной сказке «Морозко» говорится о
девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и
лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала.
Мне кажется, что мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских
народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на
милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не
может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному,
как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она
там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая,
трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает,
на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес,
по мою душу грешную.

Мороз хотел её  заморозить, но полюбились ему её
умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и
незлобливостью. Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за
замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса
дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у
мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, сердце
которой полно грубости и злобы. Дерзко отвечает она Морозке и из-за этого
погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата
за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром
сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде».

Мачехина дочка была избалована и ничего не
делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не
согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только
трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой
сказки.

2.2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Подтверждение этому можно найти в другой сказке:
«Несмеяна-царевна», которая начинается необычными словами: «Как подумаешь, куда
велик Божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и
всех их презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и празднуют; живут
горемычные – и трудятся; каждому своя доля!»

Вот как говорится об этом в сказке: «В царских
палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна.
Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье. Всего много, всё есть,
чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце
её ничему не радовалось».

Значит, царевне чего-то не хватает, иная пища
нужна для души. Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный
работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела. Три года
он работал на хозяина и за это время заработал три копейки. Другой бы этими
деньгами дорожил, а работник, не колеблясь, отдал их мышке, сому и жуку.
Благодарные животные обеспечили этому человеку победу: помогли рассмешить
Несмеяну-царевну.

Вот, оказывается, чего не хватает человеческой
душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку
мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.

Народ понимал, что материальная сторона – далеко
не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы: «Злой
плачет от зависти, добрый от радости», «От радости кудри вьются, от печали
секутся», «Делай не ложью – всё выйдет по Божию».

2.3. Христианский смысл сказки «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»

  Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван –
крестьянский сын и Чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А. С.
Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы
наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие,
сострадание, соучастие, содействие.

Это богатырская сказка героического содержания на тему
мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с Чудом-юдом,
но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству
ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду,
он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет
крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится:
«Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в
битву с «Чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей
истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую
деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти
людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья.
Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и
бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать
его во время третьего боя. Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского
крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду
на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего.
Способность участия в беде другого, когда и самому — то тяжело, признается в
народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись
последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от
страданий — и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих,
стань на путь исправления – и Господь простит грехи твои.

                  2.4. Христианский смысл сказки
«Гуси – лебеди» 

  Сказка «Гуси – лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не
послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного – и наказал ее
Господь: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла
душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные
не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и
сливочки не едятся…» — Господь послал ей испытания. Осталась она одна – одинешенька.
Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала
и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы – Яги.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли
девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала
девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой – мышка помогла ей в трудную
минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у
которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко – заслонила
яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного
пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее
простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не
увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца
спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в
трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси
– лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе –
Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и
отец с матерью пришли».

Грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика
развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл
сказки.

​ 2.5. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

В сказках часто изображается много страданий и
много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и
сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости.

Логику развития сказочного сюжета помогают понять
изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной
проповеди Христом Спасителем:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царствие Небесное»

III.
Заключение. Русская сказка – кладезь духовности

Рассмотрев христианские мотивы в двух русских
народных сказках, выскажусь о современных западных сказках и мультфильмах.
После их просмотра на душе часто остаётся опустошенность и тоска. Это,
наверное, оттого, что герои их проявляют часто жестокость друг к другу,
немилосердие, непрощение, гордыню, ими часто движет стремление к славе и
наживе. И всё это преподносится как цель жизни.

Русские народные сказки, наоборот, дарят человеку
незримые духовные богатства. И я верю: пока рассказывают бабушки русские сказки
внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к
призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

IV. Библиография:

1. Литературный энциклопедический словарь / По общ. ред. В.М.
Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: «Советская энциклопедия», 1987 г.-680 с.

2.   Литература.5 кл.
Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч.Ч.1/авт.-сост. В. Я. Коровина и
др.-8-е изд.-М.: «Просвещение»,2007.-318с.

3.   Русские народные сказки. По изданиям А.Н.Афанасьева./
Составитель Н.И.Сазонов.-Йошкар-Ола,1993.-480с.

4.   Седов А. К.
Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.-55с.

5.  Трубецкой Е. Н.
Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной
сказке. – М.: «Лепта», 2000.-170с.

6.  Четвероевангелие.
Новый Завет. Псалтирь.- Библия для всех. Санкт-Петербург,1993.- Евангелие от
Матфея.-гл.5 «Нагорная проповедь. Заповеди блаженства»-с.4

  • Раб для пары рассказ
  • Пять лет как один день как пишется
  • Пушкин сказки и рассказы для детей
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке год написания
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях когда написана