Комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021-2022 учебный год, утвержденным Советом по вопросам проведения итогового сочинений Минпросвещения России, опубликовал Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), сообщает Минобрнауки Хакасии.
Напомним, успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачёт»/«незачёт». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные – 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021-2022 учебный год:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020-2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и другое.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце текущего года.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображённых событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинений Минпросвещения России.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Пресс-служба Рособрнадзора
Всё об итоговом сочинении 2020-2021
Традиционно, самым первым испытанием для 11-классников в 2020/2021-ом году будет итоговое сочинение по литературе, поэтому ученики школ, гимназий и лицеев уже сегодня спешат узнать, какие направления ФИПИ определит для данного испытания. Чтобы успешно сдать этот экзамен, выпускникам надо знать какие темы стоит проработать в первую очередь. Итак, давайте детальнее познакомимся с направлениями, возможными темами внутри направлений итогового сочинения 2020/2021.
Направления итогового сочинения 2020/2021
Итак, не будем тянуть кота за хвост и начнём с самого главного — с направлений итогового сочинения 2020/2021. Направления итогового сочинения 2020/2021 звучат следующим образом:
- Забвению не подлежит
- Я и другие
- Время перемен
- Разговор с собой
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Важно!
Внутри этих направлений миллионы тем. Темы будут даны на выбор на самом экзамене!
[свернуть]
Наверняка, названия направлений показались вам сложными, но на самом деле, если разобраться они не такие уж и сложные. Их объединяет одно – понимание того, что целью данных направлений является саморефлексия. Данные направления направлены на рефлексию внутри себя, на понимание каких-то своих взглядов, представлений, откуда эти взгляды берутся, каким образом они формируются, как это связано с действительностью, как влияет прогресс на человека, как мы влияем на общество и так далее. То есть все направления они вот так вот крутятся вокруг этой самой рефлексии, которой многим не хватает и не все одиннадцатиклассники способны это делать хорошо, поэтому давайте разбираться с тем, что представляет из себя каждое направление и какие могут быть темы. Что вообще писать и читать для этого направления.
Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события.
Разбор направлений
Направление №1. Забвению не подлежит
Это одно из самых простых направлений из всей пятерки направлений на 2020/2021 учебный год. Итак, что же это за направление, что от вас хотят здесь видеть? Это направление о событиях, которые просто невозможно забыть. То есть это какие-то исторические события, какие-то деятели культуры и науки, искусства, которые повлияли на ход истории.
Деятели, именами которых названы улицы в наших городах и т.д. То есть здесь вы можете использовать абсолютно любую литературу, чтобы привести примеры. ФИПИ акцентирует внимание на том, чтобы использовалась не только художественная литература, но и научная, публицистическая литература, а также мемуары. Всё это вы можете приводить в примеры.
Примерные темы:
- Какая личность может остаться в истории?
- Почему важно сохранять памятники культуры?
- Как вы понимаете фразу “рукописи не горят”?
- Какое влияние оказывают исторические события на человека?
- Почему важно помнить о подвигах своих соотечественников
Именно такие темы сочинений могут вам попасться на итоговом сочинении. По крайней мере, что-то похожее. Вы уже можете брать эти темы и практиковаться, пытаться писать итоговое сочинение. Если говорить о литературе, которую можно прочитать, то здесь можно использовать и классические произведения и неклассические, и современные и несовременные. Приведем примеры пяти произведений на это направление.
Примеры произведений:
- Л.Н.Толстой “Война и мир”
- Б.Полевой “Повесть о настоящем человеке”
- Б.Васильев “А зори здесь тихие”
- У.Айзексон “Стив Джобс”
- С.Моэм “Луна и грошь”
Произведение Л.Н.Толстого “Война и мир” про личности и историю. Конечно же это то, что нельзя забывать.
Следующее произведение Б.Полевого – “Повесть о настоящем человеке”. Это произведение про лётчика Маресьева, про человека, которого мы не забываем, потому что он совершил подвиг и который действительно существует в жизни.
Далее идёт произведение Б.Васильева “А зори здесь тихие“ про подвиг женщин на войне, который тоже сложно забыть.
Следующее произведение достаточно современное. Эта книга называется “Стив Джобс”. Она правда толстая, но вы можете её заменить на любую другую книгу про известную личность, про создателя той или иной компании. Вот на примере книги “Стив Джобс” вы можете рассказать про компанию, которая изменила мир, совершила какую-то революцию или про личность, которая совершила какую-то революцию в технике, медицине, еще в какой-то сфере.
Последнее произведение называется “Луна и грошь”. Это призведение про художника. Есть прототип этого художника – художник Поль Гоген. Здесь мы говорим об искусстве, которое тоже нельзя забыть.
Направление №2. Я и другие
Это направление про взаимоотношения абсолютно любого характера. Это могут быть межличностные отношения, это могут быть конфликты, это может быть отношения общества и себя, мироощущение себя внутри какой-либо социальной группы и т.д.
Примерные темы:
- Почему возникают межличностные конфликты
- Каких людей не принимает общество и почему?
- Как научиться понимать других?
- Как найти своё место в обществе?
- Должен ли человек прислушиваться к мнению окружающих?
Примеры произведений:
- Л.Н.Толстой “Анна Каренина”
- Л.Н.Толстой “Война и мир”
- А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
- И.С.Тургенев “Отцы и дети”
- А.С.Грибоедов “Горе от ума”
Что касается литературы, то в первую очередь рекомендуется произведение Л.Н.Толстого “Анна Каренина”. Здесь мы рассматриваем личность Анны Карениной, её взаимоотношения, её конфликты с обществом и на какой почве они произошли, почему это произошло.
Следующее произведение – это “Война и мир”. Вот у нас уже прослеживается универсальное произведение, которое в этом году очень сильно подходит под все направления. Здесь мы можем рассмотреть поиск жизненного пути Болконского, его мироощущение.
Следующее произведение – это “Евгений Онегин”. Здесь мы можем рассмотреть личность Онегина и его мироощущения внутри общества. Каким он себя ощущает, вписывается он в контекст общества или нет.
Еще одно произведение – “Отцы и дети”. Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова. Обязательно обратите на них внимание, обратите также отдельное внимание на личность Базарова, на то, что он продвигал, как он вписывался в контекст общества и его внутренние конфликты.
В произведении “Горе от ума” мы рассматриваем личность Чацкого и то, как он вписывается со своими внутренними конфликтами в общество и какие он строит взаимоотношения.
Направление №3. Время перемен
Это одно из самых важных направлений из всей пятерки, потому что в этом направлении от вас ждут рассуждений о меняющемся мире. То есть вы должны проанализировать причины и следствия этих изменений, рассказать какие изменения происходят в обществе, но при этом вам может попасться тема не только про изменения в обществе, но и внутри человека. Например, как меняет человека война, или как меняет человека технический прогресс. Какие появляются новые привычки, а какие уходят, и так далее.
Примерные темы:
- Зачем нужны перемены в обществе
- Почему перемены неизбежны?
- Как технический прогресс влияет на общество
- Почему люди боятся перемен?
- Как меняется человек в эпоху технических революций?
Примеры произведений:
- М.А.Булгаков “Собачье сердце”
- Ю.Н.Харарки “Sapiens: краткая история человечества”
- И.С.Тургенев “Отцы и дети”
- Айн Рэнд “Мы живые”
- Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”
В произведении “Собачье сердце” мы говорим о медицине, про пользу и вред прогресса. Здесь мы можем именно об этом порассуждать.
Следующее произведение современное. Оно достаточно содержательное, объёмное, но мы рекомендуем прочитать её не только тем, кто сдаёт итоговое сочинение. Это произведение – краткая история человечества. Там идёт рассказ о причинах тех или иных событий, то есть на краткой истории человечества мы понимаем почему произошли те или иные изменения и как люди на это реагировали, откуда у нас появились те или иные привычки.
Ещё одно произведение – “Отцы и дети”. Здесь мы можем рассмотреть конфликт Базарова и Кирсанова и сказать про изменения, то есть кто человек, который хочет изменить общество, а кто сопротивляется этому и провести параллель с современным миром.
Следующее произведение называется – “Мы живые” и это тоже не русская классика, но его тоже можно приводить в пример. Здесь идёт речь о послевоенной России и то, как герои как личности борются с тоталиторизмом в государстве. Здесь тоже мы говорим о столкновении и о том, каких перемен хотят герои этого произведения.
В следующем произведении “Преступление и наказание” мы рассматриваем изменение самого героя, то есть рассматриваем не изменения в мире как в предыдущих, а изменения внутри личности и прослеживаем эти изменения.
Направление №4. Разговор с собой
Следующее направление называется “Разговор с собой”. Это самое психологическое направление из всех пяти. Здесь выпускников просят поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Темы могут быть связаны с самоанализом, могут быть про совесть, про какие-то негативные проявления личности и характера, про поиск смысла жизни, про внутренние конфликты. Здесь вас просят осмыслить опыт других героев, которые непосредственно стремились познать себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, как-то поменяться. Здесь мы говорим о сильных и слабых сторонах характера и т.д.
Примерные темы:
- Что значит быть самим собой
- Что значит фраза жить по совести?
- Почему человеку важен смысл в жизни
- В чём заключается горе от ума
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека
Примеры произведений:
- А.С.Грибоедов “Горе от ума”
- Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”
- А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
- М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”
- И.С.Тургенев “Отцы и дети”
Первое произведение – “Горе от ума”. Здесь мы задаемся вопросом “В чём горе УМА Чацкого”, как он борется с этим внутренним конфликтом, какие у него внутренние противоречия с собой и миром, как он взаимодействует с людьми, что его побуждает взаимодействовать, т.е. в чём его внутренний конфликт.
Следующее произведение – это “Преступление и наказание”. Конечно же, здесь мы рассматриваем Раскольникова, еще также можно рассмотреть Соню Мармеладову и посмотреть в чём их внутренние конфликты. Как они с ними справляются, что им помогает, как они приходят к духовному просветлению.
Еще одно произведение – “Евгений Онегин”. Здесь мы рассматриваем Онегина, рассматриваем его психологию как героя, почему он так поступает, что этому способствует и так далее.
В произведении “Герой нашего времени” мы рассматриваем личность Печорина, рассматриваем кто он такой, что им движет, какие у него внутренние конфликты и так далее.
Следующее произведение “Отцы и дети”. Здесь мы рассматриваем Базарова, его внутренние конфликты
Направление №5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Данное направление можно назвать вторым по сложности после направления “Время перемен”. В данном направлении от экзаменуемого требуют осмысления духовных ценностей в современном мире. Выпускнику надо сравнить те ценности, которые были раньше и сравнить их с современными ценностями, с современными мыслями человека, с современными привычками человека, сходства и различия между современным поколением и предшествующими поколениями. Когда названия направлений были опубликованы на сайте ФИПИ, там также появился комментарий, что от экзаменуемых в этом направлении ждут примеры со%D 5D1еменных писателей и современных журналистов, которые рассуждают на похожую тематику. У человека, который выбирает это направление должен быть большой багаж знаний и эрудиция также должна быть на высоком уровне.
Примерные темы:
- В чём отличие современной молодежи от других поколений
- Важно ли читать книги в 21 веке?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен
- Какие ценности присущи современному человеку
Примеры произведений:
- Ю.Н.Харари “21 урок для 21 века”
- М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”
- И.С.Тургенев “Отцы и дети”
- М.Конграуз “Русский язык на грани нервного срыва”
- А.С.Грибоедов “Горе от ума”
Первое произведение – это “21 урок для 21 века”. Там рассматривается 21 проблема, 21 урок, который сейчас проходит современное поколение. Также там рассматриваются запросы современного общества. Книга достаточно сложна для прочтения, но она очень популярна.
Следующее произведение уже из классики. Это – “Герой нашего времени”. Здесь мы можем сравнить Печорина с современными персонажами, с современными характеристиками людей, с современными запросами.
То же самое мы можем сделать с произведением “Отцы и дети”.
Следующее произведение – современное. Оно называется – “Русский язык на грани нервного срыва”. Здесь мы говорим про изменения в русском языке, которые произошли под влиянием интернета. То есть такая тема у вас тоже может быть.
Последнее произведение – это “Горе от ума”. Оно тоже про поколение, и можно сравнить героя с сегодняшними проблемами.
Статья написана, базируясь на видеоуроках youtube-канала автора VikaMoroz
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
1 декабря выпускники напишут итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам предстоит порассуждать, опираясь на литературу, на одну из пяти предложенных тем. Они, кстати, станут известны на самом экзамене, до него можно ознакомиться только с направлениями. Писать работу юноши и девушки будут в своих школах. На сочинение (не менее 250 слов) отводится 3 часа 55 минут. Для тех, кто не получит «зачет» в декабре или кто не сможет прийти на сочинение по уважительной причине, предусмотрены резервные дни: 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Рассказываем, какие направления предложил ФИПИ выпускникам в этом году, на что рекомендует обратить внимание эксперт и какие блоги в соцсетях помогут подготовиться к сочинению.
Какие направления встретятся
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Это направление посвящено путешествиям, приключениям литературных героев и теме дороги в искусстве. ФИПИ уточняет: можно писать о пути не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, рассказать о духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Темы сочинений будут касаться опыта работы с технологическими новшествами и экологических проблем. Выпускники должны поразмышлять о влиянии прогресса на мир. Скорее всего, для этого направления подойдет современная публицистика: именно в ней отражены изменения в мире и актуальные проблемы.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Это направление посвящено юбилею Ф. М. Достоевского. Ученикам нужно поразмышлять о «преступлении» и «наказании» как социальных явлениях. Важно проанализировать поступки человека с правовой и этической точек зрения. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — лучший источник аргументов для этого направления.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Работая с этим направлением, можно рассказать о важных для вас произведениях искусства. Вы должны объяснить, что и почему вас впечатлило. Однако будьте внимательны: в качестве аргумента вы можете использовать только литературу. Даже если рассказываете о любимой опере, примеры должны быть взяты из художественных текстов, публицистики или из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление посвящено юбилею Н. А. Некрасова. Выпускникам нужно размышлять о понятиях «гражданин» и «справедливость». Ученики должны подумать, что такое общественная справедливость, в чем личная ответственность гражданина и как можно устранить социальные пороки. Для аргументации позиции подойдет поэзия Н. А. Некрасова, а также философская и политическая литература.
Мы попросили прокомментировать направления и дать рекомендации по подготовке репетитора по русскому языку и литературе, магистра ЮФУ Татьяну Ивановну Иванчу.
Вот, что она сказала:
— На мой взгляд, направления изменились в лучшую сторону: стали менее абстрактными и более глубокими. Они поднимают интересные темы для размышления. Радует, что ребятам даётся больше свободы для творчества и самовыражения. Аргументация не ограничивается литературой, в этом году гораздо больше возможностей для опоры на жизненный опыт, четвертое направление тому подтверждение. Я не могу выделить самое «сложное» и «легкое» направление: все не самые простые и требуют глубокого осмысления. Сложность в том, что для некоторых тем у ребят не хватает должного жизненного опыта, об этом мы говорим каждый год. Но есть опыт читательский. Ко всем направлениям хорошо подходят произведения русской и зарубежной классики, в каждом из них можно найти темы, которые даются в итоговом сочинении. Возможно, возникнут сложности с третьим направлением, где темы будут связаны с технологиями и развитием, но, если постараться, то и их можно отыскать в классической литературе. Всем известные мировые антиутопии, произведения М. А. Булгакова тому подтверждение. Я рекомендую начинать готовиться сейчас: просмотреть предлагаемые списки литературы, выбрать для себя подходящие произведения и повторить их, ознакомиться с композицией сочинения. В идеале постараться написать работы по каждому из направлений, чтобы точно быть готовым к 1 декабря. В любом случае это интересный процесс, нужно воспринимать его не только как подготовку к очередному экзамену, но и как познание себя, самосовершенствование. Вам даётся возможность высказаться на такие темы, о которых вы, может быть, даже не задумывались. Вы сможете познакомиться с новыми интересными произведениями. Всё в ваших руках!
5 блогов, которые помогут подготовиться к сочинению
Сложно прочитать рекомендуемую литературу для каждого направления, особенно если вы не открывали книги класса с пятого. В таком случае стоит выбрать одно направление и разобрать его. Собрали Youtube-каналы и TikTok-аккаунты, в которых преподаватели приводят готовые аргументы и разбирают краткие содержания произведений.
Ляйсан Хутова на своем канале разбирает каждое направление итогового сочинения 2021/ 2022. Девушка делится советами и объясняет, какие произведения лучше использовать. Также преподавательница рассказывает о малоизвестных авторах коротких рассказов. Каждую неделю Ляйсан проводит прямые эфиры, на которых вместе с учениками пишет сочинения.
2) МОГУ.ЕГЭ
Екатерина Меняева рассказывает о каждом направлении итогового сочинения и приводит книги для аргументации. Самое полезное на канале — пересказ произведений: педагог обращает внимание на детали, которые понадобятся на сочинении. Также Екатерина приводит конкретные примеры тем.
3) Новый русский!
Галина (Николаевна), так девушка представляется в Инстаграме, разбирает структуру сочинения и поясняет критерии оценивания. Также репетитор рассказывает, как подобрать аргументы из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина ко всем направлениям. Когда времени до экзамена остается мало, универсальные небольшие произведения спасают выпускников.
4) Viktoria mood
Виктория рассказывает, что лучше прочитать для определенных тем и направлений. Однако она не пересказывает произведения, поэтому стоит начинать знакомиться с ними уже сейчас. Большой плюс канала — Виктория подробно разбирает направления и объясняет, как приводить аргументы.
5) Yan_ozhegov
Ян Ожегов, преподаватель в TikTok, разбирает короткие произведения и учит придумывать универсальные аргументы. Если совсем нет времени на чтение, короткие ролики вам помогут. Ян приводит готовые части сюжета под каждый тезис, что помогает быстро и легко запоминать сюжеты произведений.
Теперь, когда вы разобрались в направлениях и знаете, где искать аргументы, легко справитесь с подготовкой. Вы можете послушать краткие содержания и пересказы — это поможет. Если же прочитаете произведение полностью, будете готовы на все 100 и сможете успешно сдать другие экзамены.
Читайте про ИС также:
— Как прошло итоговое сочинение в прошлом году: 5uglov.ru/post/16757
— Что учителя по русскому языку и литературе думают об итоговом сочинении: 5uglov.ru/post/16753
— Ресурсы для подготовки к итоговому сочинению: 5uglov.ru/post/16505