Всего найдено: 30
Здравствуйте! Как правильно «Сорок один с половиной балл» или «сорок один с половиной балла«? И почему?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: сорок один балл с половиной; сорок один и пять десятых балла.
Здравствуйте. «Девять целых пять десятых балла» или «девять целых пять десятых баллов»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант.
Здравствуйте! В каких случаях употребляем слово балла или баллов? Например, 9,9 баллов или балла?
Ответ справочной службы русского языка
Если речь идет о дробных числительных, то с ними всегда используется форма единственного числа родительного падежа: 9,9 балла, 3/4 балла и т. д.
Здравствуйте! Скажите, верно ли расставлены запятые? Любовью к поэзии Баха обожгло еще в юности. Тогда казалось, он питается не картофельным супом и квашеной капустой, а одними лишь балладами и гимнами. Казалось, ими же сможет накормить и всех вокруг, потому и стал учителем. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
См.: https://totaldict.ru/dictants/uchitel-slovesnosti/
Как правильно — 1,26 балла или баллов?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант.
Здравствуйте. Слитно или раздельно следует писать: При пяти штрафных баллах тест будет считаться (не)сданным. (Не)пристегнутый ремень безопасности, центральный замок — (не)надежная защита. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Во всех трех случаях слова с не следует писать слитно.
Как правильно сказать: «первые заработанные восемь и семь БАЛЛОВ» или «первые заработанные восемь и семь БАЛЛА«? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Имеется в виду семь баллов или семь десятых балла? Если второй вариант, тогда верно: первые заработанные восемь целых и семь десятых балла.
Дополните, пожалуйста, ответ на вопрос 285910. Существуют названия музыкальных произведений, где кавычки не нужны: Десятая симфония Баха, Вторая баллада Шопена, Сюита № 3. Одновременно есть симфония «Юпитер», соната «Аппассионата». Почему же название части произведения Адажио должно заключаться в кавычки?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ дополнен.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно баЛЛьная оценка поставщика или баЛьная оценка поставщика? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Оценка в баллах называется балльной.
В романе Гончарова «Обыкновенная история» Петр Иванович говорит: » — тебе хотелось от друга такой же комедии, какую разыграли, говорят, в древности вот эти два дурака …? как их? что один еще остался в залоге, пока друг его съездил повидаться … «
Подскажите как пониматься фразу «один еще остался в залоге» и что за «два дурака» на которых делается ссылка?
Ответ справочной службы русского языка
Речь идет о балладе Шиллера «Порука» (1798), повествующей о том, как приговоренный к казни Дамон умолил отсрочить ее на три дня, чтобы выдать замуж сестру, а его друг Пифиас согласился пробыть эти дни в тюрьме в качестве заложника. Препятствия, задержавшие Дамона, едва не стоили его другу жизни. Потрясенный силой дружбы тиран Дионисий (историческое лицо — Дионисий Старший, тиран сиракузский; 406—367 гг. до н. э.) прощает Дамона, прося друзей включить его третьим в их союз.
См. примечания к роману в: Гончаров И. А. Обыкновенная история: Роман в двух частях // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997—… Т. 1. Обыкновенная история. Стихотворения. Повести и очерки. Публицистика, 1832—1848. — 1997.
Добрый день! Вчера задала вопрос, ответа, к сожалению, не получила. Помогите, пожалуйста, сама не смогла разобраться: склоняется ли фамилия Балла? — Учится у Джакомо Балла (ы). Выступает вместе с Джакомо Балла (ой, ом)?
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Все фамилии, кончающиеся на неударное а после согласных, склоняются по первому склонению: Рибера — Риберы, Рибере, Риберу, Риберой, Сенека — Сенеки и т.д.; так же склоняются Кафка, Спиноза, Сметана, Петрарка, Куросава, Глинка, Дейнека, Гулыга, Олеша, Нагнибеда, Окуджава и др. Все такие фамилии, независимо от происхождения, являются морфологически членимыми в русском языке, т. е. в них выделяется окончание -а.
Верно: учится у Джакомо Баллы, выступает с Джакомо Баллой.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, если после цифры следует запятая (т.е. дробная часть) всегда к числу указываем балла, а не баллов?
Например: 0,12 балла или 2,1 балла.
Ответ справочной службы русского языка
Да, существительным управляет дробная часть: 0,12 балла, 2,1 балла (читаем: двенадцать сотых балла, одна десятая балла).
Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в следующем вопросе. Если состояние пути оценивается баллами, то как правильно говорить и писать: «Путь нулевой балльности» или «Путь с нулевой балльностью»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта возможны.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где должен стоять знак сноски: до вопросительного знака или после (поясняется только слово Ленора): …осуществляя как бы новую версию немецкой баллады о Леноре¹?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Знак сноски ставится после вопросительного знака.
Некоторые кафедры благодаря этому бонусному баллу смогли выполнить критерий только из-за этого бонусного балла.
нужно ли выделить запятыми «благодаря этому бонусному баллу»?
Ответ справочной службы русского языка
Обособление факультативно.
Проклова Елизавета Алексеевна
17.11.2021.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест-зачёт направлен на проверку знаний по орфографии.
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- 4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
- 2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
- 3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
- 4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
- 5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.
- 2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
- 3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
- 4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.
- 2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
- 3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
- 5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
- 2) РАНО (встать) — в суффиксах наречий пишется -Н-.
- 3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) (детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
- 2) (книги) КУПЛЕНЫ — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.
- 3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
- 4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.
- 5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) ЦИРКУЛЬ — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
- 2) ПРЕГРАДИТЬ (путь) — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
- 3) КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
- 4) РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
- 5) ДРУЖОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- 3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- 4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
- 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) (рыба) ПО-ИСПАНСКИ — в наречии приставка ПО- пишется через дефис, потому что слово оканчивается на суффикс -И.
- 2) ЗАПЕРЕТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
- 3) СЛОЖИТЬ (оружие) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
- 4) ПОДЫГРАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы.
- 5) ПЯТЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Варианты ответов
- 1) РАСЦАРАПАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
- 2) РАСКЛЕИВШИЙ (страницы) — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
- 3) ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
- 4) НЕВЗРАЧНЫЙ — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
- 5) (осталось) ПОЛЧАСА — слова с ПОЛ- всегда пишутся слитно.
Автор скрыт
09.04.2021.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Задание 5 ОГЭ по русскому языку. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
- РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от согласных в конце корня.
- СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед йотированной гласной
- РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе причастия пишется, если оно образовано от глагола 2 спряжения
- ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед йотированной гласной после приставки на согласную.
- ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.
- ПРИСКАКАТЬ — правописание чередующейся гласной зависит от суффикса а
- СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
- РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.
- (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения, после шипящего буква Ь не пишется.
- (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса — И.
- СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова необходимо проверить подбором однокоренного слова
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
- ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
- БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы
- ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.
- ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.
- БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
- ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.
- НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце наречий пишется
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ПРЕВРАТНЫЙ (смысл) — правописание приставки ПРЕ- в этом слове необходимо запомнить.
- НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
- ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.
- ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.
- ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- спортсмены БОРЮТСЯ – в окончании глагола I спряжения пишется Ю
- ДИАГНОСТИКА – безударная гласная корня А не проверяется, так как слово является словарным
- РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому пишется буква И
- ЛОМАНАЯ (учеником парта) — в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН
- НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием, имеющим зависимое слово, пишется раздельно
- В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е
- ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-
- КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О
- МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется
- ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с -НН-, пишется две Н
- НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых дано верное написание выделенного слова.
Варианты ответов
- НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное страдательное причастие с приставкой НЕ- пишется слитно
- ПО-НЕМЕЦКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
- ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце буква Е
- СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С
Добрый день. Принимаем на работу сотрудника (1986 г.р.). У него нет трудовой книжки. Надо ли заводить?
Составить и распечатать трудовой договор по готовому шаблону
geomech
244 523 балла, г. Ростовская область
Добрый день,
Цитата (smv_mars):то вы заводите ему ЭТК
Как по-вашему выглядит эта ЭТК?
Невозможно «завести ЭТК».
В Трудовом законодательстве нет такого понятия — ЭТК.
Сведения в электронном виде ведутся всем работникам без исключения (ст. 66.1 ТК)
Цитата (Инга Баландина):Принимаем на работу сотрудника (1986 г.р.). У него нет трудовой книжки. Надо ли заводить?
С трудом верится. конечно, что в 35 лет сотрудник впервые устраивается на работу, но всякое бывает, подобные вопросы осуждали:
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=681444
Эксперт Бухонлайна согласен
Эксперт Бухонлайна согласен
geomech
244 523 балла, г. Ростовская область
geomech, smv_mars, спасибо большое за ответы! Я сомневалась из-за возраста работника. Тогда бумажную не заводим, просто подаем сведения в ПФР. Дополнительно надо какое-то заявление брать у сотрудника?
Заполнить и сдать СЗВ‑ТД через интернет
geomech
244 523 балла, г. Ростовская область
Цитата (Инга Баландина):Я сомневалась из-за возраста работника. Тогда бумажную не заводим, просто подаем сведения в ПФР. Дополнительно надо какое-то заявление брать у сотрудника?
Я вам предложила ссылку на обсуждение по подобному вопросу (мое первое сообщение), прочтите, там ответы на все ваши вопросы.
Добрый день.
Цитата (Инга Баландина):Я сомневалась из-за возраста работника. Тогда бумажную не заводим
Правильно сомневались.
Попросите предоставить СТД-ПФР. Свою просьбу обоснуйте тем, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 65 ТК РФ).
Если в СТД-ПФР не будет сведений о трудовой деятельности, бумажную трудовую книжку не заводите.
А если будут, то требуйте от работника написать объяснительную о причинах отсутствия трудовой книжки и заводите бумажную.
Эксперт Бухонлайна согласен
Sveto4Divny, спасибо за ответ. А как он предъявит СТД-ПФР, если он не работал? Или он должен в ПФР запросить?
geomech, спасибо большое. Изучаю.
Цитата (Инга Баландина):А как он предъявит СТД-ПФР, если он не работал?
Если он не работал, он не может предъявить СТД-Р, который формирует работодатель. А СТД-ПФР формирует ПФР.
Цитата (Инга Баландина):Или он должен в ПФР запросить?
Да, конечно. Можно обратиться лично в ПФР или МФЦ, можно запросить через личный кабинет физ. лица в ПФР или через портал Госуслуг.
Заполняйте накладные, акты, счета‑фактуры и ведите бухгалтерию ИП
Sveto4Divny, спасибо большое.
Добрый день!
Статья на этом сайте ПФР таки и называется «Электронная трудовая книжка (ЭТК) и её преимущества»
Там, в каждом предложении фигурирует понятие «Электронная трудовая книжка».
Так что, объяснять работникам, что ЭТК не существует весьма сложно.
Надо просто всё время пояснять, что ЭТК существует только в цифровом виде и только в базе у ПФР. Именно так они тоже объясняют, что такое ЭТК.
Поэтому давайте не спорить о терминах, а давать советы по существу.
А по существу получается так.
Если человек приходит устраиваться в первый раз, и у него нет трудовой книжки, мы её ему и не заводим. Только электронную в электронном виде в базах ПФР.
Если приходит возрастной человек и заявляет, что трудовой книжки у него никогда не было, попросите его указать это в заявлении о приёме на работу. И я считаю, что на этом «расследование» его биографии достаточно. Вы не несёте ответственность за «чистоту помыслов» претендента на вакантную должность.
Если из ПФР приходит Вам сообщение, что этот работник параллельно работает в другой организации и тоже, как по основному месту работы, вызываете работника и требуете с него письменных объяснений. И дальше с руководителем решаете. что с ним делать — увольнять или переводить на условия совместительства…
Другого варианта «сообщения» от ПФР я придумать не могу… ?
Так что, всех вновь поступивших, независимо от возраста, просите писать в заявлении, что до поступления к Вам на работу трудового стажа не имел.
Кстати, в моей трудовой книжке первые записи о работе сделаны в 16 лет. Так что, возраст — не показатель ?
Успехов!
geomech
244 523 балла, г. Ростовская область
Цитата (Александр Погребс):Статья на этом сайте ПФР таки и называется «Электронная трудовая книжка (ЭТК) и её преимущества»
Там, в каждом предложении фигурирует понятие «Электронная трудовая книжка».
Так что, объяснять работникам, что ЭТК не существует весьма сложно.
Так мы тут не работникам поясняем.
Цитата (Александр Погребс): Именно так они тоже объясняют, что такое ЭТК.
Во и зря они придумали такое название, которого нет в законодательстве. На мой взгляд, это только сбивает начинающих бухгалтеров/кадровиков. На форуме уже не раз встречался вопрос от коллег: Как завести ЭТК? Считая, что это определенный документ, который надо формировать и заполнять. А некоторые в 1С ищут ЭТК.
От сюда и поправки-не из вредности, а дабы не вводить коллег в заблуждение.
Почему с 1 марта 2022 года университетам больше не нужно будет собирать по сто килограммов бумаг для госаккредитации? А что нужно? Как готовиться? Все о новых правилах госаккредитации, а также о том, как изменится ЕГЭ и сколько контрольных вправе проводить школа, в интервью «Российской газете» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
Среди критериев госаккредитации — доля выпускников, нашедших работу в течение года после диплома.
Доверие с проверкой
…С 1 марта вступают в силу поправки в Закон «Об образовании в РФ» в части госаккредитации образовательных учреждений. Это серьезный шаг вперед — к открытости и сокращению бумажной волокиты, которая так всем надоела. Аккредитация становится бессрочной, причем не только для вузов — новые требования будут и к колледжам, и к школам.
Кто получит аккредитацию «автоматом» и навсегда? У вузов с действующей аккредитацией с 1 марта 2022 года она автоматически переходит в разряд бессрочных. А со дня на день должно выйти еще одно постановление: более 50 университетов, чья аккредитация заканчивается после 1 января 2022 года, получат продление по 1 марта, чтобы потом автоматически войти в ранг бессрочно аккредитованных.
Но расслабляться все равно не стоит. Бессрочная аккредитация не означает отсутствие проверок. Те университеты, у которых аккредитация уже есть, ждет мониторинг — в мае 2023 года. Пока проводить мониторинг планируется раз в два года. Дата будет известна заранее.
…Всего в мониторинге восемь показателей. Все показатели, за исключением двух, «стоят» 10 баллов. Доля преподавателей с ученой степенью и преподавателей-практиков — по 20. Абсолютный результат — 110 баллов. Но, набрав уже 70, вуз может выдохнуть и продолжать работу. Сегодня самый важный показатель для вуза — качество подготовки студентов. Не бумаги, не количество лабораторий или квадратных метров. Все это и так отслеживается мониторингом минобрнауки. Главное, чтобы данные были достоверными, чтобы их нельзя было подменить формальной «распиской», и — минимум бумаг.
Альтернативой ЕГЭ может стать цифровое портфолио школьника
…Если вуз не набирает нужного количества баллов, то он попадает в зону контроля. И тут будут проверки, где тоже важно соответствие аккредитационным показателям. Их всего два, и главный — доля студентов, выполнивших 70 и более заданий диагностической работы. И по двум пунктам необходимо набрать 60 баллов. Будет выборка среди студентов не младше второго курса. Вузы будут знать об этом заранее, то есть никто не приедет «вдруг». Важно: оценивают не студентов, они не будут получать зачет или оценку по итогам этих работ. Общую оценку получит вуз и конкретное направление подготовки.
Не одним Единым
…Как будет проходить ЕГЭ в 2022 году? Действие антиковидного постановления правительства, устанавливающее особый график, не продлено, поэтому пока настраиваемся на плановое проведение экзаменов. У нас два года не было весенней досрочной волны ЕГЭ, сейчас она стоит в расписании — с 21 марта по 18 апреля, включая резервные дни. Основной период экзаменов — как обычно, с 26 мая по 2 июля. Просьба, в первую очередь к родителям, сильно не переживать. Если мы поймем, что ситуация меняется, то быстро сможем все переформатировать. Если весной будет сильное ухудшение эпидемиологической обстановки, то примем решение о переносе весенней волны. И учителя, и школьники уже научились соблюдать необходимые меры безопасности.
…Практически уверен: к 2030 году значительно вырастет роль портфолио. Класса с шестого ребята уже будут «копить» свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия — волонтерство, занятия спортом, творчеством, достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения. С развитием электронных баз и цифровых ресурсов у ребенка через 5-10 лет будет возможность формировать свой цифровой след достижений. Сейчас это интересует, по сути, только учеников 9-11-х классов: они активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, потому что это поможет при поступлении в вуз. Все соревнования, где участвуют более младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с 6-го класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ. Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения — учебные и нет — суммированы в один «файл». Нам эта идея кажется перспективной.
Анзор Музаев: Контрольные должны быть двух видов — ВПР и те, что проводят учителя по учебному плану. Фото: Константин Завражин
…И вузы, и минобрнауки должны увидеть готовый «продукт» или хотя бы апробированный прототип такого портфолио. Подчеркну: туда должны входить не только творческие, спортивные и другие внешкольные успехи, но и знания по предметам. Все достижения должны быть зафиксированы только в определенных центрах, которым доверяет минобрнауки, минпросвещения, Рособрнадзор, минкультуры, Росмолодежь и т.д., и верифицированы. Достижения должны быть значимыми. Это непростая задача, но в любом случае рано или поздно мы к этому придем.
Гонка за пятеркой
…Все регионы получили рекомендации Рособрнадзора о необходимости сократить число контрольных работ в школах. Есть и поручение Госсовета об этом. В течение следующего года мы проведем на эту тему широкомасштабный мониторинг. Будут большие выборки школ, мы проанализируем количество контрольных работ по каждому предмету. И на основании этого материала, возможно, выйдет несколько нормативных правовых актов, которые будут уже не рекомендацией, как сейчас, а требованием.
…Почему число контрольных в школах зашкаливает? Считают, что во всем виноваты ВПР, что перегрузка — от них. Но на поверку оказалось, что во многих школах сегодня любую контрольную начали называть всероссийской проверочной работой. Зачем, непонятно: то ли нужно на детей и родителей нагнать «важности», то ли просто удобно. Я сам с этим столкнулся, когда год назад дочка-третьеклассница вернулась из школы и сообщила, что они будут писать ВПР. Для сведения: всероссийские проверочные работы проводятся с 4-го класса.
…Кроме того, в последние годы и муниципалитеты начали «спускать» в школы какие-то свои придуманные контрольные, якобы для мониторинга. Учителя в аврале и шоке от такого количества заданий, конечно, начинали проводить «подготовительные» контрольные. А чтобы они выполнялись лучше, задавать на дом побольше. Просто «гонка вооружений» какая-то!
…Теперь мы будем строго следить за тем, чтобы в регионах не множили сущности: все данные по всероссийским проверочным работам там есть. Никаких дополнительных мониторингов не нужно. И контрольные работы в школах должны быть всего двух видов: та, которую проводит в рамках своего учебного плана учитель, и всероссийская проверочная работа. Все.
…Как будут проходить ВПР в этом году? Расписание уже утверждено — работы будут писать в период с 1 марта по 20 мая. Методические рекомендации о том, как будут проводиться ВПР в этом учебном году, мы уже направили в регионы. Их количество сокращено практически в три раза. Больше никаких повальных контрольных. Две обязательные работы — по русскому языку и математике и две — по случайному выбору. Предметы школа узнает только за пару дней, чтобы не было «натаскиваний».