Путеводный клубок в сказках

Другие персонажицарь строгий, командует сыновьями.старший и средний сыновья царя.их жны подражали василисе премудрой.мамки-няньки служанки василисы премудрой.старичок

Другие персонажи

  • Царь — строгий, командует сыновьями.
  • Старший и средний сыновья царя.
  • Их жёны — подражали Василисе Премудрой.
  • Мамки-няньки — служанки Василисы Премудрой.
  • Старичок — помог Ивану-царевичу, дав ему путеводный клубочек.
  • Баба-яга — сказала Ивану-царевичу где искать пропавшую жену.
  • Кощей Бессмертный — злодей, который похитил Василису Премудрую.
  • Медведь, селезень, заяц, щука — эти животные помогли царевичу справиться с Кощеем.

Конспект урока «Сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

5 класс

Тема.

Сказки. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

Цель

:

  • дать понятие о сказке как жанре фольклора, познакомить с основными видами сказок; выявить основную идею сказки «Царевна-лягушка»;
  • формировать навыки работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения и художественного пересказа;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование:

иллюстрации к сказке; фрагмент мультфильма «Царевна-лягушка» режиссёра Михаила Цехановского, «Союзмультфильм», 1954 г.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Работа со статьёй учебника «Русские сказки», с.28-31, часть 1 учебника.

3.Анализ содержания сказки.

Лексическая работа.

— Объясните значения слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить, дивиться, снарядиться.

Беседа.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— О чём эта сказка? Назовите её героев.

— Кто из героев вам более всего понравился и почему?

— Что вы знаете об этих героях?

Иван-царевич –

один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).

Василиса Премудрая –

персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

— Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).

— К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?

III. Закрепление изученного.

1.Композиция волшебной сказки.

2.Беседа.

— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? (У каждой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки не было. Необычайные ситуации и положения – особые приметы любой сказки).

— Где нашли невест старшие братья?

— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

— Почему царь не стал противиться этому браку?

— Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть».

— Что мы можем сказать о героине?

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны (Василиса Премудрая)? Почему? (Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека).

— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»? (Эти строчки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта).

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Этим преувеличением подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

— В чём истинная красота героини сказки?

— Как царевич оценил работу Василисы? (В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство Василисы, но и умение царевича оценить это мастерство).

— Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в наш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

— Какой предстаёт Василиса в сцене пира? (Просмотр фрагмента мультипликационного фильма).

— Почему царь трижды испытывает невесток? (Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода происходит с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближённые, в третий раз – весь народ).

— Обратимся к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка». Чья картина вам больше понравилась? Почему?

— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? (С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Увидев же жену красавицей, он решил положить конец своим мучениям. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он смог полюбить лишь её внешнюю красоту).

— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой? (Герой убеждён, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он ещё недостоин).

— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— О чём свидетельствует гипербола «… две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

— Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Кощей Бессмертный». Кто такой Кащей Бессмертный?

Кащей (Кощей) Бессмертный –

отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым. Вода сообщает ему сверхъестественную силу.

Кто подсказал герою, как расправиться с Кащеем? Кто такая Баба Яга?

Баба Яга

– персонаж восточных и западных славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой высоким частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? (Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив яйцо, можно положить конец жизни Кащея. Даже в сказках людям трудно бороться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращали жизнь этого существа очень надёжным способом: зло раздавливалось в зародыше).

IV. Подведение итогов урока.

— О чём сказка «Царевна-лягушка»? (Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачёнными помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает).

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? (В образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить справедливый и счастливый мир).

V. Домашнее задание.

1.Прочитать сказку «Чего на свете не бывает?», с.42-45, часть 1.

2.Групповое задание: нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к рисункам, оформить выставку рисунков.

3.Инд.задание: подготовить художественный пересказ бытовых сказок «Барин и мужик», «Барин и собака».

3

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

История персонажа

Много ли вы знаете сказок, сюжет которых был известен уже много сотен лет назад? Царевна-лягушка – персонаж, популярный среди народов Причерноморья и Приазовья. Археологи находят упоминания о ней на артефактах 5-3 в до н.э., добытых в скифских курганах. Сказочный персонаж, словно мифологический герой, воспевался древним населением и запечатлен мастерами той эпохи. Насколько реальна легенда о Царевне-лягушке, можно только догадываться. Вся правда о ней известна древним племенам, восхищавшимся фантастическим созданием.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Главные герои

В этой волшебной сказке двое главных героев и несколько второстепенных: в том числе говорящие человеческим голосом животные. Каждый из центральных персонажей проходит своё испытание, совершает чудесные или героические поступки.

Удалой молодец Иван-царевич

Иван-царевич — один из самых популярных персонажей русских сказок. Здесь он младший из трёх царских сыновей, которые беспрекословно подчиняются отцовской воле.

Характеристика Ивана-царевича:

  • верный;
  • добрый;
  • отважный;
  • покладистый;
  • скромный;
  • тихий.

Когда батюшка велит сыновьям жениться, каждый пускает стрелу и с её помощью находит себе невесту. Иван ищет свою наречённую дольше всех, а когда видит стрелу в лапках лягушки-квакушки, хочет уйти. Его реакция понятна, но у сказки иная логика.

Иван вынужден жениться на лягушке. Он терпеливо сносит насмешки братьев и невесток и ни в чём не упрекает свою необычную супругу. Однако хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. После того как жена Ивана лучше всех справилась с заданиями царя, стало ясно, что братьям в жёны достались неумёхи. Какое испытание царь ни устроит, они с ними не справлялись.

Позже становится ясно, что роль всеобщего посмешища далась Ивану нелегко. Всё это время он был несчастен, просто смирился со своей горькой долей. Но как только увидел истинный облик супруги, то сразу решил сжечь ненавистную шкурку. Не подумал, не посоветовался и в результате совершил плохой поступок и потерял любимую.

Чтобы её вернуть, Ивану предстоит отправиться за тридевять земель, за тридевять морей. За время поисков он изнашивает три пары железных сапог и съедает три железных хлеба. Народное воображение сделало их железными, чтобы показать, что герой преодолел невероятно длинный путь.

По дороге он встречает разных зверей и сначала хочет их убить, чтобы утолить голод. Однако животные молят Ивана-царевича о пощаде, и он их отпускает. За этот хороший поступок царевич позже получает вознаграждение.

Находчивая красавица Василиса Премудрая

Как зовут царевну-лягушку, Иван узнаёт далеко не сразу. Главная героиня сказки — девушка-оборотень. Она превзошла отца в хитрости, мудрости и колдовской науке, за что тот и превратил её на три года в лягушку.

Описание в сказке человеческого облика Василисы Премудрой: такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

​Имя Василиса означает «царственная», что говорит о знатном происхождении Василисы Премудрой. Она дочь царя-чародея Кощея Бессмертного и превосходит другие женские персонажи сказки не только умом и красотой, но и статусом.

Невесты и жёны в русских сказках часто умнее своих женихов и мужей, не стала исключением и Василиса. К тому же она искусница, мастерица. В одном варианте сказки Василиса Премудрая выполняет задания царя с помощью мамок-нянек, в другом — посредством волшебства.

Основные черты её характера:

  • верность;
  • заботливость;
  • мудрость;
  • решительность;
  • терпение.

Василиса — положительная «сильная» героиня. В образе царевны-лягушки воплотился эстетический и нравственный идеал женщины в русской народной сказке. Писатель Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из самых совершенных образов, рождённых фантазией славянского народа.

Сочинение на тему «Любимый герой сказки «Царевна Лягушка»

Вариант 1

Сказка «Царевна-Лягушка» — поучительная история о том, что нельзя оценивать людей только по внешности, что любовь побеждает все плохое. В этой сказке мне больше всего нравится самая загадочная героиня – Царевна-Лягушка, которая меняет свой гадкий облик лягушки на прекрасную Василису.

Иван-Царевич не понимает, что его стрела помогла ему выбрать самую добрую и трудолюбивую девушку. Сначала лягушка вызывает брезгливые чувства у окружающих, но её упорство, мудрость и заботливость помогают понять Ивану, как ему повезло с женой. Ведь Царевна-Лягушка единственная из невесток смогла преодолеть все испытания, которые назначил отец Царевича.

На примере Царевны-Лягушки понимаешь, что признание, любовь и внимание окружающих можно заслужить только хорошими поступками и умением. Главная героиня сказки учить нас терпению и скромности. Нельзя людей оценивать только по внешнему виду или одежде, иногда под отталкивающей маской и простотой может скрываться удивительный человек с внутренней красотой и добрым сердцем.

Жены двух старших братьев оказались привлекательными и одевались богато, однако не справились с заданиями Царя, да ещё глумились над Царевной-Лягушкой. Она не обозлилась на людей, которые насмехались над уродством зеленого и скользкого болотного существа, не осудила Ивана за поджог лягушачьей шкуры. Девушка прошла все испытания достойно, своей любовью она вдохновила Ивана на совершение подвига. Он смог спасти свою любимую жену от рук Кощея.

Вариант 2

И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.

Мне очень нравится читать сказки, которые учат чему-нибудь хорошему. В сказке “Царевна-лягушка” есть положительные герои и отрицательные персонажи. Мой любимый персонаж – это Царь. Он является отцом трех сыновей. Это очень трудно воспитать хороших людей, когда они живут в богатстве. Но, Царь-отец всеми возможными способами стремится вырастить из своих сыновей достойных людей.

Когда царевичи стали достаточно взрослыми, отец понимает, что пора их женить. Когда человек женится, он становится более ответственным. Царевичи должны обзавестись семьями и начать самостоятельную жизнь. Перед Царем стоит важная задача: найти хороших жен своим сыновьям. Как же это лучше сделать? Ведь необходимо, чтобы девушки понравились не только отцу, но и сыновьям.

Царь решает, что выбор должна сделать судьба. Он уверен, что стрелы, выпущенные из лука, достигнут правильной цели. Судьба поможет выбрать царевичам именно ту девушку, которая больше всего им подходит.

Так оно и получилось. Стрела старшего сына упала на боярский двор. Второй сын попадает стрелой во двор к купцу. А, младший – в болото к лягушке.

Царь – очень справедливый. Он не дает старшим невесткам унижать Царевну-лягушку. Но, он еще и требовательный человек. Ему не важно, что боярская и купеческая дочери не умеют сами готовить и ткать. Отец хочет, чтобы у его сыновей были трудолюбивые жены. Он поручает испечь хлеб и соткать ковер. Это самые необходимые умения, которыми должны были владеть женщины в то время.

Царь любит трудолюбивых людей и терпеть не может бездельников. Он хвалит Царевну-лягушку за ее мастерство, а боярыню и купчиху стыдит за их неумение.

Все эти поступки характеризуют Царя, как положительного героя, который хочет добра и счастья своим детям.

«Сказка — ложь, да в ней намек…» И если с этими поучительными историями все понятно, то в реальной жизни от неожиданных поворотов, испытаний никто не застрахован. Однако наша героиня — автор нескольких книг для детей Надежда МОИСЕЕВА — на собственном опыте убедилась, что настоящий герой в любой ситуации найдет выход и будет счастлив.

— Надежда Федоровна, расскажите, с чего и когда началась ваша любовь к литературе?

— Все свое детство я провела в селе Бариновка Самарской области. С малых лет была очень любознательной. Забиралась на стул и внимательно изучала приемник, хотела понять, где там сидят маленькие человечки, которые говорят и поют (улыбается). Родители работали в сфере медицины. Отец был фельдшером, а мама — акушеркой. Они много сил вкладывали в наше развитие. Книг в доме — не скажу что было много, да и в основном они были посвящены медицине. Из домашней профессиональной литературы мы еще детьми узнали про кесарево сечение, даже сами проводили такую операцию на кукле. Хорошо, что существовали библиотеки, куда мы часто ходили и читали.

Однажды я заявила, что буду писать книгу. О своем детстве. Подошла к делу серьезно: взяла псевдоним «Надежда Русская», собрала все чистые листы из тетрадей, сшила их вместе и начала писать. Конечно, эта книга так и не была закончена.

— В вашей недавно изданной замечательной книге «Азбука в стихах» сказано, что, переехав в Абакан, вы учились в педагогическом училище, а потом в Красноярском педагогическом институте. То есть, вся ваша профессиональная жизнь была связана с детьми?

— Все верно. В Абакан приехала с годовалой дочкой, затем здесь у меня родился сын. Семью сохранить не удалось, и все же я окончила Абаканское педагогическое училище, работая сначала няней, а затем воспитателем в детском саду, который вскоре пришлось оставить, так как зарплата была маленькой и не было никакой другой помощи. Длительное время работала на четырех работах: мыла полы, пела в дополнительном составе музыкального училища, была лифтером и разносила почту… Вышла второй раз замуж, и моя жизнь наладилась: окончила Красноярский пединститут и стала работать в школе. Сначала учителем географии, затем на базе школы № 20 был открыт впервые в Хакасии бизнес-класс. Затем Светлана Кривошеева пригласила меня работать в ее Институт бизнеса руководителем по развитию экономических программ в Хакасии. Вследствие этого я стала региональным представителем международной программы Junior Achievement («Достижения молодых»), адаптированной к российской системе образования. В школах Хакасии открывались экономические классы, и Институт бизнеса оказался тесно связан с этим.

В это время было выпущено мое учебно-методическое пособие «Сказки как средство экономического воспитания», которое было высоко оценено на московском конкурсе. Это пособие, в котором даются рекомендации, как известные сказки можно применить при обучении детей основам экономики. Книгу можно найти в Интернете в свободном доступе.

— Что же случилось потом? Как вы стали писать сказки?

— Стала заниматься репетиторством, чтобы больше внимания уделять внукам, а затем правнукам. Иногда прямо во время занятий придумывала стихи про спряжения, про то, как лучше запоминать буквы… Работала с одной девочкой, которая никак не могла запомнить буквы и, соответственно, не умела читать. Но с помощью стихов и зрительных образов букв она научилась.

А сказки… Они стали как путеводный клубок, помогающий найти дорогу во мраке. Заболевание глаз закрыло пути во все любимые дела: лыжи, велосипед, плавание, создание видеороликов и рукоделие. А я такой человек, что не могу сидеть без дела. И вот творческая деятельность — идеальное занятие. Тем более у меня накопилось множество историй из детства, которые хорошо подошли для сюжетов сказок.

— Сколько всего у вас таких историй на сегодняшний день?

— Кроме «Азбуки в стихах», готовятся новые книги: сказка «Лесовичок и его друзья», «Как я была маленькой», «Волшебная флейта», «Звуки и буквы» и «Песни-прибаутки для моей малютки»… Хочу сказать огромное спасибо своей семье за поддержку и помощь в этом деле. Внуки всегда с большим удовольствием слушают. Я очень благодарна за помощь и поддержку своим детям, внукам и Николаю Андреевичу Агафонову, который в 80 лет быстро освоил компьютер и теперь сам печатает мои произведения, которые я пока пишу от руки. В хорошую погоду мы вместе выходим в Преображенский парк, садимся на скамейку и редактируем мои тексты. Мы с Николаем Андреевичем перечитали всего Пушкина, Павла Бажова, Антона Чехова… Также было очень интересно узнать из книг личной библиотеки о великих шахматистах России и мира.

— Надежда Федоровна, вы уже упомянули, что ваши сказки — это истории из детства… Но на какие темы вы больше любите рассуждать?

— Тема дружбы, взаимовыручки… Истории о том, как важно соблюдать правила и не нарушать запреты родителей, чтобы не было неприятностей… В некоторых рассказах фигурируют и учителя. Например, есть история о том, как моя первая учительница Нина Макаровна Загвоздкина организовала из нас такой тимуровский отряд, и мы все вместе помогали бабушке. Рассказ «Половинка яблока» учит, или скорее подсказывает, как важно поступать честно по отношению к другу, и что ради него не жалко отдать и самое ценное. Не забывала и о родительской работе, о ледоколе, который как-то проходил мимо…

Вообще главные мои источники вдохновения — это не только личные воспоминания из детства, но и дети, с которыми
я работала. Всегда сердце переполняется радостью, когда есть возможность встретиться
с ними, поговорить, почитать им… Книги, свои истории я стараюсь писать так, чтобы они пришлись по душе и родителям. Ведь только от нас, от взрослых, зависит развитие, здоровье и счастье наших детей сейчас и в будущем.

— Что еще полезного, важного и интересно вы открыли для себя?

— Три года назад окончила онлайн-курсы по саморазвитию. Почти 17 лет пела в хоре Преображенского собора, вела занятия в воскресной школе… Очень ценно, когда человек развит по многим направлениям, и это сегодня напрямую работает на меня. Потеря зрения не мешает мне вязать, как прежде, пою в АДМ, активно веду общественную деятельность — как писатель, кстати, работаю на компьютере при помощи робота. А на пироги и вкусную кашу в горшочке моментально слетаются все родные. Жизнь продолжается. Есть чем заняться. Рядом друзья и близкие. И я желаю всем не терять себя в любой ситуации. Учитесь, дерзайте, живите счастливо!

— Как вы считаете, какую пользу детям приносят сказки?

— И родителям тоже. Прежде всего — развитие. В разных направлениях. Для детей это очень важно. Все охватить невозможно, да, наверное, и не нужно, но никогда не знаешь, как судьба повернется. Одна дверь закрывается, другая — открывается. Однако это не значит, что нужно ждать, когда появится возможность и время. Самое лучшее время — это сейчас. Пока я работала, то прекрасно успевала все, в том числе и писать.

Сейчас, с учетом того, как быстро меняется жизнь, а значит, и все остальное, дети как никогда нуждаются в поддержке. В совете, как грамотно расходовать деньги, как распоряжаться временем. Кроме того, детям необходимо усвоить такие понятия, как честь, совесть. Как семья должна складываться, как должны строиться отношения между мужем и женой, родителями и детьми… А чтобы малыши это усвоили, их родителям стоит также помнить, понимать и применять эти знания на практике.

— Надежда Федоровна, ваши истории от первого и до последнего слова пропитаны легкостью, ароматом веселого детства и мудрости! Спасибо вам большое за беседу. Желаю вдохновения, неиссякаемой энергии, новых интересных историй и здоровья.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ

20210413 vu tg sbscrb2

Ход занятия:

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в зал)

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Слайд №2.

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие (звучит волшебная музыка).

Слайд №3.

Дети, прогуливаясь по лесу, обнаруживают волшебный сундучок.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри (Дети открывают сундук, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она красивая! (Открывают, выясняется, что все страницы исчезли).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Слайд №4.

Баба Яга: (под музыку, входит в зал) Здравствуйте, ребятишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего ветра разбросать их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите! (уходит, фонограмма смеха).

Воспитатель: Но не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее почитать. Как же нам их найти? Кто укажет нам путь? Какие предметы из сказок помогают героям найти верную дорогу? (высказывание детей).

Воспитатель: Во многих русских сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Это волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница (достает из под елочки размотанный клубок).

Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Слайд №5.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь к потерянным страничкам из этой книги.

Слайд №6.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек покатился под музыку, к елочке, дети обнаруживают волшебный мешочек, в котором лежит игрушка лисы.

Слайд №7.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Правильно, волшебный мешочек, а внутри что-то есть. А что там, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Слайд №8.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её…

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).

Слайд №9.

Воспитатель: Давайте попробуем рассказать о лисе. В этом нам поможет такая схема. (педагог демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (педагог указывает картинки схемы) – это название животного. Вторая картинка – какого окраса животное? Третья картинка — какие части тела? Четвертая картинка – чем покрыто животное? Пятая картинка – какой голос? Шестая картинка – чем питается (хищное или травоядное)? Седьмая картинка – где жилище животного? Восьмая картинка – что делает в зимнее время (ложиться в спячку)? Девятая картинка – какую пользу приносит человеку? (Дети составляют рассказ о животном по схеме).

Слайд №10.

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! На этой страничке показаны сказки, в которых одним из героев была наша Лисичка – сестричка (ребята отгадывают сказки изображенные сказки).

Воспитатель: Давайте, мы с вами поищем, может где-нибудь, спрятаны оставшиеся страницы?

Проводится гимнастика для глаз: «Посмотри вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок»

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Дети подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите кто-то кричит «Помогите!». Только не пойму понять, кому нужна помощь?

Проводиться игра «Помогите!» предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

Слайд №11.

— «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»).

— «Помогите, я разбила яйцо — не простое, а золотое!» («Курочка ряба»).

Слайд №12.

— «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»).

— «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Слайд №13.

— «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»).

— «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»).

Слайд №14.

— «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»).

— «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).

Слайд №15.

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще одна страничка нашлась. Знаете, что там написано? Спасибо! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Слайд №16.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Слайд №17.

Физкультурная минутка «Сказки»

Вот мы ее посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать силу)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, появится еще одна страничка из книги.

Слайд №18.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет

(лиса)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

(волк)

Слайд №19.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки

(мышка)

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?

(заяц)

Слайд №20.

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его?

(медведь)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня.

(лягушка)

Слайд №21.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами отгадали животных. Все они герои одной всеми любимой сказки. Догадались, какой?

Дети: Теремок.

Слайд №22.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран. Вот у нас нашлась следующая страница! Мы почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находиться.

Слайд №23.

Воспитатель: На этот раз нам поможет сам Могучий ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его.

Проводиться дыхательная гимнастика «Ветерок».

Слайд №24.

Звучит фонограмма ветра в зал забегает Баба – яга.

Баба Яга: Ух, вы какие! Все-таки собрали странички из книги. Но у меня, осталось еще одна странички. И я вам ее просто так не отдам. Вы должны меня удивить, порадовать и поразить.

Слайд №25.

Воспитатель. Баба – Яга, а мы с ребятками знаем, чем тебя удивить и порадовать. Давай присаживайся поудобнее и смотри. А вам, ребята, предлагаю шапочки персонажей, покажите нам сказку «Теремок».

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка: Я лягушка-квакушка! Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать – песни распевать.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

Заяц:

Кто, в теремочке живет?

Кто, в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка! А ты кто?

Заяц: А я зайка-попрыгай-ка! Иди к нам жить!

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

Лиса:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка-попрыгай-ка! А ты кто?

Лиса: А я лисичка сестричка.

Заяц: Иди к нам жить!

Забралась лиса в теремок. Стали они теперь четверо жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

Волк:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка – попрыгай — ка!

Лиса: Я лисичка сестричка. А ты кто?

Волк: А я волк серый бочок!

Лиса: Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали они все вместе жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю медведь бредет,

У дверей остановился и ревет:

Медведь:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка – попрыгай-ка!

Лиса: Я лисичка сестричка.

Волк: Я волчок – серый бочок! А ты кто?

Медведь: А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь! Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались.

Воспитатель: Ну, что, Баба – Яга порадовали мы тебя!

Слайд №26.

Баба – Яга: Да, порадовали вы меня. Но превратить наши странички в настоящую книгу сказок поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: «Снуп, снап, снуре!» (Звуковой эффект на открывания).

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок. Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Каждый вечер будем с вами её читать. Вы у меня все молодцы. Вы самые большие любители русских народных сказок. (Воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка). Верить в сказку – это счастье. А тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит.

Баба Яга: Ребята, а я не с пустыми руками к вам пришла, хочу сделать вам подарок. (Достает из волшебного сундучка раскраски). А хотите, я вас на прощанье на своей метле прокачу до вашей группы?

Дети: Да.

Игра с Бабой Ягой в игру. Дети на метле улетают.

Оборудование: панно, магниты, сказочный герой – Буратино.

Демонстрационный материал: картинки с изображением «ключей» (Ключ — музыкальный знак; ключ — от двери; ключ — природный источник воды; ключ — гаечный ключ).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки — словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик). Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка). Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной).

Ход:

Воспитатель:

Это что за очень странный — человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой — деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину? Глупый, добрый…

Ответ детей: Буратино.

Воспитатель: Правильно ребята — Буратино.

Буратино: Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете? А вы случайно не находили здесь мой ключ?

Дети: Отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.

Воспитатель: Буратино, а какой ключ ты потерял?

Буратино: Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик — не знаю? Никто не рассказывал мне.

Воспитатель: Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик», про который говорит Буратино?

Дети: Нет, не встречали.

Воспитатель: Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи»?

Дети: Гаечный ключ.

Буратино: А что, разве бывают другие ключи? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать…

Воспитатель: Да, бывают. Это называется «многозначное слово». Слово одно, а значений много. Дети и Буратино, расскажите, какие бывают еще ключи, нам очень интересно.

Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.

Воспитатель:

Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отверну,

Он и может, если захочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Воспитатель: О каких ключах говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно (вешает картинки на магниты): дверной ключ, нотный (а по-другому он называется скрипичный), гаечный ключ. Но мы еще не все ключи рассмотрели. Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте: «О каком ключе в нем говориться»?

Скажи «Родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни причем.)

Дети: Ключ – это родник.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Конечно, это родник.

Вешает картинку.

Воспитатель: Вот сколько много значений у слова «ключ». Так какое это слово?

Дети: «Многозначное», потому что слово одно, а значений много.

Буратино: Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам, ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова. Машет рукой и уходит.

Воспитатель: Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ» — информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.

На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.

Путеводный клубок в сказках

Конспект занятия «Путешествие в сказку»

Цель: Закрепление знаний детей о русских сказках.

Задачи:

Образовательные:

— Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;

— Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план; подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;

— Закрепить навыки детей пересказа сказок;

— Расширить словарный запас;

— Закрепить название русских сказок.

Развивающие:

— Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

— Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

— Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.

Использование современных технологий:

— «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.

— Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В. Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики глаз, физминутка).

Оборудование: Сундучок, клубок ниток, волшебный мешочек, папка — имитация обложки книги, страницы, проектор, презентация занятия, шапочки зверей.

Предварительная работа:

— Чтение русских народных сказок.

— Рассматривание иллюстрации.

— Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

— Сюрпризный момент;

— Беседа;

— Ответы на вопросы;

— Обращение к опыту детей;

— Загадывание загадок;

— Педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

— Демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практические:

— Рассказ о животном по схеме;

— Решение проблемной ситуации;

— Поисковые действия;

— Драматизация сказки;

— Физминутка;

— Дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в зал)

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Слайд №2.

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие (звучит волшебная музыка).

Слайд №3.

Дети, прогуливаясь по лесу, обнаруживают волшебный сундучок.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри (Дети открывают сундук, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она красивая! (Открывают, выясняется, что все страницы исчезли).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Слайд №4.

Баба Яга: (под музыку, входит в зал) Здравствуйте, ребятишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего ветра разбросать их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите! (уходит, фонограмма смеха).

Воспитатель: Но не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее почитать. Как же нам их найти? Кто укажет нам путь? Какие предметы из сказок помогают героям найти верную дорогу? (высказывание детей).

Воспитатель: Во многих русских сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Это волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница (достает из под елочки размотанный клубок).

Воспитатель: Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Слайд №5.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь к потерянным страничкам из этой книги.

Слайд №6.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек покатился под музыку, к елочке, дети обнаруживают волшебный мешочек, в котором лежит игрушка лисы.

Слайд №7.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Правильно, волшебный мешочек, а внутри что-то есть. А что там, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Слайд №8.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её…

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).

Слайд №9.

Воспитатель: Давайте попробуем рассказать о лисе. В этом нам поможет такая схема. (педагог демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (педагог указывает картинки схемы) – это название животного. Вторая картинка – какого окраса животное? Третья картинка — какие части тела? Четвертая картинка – чем покрыто животное? Пятая картинка – какой голос? Шестая картинка – чем питается (хищное или травоядное)? Седьмая картинка – где жилище животного? Восьмая  картинка – что делает в зимнее время (ложиться в спячку)? Девятая картинка – какую пользу приносит человеку? (Дети составляют рассказ о животном по схеме).

Слайд №10.

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! На этой страничке показаны сказки, в которых одним из героев была наша Лисичка – сестричка (ребята отгадывают сказки изображенные сказки).

Воспитатель: Давайте, мы с вами поищем, может где-нибудь, спрятаны оставшиеся страницы?

Проводится гимнастика для глаз: «Посмотри вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок»

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Дети подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите кто-то кричит «Помогите!». Только не пойму понять, кому нужна помощь?

Проводиться игра «Помогите!» предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

Слайд №11.

— «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»).

— «Помогите, я разбила яйцо — не простое, а золотое!» («Курочка ряба»).

Слайд №12.

— «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»).

— «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Слайд №13.

— «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»).

— «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»).

Слайд №14.

— «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»).

— «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).

Слайд №15.

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще одна страничка нашлась. Знаете, что там написано? Спасибо! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Слайд №16.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Слайд №17.

Физкультурная минутка «Сказки»

Вот мы ее посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать силу)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, появится еще одна страничка из книги.

Слайд №18.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет

(лиса)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

(волк)

Слайд №19.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки

(мышка)

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?

(заяц)

Слайд №20.

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его?

(медведь)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня.

(лягушка)

Слайд №21.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами отгадали животных. Все они герои одной всеми любимой сказки. Догадались, какой?

Дети: Теремок.

Слайд №22.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран. Вот у нас нашлась следующая страница! Мы почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находиться.

Слайд №23.

Воспитатель: На этот раз нам поможет сам Могучий ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его.

Проводиться дыхательная гимнастика «Ветерок».

Слайд №24.

Звучит фонограмма ветра в зал забегает Баба – яга.

Баба Яга: Ух, вы какие! Все-таки собрали странички из книги. Но у меня, осталось еще одна странички. И я вам ее просто так не отдам. Вы должны меня удивить, порадовать и поразить.

Слайд №25.

Воспитатель. Баба – Яга, а мы с ребятками знаем, чем тебя удивить и порадовать. Давай присаживайся поудобнее и смотри. А вам, ребята, предлагаю шапочки персонажей, покажите нам сказку «Теремок».

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка: Я лягушка-квакушка! Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать – песни распевать.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

Заяц:

Кто, в теремочке живет?

Кто, в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка! А ты кто?

Заяц: А я зайка-попрыгай-ка! Иди к нам жить!

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

Лиса:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка-попрыгай-ка! А ты кто?

Лиса: А я лисичка сестричка.

Заяц: Иди к нам жить!

Забралась лиса в теремок. Стали они теперь четверо жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

Волк:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка – попрыгай — ка!

Лиса: Я лисичка сестричка. А ты кто?

Волк: А я волк серый бочок!

Лиса: Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали они все вместе жить-поживать — песни распевать:

Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю медведь бредет,

У дверей остановился и ревет:

Медведь:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка!

Лягушка: Я лягушка-квакушка!

Заяц: Я зайка – попрыгай-ка!

Лиса: Я лисичка сестричка.

Волк: Я волчок – серый бочок! А ты кто?

Медведь: А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь! Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались.

Воспитатель: Ну, что, Баба – Яга порадовали мы тебя!

Слайд №26.

Баба – Яга: Да, порадовали вы меня. Но превратить наши странички в настоящую книгу сказок поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: «Снуп, снап, снуре!» (Звуковой эффект на открывания).

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок. Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Каждый вечер будем с вами её читать. Вы у меня все молодцы. Вы самые большие любители русских народных сказок. (Воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка). Верить в сказку – это счастье. А тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит.

Баба Яга: Ребята, а я не с пустыми руками к вам пришла, хочу сделать вам подарок. (Достает из волшебного сундучка раскраски). А хотите, я вас на прощанье на своей метле прокачу до вашей группы?

Дети: Да.

Игра с Бабой Ягой в игру. Дети на метле улетают.

Оборудование: панно, магниты, сказочный герой – Буратино.

Демонстрационный материал: картинки с изображением «ключей» (Ключ — музыкальный знак; ключ — от двери; ключ — природный источник воды; ключ — гаечный ключ).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказки. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города. Путешествовать мы будем на ковре-самолете. Итак, мы летим на большом ковре; закрываем глаза, расправляем руки — словно крылья и отправляемся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы открываем глаза. И тогда мы окажемся в волшебной стране (дети встают на коврик). Звучит музыка из сказки «Буратино» (минусовка). Дети открывают глаза. Появляется Буратино (держит руки за спиной).

Ход:

Воспитатель:

Это что за очень странный — человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой — деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину? Глупый, добрый…

Ответ детей: Буратино.

Воспитатель: Правильно ребята — Буратино.

Буратино: Здравствуйте ребята, а что вы здесь делаете? А вы случайно не находили здесь мой ключ?

Дети: Отвечают, что прилетели на ковре-самолете в путешествие.

Воспитатель: Буратино, а какой ключ ты потерял?

Буратино: Далёко, далёко за морем. Стоит золотая стена. В стене той заветная дверца, за дверцей большая страна Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене, но где этот ключик — не знаю? Никто не рассказывал мне.

Воспитатель: Ребятишки, а вы не встречали «золотой ключик», про который говорит Буратино?

Дети: Нет, не встречали.

Воспитатель: Ребята и ты Буратино, а вы знаете, какие еще бывают «ключи»?

Дети: Гаечный ключ.

Буратино: А что, разве бывают другие ключи? Я таких и не знаю, но очень хочу узнать…

Воспитатель: Да, бывают. Это называется «многозначное слово». Слово одно, а значений много. Дети и Буратино, расскажите, какие бывают еще ключи, нам очень интересно.

Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.

Воспитатель:

Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отверну,

Он и  может, если захочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Воспитатель: О каких ключах говорится в этом стихотворении?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно (вешает картинки на магниты): дверной ключ, нотный (а по-другому он называется скрипичный), гаечный ключ. Но мы еще не все ключи рассмотрели. Сейчас сделаем физкультминутку и продолжим.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим. Послушайте стихотворение и отгадайте: «О каком ключе в нем говориться»?

Скажи «Родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни причем.)

Дети: Ключ – это родник.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Конечно, это родник.

Вешает картинку.

Воспитатель: Вот сколько много значений у слова «ключ». Так какое это слово?

Дети: «Многозначное», потому что слово одно, а значений много.

Буратино: Сколько много нового я узнал от вас. Спасибо большое вам и вам, ребята. Пойду я сейчас искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам еще раз, я хочу узнать еще и другие многозначные слова. Машет рукой и уходит.

Воспитатель: Ребята, еще есть одно значение, которое мы не можем посмотреть на картинке. Это «ключ» — информация, позволяющая расшифровать кроссворд или ответ на задание. А теперь прошу пройти на наш ковер-самолет и отправляемся обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.

На дальнейших занятиях полученная информация повторяется и закрепляется.

203358 5a4288065ce67

-75%

Сохранить у себя:

Путеводный клубок в сказках Конспект занятия по речевому развитию детей 4-5 лет «Путешествие в сказку» (26.95 KB)

  • Путанные ответы как пишется
  • Путевые заметки автор рассказа
  • Путаные мысли как пишется
  • Пусть тыщу булочек несут на день рождения к нам из какой сказки
  • Путанно как пишется н или нн