Путешествие в византию 6 класс сочинение

Цель: углубить знания традиций и культуры византии. научить выделять нравственно-эстетические ценности и выражать к ним свое отношение. 4. сравните описание

Цель: Углубить знания традиций и культуры Византии. Научить выделять нравственно-эстетические ценности и выражать к ним свое отношение.

4. Сравните описание собора у а и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

План урока

История возникновения города. План города.

На приеме у византийского императора.

Ипподром.

Храм Святой Софии.

Оборудование:

1) карта поздней Римской империи с обозначением Константинополя, границы раздела империи (395 г.);

2) план Константинополя (по образцу в учебнике Е.Агибаловой, Г.Донского, стр. 60). На большом листе бумаги либо меловой рисунок на доске;

3) контурная карта и контурный план Константинополя (раздаточный материал);

4) изображение городской стены (по образцу в учебнике Е.Агибаловой, Г.Донского, стр.60);

5) изображения кораблей;

6) иллюстрация «Внешний вид храма Св.Софии»;

7) возможные иллюстрации внутреннего убранства храма Св.Софии.

Опережающее домашнее задание:

а) учитель выбирает учеников, которые получают роли и будут помогать вести урок, – 7 человек: житель Константинополя, первый и второй послы, первый и второй зрители, Прокопий Кесарийский, архитектор;

б) весь класс отвечает на вопросы: когда и в связи с какими событиями Римская империя разделилась на две части? Кто основал столицу Восточной Римской империи и как она называлась? Что стало с западной частью Римской империи в V-VI вв.?

в) данный урок является завершающим в теме, потому что учащимся предлагается нарисовать иллюстрации, которые будут развешаны в классе и послужат дополнительным его оформлением.

Ход игрового занятия

Вводное слово учителя

Сегодня мы совершим «путешествие» в одну из самых блестящих столиц средневековой Европы, равных которой тогда, пожалуй, не было. В Константинополе сохранились многие римские традиции в строительстве, образе жизни, украшениях. Многое из того, что было разрушено на Западе, здесь продолжало успешно существовать и процветать, однако видоизменяясь под воздействием времени.

Столицей какого государства был Константинополь? Давайте, переместившись на машине времени в средневековье, спросим у людей того времени, где находится Византия.

Житель Константинополя: Увы, я не могу ответить на ваш вопрос, так как я не знаю государства с таким названием.

Учитель: Действительно, как же я забыл, ведь государства с таким названием никогда не было. Зато существовало «Ромейское царство», то есть Римская империя – единственная законная преемница Древнего Рима. Название «Византия» дали ему итальянские ученые эпохи Возрождения через много лет после того, как государство ромеев перестало существовать. Давайте попробуем спросить иначе: «Скажите, пожалуйста, где находится Ромейская империя?» (Этот вопрос можно адресовать также классу, так как ученики должны были повторить этот материал дома.)

Житель Константинополя (показывая на карте поздней Римской империи границы государства после раздела 395 г.): Империя ромеев стала самостоятельным государством в 395 г. после смерти римского императора Феодосия. Ее столицей является город Константинополь, основанный императором Константином.

Задание для учащихся

Нанесите на контурную карту границы Римской империи, границу раздела и города Рим и Константинополь.

Учитель: Как мы знаем из разных источников, слово «Византия» происходит от названия мегарской колонии Византии на европейском берегу пролива Босфор. Здесь 8 сентября 324 г. по повелению римского императора Константина I (324-327) был заложен город, получивший название Константинополь и ставший второй столицей Римской империи. Его строили семь лет. Рассказывают, что сам император с копьем в руке намечал границы будущего города. Когда идущие за ним приближенные вслух удивились обширности задуманного города, Константин им ответил: «Я пойду до тех пор, пока не остановится некто, идущий впереди меня!»

Но городу было суждено сыграть более значительную роль, чем, наверное, думал Константин. Он стал столицей одного из самых культурных, могущественных государств средневековья, просуществовавшего почти тысячелетие.

Житель Константинополя: Знаете, мы часто называем Константинополь «царицей городов», а иногда даже просто «Городом», и всем ясно, что имеется в виду именно столица, Константинополь.

Учитель (показывает на плане города): Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой – причудливо извитым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. Залив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы воспрепятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали в воду (прикрепляет на магнитах несколько кораблей в гавани). Император Константин, укрепив город мощными стенами (показывает на плане города), начал возведение Большого императорского дворца. При нем главная городская улица, пересекавшая многочисленные украшенные фонтанами площади, была вымощена камнем.

В 431 и 447 гг. были возведены новые городские стены. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров. За ним поднималась зубчатая стена, а дальше щетинился второй ряд стен и башен высотой в пятиэтажный дом. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров. Тогда же были созданы новые кварталы. По подсчетам ученых, уже в начале IV в. Константинополь насчитывал свыше 87 тысяч жителей. Город стремительно рос: в первой половине V в. здесь обитали уже 188 тысяч человек, а в первой половине VI в. – 375 тысяч жителей…

Задания для учащихся

1. Отметьте на плане Мраморное море, бухту Золотой Рог.

2. Нанесите на план линию крепостных стен.

3. Определите, в чем состояло выгодное географическое положение Константинополя.

Житель Константинополя: Ничего себе! Это же столько, сколько было в самом Риме! Но Константинополь не уступает ему – это город несравненной красоты, украшенный чудесными площадями, на которых помещены многочисленные статуи, роскошными храмами, портиками и всем, что только способны создать природа и искусство. На главной улице расположены не только лавки и торговые ряды, но также и учебные заведения. Константинополь, после того как он был провозглашен столицей государства, становится главным центром просвещения в империи. Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Тогда же в столице был основан университет.

Для обеспечения потребности города в воде (которой постоянно не хватало) был сооружен водопровод. Город окружен многочисленными поместьями. За крепостной стеной сразу же начинаются поля, оливковые сады и виноградники, принадлежащие горожанам, да и в городе, даже в самом Константинополе, жители занимаются сельским хозяйством на своих участках.

Давайте я покажу вам самые знаменитые достопримечательности города. Они находятся на центральной площади, которая называется – Августейон. Вокруг нее располагаются храм Святой Софии, ипподром и Большой императорский дворец (показывает на плане).

Вопросы и задания для учащихся

1. Вспомните и нарисуйте на полях устройство римского водопровода. Как он назывался?

2. Отметьте на плане центральную площадь города, храм Св.Софии, дворец, ипподром.

Учитель: Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать о том, как он выглядел, так как он не сохранился, но зато мы можем побывать на императорском приеме иностранных послов. Представьте себе великолепные залы дворца, украшенные лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. На стенах можно увидеть мозаики, росписи. Гигантские колонны из порфира или мрамора украшены наверху тонким каменным кружевом капителей…

Первый посол: Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове – золотой шлем с развевающимся красным султаном, у бедра – меч, а на плече – обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы – все как на подбор – гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных залов, роскошью одежд и оружия. Наконец нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась, и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки, и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

Второй посол: А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее – повыше, а вслед за тем – возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание… При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад, когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.

Вопросы для учащихся

1. Как вы думаете, о чем должен был свидетельствовать такой прием византийского императора? Что он хотел этим показать? 2. Удавалось ли ему достичь желаемого эффекта? 3. Можно ли было еще где-нибудь в Европе увидеть нечто подобное?

Житель Константинополя: А теперь давайте посмотрим, что происходило на ипподроме, потому что невозможно представить себе жизнь Константинополя без ипподрома. Он играет совершенно исключительную роль. Он представляет собою не только арену спортивных состязаний, он является в то же время центром всей общественной жизни. Здесь при огромном стечении народа происходят торжественные празднества, здесь после победной войны выставляются трофеи напоказ всем праздношатающимся и очень многочисленной городской бедноте, живущей на случайные заработки и государственные подачки. В этих случаях толпа, заполняющая ступени цирка, любуется грудами драгоценных камней, роскошными колесницами, дорогими вазами, а иногда золотыми тронами. С особенным любопытством рассматривают пленников-иноземцев. Народ в Константинополе, так же как и в Древнем Риме, требует хлеба и зрелищ, поэтому в угоду плебсу Юстиниан (и другие императоры) устраивает на ипподроме зрелища.

Первый зритель: Да, они длились обычно семь дней. Здесь устраивались поочередно: бег колесниц, охота на животных, борьба людей с дикими зверями, театральные представления, особенно комические и шутовские пантомимы, – словом, «всякие увеселения, которые могут усладить ум и глаза».

Обычно уже накануне представлений на ипподроме весь город был в волнении. А тем временем цирк приготовлялся к предстоящим зрелищам. Это огромное здание, около 450 метров в длину и 75 метров в ширину; оно вмещает более 30 тысяч зрителей.

Учитель: Московский стадион «Динамо» вмещает более 80 тысяч зрителей.

Первый зритель: Весь ипподром украшен чудесными статуями, вывезенными из Греции и Рима. В то время как над ареной растягивали пурпурные шелковые шатры для защиты от палящих лучей солнца, рассыпали по земле свежий песок, смешанный с благоухающим кедровым порошком и проверяли барьеры, за которыми должны были стоять соперники, ожидая сигнала к выезду, – толпы народа спешили занять лучшие места. На состязании всегда присутствовали император, высшие сановники, иностранные гости. Императрица не присутствовала в императорской ложе, так как этикет этого не позволял.

По цвету плащей, которые носят возничие цирка, все население Константинополя делится на партии «синих», «зеленых», «красных» и «белых». В эпоху Юстиниана симпатии болельщиков делились между «синими» и «зелеными». «Красными» и «белыми» интересовались мало.

Но вот император подает знак. Внизу под императорской ложей открывается четверо ворот, и из них вылетают четыре колесницы четырех цветов, запряженные каждая четверкой лошадей. «Надо удивляться тому неслыханному возбуждению, которое охватывало при этом зрелище умы присутствующих. Побеждает зеленый возничий – и одна часть народа в отчаянии; обгоняет синий – и тотчас половина города в крайнем огорчении. В этот момент забывается все – родные, друзья, божеские и человеческие законы, и думают только об одном – о победе своей партии».

После окончания бегов и провозглашения победителя начинается вторая часть программы: наступает очередь интермедий, пантомим, представлений с дрессированными животными, акробатических упражнений, клоунад.

Второй зритель: А вот послушайте одну историю и скажите, какое значение имел ипподром в жизни горожан. При постройке храма Св. Софии один собственник не соглашался уступить свой участок земли, необходимый для будущей постройки. Ему были предложены за участок огромные деньги – он отказался; тогда его заключили в тюрьму, но он упорно не соглашался. Потом его почти перестали кормить; он страдал от голода, но не жаловался и не уступал. Тогда городскому префекту пришла счастливая мысль – он попросил императора объявить повсеместно и даже по тюрьмам о предстоящих бегах на ипподроме, и это оказалось сильнее мужества заключенного: при мысли, что он не увидит зрелища, он уступил свой участок за дешевую цену.

Учитель: Мы слышали, что, кроме ипподрома и царского дворца, в Константинополе есть церковь необыкновенной красоты. Она настолько красива, что по ее образцу в Древнем Киеве, столице государства русов, наших предков, была построена такая же.

Житель Константинополя: Да, и ее строительство, а речь идет о храме Св. Софии, как ни странно, связано с ипподромом и его партиями.

Учитель: Неужели? Как же это произошло?

Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.): Я знаменитый историк ромейской державы Прокопий из Кесарии. В своих сочинениях я описал, как это произошло, и теперь расскажу вам.

Далеко не всегда посетители ипподрома приходили туда только для того, чтобы наслаждаться захватывающими зрелищами. Народные массы пользовались цирком и для того, чтобы предъявлять здесь свои требования императору. Партия «зеленых» в эпоху Юстиниана особенно активно выражала свое недовольство политикой правительства, так как во главе ее стояли крупные землевладельцы, преследуемые Юстинианом. Накоплявшееся недовольство «зеленых» однажды прорвалось…

«Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели мятеж, который получил название «Ника» («Побеждай»). Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую… И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров… Этот храм представлял чудесное зрелище – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом… Несказанной красотой славится он… Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в самом храме. Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С этой и другой стороны – две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением – золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая – для женщин… Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами».

Архитектор (показывает иллюстрации храма Св. Софии): Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда мы входим внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед нами развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром 31,5 метра. Длина храма 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов наш взор охватывает все это пространство целиком, и он кажется нам, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Некоторые части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором. Позднее, на протяжении IХ-ХIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей.

1. Какие выводы о мастерстве строителей можно сделать, посмотрев на храм Св. Софии?

2. Какие выводы о богатстве страны и императора можно сделать, рассмотрев драгоценные материалы, из которых построен храм?

Мы с вами рассмотрели наиболее грандиозные сооружения средневекового Константинополя. Но это не значит, что мы увидели весь город и поняли его жизнь.

Житель Константинополя: Действительно, завершая наше небольшое путешествие, хочу отметить, что в столице наряду с красотой и роскошью были многочисленные узкие и зловонные улицы, тесно застроенные высокими домами с десятками каморок, заселенных городской беднотой. Константинополь был заполнен голодным и нищим людом, не находившим для себя ни постоянного заработка, ни пропитания. В царственной столице рядом с дворцовой пышностью ютилась вопиющая нищета.

1. Как вы думаете, почему спустя многие века мы обращаем внимание именно на грандиозные сооружения и великие личности, но нам мало известно об обычных постройках, повседневной жизни простых людей, их бедах и проблемах?

2. Подумайте, почему в Византии в VI в., когда в Европе царил хаос завоеваний, нашествий, разрушались города, гибли массы людей, удавалось строить такие здания, поддерживать уровень культуры и порядок в стране?

3. Откуда брались средства для такого грандиозного строительства, как храм Св. Софии?

Задания для домашней работы (по выбору или по группам)

а) нарисуйте иллюстрации к вашему «путешествию» по Константинополю; прочитайте стихотворение О.Мандельштама «Айя-София» и ответьте на вопросы.

Айя-София – здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и акседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон – света торжество;

На парусах, под куполом четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

1. Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.

2. Какие особенности Софийского собора описывает автор?

3. Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?

4. Сравните описание собора у О.Мандельштама и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

б) напишите приключенческий рассказ на тему «Однажды в Константинополе…» (в рассказе опишите облик города, эпоху, о которой пойдет речь);

в) подберите материалы и напишите текст воображаемой экскурсии по храму Св. Софии, используя следующий план: история создания храма, его внешний вид и внутреннее убранство, оценки современников и ученых, дальнейшая судьба храма, его современное состояние.

А.КАШИНА, студентка исторического факультета Пермского университета

Путешествие в византию 6 класс сочинение

История Византийской империи начинается с 330 года. Тогда император Римской империи Константин перенёс столицу из Рима в город Византий, который позже будет называться Константинополем.

Этот город был выбран по разным причинам. Войны с варварами и внутренние конфликты не так сильно ослабили восточные земли, где находился Византий. Новая столица стояла на берегу пролива Босфор, откуда корабли могли легко выходить в Чёрное и Средиземное моря. Также на востоке имерии было распространено христианство, которое принял император. Теперь христианство станет основной культуры Византии. Константинополь вырос всего за шесть лет, с моря и суши его защищали мощные стены.

В 395 году Римская империя была разделена на Восточную (Византийскую) и Западную части. Но жители Византии по-прежнему называли себя ромеями (римлянами), новое государство – ромейской державой, а Константинополь – «Новым Римом».

В этот период Византийская империя охватывала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, земли в Крыму и на Кавказе.

Империя обладала большими ресурсами. Процветало земледелие, скотоводство, добывали железо, медь, олово, золото, серебро и квасцы. Из Египта привозили папирус. Благодаря наличию леса, мрамора и другого строительного камня, византийцы строили корабли.

В Византии было множество городов. В крупных городах (Константинополь, Алексадрия, Антиохия) жили до 300 тысяч человек. Большую часть населения империи составляли греки, но также были сирийцы, копты (египтяне, принявшие христианство), фракийцы, иллирийцы, грузины, армяне и арабы. В больших городах иудеи основывали свои общины. В 537 году был освящён собор Святой Софии.

Империя шла к своему расцвету, начавшемуся при императоре Юстиниане I (527—565). Юстиниан хотел восстановить единую Римскую империю, он завоевал государства варваров в Северной Африке, Италии и области Испании. «Кодекс Юстиниана» («Свод гражданского права») оказал влияние на развитие права в Европе.

Византия вела торговлю с Китаем и Индией. При императоре Юстиниане заняла лидирующие позиции в торговле с западными странами.

Расцвет империи держался на шаткой основе завоеваний Юстиниана. Он был кратковременным, начались войны с арабами и славянами. В 717 году арабы блокировали Константинополь. Византийцы сожгли арабский флот «греческим огнём» — смесью нефти и серы, огонь который не гасится водой. Сухопутная арабская армия не смогла выдержать необычно холодной зимы. И в 718 году арабы оставили Константинополь. В 740 году император Лев III, возглавлявший оборону Константинополя, нанёс арабам решающее поражение.

Но всё же византийские владения в Северной Африке и на Ближнем Востоке отошли восточным завоевателям. А на Балканах хозяевами стали славяне. Теперь в состав Византийской империи входили Малая Азия, области Греции и Пелопонесса, остров Крит и острова Эгейского моря.

Количество городов стало сокращаться, лишь Константинополь оставался крупным центром, в котором теперь жили всего 40 тысяч человек. Население становилось греко-славянским. Греческий язык вытеснял латинский в статусе государственного языка.

Обострялись отношения между императорской властью и церковью. В 730 году Лев III начал жестокое преследование почитателей икон. Иконы всех храмов уничтожались, их заменяли изображения креста и узоры из цветов и деревьев.

Время правления императоров Македонской династии принесло новую волну подъёма Византийской империи.

Был изобретён косой парус, государство поддержало ремесленников и торговлю. Благодаря этому византийские города росли и возглавляли торговлю на Средиземном море. Константинополь стал самым богатым городом Европы.

Император Василий II, правивший в 9761026 годах, вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, установил контроль над Грузией и Арменией. На момент его смерти Византия была ведущим государством в Европе.

В конце XI века византийские проповедники отправились с миссиями к болгарам и сербам. Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги.

Император Роман IV проиграл в войне с мусульманскими завоевателями турками-сельджуками. В 1071 году после сражения при Манцикерте Византийская империя потеряла земли в Малой Азии.

В 1054 году христианский мир раскололся на православную и католическую церкви. Но императоры династии Комнинов заключали соглашения с католическими европейскими королевствами для того, чтобы получить помощь в борьбе с турками. Комнины прекратили внутренние конфликты, отвоевали у турков побережье Малой Азии и установили власть в дунайских государствах.

В 1204 году европейские рыцари готовили поход на Египет. Но внезапно они напали на Византийскую империю и завоевали Константинополь. Теперь крестоносцы утвердили свою Латинскую империю.

Но островки Византийской империи оставались. Это были Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя, которая считалась наследницей Византийской империи.

В 1261 году вошли в Константинополь, не встретив сопротивления. 15 августа император Никейской империи Михаил Палеолог вернулся в Константинополь. Византийская империя возобновила своё существование, а Михаил Палеолог коронован в Софийском соборе.

Государство было экономически ослаблено, византийские купцы и ремесленники не могли противостоять итальянцам. Но при этом династия Палеологов сохранила культуру Византии. Она повлияла на другие народы Европы, этот период назвали «палеологовским возрождением».

Возросло значение Афонского монастыря, основанного ещё в X веке. Константинопольский патриарх руководил церквями Болгарии, Сербии и Руси.

Конфликт с турками вынудил Палеологов снова обратиться за помощью к странам Европы. За это им пришлось пообещать, что православная церковь подчинится Папе Римскому. Первым такую попытку предпринял Михаил Палеолог в 1274 году, что вызвало сильное возмущение среди православного населения империи.

В 1439 году во Флоренции византийский император Иоанн VIII Палеолог был вынужден заключить унию с Папой Римским, то есть подчиниться католической церкви. Унию отвергли жители Константинополя, ведь теперь они теряли статус хранителей православной традиции и отрекались от истории всей империи. Византийцы стали готовиться к обороне Константинополя.

Помощь католических королевств Западной Европы оказалась слабой. Войско крестоносцев поначалу побеждало турков, но в итоге было разбито в битве при Варне в 1444 году.

В 1452 году турки построили Румелийскую крепость у пролива Босфор. Теперь Византия потеряла контроль над выходом к морю. В помощь Константинополю прибыли сухопутные силы и корабли из Генуи и Венеции. Неожиданно претендент на султанский престол Шехзаде Орхан Челеби привёл своё войско в поддержку византийцам.

29 мая 1453 года после долгой борьбы турки-османы взяли штурмом Константинополь. Поддержки со стороны западноевропейских армий оказалось недостаточно. Последний император Константин XI Палеолог погиб, а Константинополь получил название Стамбул и стал столицей Османской империи. Собор Святой Софии был преобразован в мечеть.

Через несколько лет турки захватили последние осколки Византийской империи – Морейский деспотат (1460 год) и Трапезундскую империю (1461 год). Правитель Морейского деспотата Фома Палеолог бежал в Италию, где считался законным наследником византийских императоров.

Константинопольский Софийский собор стал «вечным» символом православия. Древнейшие русские соборы в Киеве и Великом Новгороде тоже были названы в честь Святой Софии. В начале XX века по образу константинопольского собора был построен Морской Никольский собор в Кронштадте. Нынешнее здание в Стамбуле носит статус музея, это не христианский храм и не мечеть. Но появляются предложения снова преобразовать его в православный Софийский собор.

В XVI веке возникла идея «перехода империи», которая звучала как «Москва – Третий Рим». То есть Древний Рим считался центром цивилизации – «первым Римом». После падения Римской империи «вторым» Римом стал Константинополь. После захвата Константинополя на роль «третьего Рима» претендовали Белград, Великое Тырново, но они находились под властью Османской империи. Единственным мощным православным центром оставалась Москва, а московский князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.

Почему эту тему следует выделить, как особенно ценную для нас всех. Что нам досталось от Византии? Вы найдете нужные вещи сразу. Во-первых, это любой текст на русском языке, по крайней мере, набранный кириллицей в любой книге, на листочке, на экране, на мониторе. Это будет кириллица. Основателями славянской письменности являются два византийца Кирилл и Мефодий и их ученики. То есть все, что мы читаем на своем родном языке -это все наследие Византии, в некотором смысле. Если мы выйдем на улицу, походим по нашим городам, то скоро увидим Христианский храм.

Византийская империя в VI-VIII веках

Наследие Византии

Христианство тоже пришло из Византии на Русь, в Россию. Если мы пойдем в этот храм, мы там увидим иконы, фрески, и все это будет более или менее по византийским канонам, которые разрабатывались, примерно, в то самое время, о котором сейчас будем говорить. Или, например, возьмем школу, в которой мы проводим такую существенную часть нашей жизни. Это слово школа, которым мы пользуемся, это собственно изначально греческое «схоле», то же самое наше слово «школа» происходит от греческого «схоле».

Так называли школы Византии и первые русские школы. Школы на Руси тоже были созданы по византийскому образцу. Было очень много общего. Вот на чем, например, писали ученики, ну вообще, все люди, которые изучали письменность в древней Руси. У них были такие небольшие прямоугольные деревянные дощечки, покрытые воском. Они на них процарапывали буквы такими специальными маленькими палочками заостренными, они назывались стилус. И, собственно, такие стилусы и остатки таких книжечек находит сейчас археологи, например, в Новгороде.

Откуда взялись стилусы и откуда взялись вощеные дощечки? Из Византии. Они использовались в византийской школе, как до этого использовались в греческой античной школе. То есть этой традиции были многие тысячи лет. Вот от этого инструмента стилуса происходит понятие стиль. Стиль речи, стиль письма, стиль в одежде, стиль в архитектуре. Вот человек писал стилусом, у него был какой-то стиль. У него было хорошее или плохое перо. Вот просто несколько вещей, которые очевидным образом перешли нам из греческой культуры, из античной греческой культуры прямо или, скорее всего, через ту самую Византию, так что мы кое чем ей все-таки обязаны.

Какой была Византия полторы тысячи лет назад

Теперь посмотрим, что она собой представляла полторы тысячи лет назад или несколько больше. Представляла она собой, вообще-то, центр тогдашнего мира, мы говорим, конечно же, не о всем земном шаре в целом, а вот о таком индоевропейском мире, о Европе и прилегающей к ней части Азии. Вообще то, если мы посмотрим на западную Европу того времени, докатолическую Европу, там так называемые темные века.

Экономический упадок, культурный упадок, образованность гаснет, города уменьшаются, все как то не очень оптимально обстоит. Если мы посмотрим на юго-восток, на Аравийский полуостров, откуда вскоре пойдет ислам и потом расцветет мощная, интересная, средневековая арабская культура. Там пока только что-то зарождается такое. Нет пока ни государства, ни письменности, ни того самого ислама. И вот, посередине между этими мирами, находится процветающая византийская империя, VI — VIII века — это золотой век Византии.

Потом были всякие передряги, потрясения, но вообще, так и водится, по крайней мере, в человеческих представлениях, сначала золотой век, потом век похуже. Собственно, Византия — это название, которое использовали на западе, потом переняли впоследствии в России. Сами византийцы себя византийцами не называли. Они называли себя римлянами, ромеями, от рома — рим. Почему собственно так? Что такое Византия? Византия — это от названия города Византий, от некоторой греческой колонии, которая еще в античные, дохристианские времена стояла на берегу пролива Босфор.

Как появилась столица Константинополь

Вот на месте этого города, римский император Константин, воздвиг новую столицу, которая получила его имя — Константинополь. Достаточно беглого, самого беглого взгляда на карту, чтобы понять, почему греки здесь построили сначала Византий, потом Константинополь и почему этот город стал величайшим городом средневековья, да и поныне остается одним из самых известных, процветающих городов мира. Вы видите, что этот город стоит на пересечении крупнейших торговых путей, да и не только торговых. Это стык, средоточие, здесь сходятся Европа и Азия с одной стороны, с другой стороны мы видим проход из Черного моря в Эгейское море, дальше Средиземное, то есть это перекресток. Кратчайший путь из Европы в Азию, из Азии в Европу здесь. Здесь и была столица этой огромной империи.

Вот римляне и говорили: «Все дороги ведут в Рим».

Константинополь стал новым Римом именно потому, что к нему и так вели все дороги. Восточная римская империя и Византия — это остаток той обширной Римской империи, которая существовала до этого. Западная часть ее, западная Римская империя, к тому времени, VI веку развалилась из-за внутренних неурядиц, из-за нападений варваров. Восточная часть устояла. То есть, это продолжение Рима цезарей. Рима, который обычно проходят в пятом классе, курсе древней истории.

Отношение других народов к Византии

Вот это его средневековое продолжение и самосознание у византийцев было вполне себе римским. Они считали себя, свою империю, свою столицу центром, средоточием мира. Себя владыками мира, центром цивилизации. Остальных считали, в той или иной степени, варварами. И надо сказать, что окрестные народы, действительно относились к Византии с большим паитетом, смотрели несколько снизу вверх. С одной стороны, пытаясь что то перенять, с другой стороны, пытались что-то отобрать из тех богатств, которыми пользовались византийцы.

Отсюда частые войны и конфликты. Вот это понятие варваров — варварство, нам досталось от древних греков. Греки населяли центральную часть Византийской империи — город Константинополь, острова в Эгейском море — так называемую Малую Азию, это современная Турция, собственно, Грецию, которую мы так сейчас называем. Это основной народ Византии и, собственно, это предопределило отличие Византии от древнего Рима, от западной Римской империи, которая была латиноязычной.

Разделение римского мира

Вот, собственно говоря, бывший римский мир разделился на две части: западный латинский — латиноноязычный, где важнейшую роль играла духовная власть Папы Римского, и восточный — грекоязычный, с церковными обрядами на греческом языке. Католицизм и православие на западе, в Риме папа; на востоке, в Константинополе — патриарх. Кроме Греции, в состав Византии входили обширные территории передней Азии, это и Сирия, и Палестина, кроме того, часть северной Африки, в первую очередь, такая важная богатая провинция, как Египет. Ну и весь Балканский полуостров почти до Италии с тамошним населением, в том числе и славянским.

Все эти люди признавали власть императоров или, как сами греки говорили, василевсов. Собственно говоря, это было то, что потом в русской традиции назовется самодержавием по византийским автократиям, то есть, практически, неограниченная власть.

Как становились императорами в Византии

Тем удивительнее для нас с современной точки зрения, что власть не всегда передавалась по наследству и можно было сделать блистательную карьеру от простолюдина, крестьянского сына или рядового солдата византийской армии до императора. Но разумеется, для этого нужно было быть способным человеком и, как правило, пользоваться покровительством предшествующего императора или каких-то других важных и значительных лиц.

При этом, становясь василевсом, сам человек, как бы, менял свою природу, он становился помазанником божьим. Только перед господом богом отвечал он за свое государство. Императорский трон мог быть двойным, и на одном пустующем сиденье стояло распятие. Оно обозначало незримое присутствие Христа, они были как бы соуправителями, в каком-то определенном смысле. Понятно, что вот такое религиозное то, что называется сакральное, отношение к личности императора, создавало совершенно особенные отношения между владыкой и подданными.

Никаких договорных отношений, как бывало на западе, между королями и жителями их королевств. Нет, василевс ни перед кем не отчитывается. Он настоящий полноправный владыка. Ну конечно же, у василевсов были советники, был, так называемый, синклит, подобный римскому сенату. Это, в общем то, можно рассматривать, как остаток таких республиканских демократических традиций от греко- римской культуры.

Синклитики — это не обязательно родовитые знатные люди. Это, опять-таки, могли быть способные чиновники, которые выдвинулись, благодаря личному усердию и способностям. И, кстати, еще одно слово, которое закрепилось в нашей языковой традиции с тех времен. Синклитом, как правило, сейчас шутя, иронически мы называем какое-нибудь очень важное и ответственное, облеченное властью собрание или просто собрание таких умудренных мужей.

Церемониал по-византийски

При этом византийцы не упускали случая показать соседям, особенно европейским соседям, которых они называли франками и считали невеждами, так вот, они всячески старались показать величие и мощь своего государства. В том числе, это достигалось при помощи очень разработанного, придворного ритуала — церемониала, этой совершенно фантастической роскоши, которой был окружён император. Мы об этом хорошо знаем по письменным источникам, том числе по запискам европейцев, которые приезжали в Константинополь с дипломатическими поручениями.

Вот почитайте отрывок из таких записок, когда один из этих франков, как сказали бы византийцы, рассказывает о том, что он видел в императорском дворце: «Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы, и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе.

Колоссальный трон окружали в виде стражей медные или деревянные, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком, издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того, как я согласно обычаю, третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде, почти у потолка залы, в то время, как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло. Должно быть, он был поднят наверх посредством машины. Он не произнес ни слова, а если бы и хотел произнести, то такое нарушение церемониала считалось бы в высшей степени неприличным.»

То есть тут мы видим, как при помощи всяких хитроумных приспособлений, византийцы были хорошие инженеры, они показывают варвару, как они считают мощь своего императора. Этот император, он как бы более, чем человек, поэтому он не будет лично разговаривать с посланником, от имени императора говорит один из его приближенных.

Из этого не следует думать, что все византийцы так свято верили в своего императора и не испытывали никаких политических сомнений, никакого скепсиса. Нет конечно же, и тогда был скепсис, и тогда была ирония по отношению к властителям, и тогда были сомнения в том, что государство — это есть нечто вечное и незыблемое, что надо безусловно почитать.

Какое было отношение народа к императорам

Вот как один из авторов VII века писал о таком вот театре жизни и, в том числе, театре государственной власти: «Кто, глядя из сердечной глубины своей на этой жизни зрелище позорное, не заглушит слезами смех свой зрительский? Со сцены сей над нами насмехаются поддельных шуток мастера поддельные. Играя в троны, расписные почести, в придуманные власти, как безумные. Из смеха порождаются несчастия: вот он выходит в царском облачении, гордясь собою счастья причастившийся, безмолвствует своем великолепии и мнит: «Я — все», меж тем как он и есть ничто, и мнит: «Все знаю», ничего не ведая, в одной душе двойное заблуждение: мудрец он — мнимый, острослов — затупленный, и все ж он величается и тешится, доколе смерть с подмостков не сведет его.»

Мудрый человек был автор этих слов. Конечно же, в этих словах и христианское представление о текучести всего житейского, бренности сущего, как говорится. С другой стороны, за плечами этого автора два тысячелетия эллинской греческой мудрости с ее скепсисом, и тоже некотором представлением о жизни, как о театре, о движении человеческой жизни, как о движении теней.

Образование в Византии

Ну если говорить об эллинской мудрости, то оно никуда не делось. Иногда мы думаем, что церковь сурово преследовала язычество, языческую культуру. Это не совсем точно, по крайней мере в Византии, отлично уживались, сочетались обе традиции, иногда совершенно удивительным образом. Достаточно сказать, что вот в этот период, о котором идет речь, притом, что империя уже несколько веков была христианской, на территории Византии, в тех самых Афинах, существовали просто языческие академии, открытоязыческие, которые по сути, мы признавали христианством лишь формально, как некоторый государственный культ, но проповедовали самое настоящее язычество и даже долгое время не трогали, не преследовали, а когда все таки потеснили, то все равно без насилия, казней или заключений в тюрьму.

Кроме того, если мы говорим, все-таки, о уже христианской, школьной, монастырской учености, то и она продолжала греческую школьную традицию. Вот все это время, время цветения Византии, во всех городах работали школы, государственные, не церковные. И чему в них собственно учили. Но сначала, естественно, грамоте. Сначала дети учили читать буквы, потом читать по слогам, потом целые слова, потом начинали выучивать текст. Что же они учили? В первую очередь Гомера, сотни строк наизусть, того самого древнеязыческого Гомера. И кроме того, обязательно наизусть басни Эзопа, на которых учились афинские школьники еще где-нибудь за тысячелетия до того времени, о котором идет речь. Так вот традиция не прерывалась и никуда не уходила.

Культура в Византии

Но конечно же, когда мы говорим о культуре Византии, в первую очередь приходит в голову то, что принесло христианство, и та духовная, связанная с монастырями, церковью культура, которая потом перешла на Русь. Это, конечно же, прекрасные храмовые росписи, фрески, иконописание, это богослужебные тексты, религиозная духовная поэзия, и это церковные красноречия.

В Византии жили люди, которых церковь называет отцами церкви. То есть, это столпы христианского вероучения, люди, которые писали книги на божественные темы. Но большинство из этих людей прошло такую вот классическую греческую выучку, отлично знало античных авторов и владела всеми приемами традиционной греческой риторики и красноречия, умение красиво, красочно, увлекательно, довольно-таки сложно высказываться, это умение, которое культивировалась в Греции тысячелетиями.

Другое искусство, которым византийцы владели прекрасно — это искусство дипломатии. Основополагающий принцип — разделяй и властвуй. У них было много врагов на границах, они их старались использовать друг против друга, сталкивать друг с дружкой, а с другой стороны, путем обмена дарами, посольствами поддерживать какие-то дружеские отношения, мирные отношения. То есть, с одной стороны, византийцы были заинтересованы, чтобы на них не нападали, с другой стороны, у них была идея, как бы сейчас сказали, продвижение собственной культуры, в первую очередь христианской культуры, слова божия, что они успешно и делали, передав и христианство, и письменность, и, собственно, свое право, происходящее от римского права, многим соседним народам, в том числе южным и восточным славянам.

Устройство византийской дипломатии

Вот посмотрите, как была устроена византийская дипломатия. Во-первых, у них были профессиональные дипломаты — василики, так называемые. Они отправлялись с посольствами. Когда они находились за рубежом у иностранцев, они вели себя определенным образом. Они всячески старались подчеркивать уважение к местным обычаям, всячески хвалить местную власть, но при этом делать определенным образом, чтобы не унизить величия собственного государства. Кроме того, у них были с собой так называемые вверительные грамоты, то есть документ, который подтверждает их полномочия, что император их уполномочил вести эти переговоры, представлять империю. Кроме того, Византия знала такую вещь, как ратификация договора.

Это значит, что послы возвращались, сообщали о том, что они о чем то там договорились, и после этого правительство, император должны были утвердить, ратифицировать. Но, в общем, если вы посмотрите, как устроена современная дипломатия, какие у нее есть правила и какой этикет, легко поймете, что это все пришло в современный мир именно от византийцев.

Признаки золотого века и император Юстиниан

Когда мы говорим золотой век какого то государства, мы предполагаем, что оно было в этот момент сильным, стабильным. Сильным во внешнем отношении, то есть обладало большой военной силой и, что в нем был некоторый внутренний порядок. Процветала культура, экономика и тому подобные вещи. Вот собственно говоря, все это происходило при императоре Юстиниане. Почему, собственно, Юстиниан так прославился?

Ну вообще, историкам известно, что у всякого правителя есть три основных дела, три назначения, которые очень легко запомнить:

  • первое — война;
  • второе — суд;
  • третье — религия, поддержание какого-то ритуального порядка в обществе, в государстве.

Юстиниан добился невероятных успехов во всех этих трех направлениях. Начнем с войны. Армия Юстиниана разгромила три варварских королевства на территории западной Римской империи, бывший запад Римской империи. Это королевство остготов в Италии, королевство вестготов, их родственников, как понятно по названию, на пиренейском полуострове в Испании и королевство вандалов в Северной Африке. То есть, Юстиниану удалось восстановить контроль империи над утраченными территориями. Правда ненадолго. Но это был серьезный успех.

Что касается суда и права, то и тут Юстиниан сыграл значительную роль. Кодекс Юстиниана. Само понятие юстиции связано с его именем. Римское право, которое императоры Византии ратифицировали, оно перешло в какой-то части и в наше время, в нашу эпоху. Юристы современные его изучают. Кстати говоря, многие византийские законы имели хождение в древней Руси.

Что касается культа. Юстиниан вступил в соперничества со знаменитым иудейским царем Соломоном, который когда-то воздвиг в Иерусалиме знаменитый храм. При Юстиниане в Константинополе построили храм Святой Софии. Это крупнейший храм того времени, да и вообще, один из крупнейших храмов на земле. Особенно примечателен его гигантский купол, который устроен так, что людям, которые находятся внутри, он кажется парящим в воздухе, не видно его подпорок, кажется, что он висит на золотых цепях, на небесах, как говорили сами византийцы.

Собственно говоря, многие соборы и храмы христианского мира в той или иной степени скопированы с этого храма с его замечательным куполом. Первые каменные храмы, которые были построены на Руси, дошедшие до нашего времени, — это храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде. Они стоят сегодня.

Рассказывают, что когда император увидел свое творение достроенным, он в восторге воскликнул: «Слава Богу, который сподобил меня совершить такое дело! Я победил тебя, Соломон!»

Восстание в Константинополе

Не смотря на все эти свершения, империю Юстиниана изрядно потряхивало изнутри. История Юстиниана нам показывает, что всякое величие относительно и всякая сила относительна. Дело в том, что среди его царствования произошло мощнейшее восстание в Константинополе. Историки называют его «ника», так кричали восставшие. «Ника» — побеждай. Восстание было настолько страшным, что Юстиниан дрогнул и готов был бежать из столицы. Собственно, положение спасла его жена императрица Феодора, бывшая актриса, редкостная красавица и умница, на которой Юстиниан женился, несмотря на некоторое недовольство. Неравный брак. На актрисе императору жениться, в общем-то, не пристало. Это была женщина красивая, умная и властная. Она предпочитала смерть бегству, и своей речью она заставила Юстинана и его советников вести себя более решительно, оказать сопротивление и, в конце концов, победить. Восстание было утоплено в крови. И так Юстинан остался на троне и, в общем-то, закончил свои дни, как император величайшего государства.

Противостояние византийцев и персов

Но вскоре начались всевозможные неприятности и потрясения, которые всегда сопровождают любую империю. Важнейшим противником Византии были соседи с востока персы, иранское государство Сасанидов, большое мощное государство. Вообще-то, с персами когда-то воевали греки. Потом с персидским народом парфянами, с парфянской династией воевали римские императоры, теперь пришел черед новых римских императоров, христианских византийских императоров.

Один современный историк высказался следующим образом: «Римско — персидские, арамейско — персидские войны были мировыми войнами той эпохи».

То есть, колоссальное столкновение с огромным напряжением сил, в которых участвовали огромные массы людей. Эти войны шли с переменным успехом. В общем-то, к VII веку скорее перевес был на стороне византийцев. Они совершали удачные походы, в том числе, в глубины Азии, в Месопотамию, в район Вавилона. Но во взаимных войнах сасаниды и византийские императоры истощили силы друг друга и заметили, что наступает новая, более серьезная опасность — арабы.

Нашествие арабов на Византию

В VII веке арабские племена сплотились вокруг Мухаммада, основателя новой религии Ислама. Преемники Мухаммада обрушились на Византию и на Иран. Арабы дошли до столицы и осаждали Константинополь. Их удалось отразить. Удалось удержать большую часть Малой Азии, но Византия потеряла порядка половины своих владений. Палестина, Сирия, все африканские владения, все это стало мусульманским. Это была, конечно же, серьезная потеря.

Гражданская война в Византии

Кроме того, были потрясения внутренние, а именно борьба сторонников почитания икон и иконоборцев. Почитание икон, распространенное в христианстве, часто наталкивалось на тезис о том, что это идолопоклонство. Нельзя поклоняться крашеным доскам, нельзя поклоняться скульптурам, есть только Единый Бог, которого нельзя изобразить. Таким образом эта проблематика понимается, кстати, в иудаизме и исламе. И вот, среди православных Византии тоже разгорается в VIII веке борьба.

Возникает представление о том, что надо отказаться от икон, как от идолов. И в какой-то момент на сторону иконоборцев встала власть. Император Лев, замечательный как полководец, очень энергичный, тот самый человек, который отогнал арабов от Константинополя, он становится иконоборцем и официально объявляет почитателей икон вне закона. Этот поступок Льва, по сути, приводит Византию к гражданской войне.

Императорская власть побеждает, но очень большое число людей в империи, прежде всего монахи, эту реформу не приняли и тайно продолжали почитать иконы, несмотря на преследования, и уничтожение властью этих самых икон. Понятно, что такой раскол подорвал Византию изнутри. Начинается время смуты, шатаний. Постепенно, конечно же, церковь пришла и власть пришла к такому мнению, что иконы почитать следует, как это сейчас во всех православных церквах.

Конец золотого века Византии

Тем не менее, эти встряски не прошли даром. Золотой век Византии заканчивается. Пользуясь этой заминкой на востоке, на западе Папа Римский возглашает императором франкского короля Карла. Византийцы не смогли ничего этому противопоставить, и началась новая западная Римская империя. Империя каролингов, империя Карла Великого и его преемников. Тем не менее, византийская история на этом отнюдь не закончилась. Впереди еще было много веков интересного, сложного развития. Византия продолжала очень сильно влиять на весь окружающий мир, и на западную Европу, и на Русь, и на арабский восток. Арабы и византийцы не только воевали, арабы восприняли из Византии очень многое, и греческую латинскую ученость в первую очередь. Византия продолжала оставаться таким, в общем-то, связующим звеном между Азией, востоком мусульманским, и католическим западом.

  • Путеводитель по каналу анна приходько рассказ зоя
  • Путевка в рай рассказ
  • Путевой очерк сочинение кратко
  • Пусть хорошие новости разбудят тебя на арабском языке как пишется
  • Пусть мама отдохнет рассказ