Путешествие в страну сказки викторина с игровыми элементами

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеспециальная коррекционная начальная школа детский сад 144игра - викторинапутешествие в страну сказок/для младшего школьного возраста/составила: жукова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная коррекционная  начальная школа – детский сад №144»

Игра — викторина

«Путешествие в страну Сказок»

/для младшего школьного возраста/

Составила: Жукова Елена Павловна

             воспитатель ГПД

ГБОУ «СК НШ-ДС №144»

Контактный телефон:8(8313)22-29-64

г. Дзержинск

2021г

Ход занятия:

(Под музыку дети проходят в класс. Появляется Аленушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Алёнушка: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство, страна «Сказок,Чудес и Волшебства». И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы — самые высокие (звучит музыка).

Сказочница: Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать. Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка вам предстоит дальняя.

Ведущая: Ну что, ребята, принимаем предложение Сказочницы?

Алёнушка: А чтобы не заблудиться, вот вам карта волшебная (уходит)

Ведущая: Сейчас мы с вами будем не просто путешествовать по сказкам, а участвовать в конкурсах и викторинах. Начнем мы наше путешествие с разминки. Вспомните, на чем путешествовали герои сказок?

Ведущая: Молодцы, с разминкой справились. Теперь посмотрим, куда же ведёт наш «путеводитель» (смотрят карту).

Дальше мы попадаем в «В бюро сказочных находок». 

В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи.

  • Корзина с пирожками  (Красной Шапочки)
  • Метла              (Бабы-Яги)
  • Туфелька       (Золушки)
  • Азбука             (Буратино)
  • Шарик            (Ослика)
  • Сапоги            (Кота в сапогах)

Ведущая: С этим заданием вы тоже справились. Идём дальше. Впереди горы, чтобы их преодолеть, нужно ответить на вопросы «Сказочной юморины» 

  • В какой сказке овощ стал транспортным средством, а затем снова овощем /Золушка/
  • В какой сказке стрельба по летательному аппарату спасает главного героя от неприятности /Винни-Пух/
  • Однажды Кащей Бессмертный купил в магазине матрёшку, его продавец спросил: А зачем, вам, матрёшка? – Она будет напоминать мне о том…- О чём же?
  • Что можно использовать, чтобы узнать принадлежит ли человек к царской семье? / горошину/
  •  Сказочного персонажа, для которого посуда стала местом, где ему открылась тайна его родного дома.. Назовите этих двух персонажей различных сказок ./Буратино и Старик Хоттабыч/
  • В этих двух очень известных русских народных сказках по 6 главных героев, но только один герой есть и в одной и в другой? ./Теремок и Репка/мышка
  • В какой сказке с представителем нечистой силы можно было бы справится с помощью стакана обыкновенной воды? /Волшебник изумрудного города/
  • Какой сказочный герой из-за своей глупости и доверчивости лишился личной рыболовной снасти? /волк в сказке « Волк и лиса»/
  • В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента  /Каша из топора/
  • Как называется русская народная сказка в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к употреблению  /Колобок/

Ведущая: Путь был не лёгким, поэтому предлагаю отдохнуть и немного размяться.

Музыкальная разминка  

Ведущая: Долго ли, коротко ли шли путники по стране «Сказок», и очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?

Звучит музыка появляется Баба-Яга

Баба-Яга: Какие дорогие гости ко мне пожаловали. Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли. Все стороной обходят, боятся. А я вовсе не такая, очень хорошая. Хотите загадки загадаю?

Слушайте, первая загадка: Назови имена героев, которые начинаются на букву  «Б»

Баба-Яга: Молодцы, сказок много знаете. Следующая загадка посложнее: нужно  переставить буквы, чтобы получилось название сказки.

  • Ремотек  (теремок)
  • Лобокок  (колобок)

Баба-Яга: Ладно, так и быть, отпущу вас, если последнюю мою загадку отгадаете. Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? /Кикимора/

Баба-Яга: Вот как раз прямо за моим домом дорожка к ней ведёт (показывает карту)

-Прощайте (уходит)

Ведущая: Ребята, чтобы Кикимора нас пропустила через своё болото нужно её задобрить. Она нам приготовила задание, давайте постараемся его выполнить. Сейчас мы пройдем к столам и узнаем задание.

Ведущая: нужно отгадать сказочный кроссворд 

  • Девочка с золотыми волосами.
  • Девочка из цветочка.
  • Зубастый, клыкастый лесной злодей.
  • Первый сказочный лесничий.
  • Автор сказки «Гадкий утёнок»
  • Автор сказки «О царе Салтане»
  • Где спрятался седьмой козлёнок.
  • Что потеряла Золушка?
  • Девочка из снега.
  •  Девочка, которая живет в воде.
  •  Некто по отчеству Горыныч.
  • Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.
  • Какие волшебные слова произносил Емеля.
  •  Что носят цари вместо шапки?

Ведущая: Молодцы с заданием справились, я думаю теперь Кикимора пропустит нас через болото. Следуем дальше. Что же впереди? А впереди густой лес, чащоба. Как нам быть? Давайте послушаем, может быть Сказочница оставила нам свою подсказку /включается запись/

Сказочница: Чтобы из леса выбраться назовите героев сказок, чьи голоса услышите (дети отгадывают голоса героев сказок , слушая запись)

Ведущая: Вот и вышли мы из леса. Но впереди еще одно препятствие — река огненная. Чтобы  пройти через реку нужно построить мост. Мост у нас необычный — построенный из ваших ответов, каждый правильный ответ- дощечка. Итак, готовы?  (дети отгадывают название сказки по цитатам)

Ведущая: Река огненная осталась позади. Заканчивается и наше путешествие по Стране Сказок! Но зато вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Ведущая: Понравилось вам наше путешествие? Задание были сложными?

 Мне очень понравилось как вы сегодня работали.  Молодцы!

Викторины на Новый год Тигра 2022

Викторины на Новый год Тигра 2022
Новогодняя ночь длинная и гости могут заскучать. Такого ни в коем случае нельзя допустить! Если вы организовываете новогоднее мероприятие (и не важно корпоратив, детское торжество или вечеринка в кругу семьи), то вам заранее стоит продумать интересный сценарий. В сценарий новогоднего праздника можно включить прикольные викторины.

На этой странице вы найдёте прикольные викторины на Новый год Тигра 2022 с ответами. Вопросы подойдут для разной аудитории — для детей, для взрослых, корпоратива и семейных посиделок.

За правильный ответ можно давать символический приз.

Вопросы про Тигра — символ 2022 года

Вопросы про Тигра — символ 2022 года
По восточному календарю главный покровитель 2022 года — Чёрный Водяной Тигр. Ниже вы найдёте подборку вопросов про это замечательное животное.

  • Какого из подвидов тигра не существует? кубанский
  • Кто является главным героем мультфильма «Вот так тигр!»? котенок
  • Как зовут близнецов, героев детского фильма «Тигры на льду», снятого в 1971 году? Зина и Игнат
  • Кто читает текст в мультфильме «Тигренок на подсолнухе»? Евгений Леонов
  • Как называется мультфильм, в котором тигра тянут за хвост? «Осторожно, обезьянки!»
  • «Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять…» Назовите автора этого стихотворения. Эдуард Успенский
  • Как зовут тигра в произведении Р. Киплинга «Книга джунглей»? Шер-Хан
  • Во время Второй мировой войны тиграми называли… танки
  • Как называется один из фильмов итальянского режиссёра Роберто Бениньи? «Тигр и снег»
  • Какой год по восточному календарю следует за годом Тигра? год Кролика
  • как переводится с греческого слово тигр? (быстрый)
  • сколько полос на теле тигра? (около 100)
  • сколько зубов у тигров (36)
  • в каких литературных произведениях есть тигры?
  • какие есть мультфильмы где участвуют тигры?
  • в каких Российских краях обитают тигры?
  • с какого года полностью запрещена охота не тигров? (1947)
  • в какое время года тигр лучше всего видит? (ночью)

Универсальные новогодние викторины 2022

Универсальные новогодние викторины 2022
Универсальные новогодние викторины 2022:

Как славяне именовали повелителя зимних холодов?

  • Щипач
  • + Трескун
  • Вышибала

Что Дед Мороз, по традиции, держит в руке?

  • Колокольчик
  • Фонарь
  • + Посох

По какому адресу в России проживает главный новогодний волшебник?

  • Сергиев Посад
  • Нижний Новгород
  • + Великий Устюг

На чем обычно ездит Дед Мороз?

  • Верхом на скакуне
  • В оленьей упряжке
  • + В санях с тройкой лошадей

Кто выступал на новогоднем концерте в дедморозовском костюме в мультфильме «Ну, погоди!»?

  • Медведь
  • + Заяц
  • Волк

Кем по степени родства приходится зимнему чародею Снегурочка?

  • Дочкой
  • + Внучкой
  • Кузиной

Когда отмечается день рождения снеговой девочки?

  • 1 марта
  • 8 марта
  • + 4 апреля

Какая область в России считается местом рождения Снегуроньки?

  • Архангельская
  • Вологодская
  • + Костромская

Какой зимний месяц в древности именовали «снеговиком»?

  • Декабрь
  • + Январь
  • Февраль

Что, чаще всего, вставляют вместо носа снеговику?

  • Шишку
  • Картошку
  • + Морковку

Викторина «Верю, не верю»:

  • В Дании под Новый год принято прыгать в реки и изображать Русалочку из сказки Андерсена? (Нет)
  • Верите ли вы, что 31 декабря 1991 года вместо главы государства перед телезрителями выступил сатирик Михаил Задорнов? (Да)
  • Верите ли вы, что в Греции в новогоднем кексе запекают ключик от счастья? (нет, счастливую монетку)
  • Верите ли Вы, что в Ирландии на новогодний стол хозяева ставят бокалы с живой рыбой? (Да)
  • Верите ли вы, что год на острове Бали составляет 210 дней, поэтому и отмечают Новый год на этом острове чаще других жителей нашей планеты? (Да)
  • Верите ли Вы, что если у шведов на пороге разбить много глиняной посуды, они откроют дверь и накормят вас вкусностями? (Да)
  • Верите ли Вы, что жители Судана в новогоднюю ночь больше всего хотят встретить крокодила? (Да)
  • Верите ли вы, что за празднование Нового года в Саудовской Аравии можно попасть под арест? (Да)
  • Верите ли вы, что киприотского Деда Мороза зовут Василий? (Да)
  • Верите ли вы, что монгольский Дед Мороз одет в костюм скотовода? (Да)
  • Верите ли вы, что первоначально Деда Мороза изображали в плаще? (Да)
  • Верите ли вы, что письмо , отправленное по адресу: 96930, Финляндия, Полярный круг – дойдет до Деда Мороза? (Да)
  • Верите ли вы, что по решению ООН с 1984 года «Землей Деда Мороза» стала Лапландия? (Да)
  • Верите ли вы, что художественный образ облик Санта Клауса придумал художник Хандон Сандблом, нарисовавший в 1931 году рисунки для рекламы «Кокка-колы»? (Нет)
  • Вы согласны с утверждением, что в Индии к Новому году наряжают манговое дерево? (Да)
  • Испанцы под Новый год приезжают в Италию и собирают мебель, которую выбросили итальянцы? (Нет)
  • Правда ли то, что Новый год люди во всем мире отмечают 1 января? (Нет)
  • Правда ли, что аргентинцы в Новый год выбрасывают кипы ненужных бумаг, журналов, чтоб избавиться от старых прошлогодних проблем? (Да)
  • Правда ли, что в Греции есть традиция: в Новый год ходить в гости с камнем, который символизирует тяжесть кошелька. Чем больше камень подарят хозяевам, тем больше денег у них будет в Новом году? (Да)
  • Правда ли, что в Дании есть традиция бросать побитую посуду в двери друзей и соседей, что вызывает радость и надежду на удачу в Новом году? (Да)
  • Правда ли, что перед Новым годом итальянцы выбрасывают старую мебель и одежду, чтоб избавиться от негатива? (Да)
  • Правда ли, что в Италии принято надевать белую одежду в новогоднюю ночь, чтоб весь год сопутствовала удача? (Нет, там одевают непременно что-то красное)
  • Правда ли, что в новогоднюю ночь под бой курантов в Испании надо съесть 12 виноградин для удачи? (Да)
  • Правда ли, что символом Нового года в США есть ребенок в памперсе, который, согласно поверью, растет и передает полномочия другому младенцу в следующем году? (Да)
  • Правда ли, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии? (Да)
  • Правда ли, что у японского Деда Мороза глаза на затылке, чтоб все видеть и знать? Это воспитывает послушание у японских детишек. (Да)

Смешные универсальные вопросы для взрослых:

  • Вопрос: До каления какого цвета можно довести рассерженного человека? Ответ: до белого, «довести до белого каления»
  • Вопрос: В какой части света гарцует человек, осуществляющий спешное ознакомление с чем-либо? Ответ: по Европе («галопом по Европам»)
  • Вопрос: Из какого фильма фраза «Мне не нужны деньги, я собираюсь разбогатеть, но не сейчас»? Ответ: «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • Вопрос: Какой существенный недостаток имеют голубцы? Ответ: они ленивы («ленивые голубцы»)
  • Вопрос: Какой цветок помог чудищу стать счастливым? Ответ: аленький цветочек
  • Вопрос: На какой части человеческого тела стоит зарубить информацию? Ответ: на носу («заруби себе на носу»)
  • Вопрос: По какой причине глаза иногда покидают своё место и перемещаются выше? Ответ: по причине удивления («глаза на лоб полезли»)

Викторины на Новый год Тигра 2022 для семьи

Викторины на Новый год Тигра 2022 для семьи
Интересные вопросы для семейной новогодней викторины:

  • Первые санки ледянки советских детей. (Портфель).
  • Йоулупукки, Пер- Ноэль, Баббо Натале – это (Дедушка Мороз).
  • В шубу одет не только Дедушка, но и (салат «Селедка под шубой»).
  • Чего лишились зимой пластиковые окна? (Узоров).
  • Зимняя забава. (Снежки).
  • Зимнее явление, чье составляющее никогда не бывает одинаковым? (Снежинки).
  • Страна первой украшенной елочки (Германия).
  • Примета: если праздник встречаешь в одиночестве, что надо сделать? (Поставить пустой прибор).
  • В какой стране в полночь принято обязательно поцеловаться (в Америке).
  • В какой стране Новогодние гуляния связаны с мусором (в Италии выкидывают старый хлам).
  • Почему в Венгрии не подают птиц к новогоднему столу? (Потому что счастье может улететь из дома).
  • Страна, где Новому году освещают путь? (Китай, там зажигают множество фонариков).
  • Первые стеклянные игрушки для елочки появились… (в Швеции).
  • Куда попали Сенька, Санька и Сонька зимой? (Все в сугроб).
  • Современные санки. (Снегоход).
  • Летнее явление в зимнюю праздничную ночь? (Дождик).
  • Рекордсмен по новогодним поздравлениям? (Президент).
  • Дресс-код новогоднего мероприятия? (Костюм).
  • Родина Снегурки? (Кострома).
  • Кто является «Божественным отцом» Снегурки у славян? (Снеговик).
  • Как называется двуличная вечеринка? (Маскарад).
  • Какой народ позволял Снеговику иметь рядом с собой женщину? (Только славяне лепили и лепят снежную Бабу).
  • Праздничный антипод Нового года. (Старый Н.Г.).
  • Какую взятку надо дать Д.М. за подарок? (Стихи или песенка).
  • Какой праздник справляется два раза в год? (Старый год и Новый год).
  • Какую традицию отменила советская власть? (Традицию наряжать елочку).
  • Во Франции он отец или родитель, в Германии он святой, а у нас? (Дед).
  • Кто жил в ледяной избушке, у леса на опушке? (Зима).
  • До Петра Великого Новый год начинался… (в сентябре).
  • Зимнее явление, которое даже с предупреждениями роняет людей. (Гололед).
  • Как называется метель, все время путающаяся под ногами. (Поземка).
  • Новогодняя Кремлевская башня? (Спасская башня).
  • Этот предмет собирает больше всего людей на любом празднике (Стол).
  • Продолжите фразу: «Каждое 31 декабря мы … (с друзьями ходим в баню).

Детские новогодние викторины 2022

Детские новогодние викторины 2022
Детские новогодние викторины 2022:

  • В чем Дед Мороз хранит и носит подарки? (в мешке)
  • Кто является помощником Деда Мороза? (Снегурочка)
  • Как в сказках называют Деда Мороза? (Морозко)
  • Мы с вами живем в городе, а где можно приобрести новогоднюю красавицу, а точнее елку? ( на елочном базаре)
  • Кого мы с вами лепим из снега? (снеговика)
  • Как называется головной убор снеговика? (ведро)
  • На чем ездит Дед Мороз? ( на тройке лошадей)
  • Что делают взрослые и дети вокруг елки? (водят хоровод)
  • Чего больше всего вы ждете в новогоднюю ночь? (подарков)
  • Самый любимый зимний праздник для детворы? (Новый год)
  • Весна наступает, она с крыши свисает? (сосулька)
  • Как мы называем посох Деда Мороза? (волшебная палочка)
  • Назовите друзей Деда Мороза и Снегурочки? (снеговик, баба снежная)
  • В России его называют Дед Мороз, а как называют его в Америке?( Санта Клаус)
  • Обычно это взрывается в воздухе разноцветными огнями?( фейерверк)
  • Как называется головной убор Деда Мороза? (шапка – боярка)
  • Где находит детвора подарки от Деда Мороза? ( под елкой)
  • Как называется город, где обитает российский Дед Мороз? (Великий Устюг)
  • Почему именно три лошади в карете Деда Мороза, что они символизируют? (названия зимних месяцев)
  • Деда Мороза возят лошади, а кто возит Санта Клауса? (олени)
  • Самая известная новогодняя песенка? (В лесу родилась елочка…)
  • О ком говорится в стихотворении? (Дед Мороз)
  • В чем отличие Деда Мороза и Санта Клауса? (Дед Мороз носит шубу, Санта Клаус брючный костюм)
  • Персонажи, которых помещают под новогоднюю елку? (Дед Мороз и Снегурочка)
  • В какое время суток празднуем Новый год? (ночь)
  • Ленточка, которую делают из цветной бумаги? (серпантин)
  • Что нужно делать под бой курантов? (загадать желание)
  • Ею украшают верхушку елки? (звезда)
  • Где растет елочка? (в лесу)
  • Где мы катаемся зимой на коньках? (на катке)
  • Что зимой нарисовано на окне? (узор)
  • Что пишут Деду Морозу? (письмо)
  • Два сказочных героя: синий нос и красный нос? Как называется сказка? (Два Мороза)
  • Что растет на елке? (шишки)
  • Карета, на которой родители катают зимой детей? (санки)
  • Сколько ударов бьют часы в новогоднюю ночь? (двенадцать)
  • Из какого мультфильма эти строчки? (Зима в Простоквашино)
  • Обувь Деда Мороза в зимнее время?(валенки)
  • А что обувает летом Дед Мороз? (лапти)
  • Как называют королеву, у которой сердце – кусок льда? (Снежная Королева)
  • Год, какого животного к нам приближается? (Тигра)
  • Когда Дед Мороз празднует свой день рождения? (18 ноября)
  • Чего обычно желают друг другу? (здоровья, удачи, чтобы Новый год, был лучше старого)
  • Какой праздник, наступает после Нового года? (Рождество)

Сложные новогодние вопросы для взрослых

Сложные новогодние вопросы для взрослых
Сложные новогодние вопросы для взрослых:

  1. Кто придумал украшать елку стеклянными игрушками? (Шведы).
  2. Кого славяне считали предком Снегурочки? (Снеговика).
  3. Какую любимую всеми новогоднюю традицию пытались отменить функционеры советской власти? (Украшать елку).
  4. Каким статусом обладает немецкий Дед Мороз? (Святого).
  5. Когда отмечался Новый год до реформы Петра Первого? (В сентябре).
  6. На какой башне Кремля бьют куранты? (На Спасской).
  7. Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).
  8. Когда первый день Нового года стал всенародным выходным в России? (В 1898 году).
  9. Кто первым поздравляет народ? (Президент страны).
  10. В чем принято встречать Новый год? (В маске и маскарадном костюме).
  11. Как называется вечеринка, на которой нельзя узнать гостей? (Маскарад).
  12. Как зовут «вторую половинку» Снеговика? (Снежная Баба).
  13. Как называют в России второй Новый год? (Старым).
  14. На что «обменивает» Дед Мороз свои подарки из мешка? (На стих или песенку).
  15. Где живет зима в ледяной избушке? (У леса на опушке).
  16. Чем зима сбивает с ног? (Гололедом).
  17. Метель, змеящаяся по дороге. (Поземка).
  18. Какой фильм запомнился фразой: «Есть установка весело встретить Новый год»? («Карнавальная ночь»).
  19. Какими иглами вначале украшали искусственные ели? (Перьевыми).
  20. Откуда традиционно привозят Рождественскую ель в Лондон? (Из Осло).
  21. Как греки именуют Деда Мороза? (Василием).
  22. Назовите автора стихов к песне про елочку, которая родилась в лесу. (Раиса Кудашева).
  23. Кто в Российской Федерации первым встречает Новый год? (Население города Уэлен).
  24. Кому датчане доверяют зажечь Главную елку страны? (Мэру Копенгагена).
  25. Какое количество раз ежегодно Новый год наступает на территории России? (Девять).
  26. Кого болгары называют Снежанкой? (Снегурочку).
  27. Какая народность придумала для Снеговика супругу? (Славяне – Снежную Бабу).
  28. Каким статусом обладает немецкий Дед Мороз? (Святого).
  29. Когда отмечался Новый год до реформы Петра Первого? (В сентябре).
  30. На какой башне Кремля бьют куранты? (На Спасской).
  31. Куда традиционно ходили друзья 31 декабря в известном новогоднем кино-шлягере? (В баню).
  32. Когда первый день Нового года стал всенародным выходным в России? (В 1898 году).
  33. Кто такой Йоулупукки или Баббо Натале? (Дед Мороз).
  34. Бывают ли одинаковые снежинки? (Нет, каждая из них уникальна).
  35. Где впервые украсили ель? (В Германии).
  36. Кто под Новый год целуется под веточкой омелы? (Американцы).
  37. Кто выбрасывает старье в канун праздника? (Итальянцы).
  38. Какого блюда нет на новогоднем столе у венгров? (Птицы, чтоб удача не улетела).
  39. Кто освещает дорогу для Нового года? (Китайцы, зажигая миллионы фонариков).

Шуточная викторина для корпоратива

Шуточная викторина для корпоратива
Шуточная викторина для корпоратива:

  • «В луже лежит два болта». В этом предложении зашифрована грузинская фамилия. Какая? (Заржавели)
  • Висит на стене и в то же время падает. Что это? (Барометр)
  • Вы в кресле самолёта, впереди вас едет автомобиль, а сзади скачет лошадь. Где вы? (Катаетесь на каруселях)
  • Где вода стоит столбом? (В стакане)
  • Друг друга догоняют, да друг от друга прячутся. (Солнце и месяц)
  • Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
  • Как далеко в глубь леса может забежать заяц? (До середины леса, так как далее он уже будет выбираться из глуби.)
  • Как смогут семеро детей, трое их родителей и большая собака не намокнуть под одним зонтом? (Они не вымокнут, если погода будет хорошей)
  • Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
  • Каким гребнем не расчешешь волосы? (Петушиным)
  • Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-Ля-Ми)
  • Каких камней в море нет? (Сухих)
  • Какое колесо не крутится при правом развороте? (Запасное)
  • Какое растение все знает? (Хрен)
  • Какой болезнью никто не болеет на суше? (Морской)
  • Какой конь не ест овса? (Шахматный)
  • Кто, на поставленный ему вопрос никогда не ответит «Да»? (Спящий человек на вопрос: «Вы спите?»)
  • Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Лысый)
  • Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)
  • По чему ходят часто, а ездят редко? (По лестнице)
  • Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (Под мокрым)
  • Слово из трех букв, которого боится любой мужчина? (Еще)
  • У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у него стало? (Пять)
  • Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
  • Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда, когда это уже не нужно? (Якорь)
  • Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодняшний день)
  • Что может в одно и то же время: стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать? (Часы)
  • Что можно сбросить с обнаженной секретарши? (Обнаженного начальника)
  • Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)
  • Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? (Переходить улицу)
  • Что с поднять земли легко, но трудно кинуть далеко? (Пух)
  • Что станет с мячиком, если он упадет в Желтое море? (Станет мокрым)
  • Что такое: зеленое, лысое и скачет? (Солдат на дискотеке)
  • Что это такое: синий, большой, с рогами и набит зайцами? (Троллейбус)
  • Что такое: твердое в мягкое вставляется, и шарики рядом болтаются? (Сеpьги)
  • Шесть ног, две головы, а хвост один. Что это такое? (Всадник)
  • Это подходит к концу быстрее отпуска, что это? (Отпускные)

                         Путешествие в страну сказки викторина с игровыми элементами                 

Пояснительная записка.

Ведение факультативного курса «Занимательный русский язык» имеет особую важность в силу ряда причин.

Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности   для гражданина, не владеющего в полной мере русским языком,  в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. В ходе занятий используется интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний обучающихся, для которых русский язык только становится близким и родным, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск обучающихся к достижению результата. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку орфоэпических и орфографических правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5- 7 классов, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).

Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности обучающихся данной  категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать им, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

         Целью программы  является  расширение лингвистического кругозора обучающихся.

     В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Образовательные: 

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную  культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие: 

  • развивать  языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать  мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные: 

  • воспитывать  гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать  культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

  • гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
  • идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
  • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
  • национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Дидактико-методическое обеспечение учебного курса

(ведущие принципы, технологии,  методы, формы обучения).

     В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

          Ведущими  технологиями в  учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления, технологии личностно-ориентированного обучения.

          В качестве ведущих методов  применяются метод проблемного изложения,  частично-поисковый (эвристический),  исследовательский метод. 

          Наиболее привлекательными формами работы являются игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Программа “Занимательный русский язык” предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 35  часов в год.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                     (печатные, цифровые, мультимедийные ресурсы).

  1.  Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. — Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. — Москва: Айрис-пресс, 2008.
  4. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. — Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Шанский Н.М. В мире слов. — М., 2003.

Лингвистические словари

  1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. — М. : Просвещение, 2006.
  2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. — М. : Просвещение, 2008.
  3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. — М. : Просвещение, 2003.
  4. Лекант, П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка   П. А. Лекант, В. В. Ле-денева. — М. : Просвещение, 2006.
  5. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. — М. : Просвещение, 2006.

                               Информационно-коммуникационные средства

1С : Репетитор. Тесты по орфографии. — М. : ЗАО «1С», 2005. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. — М. : ЗАО «1С», 2005. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Требования  к уровню результатов освоения обучающимися курса

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Потребность в самовыражении и самореализации

Потребность в самовыражении и самореализации

Умение вести диалог

Устойчивый познавательный интерес

Готовность к самообразованию и самовоспитанию

Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению

Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция

Способность к решению моральных дилемм

Регулятивные УУД

Целеполаганию 

Анализ условий  достижения цели

Планирование путей достижения цели

Установка целевых приоритетов

Контроль и управление своим временем

Принятие решений в проблемной ситуации

Контроль результатов и способов действия

Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия

Основы прогнозирования

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью

Осуществлять познавательную рефлексию

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности

Преодолевать трудности

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию

Учитывать разные мнения

Сравнивать разные точки зрения

Аргументировать свою точку зрения

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование,  взаимный контроль и оказывая взаимопомощь

Адекватно использовать речь, языковые и  речевые средства

Работать в группе

Основы коммуникативной рефлексии

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений

Продуктивно разрешать конфликты

Брать на себя инициативу

Оказывать поддержку и содействие

Осуществлять коммуникативную рефлексию

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета

Давать определение понятиям

Устанавливать причинно-следственные связи

Обобщать понятия

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию

Строить логическое рассуждение

Объяснять явления, процессы

Основы ознакомительного, изучающего чтения

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность

Выдвигать гипотезы

Проверять гипотезы

Делать умозаключения и выводы

Основы рефлексивного чтения

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию

Пользоваться устройствами ИКТ

Фиксировать изображения и звуки

Создавать письменные сообщения

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов

Осуществлять коммуникации

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах

Учебно-тематический план

№ темы

Тема раздела

Количество часов

1

История русской письменности и лексики

4

2

Строительный материал слов: история морфем, происхождение слов

16

3

Загадки лексики и фразеологии

8

4

Морфология: исторический путь частей речи

2

5

Синтаксис и пунктуация: прошлое, настоящее, будущее

4

Календарно-тематическое планирование

Номер темы.

Тема занятия

Форма проведения

1

Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.  Русская орфоэпия.

Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

2

Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

Практикум. Путешествие

3

“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов. Мягкий и твердый знаки, их роль в русской речи.  Презентации.

Практикум. Написание грамматических сказок.

4

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.  

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

5

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Работа со словообразовательным словарём.

Практикум. Анализ художественных текстов.

6

Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов.

Практикум. Игра в “словесный мяч”.

7

“Пересаженные корни”. Иноязычные и русские  корни. Работа со скороговорками.

Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.

8

Русские пословицы и их мудрость. Пословицы народов России.

Практикум. Анализ, исследование языковых единиц

9

Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. Секреты Толкового словаря.

Практикум. Игра.

10

Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина

11

Закон восходящей звучности. Стихи , загадки, поговорки. Презентации.

Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”

12

Суффикс -а — командует гласными. Корни с чередованием. Словарь омонимов, синонимов.

Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”

13

Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.  Паронимы в русской речи.

Практикум. Викторина.

14

Приказы согласных звуков. Эти близкие друзья – синонимы. Работа со словарём синонимов.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.

15

Значение слова. Зависимость от контекста. Омонимы и паронимы. Составление словарика.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.

16

Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. Этимологический словарь.

Практикумисследование. Анализ языковых единиц.

17

 Что может обозначать приставка пре-?  Этимологический словарь.

Практикумисследование. Анализ языковых единиц.

18

Что может обозначать приставка при- ? Работа с паронимами и омонимами.

Практикум исследование. Анализ языковых единиц.

19

Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”. Работа с орфографическим словарём.

Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.

20

Для чего нам суффиксы нужны?  У каждой части речи свои суффиксы?

Практикумисследование. Анализ языковых единиц

21

Лингвистический микроскоп.

Практикум. Викторина.

22

Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена.

Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”

23

Путешествие по России. Диалектные слова. Словарь В.И.Даля.

Практикум. Игра. Анализ литературных произведений.

24

Происхождение отчеств. Прозвища. Что в имени моём?  Презентации.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

25

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.  Работа с Фразеологическим словарём. Проектные работы. Презентации.

Практикум. Фразеологический КВН.

26

Как определить значение фразеологизма. Богатство русского фразеологизма.

Практикумисследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион»

27

Омонимы, синонимы, антонимы. Составление миниатюр с синонимами.

Практикумисследование. Анализ языковых единиц. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда.

28

Контекстуальные антонимы. Вместе тесно, а врозь скучно.

Практикум. Анализ художественных произведений.

29

Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.

30

Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Проектные работы.

Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина

31

Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.  Художественное  чтение.

Практикум. Путешествие

32

Точка — самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Практикум. Составление грамматических сказок.

33

Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. Презентации.

Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок

34

Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона.

Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм превращений для заданных слов.

35

Итоговое занятие. Проектные работы.

Проектные работы.

                              Используемая литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998.
  3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. — Волгоград: Учитель, 2009.

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 
№14 «Умка»

Самообразование по теме:

 «Русские народные сказки как
средство развития связной речи старших дошкольников»

Воспитатели:  Ф.В. Ахмедова

С.З. Мирзоева

План работы по теме
самообразования

 

 

Тема:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь – инструмент
развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия
для успешного обучения в школе. 

У ребенка старшего
дошкольного возраста (6-7 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений
звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения
звуками.

Русские народные
сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают,
как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная
мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой
яркостью, как в народных сказках.

В формировании
связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов.
Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях
формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно
предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами
художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное
высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного
языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень
умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные
сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи
детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка,
показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки
как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи
старших дошкольников.

Задачи:

1.      работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи
детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь

2.    
обучать детей построению полных и выразительных
ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к
прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства
образной выразительности;

3.    
развивать у детей мышление и воображение,
эмоциональную отзывчивость

4.     воспитывать любовь к художественной литературе.

Содержание работы на 2020-2021 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг  «Путешествие в сказочную страну»

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ)

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»

НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ)

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой «Кот, петух и
лиса»

Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи
дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…
Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование
элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в
дошкольных учреждениях. — М: Линка-Пресс, 2000

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии
развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов
дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М: Фолио,
2000, 464 с.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Плехановская средняя
общеобразовательная школа»

Программ клуба интеллектуального развития

«Эрудит»

для 5 -11 х классов

                                                Составитель: Крюкова Н.В.,  

                                                                  учитель
русского языка и

                                                                  литературы

                        
                        2019 г.

                             
Пояснительная записка

       Клубная работа – одна из наиболее эффективных
форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных
занятий программа клубе строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа
в клубе, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках,
заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений,
но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом
аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают
почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

        Клуб по
занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на
уроках русского языка. На занятиях клуба в интересной, увлекательной форме
рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя
отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный,
связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что
каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий клуба –
это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся
интересными и разнообразными знаниями по языку.

        Развитие
познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы.

Наиболее
привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с
игровыми элементами, поэтому основу занятий кружка составляют игры, турниры,
решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические
сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и
анализа языковых единиц.

Как всякая игра,
решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки, сообразительности,
находчивости. Отгадывание различных занимательных загадок способствует
формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым
усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей
расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний,
обогащается их словарный запас
.

         Основная цель пробудить интерес к русскому языку, к
его речевым явлениям, желание познать богатства языка.

         Программа клуба
ставит следующие задачи:выявление и поддержка одарённых учащихся;

  • развитие индивидуальных
    способностей учащихся;
  • расширение и углубление
    программного материала;
  • воспитание любви к великому
    русскому языку;
  • пробуждение потребности у
    учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей
    речью;
  • совершенствование общего
    языкового развития школьников.

Организация деятельности школьников основывается на следующих
принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к
    учащимся.

Знание русского
языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без
хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них
чувства языка на примерах текстов художественных произведений.

Для успешного проведения занятий
используются разнообразные формы работы:

·       
игры на
языковом материале;

·       
вопросы
занимательной грамматики;

·       
инсценировки
языковых ситуаций;

·       
краткие
увлекательные рассказы о жизни языка;

·       
практическая
работа с различными рода словарями;

·       
работа с
тестами художественных произведений.

Виды
деятельности:

теоретические:

— лекция с
элементами беседы;

составление
кроссвордов и ребусов;

—  путешествие;

— грамматические
сказки;

— викторина;

— выступление,
рассказ
;

практические:

—  игра, турнир;

 выполнение
тестов;

 работа
над словом, работа с книгой, словарем;

—  составление
ди
алогов, лингвистических сказок;

—  редактирование
предложений, написание сочинений-миниатюр;

—  выборка
материала из худож
ественной литературы, его анализ;

—  подготовка
сообщений
;


 практикумы
с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Ожидаемые результаты:

·       
возросший
интерес к предмету;

·       
повышение
успеваемости по русскому языку;

·       
умение
грамотно оценивать языковые ситуации.

Программа клуба предусматривает работу в течение всего
учебно
го года и
рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.

                                     
Учебно- тематический план.


п/п

Тема

Кол-во
часов

Краткое
содержание занятия

Форма
проведения

Образовательный
продукт

1.

В
начале было Слово…

1

Введение.
Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке.

Презентация

Составление
книжки высказываний.

2.

Дорога
к письменности.

1

История
письменности от древности до наших дней.

Путешествие

Журнал
путевых заметок

3.

Кириллица
или глаголица.

1

Основатели
славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга.

Устный
журнал

Иллюстрации

4.

«Сперва
Аз да Буки – потом все науки»

1

Славянский
алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв.

Лингвистический
журнал

Сочинение-отзыв

5.

Как
учили грамоте на Руси.

1

Особенности
изучения русской азбуки в старину. Библиотеки.

Путешествие

Отзыв
о путешествии

6.

«Без
грамматики не выучишь ни истории, ни математики.

1

Что
такое грамматика? Основатели русской грамматики.

Радиопередача

Книжка-раскладушка
«Ученые –русисты»

7.

Грамматика
и история.

1

Из
истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение названий
грамматических терминов.

Исторический
калейдоскоп

Словарь
грамматических терминов

8.

Правильно
ли мы говорим?

1

 Особенности
русского ударения
. Ударение
как средство смыслового различения слов
.

Практикум

Словарь
ударений

9-10.

От
точки до многоточия.

Среди
знаков

препинания.

2

Знаки
препинания. История происхождения знаков препинания.

 Их
роль  в русской грамматике.

Экскурсия
в музей знаков препинания.

Сочинение-отзыв

11.

В
мире вежливых слов.

1

Речевой
этикет. Золотые  слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности,
просьбы, Ты и Вы и др.

Ролевая 
игра

Составление
словаря вежливых слов

12-13.

«Что
в имени твоём?»

2

Из
истории русских имен и фамилий.

Беседа

Сочинение
«Имена в нашей семье»

14-

15.

Зри
в корень.

Всё
растёт из корня.

2

Родословная
слов. Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов.

Исследование.

Составление
родословной однокоренных слов

16.

В
стране морфем.

1

Из
истории морфем. Роль морфем в грамматике.

Экскурсия

Маршрутный
лист экскурсии

17.

Почему
мы так пишем?

1

Правила
правописания морфем.

Практикум

18.

Пестрое
семейство синонимов.

1

Синонимы.

Лабораторная
работа

Таблица
синонимов

19.

Тезки
наоборот.

1

Антонимы.

Лабораторная
работа

Таблица
антонимов

20-21.

Слова
— двойники

2

Омонимы.
Омоформы. Омофоны. Омографы.

Заседание
ученого совета

Протокол
заседания

22-23.

Где
же хранятся слова?

Копилки
слов.

2

Словари.
Типы словарей. Роль словарей.

Лингвистический
журнал

Составление
оригинального словаря

24.

Слова
– пришельцы.

1

Заимствованные
слова.

Лингвистический
бой

25.

Из
глубины веков.

1

Архаизмы
и историзмы. Старославянизмы в русском языке.

Экспедиция
в прошлое

Журнал
экспедиции

26.

В
мире крылатых слов и выражений.

1

Фразеологизмы.
История происхождения фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Интеллектуальный
марафон

Альбом
«Фразеологизмы в рисунках»

27.

Почему
мы так говорим?

1

Этимология
слов и выражений.

Турнир
знатоков

Этимологический
словарь

28.

В
гостях у сказки.

1

История
названий сказочных героев.

Телепередача

Иллюстрации

29-30.

В
музее истории слов.

Словесные
раскопки.

2

Происхождение
и употребление слов и выражений.

История
слов.

Экскурсия.

Археологические
раскопки

Маршрутный
лист

Составление
мини-словаря

31.

Всех
скороговорок не перескороговоришь.

1

Скороговорки.
Роль скороговорок в речи.

Практикум

Составление
скороговорок

32.

Пословицы,
поговорки.

1

Народная
мудрость  в пословицах и поговорках, тематическое богатство русских пословиц.

КВН

Составление
книжки-малышки по пословицам народов России.

33-34.

Язык,
давай с тобой дружить!

2

Подготовка
и проведение итогового занятия.

Лингвистический
коктейль

Сценарий
мероприятия

      
Список литературы.

1. Бурмако В.М.
Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

2. Граник Г.Г. и
др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М.,
Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.

3. Григорян Л.Т.
Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

4. И у слов бывают
тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.

5. Иванова, В.А. и
др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова,
З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.

6. Львова С.И.
«Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся /
С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.

7. Люстрова  З.Н.
и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.:
«Знание», 1976.

 8. Мастер – класс
учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии,
исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская
Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

9. Угроватова Т.Ю.
Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная
рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х
тетрадях. — М.: Владос, 1995.

10.  Угроватова
Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универсальная
рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х
тетрадях. — М.: Владос, 1995.

  • Путаник как правильно пишется
  • Путешествие в мир сказок сценарий
  • Пулемет как правильно пишется
  • Прощенный друг как пишется
  • Прочный как пишется правильно