Путешествие в африку сочинение

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: африка самый жаркий материк 2 слайд описание слайда: ,литературный конкурсоблеченная

Африка – самый жаркий материк»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Африка – самый жаркий материк»

    Описание слайда:

    Африка – самый жаркий материк»

  • 2 слайд

    ,Литературный конкурсОблеченная в пламя и дымы,О тебе, моя Аф

    Описание слайда:

    ,

    Литературный конкурс

    Облеченная в пламя и дымы,
    О тебе, моя Африка, шепотом
    В небесах говорят серафимы.
    И, твое раскрывая Евангелье,
    Повесть жизни ужасной и чудной,
    О неопытном думают ангеле,
    Что приставлен к тебе, безрассудной
    Н.Гумелев

  • 3 слайд

    Назовите самый большой остров Африки  Назовите самое глубокое озеро Африки. Н

    Описание слайда:

    Назовите самый большой остров Африки 
    Назовите самое глубокое озеро Африки.
    Назовите высочайший вулкан Африки.
    Назовите океаны, омывающие берега Африки.
    Назовите горы, которые лежат на северо–западе Африки.
    Назовите самый крупный залив Африки.
    Назовите самую длинную реку Африки.
    Назовите самую полноводную реку Африки.
    Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы.
    Какое плоскогорье находится на востоке Африки.
    В каком месте Африки температура воздуха поднимается до 70 °С?.
    Море, омывающее северные берега Африки.
    Географическая разминка

  • 4 слайд

    Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный

    Описание слайда:

    Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира).

    Из предложенных слов и выражени составьте определение понятию:

  • 5 слайд

    Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью темпера

    Описание слайда:

    Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

  • 6 слайд

    Цель: Узнать какие природные зоны есть в Африке. Как они располагаются на мат

    Описание слайда:

    Цель: Узнать какие природные зоны есть в Африке.
    Как они располагаются на материке.
    Какие климатические условия в них.
    Какие растения и животные обитают в Африк.
    Тема: «Природные зоны Африки»

  • 7 слайд

    Физкультминутка

    Описание слайда:

    Физкультминутка

  • 8 слайд

    1 Название природной зоны. 2. Географическое положение. 3. Климат. 4. Почва.

    Описание слайда:

    1 Название природной зоны.
    2. Географическое положение.
    3. Климат.
    4. Почва.
    4. Растительный мир.
    5. Животный мир.

    План описания природной зоны:

  • 9 слайд

    Описание природной зоны.

    Описание слайда:

    Описание природной зоны.

  • 10 слайд

    Природные зоны Африки

    Описание слайда:

    Природные зоны Африки

  • 11 слайд

    Экваториальные леса

    Описание слайда:

    Экваториальные леса

  • 12 слайд

    Саванны и редколесья

    Описание слайда:

    Саванны и редколесья

  • 13 слайд

    Пустыни и полупустыни

    Описание слайда:

    Пустыни и полупустыни

  • 14 слайд

    В мире животных

    Описание слайда:

    В мире животных

  • 15 слайд

    Синквейн

    Описание слайда:

    Синквейн

  • 16 слайд

    Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Оди

    Описание слайда:

    Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой мудрец, взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон. Чему учит нас эта притча, если мы рассмотрим её с точки зрения нашего урока и,  вообще, с точки зрения географии?

    Притча

  • 17 слайд

    Написать мини – сочинение «Мое путешествие в Африку» 2. Стр. 120-126 VI. Дома

    Описание слайда:

    Написать мини – сочинение «Мое путешествие в Африку»
    2. Стр. 120-126

    VI. Домашние задание

  • 18 слайд

    Спасибо!Составитель: Аносова Н.И., учитель географии МБОУ «Жердевская СОШ №

    Описание слайда:

    Спасибо!
    Составитель:
    Аносова Н.И., учитель географии МБОУ «Жердевская СОШ № 2», Жердевского р-на, Тамбовской области.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Путешествие в африку сочинение

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Путешествие в африку сочинение

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Путешествие в африку сочинение

  • Сейчас обучается 671 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«География материков и океанов», Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Тема:
§ 28. Природные зоны

Похожие материалы

  • Рабочая программа по географии 6 класс

  • Рабочая программа по географии 5 класс

  • Рабочая программа по географии 7 класс

  • Презентация по географии на тему: «Санкт-Петербург – вторая столица России»

  • Рабочая программа по географии 5-9 классы по учебнику Е.М. Домогацких

  • Сообщение на тему «Описание государства Зарубежной Азии. Грузия»

  • Рабочая программа по предмету «География» для 5-6 класса

  • Презентация интегрированного урока «Металлургический комплекс. Черная металлургия»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «География: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Мы продолжаем цикл познавательных передач, и сегодня расскажем, зачем ехать в Армению. Это будет история, полная драм, хороших людей и плохих дорог.

4 утра, аэропорт Еревана «Звартноц»: таксисты звали в далекие дали, но путь до Святого Эчмиадзина решено было пройти пешком. До Святости смешные десять кэмэ. Облаянные собаками, обласканные воздухом, шли.

Считали белые «Нивы»: «раз-два-три-смотри еще одна», вчитывались в армянские буквы, извилистые, как дороги этой страны, и плавные, как руки танцовщиц. Сумерки плавились, и нам здесь определенно нравилось. Вдали показался первый храм нашего путешествия — церковь Святой Рипсиме. Рипсиме-Рипсиме, откройся, но нет, в 6 утра она спит, позволяя лишь пройтись по роскошным – андалусским словно – садам, любуясь камнями.

Камни. Камни. Камни. Камень на камне лежит и камень поминает. Бледно-желтые, рыжие, пегие, позолоченные, цвета коры, кофе и изголодавшейся по воде земли. Древнее древнего камни.Путешествие в африку сочинение

Армения: камни и память.

Гегард, Нораванк, Татев, Кобайр, Одзун, Ахтала – монастырь за монастырем, мы всматривались в морщинистое лицо Армении, в ее светлый лик. И она смотрела в ответ, во все свои камни. Камень. Вода его точит, время лечит, огонь согреть хочет. Он лежит здесь уже четырнадцатый век, а ты… ты — всего лишь человек.

Армения: храмы.

Путешествие в африку сочинение

Армения: шарм и шрамы.

Я верчу два этих слова на языке, слюнявлю, и запускаю шарманку снова: Армении шарм, шрамы Армении…

Сделай доброе дело, и тебе непременно скажут «мерси» — не шарм разве, не ушей ли очарованье? Мэрси! Мэрси! Мэрси! Как будто когда-то здесь потрудился на славу Шарль Азнавур. Жаль, если не так.

Армения: драмы. Большие и малые. Мы привезли с собой обратно тысячу драм – на зеленой бумажке писатель Егише Чаренц и гора Арарат. Её мы увидим во второй день, а его обязательно прочтем позже.

На тысячу драм нельзя покутить, но можно купить билет в Дилижан, чтобы там вдоволь напиться почти самой вкусной воды в мире. Много чего можно.

За рубли даже в аэропорту щедро осыпают удивительно-красивыми и разноцветными драмами. Моя любимая – бледно-оранжевая бумажка со свирепым старцем, двадцать тысяч.

Наши кошельки мгновенно насупились и раздулись от важности, а головы одурманились, и в первое кафе, без меню, вывески, роду и имени, мы кинулись, как в омут.

Пройдя через гараж, сени, коридоры и прочие препоны, мы оказались в темной комнате.

— Покушать можно?

— Конечно, покушать!

А дальше были кебабы, хлеб, лимонад, кофе и гадание на его гуще: сколько попросят? Не оставят ли в дураках?

Все было вкусно и всего было много, но позвольте вам рассказать о лимонаде. О, это не лимонад, нет-нет, это тысяча и одна карамелек дюшес прямиком из вашего детства, обессиливших, истаявших в родниковой воде. Дюшес из ДЮСШ.

— С вас две тысячи драм.

Слышали? Это одновременно упали камень с души и с плеч гора. В Армении мы всё смело делили на семь, потому что семь – счастливое число, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глазу, и еще, потому что такой курс. Отобедав на 285 рублей, мы решили двигаться в сторону Еревана. День еле-еле перевалил за половину, с такой же скоростью шли и мы.Путешествие в африку сочинение

Грянул условный гром, разверзлись бутафорские небеса, и на горизонте появился третий участник пьесы – Карен.

(Карен кланяется)

С первого взгляда может показаться, что Карен таксист, но это не так. Таксист будет говорить вам:

— Брат, как скажешь, брат. Брат ты мне или не брат?!

— Сестра, для тебя, как для себя, мамой клянусь!

В общем, сыпать семейными ценностями направо и налево.

Карен – не таксист, Карен – друг. В следующие три дня мы проедем с ним 700 километров по убитым, еле живым и на ладан дышащим дорогам Армении, ни разу не услышав анекдотичного «брат» и «сестра», лишь – имена.

Карен ловко ведет свой «Опель» по горным перевалам, ненавязчиво рассказывая и показывая самое важное. Вечером, после бутылочки местного пива «Киликия», он нахваливает грузинскую кухню, разносит вездесущую армянскую коррупцию, жалуется на низкую зарплату, и костерит «понаехавших» иранцев, которые хотят получить в Ереване все и сразу. Об азербайджанцах он говорит спокойно – «они ведь тоже не хотят войны, это все он, Алиев».

Карен с удовольствием вспоминает Москву и мечтает съездить в Милан. У него есть только один недостаток: плейлист. Ирина Салтыкова, группа «Пропаганда» и песни такого толка: «Тебе сегодня 50, ай-ай, юбилей у тебя, мой друг, да-да, сегодня будем песни петь, ай-ай, и до утра мы танцевать, да-да…»

В первый день Карен подвез нас от Храма Звартноц до хостела в Ереване, затем доставил в Гарни и Гегард, и, уже вечером, снова перенес в центр города.

Во второй день мы проделали длинный путь к Татевскому монастырю, заезжая по пути в Хор Вирап, Арени и Нораванк. Погода в Армении меняется то и дело. Но постоянными нашими спутниками были товарищи Пасмурян и Туманян.Путешествие в африку сочинение

Большинство экскурсий или таксистов предлагают туры в Татев с возвратом в тот же день, что, может быть, и правильно, ведь уже на завтра можно быстро добраться из столицы к озеру Севан, в Гюмри или Цахкадзор. Нам же принципиально было остаться в Татеве на ночь – и непременно в отеле Harsnadzor. Карен, забыв обо всем на свете, тоже решил бросить якорь здесь, поклявшись в следующие выходные привезти сюда всех ереванских друзей.

Место удивительное: ухоженная территория с павлинами-фазанами и мини-фазендами – домиками в виде бочек на краю обрыва. Путешествие в африку сочинение

Из окна вид на горы, облака, туманы, рассветы и закаты. Можно прогуляться пешком до «Чертова Моста» и окунуться в теплые источники, но лучше просто сидеть на лавочке, созерцая, всё понимая, но не в силах найти нужные слова, совсем как псы, снующие по территории парка.

Скоро здесь будет не протолкнуться, Kinfolk устроит череду ужинов с ужимками и томными взглядами в меню, кто-то затеет кинопоказы под открытым небом или закатит фестиваль с приставкой «эко». Но пока здесь чудесно, и эхо, оставленное нами, до сих пор гуляет по горам в гордом одиночестве.Путешествие в африку сочинение

В третий день мы посетили «Чертов Мост», упомянутый выше, для этого нам пришлось спуститься ниже по старой Татевской дороге. После был путь к озеру Севан, но не через Ереван, а через Ехегнадзор и Мартуни.

В Мартуни у нас был запланирован футбол –  «Алашкерт» против «Бананца», однако, незадолго до вылета выяснилось, что «Алашкерт» свои домашние матчи проводит в Ереване. Так футбол отпал, а план остался. Через Селимский перевал с остановкой в Караван-Сарае 14 века, мы добрались до деревни Норатус, в которой находится потрясающее воображение кладбище хачкаров.

«Хач» – крест. «Кар» – камень.Путешествие в африку сочинение

Армения – страна хачкаров. На кладбище в Норатусе самый древний датирован 5 веком. Мы едем дальше: монастыри Айраванк и Севанаванк остались позади, и вот мы в Цахкадзоре – городке, который оживает только во время горнолыжного сезона. Здесь мы душевно прощаемся с Кареном и заселяемся в Дом Отдыха «Наири». И заселяемся так удачно, что оказываемся единственными жильцами на все 7 этажей огромной советской здравницы.

Собственно, гостиница была выбрана в ностальгическом порыве только из-за этого советского душка, красных ковров, плакатов и прочего винтажного флера и вздора. Но ощущения непередаваемые: как будто оказался в вырезанной (точнее — вырубленной) сцене из «Сияния» Кубрика. Или у Соррентино в «Молодости», или у Андерсона в «Гранд Отеле». Или в «Волшебной горе» Томаса Манна. Кому как чудится.

Четвертый день мы посвятили области Лори и ее монастырям: Кобайр, Одзун, Ахпат, Санаин, оставив Ахталу на последние часы перед отъездом в Грузию. Где-то здесь в 1829 году бродил Пушкин и наткнулся на повозку. В повозке лежал Грибоедов, убитый в Тегеране.Путешествие в африку сочинение

Чтобы успеть объять необъятное, мы обращались к лихим гонщикам – Серджику, Симону, и еще нескольким безымянным, меняли железных коней и мчались дальше, в сторону Тбилиси. На границе с Грузией нам попалась машина с номером «777777» — круг замкнулся, счастливее не бывает.

В этой стране все было ладно и складно – Ереван рифмовался с Севаном, храмы с драмами, мы жадно впитывали цвета Параджанова, настырно вглядывались в монастырские камни, фрески 13 века, руины, пересекли страну серпантином, зигзагом, непослушной лентой или диковинной буквой армянского алфавита. Похожей на эту վ. Мы выскочили из Армении на севере, там, где, кажется, больше всего веры, в изумлении напоследок выдохнув: Ах-пат и Ах-тала…

Путешествие в африку сочинение

Тот самый отель около Татева.
Тот самый пансионат «Наири» (кажется, уже закрылся).

Читать: Андрей Битов «Уроки Армении»

* статья написана в 2017 году.

Не болейте! Уберите руки от лица.
Слушайтесь маму. Слушайтесь отца.

А теперь подвал с ссылками, без которых путешествие — не путешествие.

Любые билеты на aviasales.
Любое жильё на БукингеAirbnb или hotelscombined.

Оформляете страховку? Мы — в каждую поездку. Наши друзья из Росгосстрах дарят скидку 25% по коду Vandrouki и защитят вас в случае возникновения различных непредвиденных обстоятельств. Кстати, код действует и на другие продукты :)

А ещё у нас есть фирменный магазин, в котором вы можете заказать нашу настольную игру или ещё что-нибудь хорошее. По промокоду DLYAVNIMATELNIH — скидка 11%.

Ну а если вы просто добрый малый и хотите помочь нам в эти грустные для путешествий времена, то пожалуйста. Вот ссылка.

Наша группа Вконтакте, наш Facebook, наш Telegram, наш twitter. Всё наше.

Ф.И.О. педагога: Ренсевич Людмила Николаевна

Полное название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

Цель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия: природный комплекс, природная зона, экваториальный лес, саванна, пустыня, вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

Ресурсы «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв.; мультимедийное оборудование, атлас.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, уважаемые гости.

-Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги о новых землях , мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Таинственный мир зовёт нас за собой.

-Сегодня нас вновь позвала Африка! Мы отправляемся в виртуальную научную экспедицию по Африке. Я предлагаю вам отправиться туда под девизом:

Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Приветствуют учителя,

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Опрос д.з.

  1. Работа по номенклатуре с картой( моря, заливы,проливы, течения, горы, равнины).
  2. Блиц-опрос
  1. Назвать крайнюю южную точку материка
  2. Самая полноводная река Африки….
  3. Озеро-двойник Байкала…….
  4. Наивысшая точка Африки…….
  5. Африка занимает 1 место в мире по добыче……
  6. Водопад, открытый Ливингстоном…
  7. Озеро, часто меняющее свою площадь

Игольный, Конго, Танганьика,Килиманджаро,Золото, Виктория, Чад.

II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира — …….

Итак ,определим тему урока

« Природные зоны Африки» Слайд1

-Какова цель урока?

-Сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка ,раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия; объяснить их особенности размещения;

-Ребята, мы продолжаем с вами изучать экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с природой во всем её величии и красоте.

Как вы думаете? Компоненты, определяющие особенности природных зон, существуют обособленно и изолированно, либо в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга?

На примере характеристики природных зон Африки вы должны показать эту взаимосвязь и выявить главный компонент, влияющий на формирование природных зон.

Природная зона.

Какие ПЗ есть В Африке?

Взаимозависимость.

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

IIIэтап.Практический

IVэтап.Физкультминутка

Что называют природной зоной? Слайд 2.

Какие ПЗ есть в Африке? Слайд 3.

Класс разбит на путешественников и учёных.

Путешественники доложат о результатах своих исследований.

А мы будем заполнять таблицу Слайд 4.

Природная зона

ФГП

Климат.

пояс

почвы

растительность

Животный мир

гилея

саванна

пустыни

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Поиск информации о ФГП, климатическом поясе, почвах из атласа.

Сообщение об экваториальном лесе.

1 сообщение.Слайды 5-7.

2 сообщение.Слайды 8-10.

3 сообщение.Слайды 11-12

Делаем вывод: В экваториальных лесах почвы красно-желтые ферраллитные перегной в почвах не накапливается и они малоплодородны.

Экваториальные леса-природная зона, образование которой обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.

Слайд 13

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой,

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

Вот вильвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):

Левый лист, правый лист (руки в стороны).

А огромный серый слон (круг руками)

Посылает нам поклон (наклоны вперед).

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).

Сообщения о саванне.

4 сообщение Слайды 14-15

5 сообщение Слайды 16-17

6 сообщение Слайды 18

7 сообщение слайды 19-22

Саванна-природная зона, для которой характерны смена сухого и влажного сезонов года, преобладание травянистого покрова.

Сообщения о пустыне.

8 сообщение слайды 23-24

9 сообщение слайд 25

10 сообщение слайды 26-27

Пустыня- природная зона с большими амплитудами температур.

Сообщение о вечнозелёных лесах и кустарниках.

11 сообщение слайд 28

Путешественники докладывают о результатах исследований в каждой природной зоне.

Учёные географы и биологи ( делают выводы о Г.П, климате, почвах, об органическом мире)

. Учёные заполняют таблицу на листах Формата А4.

Дополнительный поиск информации в атласах, учебниках.

Работают с представленной информацией,

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Обосновывают выбор написания.

По ходу рассказа составляется таблица.

Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и письменной форме Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД

владение монологической и диалогической формами речи .

V.Этап рефлексии

Какой компонент природной зоны самый главный?

Климат – соотношение тепла и влаги, т.е. в гилее высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность -много птиц, насекомых, небольших животных.

В Саванне жарко, немного влаги, травянистая растительность, много крупных животных, травоядных и хищников.

В пустыне мала влаги, днём жарко, ночью холодно растительность отсутствует или скудная, животные ведут ночной образ жизни.

29 слайд. Задание 1: Для каких природных зон характерны:

А) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард

Б) масличная пальма, желтое дерево, фикус, окапи

В) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал

30 слайд. Задание 2: определите природную зону по описанию.

«цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». (Л. Почивалов)

Как вы думаете на территории, какой природной зоны будет создано больше всего национальных парков и заповедников и почему?

Домашнее задание: 1. параграф № 21

2.мини-сочинение « Мое путешествие в Африку»

Оцените своё участие в уроке и загрузите в соответствующий вагон.(стеки с Ф.И.О.).

  • Красный вагон: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
  • Оранжевый вагон: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
  • Серый вагон: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов». Выставление оценок за урок

Тема: Африка

Урок-путешествие.

Урок проводится в
конце изучения темы «Африка».

Цель урока: обобщение пройденного материала по теме «Африка».

Задачи:

1.     
Проверить уровень  сформированности  основных 
учебных умений;

2.     
развивать логическое  мышление, образную
память, умение правильно формулировать свою мысль;

3.     
 воспитывать интерес к предмету, умение слушать
других,  работать в темпе, любовь и бережное отношение к природе.

Образовательные УУД:

Выявить уровень усвоения знаний и
умений учащихся по теме «Африка» Обобщить и систематизировать изученный
материал по материку Африка.

Развивающие УУД:

Определить умение учащихся
устанавливать причинно-следственные связи особенностей географического
положения, климата и природы материка. Стимулировать любознательность через
игровые методы.

Воспитательные УУД:

Сформировать у школьников умение
находиться в нестандартных ситуациях, развивать интеллектуальные способности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Методы (по
характеру познавательной деятельности учащихся):
словесный,
наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:  физическая, политическая карта Африки, атлас, контурные карты, дневник
исследований,  мультимедийная презентация «Африка»,  медиапроектор,
калькуляторы

                                             Ход урока

I.                  
Организационный момент.

Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы
путешествовать. А  детей – уж точно нет. Но путешествовать, можно не покидая 
школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия.

На слайде картинки: Слон, Атласские горы, Сахара, Чад.

Попробуйте сформулировать тему урока. Куда мы совершим
путешествие?

Мы изучили Африку. Какую цель сегодня поставим на урок?

У каждого из Вас на столах лежат дневники путешествия, которые
вы будете заполнять в течение урока и получать баллы за задания.

И так отправляемся в путешествие.

II  этап. Обобщение и систематизация
знаний.

1.     
Остановка «Историческая».

На слайде представлены
портреты путешественников, исследовавших Африку.

В дневнике путешествия
(задание 1) напишите их имена.

Проверка:  Васко да Гамма, Давид
Ливингстон (2 балла)

2.     
Остановка «Адресная».

На контурных картах отметить
географические объекты. (работа в парах)

Представьте, что вы плывете 
вокруг материка, ваша задача на контурных картах подписать  крайние точки
материка и океаны, омывающие материк.

Проверка: Атлантический,
Индийский, м.Игольный, м.Альмади, м.Бен-Секка, м. Рас-Хафун.( 6 баллов, за каждый
правильный ответ 1балл)

На рабочих листах задание3.

Тест:

1.Какой
пролив отделяет Африку от Европы?

а)
Мозамбикский;

б)
Гибралтарский;

в)
Берингов.

2.Как
называется самый крупный остров у берегов Африки?

а)
Гренландия;

б)
Новая Гвинея;

в)
Мадагаскар.

3.Самый
большой полуостров Африки?

 а)
Аравийский;

б)
Сомали;

в)
Индостан.

4.Какой
канал является условной границей между Африкой и Евразией?

 а)
Суэцкий;

б)
Панамский;

в)
Каракумский.

5.Как
называется крупный залив у берегов Африки?

а)
Мексиканский;

б)
Персидский;

       в) Гвинейский.

(5 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл)

3.     
Остановка «Определительная»

Задание 4. Прочитайте текст
и вставьте пропущенные слова.

Эта
 высочайшая  гора — «пятитысячник» расположена вблизи экватора. Несмотря на
это, она увенчана вечными снегами и ледниками. Гора представляет собой потухший
вулкан, образовавшийся на плоскогорье, где расколы земной коры проложили
расплавленной магме путь из земных глубин к дневной поверхности. Это плоскогорье
называется ..,а гора

Проверка:
Восточно-Африканское плоскогорье.  Килиманджаро (2 балла)

4.     
Остановка «Климатическая».

Задание
5. По описанию определите тип климата.

1.     
Температура круглый год составляет +26..+28
градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно
распределяются в течение года. (Экваториальный пояс.)

2.     
Солнце  нагревает поверхность камней и песка до 70
градусов, температура воздуха поднимается до 40 градусов  и выше.
В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро
охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие.(Тропический).

Проверка:
2 балла.

5.     
Остановка «Физкультурная»

Физминутка:

Встаньте у своих парт и выполняйте за мной
все движения.

Я по Африке иду (ходьба на месте),

 Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх,
потягивание).

У меня над головой (наклоны в стороны с
поднятыми руками)

 Пальма зашуршит листвой, Но придется
приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать. Мы прогулку
завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои
места).

6.     
Остановка
«Водная»

Задание 6. Прочитайте утверждения, если
согласны с утверждение поставьте знак +, если не согласны-.

1.
К внутренним водам относятся моря, реки, озера,  ледники, болота и
искусственные водоемы. —

2.Распределение
речной сети зависит от рельефа и климатических условий. +

3.Большинство
рек Африки относится к бассейну Индийского океана.-

4.Самая
полноводная река Африки – Замбези. —

5.Вторая
река Африки – Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор.+

Проверка:
5  баллов

7.     
Остановка «Природные
зоны»

Задание
7.
Расселить животных по природным  зонам (наиболее
характерным для обитания данного вида).

1.Слон.2.Верблюд.3.Жираф.4.Мартышка.5.Зебра.6.Лисица-
фенек.7.Горилла.8.Антилопа – гну.9.Скорпион.

Ответ:

Влажные
экваториальные леса: 4,7.

Саванны
и редколесья: 1,3,5,8.

(6 баллов)

8.     
Остановка «Политическая»

Ответьте
на вопросы:

А)
Какое государство Африки самое большое по площади? (Судан.)

Б) Одно
из Древних государств Африки ? (Египет)

В) Самое
развитое государство Африки? (ЮАР)

Проверка:
3 балла.

Наше заочное
путешествие по Африке закончилось, вы проверили, насколько усвоили тему
«Африка», узнали, какие вопросы и задания вызывают у вас затруднения. А сейчас
подведем итоги. Сложите полученные баллы за задания и оцените себя.

31-28 баллов – оценка
5

27-21 балл – оценка 4

20-15 баллов – оценка
3

Меньше 15 баллов –
оценка 2

 А теперь посмотрим,
насколько комфортно вам было на уроке.

Если урок вам
понравился и было на уроке комфортно, похлопайте в ладоши.

Если урок у вас
вызвал затруднения, поднимите руку.

Спасибо.

Домашнее задание.

1.     
Мини-сочинение «Мое путешествие в Африку».

2.     
Составить 10 вопросов по теме «Африка».

Евреи в географии — географические представления у евреев, их вклад в географию и географические открытия[1][2].

[править] Библейская эпоха

Древние израильтяне относительно неплохо знали географию своего региона: они вспоминали путешествие патриархов из Ура в Ханаан (особенно подробно его географию), последующее переселение в Египет, и возвращение из него через пустыню и территорию окрестных племён обратно в Ханаан, ставший Землёй Израиля. Упоминаются реки (Иордан) и моря (Средиземное море и Красное море), горы, пустыни и т. д.

Географический кругозор раннего библейского периода зафиксирован в луах ха-‘аммим («список народов»), содержащемся в книге Бытие (глава 10). Даются попытки перечисления стран и народов, их связи друг с другом (предположение, что одни народы ближе к некоторым другим, чем ко всем остальным; сами отдельные народы возводились к общему предку, например израильтяне были потомками Яакова), их языкам и их общее происхождение к Ною. Порой даются привязки народа к местности (например: «сыновья Иоктана… поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной»).

Учёные спорят, с какими народами и странами следует идентифицировать перечисленные в этом списке имена потомков Ноя. Согласно одному из них, этот список охватывает весь Аравийский полуостров, Сирию, Малую Азию вплоть до Кавказа, Месопотамию, западную часть Иранского нагорья, области в среднем и верхнем течении Нила вместе с пустыней, прилегающей к ним с запада, Грецию и острова Эгейского моря. По другой гипотезе, территория, занятая перечисленными народами, простирается на восток до Индии, на юг — до Сомали и Эфиопии (Хавила, Офир), на север — до степей юга России (Гомер—Киммерия, Гог и Магог—Скифия), на запад — до Испании (Таршиш). Так или иначе, очевидно, что древние евреи имели обширные и далеко выходящие за пределы Ханаана познания о мире.

Библия изредка упоминает связь некоторых колен Израиля (колено Дана, колено Ашера) с морем и мореходством, не акцентируя на этом внимание.

Исключение даётся царю Соломону, прославляя которого Библия отмечает, что тот, совместно с финикийцами, точнее с царём Тира, осуществлял торговые (?, по другой гипотезе это были военные набеги) экспедиции от Таршиша до Офира, откуда привозились различные сокровища (зарождается экономическая география — при Соломоне определённые территории названы как места добычи полезных ископаемых — меди, золота, серебра и т. д.).

У Соломона были «царские купцы», которые закупали за границей коней и колесниц как для самой израильской армии, так и для их перепродажи в третьи страны:

Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским[3].

В целом, библейские географические познания связаны с географией Израильского царства, Северного Израильского царства, Иудейского царства, его соседей, с которыми израильтяне воевали и с кем торговали.

Ассирийское пленение и Вавилонское пленение познакомили евреев с Месопотамией и Персией, в Библии имеются указание на местности, в которые были поселены депортированные евреи («поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских»).

[править] Эпоха Второго Храма и Талмуда

Включение Иудеи в эллинистический мир не прошло даром, и кругозор евреев относительно познаний географии, политической экономики и этнографии Средиземноморья и Ближнего Востока расширился ещё сильнее.

Об этом говорит тот факт, что когда шла Маккавейская война, лидеры мятежников Хасмонеи отправляли морем посольства в Рим и Спарту (с которой будто бы евреи оказались в родстве), — в относительно далёкие от Иудеи города. Маккавейские книги показывают, что евреи разбирались в политической обстановке и противоречиях между тогдашними великими державами, что позволило им получить определённую дипломатическую поддержу со стороны Римской республики.

Хасмонейское царство играло заметную роль в Восточном Средиземноморье поддерживая связи от Киликии до Египта и Набатеи. Есть сведения о иудейском мореходстве и иудейском морском пиратстве. Это предполагает познания не только в географии, но и умение ориентироваться в пространстве.

Максимального развития географии в древности у евреев достигло царство Ирода Великого. Ирод Великий имел широкие связи с Парфией, Вавилонией, Арменией, Финикией, Сирией, Набатеей, Египтом и северо-западной Африкой, Малой Азией, Грецией, Римом. Для обширной торговли он построил порт Кейсария. При нём иудейский флот осуществил поход на Боспор.

Иосиф Флавий обладал хорошими познаниями в географии и этнографии как известного тогда мира, так и собственно Иудеи. Он же упоминает еврейское каперство в ходе Первой Иудейской войны.

Географические понятия Талмуда и мидрашей в основном связаны с обсуждением галахических предписаний, соблюдение которых обязательно лишь в пределах Эрец-Исраэль. В целом, большинство географических данных в Талмуде относится к Эрец-Исраэль и прилегающим к нему территориям.

Тем не менее, немало сведений сообщается о еврейской диаспоре, в частности о Вавилонии, о Риме и т. д.

Хотя легенды о возникновении Рима носят сказочный характер (за грехи еврейских царей архангел воткнул в море длинный шест, вокруг которого от долголетних наносов образовался остров, покрытый густым лесом, на месте которого постепенно появилось поселение, а затем и город[4][5]), но в них прослеживается идея о том, что ландшафт со временем изменяется.

«Деяния Апостолов» также даёт сведения о еврейской диаспоре и о познаниях евреев в географии, так как путешествующие апостолы были по своему происхождению евреями.

Законоучители нередко получали от них сведения о заморских странах, особенно в области естествознания[6].

Евреи Вавилонии и Эрец-Исраэль активно участвовали в торговых экспедициях на Великом шёлковом пути, соединявшем Запад с Китаем и Индией. Эксилархи, наси и другие видные представители еврейских общин вкладывали средства в эту торговлю[7]. Рабби Акива побывал в Вавилонии, Мидии, Аравии, Италии, Галлии, Северной Африке и других странах и сообщил ряд интересных сведений о них[8]. Немало путешествовал и Рав (Абба бен Айбу).

На базе высказываний в Библии, Талмуде и мидрашах можно восстановить представления о Земле, которые господствовали в еврейской среде длительное время. Земля представлялась в виде круга[9], распростертого на воде[10] или окруженного океаном[11]. По другой версии, Земля покоится на опорах[12]. Согласуя обе эти версии, один из талмудических источников[13] полагает, что Земля стоит на столпах, покоящихся на воде, под которой лежат горы. Но по другим представлениям[14], Земля имеет форму шара, который плавает на поверхности океана, подобного блюду. Полагали, что Бог «повесил Землю ни на чём»[15]. В центре её находится эвен штия («краеугольный камень»), брошенный Богом в океан камень, из которого она возникла[16]. Эвен штия, который считался «пупом Земли» (таббур ха-арец), лежит перед Ковчегом Завета в Святая святых Иерусалимского храма и является центром концентрических кругов, образованных последовательно Святая святых, Храмом, Иерусалимом, Эрец-Исраэль и, наконец, всем внешним по отношению к Эрец-Исраэль миром[17]. Представление об Иерусалиме как о центре мира перешло из иудаизма в христианство; однако христианская традиция помещает пуп Земли в месте распятия Иисуса Христа.

[править] Средние века

После падения Иудеи усилилась миграция евреев в отдалённые районы Римской империи, Европы, Африки и Азии. Рассеяние еврейского народа при сохранении связи между его общинами было важным фактором распространения среди евреев знаний об отдаленных странах и населяющих их народах.

Недаром, раннесредневековые правители зачастую доверяли евреям дипломатические миссии. Еврей Исаак был членом посольства, отправленного Карлом Великим к халифу Гаруну аль-Рашиду (Карл пользовался услугами и других евреев, посылая их с различными миссиями в страны Азии и Африки); Якуб ибн-Тарик был послан в Индию за астрономическими сочинениями и вывез оттуда десятичную систему счисления. По поручению арабского или тюркского правителя) ездил в Индию Яаков Авен (Ибн) Шеара (около 925 года). При кастильском короле Альфонсе VІ дипломатом состоял еврей Циделл и т. д.

Арабский географ Ибн Хурдадбих (IX век) писал, что еврейские купцы — рахданиты — осуществляли торговлю от Западной Европы до Индии и Китай. Об участии евреев в международной торговле Средиземноморья и прилегающих областей сохранились свидетельства в материалах Каирской генизы. Все это предполагало достаточно обширные географические познания, знания навигации и т. д.

Еврейские купцы прокладывали новые торговые пути в Восточной Европе, Азии, в Северной Африке вплоть до пустыни Сахара (еврейские купцы достигали бассейна реки Нигер).

В начале X века еврей Исхак (Ицхак) ездил из Омана в Индию и Китай.

Географические данные приводятся в «Seder Olam Zutta», в тaлмyдичecкoм лексиконе «Aruch» Цемаха бен-Палтой гаона и в Псевдо-Иосиппоне («Иосиппона» повлиял на «Повесть временных лет»).

Эльдад ха-Дани в своих записках проявляет хорошее знание географии мусульманских стран. Оставили географические и этнографические описания также Ибрагим ибн Якуб ал Исраэли ал ат-Тартуши, Вениамин Тудельский и Петахия из Регенсбурга. Описанием Святой Земли занимался Эстори бен-Моисей Фархи.

Из еврейских учёных X века, касавшихся вопросов географии, следует назвать: Саадия-гаона, давшего в своём арабском переводе Библии объяснения встречаемых в Св. Писании названий стран, народов и местностей, сохранившие свое значение до сих пор; и Давида бен-Мерван Альмокаммеца, описавшего в сочинении «Kitab Alscharah» религиозные секты.

Хасдай ибн Шапрут, как и ряд других еврейских авторов, искали сведения о легендарных пропавших коленах Израиля, он узнал, что существует иудейская Хазария. Он сумел через еврейские общины доставить письмо хазарскому царю Иосифу. Тот дал описание географии и этнографии своего царства, а другой хазарский еврей также показал неплохие познания хазар в географии.

В XI веке Натан бен-Иехиель из Рима в своем «Aruch» (1101) обозревает собственные имена местностей и приводит свод данных ο них из Талмуда, Таргумов и Мидрашей.

Авраам ибн-Эзра посетил Италию, Францию, Африку, а по некоторым данным — Индию и Палестину; сочинения его содержат географические данные о Египте, Аравии, Палестине, Персии и Индии); он же утверждает, что систему арабских цифр завез из Индии в Европу еврейский путешественник.

Маймонид оставил в своих сочинениях Моre Nebuchim, Jad ha-Chazakah и комментарии к Мишне ценные сведения ο сабеях, ο флоре Палестины, Магреба и Египта, а также карту границ Палестины. Заслуживают упоминания Яков Гаргерен, очерки которого ο странах Востока приводятся у Гадасси; Авраам ибн-Дауд, в сочинении которого «Sefer ha-Kabbala» имеются географические сведения, и Иегуда Гадасси, давший в своем «Eschkol Hakofer» (1148) очерк физической географии, географического распространения животных, а также характеристику различных сект.

XIII дал путешественников в лице Иегуды аль-Харизи, посетившего Египет и Палестину, и Якова Анатоли, который перевел Альмагест (в арабской обработке Аверроэса) и сочинение Альфергана «Основы астрономии» (с прибавлением главы ο местоположении разных городов). Герсон Каталано из Арля (XIII век) был автором космографии, а Исаак бен-Иосиф Израэли (XIV век) в приложении к известному астрономическому сочинению «Jesod Olam» дал таблицу городов, оставшуюся неизданной. К литературным памятникам этой эпохи (XIV век) относится также анонимное произведение ο природе и движении Земли и планет, об Индии, Африке и Европе и их достопримечательностях. Сочинение изобилует географическими и другими ошибками, особенно относительно Европы. Также должны быть упомянуты Исаак бен-Иосиф из Арагонии, автор «Schebile Jeruschalaim», и Иосиф бен-Элиезер, сочинение которого «Zafnat Paneach» содержит важные заметки ο Палестине.

К концу XIII века относится также обнародование Моисеем ди Леоном известной каббалистической книги «Zohar», которая содержит такие сведения ο земном шаре, какие были возвещены миру лишь 2½ века спустя Коперником. Особенно интересно следующее место в «Зогаре»:

В книге рабби Гамнуны Старшего (иначе Саба) подробно разъясняется, что весь населенный мир поразительно вращается по кругу, как шар; одни люди твердо стоят наверху, другие внизу, и все эти существа изменяют свой вид в зависимости от изменения климата, различного в разных местах; те, которые находятся внизу, стоят так же вертикально, как другие люди. Кроме того, в разных местах земли, когда одним светло, другим темно, когда у одних день, у других ночь; есть места, где всегда день и ночь занимает лишь очень краткий промежуток времени[18].

В документе короля Мальорки Хайме (Якова) III от 1334 года говорится, что по королевскому приказу еврей Юсеф Факин из Барселоны объехал морским путём «весь мир», известный в то время.

Крупным учёными были Рашид ад-Дин и Педру Нуниш.

Иосиф Лиссабонский (1480) впервые применил астролябию в мореплавании. Во 2-й половине XV века Авраам из Бежа и Жозе Копатейру участвовали в португальской экспедиции, проложившей путь в Индию (по суше).

Схематичные карты Эрец-Исраэль с подробным перечислением её городов, деревень, гор, рек и т. п. приложил к своим путевым запискам итальянский раввин и путешественник Моше бен Мордехай Басола (1480—1560), посетивший Эрец-Исраэль в 1521—1522 годах.

Евреи, такие как Авраам Крескес, Иехуда Крескес, Габриэль де Валлсеча и Герард де Йоде, внесли большой вклад в картографию. Три карты-портулана составил в XV веке Иехуда Ибн Зара (Абензара).

Евреи участвовали в географических открытиях и колонизации Америки, в том числе участвовали и в путешествии Христофора Колумба (в его команде были евреи, например переводчик Луи де Торрес). Ему, как и многим другим первооткрывателям и конкистадором (Жуан Гонсалвиш Зарку и др.) нередко приписываются еврейские корни. Так, крещённый еврей Фернао де Лоронья открыл архипелаг Фернанду-ди-Норонья у берегов Бразилии, Эрнандо Алонсо участвовал в завоевании Мексики и т. д.

В двух плаваниях Васко да Гамы участвовал Гаспар да Гама.

Путешествовал также Давид Реувени. Иосеф Дельмедиго объехал различные страны Европы, жил и в Египте. Зхария ад-Дахири побывал в Индии, Персии, Вавилонии, Турции, Сирии, Эрец-Исраэль, Египте и Эфиопии. Педру Тейшейра (около 1570—1650 гг.), марран из Лиссабона, стал первым евреем, совершившим кругосветное путешествие, и первым белым, предпринявшим длительное плавание по Амазонке. А. де Монтесинос, вернувшийся в 1644 года в Европу из поездки по Северной и Южной Америке, утверждал, что нашёл там пропавшие колена. Моше Перейра ди Пайва из Амстердама, посетив в 1686 году общину кочинских евреев, опубликовал отчет об этой поездке.

Давид Ганс первым из немецких евреев составил учебник математической географии. Среди путешественников этой эпохи выдаются: Иосиф дель Медиго (1591—1655) из Кандии, в сочинениях которого находится много географических данных о Египте, Италии и др. странах; Педро Тексейра, путешественник по Индии и Персии; Моисей Перейра, посетивший Малабар и Кочин; Тобия Коген из Меца, посвятивший 3 отдел 1 части своего энциклопедического труда מעשה טוקיה‎ географии. Известен также Герсон бен-Элиезер Галеви, автор «Gelilat Erez Israel» (1634), книги, которая была сожжена по приказанию иезуитов в Люблине. Заслуживают упоминания Яков Цаддик, составивший в 1637 году хорографию Палестины и географическую карту. В начале XVIII века уроженец Стамбула Сасон Хай ле-вет-Каштиэль посетил Нидерланды, Италию, Эфиопию, Тунис, Марокко, Иран, Афганистан. Наиболее известный путевой дневник еврея-путешественника XVIII века принадлежит перу посланца Эрец-Исраэль Хаима Иосефа Давида Азулая, посетившего ряд стран Европы и Северной Африки.

Представление о Земле как о сфере, усвоенное из арабской астрономии, получило распространение среди еврейских ученых в странах ислама в X веке; в XI веке эта идея проникла к еврейским учёным Прованса и Италии. В конце XI века — начале XII века Авраам бар-Хия написал первое сочинение на иврите о сферической форме Земли и её делении на климатические зоны — «Сефер цурат ха-арец» («Книга о форме Земли»). В книге «Зохар» говорится о вращении Земли вокруг собственной оси. Великие географические открытия опровергли представления Авраама бар Хии о том, что лишь семь областей земного шара пригодны для человеческого обитания. Опровержение этого мнения содержится в одной из глав книги Авраама бен Мордехая Фариссола «Иггерет орхот олам» («Эпистола об устройстве вселенной», 1525).

[править] Новое время

До эпохи Гаскалы, только немногие раввины и еврейские купцы Италии и Голландии обладали широким географическим кругозором и познаниями, соответствовавшими уровню развития географической науки своего времени. Даже в книге «Сефер ха-брит ха-шалем» («Полная книга завета», 1797) П. Э. Хурвица из Вильны дается примитивная картина мира, ещё близкая талмудической. Вениамин бен-Илия совершил путешествие. Другим путешественником был Самуил Романелли.

В конце XVIII века и в XIX веков на иврите вышел целый ряд книг по географии, в том числе учебников, основанных на современной европейской географической литературе. Одним из первых и самых значительных сочинений этого рода является двухтомный трактат Шимшона ха-Леви Блоха «Швилей олам» («Тропы мира», т. 1, «Азия», 1822; т. 2, «Африка», 1827).

Исраэль Иосеф Биньямин (Вениамин II, 1818–1864), еврейский торговец лесоматериалами из Фэлтичени (Румыния), в 25 лет отправился на поиски десяти колен Израиля. В течении 5 лет он посещал еврейские общины на территории современного Израиля, Ливана, Сирии, Турции, Ирака, Ирана, Армении, Афганистана, Индии, Сингапура, Китая и Египта. После кратковременного возвращения в Европу провел ещё 3 года в Ливии, Алжире, Тунисе и Марокко. Первые 5 лет своих путешествий Биньямин описал в книге «Cinq années de voyage en orient 1846—1851» («Пятилетнее путешествие по Востоку, 1846—1851»), изданной в 1856 году на французском. В 1858 году он опубликовал расширенное издание книги на немецком под названием «Acht Jahre in Asien und Afrika von 1846 bis 1855» («Восемь лет в Азии и Африке, с 1846 по 1855 год»), в котором объединил заметки об обоих циклах путешествий. В 1859 году эта книга была переведена на английский и иврит. Биньямин описал экономические и социальные условия в еврейских общинах, которые он посетил, а также описал их традиции и легенды.

В XIX веке — начале XX века ряд евреев приобрели мировую известность исследованием малоизученных районов земного шара: востоковед И. Халеви, арабист и путешественник Э. Глазер, путешественник Г. Бурхардт исследовали страны Ближнего Востока; Владимир Ильич Иохельсон и Лев Яковлевич Штернберг — Северную Сибирь; Эмин-паша, Луи-Гюстав Бенже — страны Африки (Судан, Сенегал, Нигерию); Эмиль Бессельс и А. Хейлприн — Арктику.

ЕЭБЭ отмечает:

В новейшее время известны: Palgrave, посетивший Центральную Аравию, Вамбери — Центральную Аравию и Центральную Азию, Штерн и Галеви — Абиссинию; Галеви — первый из европейцев, которому удалось проникнуть к северу от Неджрана и Верхнего Джофа, в области древнего царства минеев; Поллак — Новую Зеландию, Ринман — Индию и туземных евреев; Эмин-паша, Лукас и Гао — Африку; Яков Сафир — Йемен; Черный — Кавказ и горских евреев; Шварц и Конрад Шик — крупные исследователи Палестины; Вольф — Бухару; Wessels и Heilprin — Полярные страны. Левенберг известен как писатель истории географии, а Рапопорт, Нейбауэр и Гершенгорн — по географии Талмуда.

В колонизации Африки также участвовали Натаниель Айзекс и Рудольф Карл фон Слатин.

[править] Современность

Видный вклад в различные отрасли современной географии внесли Лев Семёнович Берг, разработавший учение о ландшафтах и создавший ряд фундаментальных трудов по климатологии, и исследовавший проблемы геохимии ландшафта Александр Ильич Перельман.

Изучением ЕАО занимался, помимо прочих, и Борис Львович Брук.

Широкую известность получили труды по климатологии В. Конрада — «Основы физической климатологии» (1942) и «Методы климатологии» (1944), Дж. Х. Джентили — «Климатические зоны и ресурсы Австралии» (1947) и «География климата» (1958), Евгения Самойловна Рубинштейн — «Методы климатологической обработки метеорологических наблюдений» (1937), «К проблеме изменения климата» (1946), «Структура колебаний температуры воздуха на Северном полушарии» (1973). Ж. М. Май написал семитомный труд «Исследования по медицинской географии» (1956–1967).

Существенный вклад в развитие физической географии Антарктиды внёс М. Дж. Рубин, возглавлявший Центр исследований климата Антарктики во время 3-го международного геофизического года (1955).

Марк Исаакович Львович написал ряд капитальных трудов по гидрологии («Опыт классификации рек СССР», 1938; «Элементы водного режима рек земного шара», 1945; «Водные ресурсы будущего», 1969, и другие).

В области географии города классическим считается труд А. Филиппзона «Город Бонн, его расположение и пространственное развитие» (1947). Н. С. Гинсберг изучал городские проблемы Токио и стал одним из авторов «Токийского меморандума» — сборника докладов по вопросам городского планирования Токио (1962). Проблемы географии городов и населения в СССР разрабатывали Р. М. Кабо, В. Г. Давидович и другие; географии транспорта — Л. И. Василевский.

В экономической географии получил известность Дж. Бин, составивший атласы крупнейших городов и трансконтинентальных железных дорог Северной Америки. Сол Б. Кохен в 1961 году произвёл изучение размещения промышленности пищевых запасов, ставшее стандартным руководством в этой области; Кохен является также автором книги «География и политика в разделенном мире» (1963). Исаак Моисеевич Маергойз занимался исследованиями по методологии экономической географии и экономическому районированию («Экономическая география Венгрии», 1956; «ЧССР. Экономическая география», 1964, и другие). Яков Григорьевич Машбиц создал новое направление в географии — проблемное страноведение. Географией населения, в том числе вынужденными миграциями, занимался П. М. Полян. Вопросами формирования интегральных экономических районов занимались советские ученые Ян Львович Зиман и Яков Григорьевич Фейгин. Исследованиями в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов занимался Алексей Александрович Минц. Крупным специалистом в области экономической географии является Марк Соломонович Розин.

В сфере истории географии классическими работами являются труды Г. Узиэлли о Христофоре Колумбе, Тосканелли и Америго Веспуччи. Р. Альмаджья известен исследованиями по истории картографии («Памятники итальянской картографии», 1929, и «Памятники ватиканской картографии», в 4-х томах, 1944–1955). Существенный вклад внесли евреи-ученые в развитие картографии. В СССР исторической географией занимался Иосиф Петрович Магидович.

Нелла Александровна Шполянская внесла вклад в мерзлотоведение, Яков Самойлович Эдельштейн — в геоморфологию, Давид Львович Арманд — в ландшафтоведение и т. д.

[править] Израиль

Одним из первых географов в Эрец-Исраэль был Иехосеф Шварц (1804—1865), посвятивший себя исследованию исторической топографии страны. А. Я. Бравер (1884—1975) первым применил в изучении географии страны современные научные методы и опубликовал первое современное исследование географических районов Эрец-Исраэль «Ха-Арец» («Страна», 1928), а также несколько учебников географии, ряд географических карт, географический атлас; редактировал географический отдел в «Энциклопедия иврит». Как преподаватель Учительской семинарии в Иерусалиме Бравер воспитал несколько поколений учителей географии. Зеев Вилнаи стал автором ряда справочных изданий по географии Эрец-Исраэль и составителем «Ариэль. Энциклопедия страны Израиля», тт. 1–8, 1969–1980. Д. Ашбель написал «Биоклиматический атлас Израиля» (1950) и «Климат Великого рифта: Арава, Мертвое море, Иорданская долина» (1966).

Развитие общей географии в Израиле началось со времени создания географического отделения Еврейского университета в Иерусалиме (1950). Д. Амиран был одним из крупнейших представителей географической науки в Израиле, под руководством которого было осуществлено издание «Атласа Израиля» (1956–1964); он издал также для ЮНЕСКО исследование «Землепользование в полузасушливом средиземноморском климате» (1964).

В в географических отделениях вузов Израиля изучается география Израиля и Ближнего Востока. Результаты исследований, прежде всего, пустынных и засушливых районов, получили международное признание. Изучалась как физическая география этих районов (климатические условия, проблемы наводнений в пустыне, борьба с эрозией почвы и оформление рельефа), так и география народонаселения, в частности проблема перехода кочевого населения пустыни к оседлому образу жизни. Большое внимание уделялось общетеоретическим проблемам развития засушливых и полузасушливых районов. Важные исследования были проведены израильскими учёными по географии городов страны, а также по проблемам развития отдельных районов. Израильские ученые плодотворно работают в области исторической географии. Их труды, основанные в основном на израильском материале, имеют значение для исследования всего Ближнего Востока и для разработки общей теории историко-географических исследований.

Ряд важных работ по исторической географии Эрец-Исраэль опубликовал И. Бен-Арье. Под редакцией И. Пресса издана «Эрец-Исраэль. Историко-топографическая энциклопедия» (в 4-х томах, 1946–1955).

Заметные результаты достигнуты также в изучении путей сообщения — как наземных, так и морских. Действует Израильское географическое общество.

Стоит отметить и поиск в Израиле различных полезных ископаемых.

[править] См. также

  • Роль евреев в колонизации Америки
  • Мореходство при Ироде
  • Евреи в астрономии
  • Флот рахданитов

[править] Источники

  1. КЕЭ, том: 2. Кол.: 70–75.
  2. КЕЭ, том: 6. Кол.: 891–895.
  3. 3 Цар., 10, 28-29
  4. Шаб., 56б и Санг., 21б
  5. Иер. Аб. Зар., I, 29
  6. Шаб. 20б, 90а
  7. Быт. Р. 77:2; Мид. I Сам. 10:3
  8. Иев. 16:7; Ав. Зар. 34а, 39а; РхШ. 26а; Эр. 4:1
  9. Ис. 40:22
  10. Пс. 136:6
  11. Эр. 22б
  12. Пс. 104:5
  13. Хаг. 12б
  14. ТИ., Ав. Зар. 3:1; Чис. Р. 13:13
  15. Иов, 26:7
  16. Иома 54б
  17. Танх., Кдошим 10
  18. Зогар, I, 115а

  • Путешественники как пишется и почему
  • Путешествие в екатеринбург сочинение
  • Путешествие в город сказок
  • Путешествие в германию рассказ на немецком
  • Путешествие в доминикану рассказ