Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе

вторая младшая группа актуальность проекта. культурно-гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеют большое значение. гигиенические навыки помогают вырастить детей

(Вторая младшая группа)

Актуальность проекта.

Культурно-гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеют большое значение. Гигиенические навыки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистым, больше быть на свежем воздухе – это в значительной мере предохраняет их от заболевания.

Освоение гигиенической культуры поведения является частью общей социализации ребенка, которое обеспечивает освоение ребенком социальных ролей. Культурно-гигиенические навыки также являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.

В результате многолетней практики замечено, что дети в дошкольном возрасте не умеют тщательно мыть руки с мылом после прогулки и после посещения туалета. Мы посчитали очень важным объяснить детям значение этой гигиенической процедуры.

Участники проекта:

Дети раннего возраста.

Вид проекта:

Познавательно-игровой.

Краткосрочный (2недели) с 11 ноября по 22 ноября 2019г.

Цель проекта: создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Объект исследования:

Вода, мыло, мыльные пузыри.

Задачи:

  1. Сформировать представления детей о правилах личной гигиены.
  2. Систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

Ожидаемый результат:

В ходе практической деятельности у детей должны быть сформированы предпосылки культурно- гигиенических навыков: умение закатывать рукава, намыливать руки мылом, смывать с рук под струей воды пену, находить и вытирать своим полотенцем.

Распределение работы по этапам проекта.

Первый этап

Подготовительный:

— определение объектов изучения, постановка цели предстоящей деятельности;

— подбор литературы, иллюстрации.

Второй этап.

Исследовательский:

— ознакомление с мылом;

— чтение стихотворений и загадок о воде, мыле, мыльных пузырях;

— рассматривание иллюстраций к сказке К.И Чуковского «Мойдодыр»;

-организовали драматизацию стихотворения «Девочка чумазая» А.Барто

— просмотр мультфильмов «Большая стирка», цикл «Маша и медведь», «Неряхи – грязнули».

Третий этап.

Заключительный:

— обобщение результатов работы;

— организация выставки «Такое разное мыло».

Итоги проекта:

В ходе работы над проектом были собраны следующие материалы:

— картотека опытов с водой, мылом и пеной;

— развлечение для детей раннего возраста «Мыльные пузыри»;

— художественное слово об умывании, мытье рук, купании;

— непосредственно-образовательная деятельность в группе детей («Мыльные пузыри»; «Купание куклы Кати», «Постираем кукле платье»).

В течение проекта у детей расширился пассивный словарный запас, активизировалась речь, проводились первые эксперименты с водой, мылом, мыльными пузырями.

Фото.

Этап введения в проект мы начали с организации в группе тематической выставки книг и иллюстраций, в которую вошли такие известные произведения, как «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Б Барто, а также сборники стихов и потешек о чистоте и о мыле, всевозможные картинки с помощью ИКТ « Моем руки правильно».

Фото.

Для родителей мы подготовили рекомендации «Что почитать с детьми дома», «Побеседуйте с детьми о чистоте». Попросили родителей «включиться» в проект и помочь в его реализации: принести в группу разные виды мыла для выставки «Такое разное мыло», где дети могли понюхать запах фруктового мыла и угадать. Что это за фрукт?

«Да здравствует мыло душистое!»

Итак, информационный старт проекту был дан, и мы с детьми приступили к исследовательской деятельности.

Обсуждали «Как мы можем защититься от микробов?», пришли к выводу, что мыло для чистых рук просто необходимо. Оказывается, вода не растворяет жир, которого так много на нашей коже вместе с грязью. Мыло расщепляет на мельчайшие частицы грязь и жир, которые затем смываются водой. Поэтому мы моемся с мылом.

Затем мы устроили наблюдение «правильно ли дети моют руки?», все ли используют мыло. Параллельно обсудили и рассмотрели картинки «как правильно мыть руки».

Фото.

Мы устроили опыт «Как мыло помогает смыть грязь и микробы». Детям было предложено испачкать руки: мы покрасили руки цветными красками. Затем дети пытались смыть данный состав рук простой водой – дочиста вымыть руки не получилось. Тогда мы взяли мыло и, о чудо, — руки стали чистыми и розовыми. Мыло расщепило жир и грязь.

Фото.

А еще было много интересных творческих мероприятий. Мы смотрели мультфильмы «Большая стирка», цикл «Маша и медведь», «Неряхи –грязнули».

Организовали драматизацию стихотворения «Девочка чумазая». Много рисовали, все о чем говорили и что обсуждали – «удивительное мыло», «как нужно мыть руки», «вот какие микробы».

Фото.

Следующим этапом было экспериментирование с мылом.

Опыт «Растворяемость мыла». Мы пробовали растворять разные образцы мыла в воде и делали выводы, какое быстрее растворилось.

Опыт «Мыльные пузыри».

Мы готовили мыльные растворы для мыльных пузырей и определяли, из какого мыла получаются лучшие растворы и самые большие мыльные пузыри.

Фото.

Много было игр: подвижная игра «Пузырь», «Зайка серенький умывается», пальчиковые игра «Моем руки», «Вытираем ручки»; сюжетная игра «Купание куклы» — как помогает мыло; сюжетная игра «Стирка» — как мыло помогает отстирать пятна с кукольной одежды.

Фото.

Поскольку наши родители подготовили много разных вариантов мыла (цветное, фигурное, жидкое), мы вместе с детьми организовали выставку «Такое разное мыло», а в процессе ее подготовки с удовольствием и удивлением рассматривали, расщупывали и разнюхивали образцы мыла. Получили настоящее удовольствие!

Итогом проекта стало развлечение с мыльными пузырями. Получился настоящий «Мыльный салют».

Вывод:

В результате реализации проекта созданы необходимые условия ля привития детям культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания. Повысились простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Дети научились закатывать рукава, намыливать руки с мылом, смывать с рук под струей воды пену, находить и вытирать своим полотенцем.

Список используемой литературы.

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. –М.: Просвещение, 1997.

2. Доскин, В.А.Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева – М:

Просвещение», 2014.

3. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2013г.

Автор: Едик Анна Анатольевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №70»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский

Автор: Обоскалова Анна Сергеевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №70»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский

Вид проекта: практико- ориентированный

Возраст детей: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Авторы: Едик А.А., Обоскалова А.С. (воспитатели группы)

Цель: формирование представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России.

Задачи:

∙ закреплять понятие Родина, страна Россия, символами государства (герб, флаг, гимн);

∙ формировать представление о городах России, русских народных традициях, промыслах, произведениях русского фольклора;

∙ развивать интерес к народным подвижным играм;

∙ воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.» «

Продолжительность проекта: 2 месяца — краткосрочный.

  • дети, воспитатели, родители, музыкальный работник. Физкультурный работник.

Интеграция областей развития: познавательное развитие, музыкальное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предполагаемый результат:

  1. Освоение знаний о родной стране, её истории и традициях.
  2. Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
  3. Сформируется интерес к русским традициям, произведениям устного народного творчества.
  4. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.

Список используемой литературы:

  1. О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
  2. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор».
  3. В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду».
  4. Л.С.Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».
  5. О.В.Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов).
  6. С.К.Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».
  7. Н.Ф.Виноградова «Моя страна Россия».
  8. Периодические издания «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».

Актуальность данного проекта.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; реализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор, народные игры. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Одной из воспитательных задач в подготовительной к школе группе является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей.

Сроки и этапы реализации.

Этапы проекта

Содержание

Срок

1 этап – Подготовительный.

  • сбор и анализ методической литературы
  • обработка периодической печати
  • написание плана реализации проекта.
  • подборка наглядного материала (иллюстраций, фотографий и т.п )
  • выставка книг и энциклопедий «Моя Родина –Россия»
  • выставка народного творчества, ( посуда, шкатулки, изделия из керамики, платков и т.п.
  • оформление мини-музея «Русская изба».
  • оформление уголка художественно-эстетического творчества «Промыслы России»
  • оформление патриотической выставки из макетов «Москва-столица Родины»
  • оформление полки «Хлеб всему голова»

1 неделя

2 этап – Основной

Беседа «Россия- Родина моя»

Нод «Символы России, рассматривание герба и флага России»

Чтение стихов о России (библиотечка в группе)

Оформление выставки «Символы России»

НОД «Города России. Золотое кольцо»

Лепка «Каравай-каравай», «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи»

Аппликация «Укрась рушник»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Слушание частушек в аудиозаписи

Игры: «Каравай», «Молчанка», «Сахаринка»

Развлечение с детьми «С хлебом-солью всякая шутка хороша!»

Игротека «Народные игры» (Подвижная хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…» , «Ленточка»)

Роспись силуэтов посуды

Лепка «Чашка с блюдцем»

Конкурс рисунков «Хохломские узоры», «Гжельский сервис», «Подносы уральской росписи»

Лепка из соленого теста «Дымковская игрушка»

3 этап – Итоговый:

Развлечение «Веселые посиделки»

Выставка детских работ «Русские умельцы»

Викторина «Знатоки России»

Ожидаемые результаты.

При условии реализации данного проекта возможно получить следующие результаты:

Система воспитательно-образовательной работы в данном направлении предоставит возможность реализации познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание репродукций картин или предметов декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация деятельности детей позволит сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всей темы.

Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки, припевки, скороговорки вызывают у детей положительные эмоции, развивают их воображение, способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье.

Именно игровая форма организации детской деятельности способствует успешному усвоению фольклорного языка, развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и современного творчества детей, педагогов и родителей: традиционное проведение народных праздников, организация выставок работ по художественно-творческой деятельности, украшение интерьера группы, создание аудиотеки с набором русских народных песен и мелодий и т.д.

Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,3 КБ

Опубликовано: 15.12.2021

Образование

В МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска» функционирует 9 возрастных групп: 1 первая младшая, 1 вторая младшая, 2 средних, 2 старших (1 группа общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи), 3 подготовительных (2 группы общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

Информация:

а) о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах:

  • Дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется: 

— по Основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15), с учетом Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 1 июля 2021 года № 2/21)

— Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «ДС № 207 г. Челябинска», разработанной на основе ФГОС ДО с учетом Примерной Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 07.12.2017 г. № 6/17) и Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 01.07.2021 года № 2/21)

с указанием в отношении каждой образовательной программы: 

Основная образовательная программа дошкольного образования:

  • Форма обучения: ОЧНАЯ
  • Нормативный срок обучения: 5 ЛЕТ
  • Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации): В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования не проводится 
  • Язык, на котором осуществляется образование (обучение): РУССКИЙ 
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие, Физическое развитие
  •  Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
  • Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования:

  • Форма обучения: ОЧНАЯ
  • Нормативный срок обучения: 2 года
  • Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации): В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования не проводится 
  • Язык, на котором осуществляется образование (обучение): РУССКИЙ 
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие, Физическое развитие
  •  Практика, предусмотренная соответствующей образовательной программой: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
  • Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

б) Описание образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Описание основной образовательной программы

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Краткая презентация основной образовательной программы 

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО)

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО)

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Приказ об утверждении ООП ДО и других ЛНА 

 в том числе:

  • об учебном плане с приложением его в виде электронного документа: 

 Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Учебный план 

  • об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) с приложением рабочих программ в виде электронного документа:

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе  Аннотация к рабочим программам 

 Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Рабочая программа музыкального руководителя

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе  Рабочие программы воспитателей 1 младшей группы

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Рабочие программы воспитателей 2 младшей группы

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Рабочие программы воспитателей средней группы

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Рабочие программы воспитателей старшей группы для детей с ТНР

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе  Рабочие программы воспитателей подготовительной группы для детей с ТНР

  • об аннотации к рабочим программам практики: ОТСУТСТВУЮТ 
  • о календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа:

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Календарный учебный график

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Годовой план на 2021-2022 уч. год 

  • о методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа:

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Учебно-методический комплект к Основной образовательной программе дошкольного образования 

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект интегрированной совместной деятельности  «Космос: путешествие во времени»

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект «Математический КВН» на конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект «Оденем куклу Таню на прогулку», 1 младшая гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождения»

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект по развитию эмоциональной сферы «Очищение души»

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по ФЭМП, Старшая гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по развитию речи «Путешествие Колобка», Средняя гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по развитию речи «Не ходи, козочка, в лес», 2 младшая гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б и Б*. Буква Б», Подготовительная гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы живём в России»

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Как звери в лесу живут», Старшая гр.

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Сценарий физкультурного досуга «Юные туристы», Старшая группа

в) Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)

Число

обучающихся

За счет бюджетных ассигнований

По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц

Итого обучающихся

федерального бюджета

бюджетов субъектов

 РФ

местных бюджетов

Число обучающихся по Основной образовательной программе дошкольного образования

164

164

на 01.09.2021

В т.ч. обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ:

  • уровень образования, код и наименование профессии, специальности, направления подготовки отсутствуют;
  • информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления отсутствует;
  • информация о результатах приёма по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования, каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления отсутствует

г) о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности):

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе  Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе   Приказ о переоформлении лицензии

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе  Приложение к лицензии № 1.3 от 15.01.2019

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Приказ о переоформлении лицензии от 15.01.2019 

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Заявление о приеме

Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе Заявление о приеме в порядке перевода  

Они дают «Гамлета», но чаще — «Золушку» или «Щелкунчика» для аудитории 4+. К ним ходят всей семьёй — их детские спектакли интересны и взрослым. Московский частный театр «Вернадского, 13» работает уже 20 лет. Почему, работая на грани выживания, классные актёры не уходят на большие сцены и в кино, а остаются играть для своего зрителя — в репортаже корреспондентов RT с новогодней ёлки.

По телефону с сайта театра «Вернадского, 13» попал в кассу. Сообщил, что хотел бы сделать репортаж, и попросил передать мой контакт режиссёру. Через некоторое время приходит сообщение в WhatsApp: «Здравствуйте, Алексей. Меня зовут Надежда, я администратор театра». Посмотрел на аватарку — знакомое лицо. Перезвонил. «Надежда Карпухина-Карпович? — уточняю я. — Вы же робкий Зайчик в «Трям! Здравствуйте!» и Гертруда в «Гамлете», роковая испанская красотка в «Блэзе» и… мышка в новом спектакле. Почему же администратор?» В трубке смех: «Да, это всё я. Придёте — сами увидите».

Зайчик-Гамлет

Впервые в театр «Вернадского, 13» я попал в 2007 году. На новогоднюю ёлку. Какой-то новый театр, возможно, даже самодеятельный. В полуподвале жилого дома по соответствующему адресу — название от него. Ну, чего ожидать? Тоскливо вспомнил дядю Гену, папу моего друга. Доставив нас на ёлку и посадив в зал, сам удалялся в буфет пить кофе с принесённым из дома коньяком. А ведь интеллигентный человек. «Утренники не по моим нервам», — комментировал он тогда. Но я был за рулём — ничего не оставалось, как сесть вместе с детьми. И не пожалел.

С одной стороны, без всякого коньяка я неожиданно уподобился ребёнку — только что не топал при появлении злодея. А главное, с удивлением заметил, что спектакль только на первый взгляд детский.

Взрослые актёры как будто играли для меня: какие-то шуточки, акценты, непонятные детям, отлично считывались их родителями.

Почти всем актёрам не больше 30 лет. Но это точно была не самодеятельность, не утренник в клубе — абсолютно профессиональная постановка.

За следующие 14 лет я посмотрел почти все детские спектакли — на ёлки всегда давали премьеру. И, если удавалось, не пропускал редкие взрослые постановки. Там вчерашний Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города» (он же волк, стражник и т. д. в других сказках) выходил Горацио в «Гамлете», а тролль, король, ёжик — в главной роли в «Старшем сыне». Классные драматические актёры — в каждой роли они становились другими. Мне казалось, что рано или поздно им станет тесно на сцене «Вернадского, 13» и они уйдут. В кино, в «большие» театры. Но вот сейчас посмотрел на сайте новогоднюю программу — 2021/22. Новый спектакль «Кот-волшебник и мышиное рождество», категория 4+. В роли Виолетты, белой мышки — мамы, — Надежда Карпович.

«Мой муж — Дед Мороз»

26 декабря, воскресенье. Два представления в день: в 12:00 и в 16:00. Зрители могут прийти за час до начала — в фойе будут игры с героями сказок. И так ежедневно весь новогодний сезон — с 24 декабря по 9 января.

Артисты начинают собираться ближе к 11:00. Первой начинает переодеваться и гримироваться Юлия Лукьяшко (Фружи, белая мышка — дочь). Правда, почему-то не в мышь, а в Снегурочку.

«Все занятые в новогоднем спектакле участвуют и в предварительной программе», — поясняет она.

61cb12f502e8bd6a20524b8a

  • Данила Алексеев
  • © RT

И точно, в соседней гримёрке натягивает подушку-пузо под костюм весёлого повара Данила Алексеев (Мартон, серая мышь — папа).

Рядом гримируется Арлекин — уже много лет в разных образах детей перед представлением развлекает актриса и сценарист почти всех постановок Евгения Войцеховская. Чуть позже пузо для солидности образа надевает и Сергей Карпович — в спектакле он Кот, но сначала выйдет Дедом Морозом.

61cb12fa02e8bd6a20524b8e

  • Надежда Карпович
  • © RT

«Ага, мой муж — Дед Мороз, — кивает появившаяся Надежда Карпович (многим зрителям известна под прежней фамилией — Карпухина. — RT). — Вся жизнь здесь — где же ещё мужа искать? Вы интересовались, чувствую ли я себя примой. Конечно, чувствую. Особенно когда на мне нужно дошить последние четыре куска сыра (реквизит на сцену. — RT) перед премьерой. Маленький театр — тут каждый отвечает за кучу всего, совмещая много функций, должностей, делает что-то руками. Мальчики даже шить научились. Ощущения примы нет — есть безмерное чувство ответственности. Веду соцсети театра. Когда организационные вопросы решаю, не представляться же мне примой — называюсь администратором».

Одеваться — что-то быстро натянуть, завязать сбоку — актёрам помогает костюмер Анастасия. Как выяснилось, она режиссёр — как и почти все здесь, закончила Щукинское.

Дальше я уже привыкну, что кто-то из артистов будет стоять у рубильника, заменяя техника, и т. д. А Надежда между выходами на сцену будет спешно отвечать на вопросы зрителей в соцсетях от имени администратора.

Сейчас Надежда надевает парик, белое платье с кружевом. Превращается в этакую светскую даму. Потом рисует усики, носик — дама оказывается «элитарной» белой мышью.

«Какая у меня мышь по счёту? Было две в разных редакциях «Щелкунчика». Эта третья. По роли мы белые мыши — родители. Мы спесивые, заносчивые. Считаем серых мышей деревенщиной, — объясняет Надежда. — Эта сказка — разговор о вполне взрослых проблемах восприятия людьми друг друга».

61cb12f302e8bd6a20524b89

  • Карпович и Лукичев
  • © RT

В этот момент из другой гримёрки выходит Михаил Лукичев — уже в костюме её супруга. «По сути, я папа Капулетти», — отмечает он.

В сыроварне живёт семья серых мышей: папа, мама и молодой сын. Обычные, каких много. Растолстевшая, тянущая на себе дом жена, инфантильный, пытающийся избегать принятия решений муж. Рядом с ними селится супружеская пара белых мышей с красавицей дочкой. Это снобы, как будто бы более успешные и активные. Но если присмотреться, то и в этой семье всё то же самое.

А дальше начинается классическая история Ромео и Джульетты: дети влюбляются друг в друга, а родители против. Причина понятна: «они не такие, как мы».

Евгения Войцеховская написала сценарий по мотивам сказки Дюлы Урбана «Все мыши любят сыр». И, в отличие от Шекспира, тут всё заканчивается хорошо — семьи мирит… Кот. Он объясняет родителям, что различие между ними мерещится только им самим. Мол, вы все боитесь кошек, любите сыр. Короче, живите дружно, а то съем.  

«Кот, уходи!» — слышится громкий крик зрителей. Дети, включая четырёхлетних на первых рядах, в восторге. Родители реагируют куда сдержаннее, но, очевидно, замечают написанное специально для них. Узнают себя, свои отношения. «С таким мужем любая превратится в серую мышь», — кажется, кто-то из зрителей это даже проговаривает. Если убрать мышиные интонации — вполне взрослые, серьёзные диалоги.

«Малыши считают какой-то один план, — пояснила мне основатель и художественный руководитель театра Елена Громова. — Но нужно несколько пластов, чтобы вещь была интересна и детям постарше, и взрослым. А постановки формата «ой, детишечки, у-тю-тю» не переношу. Да и дети всегда чувствуют несерьёзное отношение».

Громова говорит, что на некоторых сказках взрослых пробирает настолько, что даже папы плачут. Верю — один из них.

Представление заканчивается. Выход на поклон. Публика не отпускает. Потом ещё выход, на бис. Актёры возвращаются в гримёрку. До начала следующего спектакля целых полтора часа.

«Слушай, а давай, когда мы набрасываемся на Кота, ты встанешь с другой стороны, — предлагает Надежда своему сценическому супругу Михаилу. — Можно добавить действия. Будет весело, если я его веником сверху отметелю».

Мне всегда казалось, что лучше приходить на 12-часовой сеанс: пока актёры свежие и физически, и психологически.

«Наоборот, второй, в 16:00, всегда ярче, — объяснил мне ещё находящийся в образе грустной мыши Данила Алексеев. — Мы ж совы — чем позже, тем активнее. На утреннем спектакле только разыгрываемся, разгоняемся».

Дом и старики

Полине Шитовой 20 лет, ещё студентка театрального. Самая молодая из нынешней труппы. Надежде Карпович, когда она почти 20 лет назад пришла в этот театр, было ещё меньше. Теперь её и оставшихся от первого состава называют «наши старики».

«Ко мне тут в зале бросилась одна мама — она сама в детстве была на нашем представлении, а сейчас привела уже своего ребёнка», — отмечает Надежда.

В обычном театре актёр живёт и взрослеет со своими зрителями. Развитие самого актёра находит оклик в его аудитории. А здесь как в школе — постоянная смена поколений детей, а заодно и их родителей, для которых ты снова скачешь зайчиком или ёжиком.

«Дети от поколения к поколению меняются. Каждый раз нужны новые подходы, — рассуждает Надежда. — Да, у меня есть ощущение, что не сыграла многого, что хотела. Но не сыграла не где-то там, а здесь. Просто потому, что приходится тратить время на что-то другое».

61cb12f102e8bd6a20524b88

  • Елена Громова
  • © RT

Худрук Елена Громова во время спектаклей сама выполняет работу осветителя — сидит за пультом. Но, пожалуй, она тут одна, для кого театр — единственный источник дохода. Все остальные члены труппы подрабатывают в других местах. Причём отнюдь не всегда искусством. Павел Фартуков (Шома, серая мышь — сын) сейчас играет только по выходным, а по будням занимается продюсированием компьютерных игр в IT-компании.

«Во время самоизоляции всё стояло. Даже сериалы не снимали. Знакомые позвали поучаствовать. Посмотрел, понравилось. И втянулся», — поясняет Павел.

Это при том, что у него — у единственного из всех присутствующих — есть свой агент. Начал сниматься очень рано — в 18 лет получил главную роль в сериале «Невидимки» (2010). И с тех пор участвовал в шести десятках кинопроектов.

Также по теме

618ea043ae5ac956163cfa5a
«Очень сложно притворяться»: для чего москвичи ходят на концерты и спектакли в темноте

По данным Всероссийского общества слепых, сейчас в стране около 103 тыс. людей с тотальным нарушением зрения. Между тем в Москве…

«Кино, особенно сериалы, — вообще другое, — говорит Павел. — Пока снимали 70 серий «Невидимок», сменили 27 режиссёров… А тут — дом».

Но дело даже не в семейном уюте своего театра, оберегающего от интриг и прочих проблем в иных местах. «Елена Валерьевна приучила нас к очень высокому качеству, которое редко можно встретить. А если сравнивать с детскими театрами, то я подобного вообще больше нигде не видел», — поясняет Михаил Лукичев.  

Даже в гримёрке Данила Алексеев, как и его герой, продолжает щипать струны на превращённой в этакую балалайку большой деревянной ложке. «Листал Instagram. Гляжу — приятель сейчас в Таиланде на корпоративе. А я как раз вот эту штуку из ложки для роли мастерил. И подумал, что, видимо, чем-то не тем в жизни занимаюсь», — шутит он.  

Данила не только актёр. Он преподаёт в детской студии «Крылья», открытой при театре много лет назад. Реализуется там и как режиссёр. Работа на детскую аудиторию, видимо, особенно располагает к педагогике — детям в студии преподаёт почти вся труппа. Лучших потом приглашают к себе — Юлия Лукьяшко и Полина Шитова как раз из выпускников «Крыльев».  

«Это мой дом, который я с 17—18 лет строю. Надеюсь, что через 20—30 лет я передам свой театр в руки младшего поколения, которое будет с большим задором на сцене, — отвечает Надежда Карпович на мой вопрос о будущем. — На них будут кричать: «Уходи, Кот!», а я буду сидеть в зрительном зале со своими детьми или внуками. Уйду в педагогику. Или нет, сама уже поставлю какой-нибудь спектакль наконец. В таком темпе, как мы работаем сейчас, через 30 лет будет невозможно. Наркотик ли эта суета? Для кого-то да. Синдром отложенного счастья».

Частный нафталин

Театр частный, существует с 2000 года. «Была идея, был спонсор, — рассказывает Елена Громова. — На его деньги мы оборудовали помещение. Набрали труппу по полному штату. Вспомогательный персонал. Уже было начали работать, как бизнес у спонсора расстроился, — в 2002 году мы остались без финансирования. Сотрудников пришлось распустить и искать форму существования». 

61cb12fd02e8bd6a20524b90

  • © RT

Помещение муниципальное, выделено как объекту социального назначения — аренда бесплатная. Расходы — коммуналка, зарплаты актёрам и персоналу. И постоянные, не всегда предсказуемые затраты на декорации, оборудование, ремонты и т. д.

«Театр частный. Никаких грантов, субсидий. Мы живём только за счёт продажи билетов, — говорит Громова. — В зале 108 мест. Билеты от 300 до 1800 рублей. Если заполнено 70%, то мы окупаемся».

Оклад у актёров в штате — 16 тыс. рублей. Остальное — по занятости на сцене. Выходит до 40 тыс. рублей. Как уже было сказано, артисты совмещают функции декораторов, техников, звукооператоров. В штате нет гримёра. «Когда мы закрылись во время самоизоляции, уборщица уехала домой на Украину. И не вернулась. Новую нанимать не стали — убираем теперь сами», — отмечает Громова.

Понятно, что за каждую дополнительную обязанность актёру доплачивают. О размерах сумм можно только догадываться. Определённые деньги приносит театральная студия — месяц занятий стоит 8 тыс. рублей.

Постоянно занятых артистов — 12 человек. Других приглашают по мере необходимости. Сейчас почти все, кто не занят в спектакле про мышей, работают на новогодних шоу, корпоративах, ёлках.

«Почему мы выбрали для новогоднего представления именно такой сюжет? В том числе из-за пандемии, — неожиданно выдаёт Громова. — Роспотребнадзор разрешил только 70% заполнения зала. Если б мы могли продать билеты на все места, то позволили бы себе спектакль подороже — с большим числом персонажей, другими декорациями».

Детский репертуар — почти всегда простой по будням, разве что кроме каникул. Конечно, по вечерам можно давать взрослые спектакли. Но тут уже маркетинг тонкой настройки: как заманить вечером усталого взрослого в малоизвестный театр далеко за Третьим кольцом, сколько назначить за билет, чтоб и зрителю по карману, и самим окупиться? За 20 лет существования театра успешная схема так и не устоялась: взрослых спектаклей пока в репертуаре мало и показывают их сравнительно редко. Но надежды остаются.

«Мы репертуарный театр, — объясняет Громова. — То есть это не проекты какие-то разовые, а постановки, которые идут годами. И мы не площадка для выступлений, а камерный театр. Дающий возможность для глубокого разговора со зрителем. Хорошо ли это, современно ли? Однажды Пётр Наумович Фоменко свой театр назвал нафталином. И мы нафталин, классика. Ничего плохого в этом нет. Лучше нафталин, чем моль».

Третий партнёр

Со сцены снова звучат финальные реплики. Снова Кот произносит речь. Влюблённые берутся за руки. Дети кричат из зала. Аплодисменты, выход на поклон. И на бис. В гримёрку снова один за другим влетают актёры.

«В этот раз зал совсем другой — куда отзывчивее! — делится впечатлениями Полина. — Дети смеялись даже над теми шутками, над которыми никто никогда не смеялся, даже мы».

61cb12fe02e8bd6a20524b91

  • © RT

Утром были в основном организованные группы под присмотром учителя. Это самая сложная аудитория — дети отвлекаются друг на друга. А на второе представление пришли по отдельности, с родителями.

«Конечно, мы же играем не в режиме кинотеатра — ловим реакцию из зала, откликаемся на неё. Зритель — это третий партнёр», — поясняет Надежда.

Всегда было интересно посмотреть, что происходит с актёрами, когда они после поклонов наконец скрылись за кулисами. Посмотрел. И ничего не понял. Впрочем, и они сами свои ощущения объяснить не смогли.

«Надо ли выйти из роли? У кого как, — пожимает плечами Михаил Лукичев. — Мне, например, нужно ещё какое-то время посидеть в костюме».

В целом была атмосфера какого-то очередного достижения. Возможно, потому что премьера — играют всего третий день. Уходя домой, актёры целовали уже спустившуюся из осветительной Громову.

«Впереди ещё 18 ёлок, спектакль набирает обороты!» — произнеся это, Надежда Карпович машинально, видимо, чтобы не сглазить, подняла сжатые кулаки. Глядя на неё, я понял, что ни в какие зрители с этой сцены она не уйдёт.

Шестиминутный фильм «Злоключения французского джентльмена без штанов на пляже Зандворта» (1905) считается самым старым сохранившимся кинопроизведением страны Нидерланды. С тех пор, собственно, вклада в кино бывшей великой страны, которая подарила миру капитализм, колониализм, краски для живописи и добрую часть самой живописи, никакого особого и не наблюдается.

Русские критики ещё могут смешно по-американски назвать Пауля Верхувена, Йеруна Краббе, Рутгера Хауэра, Фамке Янссен, но до Менно Мейеса уже не дойдут. А всё потому, что таких людей давным-давно в голландском кино не существует — они все в Америке.

Про единственного оскароносца, послевоенного Фонса Радемакерса, или Йориса Ивенса с «пальмовой веткой» сейчас уже никто и не вспомнит. Ну и Майк ван Дим, конечно.

Всё очень просто: не бедна талантами страна Нидерландия, просто рынок для местного кино — микроскопический. И когда в головах отечественных кинодеятелей бродят громкие мысли, как было бы здорово, если бы Россия разделилась на много прекрасных стран типа Голландии (у некоторых ещё пример — Швейцария, но никто не говорит про Албанию), они не в состоянии понять, что и кино вашему тогда точно хана. Но пока живёшь на государственные деньги, можно и помечтать, не правда ли? Можно ещё помечтать о Голливуде, куда тебя заберут на голубом вертолёте, но много ли вас таких в Голливуде? Ноль без палочки.

Кстати, пример Верхувена с Хауэром тоже мало кому помог в Голландии — целое поколение 1980—2000-х возвращалось из Америки пачками, потому что так и не смогли пробиться. Кому в Америке нужен актёр по имени Антони Виллем Константин Гнеомар (Антони) Камерлинг? То-то и оно.

Зато сегодня всё кинопроизводство в Нидерландах производится при помощи государственного фонда кино, что позволяет хоть как-то присутствовать на собственных же экранах, где теперь примерно в год 30 местных фильмов, европейских — 70, а американских — 115. Сто пятнадцать. Так и запишем. При этом «свои» стабильно проваливаются в прокате. И это тенденция десятков лет.

Местные режиссёры во многом выходцы (и обратно ушедшие) из театральной среды. Тут большое количество государственных театров и небольших театральных групп — в них как раз и имеют более стабильную работу и режиссёры, и актёры страны. Это не может не накладывать отпечаток на характер кинематографа. Как по мне, так в лучшую сторону. 

Прекрасный пример такого выходца — Алекс ван Вармердам, второй голландский режиссёр, который за всю историю местного кино номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (2013).

Первый театральный проект Алекса с друзьями назывался Hauser Orkater и функционировал с 1974 года. Там много внимания было уделено музыке — песни писал Алекс (текст), а музыку его брат Винсент ван Вармердам. Они даже сами выпускали альбомы (Op Avontuur, 1974), которые продавали исключительно на гастролях театра. В составе играл ещё один брат — Марк ван Вармердам. Почему я вдруг перечисляю всех родственников Кролика, как говорил А. Милн? Потому что, когда вы будете смотреть его фильмы, вас первым делом удивит количество ван Вармердамов в титрах. 

Удивительно тесный семейный круг, занятый в творческом процессе и кинопроизводстве у этого режиссёра, — натуральная фишка. И что удивительно — она приносит свои плоды. И даже отражается на эстетике его картин.

Кстати, в 2005 году на мейджор-лейбле EMI вышел диск Hauser Orkater — Zie De Mannen Vallen. Их выступления были несколько похожи на то, что делали наши «Авиа»… Естественно, за счёт театра Антона Адасинского. Но в 1980-м Алекс уже организовал собственную (с братом Марком) театральную труппу De Mexicaanse Hond («Мексиканский пёс» — видимо, трибьют «Андалузскому псу»), и это вполне активный до сих пор театр. Как-то совершенно случайно я посмотрел их спектакль «Помилуй нас» (Wees ons Genadig) по сценарию Алекса в 2007 году, но я даже и не думал, что Вармердам — известный голландский кинорежиссёр. Не знать — не зазорно, стыдно не хотеть знать. 

Собственно, в перерывах между фильмами — а они у него реально большие — он занимается театром и таким образом кормит своих актёров, которые снимаются у него практически во всех фильмах, примерно как у Аки Каурисмяки. Только Аки вписывает актёров в работу своих гастрономических предприятий, а Алекс — в театр.

Поначалу Вармердам снимал короткий метр, и это понятно: короткометражки и документальное кино в Голландии — более практичный вариант. Снявшись в качестве актёра в Adelbert (1977), он уверовал в силу кино и уже в 1978-м написал сценарий Entrée Brussels, основанный на выступлениях театра Hauser Orkater. Потом — местное телевидение. И в 1986-м — первый полнометражный фильм «Авель» (Abel). 

По-моему, Вармердам предвосхитил всё, что случится в двухгодичный локдаун с европейской молодежью. Время действия — условные 50-е. Место — условные Нидерланды.

Главный герой, которого играет он сам, не выходит из дома, ни с кем не общается, живёт в каком-то вакууме с бесконечным контролем со стороны родителей, хотя ему уже 31 годик стукнул. Вот всё, что есть в этом фильме, — атмосфера какого-то кукольного существования, она так и останется характерной для всех его фильмов. Плюс немного фрейдизма. (Одна сцена, как мать вылизывает ему лицо на манер собаки, чего стоит.) Естественно, музыку к нему написал брат Винсент. Девушку из стриптиза играет Аннет Мальэрб, жена Вармердама, которая потом снимется практически во всех его фильмах.

В первой же картине он заявил ещё один личный принцип, который его также роднит с Каурисмяки, — это постоянный баланс между ужасным и комичным. Зритель катается на этих американских горках всю картину. При этом никаких нарочных «шуточек» и прочего комикования у него и в помине нет. Он просто рассказывает истории. «Я иногда не понимаю, почему народ в зале смеётся», — говорит сам режиссёр. Премьерный показ посетило более 300 тыс. зрителей, а денег на производство дал общественный вещатель VPRO — бывшее Либеральное протестантское радио.

Второй его фильм «Северяне» (De Noorderlingen, 1992) легко можно обозвать арт-хаусом (самый бессмысленный термин, столь распространённый в РФ, — в Германии, например, вместо него используют «национальное кино»). А можно назвать символом голландской жизни. Да чем угодно. На самом деле в 1990-м это был спектакль театра Вармердама. Он и выглядит как спектакль и выстроен точно так же. А декорации — городок из нескольких домов и одной улочки в дюнах на краю леса — именно театральные. Тут есть все типажи, герои, хор (обычно это молчаливые тётушки, толпой пялящиеся в чужие окна). Символический лес, где происходит половина местных трагедий. Обезумевший без секса мясник. Негр, сбежавший из человеческого зоопарка. 

Жена в депрессии, ставшая официально святой. Мальчик с блэкфейсом, думающий только про то, как там сейчас в Африке поживает Лумумба. И, несмотря на количество трупов, это опять смешно. И очень живописно.

Продюсером картины выступил Дик Мас, режиссёр, который раньше снимал видео для местной группы Golden Earring, а потом получил «Оскар» за фильм «Характер» в 1998-м.

Удивительно, что на таком материале какой-нибудь российский режиссёр на государственные деньги снял бы чернуху, от которой повесились бы даже мухи на потолке.

А у Вармердама — какой-то покой и внутренний свет. Хотя, может быть, просто кто-то забыл выключить лампочку.

Фильм пытались протолкнуть на «Оскар», но его зарезали уже на стадии национальной номинации. А потом зарезали режиссёра Тео ван Гога, который снялся в этой картине.

Следующая картина у него вышла только в 1996-м — «Платье» (De Jurk). И по ней видно, как удивительно тонко Алекс составляет все детали своих повествований. По сути, это история платья от хлопковой коробочки до полного уничтожения, и оно, это платье, проходит через судьбы совершенно разных людей. Приём простой, но очень свежий.

При этом Вармердам утверждает, что, садясь за сценарий, он не представляет, куда вырулит повествование, и об этом у него есть ещё один смешной фильм — «Официант» (2006). Но выпускникам недельных курсов сценаристов в интернете со всеми этими «арками» это будет вряд ли понятно. 

Все картины режиссёра — вневременные. Он умудряется сделать так, что любой его фильм не выглядит снятым когда-то десятилетия назад. Притом что кино — один из самых скоропортящихся продуктов.

«Маленький Тони» (Kleine Teun, 1998) показывали в Канне в секции «Особый взгляд». Но это опять жизненная история и, конечно, совершенно доведённая до крайности. И опять зал смеётся. Ну, потому что у режиссёра какая-то внутренняя мощная витальность, которая просто не даёт зрителю впасть в уныние.

«Новые сказки братьев Гримм» (Grimm, 2003) — это некое подобие road movie c вкраплениями вполне современных городских легенд. А начинается всё как у настоящих братьев Гримм: отец бросает детей в лесу, потому что не может их прокормить. А далее уже — путешествие в Испанию и ужасные приключения по дороге. По-моему, не самый лучший фильм Алекса, но за картины леса в традициях нидерландской живописи ему можно всё простить. 

«Официант» (Ober, 2006) — прекрасный рассказ о природе писательского труда, но вот без вуди-алленовского нытья. Более того, это чистая фантасмагория — когда в повествование начинают вмешиваться герои повествования. Естественно, главную роль играет сам режиссёр. По поводу того, что он сам играет в своих фильмах, он обычно отвечает так: «Я не смог найти актёра на эту роль». И, несмотря на свою глубину, фильм опять смешной.

Вот что ни снимает Алекс — у него всё получается комедия.

В картине «Последние дни Эммы Бланк» (De laatste dagen van Emma Blank, 2009) режиссёр играет собаку. Ну или человека, которого заставили быть собакой. В этом фильме, который легко мог бы быть русской классической пьесой а-ля Антуан Чекхофф, все играют навязанные роли в ожидании наследства. И это тоже и смешно, и жалко, и страшновато. Но, скорее всего, вы будете опять смеяться почти всю картину. 

Фильму иногда пытаются клеить лейбл «сюрреалистическое кино». Но оно ровно настолько сюрреалистическое, насколько сюрреально выглядит «Вишнёвый сад» или «Большая жратва» Марко Феррери.

«Боргман» (Borgman, 2013) — фильм, по которому Вармердама узнали даже обитатели смузечных и коворкингов. Тут режиссёр выходит на какой-то иной уровень — и по качеству кинематографии, и по мощи взбаламученного безумия. И да — к сожалению, тут смеяться особо не над чем. Сюжет нет смысла даже пересказывать не потому, что это будет спойлер. Просто тут необъяснимо всё, а стало быть, всё поддаётся максимально вольному прочтению. Фильм номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Его выдвигали от Нидерландов на «Оскар», но фильм так и не был номинирован.

А вот со «Шнайдером против Бакса» (Schneider vs. Bax, 2015) режиссёр возвращается к самому себе в лучшие годы. Солнечная Голландия (уже смешно), все в белых штанах (чтобы более солнечно выглядело), кругом болота и каналы, и в них хорошо прятать трупы. Дуэль двух киллеров, растянутая на весь хронометраж, и, как всегда, — панорама голландской жизни и, может быть, даже общества. Одного из киллеров играет сам режиссёр. Ничего удивительного.

Пока мы ждём выхода его следующего фильма, который называется просто Nr. 10, хочется порадоваться, что есть ещё режиссёры, для которых нет границ и есть постоянство — признак мастерства.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

  • Путешествие молекулы воды сочинение 7 класс по физике
  • Путешествие в сказку сказки народов мира о животных
  • Путешествие в город калинов гроза сочинение
  • Пусть как в сказке скрипнула дверь
  • Пулман филип сказки филипа пулмана граф карлштайн или дикая охота джек пружинные пятки