Путешествие по кубани рассказ

Описание экскурсии с яворовой поляны в окрестностях поселка гузерипль начинаются многие экскурсии и походы, однако мы предлагаем вам задержаться именно

Описание экскурсии

С Яворовой поляны в окрестностях поселка Гузерипль начинаются многие экскурсии и походы, однако мы предлагаем вам задержаться именно здесь. Расположенное среди захватывающих дух ландшафтов, это место вдали от городской суеты идеально подойдет для полноценного отдыха. Спуск наперегонки на ватрушках или расслабляющее купание в термальном источнике — здесь каждый найдет себе занятие по душе, а мы довезем вас с комфортом и угостим ароматным чаем на травах.

В современных реалиях мы сидим перед мониторами компьютеров, общаемся и знакомимся в социальных сетях, смотрим фильмы и слушаем музыку в режиме он-лайн. Это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но не стоит забывать и о том, что есть небо, солнце, снег, живое личное общение, которое может подарить столько ярких и теплых эмоций. Сегодня мы предлагаем вспомнить о том, как развлекались ещё наши дедушки и бабушки, и о том, какие современные зимние забавы могут скрасить ваш досуг. Дети больше всех ждут зиму, ждут снег, ждут зимние каникулы. В такие дни невозможно усидеть дома. Надевайте теплые курточки и шубы, укутывайтесь в теплые шарфы и в поездку: играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках!

В Адыгее Яворова поляна, или Яворовая, известна в качестве начальной точки и перевального пункта множества интересных и популярных экскурсий и походов в районе поселка Гузерипль. Она значительно удалена от цивилизации, поэтому здесь царит невероятная, уединенная атмосфера, которую дополняют живописные ландшафты.
Вы можете устроить себе и близким веселые зимние покатушки. Катание на ватрушке – смешное название «ватрушка», те же самые санки только надувные. Рекомендуем брать в прокат их. Они легкие и при неудачных падениях хорошо смягчают, да и летать на них одно удовольствие. Катаются с горки только на санках, лыжников и сноубордистов тут не бывает. Что касается времени, то лучше сначала взять сани в прокат на час, а потом продлить при желании. Кроме того, здесь можно покататься на снегоходах, квадроциклах, на «банане», прицепленному к снегоходу. Рядом есть небольшое кафе, где можно выпить горячего чая или кофе.
Горка на Яворовой поляне. Яворовая (Яворова) поляна находится на высоте 1690 м в узкой долине. Она имеет достаточно скромные размеры – всего около 100 м в радиусе. Со всех сторон ее сжимают внушительные отроги. Находится в 4 км от Партизанской поляны, выше в горах. Спуск извилистый, неровный и сделан в виде желоба, снега на Яворовой поляне бывает больше чем на Партизанской поляне. Здесь есть кафе. В кафе можно не только пообедать, но и взять в прокат ватрушки. Покататься на лыжах не получится из-за вышеописанных особенностей спуска. Вокруг потрясающие виды: с запада грандиозной пирамидой возвышается гора Оштен, с севера протянулся внушительный скальный пояс хребта Каменное Море, с юга и востока поляну окружают пихтовый лес. Практически вся горная Адыгея видна здесь, словно на ладони. Большинство путешественников это местечко привлекает отсутствием благ цивилизации, скромной инфраструктурой и дикими пейзажами, на фоне которых получаются завораживающие и очень эффектные фото.
Горка на Партизанской поляне. (Запасная, заезд на поляну в том случае, если Яворова Поляна будет занесена снегом) Находится в 15 км от поселка Гузерипль. Длина спуска примерно 50 м. На Партизанской поляне работает подъемник, который включают по требованию. Есть прокат инвентаря.
Термальные источники посёлка Цветочный. Инфраструктура базы отдыха включает в себя всё для отличного отдыха: бассейны под открытым небом с разной температурой воды, обладающей целебными свойствами, а также детский бассейн; зал для отдыха и приема пищи, кафе с домашней кухней, раздевалки и другое.
Как приятно после зимних забав погрузиться в теплую, ласковую воду, расслабиться и насладиться отдыхом!

Место встречи

Театр Драмы, Главная городская пл., д.2.

Отзывы об экскурсии

Экскурсия очень понравилась! Много интересной информации про места по дороге следования автобуса. Само Гуамское ущелье это мощь, красота и великолепие. Спасибо Максиму за интересный рассказ и об ущельи и о его истории и за водопад Призрак как приз ,что зашли дальше намеченного пути. Релакс после путешествия в горячих источниках. Все отлично!

Впечатления хорошие,было красиво ,живописно и интересно,самое то чтобы не сидеть дома ,а подышать свежим воздухом и насладиться природой.

Мне очень понравилась экскурсия. Прекрасный осенний лес, путешествие по узкоколейке на поезде, затем пешеходный маршрут вдоль реки по ущелью, где открываются прекрасные виды на горы, водопады, растения- эндемики, оставили неизгладимое впечатление. А купание в термальном источнике, после экскурсии в ущелье- это отличное расслабление.

Впечатления очень хорошие.экскурсовод Максим рассказывает грамотно и интересно.

Экскурсия понравилась.Еще в это время года когда все только распускается.

На 86-м году жизни скончался выдающийся российский писатель, автор романа «Наш маленький Париж» Виктор Лихоносов.

Виктор Лихоносов родился в 1936 году в Кемеровской области. Отец – железнодорожный рабочий – погиб на фронте в 1943 году, освобождая Запорожье. Мать растила сына одна. Детство и юность Виктор Лихоносов провел в Новосибирске, где всерьез увлекся театром. Со своим другом Юрием Назаровым, ставшим позже знаменитым актером, он играл во Дворце пионеров. Но судьбу свою Виктор Иванович решил связать с русским языком и литературой.

Он перебрался на Кубань и в 1956 году поступил в Краснодарский пединститут, на историко-филологический факультет. Затем работал учителем в Анапском районе. С тех пор Виктор Лихоносов считал Кубань своей второй родиной.

– Я окреп и созрел в тишине и ласковости юга. Думаю, меня завела в литературу моя душа. После того как я не попал в артисты и уехал из Новосибирска на юг, все способствовало одинокому созерцанию. Как писатель я поклонился кубанской земле, ее истории, а земля меня отблагодарила, – говорил он.

Его карьера писателя началась стремительно. Первый же рассказ «Брянские» опубликовали в журнале «Новый мир» в 1963 году. Этому поспособствовал Юрий Казаков. Именно ему безвестный тогда учитель Виктор Лихоносов отправил несколько своих рассказов. Казакову они понравились, и он отнес их Александру Твардовскому, редактору журнала «Новый мир». В настоящее время это произведение включено в серию «Шедевры русской литературы XX века». «Проза у него светится, как у Бунина», – говорил Твардовский и ставил Лихоносова в один ряд с Василием Беловым.

Сам Виктор Лихоносов никак не ожидал тогда такого успеха.

– Я просто писал то, что хотелось запечатлеть. И великой неожиданностью явилось то, что меня стали легко печатать. Я готовился к серьезным трудностям непризнания, понимая, что писатели – это Толстой, Шолохов… Но никак не я. Все думал: какой я молодец, что не послал «Брянские» на конкурс в газету «Комсомольская правда». Писателю важно сразу попасть в крепкие руки, на приличную высоту, чтобы страшно было катиться вниз, – вспоминал Виктор Иванович.

Через три года свет увидели две его книги: «Вечера» и «Что-то будет». В том же году он был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова: «Все написано свежо, музыкально, очень точно и проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной, любовью к человеку». Тогда же Казаков предсказал, что впереди у Виктора Лихоносова большое будущее.

В 1973 году вышла его книга «Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева. Затем – цикл повестей – путешествий по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия».

Его книги перевели на многие иностранные языки. В это же время Лихоносов стал переписываться с прозаиками русской эмиграции Адамовичем и Зайцевым: его завораживал их старинный слог, рассказы о жизни до революции. Он с упоением начал изучать историю Кубани, судьбы старых станиц и их жителей – казаков, которыми в то время практически никто не интересовался. Так началась его работа над главным детищем – историческим романом «Наш маленький Париж». Все свободное время он проводил в Краснодарском архиве, где открывал для себя все новые и новые страницы жизни кубанского казачества.

– С первых же дней сопровождала мои занятия необычайная приветливость всех работников, как будто исполнявших негласное завещание длинных казачьих поколений: вы ж, мол, смотрите, не обижайте тех, кто нам поклоняется, раскрывайте все наши заслуги, победы, будни, тайны, мы уже не сможем помешать, – вспоминал Виктор Лихоносов.

Работа над романом длилась с 1978 по 1983 год. Сейчас это произведение по праву считается самой яркой книгой об истории нашего края, о трагических судьбах кубанских казаков начала XX века. Название романа, о котором многие спорили, сам автор объяснял так:

– «Наш маленький Париж» – это метафора, и употреблялась она в отношении и Новочеркасска, и Тифлиса. Мне хотелось охарактеризовать город возвышенно. Это как любимую женщину нередко сравнивают с Джокондой.

Роман «Наш маленький Париж» впервые был опубликован в 1987 году. В следующем, 1988 году автору вручили за него Государственную премию. Произведение напечатали в «Роман-газете» тиражом 4 млн экземпляров! С тех пор роман был переиздан несколько раз. Последнее, 10-е издание появилось в 2008 году и было приурочено к 215-летию Краснодара. Кроме того, в 2017 году в Краснодарском музыкальном театре состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Наш маленький Париж».

В 2016 году в Санкт-Петербурге вышел почти 1000-страничный том сочинений Виктора Лихоносова, в который вошли его известные произведения. Его повесть «Осень в Тамани» была отмечена наградами дважды: в 2003 году – международной премией «Ясная Поляна» им. Л. Толстого, в 2017-м – патриаршей литературной премией им. святых Кирилла и Мефодия. Виктору Ивановичу была особенно дорога именно эта награда.

Восемнадцать лет подряд Виктор Лихоносов также возглавлял литературно-исторический журнал «Родная Кубань», который сплотил вокруг себя литераторов и краеведов.

В апреле этого года Виктор Иванович отметил свое 85-летие. В честь юбилея писателя в Литературном музее Кубани открылась выставка «Последний рыцарь русской литературы» – именно так его называл Валентин Распутин. Здесь были представлены многочисленные издания, в том числе с автографами и дарственными надписями, книги на иностранных языках, фотографии, иллюстрации к роману «Наш маленький Париж».

До последних дней Виктор Иванович играл важную роль в общественной и культурной жизни Кубани. Он был членом Высшего творческого совета при правлении Союза писателей России. Каждый год в Кубанском государственном университете, почетным профессором которого он являлся, проводились Лихоносовские чтения.

  Номер

Урока

Содержание

(разделы, темы)

5 класс

Количество

часов

Даты

Проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

Введение 1 ч

1

Введение. Кубань – перекрёсток цивилизаций.

1

3.09  

Презентация;

комплект таблиц «История Кубани в древности»;

Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Понимать отличие географической карты от исторической. Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы. Объяснять понятия археология, орудия труда. Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии). Например, изготовить макет физической карты Краснодарского края из подручных материалов (аппликации из ткани, из бумаги, из зерна и т. д.).        

Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века 6 ч.

Тема 1.  Древние собиратели и охотники.

2

Древние собиратели и охотники.

1

10.09

Презентация;

Атлас с комплектом контурных карт

Раскрывать значение понятий культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея).        

3

Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом Удачный день».                

1

17.09

Презентация;

Видеофильм;

комплект таблиц «История Кубани в древности»;

Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал. Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похолоданием климата. Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую. Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии. Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобытного человека.

Тема 2. Появление человека современного облика (2 ч)

4

Древние люди в позднем палеолите.

1

24.09

Презентация;

видеофильм

Показывать на карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община. Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы. Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Выделять отличительные признаки человека современного типа.

5

Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта».

1

1.10

Презентация;

Атлас с комплектом контурных карт

Называть орудия труда и охоты, которыми человек пользовался в позднем палеолите. Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также зачатках искусства и религии на Кубани. Пересказывать текст «Охота на мамонта». Рассказывать об особенностях повседневной жизни людей одного из древних племён.

Тема 3. Земледельцы и скотоводы (2 ч)

6

Земледельцы и скотоводы.

1

8.10

Презентация;

Таблицы; атлас с комплектом контурных карт

Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего. Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите. Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России. Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем». Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охоты над каменными.        

7

Эпоха неолита на Кубани. Работа с текстом « Весенний  праздник»

1

15.10

Презентация;

Таблицы;

Называть и показывать на карте ареалы памятников неолита. Составлять план рассказа «Весенний праздник».        

Раздел 2.  «Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы » (5 час)

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры (1ч)

8

Майкопская и ямная культуры. Общественное разделение труда на Северном Кавказе.

1

22.10

Презентация;

Атлас с комплектом контурных карт

Объяснять понятие археологическая культура. Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур. Называть особенности производящего и присваивающего хозяйств. Развивать навыки работы с историческими источниками. Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной археологических культур.

Тема 5. Дольменная культура.  (2 ч)

9

 Дольменная археологическая культура.

1

29.10

Презентация;

макет

Выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани. Рассказывать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковича в исследование дольменов Северо-Западного Кавказа.

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры  (2 ч)

10

Северокавказская и катакомбная археологические культуры.        

1

12.11

Презентация;

Атлас с комплектом контурных карт

Характеризовать особенности расселения племён северокавказской и катакомб ной культур. Называть отличительные особенности погребальных сооружений каждой археологической культуры. Раскрывать значение понятия катакомба. Показывать на карте территории распространения названных видов археологических культур. Рассказывать о вкладе Н. И. Веселовского в изучение памятников катакомбной культуры. Называть время существования северокавказской и катакомбной культур. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.

11

Племена срубной культуры, работа с текстом «Тайны Литейщика».        (Работа с текстом.)

1

19.11

комплект таблиц «История Кубани в костюме»; Атлас с комплектом контурных карт

Сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Объяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной культуры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, особенности быта, обряды захоронения, время существования. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, изготовить макет дольмена.        

Раздел 3.  «Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке» (8час).

Тема 7.  Кочевники кубанских степей.  

12.

Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы.

1

26.11

Презентация;

Схемы, иллюстрация

Раскрывать значение понятий  акинак, «звериный» стиль, плацдарм, бальзамирование.  Называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо- Западного Кавказа.  Рассказывать об особенностях  обработки железа и меди. Характеризовать особенности  погребальных обрядов скифов и киммерийцев, выделять общее и особенное. Называть  имена  историков,  археологов (Геродот, Н. Е. Берлизов, И. И. Марченко), изучавших племена киммерийцев и скифов.        

13

Племена сарматов в степях Кубани.

1

3.12

Презентация;

Называть дату проникновения сарматов в Прикубанье. Раскрывать значение понятий сарматы, кибитка, номады, сираки, курган. Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений. Характеризовать особенности быта сарматских племён.        

14

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др. Работа с текстом «Курган в степи».

1

10.12

Презентация;

видеофильм

Рассказывать о работе археолога. Называть авторов (Геродот, Гиппократ, Страбон) произведений, в которых содержатся сведения о Кубани. Работать с текстом исторического источника. Понимать необходимость критического отношения к их содержанию. Выделять значимость археологических находок (орудий труда, боевого оружия, посуды, ювелирных изделий) для изучения  истории. Сравнивать  занятия, вооружение и погребальный  обряд скифов. Показывать на карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений. Уметь составлять рассказ на одну из предложенных учителем тем.        

Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.  (2 ч)

15

Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

1

17.12

Презентация;

Рассказывать о меотских племенах и меотской культуре. Объяснять понятия меоты, городище, Меотида, Боспор Киммерийский. Называть меотские племена и показывать на карте места их расселения. Описывать костюм и вооружение меотского воина. Определять роль учёного-археолога Н. В. Анфимова в исследовании памятников меотской культуры. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

16

Занятия и общественный строй меотов.

1

24.12

комплект таблиц «История Кубани в костюме»;

Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов. Составлять сравнительные таблицы. Объяснять понятия амфора. Определять датировку меотской культуры. Описывать городища меотов. Показывать на карте станицы Елизаветинскую, Старокорсунскую, Пашковскую, хутора Ленина, Лебеди, в которых обнаружены памятники меотской культуры. Рассказывать о царице Тиргатао.

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и осёдлого населения Прикубанья (3 ч)

17

Мифология скифов, меотов, сарматов. Верования скифов.

1

14.01

Учебник, таблица, презентация

-Рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья. Знать легенды о происхождении скифов. Называть особенности религии скифов. Уметь сравнивать верования скифов и эллинов. Рассказывать о скифских богах, называть их имена. Приводить аргументы в пользу того, что у скифов и близких им кочевых народы появилось  социальное неравенство.

18

Обряды и культ предков у скифов, меотов, сарматов. Работа с текстом «Бычья шкура».        

1

21.01

Презентация;

Атлас с комплектом контурных карт

Приводить примеры, подтверждающие существование у скифов веры в загробную жизнь, культов умерших предков, плодородия и др. Называть ритуальные предметы. Объяснять значение понятия ритон. Составлять план рассказа «Бычья шкура». Рассказывать об особенностях погребального обряда у скифов.

19

Материальная культура кочевого и оседлого населения Прикубанья. «Звериный стиль» в искусстве.        

1

28.01

Учебник, таблица, видеоряд

Объяснять понятия материальная культура, горит, «звериный стиль», грифон, эпос, нарты. Описывать костюмы скифов, меотов, сарматов. Называть отличия скифского «звериного стиля» от сарматского. Объяснять, какой магический смысл имели изображения животных на предметах и вещах. Приводить примеры, подтверждающие существование в культуре народов Северного Кавказа элементов культуры скифов, меотов, сарматов.

Раздел 4.  «Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей»  (10ч)

Тема 10. Начало древнегреческой колонизации (1час.)

20.

Начало древнегреческой колонизации.

1

4.02

Презентация;

видеофильм

Называть причины древнегреческой колонизации. Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др. Называть предметы античного импорта и экспорта. Объяснять понятия колония, полис. Называть основные факторы, влияющие на выбор места для новой колонии: наличие пресной воды, удобная бухта, плодородные земли. Соотносить названия греческих колоний с названиями современных географических объектов.

Тема 11. Античная мифология и Причерноморье (3ч)

21.

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера.        

1

11.02

Учебник, таблица, презентация

Объяснять понятия аргонавты, лестригоны, амазонки, миф. Рассказывать о том, как представляли себе древние греки Причерноморье и народы, его населявшие. Пересказывать миф о путешествии аргонавтов. Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерноморья, а также скифов и киммерийцев. Работать в группах, составлять схему путешествия аргонавтов.

22.

Мифы об Ахилле, Ифигении,  Боспоре Киммерийском и Ио.

1

18.02

Презентация

Объяснять понятия нереиды, ойкисты. Знать происхождение названий Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Меотида, Кавказ, Понт Аксинский, Таврида. Пересказывать и понимать содержание мифов  об Ахилле, Ифигении, Ио. Рассказывать о влиянии мифов на образ жизни греков и их адаптацию в городах-колониях. Подготовить презентацию на одну из пройденных тем. Например, «Чёрное море и Причерноморье в мифах древних греков».

23.

Мифы о Геракле, Прометее и амазонках.        

1

25.02

комплект таблиц «История Кубани в костюме»;

Объяснять понятия амазонки, эллины, Пантикапей. Понимать и пересказывать содержание мифов  о Геракле, Прометее и амазонках. Находить в текстах информацию о территории Прикубанья. Объяснять, почему легенды о Геракле имели огромное значение как для скифов, так и для греков.

Тема 12. Союз  греческих  городов — полисов  (3 ч)

24

Боспорское  царство        

1

4.03

комплект таблиц

Раскрывать значение понятий Боспор Киммерийский, архонт, готы, гунны. Рассказывать об образовании Боспорского  царства; знать его столицу. Иметь  представление о династиях,  правивших в боспорском  государстве.  Показывать на исторической карте местоположение городов – полисов, уметь  наносить их на контурную карту. Раскрывать  особенности внешней  и внутренней политики Боспорского царства. Комментировать характер взаимоотношений греческих колонистов с местным населением. Называть причины ослабления  Боспорского государства.

25.

Работа с текстом «Битва на реке Фат».

1

11.03

Презентация;

видеофильм

Раскрывать значение понятий штандарт, гвардия. Уметь пересказывать содержание текста. Объяснять, каким образом правители Боспорского царства использовали местные племена в борьбе за власть. Давать оценку описываемым событиям.

26

Работа с текстом « Микка- дочь Стратоника».Занятия  жителей колоний.

1

18.03

презентация

Раскрывать значение понятий черепица, статуэтка, метрополия. Характеризовать основные занятия греческих колонистов. Иметь представление о торговых связях поселенцев с местными племенами и греческими городами.  Перечислять товары, ввозимые в боспорские колонии и вывозимые из них. Пересказывать содержание рассказа « Микка – дочь Стратоника». Объяснять, как  греческие  переселенцы сохраняли свои обычаи и традиции.

Тема 13. Культура и быт греческих городов – колоний  и Боспора (3ч)

27

Культура, быт греческих городов-колоний.        

1

1.04

Текст, иллюстрации

-Объяснять понятия  цитадель, колонный портик, адрон, драпировка, лекиф некрополь, диадема, терракоаа, гимнасии, ритор, саркофаг. Характеризовать особенности быта жителей  Боспора.  Уметь составлять рассказ о повседневной жизни боспорян.  Описывать внешние особенности жилых домов, их внутреннее убранство, одежду колонистов. Рассказывать о верованиях боспорян, называть наиболее почитаемых  греческих богов. Делать вывод о роли  спортивных  состязаний и театрального искусства в жизни греческих поселенцев.

28

Культура  и быт Боспора римского времени.

1

8.04

презентация

Раскрывать значение понятий ипподром, терма, гиматий, гривна, эпитафия, христианство, апостол, базилика, миссионер. Характеризовать особенности культуры Боспора в римское время; приводить примеры новшеств, появившихся в архитектуре и  скульптуре. Отмечать признаки «варваризации» античного искусства. Называть характерные  черты живописи и поэзии Боспора.  Объяснять , почему у боспорян возник интерес к христианскому вероучению.  Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианства на Северо- Западном  Кавказе.

29

Работа с текстом « Тиргатао- царица синдов»

1

15.04

текст

 Понимать содержание рассказа. Приводить доказательства в пользу того, что Тиргатао- реальная историческая личность. Восстанавливать хронологическую  последовательность событий из жизни царицы синдов. Делать вывод о взаимоотношениях жителей Боспора с племенами меотов.

Итоговое  повторение и проектная деятельность.

30

Кубань в древности

1

22.04

Презентация, иллюстрации

Рассказывать о появлении первобытных людей на территории нашего края. Комментировать ключевые события древней  истории Кубани. Приводить примеры изменений, произошедших в производственной деятельности и общественной  жизни населения региона в период  между древностью и Средневековьем. Оценивать вклад археологов, исследовавших древнюю Кубань, в развитие  отечественной и мировой науки (Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, Н.В. Анфимов и др.)

Готовить проект на одну из выбранных тем.

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 ч.)

Тема 14. Нравственные  принципы христианства в притчах и легендах.

31

Нравственные  принципы христианства в притчах и легендах.

1

28.04

Текст, иллюстрации

Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды — источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах « О сеятеле», « О милосердном  самаритянине», « О блудном сыне» и др.

Тема 15. Появление первых христиан на территории нашего края. Первые  христианские храмы.

32

Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы.

1

6.05

презентация

Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов, памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери – Оранта. Археологические находки, связанные с христианством.  Ильичевское городище.

Тема 16.  Истоки христианства на Северном Кавказе.

33

Истоки христианства на Северном Кавказе.

1

13.05

Презентация, учебник

Северный Кавказ- одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль Византии в распространении христианства на Северо- Западном Кавказе. Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам.

Тема 17. Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит.

34

Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит

1

20.05

иллюстрации

Жития  святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит- проповедники христианства и др.

ИТОГО

34 ч

МОБУ СОШ № 4 г. Лабинска

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Лабинска

Учебник: Кубановедение: археология, мифология,  культура: Учеб. Для 5 кл. Образовательных учреждений/ Б.А. ТРехбратов, Е.А.Хачатурова, Т.А.Науменко. – 5 –е изд.-Краснодар: Перспективы образования, 2013

Утвержденной решением педагогического совета № 1 от «30»августа 2019 г.

  • Путешествие на воздушном шаре сказки зеленой долины
  • Путешествие муравья читать сказку
  • Путешествие маленького принца сочинение
  • Путешествие маленькой капельки придумать рассказ
  • Путешествие кленового листа сочинение