Путешествие по древнему риму сочинение 5 класс

В 2022 году огэ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен

В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

Каким будет ОГЭ 2022 года

Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

  1. устной (февральское собеседование);
  2. письменной (собственно, сам экзамен).

Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

  • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
  • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
  • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

Задание №1 – изложение

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

  1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
  2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
  3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
  4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
  5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

Критерии оценивания изложения

Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

  • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
  • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
  • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Содержание изложения 2
К-2 Сжатие исходного текста 3
К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

Приемы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  2. Найти в них общее.
  3. Объединить эти факты на основе общего.
  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста — одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Видео-урок

Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
  • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

I. Мотивация
к учебной
деятельности

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную  деятельность, распределяет класс по группам.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Учитель читает стихи и просит назвать государства, о которых идет речь. (сл. 2-5)

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися:

 — От народов, живших во времена Древнего мира, нас отделяют тысячи лет, но мы с вами не должны забывать о пройденном человечеством пути, который сделал возможным все достижения наших дней и создал условия для развития. Это был путь упорных поисков, труда, свершений, путь творчества. 

Слушают, систематизируют полученные ранее знания.

Слушают
и обсуждают
тему урока. Обсуждают
цели урока
и пытаются
самостоятельно их формулировать

Высказывают собственное мнение, аргументируют.

Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Доброжелательность и готовность к совместной работе

II. Актуализация знаний

Неоценимый вклад в мировую историю и культуру внесли народы Древнего Рима. Это позволило русскому литератору В.Г.Белинскому сказать  «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество!»
 Попробуем сегодня на уроке фактами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

   Организовывает беседу  по вопросам:

— О каком историческом периоде пойдет речь?

— Где  находится  древнеримское государство?

— Покажите на карте Римскую империю. До какого океана доходили владения римлян на западе? До каких рек на востоке? 

Аргументировано отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой

Высказывают собственное мнение; слушают друг  друга

Интерес к теме урока.  Концентрируются на работе.

III. Обобщение и систематизация знаний
и умений

1. Организует работу по игре «Узнай слово»:

Учащимся необходимо вставить буквы и объяснить значение этих памятных мест для римлян

2. Игра «Перевертыши«

Формулирует задание для учащихся. Собрать из букв имя римского бога, рассказать, что о нем известно. Необходимо помнить, что одна буква в перевертыше — лишняя.

3.Игра «Логические цепочки»

Перед учащимися ставится задача: Объяснить по каком принципу слова  собраны в одну цепочку, и какое слово в данном перечне лишнее.

4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Веселая зарядка)

5. Организует работу по решению кроссвордов, обращает внимание, что один кроссворд состоит из дат, а при решении второго необходимо ответить на вопросы.

6. « Крестословица»  Организует групповую работу учащихся по составлению кроссворда, в основе которого лежит слово «республика».

Консультирует группы по ходу их работы

Группа получает баллы за пересечение строки и за объяснение

7. Кейворд. Учитель ставит перед группами задачу:

Рассматривая портреты знаменитых римлян, нужно проставить вместо цифр соответствующие имена и поменять цифры на буквы в ключевой фразе

Вопрос к учащимся:

— Как вы понимаете  смысл этой фразы?

8. Формулирует задание: Разгадайте ребусы,  расскажите, кто были эти люди

9. Формулирует задание «Крылатые выражения». На карточках записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены.

10. Учитель ставит перед учащимися вопрос, «О каком событии идет речь?». Учитель читает текст и задает по нему вопросы.

11. Учащимся предлагается по предложенным характеристикам определить исторического деятеля.

12. Объявляется задание «Смекалка». Учитель предлагает учащимся решить исторические задачи.

Знакомятся
с  материалом, рассматривают рисунок, выполняют задание

Самостоятельно выполняют задание, составляют слова, отвечают на вопросы,

Выбирают из предложенного перечня значимую информацию, высказывают собственную точку зрения

Структурируют текст в кроссворд , дают определение понятию

Самостоятельно выполняют задание, составляют новые кроссворды

Работают в группе, используют знания, полученные на уроках.

Работают в группе, выполняют задание,

Составляют рассказ о знаменитых римлянах.

Работают индивидуально.

Самостоятельно выполняют задание.

Индивидуальное выполнение заданий.

Выбирают значимую информацию из имеющихся у них знаний.

Решают исторические задачи, аргументировано отвечают на вопросы.

Проявляют  активность
во взаимодейст-вии для  решения коммуникативных и познавательных
задач,

Строят
понятные речевые
высказывания

Ставят  вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения

Представляют результаты своего труда

Представляют результаты своего труда.

Высказывают собственное мнение; слушают друг  друга

Высказывают собственное мнение, слушают друг друга. Представляют результаты своего труда.

Высказывают собственное мнение и аргументируют его в пользу своей точки зрения.

Проявляют активность, обращаются за помощью, высказывают свои затруднения.

Проявляют активность, высказывают свое мнение, подтверждая его фактами из истории.

Приобретают опыт работы с различными источниками информации

Распределяют обязанности в рамках группы

Распределяют обязанности в рамках группы, планируют работу

Осуществляют работу в соответствии со своим планом

Распределяют обязанности в рамках группы, планируют работу.

Осуществляют работу в соответствии со своим планом.

Приобретают опыт работы с различными источниками

Планируют работу.

Осуществляют работу в соответствии с планом.

Сотрудничество — помощь друг другу

Сотрудничество Доброжелательность

Сотрудничают.

Сотрудничают, проявляют доброжелательность.

Помогают друг другу.

Проявляют доброжелательность.

Сотрудничают, проявляют доброжелательность, распределяют роли.

Проявляют терпимость  и доброжелательность к мнению одноклассников.

IV. Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу:

-можно ли согласиться с высказыванием

«На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество!»

Подводит итоги урока:

 -что запомнилось

— что осталось непонятного в изученном материале.

Высказывают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Самостоятельная оценка, анализ собственной учебной деятельности.

Рефлексивная оценка собственной работы на уроке.

Принимают ответственность за результат работы

V. Домашнее задание

  1. Составить ребусы или кроссворды по теме Древний Рим.
  2. Сочинить физкультминутку по теме Древний Рим.

2021/2022 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических разработок видеоуроков по русскому языку и литературе «Превратим идеи в события» для учителей-предметников от 20.09.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс методических статей по русскому языку и литературе «Талант — это символ ответственности» для учителей-предметников от 11.10.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 1 и 2 четверть для учителей-предметников от 15.11.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс ораторского мастерства по русскому языку и литературе «Чем сложнее действие, тем проще персонажи» для учителей-предметников от 16.12.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 3 и 4 четверть для учителей-предметников от 26.01.2021 г.

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений в формате ОГЭ/ЕГЭ «Культурологический образец» от 21.02.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс сочинений «Культурологический образец» в формате ОГЭ/ЕГЭ  от 18.03.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс ДКР «Путешествие в виртуальную страну» от 13.04.2021 г.  для учащихся 5-6-ых классов

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников от 20.05.2021 г.

                                                                                       2020/2021 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» для учителей-предметников

Положение Район Литературный конкурс Короткий научно-фантастический рассказ «Знатоки полюсов Земли» к 200-летию Арктики и Антарктики 7-9-ые классы

 Положение Район ВКС 4-11-ые классы    

2019/2020 учебный год

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Без мира нет войны?» 7-11-ые классы

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы

Положение Район ВКС-2019 4-11-ые классы 

2018/2019 учебный год

Положение Район ВКС-2018 4-11-ые классы 

 2017/2018 учебный год 

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение Район Литература Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение о конкурсе творческих работ (эссе) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Эстетика словесного творчества»

Положение о районном  педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока»  

Положение о районном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (отзыв/рецензия/эссе на литературное произведение малой прозаической формы) для учащихся 10-11-ых классов
Положение о районном Всероссийском конкурсе сочинений-проектов «Россия, устремлённая в будущее» для учащихся 9-11-ых классов

2016/2017 учебный год 

Положение о районном конкурсе публичных выступлений «В правде нет страха!» к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва и 100-летию Октябрьской революции для учителей-словесников и учащихся 10-ых классов
Положение о районном конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы
Положение
о  районном этапе региональной телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы» в Санкт-Петербурге

Положение о региональном конкурсе педагогических универсалий — 2017
Положение о региональном конкурсе
«Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов, учителей гуманитарного цикла, библиотекарей, психологов, социологов                                                
                                                
                                                                                                           
2015/2016 учебный год

Положение районного конкурса творческих работ «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей-предметников 
Положение о районном этапе Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 4-11-ых классов  


Положение о районном педагогическом дистанционном конкурсе эссе о кино «Волшебная сила искусства» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы 
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов и учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе статей-проектов «Кризис чтения в детской и подростковой среде. Что делать?», или «Я предпочитаю…» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы, слушателей краткосрочных курсов ГБУ ИМЦ «Основы содержания современного образования:ФГОС» в формате общественной экспертизы

                                                  
                                                                                                         2014/2015 учебный год
              
                       
Положение о районном конкурсе педагогических  универсалий «Мой проект», или «Такая уж профессия» для председателей МО учителей русского языка и литературы

Положение о районном конкурсе творческих работ «Отечества Отцы», или «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей русского языка и литературы

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата – Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реи Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Жизнь в Древнем Риме была очень разнообразной. Причём, у бедных и богатых эта жизнь сильно различалась, но было и что-то общее (утреннее вставание, работа, отдых и развлечения). Некий стандарт в распорядке дня был всеобщим и более обязательным, чем в настоящее время, например, отдых и развлечения. В определенные праздники происходят в цирке конные состязания — и весь Рим сидит в цирке, в другие — празднуется победа, справляются торжественные поминки, родственники покойного устраивают гладиаторские бои. И все римляне по возможности собираются на любое событие в амфитеатре. В Древнем Риме даже действовал особый режим работы городских бань: открывались днем в половине третьего летом и в половине второго зимой.

Просыпаться в Риме было принято раньше рассвета солнца, дневным светом очень дорожили, поэтому уже на заре в городе стоял шум: молотки медников, ювелиров и позолотчиков начинали свою пляску по металлу; пекари выкликали свой товар; кричал в школе учитель, и вопили его ученики. Валяться в постели, когда солнце стоит высоко, считалось делом непристойным; позднее вставание было признаком беспорядочной и развратной жизни римлянина.

День любого римлянина начинался одинаково — сунуть ноги в сандалии, вымыть лицо, и руки (при ежедневном мытье в бане большего и не требовалось), прополоскать рот и накинуть плащ, если на улице было прохладно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовала стрижка и бритье. Многие римские аристократы не любили эту процедуру из-за серьёзной затратности времени и болезненности. Дело в том, что наточить железную бритву (стальных в древней Италии тогда просто не было) до требуемой остроты было невозможно; мыла Рим также не знал: перед бритьем щеки и подбородок только смачивали водой.

Спустя некоторое время после умывания полагался первый завтрак, состоявший обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, оливок и сыра. Дети по дороге в школу покупали оладьи или лепешки, жареные в сале.

Затем шли занятия делами хозяйственными, проверка счетов и отчетов, и отдача распоряжений по текущим делам. И начинался прием клиентов, занимавший при большом их количестве часа два. Сенаторы, магистраты, люди, выступавшие в суде, иногда бывали заняты до вечера, до солнечного заката, но обычно все дела кончались к 12 часам дня. После рабочих дел римляне занимались второстепенными занятиями: присутствовали на семейном празднике в честь совершеннолетия сына, на сговоре или на свадьбе, приглашали подписать завещание, выступить в защиту в суде, дать совет. В римском обществе было не принято отказывать в просьбах людям, все дела считались важными и обязательными, как и должностные.

Полдень был чертой, разграничивающей день на две части; время до него считалось «лучшей частью дня», которую посвящали занятиям, оставляя, если было возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагался второй завтрак; те, кто ел только дважды в день, отодвигали эту первую для себя еду на срок более ранний. Был он тоже очень скромен, чаще всего состоял из хлеба и сушеного инжира. К примеру, Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу была свекла. Мальчик, сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал кусок белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. И теперь наступало время полуденного отдыха. Римляне во время полуденного отдыха любили немного вздремнуть.

После этого полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. А потом семья в полном составе собиралась на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей и добрых знакомых. Маленькие же дети питались отдельно от взрослых. Во время обедов было распространено чтение, у многих оно ещё сопровождалось музыкой. Иногда ставились сценки из комедий, развлекали танцовщицы (в особенности славились рабыни из Ближнего Востока). Скромный обед у людей победнее обходился без «бесстыдных гадитанок» (танцовщиц), а многие строгие дома вообще не допускали такого «развлечения». Обед длился несколько часов (у богатых он продолжался более трёх часов). Питались в столовых, которые ромеи называли по-гречески «триклиний», так как вокруг круглого стола расставляют три ложа. Мужчины обедали лежа; женщины за столом сидели, возлежание для женщины считалось неприличным. В одной такой ложе сидя могло уместиться до 3-х человек. Мужчины лежали наискось, опираясь левой рукой на подушку, положенную на стороне, обращенной к столу; подушками отделены были одно от другого и места на ложе.

В бедных дома, конечно, трапеза проходила сидя из-за малых пространств в помещениях. В тесной убогой квартирке негде было расставить ложа для лежания. Большинство столовых, которые мы знаем по помпейским домам, были очень неудобны: это небольшие комнаты (3.5–4 метра шириной и 6 метров длиной), почти целиком занятые обеденными кроватями, которые приходилось придвигать чуть ли не вплотную к стенам, чтобы оставить больше места для прислуги, подающей кушанья. В императорское время в богатых домах появляются столовые нового типа — это большая комната (в некоторых помпейских домах до 80 квадратных метров), в которой можно поставить несколько столов с ложами.

Обычный обед состоял из трех перемен: закуски — gustus (в нее входили салат, порей, разные острые травы, яйца и соленая рыба; все запивали напитком, приготовленным из виноградного сока или вина с медом — mulsum); вторая перемена состояла из мясных и рыбных блюд и каш, полбяной и бобовой; на десерт подавались всевозможные фрукты и каштаны.

Обычным напитком италийцев, и богатых и бедных, было вино разного качества. Конечно, «бессмертный фалерн» появлялся у людей состоятельных, рабочий люд пил «дешевое сабинское» или ватиканское.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский. Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний – Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, Сенат принял решение изменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность была связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский. В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя. Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель – Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Царский период (середина VIII века-510г. до н.э.)

Царский период характеризовался монархической формой управления. Поскольку письменных свидетельств той эпохи практически не сохранилось, известно о данном периоде довольно немного. Древние историки основывали свои труды на устных рассказах и легендах, так как многие документы были уничтожены галлами во время грабежа Рима (после битвы при Аллии в IV веке до нашей эры). Поэтому вполне вероятно серьезное искажение событий, происходивших на самом деле.

Традиционная версия римской истории, изложенная Ливием, Плутархом и Дионисием Галикарнасским рассказывает о семи царях, правивших Римом в первые века после его основания. Общая хронология их царствования составляет 243 года, то есть в среднем почти по 35 лет каждый. Цари, за исключением Ромула, основавшего город, избирались народом Рима на пожизненный срок, при этом ни один из них не применил военную силу, чтобы завоевать или удержать трон. Главным отличительным знаком царя была фиолетовая тога.

Царь был наделен высшими военными, исполнительными и судебными полномочиями, официально предоставленными ему куриатной комицией (собранием патрициев 30 курий) после вынесения Lex curiata de imperio (специального закона) в начале каждого царствования.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Восстание Спартака
  • 2. История Древнего Рима
  • 3. Архитектура Древнего Рима
  • 4. История Римской империи от начала до конца

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротно и качественно сделаны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Средняя республика (287-133г. до н.э.)

Приток добычи и дани от завоеваний привели к возникновению класса чрезвычайно богатых римлян — сенаторов, воевавших в качестве полководцев и губернаторов, а также деловых людей — эквитов (или всадников), которые взимали налоги в новых провинциях и снабжали армию. Каждая новая победа приводила к притоку все новых рабов: в течение последних двух веков до н.э. работорговля Средиземноморья стала огромным бизнесом, причем Рим и Италия были основными рынками назначения.

Большинство рабов должны были работать на земле сенаторов и других богачей, которые начали развивать и улучшать свои имения с помощью новых методик. Обычные фермеры не могли конкурировать с этими современными по тем временам владениями. Все больше мелких фермеров теряли свои земли, разоренные богатыми соседями. Пропасть между сословиями увеличивалась, все больше фермеров покидали свою землю и направлялись в Рим, где пополняли ряды растущего класса безземельных и безродных людей.

Соседство большого богатства и массовой бедности в самом Риме отравило политический климат — в римской политике доминировали враждующие фракции. Это были не современные политические партии, представляющие совершенно разные идеологии, а скорее идеи, вокруг которых группировались разные фракции. Сторонники идеи перераспределения земли, имевшие меньшинство в Сенате, ратовали за раздел и распределение земельных ресурсов среди безземельной бедноты. Сторонники противоположной идеи, представлявшие большинство, хотели сохранить нетронутыми интересы «лучших людей», то есть самих себя.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Возникновение Римской империи (27г. до н.э.)

После победы над Помпеем Юлий Цезарь стал самым могущественным человеком в Риме. Сенат объявил его диктатором, и это фактически стало началом заката Республики. Цезарь был чрезвычайно популярен в народе, и недаром: его усилия по созданию сильного и стабильного правительства увеличивали благосостояние города Рима.

Было проведено множество преобразований, самым значительным из которых стала реформа календаря. Была создана полиция и назначены должностные лица для проведения земельных реформ, произведены изменения в налоговом законодательстве.

В планах у Цезаря было строительство беспрецедентного храма, посвященного богу Марсу, огромного театра и библиотеки по прототипу Александрийской. Он приказал восстановить Коринф и Карфаген, хотел превратить Остию в большой порт и прорыть канал через Коринфский перешеек. Цезарь собирался завоевать дакийцев и парфян, а так же отомстить за разгром при Каррах.

Однако достижения Цезаря стали причиной его гибели в результате заговора в 44 г. до н.э. Группа сенаторов во главе с Брутом и Кассием опасалась, что Цезарь становится слишком могущественным и может по итогу попросту отменить Сенат.

После смерти диктатора, его родственник и соратник Марк Антоний объединил свои силы с племянником и наследником Цезаря Гаем Октавием Фурином и его другом Марком Эмилием Лепидом. Их совместная армия разгромила войска Брута и Кассия в двух битвах при Филиппах в 42 г. до н.э. Оба убийцы диктатора покончили с собой; солдаты и офицеры, кроме принимавших непосредственное участие в заговоре против Цезаря, получили прощение и предложение вступить в армию победителей.

Октавий, Антоний и Лепид образовали второй триумвират Рима. Однако члены и этого триумвирата оказались слишком амбициозны. Лепиду отдали в управление Испанию и Африку, что фактически нейтрализовало его от политических притязаний в Риме. Было решено, что Октавий будет править римскими владениями на западе, а Антоний на востоке.

Однако любовная связь Антония с царицей Египта Клеопатрой VII, разрушила хрупкое равновесие, которое Октавий стремился сохранить, и привела к войне. Войска Антония и Клеопатры были побеждены в битве у мыса Акциум в 31 г. до н. э., после которого любовники позже покончили с собой.

Октавий остался единственным правителем Рима. В 27 г. до н. э. он получает от Сената чрезвычайные полномочия, имя Октавиана Августа и становится первым императором Рима. Именно на этом моменте заканчивается история древнего Рима и начинается история Римской империи.

  • Все дороги ведут в Рим” – гласит пословица. И согласно этой пословице, одна из дорог однажды привела меня в этот великий город.
    Войдя в Рим, я был поражен его великолепием: домами, храмами, алтарями, колоннами. Еще меня удивило то, как много людей собралось в нем. Я осмотрел холмы, между которых стоит город, прогулялся на набережную реки Тибр, поглядел на храм верховного бога Юпитера. Потом я зашел на Форум, чтобы посмотреть на богатых римлян, одетых в тоги. Форум — это такое место, где собираются римские граждане, по делам или просто так. Я завершил прогулку около колонны императора Траяна, поставленной в честь победы римских легионеров над варварами.
    Я присел отдохнуть около особняка аристократа. Здесь я наблюдал, как из дома рабы вынесли лектику — носилки с шатром. В них сидела богатая патрицианка, вся увешанная драгоценностями. Рабы понесли носилки с госпожой по улице, а следом шли рабы-охранники. Немного спустя из дома вышли еще рабы с корзинами и отправились в сторону рынка. Я вообще заметил, что римляне, даже плебеи, сами почти не работают. За них все делают рабы.
    Я проголодался и купил пирожки у уличного торговца. Он тоже оказался рабом, но вольноотпущенником. Часть своей выручки он отдает хозяину.
    Конечно, я увидел и Колизей. Его арена и амфитеатр поразили меня своими масштабами. Сюда как раз стекался народ. Император дарил народу зрелища гладиаторских боев в честь очередной победы своих легионов над противников. На арену выходили гладиаторы, целые отряды. Они были вооружены копьями, мечами, пиками. Рабы везли на колесах клетки с хищными пантерами и тиграми, привезенными из заморских стран. Сегодня люди и звери будут сражаться друг против друга. Проигравший погибнет.
    Я понял, что для римлян бой гладиаторов — обычное зрелище. Зрители спокойно жевали пирожки и сладости, держали на коленях своих детей в то время, как на арене лилась кровь. Я ушел из цирка, когда римские граждане заключали пари на деньги и болели за «своих» гладиаторов. Кто кого побьет: германцы или галлы? Люди чувствовали себя повелителями мира, гражданами Великой Империи, которая никогда не падет.

  • Сочинение по истории “Путешествие в Древний Рим”
    “Все дороги ведут в Рим” — гласит пословица. И согласно этой пословице, одна из дорог однажды привела меня в этот великий город.
    Войдя в Рим, я был поражен его великолепием: домами, храмами, алтарями, колоннами. Еще меня удивило то, как много людей собралось в нем. Я осмотрел холмы, между которых стоит город, прогулялся на набережную реки Тибр, поглядел на храм верховного бога Юпитера. Потом я зашел на Форум, чтобы посмотреть на богатых римлян, одетых в тоги. Форум — это такое место, где собираются римские граждане, по делам или просто так. Я завершил прогулку около колонны императора Траяна, поставленной в честь победы римских легионеров над варварами.
    Я присел отдохнуть около особняка аристократа. Здесь я наблюдал, как из дома рабы вынесли лектику — носилки с шатром. В них сидела богатая патрицианка, вся увешанная драгоценностями. Рабы понесли  носилки с госпожой по улице, а следом шли рабы-охранники. Немного спустя из дома вышли еще рабы с корзинами и отправились в сторону рынка. Я вообще заметил, что римляне, даже плебеи, сами почти не работают. За них все делают рабы.
    Я проголодался и купил пирожки у уличного торговца. Он тоже оказался рабом, но вольноотпущенником. Часть своей выручки он отдает хозяину.
    Конечно, я увидел и Колизей. Его арена и амфитеатр поразили меня своими масштабами. Сюда как раз стекался народ. Император дарил народу зрелища гладиаторских боев в честь очередной победы своих легионов над противников. На арену выходили гладиаторы, целые отряды.  Они были вооружены копьями, мечами, пиками. Рабы везли на колесах клетки с хищными пантерами и тиграми, привезенными из заморских стран. Сегодня люди и звери будут сражаться друг против друга. Проигравший погибнет.
    Я понял, что для римлян бой гладиаторов — обычное зрелище. Зрители спокойно жевали пирожки и сладости, держали на коленях своих детей в то время, как на арене лилась кровь. Я ушел из цирка, когда римские граждане заключали пари на деньги и болели за «своих» гладиаторов. Кто кого побьет: германцы или галлы? Люди чувствовали себя повелителями мира, гражданами Великой Империи, которая никогда не падет.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  • Сегодня нам предстоит увлекательная экскурсия в замеча­тельный город: мы отправимся в Рим.
    Рим — столица Италии — расположен в центральной части Апеннинского полуострова на берегах реки Тибр, в 27 километ­рах от побережья Тирренского моря.
    Один из древнейших городов мира, Рим, по преданию, был основан в 753 году до нашей эры. Его название, по одной версии, происходит от имени легендарного основателя города Ромула, по другой — от древнего наименования реки Тибр — Румон.
    В течение ряда веков Рим был столицей могущественного ра­бовладельческого государства и одним из важнейших центров античной цивилизации. Со II века нашей эры начался упадок Рима. Полчища варварских племен с севера совершали не­однократные набеги на город, предавая его огню и разрушени­ям. Постепенное экономическое восстановление города проис­ходило медленно. Рим стал столицей Итальянского королевства в 1871 году с завершением объединения Италии.
    Рим — административно-политический и торгово-финансовый центр страны. В городе много итальянских и иностранных банков, правлений промышленных фирм. Однако в индустриальном раз­витии Рим уступает таким городам Северной Италии, как Турин, Милан, Генуя. Для промышленности Рима характерно преоблада­ние мелких фабрик и заводов, а также кустарно-ремесленных мас­терских, обслуживающих городское население и многочислен­ных туристов. Только восемь процентов населения города занято в промышленности, остальные — в торговле, на транспорте, в сфере кредита и услуг, в административном аппарате.
    Рим — крупнейший в Италии транспортный узел; сюда схо­дятся 5 железнодорожных линий, 8 шоссе и до 30 воздушных линий, связывающих его через аэропорты с большинством стран мира. Морские ворота Рима — порт на побережье Тир­ренского моря.
    Большая часть Рима расположена на левом берегу Тибра. На правом берегу, за крепостной стеной, воздвигнутой в средние века, находится государство Ватикан — резиденция главы ка­толической церкви папы римского. Оба берега соединены 18 ста­ринными мостами. В центральной части города размещаются государственные учреждения, банки, крупные магазины, гос­тиницы, рестораны. Северная и южная окраины представля­ют собой кварталы-сады, где расположились виллы и особня­ки буржуа, аристократов и высших чиновников. Юго-запад и восток — это преимущественно пролетарские окраины.
    Рим — один из старинных университетских городов. Рим­ский университет был основан в 1303 году. В Риме находятся также консерватория, основанная в 1570 году, Академия изящ­ных искусств, большое число католических высших учебных заведений. В двадцати пяти римских библиотеках хранится более 7 миллионов книг. В городе много музеев, имеется один оперный театр с постоянной труппой.
    Каждая из исторических эпох оставила отпечаток на обли­ке Рима. Всемирно известны такие памятники античности, как руины амфитеатра Колизей (I век н. э.), храм Пантеон — усы­пальница выдающихся людей Италии (начало II века), разва­лины построек Форума и другие.
    В эпоху Возрождения был сооружен грандиозный собор Свя­того Петра (1506-1626), большую часть которого построил Микеланджело. Ему же принадлежит и архитектурный ан­самбль площади перед Капитолием (здание римского муници­палитета). Сочетание памятников античного зодчества, эпохи Возрождения и барокко с застройками позднейшего времени придают Риму своеобразную и неповторимую красоту.

  • 1 Сочинение на тему моё путешествие по древнему риму Логографы Википедия * Критикуя сочинения своих предшественников и число судей было 500, а всего..сочинение на тему мое путешествие в древние афины * 18 май А впереди нас еще ждет древний Эпидавр – больница. республик, особенно Спарты, Афин и Рима периода республики.1. Мое путешествие по древнему Риму. 2.Мое путешествие по какую тему можно взять для научной конференции по обществознанию? 8 класс от. Сочинение по обществознанию на тему мое путешествие по Древним Афинам. Реферат по Реферат: Древний Рим – BestReferat.ru * 30 сен энциклопедию, посвященную истории Древней Руси, тем более эта тема тогда была особенно актуальна. Почему не Древний Египет, не Древняя Греция, не Древний Рим в из сочинений иностранных писателей, которые пошли со времён Петра I, Кончита Вурст: мое сердце до сих пор свободно. Напишите небольшое сочинение на тему Как подросток может на одну из тем: Мое путешествие по Древнему Риму, Мое путешествие. Архитектура Древнего Рима. 2ч. 9 Написать небольшое сочинение на тему Мое необычное путешествие по Древнему Египту. Гл Сочинение на тему моё путешествие по древнему риму >>>Подробнее

  • Путешествие по древнему египту 5 класс сочинение
  • Путешествие осеннего листочка сочинение 3 класс
  • Путешествие определение для итогового сочинения
  • Путешествие по городу калинову сочинение
  • Путешествие по кубани рассказ