Путешествие капли воды рассказ

Евсей моисеенко руские художники ленинградская школа живописи28 августа 1916 года родился евсей евсеевич моисеенко, неповторимый представитель и один из основателей

Путешествие капли воды рассказ

евсей моисеенко руские художники ленинградская школа живописи

28 августа 1916 года родился Евсей Евсеевич Моисеенко, неповторимый представитель и один из основателей Ленинградской художественной школы — художник, масштаб творчества, значительность содержания и подлинность чувств которого трудно переоценить…

 01

От личности художника, от умения видеть, прозорливости, от его гражданской заинтересованности в том, чем живёт Родина, зависит и накал творчества. Многогранность искусства мастера складывается не из набора эффектных сюжетов из истории или современности, как это встречается порой. Главным и определяющим является неразрывная внутренняя связь с душой своего народа. Таково творческое кредо замечательного советского живописца. Пережитое лично способствует остроте и действенности искусства.

02

Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

Судьба художника, ровесника Октября, неотделима от жизни Родины.

«Художник начинается с биографии, с самого детства, с того, что он полюбил, чему стал предан, с самого главного — совести» — эти слова Моисеенко не раз вспоминаются, когда размышляешь у его работ. У картины Моисеенко, которая так и называется «Из детства» — образного повествования о глубинных истоках, связывающих бойца революции с родной землей, со своим народом. Когда рассматриваешь проникнутые романтическим порывом полотна «Красные пришли», «Вестники», «Нас водила молодость», земные и вместе с тем возвышенно-поэтические картины «Черешня», «Комиссар», «Песня». Когда размышляешь возле таких, казалось бы, не событийных работ, как «У колодца», «Дождик», «Тишина», многих пейзажей с яблонями, где судьба дерева словно переплелась с судьбой человека…

Для Моисеенко это и образные биографические страницы, и живые воспоминания о началах его искусства. Быть может, — говорит Евсей Евсеевич, — ночное, всполохи костра, звёздное небо над головой, ощущение земли, трав, тишины стали моими первыми уроками искусства.

03

Е. Моисеенко «Дождик»

Теперь произведения мастера поверяют каждому из нас, с чего начинается Родина. И мы благодарны художнику за то, что он сумел насытить удивительно богатым чувством свои исторические эпопеи и картины о современности, за постоянное вдохновенное обращение к заветным темам детства и юности.

04

Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

Для Моисеенко понятие «из детства», «из юности» значит многое — в целом и в каждом отдельном случае. Запоминающийся иконоликий дед в белой одежде — сквозной персонаж нескольких картин. Это поэтический образ дедушки Прокофия Наумовича, во многом определившего отношение Евсея Евсеевича к земле, труду, поступкам. Не знавший грамоты дед не раз останавливал внука, читавшего вслух Тургенева, на самых удивительных ярких страницах и, как считает художник, привил ему чувство литературы.

05

Село Уваровичи. Семья Моисеенко. 1933 г.

Так же и тема матери — Матрёны Сергеевны угадывается во многих женских образах, в восприятии женских судеб, в понимании художником добра и красоты, в бесконечном выражении сострадания, тревоги за человека.

06

Е. Моисеенко Цикл «Из детства»

В детстве закладывается способность удивляться окружающему миру. Есть у живописца небольшой холст «У колодца». Но смысл его гораздо богаче и шире: ведь это по сути, и родник познания удиви-тельной красоты и возвращение памяти к истокам. Нас волнует и трогает, становится значительным всё: склонённая голова старика, тяжёлые сверкающие капли воды из ведра, доверчивые глаза лошади, задумчивый взор мальчика, словно открывающего суть знакомых предметов, их соотношение с большим миром. А главное — вместе с художником мы приобщаемся к миру, подёрнутому волшебством и проникнутому чистотой.

07

Е. Моисеенко «У колодца»

Цикл «Из детства» — это промелькнувшие красные всадники, которые мальчишке казались великанами, а их стремительное движение — пламенным вихрем революции.

В разных работах и жанрах обращается к детству и юности художник Евсей Моисеенко, обращается как к поре становления человека в горниле войн и счастливом времени мира, как к теме поиска молодым героем своего места в жизни, своей позиции гражданина.

Во взволнованном и возвышающем душу многоголосье искусства Моисеенко вместе с романтическими картинами о революции трагедийно и жизнеутверждающе звучит образ военных лет — сурового и незабываемого времени.

08

Е. Моисеенко «Красные пришли»

Если воспоминания о Гражданской войне, обогащённые впоследствии раздумьями зрелого мастера, восходят к детству, то нестынущая память Великой Отечественной войны связана с молодостью художника, ставшего в 1941 году бойцом Народного ополчения Ленинграда, прошедшего бои и ад вражеского плена.

09

Е. Моисеенко «Ополченцы»

О том времени повествует исполненная драматизма картина «Матери, сёстры», о гордости и стойкости русской женщины в горестную военную годину. Снова личное неотделимо от памяти народа.

— Я помню,— рассказывает Евсей Евсеевич,— как мать провожала меня на войну; будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин! Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда…

10

Е. Моисеенко «Матери, сёстры»

Не остыли в памяти художника боль и мужество людей, не сломленных ужасами фашистских концлагерей.

Это время воплотилось в значительный образ солдатского подвига. Картина «Победа» с её редкой эмоциональностью и широтой философского обобщения ярка и самобытна. Она так же глубока и выстрадана, как другие современные произведения в этом ряду: художественный фильм «Отец солдата», роман «Горячий снег» Ю. Бондарева, трилогия «Живые и мёртвые» К. Симонова, киноэпопея «Освобождение», стихи С. Орлова…

11

Е. Моисеенко «Победа»

12

Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.

13

Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.

Символично, что рядом с полотнами Моисеенко, в которых звучат трагические интонации, видишь светло-проникновенную картину «Память». Память объединяет людей в род человеческий. Не здесь ли, в этих местах, изображённых на холсте, гремели когда-то бои Гражданской и Великой Отечественной войн, а в старину русские витязи сражались с врагами? В этом глубокий патриотический смысл полотна, сила его нравственного воздействия.

14

Е. Моисеенко «Память»

Исторические полотна Моисеенко обычно создаются одновременно с произведениями на другие темы. История и современность объединены у него общей внутренней темой. Разве назовешь «жанром» в привычном смысле слова его холст «Август», хранящий размышления о сущем на земле, о разных поколениях, связанных друг с другом трудами и днями, бескрайними полями, клубящимися облаками, вечным небом?

Раздумья о земле, о главном во всех произведениях художника, особенно ощутимы, когда земля вместе с людьми становится героем картины (живописная композиция «Земля»), и когда прекрасную землю России начинает осознавать всем сердцем деревенский мальчуган — будущий поэт («Сергей Есенин с дедом»), и когда в сверкающей радуге солнечных брызг бросаются ребята в воду («На реке»). И когда молодые герои задумчиво смолкают на берегу в безотчётных юношеских грёзах («Мальчишки»).

15

Е. Моисеенко «Сергей Есенин с дедом»

Живут сокровенной жизнью вещи в натюрмортах Моисеенко. В камерных на первый взгляд композициях слышны отголоски большого мира, его красоты, его тревог. Они столь же личные и взволнованные, как рассказ о человеке. Столь же свободные, непосредственные, как пейзаж, к которому нередко обращается художник. Обычный природный мотив мастер одухотворяет своей живописью, превращает в чеканный поэтический образ.

16

Е. Моисеенко «Натюрморт»

17

Е. Моисеенко. «Натюрморт»

118

Е. Моисеенко. «Пейзаж».

Е. Моисеенко тонко чувствует неповторимую мелодию старых русских городов, строгую графику городов Прибалтики, величавую мудрость памятников Средней Азии, своеобразный, всегда особенный колорит разных стран и городов мира. Его работам не свойствен скользящий взгляд туриста, их отличает проникновение в существо, и в этом ещё одно проявление традиции отечественной художественной школы — способность постигнуть образ другого народа, чужой страны.

19

Е. Моисеенко «Тульский переулок»

Лики событий, характер городов, образы людей… Картины Моисеенко замечательны духовной напряжённостью, глубиной выраженного состояния. Их сложный живописный строй таит в себе подспудный накал чувств внешне спокойных моделей и сюжетов. В каждом полотне, говорит художник, ведущей должна быть тема внутренняя, психологическая.

20

21

Е. Моисеенко «В мастерской»

Целый мир являет собой и графика Моисеенко — сюжетные композиции, наброски, рисунки. Некоторые наброски предвосхищают картины, и вместе с тем это самостоятельные произведения, острые, завершённые. Как и в картинах, здесь поражает значимость образов и выверенность деталей, их соподчиненность в композиции. Виртуозен штрих, гибка линия, выразителен силуэт, за счёт этого весомо эмоциональное содержание. Ещё раз убеждаешься в справедливости слов художника: «Работа над строем вещи — это и работа над смыслом вещи».

Картины Моисеенко не знают проторенных путей, потому что всякий раз выражают страстную обеспокоенность, принципиальное неравнодушие автора к жизни, человеку. Многие произведения мастера кажутся сделанными легко, без видимых усилий и трудных поисков, на самом деле за ними стоит непрерывный напряжённый труд, в них вложена страстная пытливая мысль художника, не знающего лени и благодушия.

Художник не боится сложных задач — решая их, он раскрывает смысл явления глубже и значительнее. В картине «9 Мая» автор как бы участвует в напряжённом диалоге поколений. Он с теми, кто познал горечь утрат, и вместе с ними полон желания передать чувство пережитого тем, кто не прошел испытаний минувшей войны.

22

Е. Моисеенко «9 мая»

Искусством и общественной деятельностью Евсея Евсеевича Моисеенко движет огромное патриотическое чувство, подлинная сопричастность современной действительности в неразрывной связи с прошлым и будущим.

СЛАЙД 1

— Я вам хочу пожелать, чтобы доброе
настроение длилось весь урок!

СЛАЙД 2

 — Сегодня у нас
необычный урок, и его девизом будут слова: «Путь к знаниям лежит через
открытия!»

— Как вы
понимаете смысл этих слов?

 — Что вы ждете
от сегодняшнего урока?

 Я уверена, что
ваши ожидания оправдаются, если вы  будете внимательны, организованы, дружны.
Я желаю вам успехов.

-Ребята,
отгадайте загадки:

На дворе переполох:
C неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.              (Град)

Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.             (Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.         (Облако)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
A пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.        (Роса)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.    (Снег)

Без чего не сможет мама

Ни готовить, не помыть?

Без чего, мы спросим прямо,

Человеку не прожить?         (вода)

Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.       (Туман)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.       (Сосулька)

-Что объединяет все слова загадки?

— Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. Что
вы представили?

— Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

— Правильно, о воде.

СЛАЙД 3

— На огромной планете Земля

  Жила скромная чистая капля

  Ей вопросы мешали, друзья:

  Как зовут? Где живу?

 Для чего всем нужна я?

 На вопросы ответить

 Сама капля не может.

 Ждет она не дождется,

 Когда мы ей поможем.

— Вспомните, что вы уже знаете  о воде.

— Достаточно ли ваших знаний о воде, чтобы
вы могли сказать, что знаете все о ней?

— Что еще хотите узнать?

— Кто попробует сформулировать тему урока?

— Правильно, тема нашего урока «Вода, ее
свойства. Путешествие капельки»

— Какую цель вы поставите перед собой на
уроке?

1.Подготовка к исследованию

Многим кажется, что они хорошо знают воду.
Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как
течёт река.

Но оказывается, не так всё просто в
природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока
начнём с простого.

СЛАЙД 4

— Сегодня мы организуем научную лабораторию.

И я предлагаю вам быть учёными.

— А чем занимаются ученые?

— Попробуйте сформулировать, какую работу
вам, как ученым, предстоит сегодня выполнить.

2.Организация деятельности в группах

— В нашей лаборатории будут работать 5   научных
групп.

— Прежде чем приступить к работе в
лабораториях, вспомните правила работы в группах.

— А теперь вы должны выбрать в своей
лаборатории:

  • Старшего научного сотрудника — он будет
    руководить опытом.
  • Помощника — он читает план опыта.
  • Эксперта — он записывает выводы.

3.Реализация опытов

— Приступаем к опытам. Выполняя их, вы
должны строго соблюдать правила безопасности при работе с лабораторным
оборудованием.

Каждая группа будет выполнять разные опыты,
о своих наблюдениях и выводах затем отчитаетесь.

— Помощники, получите план опыта. Обратите
внимание, что вы должны действовать строго по плану.

4. Отчет о проделанной работе

— Выслушаем отчет каждого старшего научного
сотрудника о полученных результатах.

№1. Прозрачность

1.      Возьмите
чайную ложку и опустите в стакан с соком. Видна ли она?

2.      Возьмите
чайную ложку и опустите в стакан с молоком. Видна ли она?

3.      Возьмите
чайную ложку и опустите в стакан с водой. Видна ли она?

4.      Сделайте
вывод: о каком свойстве воды это говорит?

5.      Запишите
вывод в карту.

Вывод: Чистая вода прозрачна

№2. Цвет

1.      Возьмите
полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане.

2.      Сделайте
вывод: имеет ли вода цвет?

3.      Запишите
вывод в карту.

Вывод: Чистая вода бесцветна

№3. Запах

1.      Поднесите
стаканчик с водой к носу.

2.      Сделайте
вывод: имеет ли чистая вода запах

3.      Запишите
вывод в карту.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха

№4. Вода-растворитель

1.      Насыпьте
в один стаканчик с водой немного сахарного песка, во второй — соли, а в
третий – речного песка. Помешайте. Что произошло?

2.      Сделайте
вывод: все ли вещества могут растворяться в воде?

3.      Запишите
вывод в карту.

Вывод: Вода может растворять вещества.

Бывают и другие соли. Их вода тоже
растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и
человека соли.                                                      

Как люди используют то, что речной песок не
растворяет в воде?

Как человек использует в
хозяйстве это свойство воды?

image001

№5. Форма

1.      Возьмите
стаканчик с водой и переместите воду в другой стаканчик.

2.     
Сделайте вывод: о каком свойстве воды
идёт речь? (текучесть, растворение, испарение, перемещение)

3.      Запишите
вывод в карту.

Вывод: Вода не имеет формы, текуча

Как человек исполь­зует это свойство
воды?

— О каких свойствах воды путем
исследовательской работы вы  узнали?

Физкультминутка

5. Продолжение практической деятельности

— Хотите еще больше узнать о воде?

а)
Постановка проблемного вопроса 

Л.Н.Толстой

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в
ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в
моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех
пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через
край?

    Вопрос: Куда девается вода из моря?
Отчего вода не течет через край?

3) Беседа по наблюдениям учащихся:
— Я послушала разные ответы.
— Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?
(Влажные, мокрые).
— Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?
(Мокрая).
— Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода?

(Испаряется).
— Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем
высыхает. Что происходит?
(Вода испаряется).
— Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый
пар? (чайник)

4) Проведение опытов:
Учитель проводит опыт — кипятит воду.

— Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются
капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?
(Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду).
— Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара
образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла
снег. Снег — это какое состояние воды?
(Твердое).
— Ой! Куда же он делся?
(Он превратился в воду).
— Почему?
(При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).
— Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться
из одного состояния в другое.

СЛАЙД 5

— -Давайте сделаем вывод о состоянии воды в
природе (вода может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии)

                        Сгруппируйте в 3
группы.

                               
3 состояния воды

 Жидкое                     
Газообразное                 Твёрдое

(Иней, град,
роса, дождь, облако, снег, лёд, туман)

— От чего зависит
состояние воды?   (от температуры)

СЛАЙД 6

Но нам надо ответить на вопрос: «Куда
девается вода из моря?»
СЛАЙД7
С.Погореловского «Весенний разговор».

Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.
Ведущий. Нависли тучи над селом —
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех, кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
Капля. Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек, —
Бегу я на родину, к маме!
Ведущий. А кто твоя мама?
Капля. Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней —
И к страннице-тучке
Я паром взлетела.
Летела по свету я с ней.
Ведущий. Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!
Капля. Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.

— Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
(Она испаряется).
— А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.
(Капелька совершила круг).
— Это явление называется «круговорот воды в природе».
                     Этапы круговорота
воды                                                                     1.
Испарение с поверхности океана.                                                                                              2.
Охлаждение пара.

3.
Образование облаков.

4. Выпадение
осадков.

5. Пополнение
рек и подземных вод.

6. Сток в
океан.

Благодаря круговороту воды в природе, вода
может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.
Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных
загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом
совсем исчезла? (Ответы детей.)

Это интересно.
— Капитошка для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных
явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов
Гиннеса.

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен
9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31
июля 1861 года.
СЛАЙД 8


5. Контроль:
— А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.

ТЕСТ
1. Обведи нужную букву. Лёд и снег — эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар — эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька
воды океаны, моря, реки
Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он
стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по
классу.
— Подведем итог проделанной работы.

  Был ли полезен для вас этот урок? Чем?

Я всё хорошо понял и могу идти дальше.

Я всё хорошо понял, но мне нужно быть более внимательным.

 Мне нужно еще раз всё повторить.

— У каждого есть капельки. Если урок
понравился  и был вам полезен, прикрепите капельки к доске

СЛАЙД 9

— Закончить наш урок мне хотелось бы словами
французского писателя Антуана Экзюпери.

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!»

СЛАЙД 10

— Может быть, и у вас найдется интересная
информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.
А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.

Сказки про весну:

11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

Не нужно читать малышу сразу подряд несколько сказок. Лучше прочитать одну, а затем:

  • обсудить ее,
  • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
  • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
  • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

Э. Шим. Весна.

«Слышите? Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка! Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет? Я, Весна, это сделаю.

У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

Но я не уступлю ему.

Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

  • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
  • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
  • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
  • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

Нарисуйте Весну в ее упряжке.

Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

Популярные сочинения

  • Роль книги в жизни человека — сочинение-рассуждение 11 класс
    Книга – неиссякаемый источник знаний. Роль книг в нашей жизни сложно переоценить. Книги обогащают наш внутренний мир, позволяя окунуться в разные эпохи, из книг мы узнаем о судьбах разных людей
  • Сочинение-описание картины Полдень. Теплый дождь Герасимова
    Картина А. М. Герасимова «Полдень. Теплый дождь» представляет одну из его пейзажных зарисовок, которая является привычным эпизодом из жизни многих людей. Это панорама
  • Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)
    Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной.

Сказки про весну: Весеннее половодье

Г. Ладонщиков. Медведь

«Без нyжды и без тpевоги Спал медведь в своей беpлоге. Спал всю зимy до весны, И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый, Слышит: каплет! — Вот беда! В темноте пошаpил лапой И вскочил — Кpyгом вода! Заспешил медведь наpyжy: Заливает — не до сна! Вылез он и видит: Лyжи, Тает снег… Пpишла весна».

И вот как это было – послушайте сказку.

Н. Сладков Медведь и Солнце

«Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила. — Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

— Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон. — Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь. Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

— Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!

— Ах, так это Солнце мне штаны промочило? — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!

А что «сейчас»?

Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации» здесь.

Э. Шим. Лось и мышь

«- Ты чего, лось, отдуваешься?

— Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

— Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

— Отчего же ты намучилась?

— А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

Э. Шим. Лиса и сорока

«- Апчххи!..

— Будь здорова, Лисонька!

— Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»

Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

— Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

Тук-тук, трясется сук, Ту-тук, несется стук! Фыр- фыр? Шестнадцать дыр, Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

— Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

— А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

— Ну и чего хорошего?

— Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

— Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

— Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

— Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

Дальше зашлёпал по лужам. Не успел от березы отойти, слышит – новая песенка. Да не один голосочек, а сразу несколько ее выводят:

Через кустик прыг-нем, Через кочку скок-нем, Вперед – назад, Вперед — назад.

Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

— «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

— Весна ведь, дедушка! Весна красна!

— А вам-то какой от нее прок?!

— Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

— Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

— Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

Ох, ох, обед неплох, Левый бок – на припёк, А за ним – правый бок, Под собой не чую ног, Спасибо, весна, разутешила!

Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

Вот как Весна угодила»

А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

Н. Сладков. Трое на одном бревне

«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

— Впереди вода, позади Лиса — вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

— Сигай, Заяц, ко мне на бревно — не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

— Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне — что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

— Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

— А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

— Ага! — насторожилась Сорока. — Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

— Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем — Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

— Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

— Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно — Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

— Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

Э. Шим. Всему свой срок

«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

— Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

— А скоро это?

— Скоро!

Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

Зайчонку не терпится:

— Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

Зайчонку невтерпеж:

— Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

— Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

— Ну,, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

— А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

— Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

— Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

— Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

— А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

Э. Шим. Заячье семейство

«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

— Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха.

– Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

— М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха.

– Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

— Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

— Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха

. – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

— Хрю! – сказал мама Кабаниха.

– Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

— А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

— Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

— А у меня семейство получше!

— И на опушке появилась мама Хомячиха.

— Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

— Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

— Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

— Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

— — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

— Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

— Ну, а сколько душ в вашем семействе?

— Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может , — и еще больше.

— Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

— У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

— Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

— А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

— Но ведь они же маленькие!

— Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

— А кто же их кормит–то?

— Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

Рассказы о весне для школьников

Интересные и чудные рассказы для детей о весне, о ледоходе, о весеннем солнышке, о проталинах, о первых весенних цветах. Рассказы Сергея Аксакова и Константина Ушинского.

Сергей Аксаков

ЛЕДОХОД

На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда мы поедем в Сергеевку?» — обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдёт».

И наконец пришёл этот желанный день и час!

Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал:

— Белая тронулась!

Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда.

Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная чёрная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого.

Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рёв долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко.

Река на повороте загибалась за крутой утёс — и скрылись за ним дорога и бегающая по ней чёрная корова. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими.

Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лёд всё ещё шёл крепкою, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне:

— Пойдём, соколик, в горницу; река ещё не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лёд начнёт трескаться.

Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришёл сказать мне, что лёд на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись ещё теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей.

Полюбовавшись несколько времени этим величественным и страшным зрелищем, я воротился к матери и долго, с жаром рассказывал ей всё, что видел. Приехал отец из присутствия, и я принялся с новым жаром описывать ему, как прошла Белая, и рассказывал ему ещё долее, чем матери, потому что он слушал меня как-то охотнее.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону.

Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь вёрст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

Константин Ушинский

ВЕСНА

День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта.

Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём заметно сильнее.

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю — и весь лёд подымется прибывающей водою, почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины: но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.

Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне ещё с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат.

Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на неё дунуть — и она вся разлетится.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.

Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.

На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в Вербное воскресенье? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло ещё дней десять — и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клёна не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки ещё малы, да и сквозь зелёную яркую траву кое-где просвечивает ещё чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро, — к маю всё зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: всё один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9-го марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.

Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнёзда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

В зверином царстве заметно меньше перемены. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

Рады люди первому снегу, но рады ещё более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стёклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома — все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного по- обогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нём яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овёс, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свёклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу — стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше и худое платье сноснее.

Похожие статьи:

Пословицы про времена года

Стихи о весне для школьников

Раскраски для детей. Времена года

Прогулки весной с детьми

Рассказы о весне для школьников. Пчёлки на разведках

Сказки про весну: перелетные птицы

Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

Н. Сладков. Чья проталина?

«Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу. — Моя! — крикнула. — Моя проталина, раз я первая её увидела! На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач.

— Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! — Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала! — Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! — Что он тут каркает! — затарахтела Сорока. — Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся — проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: — Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где — на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули. — Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул. — А я родился на ней! — пискнул Жаворонок. — Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное — и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва — даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало — и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули — заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. И выглянул Крот — зашмыгал носом.

— Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

— Весна, весна, землерой! — сварливо закричала Сорока. — Знал, куда угодить! — подозрительно буркнул Грач. — Хоть и слепой… — Тебе-то зачем наша проталина? — проскрипел Жаворонок. Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку — глазами-то он худо видит! — чихнул и говорит:

— Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

— Как ты можешь так говорить? — ужаснулся Жаворонок. — Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна! — Не знаю и знать не хочу! — фыркнул Крот. — Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково. — Весной проталины появляются, — мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

— А на проталинах скандалы начинаются, — снова фыркнул Крот. — А ради чего? Проталина как проталина.

— Не скажи! — подскочила Сорока. — А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

— Посидеть, походить, размяться! — гаркнул Грач. — Носом в тёплой земле порыться!

— А петь-то как над проталинами хорошо! — взвился Жаворонок. — Сколько в поле проталин — столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

— А чего тогда спорите? — не понял Крот. — Жаворонок хочет петь — пусть поёт. Грач хочет маршировать — пусть марширует. — Правильно! — сказала Сорока. — А я пока семенами и жуками займусь… Тут снова начались крики и перебранка. А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

— Пора и мне! — Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

Сочинение на тему: «Ранняя весна»

В природе так устроено, что все времена года следуют один за другим, и этот естественный ритм не сбивается. Ежегодно после суровой зимы все ждут прихода более теплого и радостного времени года – весны. Очень часто признаки весны уже проявляются в марте, когда наступает первый весенний месяц. Но иногда они могут быть заметными в конце февраля. Тогда все утверждают, что наступает ранняя весна.

Погода в это время года очень изменчива: оттепели сменяются морозами и теплыми солнечными деньками. Может она меняться несколько раз на протяжении дня. Но все же уже никакие холода не могут помешать приходу весны. Она особенно ярко ощутима в городах. Всем знакомы приметы ранней весны.

Светлое время суток заметно становится длиннее, особенно после двадцать второго марта, когда наступает день весеннего равноденствия. Ближе к обеду можно уже заметить проталины, снег перестает хрустеть, как в морозный день. С крыш капают хрустальные капельки воды, это таят снег и сосульки. Небо приобретает насыщенный голубой оттенок, солнце настолько ярко светит, что отражаясь в белом снежном покрове, слепит глаза.

Все дороги оттаяли, чернеет повсюду асфальт, машины проезжают обрызгивая прохожих. Но это недоразумение не портит ни у кого настроения, в основном все люди весело разговаривают, чаще улыбаются. Многие стараются теплую зимнюю одежду сменить на более легкую.

Особенно приход ранней весны чувствуют птицы. Их все чаще можно увидеть на деревьях, ведь теперь нет необходимости прятаться от снежных вьюг и морозов. Воробьи начинают весело чирикать, и собираться стайками, иногда можно услышать нежное посвистывание синиц.

Но за городом, кажется, что весна еще запаздывает. На полях лежит толстым покрывалом снег, птиц пока не слышно. Здесь никто не вмешивается в природу, все идет своим чередом. Незаметно для наших глаз, нагревшиеся стволы деревьев готовятся к тому, что скоро начнут движение соки с питательными веществами, для того чтобы набухли почки и распустились зеленые листья. Первыми начинают распускаться вербы. Под снегом постепенно появляется тонким слоем вода.

Река еще покрыта толстой корочкой льда, но если внимательно приглядеться, то ближе к берегу лед стал намного тоньше, и местами просочилась вода. Еще немного лед расколется и поплывет по реке. Воды станет больше, реки выйдут за берега. Вот так незаметно наступает ранняя весна. Хоть иногда почти незаметен ее приход, но все чувствуют, что остается совсем немного ждать тепла и больших изменений в природе.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

Комментировать

42129 1517314039

Хотелось бы вам увидеть настоящий эталон, которому подражает Европа? Полагаю, да. А, если, скажем, только Южная Европа? Интуиция подсказывает мне, что хотелось бы ничуть не меньше. Если всё так, ваша дорога лежит в Андорру, где находится знаменитая единая горнолыжная зона Грандвалира.

Именно Грандвалира сегодня  является эталоном для подражания в Южной
Европе. Здесь всё продумано до мелочей.  Просто представьте: общая
протяжённость трасс региона составляет 210 км, с перепадом высот 930 метров, а
общее количество  трасс – 118. Недаром же на этих трассах проводятся
международные соревнования, включая Кубок мира. К тому же, здесь расположены
три зоны для фристайла, предназначенные как для профессионалов, так и для
лыжников-новичков.  Как и на всех  лыжных курортах мира, трассы для
новичков называются «зелёными». Они имеют угол наклона не более 15% и к тому же
места для остановок. Чтобы можно было перевести дух и подумать, — может я уже
готов к чёрным и красным трассам? Иными словами, к трассам для профессионалов и
экстремалов. В зоне Грандавлира 14 «зелёных» трасс для начинающих
спортсменов  и 38 – синих, для большинства любителей горнолыжного спорта,
предпочитающих безопасность  и невысокую скорость спуска. Чтобы получить
массу удовольствия и при этом, не дай бог, ничего себе не сломать. Остальные 54
трассы – для профессионалов и тех, кому в обычной жизни не хватает острых
ощущений.

Путешествие капли воды рассказКстати, почему Грандвалира называется единой зоной? Всё дело в
том, что Грандвалира была основана  в результате слияния шести
курортов.  13 лет назад шесть горнолыжных курортов – Пас де ла Каса, Грау
Роч, Сольдеу, Эль Тартер, Канилльо и Энкамп подписали коммерческое соглашение о
создании единой горнолыжной зоны. Таким образом,  Грандвалира,
раскинувшаяся  почти на две тысячи гектаров,- самая большая зона
горнолыжного катания не только в Пиренеях, но и во всей Южной Европе.  А
ведь, казалось бы, — такое крохотное княжество Андорра, зажатое между Францией
и Испанией.  Тем не менее,  именно Андорра обладает  не только
захватывающими дух  видами  и живописнейшим  ландшафтом, но
и  самыми большими территориями  горнолыжных трасс в Пиренеях. 
К слову сказать, по общему мнению, лучшие трассы для тех, кто ещё не считает
себя суперлыжником, расположены в Сольдеу с его пологими склонами. Движущийся
ленточный подъёмник предоставляет возможность начинающим лыжникам подняться к
середине горной цепи со множеством лёгких и доступных спусков.

Путешествие капли воды рассказИстория Грандвалира началась в
1956 году, когда чемпион по горным лыжам Францеск Виладомат установил на
вершине горы Колл Бланк в Пас де ла Каса первый подъёмник. Вы можете не
поверить, но этот подъёмник работал с помощью двигателя обычного грузовика и
был в состоянии поднять до 450 человек в час. С этого момента каждый год
появлялось по подъёмнику,  и сегодня в Грандвалира насчитывается 66
подъёмников.  Кроме того, в 1985 году в горнолыжной зоне
Грандвалира   были установлены снежные пушки, — то есть,
устройства для производства искусственного снега, образующегося из мелких
капель воды, распыляемой  инжекторами в сильный поток холодного
воздуха, который создаётся вентилятором.  Идея,
думаю,  понятна: вода превращается в снег, а затем этим снегом пушка
прицельно стреляет.  Снежная пушка, как правило, может работать при
температуре воздуха ниже – 1,5 градусов Цельсия. В
Грандвалира  сегодня  945 снежных пушек, которые
обеспечивают 60% гарантированного снежного покрова в любую
погоду.  Так что осечек со снегом здесь не бывает.

Путешествие капли воды рассказКак,
впрочем, и с потрясающе вкусной едой. На самом деле,  это ведь
мало с чем сравнимое удовольствие, — удобно разместить подуставшее от движения
тело в тёплом ресторанчике, например, тихом и спокойном Канильо, где никто и
никогда не слышал об автомобильных пробках,  и отведать вкуснейшие, а
главное абсолютно  аутентичные блюда андоррской кухни, такие, как,
скажем, эскуделья – ароматный суп с большой фрикаделькой, приправленной
чесноком и петрушкой, а также колбаской ботифаррас, — к слову, один из первых
упоминавшихся супов в
Европе,  или, например, тринчат — тушёная капуста
с картошкой и беконом. Не лишним будет  горный рис, и,
разумеется,  вино из виноделен Андорры. В общем, испытав все радости,
которые дарит  Грандвалира, единственная мысль,
приходящая  в голову,  естественна и
бесхитростна:  есть в жизни счастье! А для полноты счастья, в
зоне Грандвалира существует целая ассоциация,
предлагающая  всевозможные развлечения – от погружения  с
аквалангом под лёд на горном озере, расположенном на высоте 2100
метров,  или, скажем,  ночь в ледяном  отеле-иглу
на высоте 2350 метров, до катания на воздушных шарах и бегов на собачьих
упряжках. Что же, я сразу сказал,  Грандвалира
— сегодня  является эталоном для подражания в Южной Европе.

Лучший архитектор — природа

Сады Артигас в большой мере отражают ту самую главную мечту Антонио Гауди – строить так, как строит природа…

Бордас

Есть в восточных Пиренеях очень маленькое государство с очень богатой кухней и исключительно большим разнообразием вкуснейших блюд.

Бордас

Есть в восточных Пиренеях очень маленькое государство с очень богатой кухней и исключительно большим разнообразием вкуснейших блюд.

Трамонтана — «идущий сквозь горы»

Многие полагают, что только ураганы способны переворачивать дома и автомобили. Никто не спорит, ураган – это безудержная мощь и беспощадная сила. Но природа способна проявлять свой нрав и по-другому.

Путешествие капли воды рассказ

Текст: Ольга Лапенкова

В декабре 2021-го одиннадцатиклассникам предстоит сдать итоговое сочинение, которое служит допуском к другим испытаниям: ЕГЭ — и, соответственно, вступительным в вузы. Получить зачёт за эту работу не так уж сложно — намного легче, чем «выбить» высокий балл на заключительных экзаменах. Но пренебрегать подготовкой всё-таки не следует: как минимум за месяц до «дня икс» стоит изучить тематические направления, предложенные Министерством образования, а также подумать, как могут звучать примерные темы — и что вы будете писать, если они вам попадутся.

Напоминаем, что ваша работа должна состоять из трёх частей:

  • • введения;
  • • основной части;
  • • заключения.

Каждая из них должна быть написана с красной строки, а основную часть лучше «собрать» из трёх-четырёх абзацев. Не обязательно, но крайне желательно приводить примеры-иллюстрации, то есть упоминать книги, спектакли и фильмы, герои которых решают схожие проблемы, — и, не слишком увлекаясь пересказом, объяснять, к какой мысли приводит читателя либо зрителя тот или иной автор.

Многие считают итоговое сочинение не более чем формальностью, однако тем, кто поступает на творческие специальности, оно может добавить пару-тройку баллов — вдобавок к тем, которые ученики получат на ЕГЭ. Остальным же советуем отнестись к подготовке не как к рутинной обязанности, но как к лишнему поводу узнать что-то интересное.

Вот какие направления для итогового сочинения предлагают школьникам в 2021 году:

  • • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»;
  • • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
  • • «Преступление и наказание — вечная тема»;
  • • «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»;
  • • «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина».

Попробуем представить, каких размышлений ждут от одиннадцатиклассников эксперты.

1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»

Поговаривают, что царь Соломон, правивший Израильским царством в Х веке до н. э., не расставался с кольцом, на котором была выгравирована надпись: «И это пройдёт». Всё в жизни меняется — и в этом наше спасение, но также и наказание. С одной стороны, если бы каждый день был как две капли воды похож на предыдущий, жить было бы ужасно скучно. С другой — кто знает, что нас ждёт за новым поворотом? Дорога жизни порой заводит в тупик, откуда можно выйти, только пожертвовав чем-то ценным…

Дожить до седин, ничего не потеряв и не совершив ни одной ошибки, попросту невозможно. Недаром пословица гласит: «Знал бы, где упаду, — соломку бы подстелил». Но одно дело, когда речь идёт о капризах судьбы, другое — если нам предстоит совершить осознанный выбор. Как найти друзей, любимого человека, хобби, профессию по душе? Цена поспешного решения может быть слишком велика — но не правда ли, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает?

Примерно такие вопросы могут поставить перед будущим выпускником труженики из Министерства образования. Впрочем, нельзя исключать и того, что вам попадётся более простая тема — о дороге в прямом смысле этого слова: вас могут расспросить о самом интересном и счастливом путешествии — и о том, где бы вы хотели побывать.

2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Фраза «современные технологии» звучит из каждого утюга. Кто-то радуется, что теперь найти книгу или фильм, созвониться с другом и даже «сходить» на собеседование можно за считанные мгновения; кто-то трепещет перед новыми опасностями — от «банального» мошенничества, когда вам звонят незнакомцы, которые представляются сотрудниками техподдержки, до потенциального восстания роботов. Но, думается, компьютеры — по крайней мере в начале XXI века — не более чем средство, а как его использовать, зависит от человека, в чьих руках оно оказалось.

Времена, когда положение человека в обществе зависело только от того, насколько влиятельны его предки и сколько средств находится в его распоряжении, давно прошли. Ещё в первой половине XIX века один из самых влиятельных людей Англии, банкир Н. Ротшильд, сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сам Ротшильд в 1815 г. при помощи голубиной почты — умные и маневренные пташки тогда стоили целое состояние — первым узнал, что Наполеон Бонапарт проиграл сражение при Ватерлоо. Это позволило ему провернуть хитроумную махинацию на лондонской финансовой бирже и стать обладателем огромного состояния.

Но возникает другой вопрос: как в эпоху фейков и пранков отличить достоверную информацию от чьей-то искусной выдумки? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наши личные данные не стали добычей недоброжелателей, — или не пользоваться интернетом вообще. Да и вообще, все эти компьютерные штучки… Сериал «Чёрное зеркало» все смотрели?

3. «Преступление и наказание — вечная тема»

Это направление отсылает к программному роману Ф. М. Достоевского — истории о студенте из обедневшего дворянского рода, который мечтал получить уважаемую профессию, чтобы его семья — пожилая мама и сестра, подрабатывающая гувернанткой, — больше ни в чём не нуждалась. К сожалению, Раскольников не смог, как сказали бы в наше время, совмещать учёбу с работой; молодого человека отчислили, и тот, погрузившись в уныние, остался жить в съёмной комнате — и вынашивать планы мести старухе-процентщице, которой он за смешные деньги уступил немногочисленные фамильные сокровища, в том числе часы покойного отца. А тут ещё известие о том, что сестра, самоотверженная Дуня, хочет выйти замуж за богатого человека — и только чтобы иметь возможность помогать маме и ненаглядному братцу Роде…

Чем всё заканчивается — а точнее, только начинается, — мы знаем: Раскольников убивает старуху-процентщицу, а также её ни в чём не повинную сестру Лизавету, которая не вовремя приходит домой. Однако вот что важно: Родион Романович совершает преступление не в тот же день, когда ужасная мысль приходит ему в голову, а спустя полгода. Так где же грань между «нехорошей» мыслью — и поступком, последствия которого нельзя исправить? Раскольников до последнего сомневается, сумеет ли убить Алёну Ивановну, — но не стал ли он преступником в тот самый момент, когда разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»?

Это направление, впрочем, не значит, что вам придётся рассуждать именно о романе Ф. М. Достоевского. Даже наоборот: про несчастного петербургского студента будут писать тысячи школьников, так что лучше запастись более оригинальными аргументами. Какими —с радостью подскажем!

4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»

На первый взгляд, это самое простое направление: здесь только и требуется, что рассказать о любимом романе или музыкальном альбоме, впечатлившей вас театральной постановке или кинокартине. Но даже в таких случаях нужно понимать, как построить сочинение, чтобы введение просто и понятно обозначало, о чём вы поведёте речь, в основной части предмет был рассмотрен с разных сторон, а заключение содержало краткий пересказ всего написанного выше — и, конечно, небольшую мораль, которую вам важно донести до читателя-эксперта.

Первый порыв школьника, выбирающего это направление, — как можно подробнее пересказать любимый роман или сериал, «рассыпать» кучу любопытных фактов о писателе (либо, если юный автор выбирает постановку или кино, — о режиссёре и актёрах). Но помните: количество не равно качеству! Вы должны не только доказать, что внимательно читали/слушали/смотрели то или иное произведение, но и объяснить, почему именно оно запало вам в душу, в чём заключается его художественная ценность — и чему мы можем научиться у того или иного персонажа.

Конечно, далеко не все модные новинки призваны донести какую-то глубокую мысль; есть и сугубо развлекательные произведения — то, что называется массовой культурой. Например, такова — да простят нас фанаты — фэнтези-сага «Песнь льда и пламени» Дж. Р. Р. Мартина, которая легла в основу недавно отгремевшего сериала «Игра престолов». Ничего плохого в таких произведениях нет: все мы нуждаемся в отдыхе, а когда наступили долгожданные выходные — не плевать же в потолок! Но писать про Старков и Ланнистеров в итоговом сочинении, сами понимаете, нужно с осторожностью.

5. «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина»

А вот это по-настоящему сложное направление — но оно же, пожалуй, и самое интересное. Чтобы такого придумать, чтобы россиянам жилось лучше? Понятно, что личные проблемы никто не отменял, — и всё-таки: каких законов и общественных инициатив нам не хватает? Некоторые варианты лежат на поверхности: повысить зарплаты работникам в регионах; открыть побольше детских садов, школ и больниц; отремонтировать дороги, уделить больше внимания охране памятников архитектуры и природных заповедников. Но, может, у вас есть конкретные предложения?

Наверняка вы хотя бы раз проводили лето у дедушек и бабушек, в деревне или на даче. Вспомните: с какими трудностями сталкиваются местные жители? В частности, нет ли у них проблем с электричеством и отоплением? А как они готовят? Наверняка на газовых плитах. Если так, то газ либо «заводят» в загородный дом — а стоит такое удовольствие немало, — либо привозят в баллонах со станции, причём располагаться таковая может за десятки километров от садового товарищества…

А что у нас с экологией? Казалось бы, чем дальше от столицы живут люди, тем ближе они к природе. Однако воздух и грунтовые воды во многих населённых пунктах отравлены выбросами местных предприятий. Согласно данным Роспотребнадзора, в России сейчас как минимум 48 городов, жить в которых опасно для здоровья… Как привлечь внимание властей к этим проблемам? И пусть сила заключается не в словах, а в делах, — предложить свои варианта ответов в итоговом сочинении лишним не будет.

  • Путешествие капельки круговорот воды в природе рассказ
  • Путешествие колобка в царстве квадратов треугольников и кругов математическая сказка 3 класс ответы
  • Путешествие внутри клетки рассказ
  • Путанно объяснить как пишется
  • Путешествие в голландию рассказ