Путешествие из петербурга в москву это что повесть рассказ

Автор на чтение 23 мин. просмотров 1 опубликовано 03.02.2021 меню статьи: путешествие из петербурга в москву написано в период расцвета

На чтение 23 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Меню статьи:

«Путешествие из Петербурга в Москву» написано в период расцвета просвещенческих ценностей и принципов. Май 1790-го года дал – пусть не рождение – но массовую известность этому произведению, принадлежащему перу Александра Радищева. Текст изначально издавался анонимно – вероятно, не зря, ведь мы знаем, какие последствия принесла публикация автору произведения. Но об этом мы поговорим позже, а пока что – несколько строк о творчестве Радищева, а также краткий пересказ основных событий «Путешествия…».

«Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» – именно эта мысль побудила Александра Николаевича Радищева написать повесть под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Тот, «душа которого страданиями человечества уязвлена стала» пожелал излить свои мысли на бумагу, чтобы в одной книге изобразить жизнь простого русского народа во всей её неприглядности.

Работу над произведением автор закончил в 1789 году. За правду и открытую критику самодержавия автор произведения подвергся жестоким преследованиям со стороны Екатерины Второй.

О своевременности творчества Радищева

Александра Радищева можно по праву назвать своевременным писателем. Конечно, российский прозаик – биографически и исторически – принадлежит к XVIII веку, к эпохе Екатерины, однако этот человек Просвещения и его идеи актуальны и сейчас. Радищев – полиглот (знаток польского, французского и немецкого), философ, при екатерининском правлении был придворным (пройдя обучение в Пажеском корпусе). Между тем, Радищев – по духу не придворный, но ученый. Поэтому не удивительно, что в итоге Александр Николаевич участвует в заседаниях комиссий, которые занимались законотворческой деятельностью, – уже при правлении Александра. Право, к слову сказать, писатель изучал в Лейпциге.

Когда, в 1771-м, Радищев возвращается из Германии на родину, в Петербург, то мы можем с уверенностью говорить о писателе как о личности уже вполне сформировавшейся. В этот же период начинается литературная деятельность Александра Николаевича. В 1770-е годы Радищев трудится на рукописью анализируемого нами сочинения. В итоге автор присылает рукописный экземпляр в «Живописец» – один из литературных журналов того времени. Вскоре присланный Радищевым фрагмент напечатают на страницах этого издания. Кстати, писатель работал и в качестве переводчика: например, в 1773 году в «Живописце» издали перевод «Размышлений о греческой истории», сделанный Радищевым.

Однако на этом писатель не останавливается. В 1780-х годах продолжается работа над «Путешествием из Петербурга в Москву». Порой Радищев прерывается на поэтические и прозаические литературные эксперименты. Мы видим, что в Европе в это время приходит к пику эпоха Просвещения, общественное сознание растет, делается акцент на общечеловеческих ценностях, на уникальности человеческой личности. Развиваются науки, искусство, философия. Все это, безусловно, вдохновляет Радищева, отображаясь на произведениях нашего автора. Сначала разворачивается революция в Америке, потом – во Франции. Последняя, без сомнений, перевернула всю социокультурную жизнь Европы. Революционное эхо услышали также в Российской империи (особенно это касается интеллигенции).

Последствия публикации

В начале нашей статьи мы уже проговорились о последствиях, которые принесла Радищеву публикация текста. Скажем, что в 1789 году писатель организовывает дома типографию, в которой через год и издаст свой текст. «Путешествие…» оказалось неимоверно популярным. Радищев пишет о болезненных проблемах современного ему российского общества. Точнее – общественного строя. Это и крепостное право, и общественная несправедливость, эксплуатация человека, бедность и другие темы. В конце концов, текст попадается на глаза и императрице. О Радищеве говорят, что он бунтовщик, и даже хуже, чем самозванец-Пугачев. Ответ Екатерины не заставил себя долго ждать. Вскоре писателя арестовали. И хотя соратники имперского режима говорили, что автор «Путешествия…» заслуживает смерти, все же, «милостью», Радищева приговорили к ссылке, сослав на десять лет в Сибирь.

Об эпиграфе «Путешествия…»

Отдельного внимания заслуживает эпиграф, которым автор сопровождает свою книгу. Для того, чтобы передать основную мысль, идею произведения, писатель обратился к наследию Тредиаковского. У последнего, в частности, имелась поэма со словами:

Последнюю обозначенную нами строчку Радищев и использует в качестве эпиграфа. Что это значит? Фраза описывает некоего монстра, тучного, гнусного (или же грубого). Чудище имеет сто голов, грозно лает и вызывает страх. Этот образ – многозначителен. С одной стороны, это монстр регресса. С которым неуклонно борется Просвещение. С другой же стороны, это чудовище символизирует строй, господствовавший во времена Радищева в Российской империи. Это несправедливая форма организации общества, построенная на эксплуатации одних людей другими, на отношениях крепостничества. Цари, которые не уважают собственный народ, как прочитывается между строк произведения Александра Николаевича, обречены на адские муки. Выход из этого – лишь воспитание, просвещение человеческой души.

Когда к власти приходит Александр Первый, писателю дают свободу. Порой современники Радищева указывали на «концлагерный синдром» писателя, когда тот был готов отказаться от своих идей лишь от одной угрозы или опасности очередного унижения. При императоре, как мы уже писали, Радищев участвует в составлении законов, разрабатывает реформы, а также выступает в роли советника. Кстати, в свой проект реформ писатель вносит предложения об отмене крепостничества.

Главные герои повести

Выезд

София

Тосна

Любани

Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.Puteshestvie-iz-Peterburga-v-Moskvu.jpg

Чудово

Спасская Полесть

Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.

Aleksandr-Radishchev-Puteshestvie-iz-Peterburga-v-Moskvu.jpg Тем временем ливень прошел. Герой повести решил ехать дальше, но в попутчики к нему попросился несчастный человек, который по дороге рассказал очень грустную историю: был он купцом, однако, доверившись нечестивым людям, попал под суд. Жена от переживаний родила раньше срока и через три дня скончалась. Умер и новорожденный. А бывшего купца чуть не взяли под стражу, хорошо, что добрые люди помогли бежать.

Подберезье

Когда герой очнулся от сна, не мог продолжать путь дальше. Голова была тяжелой, и так как не нашлось подходящего лекарства, рассказчик решил выпить кофе. Но напитка оказалось много, и он захотел угостить им сидящего рядом молодого человека. Они разговорились. Новый знакомый учился в новгородской семинарии и шел в Петербург, чтобы увидеться со своим дядей. На протяжении беседы из жалоб студента герой повести понял, что уровень обучения оставляет желать лучшего. Попрощавшись, семинарист не заметил, как выронил небольшой пук бумаги. Этим воспользовался путник, потому что размышления молодого человека были интересны ему.

Вот, например, слова над которыми стоит задуматься: «Христианское общество вначале было смиренно, кротко, скрывалось в пустынях и вертепах, потом усилилось, вознесло главу, устранилось своего пути, вдалося суеверию…»

Новгород

Терзаясь грустными помыслами, въезжал герой рассказа в Новгород. Несмотря на величие, на множество монастырей, на успех в торговых делах, автор понимал, в каком плачевном состоянии находится этот город, захваченный Иваном Грозным. А ведь раньше Новгород управлялся народом, имел свое письмо и колокол, и, хотя у них были князья, однако, мало имели влияния. Какое имел право соседский царь разорить процветающий город до основания? Почему тот, кто сильнее, может распоряжаться судьбами других? Эти мысли не дают покоя автору.

Бронницы

Здесь странник молится Богу: «…Не могу поверить, о Всесильный! чтобы человек мольбу сердца своего воссылал ко другому какому-либо существу, а не к Тебе…»

Он преклоняется перед Его могуществом, понимает, что Господь дал жизнь человеку. «Ты ищешь, Отец всещедрый, искреннего сердца и души непорочной; они отверсты везде на твое пришествие…» – восклицает рассказчик.

Зайцево

Крестьцы

В Крестьцах герой повести стал свидетелем расставания отца с сыновьями, отправляющимися на военную службу. Рассказчик рассуждает по поводу того, кем становятся дети дворян после армии, ведь начинать службу нужно со зрелыми нравами, а иначе «…чего доброго ожидать от такого полководца или градоначальника?»

Яжелбицы

Валдаи

Едрово

Доехав до города Едрово, рассказчик увидел толпу из тридцати женщин. От его взора не ускользнула их привлекательность, но растревожили мысли о безрадостном будущем этих красавиц-крестьянок.

Вдруг герой повести встретился с одной из них по дороге и решил завести беседу. Анна – так звали девушку – сначала настороженно отвечала на его вопросы, думая, что проезжий, подобно другим, желает зла, но увидев, что незнакомец к ней расположен, сильно удивилась, ведь не привыкла к вежливому обращению. Наконец, поверив в искренние намерения путника, она разоткровенничалась и рассказала свою грустную историю. Оказалось, что отец Аннушки недавно умер, и осталась она с мамой и маленькой сестричкой. У девушки есть жених Ваня, но выйти замуж за него не представляется возможным до тех пор, пока не будет внесен выкуп – сто рублей. Тогда рассказчик принимает решение помочь молодой паре. Он просит Аню повести его к своей матери, но, зайдя к ним в дом, видит Ивана. Оказывается, в выкупе уже нет нужды, потому что отец жениха решил отпустить его, и в воскресенье ожидается свадьба. Как ни пытался новый знакомый Анны дать деньги на нужды будущей семьи, от него ничего не приняли.

Хотилов (проект в будущем)

Вышний Волчок

Выдропуск

Торжок

Медное

Тверь

Городня

Завидово

Клин

Пешки

Черная грязь

Слово о Ломоносове

В самой последней главе автор рассказывает о значительном вкладе Михаила Ломоносова в науку и культуру. Этот гениальный человек, родившись в бедности, смог решительно покинуть дом и за его стенами получить так необходимое ему образование. «Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима…» И такое прилежание щедро вознаградилось.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: образы и смыслы стоглавого монстра регресса

Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях… Александр Радищев

Итак, вернемся еще на несколько минут к последней главе анализируемой книги. Ломоносова – русского ученого, мыслителя, философа – автор произведения, по-видимому, считает «великим мужем». Несмотря на то что Ломоносову посвящается отдельный раздел, Радищев периодически намекает на персону этого великого человека. Такие намеки разбросаны по всему тексту «Путешествия…». Вот, например, такой фрагмент:

Человек рождённый с нежными чувствами одарённый сильным воображением, побуждаемый любочестием, изторгается из среды народныя. Восходит на лобное место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения. Его же ожидает плескание рук или посмеяние горшее самыя смерти. Как можно быть ему посредственным? Таков был Демосфен, таков был Цицерон; таков был Пит; таковы ныне Бурк, Фокс, Мирабо, и другие. Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения в их чувствах, сила доводов в их остроумии…

Радищев иронично пишет о том, что критики силятся придумать формулы, которые сделали бы остроумие, ум людей – вроде Ломоносова – доступными всем. Однако это невозможно. Воображение, природная гибкость разума – качества, которым нельзя научить. Разумеется, есть наука риторики, но это не талант, а лишь развитие мастерства – на основе природного дара. Но и «ломоносовы» совершают ошибки, считая, что можно передать свой ум другим людям. Философ старался донести к своим коллегам, «согражданам» идеи Демосфена, Цицерона и других античных авторов. Таким образом, для Радищева Ломоносов – это некий идеал Просвещения:

Тако и Ломоносов действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразныя отверзал общему уму стези на познании. Повлекши его за собою во след, разплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, неоставил его при тощем без мыслей източнике словесности. Воображению вещал: лети в безпредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевленнаго, и вождаяся вкусом украшай оными самую неосязательность…

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева — это выдающееся произведение русской литературы XVIII века. В это статье читайте онлайн краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева по главам, краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения. Действие «Путешествия» происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.Смотрите: — Все материалы по «Путешествию» Радищева

Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам (краткий пересказ)

ВступлениеВо вступлении автор «Путешествия» говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.ВыездПутешественник (он же рассказчик, автор), дворянин средних лет, выезжает из Петербурга в Москву в своей кибитке. София (Ленивый комиссар) Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие «чаевые» ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.Тосна(Книга о дворянских родах)Любани (Разговор с крестьянином в поле) Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.Чудово (Морская прогулка)В Чудово автор встречает своего приятеля — господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью. На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей. Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей. Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.Спасская полесть  (Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе) Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за «хорошую службу» давал им повышения и т.д. Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят. В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив. В ужасе автор просыпается.Подберезье  (Встреча с семинаристом) В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся. Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.Новгород  (Размышления об истории Новгорода) В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.Из летописи Новгородской  (Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич) Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых). В Новгороде автор посещает своего знакомого — афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.Бронницы  (Размышления о Боге) Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога. Зайцово (Убийство жестокого помещика и свадьба стариков) В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился. Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает. В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый «дом терпимости». На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.Крестьцы  (Прощание отца с сыновьями) В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.Яжелбицы  (Похороны сына) Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения. Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого «лекарства» у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.Валдаи  (Развратный городок Валдаи) Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.Едрово  (Крестьянка Анна) В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья. Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги. Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.Хотилов. Проект в будущем (Проект об отмене крепостного права) Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его. Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.Вышний Волочёк (Хозяйственный помещик) Проезжая Вышний Волочёк, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян. Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно. Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики — варвары, которых нужно наказывать.Выдропуск. Проект в будущем (О придворных и роскоши) Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе — его поступки.Торжок  (Об отмене цензуры) В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.Краткое повествование о происхождении ценсуры (История зарождения цензуры) Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.Медное (Продажа крестьян с торгов) Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.Тверь  (О состоянии поэзии в России) Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, «новомодным поэтом». Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д. Господин читает автору свои стихи — оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.Городня (Проводы в армию) В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду. Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия — счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков. Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету. Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.Завидово (Лошади для «его превосходительства») На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, «его превосходительства». Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор. Когда «его превосходительство» приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь. Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед «важными персонами». Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.Клин (Слепой старик и платок) На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.Пешки (Внутри крестьянской избы) Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым. Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях. Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.Черная грязь (Свадьба по принуждению) В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга. Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением. Слово о Ломоносове В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы «Тверь». В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность. Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.Конец. Это было краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» по главам, краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.Читайте: Все материалы по «Путешествию» РадищеваПутеше­ствие из Петер­бурга в МосквуАудиокнига. 8 ч 8 мин. Читает С. Мендельсон. Бесплатный отрывок:С. Мендельсон8 ч 08 минПутеше­ствие из Петер­бурга в МосквуАудиокнига. 8 ч 37 мин. Читает Вячеслав Герасимов. Бесплатный отрывок:Вячеслав Герасимов8 ч 37 минПутеше­ствие из Петер­бурга в МосквуАудиокнига. 9 ч 1 мин. Читает Олег Федоров. Бесплатный отрывок:Олег Федоров9 ч 01 минПутеше­ствие из Петер­бурга в МосквуАудиокнига. 8 ч 8 мин. Читает Семен Мендельсон. Бесплатный отрывок:Семен Мендельсон8 ч 08 мин

Читайте также

Используемые источники:

  • https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html
  • https://briefly.ru/radicshev/puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu/

  • Путешествие из петербурга в москву сочинение декабрьское
  • Путешествие в средневековый город сочинение 6 класс кратко
  • Путешествие за границу как пишется
  • Путешествие в страну сказок мультфильм
  • Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага сочинение