Путь спасения души в повести лескова очарованный странник сочинение

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Цель: Показать путь становления
человека через осознание грехов своего
стихийного прошлого, через многострадальные
искания истины, переход на более высокий этап в
духовном развитии: принятие идеи героического
самопожертвования во имя спасения Отечества.

Проблема: Соотношение личной воли и
судьбы, случая и предназначения, греха и его
искупления.

Оформление доски.

Нет красоты более глубокой,
Чем святая красота души,
преодолевшая скудость бытия
Стефан Цвейг

 Словарная работа

  • Грех. 1. У верующих: нарушение религиозных
    законов и правил. 2. Предосудительный поступок
    (переносное значение).
  • Измаил (спасенный), древнееврейское – “услышит
    Бог”.
  • Флягин (немецкое Flasche) – бутылка, фляжка, фляга,
    плоский дорожный сосуд для пития.
  • Сосуд – все содержащее, носящее в себе что-либо,
    слепой исполнитель, орудие.
  • Конэсер (от французского “знаток”).
  • Послушник – прислужник в монастыре,
    готовящийся стать монахом
  • Иеромонах – монах-священник.
  • Инок – то же, что монах.

Ход урока

О, боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай – дары святого неба;
Но, небом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!

Такими словами заканчивает Николай Лесков
роман “Житие одной бабы”. Для этого художника
мерилом истинности становится человек,
проникнутый духовностью. “Духа не угашайте!” –
взывает и сегодня Лесков, показывая своих
“маленьких великих людей”. Трезвое и даже
сатирическое изображение жизни мешает героям
следовать возвышенному образу мысли, ожесточает
прекрасного человека.

Сегодня мы начнем разговор о становлении
человека, о мучительном терзании его духа в
борьбе страстей и благоразумия, о познании
героем самого себя. Мир героя повести
“Очарованный странник” двойственный, но
объединенный порывом к человечности.

Мы увидим, как каждое событие в жизни Ивана
Северьяновича Флягина отбрасывает в душу
какую-то тень, подготавливая в ней горестные
сомнения, обиды и то, что люди называют
преступлением, а душа героя, проходя через муки и
страдания, расцветает и созревает для радости
освобождения, для радости единения с людьми.

Анализ текста.

— Ваше первое впечатление о герое после
прочтения повести

— Построим словесный ряд из определений,
характеризующих Ивана Флягина

— Можете ли вы выбрать одно единственное слово,
подчеркивающее главное в характере героя? Если
нет, то почему? (Двойственность. Никак не
вписывается в систему положительных героев).

— В повести “Очарованный странник” героя
называют по-разному. Как?

— Какую художественную задачу выполняет автор,
используя этот прием? (Показать человека в
различных жизненных ситуациях, в оценке разных
людей).

— Фамилия нашего героя говорящая, причем
многозначная. Порассуждайте по этому поводу в
связи со словарной статьей Владимира Даля. (Намек
на выходы героя, на талант, все плохое и хорошее,
а, может быть, на избранничество, судьбу,
провидение).

— Зачитайте портретное описание героя.
Совпадает ли ваше представление о герое с
видением художника Владимира Сафронова в
исполнении Нади Полещук (ученица)?

— Дополняет ли представление о герое его
окружение?

— Где знакомимся с героем? (В пути). Путь – это
только передвижение героя?

(Это и жизненный путь, и путь перерождения
героя).

Слово учителя.

Итак, вечная тема “превратности судьбы”
решается тоже нетрадиционно. Очевидная
странность героя усиливается авторским
отношением к Ивану Флягину, в мирской жизни
которого много чего происходило… (и в плену был,
и воевал, и увечили его так, что, может быть, не
всякий бы вынес). В конце первой главы Иван Флягин
высказал лучше всех оценку собственной жизни.

— Зачитайте (“Всю жизнь я погибал, и никак не мог
погибнуть”).

— Почему не мог погибнуть? Конец первой главы
(“Оттого что многое я даже не своей волею
делал”). А чьею же? 2 глава (“По родительскому
обещанию”, то есть он обещанный Богу сын).

— Обратите внимание на имя Иван в переводе с
древнееврейского.

— Какую жизненную позицию высказывает Иван
Северьянович? Как, по его мнению, должен жить
человек. Глава 1 (“Толцытеся”).

— Растолкуйте значение слова. (Главный завет
Создателя – необходимость активного действия
даже в самых безнадежных ситуациях, а уныние –
грех).

— Помните слова на пояске Ивана, надетом во
время укрощения коня? (“Чести своей не отдадим”).

— Какое слово ключевое? (Честь).

— Кто в этом мире важнее всех? (Я – Иван. Из 2
главы мы вообще не узнаем о людях: голубки, кошки.
По законам христианства, жизнь, построенная по
такому принципу, ведет к гибели души.).

— Назовем события в жизни героя и его отношение
к происходящему. Попробуем вывести
закономерность.

— Иван поступает в соответствии с моральными
нормами или идет вразрез?

Слова учителя:

По мнению Достоевского, чтобы гордость не
перешла в гордыню, нужно смирение, ? свободное
соединение с миром, не самоограничение и тем
более покорность, не смиренное счастье слабых, а
живое чувство любви к другим людям, от природы
таким же свободным.

— Можем ли мы увидеть это живое чувство любви к
людям в его поступках? (Убийство монашка,
спасение графа, отношение к офицеру, поединок с
Савакирием).

— Понимает ли Голован мотивы своих поступков?
Испытывает ли угрызения совести?

— Из-за чего полез в петлю? Почему непереносимо
такое наказание? (Обречен на бессмысленный труд,
задето чувство собственного достоинства).

— Помните появление монашка? Прием сна – это
тоже своеобразный художественный прием, а может,
это голос совести, не до конца проснувшейся?
5 главе упоминается слово совесть). Подчиняется
ли он этим знамениям? (“Просись в монастырь.
Много будешь терпеть, а потом достигнешь.” Он
оставляет право выбора за собой.)

Слово учителя: Прием сна, видение монашка,
помогает осознать главную мысль автора: хождение
по мукам, на которые обрекает себя герой, ?
расплата за гордость и нежелание принять Бога.

— Что руководит героем, когда он решает отдать
ребенка матери? 5глава (Сердце берет верх над
рассудком, отдает ребенка из сострадания.
Сострадать — брать часть мук на себя. Уже единение
с человеком и любовь к нему).

— Что ощущает герой в плену? Найдите описание
природы. (Сравнивая свое и чужое, поэтизирует
будничное, бытовое, завидует птичке. Здесь он
впервые ощущает себя духовным человеком,
происходит единение с русской нацией. Слова
Родина, народ, природа — однокоренные,
родственные, обозначающие единый соборный
организм. А чужая земля представляется адом. И в
конце 7 главы Иван так молится, что даже снег под
коленями протает. А в 8 главе опять грешит, ни во
что не верит”. А вот теперь и понимаю: “Хоша не
верую, а слушаюсь, и сам молиться не стал…”)

Слово учителя:

Федор Михайлович Достоевский был убежден, что
человека нельзя повернуть к добру
морализаторством, нужно воздействовать на
сердце. А эмоционально, сердечно воспринимается
только красота. Религия – это тоже сердечная
вера. В 11 главе магнитезер говорит,
что любовь – наша стихия.

Глава 13, 19.

— Какое впечатление произвела красота Груши на
Ивана? (Рассказчик ни разу не назовет свое
чувство любовью, Груша сама скажет: “Один ты и
любил меня”. Любовь героя беззаветная и
самоотверженная, чувство чистое и великое,
свободное от себялюбия и собственничества. В нем
присутствует бескорыстное восхищение, желание
помочь).

Иван помогает ей уйти из жизни.

— Преступление ли это или подвиг во имя любви?
(Диспут).

(Он берет всю полноту ответственности за грехи
другого человека, губящего собственную душу.
“Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность
за нее отстрадать и ее из ада выручить”).

Слово учителя:

Встреча с Грушей – чудо его внутреннего
преображения. Через страдания постигает смысл
жизни.

— Как оценивает герой свою жизнь в исповеди
полковнику? (“Я, ваше высокоблагородие, не
молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни
вода принимать не хочет. Много неповинных душ
погубил”. Изменилась нравственная самооценка:
до этого только Грушина смерть воспринималась
как вина, теперь он вспомнил и смерть монаха, и
Савакирия).

Слова учителя: Пережитый Иваном Северьяновичем
нравственный кризис, вызвавший чувство вины за
стихийное прошлое, подготовил возможность
нового, еще более высокого этапа в духовном
возмужании героя.

— Куда же попадает Иван Северьянович в конце
повести? (В монастырь).

— Считает ли он это сбывшимся пророчеством
(“Деться было некуда”).

Слово учителя:

Разум его не соглашается, а душа нашла
единственный путь спасения. Недаром его зовут
Измаил – спасенный. Чувствует он беду, молится за
народ, молится перед иконой “Благое молчание”.
Это не просто икона, а символ правильной жизни –
смирение. Не смирение-покорность, а слияние с
жизнью народа. Вспомним слова Достоевского:
“Отдать свою личность всем до конца и тем самым
проявить ее – ведь это идеал, еще не достигнутый
на Земле”.

— О чем мечтает Иван Флягин? (“Мне за народ
помереть хочется”. Путь обновленного человека,
готового к несению креста.).

Подведение итогов урока.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

25.10.2021 18:56:29

Автор: Марина Межина


Наверное, многие задумывались, кем они являются в этой жизни. Люди часто размышляют о будущем. Какой же путь ждет человека?  Сможет ли он найти самого себя? Над этими вопросами хочется поразмышлять.
По моему мнению, человек идет к самому себе за счёт накопленного жизненного опыта и осознанности, на понимание своей сущности уходят годы. Иногда бывает иначе,  люди могут преодолеть основной путь к настоящим себе за очень короткий промежуток времени. Повлиять на внутренний мир может событие, после которого человек никогда не станет прежним.
Например, в произведении Николая Лескова «Очарованный странник» главный персонаж получил колоссальный опыт за свою жизнь, пережил очень много событий. Работал в конюшне, был лекарем и нянькой, побывал в плену у татар, влюбился в цыганку и отслужил в армии за другого человека. На склоне лет Иван ушел в монастырь и решил идти праведной дорогой. Он был странником не только в окружавшем его мире, но и в своем внутреннем. Флягин был очарован жизнью, он пытался найти самого себя, и встать на истинный путь, который сможет привести его в нужное место. Всю жизнь Иван узнавал что-то новое, стал намного лучше себя понимать и на этом не закончил свой путь, а пошёл дальше более осмысленно.
Человек может пройти огромную часть пути к самому себе за день. Так, в рассказе Рея Брэдбери «Улыбка» мальчик прибежал в центр города на праздник. Том, простояв в длинной очереди, понял, что будет происходить. Мальчику нужно было плюнуть на произведение искусства, чтобы как следует повеселиться, но он был поражен красотой картины, буквально потерял дар речи. Том не смог уничтожить это творение, но другие люди с радостью разрывали и топтали картину Леонардо до Винчи. Ему в руку попал обрывок, и, не размыкая кулак, Том побежал домой. За целый день мальчик пережил события, потрясшие его с головы до ног, но когда он разжал кулак, увидел невероятное — улыбку Мона Лизы.
Таким образом, люди могут идти к самим себе всю жизнь, накапливая опыт и получая новые знания. Путь каждого человека уникален. Если на одних мало что может повлиять, то на других может повлиять и привести к настоящим себе что-то несущественное, но особенное только для них. Самое главное найти в этой жизни свой путь и не опускать руки, скорее всего именно так возможно обрести самого себя.


Здравствуйте, Марина!

Вам удалось в своем сочинении раскрыть тему жизненного пути и испытаний, у вас достаточно грамотная речь, однако советую анализировать произведения более подробно и следить за логикой высказываний.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Анализ рассказа Брэдбери скудный, в основном это недостаточно внятный пересказ содержания.

Не вполне понятно, какие же метаморфозы произошли с Томом.

да

Так, в рассказе Рея Брэдбери «Улыбка» мальчик прибежал в центр города на праздник. Том, простояв в длинной очереди, понял, что будет происходить.

Корректнее в первом предложении ввести героя, сообщив его имя.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Флягин был очарован жизнью, он пытался найти самого себя, и встать на истинный путь, который сможет привести его в нужное место.

А какое место нужное?..

Всю жизнь Иван узнавал что-то новое, стал намного лучше себя понимать и на этом не закончил свой путь, а пошёл дальше более осмысленно.

А почему на этом (понимании себя?) стоило закончить свой путь?..

На склоне лет Иван ушел в монастырь и решил идти праведной дорогой.

А почему такая последовательность: сначала ушел, а потом решил?

К4 (речь) + 1 балл

По моему мнению, человек идет к самому себе за счёт накопленного жизненного опыта и осознанности, на понимание своей сущности уходят годы.

Полагаю, выбор предлога неверный. Корректнее так: пусть к самому себе человек находит благодаря…

Иногда бывает иначе, люди могут преодолеть основной путь к настоящим себе за очень короткий промежуток времени.

Основной путь? Есть дополнительный? Настоящим себе — неудачная фраза.

Например, в произведении Николая Лескова «Очарованный странник» главный персонаж получил колоссальный опыт за свою жизнь, пережил очень много событий.

Лучше опустить последнее слово. Как-то событиями все эти суровые, даже страшные испытания сложно назвать.

За целый день мальчик пережил события, потрясшие его с головы до ног, но когда он разжал кулак, увидел невероятное — улыбку Мона Лизы.

Некорректное употребление фразеологизма.

Если на одних мало что может повлиять, то на других может повлиять и привести к настоящим себе что-то несущественное, но особенное только для них.

Повтор

Конец предложения слишком сумбурный.

Самое главное найти в этой жизни свой путь и не опускать руки, скорее всего именно так возможно обрести самого себя.

Это одно и то же

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5

Орфография — 0

Пунктуация — 4

Флягин был очарован жизнью, он пытался найти самого себя, и встать на истинный путь, который сможет привести его в нужное место.

Запятая между однородными сказуемыми стоит неправомерно.

За целый день мальчик пережил события, потрясшие его с головы до ног, но ЗПТ когда он разжал кулак, увидел невероятное — улыбку Мона Лизы.

Запятая между союзами, относящимися к разным предложениям.

Самое главное ТИРЕ найти в этой жизни свой путь и не опускать руки, скорее всего ЗПТ именно так возможно обрести самого себя.

Тире между подлежащим, выраженным существительным, и сказуемым, выраженным глаголом в неопределенной форме.

Запятая при вводном слове.

Грамматика — 1

Например, в произведении Николая Лескова «Очарованный странник» главный персонаж получил колоссальный опыт за свою жизнь, пережил очень много событий. Работал в конюшне, был лекарем и нянькой, побывал в плену у татар, влюбился в цыганку и отслужил в армии за другого человека.

Непонятно деление на предложения, явно второе предложение раскрывает мысль, содержащуюся в предыдущем, уместно поставить двоеточие.

Общий вывод по работе

Итак, Марина, ваше сочинение оценивается на «зачет», но следует тщательно поработать над микровыводами, которыми вы завершаете анализ литературного произведения, сделать их более логичными, а сочинение — более стройным.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Решаем тригонометрию

№4 профильного ЕГЭ по математике.


Краткое содержание повести «Очарованный странник», которую написал Николай Семенович Лесков, позволяет в краткое время ознакомиться с главными героями и основными моментами произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который может оказать помощь учащимся.

Главные герои

  • Иван Саверьяныч — мужчина, который рассказывает историю своей жизни.
  • Груша — цыганка.
  • Князь — жених Груши, предавший её.

Глава первая

Пассажиры плыли по Ладожскому озеру, и по пути решили зайти в пристань Корелы. Когда все поднялись обратно на борт, то начали между собой обсуждать то, зачем людей, которые были по тем или иным причинам неугодны, принято было отсылать далеко. Ведь совсем рядом есть место, которое будто создано было для подобных целей.

Один из пассажиров, который достаточно часто путешествовал, рассказал, что еще не так давно сюда ссылали людей. Но столкнулись с проблемой того, что  многие не выживали в этом месте.

Бывший семинарист, которого сослали сюда за непослушание, начал постоянно пить, а после и того больше – попросил его казнить. Но казни молодой человек так и не дождался, поэтому повесился сам. Народ начал обсуждать этот поступок, внося свои комментарии. И тут в разговор вступил интересный мужчина, который был огромным, как богатырь. Он рассказал людям о попике, который молится за души самоубийц. Сам он тоже был монахом.

Так же мужчина поведал, что раньше служил конэсером – человеком, который занимается лошадьми. Даже рассказал несколько интересных историй из жизни. Людей очень заинтересовал этот пассажир, поэтому они попросили рассказать его ещё о себе и своей жизни.

Глава вторая

Иван Саверьяныч, он же господин Флягин – так звали этого мужчину, начал рассказывать о своей жизни.

Отец его был конюхом, а мать умерла при родах, потому что Иван родился с очень большой головой, за что и получил прозвище Голован. С самого раннего детства он проводил время на конюшне, и лошади его слушались.

Однажды в пути им повстречался воз с лошадьми. На том возу лежал человек, ну Флягин и полоснул его кнутом, да так, что тот спросонья упал и умер. И вот во сне он пришел к Ивану с посланием от матери. Оказывается, она его Богу обещала. Поэтому он будет много раз умирать, но не умрет. А когда придет время умереть по-настоящему, то обязательно вспомнишь обещание, которое за тебя мать дала, и пойдешь в чернецы.

Однажды, когда Ивану нужно было везти графа, ему опять привиделся монах. Тот посоветовал Ивану тут же отправляться в монастырь. Но Иван не послушал его. По пути с ними случилась беда, из которой спаслись они только благодаря Ивану. Граф был очень признателен мальчику за спасение и хотел одарить его, но Иван попросил у него только гармонь.

Глава третья

Прибились как-то к Ивану два голубя, у которых появились голубята. И повадилась их кошка таскать. Ну, Иван и наказал кошку, да хвост ей отрубил. На следующий день к нему прибежала горничная графини и закатила скандал. Оказывается, это была её кошка. Ударила она Ивана, а тот в долгу не остался и её метлой ударил. Сурово его наказали за это.

Иван очень огорчился и решил повеситься. Выбрал сук, веревку, и все бы получилось, но веревку ему цыган перерезал. Он же и позвал Ивана с ними жить. Тот долго не думал (сильно уж он обиделся на господ) и согласился.

Глава четвертая

Тот цыган сказал Ивану украсть двух лошадей. Ивану очень не хотелось этого делать, но выбора не было. Ускакали они далеко на тех лошадях и продали их за триста рубле. Но цыган обманул Ивана и нечестно разделил вырученные деньги. Иван сильно с ним поругался и сказал, что дальше идти с ним не хочет.

На рынке повстречался ему огромный мужик, который нанял его на работу нянчить его дочку. Купил козу, чтоб было чем ребенка кормить. Стал Иван девочку воспитывать и очень сильно к ней привязался.

Иван порой снова засыпал и тут ему опять являлся в видении монах, который обращался к нему.

Однажды к Ивану с девочкой пришла её мать, которая сбежала с другим мужчиной. Она умоляла Ивана отдать дочку ей, даже предлагала за это деньги – целых тысячу рублей. Но Иван не был настроен на торги. Он отвечал за девочку и был настроен серьезно, даже когда пришел офицер, с которым сбежала жена барина.

Глава пятая

Любовник опять предлагал Ивану деньги в обмен за ребенка, но Иван выкинул их ещё и плюнул сверху. Между ними завязалась драка. Офицер пытался забрать девочку, но Иван крепко её держал. Офицер понял, что Иван ни за что не расстанется с девочкой, поэтому решил забрать её мать. Но та заливалась слезами и тянула руки к девочке.

К ним приближался барин, который стрелял в воздух. Ивану стало жаль женщину, поэтому он отдал ей ребенка и уехал с ними.

Там офицер объяснил Ивану, что держать его у себя он не сможет, поэтому заплатил двести рублей.

Иван принимает решение покаяться и сдаться. Но напоследок решает выпить чая с кренделями, так как он понимал, что полиция у него заберет деньги при задержании. Пока он сидел на берегу, то наблюдал драку двух татар за лошадь.

Глава шестая

На кону появилась прекрасная лошадь, которая очень понравилась Ивану. Её очень хотел приобрести офицер, который увез Ивана от барина. Иван решает помочь ему и становится драться с татарином – сильным богатырем. Иван выигрывает бой, но при этом убивает татарина.

Самое интересное, что татары стали на сторону Ивана, чего не скажешь о русских, которые хотели сдать его в полицию. Иван сбегает с татарами, где и проводит последующие десять лет жизни. Лишь в 34 года Иван сбегает оттуда.

Пока он жил с татарами, то занимался лекарством. Лечил животных и людей. Татары не обижали его и относились уважительно. Но Ивану было с ними слишком скучно.

Однажды, он решил сбежать, но был пойман и жестоко наказан. Татары вшили ему конскую щетину в пятки, поэтому Иван мог передвигаться лишь на четвереньках.

Ивана дважды женили, причем второй раз на тринадцатилетней девчушке.

Как-то раз Ивану пришлось уехать в другую степь, чтобы вылечить жену хана.

Глава седьмая

Когда Иван приехал в другую орду, то столкнулся с тем, что назад его никто отпускать не собирался. Здесь тоже у Ивана появилось две жены. Т каждой из них у Ивана были дети. Он их очень любил, но поскольку они не были крещенными, то своими он их назвать не мог.

Иван очень захандрил, потому что скучал о родных краях. Он постоянно вспоминал и сравнивал русскую землю. Ему не хватало родины, и её обычаев.

Люди с огромным интересом слушали рассказ Ивана, и вместе с ним прониклись грустью. После небольшого отдыха, народ начал интересоваться тем, как удалось излечиться Ивану от того, что с ним сделали татары.

Глава восьмая

Когда Иван потерял всякую надежду вернуться домой, к ним в орду приехали миссионеры, которые проповедовали Божье Слово. У Ивана появилась надежда, что они смогут вызволить его оттуда. Но миссионеры побоялись ссориться с татарами, поэтому отказались помогать Ивану.

Потом Иван находит одного из миссионеров убитым, которого он похоронил, придерживаясь православных обычаев. Второй, скорее всего, так же был убит, но его Иван найти так и не смог.

Глава девятая

Через год в орду пришли два человека, которые хотели купить лошадей. Но их условием было то, чтобы татары перегнали лошадей на другой берег, где с ними и рассчитаются. Они начали угрожать своим богом, которого не стоит сердить.

И однажды их угрозы исполнились: ночью начался переполох. Мужчины сбежали, а в их вещах были обнаружены фейерверки. Этим и воспользовался Иван, заставив татар молиться. Так же в вещах мужчин он нашел некую землю, которую прикладывал к своим пяткам. Именно это и помогло ему излечиться от хвори. Татарам же он сказал, что сильно болен. Запугивая их, он запретил им выходить три дня. Запустив напоследок большой фейерверк, Ивану удалось сбежать.

Долго шел Иван, пока не встретил русских рыбаков, с которыми выпил и рассказал все о случившимся.

Направился Иван дальше в Астрахань. Там он заработал немного денег и запил. После чего он попал в острог, а оттуда в свою губернию. Там его наказали и доставили к его же графу, от которого он когда-то сбежал. Но граф не захотел, чтобы Иван у него оставался, поэтому выдал тому документы и пустил на оброк.

Глава десятая

И стал Иван жить как вольный человек. Ходил по ярмаркам, да подсказывал мужикам какую лошадь лучше купить у цыган. Те то пытались подсунуть слабое животное, но Иван выбирал только хороших. Мужики были очень признательны Ивану, а вот цыгане его недолюбливали.

Даже деньги предлагали Ивану, чтоб он научил в лошадях разбираться, секрет раскрыл. И деньги немалые – целых сто рублей. Но Иван объяснил, что нет никакого секрета, родился он с таким даром. Тогда Ивана позвал князь на работу конэсером. Иван дал свое согласие, и ни разу не пожалел за три года об этом. Потому что жили они больше как друзья. Даже уходя в запой, Иван всегда предупреждал об этом.

Глава одиннадцатая

Была у князя одна кобыла, которая очень нравилась Ивану. И вот однажды он получил от князя письмо, чтоб он отправил ему кобылицу (они были на разных ярмарках), Иван огорчился, но ослушаться не посмел.

Хотел с горя выпить, но имея при себе очень большую сумму денег – не рискнул. В трактире он встретил пьянчужку, который просил выпивку без денег. Иван пожалел его и купил тому выпить. Пьяница пообещал избавить Ивана от алкоголизма, так как обладал определенными умениями. Иван согласился, и сели они пить вместе. Когда они были очень пьяные – их выгнали из заведения.

Глава двенадцатая

Ивана с пьяницей, который обладал гипнозом, выгнали из трактира. Гипнотизер начал производить над Иваном какие-то манипуляции, что у Ивана начало затуманиваться сознание. Гипнотизер разводил руками над Иваном, перебирал волосы, а Ивану становилось все хуже и хуже.

Тогда гипнотизер протянул Ивану кусочек сахара, а сам где-то делся. Иван не знал где он, поэтому он решил зайти в дом и спросить, как ему добраться обратно.

Глава тринадцатая

Когда Иван зашел в дом, то увидел цыган, которые сидели за столом. Одна цыганка пела и угощала всех вином, за что ей на поднос клали деньги. Иван выпил, положил сто рублей, а цыганка поцеловала его.

Он пил снова и снова, чтоб цыганка продолжала его целовать, каждый раз отдавая сотню.

Дальше начались танцы, цыганка отлично танцевала, и все тоже платили ей. Иван не стал исключением. Так и кидал он деньги, пока не отдал все до копейки.

Глава четырнадцать

Иван бросил пить после всего случившегося. Он даже не мог вспомнить, как добрался до дома и лег спать. Пьянчужка, который загипнотизировал Ивана, умер. Князь, у которго жил Иван, тоже в тот вечер потратил все деньги, что у него были. Он сел играть и проигрался. Хотел попросить у Ивана, но тот поведал ему, что с ним приключилось. Князь поверил Ивану.

Ивану стало очень плохо, он хотел повеситься, потому что у него началась белая горячка. В себя он пришел уже в лазарете. Когда его здоровье пришло в норму, он решил вернуться к князю, чтоб отработать ту сумму, что он потратил на цыганку. Но когда пришел, выяснилось, что князь купил цыганку за пятьдесят тысяч. Для этого ему пришлось заложить дом. Цыганке было очень грустно, потому что её продали только лишь за внешность. Они вместе с князем начали горевать, поэтому Иван решил выйти.

Глава пятнадцатая

У князя был очень непростой характер. Он был добрым, но в тоже время очень быстро терял свой интерес, к чему бы то ни было. Иван понимал, что и цыганку ждет та же участь. И оказался прав. Князю очень быстро надоела девушка, а любовь начала проходить.

У князя начались материальные проблемы, которые он пытался решить. Занялся торговлей лошадьми, но очень быстро прогорел. После этого он хватался за разные отрасли, но все они не приносили никакой материальной выгоды.

Князь начал все реже бывать дома, а цыганка начала все больше и больше его ревновать. Она опасалась, что князь вернется к своей прежней возлюбленной. Поэтому попросила Ивана ей помочь разобраться в этом.

В городе, куда так часто ездил князь, жила его бывшая жена, которую он бросил после рождения ребенка, потому что она поправилась.

Иван приехал к бывшей барыне в гости, и попросил остановиться. Она была женщиной доброй, поэтому милостиво разрешила. Тут и князь приехал, который отправил свою дочь погулять, а сам начал общаться с бывшей женой. Иван пытался выяснить, что именно у князя на уме.

Глава шестнадцатая

На самом деле в планы князя входило купить мастерскую, которая будет изготавливать сукно. Он рассчитывал на этом хорошо заработать. Но денег на открытие у него не было, поэтому он хотел попросить их у бывшей жены. Нужно ему было двадцать тысяч рублей. Ей же он пообещал отдать тридцать. Но у барыни не было необходимой суммы, поэтому он предложил заложить его дом. Она согласилась. Потому что понимала, что князь хочет вернуть былую славу, что даст ему возможность жениться на выгодной партии. Благодаря этому он сможет поправить свое материальное положение и раздать долги.

Тогда она поинтересовалась, что же он будет делать с цыганкой. Князь сказал, что хочет её выдать замуж за Ивана, купить им дом и сделать Ивана купцом.

Князь послал Ивана взять заказы у азиат, с чем Иван справился и отправил все деньги князю. Строительство пошло полным ходом, а флигель, где жила цыганка, тут же снесли. Иван беспокоился её судьбой. Пока ему не рассказали, что князь отвез её неизвестно куда. Иван знал, что цыганка никогда не смирится с предательством князя, и всеми путями будет пытаться помешать новой женитьбе.

Иван пытался найти её, даже в день свадьбы сидел и звал, называя сестрой.

Глава семнадцатая

Цыганка вышла из леса, она очень плохо выглядела. На все уговоры Ивана остаться с ним, она дала отказ. Она была настроена на месть. Она давно стала замечать, что князь её больше не любит и придирается по любому поводу.

Глава восемнадцатая

Цыганка, которую звали Груша, начала рассказывать Ивану, как прошли её последние дни. Она ждала ребенка, но тут до неё дошла информация, что князь собрался сыграть свадьбу с другой. Когда он приехал, то чуть не убил цыганку. Он увез её в лес, где поселил её и приставил охрану. С трудом девушке удалось сбежать. В лесу она встретила старика, который научил её как правильно звать. Она брела всю ночь и звала Ивана.

Наконец она добралась до того места, где проходило бракосочетание. Там-то её и встретил Иван. Она знала, что это единственный человек, которые её действительно любит. Поэтому Груша обращается к нему с просьбой, взяв перед этим с него клятву, что он её исполнит. Она просит убить её и протягивает ему нож. Иван, находясь в каком-то помутнении рассудка, толкает Грушу в реку.

Глава девятнадцатая

Иван долго бежал, не разбирая дороги. Он был в шоке от содеянного и знал лишь то, что ему нужно прочитать молитву за упокоение души Груши. Ему привиделась душа цыганки, которая пришла к нему в образе маленькой девочки. Девочка начала звать его идти за ней.

По пути ему встретилась пожилая семейная пара, которая согласилась подвезти Ивана. По пути они начали жаловаться на то, что их сына забирают служить. Откупиться им нечем. Иван принимает решение отправиться служить, заменив их сына. Но у него не было документов. Муж и жена были счастливы и сказали, что сами все устроят. Так Иван и оказался на службе.

По его просьбе служил он на Кавказе целых пятнадцать лет.

Когда оставался последний год, Иван совершил поступок, который изменил очень много. От него зависел успех операции, которую необходимо было выполнить. Во время выполнения, ему казалось, что душа Груши оберегает его. Иван с блеском выполнил данную операцию.

Полковник решил повысить Ивана до офицеров. Для этого ему нужно было отправить прошение. Иван попросил того узнать точно ли то, что это именно Иван убил Грушу. Когда получили ответ, то Иван узнал, что по данным никакая цыганка не умирала, а он сам умер в крестьянском доме.

После этого Иван не знал уже, правда это или ему привиделось. Иван уходит в отставку и отправляется в Петербург, где благодаря рекомендательному письму, устраивается на работу справщиком. Не оценил Иван эту работу. Хотел устроиться кучером, но ему отказали, потому что он имел офицерский чин и награду.

Чтобы не умереть с голоду, Иван устраивается артистом в балаган. Там ему необходимо было изображать демона, а это было в церковные праздники, поэтому Иван ушел и оттуда. Так же причиной его ухода было то, что у них произошла драка с одним из актеров. Хозяин не стал это терпеть и выгнал его.

Тогда Иван решает уйти в монастырь, где ему очень понравилось. Там его нарекли Измаилом.

Глава двадцатая

Иван приходит к выводу, что должен был с самого начала жизни, отправится жить в монастырь. Ивану было непросто, потому что его со всех сторон одолевали искушения. На помощь ему пришел старик. Он научил Измаила, как поступать в той или иной ситуации.

Ивану нужно было много времени проводить в молитве, а так же заниматься работой. В его обязанность входило расставлять свечи. Как-то раз он уронил их, а когда наклонился собрать – то перевернул подсвечник. Иван очень разозлился и решил, что это бесы испытывают его.

Его даже хотели судить, но за него вступился слепой старик. За данный проступок его посадили в погреб, где он и провел все время до заморозков. Пока он сидел в погребе, то очень много времени проводил в молитве. Он говорил, что скоро начнется война. Зимой его перевели в дом, где в молитве он провел все холода. Но Иван все так же продолжал предсказывать войну. Все решили, что он лишился ума и вызвали ему врача. Когда тот услышал историю жизни Ивана, то посоветовал его отпустить, потому что нахождение на одном месте очень негативно сказывается на Иване.

Ивана отпустили, и он начал посещать святые места, куда и держал путь на данный момент. Войну он все так же пророчит. Более того, Иван настроен пойти в солдаты, чтобы умереть за своих людей. На этом Иван и закончил свой рассказ, после чего все сидели в тишине.

  • Пушкин великая личность сочинение
  • Путь не близок а далек как пишется
  • Путь нравственных исканий андрея болконского сочинение
  • Путь нравственных исканий пьера безухова сочинение
  • Путь к и чуковского в детскую литературу его общение с детьми борьба за сказку