Автор особое внимание уделяет духовным исканиям этих героев. Андрей Болконский — богатый и знатный человек, который с самого рождения был частью светского общества. В начале он женат на маленькой княгине Лизе, племяннице Кутузова. Казалось бы, у князя Андрея есть все, о чем мечтают многие. Однако герой несчастлив. Ему не нравится находиться в светском обществе, потому что оно лицемерно и тщеславно.
Урок по теме Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе». Нравственные искания Андрея Болконского сочинение В течение всей истории князя Андрея его нравственный путь меняется в зависимости от того.
Смерть Болконского Введение На протяжении всего романа Л. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни. Андрей Болконский — один из самых любимых героев Л. Идеалы Андрея Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения.
Сочинение «Путь исканий Андрея Болконского»
I На первый взгляд они совершенно не похожи друг на друга. Болконский — сын аристократа, воспитанный на высоких идеалах служения Родине, Безухов же, незаконный сын графа, не знал своего отца и получил образование за границей. Однако еще более важно духовное родство героев. Их стремление и желание найти применение своим силам, способность к нравственным поискам. На протяжении всего романа герои Толстого проходят сложный путь нравственных исканий. Он мечтает о славе, Наполеон для него- кумир. И вот эта ; минута славы наступила: со знаменем в руках князь Андрей увлекает за собой в атаку батальон.
Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова
Он показал дворян, их семьи, людей и их поведение, их развитие. Он дворянин строгого воспитания, благодаря отцу. Князь Болконский воспитал в своих детях отсутствие лени и постоянную деятельность, тягу к знаниям, честь и достоинство. Андрей Болконский видит в окружающем его светском обществе только фальшь. Только появление Пьера Безухова обрадовало Андрея. Он хорошо относится к внебрачному наследнику графа Безухова.
Андрей считает Пьера единственным живым и искренним человеком. Болконский Андрей постоянно ищет смысл своей жизни. В самом начале романа Андрей Болконский восхищается Наполеоном Бонапартом. Жажда славы и признания заставляет Андрея поступить на военную службу и рваться в бой. Он, на перевес со знаменем, бросается первым в бой, показав пример патриотизма и храбрости своим солдатам.
После ранения на поле битвы, глядя на бескрайнее небо над Аустерлицем Андрей понимает всю тщетность своих стремлений и мечтаний. Андрей отправляется домой, в имение. Он принимает решение жить не ради славы и признания, а ради себя.
Болконский занимается имением, думает о том, как и какие реформы провести для облегчения жизни крестьян. Такой образ жизни оказывается угнетающим для высоко духовного Андрея. Он решает, что жизнь его не поменяется с течением времени. В душе князя наступает оттепель, пробуждаются нежные, глубокие чувства к Наташе.
После ее измены Андрей вновь уходит на фронт. Во время военных действий Андрей чувствует единение с солдатами. Жизнь для других — вот, что важно. Андрей получает смертельную рану в бою. В последние дни перед смертью за Андреем ухаживает Наташа. Он не испытывает ни к ней, ни к Анатолю негативных эмоций. Он прощает и уходит в мир иной. Это колоссальный роман, который учит людей не совершать те ошибки, которые пережили герои романа.
Одной из главных личностей романа является князь Андрей Болконский, который на протяжении всего романа проживает внутри личностный конфликт и пытается найти то, что для него на самом деле важно. В течение всей истории князя Андрея его нравственный путь меняется в зависимости от того, в каких обстоятельствах он находится.
В самом начале романа Андрей Болконский обеспокоен своим положением и судьбой. Ему чуждо то, что его окружает, а конкретно — это балы, общество, сплетни и другие вещи, о которых он делится Пьеру в своей исповеди.
Болконский мечтает отправиться на войну и заслужить славу и именно это на тот момент остается самым значительным в его исканиях. Ему необходимо получить всемирную любовь и признание.
Его совершенно не волнует семья и его законная жена, которая так трепетно относится к нему. Он весьма холоден к ней и его не останавливает её любовь, поэтому, не смотря на всё это, он отправляется на войну. В своих нравственных исканиях он видит покой в полученной славе, которую может достичь лишь на войне, а семейный уют, по его мнению, этого дать не может.
Точкой преткновения в данных мыслях становится момент, когда его ранят на поле битвы и Андрей Болконский понимает, что всё это не так важно, теперь, это уже не так важно. Лёжа там, на поле, он мечтает лишь о том, чтобы вновь увидеть отца, жену и своего ребёнка.
Возвратившись с войны, он застаёт свою жену в последние минуты её жизни и винит себя в том, что именно он стал причиной того, что сейчас с ней. Казалось бы, это конечный путь в его исканиях и он даже проводит сравнение своей личности со старым дубом, говоря, что ему больше ничего не нужно, что он готов доживать ту жизнь, которая сейчас есть у него.
Однако в его жизни появляется Наташа Ростова, которая оживляет его сознание и в корень меняет все мысли. Её появление даст ему новую надежду, что в жизни есть смысл. Когда князь окажется вновь на поле битвы, впоследствии которой получит смертельную рану и уже на смертном одре он подойдёт к окончательному заключению о том, что весь смысл в любви, которая способна подарить всё, что ты хочешь.
Таким образом, нравственный путь в жизни Андрея Болконского — это достижение семейного комфорта, любви близких и принятия себя.
Нравственные искания Андрея Болконского сочинение
Нравственные искания Андрея Болконского Что такое нравственные искания? Существуют два очень похожих понятия — мораль и нравственность. Мораль — это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность — это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества.
Пути идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского.
Путь исканий Андрея Болконского Сочинение В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо «с определенными и сухими чертами» портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится. Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Духовные искания князя Андрея Болконского в Войне и мире. Литература 10 класс
Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого Война и мир)
Нравственные искания Андрея Болконского по роману Л. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона.
Образ Андрея Болконского — это один из самых Сложных образов в романе «Война и мир». Сначала, по замыслу Толстого, это был просто. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л Н романа герои Толстого проходят сложный путь нравственных исканий. Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», сочинение с ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам.
Он показал дворян, их семьи, людей и их поведение, их развитие. Он дворянин строгого воспитания, благодаря отцу. Князь Болконский воспитал в своих детях отсутствие лени и постоянную деятельность, тягу к знаниям, честь и достоинство.
Нравственные искания Андрея Болконского
Пути идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского. Тип: Проблемно-тематический анализ произведения На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича — Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо «с определенными и сухими чертами» выражает скуку и недовольство.
.
.
.
.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Толстой. Нравственные поиски князя Андрея в «Войне и мире». Русская классика. Начало
Комментарий специалистов ФИЛИ
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Темы сочинений
Традиционные формулировки | Формулировки в виде проблемного вопроса |
1. Поиски смысла жизни в произведениях русских писателей. 2. Духовные поиски героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». 3. Тема чести и долга в произведениях русских писателей. 4. Тема любви (дружбы) в произведениях русских писателей. 5. Размышления о благородстве в произведениях русских писателей. 6. Поиски идеала в произведениях русских писателей. 7. Проблема нравственного выбора в одном из произведений отечественной литературы. 8. Тема счастья в произведениях русских писателей. 9. Нравственные проблемы в современной литературе. 10. Художественная литература как источник нравственных ценностей. | 1. Как раскрывается проблема поиска смысла жизни в русской литературе? 2. Для чего живёт человек? 3. В чём ценность человеческой жизни? 4. Как прожить жизнь, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? 5. Важно ли иметь цель и мечту в жизни? 6. Что такое счастье (совесть, честь, благородство)? 7. В чём состоит активная жизненная позиция? 8. Можно ли научить человека любить? 9. Что такое «красота души»? 10. Почему нельзя достигать своей цели любыми средствами? |
Художественные произведения
>Александр Сергеевич Пушкин. Повесть «Капитанская дочка», роман в стихах «Евгений Онегин».
>Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
>Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов».
>Фёдор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
>Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
>Евгений Иванович Замятин. Роман «Мы».
>Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита».
>Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека», роман «Тихий Дон».
>Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича».
>Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой», роман «Живи и помни».
>Василий Макарович Шукшин. Рассказы («Чудик», «Мастер», «Верую», «Сураз» и др.).
>Юрий Валентинович Трифонов. Повести «Обмен», «Дом на набережной», «Другая жизнь».
Задания
(LjПрочитайте сочинение на тему «Духовные поиски героев романа Л. Н. Тол — стого „Война и мир”» и составьте его развёрнутый план.
План | Сочинение. |
Всякий человек, достигнув определённого возраста, задумывается над вечными вопросами, мучившими человечество не одно столетие. Зачем я живу? В чём смысл моего существования? Каким путём надо идти, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Мыслители всех времён пытались ответить на эти вопросы. Не обошёл их в своём творчестве и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. | |
Сама жизнь Толстого подтверждает мысль о том, что человек развивается от рождения до смерти и никогда не поздно изменить направление пути, если ты сбился |
План | Сочинение |
С дороги. От легкомысленной светской жизни через службу в армии и тяжёлый, кропотливый писательский труд Лев Николаевич приходит к осознанию нетленности высших духовных ценностей и никчёмности материальных благ. Так же развиваются, ищут себя, проходят долгий путь в поисках истины его герои. | |
В начале романа «Война и мир» Андрея Болконского одолевает скука. Он, весьма красивый, умный и жёлчный молодой человек, едет на войну, чтобы переменить обстановку, но главное — тайно мечтая о своём «собственном Тулоне». Тяжело раненный, он, увидев небо Аустерлица, начинает понимать, как ничтожна его мечта о воинской карьере и славе. После этого снизошедшего на него откровения князь Андрей твёрдо решает переменить свою жизнь. Он, полный светлых надежд, едет домой, однако новый удар — смерть жены — подрывает его силы. Кажется, ничто уже не сможет возвратить его измученную душу к жизни. Но разговор с Пьером на пароме, любовь к Наташе Ростовой будят в князе Андрее жажду жизни. Герой ищет всеобщей любви, но не прощает Наташе измены и мечтает о мести… Накануне смерти он вдруг понимает: для того чтобы жить достойно, надо просто любить всех: и друзей, и врагов, и любящих, и ненавидящих нас. Всех надо любить и прощать — в этом высшая истина бытия. | |
Не менее труден был путь к осознанию себя и истинной цели своего существования у Пьера Безухова. Ведь в начале романа он, прекрасно образованный юноша, совсем не знает, как жить. Он охотно позволяет другим направлять свою жизнь в нужную им сторону, увлекается масонством, идеей социальных реформ и так же быстро охладевает к ним. Лишь после 1812 Года, после Бородинского сражения, где Пьер проникается ощущением своей причастности к народу, к России, после плена, впитав, как губка, христианские идеи Платона Каратаева, Безухов смог осознать себя личностью. В конце романа пе ред нами уже сильный, решительный, серьёзный человек, знающий, что надо идти по жизни со знаменем, на котором начертано: «Деятельная добродетель». В этом заключена истина. |
План | Сочинение |
Закончено произведение, но творческий поиск писателя на этом не обрывается. Автор неизменно идёт дальше, отыскивая новые пути, открывая новые законы бытия. Так и человек, взрослея, глубже постигает мир и лучше понимает своё место в нём. Не остановиться, не предать себя — не в этом ли сокровенный смысл человеческой жизни? |
Прочитайте сочинение на тему «Размышления русских писателей о благородстве» и составьте его развёрнутый план.
План | Сочинение |
В XIX Веке благородным называли человека, принадлежащего к старинному роду, к высшим слоям общества. Постепенно значение этого слова изменилось, и теперь благородным называют человека не знатного, а высоконравственного, безукоризненно честного, великодушного. Русская литература во многом и есть размышление о благородстве. Героям произведений часто приходится выбирать между добром и злом, равнодушием и душевной чуткостью, подлостью и искренностью. | |
В философском плане эта проблема решается в романе Ф. М. Достоевского «Весы». Главный герой Николай Ставрогин, дворянин, богач, красавец, — главный «бес». Некогда он пошёл на сделку с совестью и с тех пор сеет зло вокруг себя. Оно пустило ростки в его душе, а Ставрогин не попытался ему противостоять. Душевная лень сделала его «бесом». А ведь Достоевский был убеждён, что общество лишь тогда изменится к лучшему, когда каждый человек осознает необходимость самосовершенствования. Не среда создаёт бесов, а люди своим равнодушием позволяют им завладеть человеческими душами. | |
Достоевский создаёт образ «положительно прекрасного» человека — князя Льва Николаевича Мышкина. Этот герой не принадлежит к числу тех людей, которые напряжённой духовной работой приблизились к идеалу человечества. У Мышкина своя задача — возродить утраченную веру в добро. Он сам носитель бесконечного добра. |
План | Сочинение |
Необыкновенно чистый, честный и искренний человек, Мышкин пытается пробудить лучшее в душах окружающих его людей. В нём нет недюжинной физической силы, но в нём горит огонь любви к людям. Он уважает в каждом человеке Человека, понимает, что люди созданы для счастья, и бесконечно их жалеет. Князь Мышкин — самый человечный человек, бескорыстный и отзывчивый. Он заранее прощает людям их эгоизм, чёрствость и своекорыстие. Полюбив Настасью Филипповну, герой видит в ней прекрасную, гордую, надломленную женщину, жалеет её и ни в чём не винит. На мой взгляд, главное в Мышкине — это умение прощать и желание понять людей. | |
Современник Достоевского Лев Николаевич Толстой рассматривал эту тему совершенно иначе. Убеждённый в постоянном движении человеческого характера, он пытался показать тяжёлый путь души, истоки благородных порывов. Его герои поступают нравственно и безнравственно, анализируют прошедшее, начинают глубже понимать жизнь, ищут пути к развитию и самосовершенствованию. Например, очень интересен в этом отношении путь глубочайших нравственных исканий Андрея Болконского: от индивидуализма к любви и состраданию. Будучи человеком военным, Толстой ненавидел войну, назвал её высшим злом. Нов то же время он считал, что война выявляет в человеке его лучшие качества. Нашей стране пришлось пережить самую страшную войну в ис тории человечества, войну, в которой раскрылись лучшие черты характера человека. Многие писатели и сейчас обращаются к военной тематике. Ведь именно там, в аду передовой, в бессонных и голодных буднях тыла, человек проверялся на прочность. Творчество Бориса Васильева обращено к этому, опалённому войной периоду жизни страны. Герои Васильева — обычные люди, но в критический момент они готовы защитить товарища от пули, вызвать огонь на себя. Роман «В списках не значился» посвящён подвигу защитников Брестской крепости. На глазах у главного героя романа Николая Плужникова погибают его товарищи. Оставшись один, он прячет знамя крепости и продолжает оборонять её. Лишь 12 Мая 1942 Года его, ослепшего и измученного, выводят на поверхность из подвалов крепости. |
План | Сочинение |
Восхищённый величием духа русского солдата, немецкий генерал отдаёт ему высшие воинские почести. Последние мысли Плужникова о крепости: «Крепость не пала: она просто истекла кровью, и я — последняя её капля». Поражают благородство и сила духа этого человека. | |
Проблема благородства решается современными писателями не только на примере событий военных лет. Искать своё место в мире, нравственно совершенствоваться можно и в мирной жизни. Так, героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» Надежда Петровна делает свой выбор: уехав из родного дома, она отдаёт себя без остатка детям-сиротам. Не сразу принимает героиня это решение, ведь эти дети особенно остро чувствуют фальшь, их нельзя обмануть. Они и так жестоко наказаны жизнью. Мир отвернулся от них, и задача учителя — спасти их юные души от жестокости и очерствения. Надежда Петровна делает всё от неё зависящее, чтобы помочь детям найти своё место в жизни. Неудачи не сломили её, а, наоборот, закалили. Ей удаётся найти новые семьи для нескольких воспитанников, а остальным она сама становится матерью. Ради детей Надежда Петровна жертвует личным счастьем, но остаётся верна избранному пути. А любовь детей убеждает её в правиле ности принятого некогда решения. Не каждый человек способен совершить подобное, не каждый сможет, забыв о себе, сделать чужих детей своими и заслужить их любовь и уважение. Только высокий духом и чистый помыслами способен на такое самопожертвование. | |
Наша жизнь сложна и порой жестока. Как необходимо нам не забывать, что жить нужно благородно и высоконравственно. Надо бережно относиться к душам близких, знакомых, видеть в каждом человеке Человека, нести в себе добро, работать над собой, чтобы стать лучше и чище. Каждому из нас необходимо учиться быть благородным, а для этого надо чаще обращат ься к произведениям классической литературы, на страницах которой нас зовут за собой истинно благородные герои. |
I 3 J Используя план, напишите сочинение на тему «Что же это с нами происходит? (В. Шукшин). Нравственные искания героев в современной литературе».
План
I. Больная совесть русской литературы.
II. Победы и поражения интеллигенции в «городских повестях» Ю. В. Трифонова.
1. Обманчивая однозначность противостояния Лукьяновых и Дмитриевых ( «Обмен» ).
2. Анатомия приспособленчества и предательства ( «Дом на набережной» ).
3. Невозможность спастись в «другой жизни» («Другая жизнь» ).
III. «Чудаки» из рассказов В. М. Шукшина.
1. Бессильная тоска по красоте и благообразию ( «Мастер» ).
2. Разрушительная схватка высокого и низкого в неразвитой душе ( «Сураз» ).
3. Непроходящее удивление перед пошлостью и жестокостью ( «Обида» ).
IV. О чём призывает помнить В. Г. Распутин ( «Живи и помни» ) и чего он боится («Прощание с Матёрой», «Пожар» ),
V. Возможно ли возвращение к нравственности?
Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое любовь?»
Любовь — одно из самых загадочных чувств в жизни человека. Любовь может сделать человека счастливым или несчастным. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются. Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему.
Например, в своём(-их) произведении(-ях)
Таким образом,
Над вечной тайной любви размышляет и в произведении_________________
Как видим,______________________________________________________
Итак, истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, преображая его. Умение жертвовать собой ради любви — это и есть настоящий дар, данный свыше.
[I] Кластер (англ, cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.
Автор Алёна Базан На чтение 7 мин Просмотров 7.7к.
Обновлено
Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Какова цель и смысл в жизни человека?» (направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»). Данная тема позволяет выпускникам порассуждать, ради чего живет человек на земле, и что помогает преодолевать жизненные испытания.
Вариант 1
Какова цель и смысл в жизни человека? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, прежде всего, необходимо разобраться в самих понятиях. Цель – это тот ориентир, к которому человек стремится, а смысл в жизни – это осознание человеком своего предназначения, своих возможностей и истинных жизненных ценностей. Причем цели у каждого человека меняются в зависимости от возраста и внешних факторов, а смысл остаётся всегда одним, но к его познанию трудно прийти, и многие оказываются не в силах преодолеть этот сложный путь.
Ярким примером человека, который упорно стремился к поставленным целям и в итоге понял, в чем заключается смысл его жизни, является Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». С первых страниц романа становится понятно, что Пьер сильно отличается от окружающих его представителей светского общества. Его искренняя натура располагает к себе, мягкий, стеснительный характер не вписывается в рамки понимания столичной элиты. Герой не хочет становиться частью окружающего его мира лицемерия.
Пьер пребывает в постоянном поиске, пытаясь осмыслить цель существования человека на земле. Также он занят поисками дела, которое удовлетворит его духовные потребности, потому что ему не подходят нравственные ценности современного ему общества. Тем не менее, он долго не может вырваться из порочного круга разгульной светской жизни из-за своей недальновидности и неумения разбираться в людях. Прозрение приходит только после жестокого удара, нанесенного Пьеру никем иным, как его женой. Иллюзия счастья разбивается о раскрывшийся обман. Дуэль с Долоховым становится началом нового периода в жизни графа Безухова.
Пьер начинает с новыми силами искать правду и смысл жизни. Поиски приводят его к масонам, но вскоре он понимает, что это всего лишь очередное разочарование. Окончательно сознание Пьера меняет война. Оказавшись в плену, он, наконец, понимает, в чем заключается смысл его жизни. Оказывается, правда всегда была рядом, просто нужно было понять, что сама жизнь – это и есть счастье.
В качестве другого примера хочется привести человека, который так и не смог найти смысл своей жизни. Это главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Он не знал, чего хочет, но понимал, что не хочет больше жить по-прежнему.
Евгений Онегин – типичный представитель светского общества, находящийся под его влиянием. Несмотря на свои незаурядные способности, он думает лишь о том, как бы развлечься. Его жизнь такая же пустая, как и душа. Его цели ничтожны, а ориентиры далеки от истины.
Однако автор неслучайно сделал Онегина главным героем, поэтому в скором времени ему надоедает подобное бесцельное существование. Он отчаянно стремится отыскать смысл существования, пытается изменить свою жизнь так, чтобы ему не было скучно. Евгений уезжает в деревню, читает книги, заводит новые знакомства. Он ищет новые идеалы, а когда их находит – не может понять, что достиг своей цели.
Онегин отталкивает Татьяну Ларину, посчитав ее признание легкомысленным и лишает себя преданного друга из-за общественного мнения. Именно страх перед людской молвой заставил главного героя принять участие в дуэли и выстрелить в Ленского. Побоявшись стать объектом сплетен, он убивает единственного друга и поспешно покидает деревню, которая напоминает о произошедшем. Путешествуя, Онегин пытается понять, ради чего стоит жить, но осознание приходит слишком поздно. Владимира Ленского уже нет в живых, а Татьяна вышла замуж.
Таким образом, А.С. Пушкин определяет две основные ценности в жизни человека – любовь и дружбу. Евгению Онегину пришлось пройти нелегкий путь, чтобы прийти к ним, но он упустил свое время, поэтому жизнь его так и не смогла обрести смысл.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые станут его ориентирами в жизни. Поэтому найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно. Каждый сам выбирает, ради чего ему жить.
Вариант 2
Каждый человек представляет собой уникальную личность, которой характерны особые качества, лежащие в основе характера и мировоззрения. Взгляды и жизненные ценности формируются в зависимости от наследственности, воспитания и темперамента. Поэтому смысл бытия будет совершенно разным для конкретного человека, и может меняться в зависимости от периода его жизни. Бывает и такое, что люди теряют смысл своего существования. Тогда им необходимо переосмыслить свою жизнь, пересмотреть ценности и найти новые ориентиры.
Ярким примером человека, который смог обрести смысл жизни после долгих испытаний и разочарований, является Андрей Болконский – один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Он презирал светское общество, тяготился праздным образом жизни, хотел вершить великие дела и быть полезным. Смысл жизни Болконского заключался в служении человечеству, но он понял это далеко не сразу.
В начале романа герой стремился к подвигам и славе, а его кумиром был Наполеон. Он видел в этом человеке силу, способную оказывать влияние на историю. Именно поэтому Андрей захотел идти на войну. Он надеялся подобно своему кумиру стать тем, кто изменит судьбу всего мира. Желаемый подвиг совершить ему удается – он ведет за собой в бой поникших духом солдат. Но оказавшись раненым, лежа на поле боя, Болконский понимает, что смысл жизни заключается совсем не в совершении подвигов и не в славе.
После этого случая у него полностью меняется мировоззрение. Он понимает, что нет ничего важнее в жизни любви, поэтому возвращается домой. Самой главной радостью в жизни героя становится его сын, а затем появляется Наташа Ростова, благодаря которой Болконский узнает, что такое настоящая любовь. Однако эта любовь не принесет ему долгожданного счастья. По настоянию отца Андрей уехал на год в Европу, а Наташа не выдержала испытания разлукой. Узнав о ее предательстве, герой снова отправляется на войну, и именно там он понимает, что смысл его жизни заключается в простом служении народу, в патриотизме и верности Родине. Путь Болконского к истине оказался слишком трудным, но он успел осознать собственное предназначение перед смертью.
В качестве противоположного примера хочется привести главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Всю свою жизнь он подчинил одной цели – зарабатыванию денег, а семью, отдых и удовольствия отложил на «потом». Добившись желаемого положения в обществе, и сколотив необходимый капитал, господин из Сан-Франциско позволяет себе расслабиться, но судьба оказывается непредсказуемой, и вместо ожидаемого отдыха, главный герой умирает.
На примере его судьбы автор показывает бесцельность, пустоту и никчемность жизни человека, главными приоритетами которого являются материальные ценности. Деньги для господина из Сан-Франциско были целью, а не средством осуществления планов и желаний. Деньги – это то, ради чего он жил. У него никогда не было полноценной, счастливой жизни, но он этого так и не понял, ведь даже в путешествие он отправился не из-за того, что искренне хотел этого, а потому что так было модно в высших кругах.
Таким образом, можно прийти к выводу, что не существует однозначного ответа на вопрос «Каковы цели и смысл в жизни человека». Каждый человек видит смысл жизни в чем-то своем и пытается достичь для этого определенных, поставленных лично, целей. Главное – понять, для чего ты живешь в этом мире, и расставить правильные ориентиры, которые помогут найти свое место.
Автор Дарина Донецкая На чтение 6 мин Просмотров 15.9к.
Обновлено
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Как обрести счастье?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов:
Вариант 1
Каждый человек хочет стать счастливым и получать от жизни удовлетворение. Это желание вполне понятно, но как же достичь этого? Одни люди выбирают изначально неправильный путь, ложно надеясь, что в итоге смогут обрести гармонию. Другие же люди выбирают вроде бы изначально правильный план, но в итоге все равно не получает желаемого. Третьи же люди не строят никаких планов, а просто внимательно прислушиваются к своему внутреннему голосу и полностью доверяют интуиции, и, в конечном итоге, обретают настоящее счастье и радость, потому что живут в полной гармонии с собой и окружающим миром. Но какой же путь все-таки выбрать, чтобы в конечном итоге не испытывать разочарование, а обрести желаемое? Для этого стоит обратиться к примерам из художественной литературы.
Взять хотя бы рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник». Всю жизнь герой мечтал о том, что рано или поздно сможет приобрести заветный домик на берегу реки, во дворе которого будет расти столь обожаемый крыжовник. Всю свою жизнь он шел к своей мечте, преодолевая все препятствия на своем пути. Главным для него стала экономии, ведь именно она приближала его к заветной цели. Николай Иванович даже пошел на то, чтобы жениться по расчету, поскольку этот поступок приближал его к желаемому.
Будучи человеком очень жадным, он экономил на всем, чем и свел в могилу свою жену, оставшись единственным наследником её состояния. Благодаря этому его мечта осуществилась, и он, наконец-то, приобрел желаемую недвижимость на берегу водоема. Его даже не смутило то, что вода в этом самом водоеме была невероятно грязной, поскольку неподалеку находилось производство. Он был счастлив исполнению своего желания, что не обращал на такие мелочи никакого внимания.
Он тут же начал вести размеренный образ жизни, раздобрел, но высадил желанный крыжовник. На первый взгляд его желание осуществилось, и теперь ничто не могло помешать ему обрести счастье.
Что же касается его брата, то тот совершенно не разделял мнимого счастья. Он трезво смотрел на вещи и понимал, что данное желание совершенно не стоило стольких лет испытаний. Но Николай Иванович настолько растворился в мнимой идиллии, что даже вкушал кислый крыжовник, как будто бы тот был сахарным. Но его устраивал путь самообмана, чтобы обрести иллюзорное счастье.
Образцом другого пути становится герой повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Артур выбирает путь к счастью полный труда и риска. С раннего детства он не испытывал материальных трудностей, поскольку родился в семье богатого аристократа. У юноши было все, чтобы сделать блестящую карьеру дипломата. Но для него счастье заключалось совершенно не в этом. Он мечтал о море и приключениях. Родители совершенно не разделяли взгляды сына. Молодой человек мечтает стать счастливым любой ценой, поэтому покидает родительский дом. Устроившись юнгой на корабль, молодой человек сталкивается с большим количеством трудностей и испытаний. Его жизнь слабо напоминает гармонию. Но при этом всем Артур был по-настоящему счастлив, поскольку любимое дело приносило ему счастье. Благодаря своему упорству он достигает невероятных высот в выбранном направлении. Он покупает судно, и уже в звании капитана, отправляется бороздить морские просторы.
Благодаря путешествиям Артур находит и личное счастье – такую же мечтательную и целеустремленную девушку Ассоль. Благодаря своему собственному выбору, а не навязанным рекомендациям, молодой человек обретает истинное счастье. Да, для достижения цели ему пришлось немало работать и преодолевать различные препятствия. Но конечный результат стоил потраченных сил и времени. Он приобрел счастье и гармонию благодаря тому, что внимательно слушал свой внутренний голос и доверял своей интуиции.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для того чтобы обрести счастье, необходимо внимательно прислушиваться к своему внутреннему голосу и понимать, чего ты хочешь на самом деле.
Вариант 2
Счастье для каждого человека заключается в совершенно разных вещах, поэтому и путь для его достижения у каждого свой собственный. Для кого-то истинное счастье заключается в признании и славе, в то время как для других настоящим счастьем является большая и дружная семья. Люди выбирают совершенно разные цели, и это является нормальным. Что бы убедиться в этом, лучше всего будет обратиться к примерам из литературы.
Например, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» главные герои выбирают очень тернистый путь, чтобы обрести истинное счастье.
Андрей Болконский устал от светского общества, поэтому начал мечтать о славе, признании и значимости. Он боготворит Наполеона и полностью поддерживает его взгляды. Он хочет быть полностью похожим на своего кумира. Но со временем он кардинально меняет свои взгляды и идеалы. Он начинает осознавать, насколько были ничтожными его взгляды и убеждения. Меняется и жизненная цель Болконского. Он понимает, что настоящее счастье – это не вот это вот все, а мирное небо, счастливая семья, и полная гармония. Но он совершает ошибку, замкнувшись в себе. Он пытается реализовать свой потенциал в общественной деятельности, но обретает счастье лишь в любви.
Наташа сумела стать для него новым источником вдохновения, благодаря которому проснулась его любовь к жизни. Но очередным испытанием любви становится время, из-за чего герой снова испытывает разочарование. Счастье, которое казалось бы так рядом, снова становится каким-то призрачным и далеким.
С началом Отечественной войны Андрей вновь обретает смысл жизни. Он умудряется помочь своей стране, не смотря на полученное ранение. И лишь на закате своих дней герой наконец-то обретает свое счастье с Наташей Ростовой.
Его жизненный путь был очень тяжелым, полным испытаний и трудностей, и лишь в итоге герой смог обрести счастье.
Не всегда путь к счастью является легким. Зачастую дорога к успеху усеяна преградами, трудностями и испытаниями, лишь преодолев которые можно достичь желаемого.
Другим примером стала пьеса Максима Горького «На дне». Оказавшись на самом дне общества, обитатели начинают размышлять на тему смысла жизни и предназначения. У каждого из них в жизни произошла трагедия, но они не теряют веры в то, что смогут получить желаемое.
Кто-то из обитателей не может отпустить прошлое и продолжает им жить, другие – не опускают руки и пытаются бороться с обстоятельствами, мечтая добиться желаемого. Образ Луки является символом той самой иллюзорной дороги к заветной цели, верой в которую прониклись обитатели. Лука идет на обман лишь для того, чтобы помочь своим соседям выбраться со дна. Он уверен в целебности сладкой лжи, считая её более полезной, нежели горькую правду. Но героям не удается добиться настоящего счастья, поскольку выбранный ими путь оказывается не настоящим, иллюзорным. Столкнувшись с суровой реальностью, рушатся все их мечты и желания. На этом примере становится понятно, что благодаря самообману никогда невозможно достичь желаемого. Не стоит обманывать себя, ведь однажды рискнув и взглянув правде в глаза, можно найти правильную дорогу.
Если подвести итог, то можно отметить, что дорога к счастью никогда не бывает простой. На жизненном пути всегда встречаются трудности и препятствия, которые стоит преодолевать, если же хочешь достичь желаемого.