Путь к себе сочинение по литературе

2 сентября 2021 в закладки обсудить жалоба обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.itogovoe21-22.pptxitogovoe21-22.pdfчеловек путешествующий: дорога в жизни человекапримерные темысогласны

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Решаем тригонометрию

№4 профильного ЕГЭ по математике.


Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?». В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: Л.Н. Толстого, Максима Горького, Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина.

Вариант 1

Каждый из нас рано или поздно совершает ошибки на своем жизненном пути. К сожалению, от этого никто не застрахован. Все дело в том, что развиваясь, человек начинает работать над собой, анализируя прошлые ошибки и неприятности. И вот, когда мы начинает работать над тем, чтобы исправить былые неудачи, мы становимся лучше, опытнее, умнее. Доказательством этому выступают многие примеры из литературы.

Если вспомнить роман — эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то хорошим примером выступает образ Андрея Болконского. Андрей совершил множество ошибок в то время, когда шел к своей заветной цели и пытался разобраться в самом себе.

С самого начала произведения Андрей предстает перед читателем молодым человеком, кумиром которого является Наполеон. Он восторгается им как личностью, мечтая стать на него похожим. Соответственно Болконский начинает идеализировать войну и сделать военную карьеру. В войне он видит свое призвание. Но, оказавшись на реальном поле боя, он начинает понимать, что на самом деле действительность не настолько радужна, как он себе представлял. Там он воочию видит всю ту грязь, кровь, боль и жестокость, которые являются постоянными спутниками любых военных действий. Ведь изначально Андрей думал, что война – это постоянный подвиг и благородство. В реальном мире его иллюзии очень быстро меркнут, а взгляды на жизнь меняются.

Окончательное прозрение приходит к мужчине на Аустерлицком сражении. Лишь после ранения он задумался над тем, что главными ценностями в жизни являются красота окружающего мира, любовь и семья. Он начинает ценить мир и человеческую жизнь.

Когда он вернулся домой, то полностью изменил свое мировоззрение. Он больше не восхищался Наполеоном, поскольку успел в нем разочароваться. Мужчина успел совершить ряд ошибок, но вовремя это осознал, и приложил все усилия, чтобы исправиться. Все случившееся пошло ему на пользу и помогло сделать себя лучше.

Но не всегда совершенные ошибки можно исправить. Порой случается так, что однажды оступившись, человек уже не может исправиться, поскольку его заблуждение является фатальным.

Хорошим примером является рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра – сын смертной женщины и свободного орла, который украл её и сделал своей женой. Когда отца не стало, Ларра вместе со своей матерью пришел к людям. Но те законы, что царили в человеческой общине, не впечатлили юношу и показались ему совсем неубедительными.  Он убивает молодую девушку потому, что она ответила ему отказом. Решившись на это преступление, молодой человек полностью изменил свою жизнь. Это стало его фатальной ошибкой, которую изменить он уже не мог.

Старейшины решили навечно изгнать его, а Бог ужесточил приговор, сделав его бессмертным. Ларра так и не хотел признать свою вину, но благодаря судьбе ему пришлось изменить свое мнение. Через многие годы Ларра настолько устал от одиночества, что мечтал о смерти. Его поступок оказался роковым и навсегда изменил его жизнь. Он никак не мог исправить последствия содеянного.

Из этого можно сделать вывод, что каждый из нас совершает ошибки, но далеко не все могут их исправить. Для некоторых совершенный проступок становится роковым и ломает всю его дальнейшую жизнь. Никогда не стоит забывать о том, что цена ошибки может быть слишком высокой.

Вариант 2

Ни для кого не секрет, что ошибки – являются неотъемлемой частью нашей жизни. Оступившись однажды, мы получаем возможность проанализировать ситуацию, чтобы не совершить её в дальнейшем. Чаще всего ошибки делают человека лучше, поскольку исправляя их, мы работаем над собой. Впредь мы стараемся больше так не поступать, благодаря чему быстрее достигаем желаемого. Лишь тот, кто провёл работу над собой, проанализировал своё поведение и исправил содеянное, способен добиться своей цели. Подобные примеры встречаются и героев литературных произведений.

Подобную проблему описал в своём произведении «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский. На примере Раскольникова он показывает цену, которую приходится порой платить за свои ошибки. Молодой человек, желая поскорее обрести желаемое, при этом, особо не прикладывая для этого усилий, решается на преступление. Убив старуху-процентщицу, он навсегда загубил свою жизнь и те перспективы, которые были перед ним открыты. Подобные грехи очень сложно исправить, и вся жизнь начинает катиться по наклонной.

Но автор описывает нравственное исцеление героя. По сути, Раскольников являлся неплохим человеком. Жестокую шутку с ним сыграло то, что он запутался и ошибся. Ведь раньше он славился своими благородными и смелыми поступками: спасение детей из огня, пришёл на помощь обманутой девушке, отдаёт практически всё свои средства бедным людям. Причиной его преступления становится нищета и отсутствие перспектив. Да, он мог бы трудиться и честно зарабатывать, но он хотел получить всё и сразу.

Совершив роковой поступок, героя начала мучать совесть, которая буквально сводила его с ума. На него благотворно повлияло знакомство с Соней, которая так же совершила немало грехов, и прочтение Библии.

Молодой человек начал осознавать, что не относится к касте избранных, которым дозволено все в этом мире. Полная победа над своей теорией ему даётся лишь на каторге, где он много времени посвящает прочтению Священного Писания, чем исцеляет свою душу.

Совершив ошибку, молодой человек полностью исказил свой жизненный путь, но в то же время, благодаря совершенному преступлению и мукам совести, молодому человеку удаётся стать лучше. Он избавился от гордыни, высокомерия, чем очистил свою душу.

Но не всё совершают настолько фатальные ошибки. Зачастую их можно изменить. Подобный пример встречается в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр Гринёв уходит из родительского дома, чтобы показать свою самостоятельность. Направляясь в военную часть, молодой человек совершает большое количество ошибок. Он выпивает лишнего, проигрывает большую сумму денег, а так же кричит на слугу.

Когда он протрезвел, то осознал, насколько неправильным было его поведение. Его начала мучать совесть — молодому человеку было очень стыдно за содеянное. Гринёв берёт себя в руки и извиняется перед Савельичем. Благодаря разговору со старшим наставником, юноша принимает решение больше никогда не играть в азартные игры, а так же отказаться от спиртных напитков. Если бы молодой человек с самого начала не ошибся, то, возможно, он бы так и не понял, насколько опасными являются алкоголь и азартные игры. Благодаря этому проступку, Гринёв получил хороший урок на всю жизнь.

Из этого можно сделать вывод, что путь к заветной цели обычно состоит из ошибок. Ведь именно благодаря им, человек получает возможность обрести опыт, познать себя, и стать лучше. Ошибаясь, мы получаем бесценные знания и навыки. Без ошибок невозможно взросление ни одного человека, главное вовремя понять и исправить содеянное.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

23.09.2021 14:02:23

Автор: Мария Семенова


Каким путем человек идет к самому себе?
Путь к самому себе – это часто полная ошибок дорога, проходя по которой человек обретает жизненный опыт. Порой мы сами не можем понять своих желаний, нам мешают чувства и внутренние противоречия. Одни люди всю жизнь ищут себя, другие с детства знают, к чему стремиться. Нельзя недооценивать и внешние обстоятельства, которые также влияют на тот путь, которым следует человек. Можно предположить, что путь к себе, которым мы следуем, постоянно меняется под действием разных факторов.
Вспомним Пьера Безухова их романа Л.Н. Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения автор нам показывает, как менялись взгляды Пьера. В начале перед нами молодой человек, который не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Шумные вечеринки, в которых он принимает участие, брак с красавицей Элен не приносят ему радости. Вскоре, разочаровавшись в любви, Пьер прекращает отношения с супругой и начинает поиски себя уже в духовной сфере. Он увлекается идеями масонства, страстно желая трудиться на благо общества. Но и здесь Пьера ждет разочарование, так как он довольно быстро осознает, что масоны преследуют свои корыстные цели. На какой-то момент он оказывается в тупике, но Отечественная война 1812 года меняет ситуацию: его арестовывают за покушение на Наполеона. В плену Пьер переосмысливает свою жизнь и становится мудрее. После освобождения из плена Пьер становится другим человеком. Он делает предложение Наташе Ростовой, понимая, что именно жизнь с ней подарит ему долгожданное счастье. Можно сделать вывод, что путь Пьера Безухова к самому себе был очень извилистым и сложным, но он нашел себя в семейной жизни.
А вот герой повести А. Грина «Алые паруса», Артур Грэй, родившийся в богатой семье, с детства бредил морем и приключениями. Он рано покинул свой дом, несмотря на протесты его родителей, пережил много трудностей и лишений, накопил большой опыт. Именно выбранный им путь позволил Грэю встретить свою любовь – прекрасную Ассоль. Мы видим, что герой всегда прислушивался к своему внутреннему голоса, не обращая внимания на мнение других, и это привело его к счастью.
Однако бывает и так, что человек, даже наделенный многими хорошими качествами, не может найти себя в этой жизни. Таков Печорин из произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Природа наделила героя острым умом, твердой волей, добрым сердцем. Однако, совершая свои поступки, он часто руководствуется лишь личными желаниями. Он, по его же мнению, испорчен светом, то есть общество, которое существовало в то время, с его правилами и традициями, настолько повлияло на него, что он не сумел найти себя и своего предназначения.
Приведенные примеры показывают, что путь к себе у каждого человека уникален. Часто он бывает связан с большими трудностями и преодолением себя, и не всегда человек находит себя. Важно не сдаваться, не предавать себя, слушать свой внутренний голос и следовать дорогой мечты, которая, скорее всего, приведет к счастью.  


Добрый день, Мария. Вы выбрали очень интересную тему сочинения. Давайте вместе посмотрим, удалось ли вам ответить на такой важный вопрос. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1( соответствие теме) +1 балл

К2(наличие литературного аргумента) +1 балл

Вы привели три литературных аргумента, хотя по правилам  достаточно и одного. Думаю, что второй аргумент можно было не приводить, так как первый и третий даны  вполне развёрнуто.

К3( логика и композиция)+1 балл

По данному критерию замечаний нет: логика рассуждения не нарушена, композиционно сочинение построено правильно.

К4(речь)+1 балл

Нельзя недооценивать и внешние обстоятельства, которые также влияют на тот путь, которым следует человек. Можно предположить, что путь к себе, которым мы следуем, постоянно меняется под действием разных факторов.

Не следует использовать повторы лексические и одинаковые конструкции предложений, если они находятся рядом, старайтесь избегать этого.  ПОД  ДЕЙСТВИЕМ  лучше заменить на ПОД  ВОЗДЕЙСТВИЕМ.

На протяжении всего произведения автор нам показывает, как менялись взгляды Пьера. В начале перед нами молодой человек,

Если убрать первое местоимение НАМ ( в нём нет необходимости), то можно избежать повтора.

Он увлекается идеями масонства, страстно желая трудиться на благо общества. Но и здесь Пьера ждет разочарование, так как он довольно быстро осознает, что масоны преследуют свои корыстные цели. На какой-то момент он оказывается в тупике, но Отечественная война 1812 года меняет ситуацию: его арестовывают за покушение на Наполеона.

Опять у вас повтор (надо менять слова на синонимы: Пьер, герой, Безухов, а не ОН,  ОН , ОН); выражение НА КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ОН ОКАЗЫВАЕТСЯ В ТУПИКЕ не объяснено,  что вы имели в виду? Вы ставите после этого выражения противительный союз НО: ОКАЗЫВАЕТСЯ В  ТУПИКЕ, НО ,,,,МЕНЯЕТ СИТУАЦИЮ: ЕГО АРЕСТОВЫВАЮТ( получилось не очень логично: быть арестованным лучше, чем оказаться в тупике?)

В плену Пьер переосмысливает свою жизнь и становится мудрее.

Вместо становится мудрее  лучше сказать и начинает по-иному  смотреть на мир.

В плену Пьер переосмысливает свою жизнь и становится мудрее. После освобождения из плена Пьер становится другим человеком

Во втором предложении слово ПЛЕН лишнее.

делает предложение Наташе Ростовой, понимая, что именно жизнь с ней подарит ему долгожданное счастье.

Частицу ИМЕННО надо поставить перед словом С НЕЙ (это усилительная частица, и усиливает она то слово, перед которым стоит.

Можно сделать вывод, что путь Пьера Безухова к самому себе был очень извилистым и сложным, но он нашел себя в семейной жизни.

Вместо союза НО здесь лучше поставить союз И.

. Он рано покинул свой дом, несмотря на протесты его родителей,

Лишнее местоимение.

Природа наделила героя острым умом, твердой волей, добрым сердцем.

Природа может наделить умом, но твёрдая воля и доброе сердце -это не от природы, а от воспитания.

Однако, совершая свои поступки, он часто руководствуется лишь личными желаниями. Он, по его же мнению, испорчен светом, то есть общество, которое существовало в то время, с его правилами и традициями, настолько повлияло на него, что он не сумел найти себя и своего предназначения.

Повтор -ОН, ОН, ОН, а все остальные слова выделены мной, чтобы показать, как часто вы используете местоимения; ОБЩЕСТВО, КОТОРОЕ СУЩЕСТВОВАЛО В ТО ВРЕМЯ, НАСТОЛЬКО ПОВЛИЯЛО НА НЕГО( зачем уточнять-которое …в то время?  и так понятно, о каком обществе идёт речь).

Приведенные примеры показывают, что путь к себе у каждого человека уникален. Часто он бывает связан с большими трудностями и преодолением себя, и не всегда человек находит себя. Важно не сдаваться, не предавать себя, слушать свой внутренний голос и следовать дорогой мечты, которая, скорее всего, приведет к счастью.  

Думаю, вы  поняли, какую ошибку я выделила? Ваш излюбленный приём-повтор.

Как видите, речевых ошибок и недочётов у вас много, надо работать над их преодолением. За этот критерий всё-таки ставим балл, потому что речевые ошибки в основном однотипные-повтор одного и того же слова.

К5(грамотность)+1 балл

Орфография

Вспомним Пьера Безухова их романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

из романа (опечатка)

В начале перед нами молодой человек, который не может определиться с выбором

Если вы пишете В НАЧАЛЕ раздельно, то надо добавить  зависимое слово В НАЧАЛЕ РОМАНА.

Пунктуация

А вот герой повести А. Грина «Алые паруса», Артур Грэй, родившийся в богатой семье, с детства бредил морем и приключениями.

Приложение -герой повести-стоит перед именем собственным, поэтому обособлять его не надо.

Грамматика

что герой всегда прислушивался к своему внутреннему голоса,

к голосУ- опечатка

Общее количество ошибок по К5   —    4. Итак, ваше сочинение оценивается на «ЗАЧЁТ», и не забудьте, что вам предстоит поработать над речью. Успехов вам!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

https://mega-talant.com/uploads/files/212886/102173/107371_html/images/102173.001.pngМуниципальное бюджетное образовательное
учреждение

Комсомольская
средняя общеобразовательная школа

Маленькие
секреты большого сочинения

                           (Итоговое
сочинение по литературе)

Полякова
Наталья Петровна,

учитель русского языка
и литературы

МБОУ
Комсомольской СОШ

Вот
и появились долгожданные направления итогового сочинения, которые отличаются
глубиной трактовки, сложностью и обширностью. Раньше были такие направления,
как «Любовь» или «Добро и зло», где не возникало вопросов, о чем писать. Так
что направления в этом году усложнили: придется потрудиться, чтобы достойно
написать итоговое сочинение.

1. «Забвению не подлежит». Что может не подлежать
забвению? Исторические события, общественные явления, известные исторические
личности, которые повлияли на судьбы последующих поколений и на развитие
общества, цивилизации. Конечно, сразу приходят на ум произведения о Великой
Отечественной войне: М. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь
тихие…», В. Быков «Сотников». Тема революции и Гражданской войны описывались в
произведениях М. Шолохова «Тихий Дон» и Б. Пастернака «Доктор Живаго». Можно
вспомнить «Слово о полку Игореве», благодаря которому мы помним события,
которые происходили в Древней Руси.

2. «Я и другие». Здесь очень обширная тематика:
каким должен быть человек, какой он должен делать выбор, как нужно общаться с
другими людьми, чтобы достичь взаимопонимания и чтобы не возникло конфликта.
Это может быть А.С. Грибоедов «Горе от ума», где Чацкий попал в чуждое ему
общество и не был принят людьми. Это может быть М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени», где Печорин совершал не очень хорошие поступки, был внешне
невозмутим, но его внутренний мир говорил о  другом: герой мог приносить
страдания другим, но и сам страдал от этого. А.С. Пушкин «Дубровский»:
Дубровский сделал свой нравственный выбор: отстоять честь отца, бороться за
права бедных. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (кстати, это
произведение может подойти и к первому направлению, так как здесь описывается
историческое событие – восстание Пугачева) герои тоже сделали выбор: Гринев
выбрал честь, Швабрин – предательство, то же самое есть и в произведении В.
Быкова «Сотников».

3. «Время перемен». Жизнь в меняющемся мире, как
она влияет на человека, его внутренний мир, общество. Думаю, здесь можно
поговорить о влиянии технического прогресса на пристрастия, увлечения человека.
В рассказе «Вельд» Рэй Брэдбери напрямую говорил о противоречивости НТР: с
одной стороны, комфорт и доступность, с другой стороны, падение нравов и
обесценивание человеческих жизней. Примерно об этом его роман-антиутопия «451
градус по Фаренгейту». Можно также прочитать о том, как повлияла на умы людей
революция 1917 года (М. Шолохов «Тихий Дон», Б. Пастернак «Доктор Живаго», М.
Булгаков «Белая гвардия»).

4. «Разговор с собой». Самоанализ своего внутреннего
мира, внутренний разлад или гармония, смысл человеческого существования. На ум
сразу приходит Раскольников («Тварь я дрожащая или право имею») из произведения
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Печорин, Онегин, которые искали
себя, нравственные искания героев «Войны и мира» (хотя я не поклонница этого
произведения, но если прочитали, то это кладезь аргументов)

5. «Между прошлым и будущим:
портрет моего поколения».
 В данном направлении поразмышляем о современном
человеке, его нравственном выборе, духовных ориентирах, чем современник
отличается от предшествующих поколений. Это могут быть современные
произведения, сейчас не напишу какие, потом поищу. Но если будет требоваться
сравнительный анализ современного и предшествующего поколения, то можно опять
же обратиться к «Онегину», «Герою нашего времени», «Отцам и детям», «Обломову».

Что
следует помнить, чтобы написать хорошее сочинение? 

1. Помните, что
оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не
проверят.

2. Также необходимо
помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены
аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы. 

 

3. Чётко представляйте себе структуру сочинения.

1. Введение, где вы в
свободной форме размышляете на предложенную тему (примерно 50-100 слов).

2. Основная часть, где
вы приводите литературные аргументы (примерно 150-200 слов).

3. Заключение, где вы
обобщаете свои мысли (примерно 30-50 слов).

4. Изучите темы по
всем направлениям!

Примерные темы
итогового сочинения 2020-2021

1. Время перемен

Примерные темы:

1. Как противостоять ударам судьбы?

2. Какие события и впечатления жизни помогают человеку
взрослеть?

3. Почему для человека важны не только победы, но и
поражения?

4. Нужно ли анализировать свои ошибки?

5. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного
пути?

6. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

7. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

8. Можно ли жить без надежды на лучшее?

9. Что помогает человеку не отчаяться в сложной
жизненной ситуации?

Произведения

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)

М. Шолохов «Судьба человека»

А. Ахматова «Реквием»

2. Я и другие

Примерные темы:

1. Что мешает человеку быть счастливым?

2. Чем опасно равнодушие?

3. Важно ли понимание души другого человека?

4. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся
во взглядах?

5. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

6. Может ли человек ставить себя выше общества?

7. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

8. Какими качествами должен обладать настоящий друг?

9. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если
между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

10. В чём причины вражды между людьми?

11. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

12. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

13. В чём могут быть истоки дисгармонии между
личностью и обществом?

14. Может ли один человек противостоять окружающему
обществу?

15. К чему приводит стремление возвыситься над
окружающими?

Произведения

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

А.Н. Островский «Гроза»

М. Горький «Старуха Изергиль»

М. Горький «Макар Чудра»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

3. Забвению не подлежит

Примерные темы:

1. Почему тема войны не уходит из литературы?

2. Как влияет на сущность человека война?

3. Какой опыт даёт человеку война?

4. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего
не знает о войне» (Ю. В. Друнина)

5. Как судьба человека связана с историей народа?

6. Может ли человек влиять на ход истории?

7. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана:
«Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

8. В чём ценность исторического опыта?

9. Какие времена можно назвать жестокими?

10. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и
мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?

Произведения

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

М. Шолохов «Судьба человека»

М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

М. Булгаков «Собачье сердце»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

А. Блок «Двенадцать»

А. Фадеев «Разгром»

А. Ахматова «Реквием»

В. Распутин. «Прощание с Матёрой»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон».

4. Между прошлым и будущим

Примерные темы:

1. Почему старшее поколение так редко бывает довольно
молодёжью?

2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?

3. Зачем человеку заглядывать в будущее?

4. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером
Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным
переделать мир»?

5. Какое влияние старшие могут оказать на выбор
человеком жизненного пути?

6. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на
пройденный путь?

7. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный
путь?

8. Почему молодое поколение порой негативно относится
к опыту старших?

9. Что важнее для детей: советы родителей или их
пример?

10. Когда родители могут гордиться детьми?

Произведения

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

К. Паустовский «Телеграмма»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

5. Разговор с собой

Примерные темы:

1. Какие события и впечатления жизни
помогают человеку взрослеть?

2. Согласны ли Вы с утверждением героя
И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3. Какие психологические проблемы,
поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?

4. Как Вы понимаете, что такое
«нравственный закон»?

5. Что человек стремится забыть, а что
старается удержать в памяти?

6. На пути к благородной цели все ли
средства хороши?

7. Согласны ли Вы с мыслью, что
жизненный путь – это постоянный выбор?

8. Нужно ли стремиться к познанию самого
себя?

9. Сила или слабость человека
проявляется в признании им своих ошибок?

10. Как Вы понимаете выражение
«нравственная победа»?

11. Какие жизненные победы могут быть
важны для человека?

Произведения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

5. Вам поможет схема
сочинения.

ВСТУПЛЕНИЕ — это вопрос, содержащийся в
теме сочинения. ТЕЗИС — это ответ на вопрос.

АРГУМЕНТ
№1.
 1. МИКРОТЕЗИС.  Характеристика героя произведения, которое
Вы         

                                                                     
выбираете для аргументации.

image002                                                                                      
        ПОСТУПКИ ГЕРОЯ

image003                                2.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА                

                                                                             
                 ИХ АНАЛИЗ  (обязательно                    

                                                                                              
используй из тезиса!)

                          
     3. МИКРОВЫВОД.   (Ответ на вопрос: «Почему герой поступал ТАК,  

                                                                      
а не иначе?»)

Соответственно
пишем второй аргумент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
это ответ
на вопрос, содержащийся в теме сочинения, но уже в более ёмкой форме с использованием
слов с обобщающим значением.

Сочинение получит ЗАЧЁТ!

  • Путь духовных исканий андрея болконского сочинение
  • Путь к себе сочинение рассуждение
  • Путь к себе сочинение на тему путь
  • Путь дальняя фраза из сказки
  • Путь в никуда как правильно пишется