Наверх
Темы
- Выбор жизненного пути
- Как найти жизненный путь?
- Любовь как путь самопознания
- Как определить свой жизненный путь?
- Смысл жизненного пути
- Куда ведет жизненный путь?
- Возможен ли путь без ошибок?
- Каким путем человек идет к себе?
- Какие цели важны на жизненном пути?
- Что может исказить жизненный путь?
Аргументы
- И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой выбрал самый легкий жизненный путь — плыл по течению. Илья Обломов жил на скромные доходы от своего имения и ничего не предпринимал, чтобы улучшить свое материальное положение. Он довольствовался малым — тем, что судьба сама даст ему в руки. Илья Ильич мирился даже с грязной комнатой и небрежностью слуги, лишь бы ничего не делать. У него не было своих целей, интересов, а потому и перспективы его были туманны и призрачны. Барин проживал родительское наследство и все заботы перекладывал на плечи друзей и знакомых. Целыми днями герой просто дремал и грезил об уюте, комфорте и хороших воспоминаниях из прошлого. Все, что он хотел, уже у него было. Детство в Обломовке так и не закончилось для Ильи Ильича. Поэтому жизненный путь Обломова привел его к преждевременной смерти, ведь духовно он умер уже давно — когда перестал к чему-либо стремиться и остановился в развитии. Увы, самая легкая дорога судьбы всегда ведет в тупик.
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Определение своего жизненного пути — главный вопрос для каждого человека. И очень часто люди ошибаются, сводя свою судьбу к погоне за материальными ценностями. Так поступил и герой рассказа. Господин все отпущенное ему время потратил на обогащение. Он работал днем и ночью, мало общался с семьей и до пятидесяти лет ни разу не отдыхал. А когда он, наконец, собрался с мыслями и силами, его настигла смерть на острове Капри. Зачем же были все эти годы тяжкого труда, который ему даже не нравился? К чему он пришел? К тому, что родная дочь сторонилась его в отпуске, а жена постоянно ссорилась с ним? К сожалению, герой ошибся в выборе жизненного пути, посвятив его погоне за деньгами. Он неправильно расставил приоритеты, поэтому не нашел себя и своего счастья.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Любовь помогает человеку понять себя и найти свою судьбу. Это доказывает пример из произведения «Капитанская дочка». Петр Гринев в свои 17 лет был еще недорослем, гонявшим голубей по двору и превращающим карту в воздушного змея. Отца не устраивала такая ситуация, и он отправил избалованного сына отбывать службу в суровые условия, где не было знакомств и связей, соблазнов и развлечений. Но именно там Петр нашел свою избранницу — дочь коменданта крепости. С этой любви началось становление его мужского характера. Он постоял за честь Марьи с оружием в руках, понял цену дружбы и суть предательства, научился прощать и проявлять благородство. Во время обороны крепости Петр думал о Марье и продемонстрировал всю смелость, решительность, силу духа. Чувства к ней заставили его в одиночку предпринять опасное путешествие и взять на себя ответственность за судьбу девушки. Можно с уверенностью утверждать, что Гринев познал себя в полной мере и раскрыл свои возможности благодаря своей любви к Марье, ведь она мотивировала его на настоящие поступки.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Андрея Болконского пролегал через испытания и переосмысления себя. Герой определил его благодаря рефлексии и умению слышать свой внутренний голос. Первоначально он искал себя на военном поприще, думая, что его карьерная лестница начинается на передовой, где гибнут люди. Но собственный подвиг разубедил князя: он осознал, что напрасно повел солдат в грязную и кровавую схватку, где даже не решалась судьба его Родины. Зачем эта война? Для чего? Андрей почувствовал, что прежний кумир внушает ему омерзение, а былые цели ничего не значат. Вернувшись домой, он нашел применение себе в реформаторской деятельности, но и она не удовлетворила его духовные поиски. Он ощутил ее фальшь и никчемность. Также Болконский попробовал создать счастливую семью, но невеста обманула его ожидания. Тем не менее, на Отечественной войне он смог очиститься от желания мести и простить тех, кто сделал ему больно. Перед смертью он почувствовал высшее счастье и познал высшую мудрость. Очевидно, что Андрей шел к себе методами проб и ошибок на зов внутреннего голоса. Он умел признать свои ошибки и продолжать путь к истинным ценностям, которые безошибочно выявило его сердце.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Жизненный путь Пьера Безухова стал осмысленным тогда, когда герой смог расставить приоритеты и определить подлинные моральные ценности. Переосмысление жизни произошло у героя в плену, когда он проникся народной мудростью Платона Каратаева, который жертвовал собой ради людей и делал все, чтобы мир стал лучше. Именно эта философия помогла Безухову выстроить личные границы со светским обществом и идти к своим целям, несмотря на одобрение или осуждение кого-либо. Он стал самостоятельным человеком со своей миссией и идеологией, тесно связанной с историческим путем России. После возращения из плена Пьер создал идеальную семью, которая его во всем поддерживала, и занялся общественной деятельностью, которая отвечала его духовным запросам. Судьба России больше всего интересовала героя, поэтому он посвятил все силы ее политическому развитию. Таков был смысл его осознанного жизненного пути. Если вдуматься, мы все идем к этой цели, только разными дорогами.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Жизненный путь всегда ведет человека к себе самому, к осознанию и принятию своей личности и индивидуальности. Главная героиня рассказа поняла это довольно рано. Ее поступки и мысли очень зрелые для ее возраста. В финале книги становится очевидным вывод, к которому она пришла, изучая литературу, религиозные обряды и философию. Героиня выбрала себе духовное призвание и приняла решение дистанцироваться от мирской суеты. Эти итоги не были случайным капризом. Она шла к ним поэтапно и давно. Девушка испытала себя любовью, прелестями светской жизни, научными доводами, роскошью, но ни один соблазн не подорвал ее доверие к себе и своему внутреннему голосу. Даже ночь наедине с избранником не заставила ее поколебаться и свернуть с дороги. Она отдавала себе отчет в том, что ее путь к себе возможен только в условиях религиозного очищения души, аскезы и духовного роста. Она стремилась только к одному — обретению лучшей версии себя.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Жизненный путь нельзя пройти без ошибок, что доказывают судьбы героев рассказа Бунина. Давным давно Надежду и Николая связывали узы любви, но каждый из них в те переломные моменты совершил просчет. Николай влюбился несерьезно и разбил сердце девушки, когда женился на другой. Он совершенно напрасно обманул ее ожидания. А Надежда зря поверила в непостоянную любовь барина и загубила свою личную жизнь. После отношений с Николаем она уже не могла найти себе суженого и довольствовалась одиночеством, чтобы никого не ранить своим равнодушием. Никто из них так и не обрел счастья. Николая в супружестве ожидало лишь разочарование, а Надежда так и не завела семьи. Ошибка молодости была у каждого героя, есть она и у каждого человека, ведь тот, кто учится ходить, не может ни разу не упасть.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек идет к себе путем, состоящим из проб и ошибок, взлетов и падений. По-другому просто нельзя, ведь изначально мы себя совсем не знаем и не понимаем, куда двигаться. Это доказывает пример Евгения Онегина. Герой вырос в светской суете столицы и изначально отождествлял себя с этим маскарадным образом жизни, где все не то, чем кажется. Но со временем Евгений пресытился игрушечным миром, все все страсти были неискренними и фальшивыми. Он покинул свет и стал деревенским затворником, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу, пролить свет на свое предназначение. Впрочем, скука деревни и ограниченность ее жителей столь же быстро наскучили ему. Но в этих условиях Евгений смог проверить себя, пройдя через испытания любовью и дружбой. Оба результата показали, что ему необходимо проделать серьёзную работу над собой. Онегин отправился в путешествие по России, чтобы изучить свою натуру через призму новых впечатлений и открытий. И лишь в финале герой осознал свои истинные потребности и цели, но было уже поздно. Тем не менее, его дорога к себе может стать примером для читателя. Чтобы лучше разобраться в своем характере, необходимо выходить из зоны комфорта, испытывать себя, пробовать что-то новое, и тогда наше «Я» раскроется с разных сторон.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Наиболее важные цели на жизненном пути точно сформулировал Евгений Базаров. Герой отдавал предпочтение труду и поиску собственного призвания. Он настаивал на том, что человек должен относиться к миру, как к сфере деятельности, как к полю, которое нужно возделать. Евгений считал, что люди не должны подстраиваться под существующие условия и обстоятельства, что в их силах все изменить и преобразовать к лучшему. Поэтому сам герой был погружен в научную деятельность, которая давала практические результаты и была наиболее полезна обществу. В отличие от сибаритствующего Аркадия, Евгений рано вставал и сразу же брался за работу. Его деятельный ум не уставал искать дело. Он помогал советами Фенечке, осматривал ее ребенка, а у себя дома принимал людей и лечил их. Конечно, категоричность в любви и в оценке искусства многих отталкивает от его идеологии, но главная ее суть верна и в наше время. Человек рожден для того, чтобы реализовать свой потенциал в труде, улучшающем мир и обогащающем цивилизацию, культуру, науку.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Человека легко сбить с пути, и сделать это может, прежде всего, наше окружение. Не секрет, что общество очень сильно влияет на личность и способно исказить ее судьбу. Так произошло и с Дмитрием Старцевым. Герой переехал в захолустье, где ему предоставили место уездного лекаря. Сначала он презирал местных обывателей и продолжал стремиться к большему: изучал научные материалы, помогал пациентам новыми методами, хотел поднять уровень медицины в регионе. Однако со временем среда начала потихоньку опускать Дмитрия до своего уровня. Не найдя единомышленников и поддержки, он поневоле стал разделять образ жизни и мыслей того окружения, которое было. Рутина убила его амбиции, погасила огонь в глазах. И молодой мечтатель Дмитрий превратился в обрюзгшего Ионыча без целей и грез. Старцев жаждал принести пользу обществу, стать светилом медицины, а достиг лишь уровня посредственности, ищущей в работе только деньги. Его путь исказила социальная среда, в которой он не смог себя реализовать.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.
- Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь.
- Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
- Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
- Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
- Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
- Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности.
- Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
- Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
- Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так.
Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.
Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий
Читайте также:
Судьба Ларры
Ларра возомнил о себе, что он гораздо лучше остальных людей. Но на самом деле он таковым не являлся. Люди увидели это. Ларра решил, что для счастливой жизни ему не нужны люди и решил жить один. Но его одиночество оказалось далеким от свободы. При желании покончить с такой судьбой он пришел к людям чтобы получить смерть от их рук. Но они не стали убивать его. Тогда он попытался сделать это сам. Но сын орла не смог лишиться жизни. Возможно, именно этим он отличался о других людей. Сколько бы добра он мог сделать, не имея гордыни? Но вместо этого теперь он скитается одиноко по свету, мучаясь в своем одиночестве.
Каждый сам себе судьба!»
Сочинения по литературе: Каждый сам себе судьба! В понимании М. Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответить на который не способна вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это же понимает Сатин после встречи с Лукой.
Но взгляды этих героев все равно расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем проследить за его развитием по ходу пьесы. В одном из своих монологов Сатин говорит: «Старик — не шарлатан? Что такое правда? Человек — вот правда!
Он это понимал… вы нет?» В этом, наверное, и состоит основной, ключевой момент произведения: соединение «правды» Сатина, оправдывающего Луку, с «ложью во имя спасения» Луки. Направленность этой удивительной пьесы-притчи не только не является какой-то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно характерна для него, связана с чем-то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как делать?», как воплотить, осуществить мечту. Поэтому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и убедительно в той сложной, запутанной жизни прозвучали общефилософские темы: правда — бог свободного человека, ложь — религия рабов и хозяев. Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал и носил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.
Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни — художественную энциклопедию конца XIX — начала XX века. Среди своих героев-искателей он неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об этом так: «Моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него, нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, Бог — частица его сердца и разума». Мир горьковских произведений — это мир, постоянно изменяющийся, в нем необратимо осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей. Горький и здесь шел в ногу со своим временем: как в его отечестве всё «стронулось» с неподвижной точки навстречу будущему, так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой веры. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен, как не способен противостоять невзгодам. В пьесе «На дне» мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими.
Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала бы его, не появись в ночлежке Лука…
Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потуекнЪвшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из/амых твердых убеждений Горького. Для Горького сила — в стремлении идти вперед «к свободе, к свету».
Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Данко — будут освещать дорогу идущим следом.
Судьба Данко
У Данко – совершенно другая история. Свою судьбу он тоже выбрал сам. Если Ларра не смогу лишиться жизни, наскучившей ему, то Данко свою жизнь пожертвовал во благо народу. Нужна ли была такая жертва? Да. Оценили ли ее люди? Нет. Даже после смерти Данко сердце его могло дать людям еще много добра. Но и этого не взяли люди, осторожный человек растоптал сердце Данко. Но таков был его выбор. И этот выбор – благородный и смелый, достойный поступок настоящего героя. Кто сказал, что героизм – это легко? Нет, это не легко, но такие люди просто не могут жить, зная, что могли что-то сделать во благо других людей, и не сделали. Данко сам выбрал свою судьбу, и не пожалел об этом, ведь его жизнь так или иначе принесла плоды, даже если люди не оценили этого.
Сочинение на тему: Путь к себе. Выпускное
Сочинение на тему: Путь к себе.
Пожалуй, один из самых трудных путей, через которые нам приходится проходить в этой жизни, является путь к себе. Духовное искание человека — это нелегкое испытание. Оно требует огромного терпения, усилий и трудолюбия от того, кто решил следовать этой дорогой. Изменить себя — значит изменить окружающий тебя мир, а также свою судьбу, взгляды и мышление. И это удается далеко не каждому. Более того, мало кто вообще задумывается над этим. Но есть все же такие писатели, которые пропустили через свои произведения частичку духовности, чтобы донести до читателей поистине важные в жизни вещи.
В первую очередь, хочется привести в пример великий роман- эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В романе прослеживаются судьбы абсолютно разных людей, и у каждого из них свой путь и получаемый опыт. Мне сразу вспоминается Пьер Безухов. Из человека довольно-таки праздного и любящего «покутить» он на протяжении произведения превращается в того, с кого вполне можно брать пример. Все изменил его приход в масонство, где он искал духовного и нравственного обновления, надеялся на возрождение к новой жизни и верил, что у него обязательно это получится. Хотя масонство впоследствии и не оправдало его надежд и он понял, что все в основном озабочены только своей карьерой , нежели духовным просветлением, он все же понял очень многое для себя, например, он стал излучать больше доброты. Это подтверждает эпизод, когда он решает освободить крестьян от крепостной зависимости. В итоге своих жизненных исканий он вступает в тайную организацию. Объединение «честных людей», считает он, должно сыграть заметную роль в устранении зла. Основное убеждение, которое вынес для себя Пьер, звучало так: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Я думаю, это самая верная и полная мысль, к которой только может прийти человек после всех нелегких испытаний. Мы должны стремиться понять именно то, что самое великое счастье мы уже имеем –это наша жизнь, и ценить каждый ее миг, ведь он по- своему прекрасен и неповторим.
Также мне вспомнился Д.Лихачев и его «Письма о добром и прекрасном». Каждый может почерпнуть из «Писем…» много полезного и действительно нужного. Автор приводит принципы «науки быть счастливым». В самом последнем письме написано: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». Это очень сложная работа- достичь такого счастья, у многих на это уходит не один десяток лет. Тот, кто усердно трудится над становлением своего характера, меня поймет. Я соглашусь с Лихачевым- нет более великого счастья, чем то, что ты можешь сделать счастливым кого-то, подарить добро, в котором так нуждаются все люди в современном мире. От таких поступков расцветают не только окружающие, но и ты сам. Здесь речь идет уже о чем-то неземном, что по праву можно назвать «путь к себе», ведь этот путь начинается именно с духовности, а духовный человек стремится, прежде всего, отдавать, нежели получать.
Подводя итог, мне хочется сказать одно: в жизни нужно просто быть добрее, и только тогда мы сможем совершенствоваться, менять свой характер в лучшую сторону, а также менять окружающих нас людей, ведь все начинается именно с доброты. Это и есть самый верный путь к себе.
Судьба старухи
Изергиль рассказала о своей молодости. Она была счастлива с каждым из мужчин. И это – ее судьба. Это ее выбор, какой бы он не был. В итоге она – одинокая старуха, но она знала, к чему шла. Зато свою жизнь она прожила полной эмоциями. Она была счастлива, но так и не нашла покоя. Рассказ о жизни Изергиль находится между двумя легендами, двумя крайностями. Это показывает читателю, что каждый сам волен выбирать свое предназначение, свою судьбу и распоряжаться своей жизнью. Но старуха не забывает упомянуть, что в жизни всегда есть место подвигам.
Данная статья поможет написать сочинение «Каждый сам себе судьба «Старуха Изергиль»»
Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )
«Каждый сам себе судьба» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»). …Дьяволу служить или пророку, Каждый выбирает для себя. Ю.Левитанский. Что такое судьба? Ожегов трактует значение этого слова как «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека». Но так ли это? Я уверена, что каждый человек — «сам себе судьба». Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» — подтверждение тому. Два героя. Две различные жизни. Одна отдана служению людям, другая прошла бесследно, как тень. Данко и Ларра. Вечные антагонисты. Но если вдуматься, то можно найти и общие звенья, ведь каждому из них от рождения дано многое: они смелы, красивы, умны, сильны. «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы». Ларра – «юноша, красивый и сильный». Казалось бы, и жизнь их должна сложиться одинаково. Но в том то и дело, что свою судьбу люди творят в зависимости от того, какой смысл они вкладывают в понятие «счастье». И хотя композиционно главы расположены в иной последовательности, мне в первую очередь хотелось бы сказать о Данко. Вся его жизнь – пример бескорыстного служения тем, кто живет рядом. Его альтруизм — это не самопожертвование, а внутренняя потребность. « — Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце…» Он не ждет ни от кого благодарности, счастлив тем, что может быть полезен людям. И хотя те, ради кого он отдал жизнь, « полные надежд, не заметили смерти его», герой в последнюю свою минуту кинул «радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Это смех счастливого, довольного своей судьбой человека. После его гибели мир стал добрее, а «голубые искры степи, что являются перед грозой», напомнят людям о горящем любовью сердце Данко, и захочется им стать лучше. Но не всегда в небе мы видим манящие звезды. Бывает, что по небу «медленно и скучно» ползут тучи. В такие минуты вспоминается превращенная в ничто жизнь другого героя – Ларры. Сын обыкновенной женщины и орла, он поверил в собственную избранность. Для него не существует авторитетов, важно только собственное «я». Разговаривая с теми, кто старше его, кто заслужил уважение, «он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого». От эгоизма до преступления один шаг. К этой мысли приводит нас Горький. Идя по пути собственных желаний, Ларра убивает женщину, не принявшую его. А объяснение поступку он дает самое циничное: «Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее». Простая истина, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», ему чужда. Он не понимает, что для тех, кто хочет сохранить себя целым, остается только одно – одиночество. Может ли одинокий человек ощутить себя счастливым ? Нет! И Ларра наказан. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Два героя. Две различные жизни. Одна израсходована на то, чтобы отдавать, другая – чтобы брать. Какая из судеб лучше? Каждый выбирает по себе. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею: Каждый выбирает по себе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Старуха Изергиль»
- для самых компанейских — Главные герои «Старуха Изергиль»
- для самых занятых — Читательский дневник «Старуха Изергиль»
- для самых любопытных — Анализ «Старуха Изергиль» Горький
- для самых крутых — Читать «Старуха Изергиль» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
Вариант 3
Каждый человек – яркая, уникальная личность, обладающая своими, только ему присущими качествами характера. Порой не у всех получается жить в мире с другими людьми, поэтому возникают конфликты, появляется непонимание. Многие мастера слова, затрагивая эту проблему, утверждают, что для мира и согласия человеку нужно меняться. Так с чего же нужно начать изменения в себе для лучшего понимания других? Для ответа обратимся к мудрым книгам.
Читая рассказ «Грамматика любви» И.А. Бунина невольно задумываешься над тем, насколько окружающие не понимали главного героя произведения – Хвощинского, помещика, который после смерти любимой забыл о свете, заперся в ее комнате, будто в монастырской келье, и провел там всю свою жизнь. Молодой барин променял все блага жизни на любовь простой горничной. Они не могли связать свои жизни вместе, а после трагической гибели возлюбленной Хвощинский стал затворником. Во всей округе он прослыл странным человеком, «чудаком», чей поступок все осуждали и не понимали. Люди не знали, как объяснить тот факт, что молодой барин, которому пророчили блестящую карьеру и счастливое будущее, отказался от всего этого, сделавшись затворником по доброй воле. Никто не мог понять, как можно провести безвылазно столько лет в комнате возлюбленной, не интересуясь жизнью вокруг. Я считаю, что все эти люди не пытались вникнуть в положение героя, не пробовали понять, какой пожар любви горит в его сердце. Любовь к простой горничной была тем чувством, которым Бог одаривает человека раз в несколько десятилетий, и герой один из немногих, кто понял эту истину.
Еще одной причиной непонимания является эгоизм, излишняя гордыня. Она встает между людьми, как высокая и крепкая стена, через которую невозможно докричаться до других и понять их. Глубокое непонимание возникает между героями в рассказе «Старуха Изергиль» Максима Горького. Ларра – молодой человек, сын гордого орла и простой девушки, которую когда-то царь птиц украл из племени людей и женился на ней. После его смерти девушка вернулась к родным и привела с собой сына. Его звали Ларра. Он был молод, красив и силен, но имелся у него один изъян, который отталкивал от него всех людей. Это его эгоизм. Он не принимал законы племени, не слушался старейшин, а желал жить по своим правилам, так, как хотелось ему. Однажды он убил девушку, которая осмелилась его оттолкнуть, поэтому юношу изгнали из племени. Гордыня и эгоизм довели его до одиночества. А если бы он, придя в племя, научился жить по его законам, искоренил бы свой эгоизм, то тогда жизнь его была бы совершенно другой. Тогда он смог бы стать полноправным членом общества, который понимает других и которого тоже понимают. По мнению Максима Горького, чтобы достичь взаимопонимания, нужно избавиться от эгоизма. В завершение хочется сказать, что для того, чтобы жить в мире, согласии и понимании с другими людьми, нужно искоренить те отрицательные качества характера, которые мешают наладить отношения с людьми, а также научиться иногда смотреть на предметы, действия или явления глазами других людей.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: «Каким путем человек идет к самому себе?». Аргументы, тезисы, заключения, примеры — все здесь в ассортименте. Приятного просвещения!
Вариант 1
(433 слова) Дорога к самому себе — это тернистый путь самопознания и рефлексии. Необходимо задавать себе сложные и неудобные вопросы, уделять время и силы поиску ответов и оставаться честным, что бы ни случилось. Этот процесс подробно описывали многие авторы, обратимся к их произведениям за примерами.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева по направлению к себе пролегал через испытания и трудности. Лишь невзгоды и новые вызовы судьбы раскрыли его истинный характер, показали, кем он является на самом деле. Чтобы закалить волю сына и сделать из него воина, отец отправил Петра в отдаленную часть, а не в столичную гвардию. Еще в пути Гринев стал проходить первые проверки на прочность. Он проиграл крупную сумму денег, напился, поссорился с Савельичем и понял, что был не прав. Эти уроки помогли ему исправиться и проявить добродетель в других случаях, когда ставки были более высоки. Так, Петр смог постоять за честь возлюбленной на дуэли и даже простил его обидчика. А во время обороны крепости он проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев не предал Родину и не изменил присяге, хотя за это ему грозила смерть. Выдержав все испытания и преодолев препятствия, Петр понял себя и свое предназначение. Именно эти события показали его истинную натуру, которая не могла проявиться во всем своем великолепии при рутинных обстоятельствах. То, что герой записал все это, отражает его рефлексию — попытку дать себе оценку и извлечь опыт.
Такая же трудная и напряженная дорога к себе была у Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сначала герой искал свое предназначение на войне. Его кумиром был Наполеон, его целью — Тулон. Он хотел славы и величия. Но реальная картина боя изменила его иллюзорные представления о природе сражений. Он увидел лишь грязь и кровь. Ранение под Аустерлицем и ненужный подвиг заставили его переосмыслить свою жизнь и признать ошибку. Следующим этапом были его попытки реализовать себя в деле помещика, а затем и на поприще реформатора. Но и эти направления со временем разочаровали Андрея. Семейная жизнь тоже не удалась, ведь невеста изменила ему. Но все эти события вели героя к более глубокому пониманию себя и своих потребностей. Именно поэтому в финале своей жизни Болконский смог осознать такую высшую мудрость, с которой не живут. Он полностью принял и познал себя, мир, суть своего пути и предназначения. Как он к этому пришел? Методом проб, ошибок и серьезных раздумий над ними.
Таким образом, человек идет к себе дорогой, состоящей из рефлексии, самоанализа и испытаний. Только разговор с собой и самокопание позволяют дойти до глубинной сути личности и найти для нее наиболее полную реализацию в мире. Преодоление терний и, что важнее, себя самого — вот путь, который ведет людей к самим себе.
Вариант 2
(375 слов) Путь человека к самому себе определяется его природой. Кто-то находит себя в рефлексии и самоанализе, а кто-то — в деятельности и активности, которые реализуют потенциал личности и указывают ей направление. А кто-то видит свое истинное лицо только в испытании или же при свете вспышки любовного чувства. Чтобы лучше разобраться в это теме, проанализируем книги известных писателей.
Вспомним психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был очень развитым и образованным человеком. Он много размышлял о себе и своем предназначении в мире. Все свое время он посвятил разгадке тайны собственной личности. Этот вопрос — главная тема его журнала. Герой не только думал о себе, но и писал, анализировал, делал выводы, то есть превратил самокопание в научную работу. Более того, в этой деятельности было место экспериментальной части и практическим занятиям. Ради проверки и изучения самого себя он участвовал в дуэлях, бросался на пьяного казака, похитил девушку, обманул другую, разрушил семью третьей и так далее. Все это он делал не столько ради развлечения, сколько для открытия новых граней и возможностей своей натуры. Таким образом, жизненный путь Печорина к себе — это интеллектуальная активность, сопряженная с экспериментами и ведением отчетности.
Совсем иной пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына едва ли могла бы сформулировать свое жизненное кредо и дать оценку своей судьбе. Эта женщина была ограниченной, автор даже употребляет прилагательное «тупой». Она занималась бытом и детьми, на это уходило все ее время, ведь денег у вдовы чиновника было мало. Как же она шла к себе? Именно физическая активность была ее методом постижения своей натуры. В делах и заботах Агафья выражала себя и реализовывала собственные возможности. В ее доме всегда было чисто, уютно, по-человечески тепло и душевно. Она умела создать семейный очаг, маленькую версию Обломовки. На это нужны не только материальные, но и духовные ресурсы. Героиня тоже была в процессе самоидентификации, но не посвящала себе повести, а трудилась во благо близких и генерировала домашнюю атмосферу, выражающую ее суть.
Таким образом, путь к себе у каждого человека свой, нет какой-то универсальной рецептуры, подходящей для всех. Важно нащупать свою индивидуальную тропу, которая ведет именно к вам, а не к той версии вас, которую хотели бы видеть другие люди. Познать себя можно и интеллектуальным, и физическим, и духовным трудом. Главное, чтобы результат соответствовал вашей сущности.
22 декабря 2021 г. 12:32
22 декабря 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил епархиальное собрание города Москвы. В своем докладе Святейший Владыка обратил особое внимание на пастырскую заботу о подростках, напомнив, что тема «Пастырская коммуникация с подростками» была определена прошлогодним епархиальным собранием как одна из тем викариатских пастырских конференций.
По итогам этих конференций Предстоятель Русской Церкви предложил вниманию собравшихся ряд своих выводов.
«Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека. В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой. Порой приходится встречаться с мнением, в том числе среди пастырей, что именно вопросы взросления в телесном смысле и взаимоотношения с противоположным полом занимают центральное место в так называемом подростковом кризисе», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув, что не менее важными для подростков являются острые и подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии, финансовые проблемы.
По мнению Его Святейшества, вышеупомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви. «В частности, с болью в сердце мы наблюдаем охлаждение веры или даже уход подростка за церковную ограду, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт, — продолжил Предстоятель. — Именно в этом возрасте подростку необходимо пережить опыт самостоятельного сознательного осмысления своей веры, обрести новые убедительные свидетельства ее истинности. Далеко не всегда этот кризис роста проходит быстро, иногда его завершения приходится терпеливо ожидать многие годы и наступает оно во взрослом возрасте».
В период, когда прежние жизненные ориентиры переосмысляются, необходимо дать молодым людям то, в чем они нуждаются больше всего в данный момент, — опору, поддержку, понимание, доверие, безусловную любовь без навязчивости и без снисходительного высокомерия, считает Святейший Владыка, призывая пастырей и приходскую общину являть любовь ко всем в нее приходящим, в том числе и к подростку, ибо «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Предстоятель Русской Церкви признал закономерным и обоснованным стремление взрослеющих молодых людей к свободе в своих действиях, к самостоятельности в принятии решений и требования подростков уважительного отношения к себе.
«Именно в этом возрасте с ними уже следует говорить как со взрослыми, проявляя внимательность и осторожность. Фальшь, неверно выбранная интонация могут породить протест и даже отторжение. Современный подросток нередко болезненно реагирует на порицание. Не всегда ему хватает терпения и готовности прилагать усилие и работать над собой», — добавил Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что именно Церковь должна стать местом, где с подростками будут разговаривать искренне, без какого-либо формализма, без излишней назидательности, с уважением, с предельной чуткостью.
Предстоятель призвал духовенство не тяготиться подобным общением с подростками и вспоминать в такие моменты себя в том же возрасте: «Даже если наше взросление с высоты прожитых лет кажется нам простым и безоблачным, будем терпеливы и снисходительны к чадам, по апостольскому слову: «Отцы, не раздражайте своих чад, чтобы они не унывали» (Кол. 3:21)».
«Не следует забывать и о личном примере, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших. Никакие увещевания подростку отказаться от электронного устройства и выйти в реальный мир не будут иметь успеха, если начинающие взрослеть дети будут видеть собственного отца погруженным целыми вечерами в смартфон или планшет, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Едва ли подросток сам возгорится благоговением к богослужению, если увидит небрежное и неблагоговейное поведение священнослужителя во время службы. Такие примеры, к сожалению, не являются единичными».
Святейший Владыка также напомнил собравшимся, что сложности характера подростка бывают обусловлены взаимоотношениями между родителями, и период взросления такого сложного подростка можно сделать менее опасным, если вовремя деликатно обратиться к его родителям и осторожно призвать их задуматься об образе жизни, об отношениях друг с другом, о мире в семье.
По мнению Его Святейшества, «приходские общины могут предпринять и некоторые практические действия, направленные на вовлечение подростков в приходскую жизнь — не следует стесняться поручать им серьезные и ответственные дела, конечно, с поправкой на возраст и способности».
В частности, полезно создавать кружки и объединения на приходах, где это позволяет инфраструктура и состав приходских сотрудников или активистов; это могут быть подростковые сообщества разной направленности: творческие, театральные, добровольческие, спортивные, туристические, скаутские, военно-патриотические, созидательно-трудовые, а также библейские кружки и киноклубы.
Одним из проявлений совместной деятельности могут быть и социальные проекты — кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия, посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие к жизни других, любовь и заботу о них.
При этом Святейший Владыка подчеркнул, что считает важным избегать политизации любой подростковой деятельности.
«Все эти добрые и объединяющие подростков дела не должны затмевать собой то главное, ради чего мы трудимся. В конечном итоге пастырская приходская работа, как и любая сфера деятельности прихода, должна выстраиваться вокруг молитвы, вокруг Евхаристии, вокруг Христа. Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению, привить им любовь ко Христу и Его Церкви. Важно при этом каждому из нас научиться терпению, снисхождению, любви и молитве о тех, кто претерпевает «болезни роста»», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Патриархия.ru