Путь к душе в рассказе свечка толстой

Любимые книги есть у каждого из нас, в том числе и у известных писателей. лев толстой не только создал множество

Любимые книги есть у каждого из нас, в том числе и у известных писателей. Лев Толстой не только создал множество шедевров мировой литературы, он также обожал чтение. Какие же произведения оказали влияние на творческий путь и характер гения? Каких писателей он особенно выделял?

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин – писатель, к творчеству которого Лев Толстой относился неоднозначно. С одной стороны он считал переоцененными стихотворения и поэмы этого автора. Ему нравились лишь немногие из них, к примеру, стихотворение «Наполеон», посвященное человеку, который переломил судьбы Франции и России. «Бориса Годунова» писатель и вовсе назвал попыткой подражания Шекспиру. Однако это не мешало Льву Николаевичу с восторгом читать прозу Пушкина.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Известно, что Толстой много раз перечитал «Повести Белкина». Он полагал, что с этим произведением необходимо ознакомиться каждому писателю. Большое впечатление на него произвела «Пиковая дама». Толстой восхитился началом этой книги, которая погружает читателей в сюжет без ненужных предисловий. Некоторые биографы Льва Николаевича даже предполагают, что именно фрагмент этого рассказа подтолкнул его к написанию «Анны Карениной».

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Интересно, что творчество Лермонтова Толстой также любил только за прозу. Писатель неоднократно перечитал «Героя нашего времени».

Николай Васильевич Гоголь

Лев Николаевич ценил Гоголя за его удивительную способность рассказывать о простой деревенской жизни. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» писатель нередко читал вслух крестьянским детям, которые обучались в школе, работавшей при его имении. Также Толстому понравилось произведение «Вий», которое привлекло его меткостью образов и талантливо созданной атмосферой ужаса.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Претензий к Гоголю у Толстого было также много. Писателю было не по душе то, что его коллега в своих сатирических произведениях высмеивает не только чиновников и дворян, но и крестьян. Лев Николаевич полагал, что последние не заслуживают подобного к себе отношения. Критично он отозвался и о втором томе «Мертвых душ», который был уничтожен самим Гоголем.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

К пьесе Николая Васильевича «Ревизор» Толстой отнесся в целом положительно. Однако он все же раскритиковал финал, который счел слишком скучным и пафосным.

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский входил в число любимых писателей Льва Николаевича. Большое впечатление на него произвели «Записки из Дома мертвых», которые он назвал ярким примером религиозного искусства, затрагивающего тему любви к Богу и ближнему своему. Высокие оценки от Толстого получили романы «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Идиот».

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Известно, что за чтение «Братьев Карамазовых» писатель принялся неохотно. Его главная претензия к этому произведению заключалась в том, что большинство героев говорят на одном языке – языке автора, в том числе и девочка 15 лет. Это замечание Толстой действительно мог себе позволить, ведь в его «Войне и мира» каждый персонаж обладает своим уникальным голосом.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

К творчеству Достоевского у Льва Николаевича были и другие претензии. К примеру, многие его романы он называл слабыми с технической точки зрения. Он указывал на то, что в них перемешались мистицизм, религия и политика. Толстой знал, что Достоевский часто работал в спешке, так как сильно нуждался в деньгах.

Виктор Гюго

Много внимания Лев Николаевич уделял творчеству Виктора Гюго. Этого писателя Толстой причислял к самым ярким жемчужинам зарубежной литературы. Известно, что он несколько раз перечитал «Собор Парижской Богоматери». Этот роман приглашает читателя отправиться в прошлое и погрузиться в самое сердце парижской жизни.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

В списке любимых книг Толстого значится и роман «Отверженные», который Виктор Гюго написал, пребывая в ссылке. Персонажи этого произведения, ставшего одним из ярких событий позднего романтизма, настолько запали в душу читателей, что их имена стали нарицательными.

Другие писатели

С уважением Лев Толстой относился и к творчеству Чарльза Диккенса. К примеру, среди любимых книг писателя была «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Эта отчасти биографическая история отличается умеренной поучительностью и сентиментальностью.

Путь к душе в рассказе свечка толстой

Философия Платона оказала существенное влияние на позднее творчество писателя. Толстой разделял некоторые взгляды мыслителя, к примеру, призыв отказаться от красоты ради добра и нравственности. «Диалоги» Платона Лев Николаевич считал увлекательным художественным произведением.

Также внимания Толстого удостоилось творчество французского философа и литератора Жан-Жака Руссо. К примеру, писатель любил его «Исповедь» — интригующий психологический роман, в котором можно обнаружить элементы автобиографии. Это произведение впечатлило Льва Николаевича точностью и глубиной самоанализа. Сам писатель также исследовал глубины собственной души в рассказе с аналогичным названием.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Толстой – мастер
психологизма, романов. Чехов же – мастер краткости. Чехов не шел путями
Толстого. Он предпочитал краткость и объективность. Можно сказать, что он
перевернул стиль Толстого. Замечено, что если у Толстого любое явление и
человек — это сцепление характерных деталей и подробностей, то у Чехова —
деталь не является частью целого, а сама становится носителем целого.

Мировоззрение самого Чехова было сложным и
противоречивым единством, и оно определяло содержание и направление всех
компонентов творческого процесса писателя (наблюдение, отбор фактов жизни, их
осмысление и типизация, работа подсознательной сферы по заданию разума и
прочее). Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы
заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ
жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных
изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до
вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного
физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически
полный отказ от собственности.

Субъективация
же это характерный для Чехова конца 80-х годов ХIX века прием насыщения слова
повествователя эмоциями и мотивациями персонажа с помощью «пульсирующих
изменений» дистанции между повествователем и персонажем. С ее использованием
повествование Чехова достигает особого эффекта: сам того не замечая, читатель
испытывает воздействие автора, который включает его мысли и воображение в самую
суть проблемной ситуации.

Существуют
различные версии о том, что послужило поводом к написанию рассказа «Каштанка».
По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на
истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его
книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от
писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева. Произведение
«Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему
творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П.
Чехова как таковых рассказов не существовало. «Каштанка» относится к
направлению «
реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе,
то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все
чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного. Рассказ «Филипок» Л.Толстого предназначен для
чтения младшими школьниками, он несёт в себе обучающий и воспитательный посыл.
В произведении дети учащиеся могут узнать себя и свои стремления.

История создания
 –
рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники
чтения.

Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для
чего) – учебная литература.
Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто
не остановит.
Тема – учиться
можно начинать в любом возрасте.
Проблема –
важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не
сдерживать, как это делала мама Филиппка.

Композиция – рассказ описывает один день из жизни
крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.

Изобразительные- выразительные средства в
произведениях.

«Каштанка» А.П. Чехова:

Эпитеты: Озябшую лапу; рыжая собака; в резиновых
калошах; пушистый снег.

Метафоры: Лисье ухо; опьянела от еды; зеленело в
глазах; очень умный гусь.

Сравнения: Жизнь потекла как по маслу;
пошатывался, как пьяный; большого странного дома, похожего на опрокинутый
супник;  парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога.

Олицетворения: Жизнь потекла;  сани
остановились.

«Филипок» Л.Н.Толстого:

Эпитеты:
сердитыми глазами, страшный сон, чистенький человечек, тайные мысли, дрожащим
голосом, задушевную мысль, пунктуальный Фока, по мрачной и свирепой наружности,
блестяще-желтое поле

Фразеологизмы:
изо всех сил (брыкал ногами), удержаться от смеха, не смыкая глаз, рука об
руку,

Метафоры: слезы
воображения, вопрос этот решен был в нашу пользу, Воображение мое ушло далеко
вперед действительности,

Олицетворения:
сколько ни ходили тучи, пальцы прыгали, одни тучки побледнели, подлиннели и
бежали на горизонт; зрачок этого глаза прыгал беспрестанно, паутины носились в
воздухе, легкий ветерок, пробегая по листве деревьев…

Гиперболы:
помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели; Он был такого
большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было
нагнуть голову, но и согнуться всем телом.; тысячи различных цветов и теней, которые
разливало палящее солнце…

Сравнения: Около
задних ног его лошади пестрым, волнующимся клубком бежали сомкнутые гончие. Две
борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом…; пот катился с меня градом; Я
наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге.

Ведя повествование от третьего лица, автор может
комментировать как внутренние процессы, так и внешнее поведение: «Особенно мучителен был
следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его
Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его
обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее
скулила Каштанка
». Как уже говорилось выше, данная форма повествования
дает писателю возможность наиболее свободно обращаться с течением
художественного времени. « не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец
гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать
через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и
махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от
восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем».

«Нейтральность» повествования «от третьего лица»
в рассказе компенсируется активным включением в текст прямой речи, причем речи
не только «человеческой»: «Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил
ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его
был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий,
пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не
разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и
проворчала:

— Ррррр… » А в I главе
мы находим возможные мысли «очеловеченной» Каштанки: «Когда стало совсем темно,
Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала
горько плакать. <…> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала
бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» 
А в 6-й главе
собака, принявшая кличку Тетка, практически «заговорила»: «Она даже не понюхала лапки, а
пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:

— Ску-ску-ску…»

Особой повествовательной формой является несобственно-прямая
речь. Ее тоже можно встретить в данном рассказе. Она слита с авторской в одно
целое: автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а
говорит или думает за него, при этом остается в позиции «вненаходимости», в
отличие от героя, который одновременно выступает субъектом, объектом и
предметом речи: «Когда
думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как
она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной
между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы
теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин
нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило».

Понаблюдав за изменением формы повествования в «Каштанке»,
можно увидеть, что в монологической речи собаки несобственно-прямая речь
появляется чаще остальных. Она помогает Чехову стереть границу разделения между
голосом автора и голосом героя.

Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр —
рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно
хотел учиться.

Писатель затронул
темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для
читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную
мысль.

Образная система рассказа
строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.

·        
Мама не пускает, бабушка
присматривает за мальчишкой, но обе слишком переживают за ребенка: «Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила
его дома»
.

·        
Учитель кажется строгим и
сердитым поначалу, но потом показывает себя как добрый понимающий
наставник: «Он
посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его
по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик»
.

·        
Также помощником можно считать
мужика, который помог малышу, отогнав собак.

В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые
переносно показывают важность поступка Филипка.

Главные символы в
рассказе:

·        
Дорога в школу
Она олицетворяет то, что к цели всегда ведет некий путь, что цель именно
достигается, а не получается из ниоткуда. Трудная дорога придает ценность
занятиям в школе.

·        
Препятствия на пути
Филиппка много препятствий: отсутствие шапки, злобные собаки, расстояние,
запрет мамы, побег без спроса, пока бабушка спит, растерянность, неуверенность,
боязнь, что учитель прогонит.

Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не
таким уж простым.

Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего
состояния героев.

Например, вот как автор описывает переживания мальчика:

На Филипка нашел страх:
что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.

или

Филипок так напугался,
что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и
рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.

Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик
нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В
итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.

Финал рассказа открытый, читатель знает только, что «с тех пор Филипок стал ходить
с ребятами в школу»
, но тем самым писатель подчеркивает, что с этого
момента у мальчика стало все хорошо. Впереди героя ждет хорошее будущее.

В сюжеты
произведений «Каштанка» А.П. Чехова и «Филипок» Л.Н. Толстого положены истории,
которые могли бы на самом деле произойти в реальной жизни. Авторы используют
одинаковые  художественные приёмы (сравнения, эпитеты, метафоры), чтобы донести
до читателя главную мысль.

На чтение 18 мин. Просмотров 69 Опубликовано

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» подводит своим повествованием читателя к тому, что человеческие отношения являются неотъемлемой частью жизни. Рассмотрим это на примере дружбы двух героев романа: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер Безухов является полной противоположностью князя Андрея. По своей натуре Пьер Безухов человек является добрым, обладающим неповторимой искренностью и бескорыстью.  В то же время Пьер является незаконным сыном богатого графа, но он не имеет никаких понятий светской жизни. Так же в сравнении с Андреем Болконским, Пьер не имел таких ярко выраженных, безупречных манер. Не обладая всеми этими качествами Пьер был человеком с открытой душой, довольно скромен, превеликая тем самым к себе таких же людей с чистым сердцем, и отталкивая от себя двуличных, злых людей. Несмотря на то, что Пьер казался довольно простым человеком, он был весьма мудрым, и это качество является одним из тех, что Пьер стал близким другом Андрея Болконского.

Очень любопытно выглядело знакомство двух таких противоположенных личностей в светской обстановке. Андрей Болконский мгновенно обратил свое внимание на честность, оригинальность и застенчивость Пьера. Андрей знал его с самого детства, но в то же время решил продолжить его знакомство с такой неординарной личностью, как Пьер Безухов.

В романе автор наглядно демонстрирует общение двух абсолютно противоположенных личностей, с абсолютно разными характерами и судьбами.

Друзья имеют различные уникальные судьбы. Андрей Болконский живет не ради себя, он испытывая блаженство верил в счастье, но умер от тяжелой раны. Его друг Пьер Безухов пожертвовал собственными чувствами ради друга, испытывая разочарование в собственной семейной жизни, после обрел всё-таки счастье с Натальей Ростовой.

Дружбу этих двух людей (Андрея и Пьера) можно считать по истине чудной и бессмертной. Общаясь друг с другом они не преследовали корыстных целей, деньги тоже не являлись причиной. Это был яркий пример чистой дружбы двух противоположенных людей.

Вариант 2

Андрей Болконский и Пьер Безухов являются одними из ряда главных героев всемирно известного романа «Война и мир» русского писателя-классика Льва Николаевича Толстого. Именно эти два героя проходят сложный путь к получению душевного покоя. Каждый читатель толстовских произведений задавался вопросом: почему же дружба между Андреем Болконским и Пьером Безуховым не просто возникла, но была достаточно крепкой и просуществовала до самой смерти одного из персонажей?

Пьер был младше Андрея. Болконский видел в Безухове юную чистую душу, которую надо направлять на верный путь, помогать развиваться, наставлять. Поэтому Андрей Болконский стал для молодого Пьера Безухова примером для подражания.

Оба друга принадлежат к интеллектуальной дворянской элите того времени. Светское общество временем смогло привить им определенные схожие жизненные взгляды.    Оба персонажа презирали все понятное и близкое. Лев Николаевич подчеркивает то, что эти люди не в силах рассмотреть нечто великое, ввиду умственной ограниченности общества, в котором пребывают постоянно, а видят лишь что-то житейское, незамысловатое, обыденное.

Изначально, находясь на начальном этапе стремления к самореализации, и Пьер, и Болконский считали Наполеона своим кумиром. Но спустя время, проанализировав действия этой личности, они разочаровались в ней.

Будучи юным, князь Болконский старался отчуждаться от людей, вел себя невероятно высокомерно и очень нервно, отрицательно относился к воспоминаниям о прошлом. Радость жизни дарит герою Наташа Ростова, с которой, кстати, его натолкнул познакомиться Безухов.

В периоды жизни, когда Андрей испытывает заблуждения в нравственной сфере, он акцентирует свое внимание на практике, при этом его духовный мир становится уже. Опыт подталкивает Андрея к принятию бесповоротных и конечных решений. К примеру, он был твердо уверен, что никогда не женится, пока не встретил Наташу.

Болконский, который на 4 года по роману старше Безухова является своего рода «наставником»-другом по жизни для Пьера.

То, что объединяет Безухова и Болконского – это стремление отыскать смысл жизни. Вероятно, поэтому они являются друзьями.

Дружба Болконского и Безухова

Война и мир — великая историческая эпопея русского писателя Льва Толстого. Произведение описывает эпоху Наполеоновских войн, Отечественную войну 1812 года и взаимоотношение людей в обществе.

Роман задумывался Толстым давно и не о войне 1812 года о декабристах.

Затем определилась тема, это история и судьба русского народа в тяжёлые периоды его истории.

Главным героям Андрею Болконскому и Пьеру Безухову он даёт свои моральные качества и как бы ведёт полемику с самим собою особенно в начале произведения. Дружба Безухова и Болконского основная линия романа.

Болконский получил хорошее светское образование, он холоден по отношению к свету. Безухов же не светский франт, он не лицемерен, добрый, сначала пытается «устроится в свете». Но, ему сложно ужиться среди лицемеров общества. Само же общество его тоже не принимает, смеётся над ним. К тому же по сути он бастард (не законно рожденный). Он полный, симпатичен, но не красив как Болконский.

Их свела взаимная симпатия, как сказал Болконский «ты Пьер единственный живой среди света». Сам Андрей не терпит лжецов, ему нравятся честные и открытые люди (вроде капитана Тушина).

Не смотря на то что они разные, они дружны. Эта дружба проходит через весь роман.

Андрей хочет славы, и оставить свой след в истории (ему претит высший свет). Он и Пьеру говорит о том же, что бы тот держался подальше от высшего общества и бретеров (вроде Куракина). И оказывается прав, ведь именно интриганство света «женило» его на светской львице Элен, которая ему изменяет. Безухов получил огромное наследство от своего отца и стал завидным женихом. Его добротой и доверчивостью воспользовались. Андрей в это время принимает участие в Аустерлицком сражении, ведёт солдат в атаку, со знаменем в руке был ранен.

То, что роднит эти две противоположности, — это жизненная мудрость и не совсем удачный опыт. Андрей женился и жил с нелюбимой женщиной, у Пьера тоже самое и т. д.

Пьер как настоящий друг уступает и даже радуется, когда Андрей ухаживает и делает предложение Наташе Ростовой и даже помогает ему.

Взаимное доверии друг к другу вот основной постулат их дружбы. В душе они одиноки, окружающие их не понимают. Когда Андрей накануне Бородинского сражения переживает, думает о смерти, Пьер пытается его поддержать. Это было их последнее свидание. На поле битвы Андрей был ранен и затем через месяц умирает. Пьер стал свидетелем пожара Москвы, попадает в плен, его и других освобождают партизаны Давыдова.

<glav>Другие темы:</glav>← Семья Ростовых в романе Война и мир↑ ТолстойПо рассказу После бала → `

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

druzhba-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuhova.jpg

Популярные сочинения

  • Здоровый образ жизни — сочинение

    Множество людей на сегодняшний день не соблюдают правила здорового образа жизни. Несоблюдение такого образа жизни пагубно влияет на здоровье человека. Для соблюдения здорового образа жизни не требуется особых усилий и знаний.

  • Мой щенок — сочинение

    Маленький черный комок с красным языком появился у нас в доме совершенно случайно. Мама и папа поехали на рынок, за покупками. Через некоторое время раздался звонок, и мама поинтересовалась у меня, хочу ли я щенка

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты

    Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.

В романе «Война и мир» множество персонажей с глубокими характерами и интересными яркими образами. Но два из них считаются особенно интересными не только из-за личности каждого из них, но и в силу неординарной дружбы. Внебрачный сын графа и настоящий князь оказываются связаны настоящей, чистой, искренней дружбой. Возникает вопрос: почему Пьер и Андрей друзья, ведь они настолько разные по статусу и возрасту?

Родственные души

Секрет дружбы настолько разных персонажей кроется в том, что они имеют родственные души. Схожесть взглядов на жизнь, идеалов, приоритетов делает их по-настоящему близкими людьми. Пьер ориентируется на мнение Андрея, в то время как Болконский чувствует ответственность за Безухова, старается научить его чему-то, дать советы старшего товарища. Друзья встретились на светском приеме у Анны Шерер, где процветала бессмысленность и скудность светского общества. Пьер и Андрей сразу нашли друг друга именно потому, что отличались от этого общества одухотворенностью идей и стремлением к действию.

Общие идеалы

Для Андрея, как и для Пьера представлялось немыслимым сидеть без дела, предаваясь светской праздности. Несмотря на то, что светское общество имеет разное отношение к этим людям, они находят друг друга. Андрей является в салоне Анны своим человеком, он с рождения обучен светским манерам и должному поведению. Пьер же появляется в данной компании впервые. Для него здесь все ново и необычно, он с интересом наблюдает за людьми, пытается общаться, но ему не хватает тактичности и светских манер. Пьер, не соблюдая этикета, ввязывается в спор о Наполеоне. Оказывается, что оба молодых человека очень увлечены данной личностью и считают Бонапарта идеалом, образцом для подражания. Примечательно, что в ходе развития сюжета оба поменяют свое мнение о зачинщике одной из самых крупных войн истории.

И Андрей, и Пьер не признают праздности и безделия. Оба они хотят служить на благо общества, быть занятыми чем-то полезным. Друзья могут беседовать не только о личном, но и обсуждать общественные, политические дела. Взгляды молодых людей на многие вещи не совпадают, но при том каждый из них имеет право на мнение, уважает мысли собеседника.

Стремление к развитию

Одно из главных качеств, которое объединяет друзей – стремление к развитию, невозможность постоянно находиться на месте. Каждый из них находится в постоянном поиске смысл жизни, постижению идеалов, размышлениях и постижении мира. Путь каждого из друзей сложен и полон разочарований, но за каждым из них следует виток вдохновения. В итоге и Болконский, и Безухов приходят к выводу, что самая великая цель – есть безвозмездное, искреннее, честное служение своему народу, а смысл жизни заключается в простых человеческих радостях.

Общая любовь

Интересно и то, что оба героя влюбляются в одну и ту же девушку. Но это не становится концом их дружбы. Скорее наоборот, Наташ придает новый виток их дружбе, укрепляет ее. Пьер, вместо того чтобы бросить вызов Андрею, возненавидеть его за отношения с Наташей, становится хранителем их любви. Являясь другом и князю и своей возлюбленной, он отговаривает ее от близости с Курагиным, показывая себя честным человеком и настоящим другом.

Вопросы дружбы – это вечная тема, такая же как размышления о любви, чести, достоинстве. Только настоящий друг способен на подвиг, на отказ от личных интересов. Именно такая дружба ценится их поколения в поколение. Причиной настоящей дружбы Андрея и Пьера стало не просто наличие общих интересов, но поиск настоящего смысла жизни, общие идеалы и красивое мировоззрение. Оба героя честны и беспристрастны, что объединяет их и дает возможность верить друг в друга.

Данная статья поможет написать сочинение «Почему князь Андрей и Пьер друзья», раскрыть истинные причины настоящей дружбы при разных статусах, возрасте, положении.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)

Почему же такое сильное чувство, как дружба, нашло отражение именно во взаимоотношениях этих героев в большей степени? Мнения крайне различны и местами противоречивы. Что же является наиболее весомым?

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Первые сцены романа рисуют нам весьма однозначную, на первый взгляд, картину. Итак, князь Андрей Болконский, безусловно, желанный гость в светском обществе. Он красив, умён, утончён, его манеры безупречны, он вежливо холоден. Идеальное сочетание для общества, которое, к счастью, не имеет на него ни малейшего влияния.

Всё на той же «картине» появившийся Пьер кажется неудачной карикатурой светского человека. Он добр, искренен и бескорыстен — эти, без сомнения, прекрасные качества уже делают его белой вороной, ведь там, где есть место корысти, большим деньгам и лицемерию, места душевной открытости нет. К тому же Пьер рассеян и не слишком привлекателен внешне. Пытаясь поначалу влиться в это общество, стать его частью, Безухов демонстрирует не лучшие манеры, чем напрочь отбивает симпатию к себе у большинства элиты.

Но за этими образами столь различных людей кроется куда большее, чем то, что видит в них «свет».

Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему. Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном.

Несмотря на свою простоту, по сути своей Пьер весьма мудр, и это качество является одной из вещей, что делают его близким другом Болконского. Их разговоры, в которых они делятся всем, что держат в себе остальное время, оказывают важное влияние на ход мыслей обоих. И даже несмотря на то что их позиции в некоторых случаях разительно различны, каждый признаёт мнение другого имеющим право на существование.

Пусть каждый из них переживает много взлётов и ещё больше падений, и Андрей, и Пьер сквозь свои разочарования в жизни не ожесточаются, а продолжают верить в добро и искать справедливость. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых и, что поражает до глубины души, искренне, изо всех сил и в ущерб собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. А после, когда всё заканчивается, он ни в коем случае не испытывает удачу, а лишь оказывает бескорыстную поддержку Наташе и всей душой хочет, чтобы Андрей простил её. Кажется, он страдает не меньше, чем сам Андрей, а ведь его жизнь для него бессмысленна и сера.

Разумеется, чистые мыслями, пусть и не до конца безгрешные люди заслуживают того, чтобы найти в жизни что-то своё, свой смысл жизни. И, конечно, тут у каждого человека свой путь, и никто не может зацепиться за другого. Андрею, чтобы найти свой путь к Богу, пришлось пережить тяжкие поиски себя, душевные метания, предательство и разочарования, приступы гордости и мести до того, как он нашёл, что ему действительно было нужно. Пьер же прошёл через собственные ошибки и в конце концов обрёл те качества, которые были ему необходимы. Он обрёл взаимность, которую заслуживал. Такие разные, но они всё же были настоящими друзьями, друзьями, которые знают, что могут поделиться новыми размышлениями и сокровенными переживаниями друг с другом зная, что не получат нож в спину. Это была та дружба, помехой которой не стала даже сама смерть. Даже после ухода Андрея из жизни Пьер продолжает как будто бы с ним советоваться. Зная своего друга настолько хорошо, он мог без труда представить, какого мнения тот будет в той или иной ситуации. Это ни в коем случае не говорит о предсказуемости князя, напротив — это лишь показывает, как хорошо друзья чувствовали друг друга.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.

</span>

Дружба подразумевает доверие и взаимоуважение. Вовсе не обязательно, чтобы друзья думали одинаково, но с мнением другого обязательно следует считаться. В основе настоящей дружбы лежат взаимопонимание, искренность и бескорыстие.

Именно такие отношения сложились между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой наделил этих героев разными индивидуальностями и характерами, но объединил стремлением к осмысленной жизни, к полноценной деятельности.

Поэт Н. Заболоцкий написал: “Душа обязана трудиться” спустя столетие после выхода эпопеи “Война и мир”, но это выражение могло бы стать их девизом героев романа, не не делавшим послаблений своим мятежным душам.

Фигуры Пьера и Андрея приковывают внимание читателя с начала романа. На великосветском вечере в салоне Анны Шерер среди толпы именитых гостей, светских красавиц, фальшивых любезностей и “чинных разговоров” эти непохожие на остальных персонажи нашли друг друга, чтобы не расставаться до трагического события с князем.

Знакомые с детства Пьер и Андрей обрадовались встрече, за долгие годы разлуки им было, о чем говорить.

Почему же они остались интересны друг другу? Что объединяет разных по возрасту и воспитанию мужчин? Оба в тот момент находились на перепутье.

Карьерный вопрос не интересовал собеседников, каждый искал смысл жизни в полезной деятельности. На многие вещи они смотрят по-разному, но все же признают право оппонента на собственные суждения. Болконский предостерегает Пьера от развращающего влияния светской среды, но тот не внемлет советам старшего товарища и вынужден учиться на своих же ошибках.

Толстой приготовил героям немало испытаний, но они постоянно мыслят, борются с собой, продолжают “биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать…”. По мнению автора, главные достоинства Пьера и Андрея – не довольствоваться положением, анализировать и казнить себя, преодолевать сомнения ради познания истины. Но как бы ни складывались их судьбы, они всегда помнили друг о друге.

Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова? по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)« Оноре де Бальзак на пороге зрелостиРаздумья о Добре и Зле »

Лев Николаевич Толстой-великий писатель, талантливая личность. Его творчеством восхищаются не только русские, но и зарубежные деятели. Рассказы автора являются ценным богатством в области литературы. Мы познакомились с величайшим романом Л.Н. Толстого «Война и мир». Плод вдохновения автора считается уникальным и неповторимым по всему миру. В нём писатель раскрывает все актуальные проблемы и темы. Роман состоит из множества сюжетных линий. Но главной линией произведения является дружба П. Безухова и А. Болконского.

С одной стороны, эти два молодых человека ничем не похожи. У каждого свои ценности и разные взгляды на жизнь. А. Болконский-умный, привлекательный, в то же время равнодушный к окружающему миру. Несмотря на это, он в каждом доме желанный гость. П. Безухов-тоже умный, великодушный, понимающий, но плохо разбирается в людях. Ведь именно из-за того что он, не может промолчать в нужный момент, он не смог стать частью светского общества, а наоборот он был ей отвергнут.

Болконскому не подходит такая тихая жизнь, как у Безухова. Пьер хочет убедить его держаться подальше от светского общества, но у него не получается. В итоге всё равно они приходят к единому выводу, что весь смысл жизни заключается в простых человеческих радостях и мелочах. Как мы видим, Пьер и Андрей — две противоположные личности. Несмотря на это они не боятся высказать свое мнение.

Они часто рассказывают друг-другу много сокровенных вещей, которыми не смогли ни с кем другим поделиться. Благодаря чему у них начинает всё меняться в жизни к лучшему. Они умеют слушать друг друга, дают ценные советы — все эти качества сближают их. Вместе друзья ищут ответы на вопросы, ищут справедливость в каждом поступке. Рассказывая друг-другу всё, они оба начинают понимать, что они друг-друга не предадут. Хочется обратить внимание на то, что Болконский всё же находит в себе силы доверять другому человеку, испытав столько предательства и подлости. А Пьер начинает разбираться лучше в жизни, начинает различать плохое от хорошего, теперь его трудно обмануть.

Не настоящая ли такая дружба? В их отношениях нет гордости, злости и мести. Она не построена на деньгах и власти. Эти двое спасаются вместе от морального одиночества.

Л.Н. Толстой показывает читателю в своём рассказе искреннею и настоящую дружбу, которую никто не сможет сломать. Главных героев произведения связывает духовная близость. Также писатель не боится нам показать ошибки и падения своих героев. Благодаря этим трудностям они становятся более сильными.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/druzhba-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuhova
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/pochemu-knyaz-andrey-i-per-druzya.html
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-druzhba-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuhova/
  • https://lit.ukrtvory.ru/chto-lezhit-v-osnove-druzhby-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuxova-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/
  • https://rus-shkola.ru/sochineniya/sochinenie-druzhba-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezuxova/

Многомудрый Литрекон представляет итоговые сочинения на тему: Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это в изобилии представлено на странице. Приятного просвещения!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.

Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.

Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.

Вариант 2

(418 слов) На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.

Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.

Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.

Вариант 3

(386 слов) Самая важная цель на жизненном пути человека — это реализация своего потенциала. Каждый из нас имеет уникальные таланты, заложенные природой, и их раскрытие — главное дело, которому стоит посвятить всего себя. У кого-то есть способности к изучению наук, а кто-то — одаренный музыкант, спортсмен, продавец-консультант. Поэтому поиск и применение себя стали одной из наиболее распространенных тем в литературе и искусстве.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня жила как будто в полусне, ведь ее судьба была предрешена. Найден жених, назначена дата свадьбы, арендован дом, определено содержание. На этом этапе развитие Надежды должно было закончиться, так как не нужно было трудиться и обеспечивать себя, раз уж бабушка выдала часть капитала. Ее жених открыто признавал, что терпеть не может работу, ведь его душа предназначена для вольной праздности. И Надежду ожидало сытое и умеренное прозябание наедине с этим бездеятельным и бесцельным человеком. Постепенно ее начало тяготеть такое будущее. Она смутно осознавала, что способна на большее, что в таком образе жизни ее ожидает лишь скука. И она собралась с силами и приняла судьбоносное решение: убежала из дома, чтобы уехать в большой город и получить образование. Эта цель сделала ее счастливой. Надежда раскрыла свой потенциал и уже с жалостью смотрела на родной городок, где жизнь застыла в праздном увядании. А ее дорога к успеху только началась!

О важности поиска и реализации себя писал и И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня тоже отказалась от брака и изменила свою судьбу. Богатая и свободная красавица в большом городе устала от суеты и пресытилась развлечениями. Она чувствовала, что ее влечет духовное призвание. Девушка посещала храмы, читала религиозную литературу и изучала ритуалы церкви, чтобы лучше разобраться в себе и своем будущем деле. Даже отношения с красивым и обеспеченным кавалером не остановили ее на пороге принятия пострига. Она сблизилась с ним, но на следующий день уже уехала в монастырь, так и не найдя предлога остаться. Ее уход из мирской жизни был верной целью, которая привела ее к гармонии и счастью. Найти себя и применение своим способностям — вот единственно правильное направление.

Таким образом, человек должен, прежде всего, искать свою тропу посреди сотен дорог и в труде воплощать те таланты, которыми его наградила природа. Это и есть наиболее важная цель в жизни, которая стоит перед каждым из нас. Чтобы выбрать то, что соответствует духовным потребностям, нужно прислушаться к себе и идти на зов внутреннего голоса.

Урок литературы в 8 классе по
рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Тема : Мысль автора о моральной
ответственности человека за все происходящее вокруг.

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия
на внутреннюю работу. 

                   Л.Толстой. Из «Дневников»

Цели урока: отметить художественные особенности рассказа;
подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика Ивана Васильевича,
«монолог души» которого составляет самый чувствительный
нравственно-психологический нерв, художественный смысл рассказа.

Оборудование:

      
Н. Ге «Портрет
Л. Толстого», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа
«После бала», компьютерная презентация

      
Ход
урока:

      
1.Создание
ситуации успеха. Мотивация (Слайд №3)

      
— Добрый день,
ребята и гости. Я рада приветствовать вас на уроке. (Слайд № 4)

Сегодня
на уроке мы проанализируем рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и особое внимание
уделим мастерству писателя, ставшего по праву  первой фигурой в русской
литературе.

Перед
вами портрет Л.Н. Толстого, выполненный в 1884 году художником  Николаем Ге

«Поздний вечер.
Комната погружена в полумрак. Кажется, все вокруг спит, и только великий
труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет
главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна
всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка,
строгого судью и учителя жизни.
Невидимая
свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт
ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так
странно сочетающейся с суровостью проповедника»

На рубеже двух эпох Л.Н.
Толстой  создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала», он был
написан в 1903 году, а опубликован уже  после смерти писателя в 1911году.

Сюжетной основой
рассказа стало действительное событие, произошедшее с братом писателя Сергеем
Николаевичем Толстым.

Варвара Андреевна Корейш… Была дочерью воинского начальника в Казани
Андрея Петровича Корейша. Л.Н. знал и ее, и  ее отца. Чувство Сергея
Николаевича (брата Толстого) к  этой девушке угасло после того, как он, весело
танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец  ее
распоряжался прогнанием сквозь  строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот
тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет
(в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа «После бала».

Рассказ «После бала»
был написан в конце жизни писателя.  В нём воплотилось всё мастерство Толстого-художника. 
Давайте рассмотрим художественное своеобразие этого произведения.

Композиция –

 Что необычного вы заметили в построении рассказа? От
чьего лица ведётся повествование? 
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит
из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

— Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс. 
На фоне мелодии учитель
музыки:

— В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта.

— На сколько частей
можно разделить рассказ? Каких?

— Какие две сцены
противопоставлены?

В рассказе «После
бала» Л.Н. Толстой использует приём «рассказ в рассказе»

Бал начинался
польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока.
Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный,
спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

— Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
— Какой танец описан автором более подробно?
— Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика
и после бала. 
Учитель музыки:
— Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию.
Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских
стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие
последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу,
даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких
выводов. Начало перекликается с  концовкой. Перед нами как бы отрывок
жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной
действительности, говорит нам писатель.

Таким образом, в реплике  героя как будто
определена тема: «А я думаю, что  все дело в случае». Такой «случай» и
составляет сюжет. 

— Какую из двух частей вы считаете главной,
несущей основное содержание произведения? 

— А зачем писателю понадобилась первая часть?
— Как называется такой прием? 
(Антитеза – противопоставление. В рассказе
контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
Экзекуция — порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн.
казни.

— Какие образы, ситуации противопоставляются
писателем? 

 (Бал у губернского предводителя =
экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты,
Варенька = наказываемый). 

Весь рассказ построен на  контрастах —
описание событий бала и после, психологическое состояние героев. 

                                                 
 

ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ    ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит
беспрерывно.    В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое,
мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

-Для чего здесь используется этот прием? 
— Что помог передать контраст? 
III. Беседа о главных героях. Кто главный герой
произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. 

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте
нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? 
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты
знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). 

– Почему герою все на балу видится в таких
радужных красках?

(Он счастлив, влюблен). 
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой
для изображения этой сцены? Какой цвет  доминирует?
Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет?
Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде. 
– Герой еще не видит всей картины, но что
чувствует читатель, когда слышит эти слова? 

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана
такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

– Что они ему несут?
– Какие еще 

цвета присутствуют в эпизоде? 
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем
иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? 

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит
особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу
эпизода и показать перелом в душе героя. 

— За что полковник Б. бил солдата по лицу? 
– Эту деталь 
одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?
Толстой использует прием зеркального отражения:
полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые
усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». По какому
«закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу?

Какую сторону военной жизни увидел Иван
Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть
военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту
жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища
испытывал стыд). 

– Но что-то еще открылось герою в это утро. Он,
видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы
людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по
«военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего
света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и
читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
Какой это закон? 

(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события? 
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье? 
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым? 
(Человек очистился и начался пост – воздержание,
молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого
понедельника в памяти героя будет звучать?

(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека
услышали эти мольбы. Кто они? 

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает
нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот
святой день? Как надо учиться жить?

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?
–Какие основные мотивы присутствуют в рассказе? 
(Мотивы неприятия социальной справедливости,
мотивы прощения, милосердия, совести)


Писатель виртуозно владеет
изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев.
Автор подчёркивает контраст: в композиции рассказа, в системе образов, в
языковых средствах, в описаниях.

IV. Подведение итогов урока. 
 Какова идея рассказа «После бала»?
(человек не может и не дол¬жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих,
больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что
соверша¬ется в мире)

Что вас сегодня больше всего заинтересовало на
уроке?

Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
Значение рассказа  «После бала» выходит
далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже
против телесных наказаний крестьян: Толстой ставил, как мы видим, широкие
гуманистические проблемы. 

5.4. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в
происходящее? Подтвердите это текстом. ( Он был настолько ошеломлен
увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич,
посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана
Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного.
Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния
общественному злу.)

6. Итог урока.

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог:
какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника
изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю
ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по
Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных
художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой,
как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут
беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое
справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не
одно поколение русского общества

Каждый выбирает для себя

                                               Женщину,
религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Все мастерство
писателя направлено на воспитание гуманиста, человека неравнодушного к
окружающим.

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название
рассказа.

  • Путь н в гоголя к реализму сочинение краткое
  • Путь к решению конфликта одобрен обеими сторонами как пишется
  • Путь исканий андрея болконского в романе война и мир сочинение
  • Путь наверх как пишется
  • Путь как поиск места в жизни сочинение