Путь исканий григория мелехова в романе тихий дон сочинение

Многомудрый литрекон любит роман тихий дон и предлагает вам поразмышлять, как автор раскрывает мысль семейную в рамках данного произведения. перед

Многомудрый Литрекон любит роман «Тихий Дон» и предлагает Вам поразмышлять, как автор раскрывает «мысль семейную» в рамках данного произведения. Перед Вами краткое сочинение-рассуждение по литературе и более полная версия. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(443 слова) В романе-эпопее «Тихий Дон» автор заострил внимание на мысли семейной — одной из главных тем книги и вечном вопросе, волнующем каждого человека. Автор показал семейные устои казаков до и после установления советской власти, а также затронул проблемы, с которыми сталкивались люди в личной жизни. 

В начале романа мы знакомимся с семейными ценностями и правилами казаков. Они жили по законам патриархального общества и православным традициям. Главным в доме был старейший мужчина в семье, который еще сохранял способность работать. Например, у Мелеховых все решал Пантелей Прокофьевич, а у Коршуновых — не дед Гришака, а Мирон Григорьевич, потому что дедушка уже не имел способности трудиться и руководить семьей. Для мужчины в этой среде важнее всего сила, и только сила скрепляла воедино семью, а потому старики и дети были наименее правоспособными и защищенными. Так, дед Гришака был лишен надлежащего ухода и даже уважения. Наталья была единственной, кто кормил и обстирывал деда, и делала это из милости. Даже во взрослом возрасте дети все еще были зависимы от родителей: вопросы брака решались хозяином дома, как и все остальные. Так, Григорий был вынужден жениться на Наталье под давлением отца. Такие правила сложно назвать нравственными и честными, зато они давали людям возможность жить слаженно и сообща. Только крепкая семья с единым лидером могла обработать землю в срок и вырастить урожай, который позволял выжить в суровых условиях. Только практичные решения по поводу брака могли гарантировать людям рост благосостояния, необходимого для рождения и воспитания следующих поколений. Только авторитарный подход мог держать в узде таких невесток, как Дарья, наказывать таких мужчин, как отец Аксиньи. Поэтому семейные устои казаков были логичными для того времени.

Читатель видит, что для донских казаков главными ценностями были семейные традиции. Однако эти ценности рушатся под воздействием суровой реальности военного времени. Писатель показывает, как война разрушает единство семьи. Происходит это не только из-за внешних причин, когда члены одной семьи воюют в разных местах. Важную роль играют и внутренние причины, которые заключаются в изменении личности человека, находящегося в нестабильной реальности. Так, читатель замечает, что Мелехов уже не боится открытых чувств к Аксинье, он живет с ней у всех на виду, как с «фронтовой женой», а дома его ждет Наталья. Сестра героя Дуняшка из-за Кошевого ссорится со старшими и принимает решение без согласования с родными. Пантелей Прокофьевич мародерствует и рискует навлечь гнев на своих близких. Семья постепенно распадается, теряя свои ценности. Все же автор оставляет небольшую надежду, что род Мелеховых возродится, ведь сын Григория жив.

Можно утверждать, что, поднимая важную тему семьи, автор показывает все грани патриархального общества и заставляет задуматься о том, каких изменений оно требует. Герои известного произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» переживают распад семейных ценностей, что подчёркивает всю драматичность периода войны. Однако впереди выживших ждет полное обновление семейных устоев.

Вариант 2: Подробно

(643 слова) Одним из главных произведений Михаила Александровича Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Данное произведение относится к направлению реализма. В нем автор описал судьбу донского казачества в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Как известно, писатель очень любил свой родной край, он обожал свою Кубань. Автору были очень дороги люди, которые проживали там. Как можно заметить, Шолохов с пониманием и сочувствием описывает их. В трёх книгах Михаил Шолохов продемонстрировал читателю историческое прошлое своего края начала девятнадцатого столетия. Писатель показал, каким страшным и жестоким был период революций и войн. Суровая реальность того времени отразилась на многих семьях, изменила характеры, традиции, а также семейные устои. Рассмотрим, как в произведении Михаила Шолохова раскрывается мысль семейная.

Мысль семейную автор раскрыл на примерах семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых. Писатель показывает, по каким нравственным правилам построена личная жизнь донских казаков. Так, они искренне верили в Бога и жили по законам патриархального общества. В семьях донских казаков мужчины были главными, женщины и дети им подчинялись беспрекословно. Отец и мать мужчины жили вместе с ним, вели одно хозяйство и принимали сноху в дом. Поэтому авторитет отца в семье был непререкаем. Для донских казаков честь семьи была превыше всего. Хоть они и уважали добрососедские отношения, за своих родных могли и отомстить. Именно дом для этих людей являлся символом поддержки и помощи во всем. Казаки сильно любили свою родную землю, чаще всего работали в поле. Эти земли они считали своими и всегда защищали. Также в семье донских казаков уважали такое понятие, как семейный долг, и нарушать его ни в коем случае было нельзя. Известно, что все эти правила передавались из поколения в поколение. Отношение автора к этим принципам жизни можно проследить и сформулировать. Он, конечно, признает главенство мужчины в доме и подчиненную роль женщин и детей. Однако он осуждает домашних тиранов вроде Степана Астахова, которые требуют соблюдения их прав, но не выполняют своих обязанностей. Патриархальные устои приносят вред и семье Мелеховых: Ильинична всю жизнь терпит побои и унижения от гулящего и пьющего мужа. Поэтому нельзя сказать, что семейный уклад казаков лишен пороков и изъянов. 

В центре повествования автор изобразил семью Мелеховых. Именно эта семья олицетворяет моральные принципы, быт и традиции семей донских казаков. Писатель начал произведение с описания судьбы Мелеховых, им и и закончил. Начало так же, как и финал романа, является трагическим. Так, свой роман Шолохов начал с рассказа о непростой судьбе Прокофия Мелехова, а также его супруги, которую убивают односельчане (турчанка не понравилась ни семье, ни соседям персонажа, они считали ее ведьмой). Отомстив за жену, герой отправляется на каторгу. Финал произведения является не менее трагическим: главный герой, который похоронил свою названную супругу, возвращается на родную землю, чтобы в последний раз увидеть сына и предстать перед судом. Можно провести параллель: оба героя, Прокофий и Григорий, нарушили семейные правила, а потому потерпели поражение, ведь все были против них. Однако здесь есть и другая сторона медали: устои патриархального общества слишком уж суровы и нетерпимы к личности. Именно советская власть, по мнению писателя, должна была помочь этим людям отказаться от средневековой морали и стать более терпимыми друг к другу. Например, устои семьи Мелеховых были очень суровыми. Несмотря на нежелание, Григорий был вынужден жениться по велению отца на Наталье Коршуновой. Это решение испортило жизнь и Наталье, и Григорию. А вот в период, когда большевики окончательно установили свой режим на территории Кубани, Дуняша Мелехова смогла не считаться с мнением матери и выйти замуж по любви. В прежние времена ей не позволили бы это сделать. Поэтому нельзя считать революцию фактором, разрушающим семейные ценности в казачестве. Напротив, она дала людям больше моральной свободы, научила их ценить не только благопристойную видимость, но и истинную сущность брака — любовь.

Таким образом, мысль семейная в романе-эпопее «Тихий Дон» плавно подводит питателя к мысли о том, что советская эпоха в жизни казачества внесла необходимые изменения в семейный уклад народа. Люди, которые раньше жили под гнетом домашних самодуров и средневековых предрассудков, получили шанс определять свое будущее самостоятельно и строить семью на основе любви.

Автор: Виктория Комарова

Тема урока: «Нравственные ценности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Цель урока: усвоение нравственных ценностей: дом, семья, любовь, мир, — отображённых в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Задачи урока:

  • продолжить формирование умения анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственные суждения;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • развивать творческую и речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умение доказывать, анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • развивать эмоциональную восприимчивость;
  • способствовать пониманию нравственных ценностей: дома, семьи, любви и мира.

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги. На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа; 
понять авторскую версию событий; очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов. 
Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой книги и попытаемся понять, что же хотел сказать М.Шолохов читателям 20-х годов ХХ столетия и нам, читателям ХХI века.

2. Нравственные ценности. Формулировка темы урока (слайды 2, 3)

3. Задание: восстановите хронологию событий, изображённых в романе:

1. Первая мировая война

2. Григорий Мелехов живет в семье отца, влюбляется в Аксинью

3. Женитьба на Наталье

4.Григорий уходит из семьи, вместе с Аксиньей живёт в Ягодном

5. Мирная жизнь донского казачества

6. Гражданская война

7. Смерть дочери, измена Аксиньи, возвращение в семью

8. Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков

9.Разочарование в «красных», участвует в восстании на Дону. Встречается с Аксиньей. Смерть Натальи

10.Банда Фомина. Побег на Кубань. Гибель Аксиньи.

11.Возвращение в родной дом. Встреча с Мишаткой

12.Григорий Мелехов демобилизуется из армии, живёт с Аксиньей и детьми.

Проверка задания (слайд 4)

 Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.. Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.  
4. Задания по группам

1 группа: Семья Мелеховых

 История семьи Пантелея Мелехова. (слайды 5, 6) 
 Используя иллюстрации и цитаты из текста, подготовьте ответ по теме «Нравственные ценности в семье Мелеховых»

                   План ответа

                  Цитаты

1.Глава семьи Пантелей Прокофьевич ( внешность, характер)

«Под  уклон сползавших годков  закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.»

2. Сохранение традиций

Для Пантелея Прокофьевича, главы семейства, существующий уклад жизни был освещён временем, обычаем.

3.Отношение к сыновьям

«Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья, что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай гуляют и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» — простодушно признается Пантелей Прокофьевич.

4.Отношение Пантелея Прокофьевича к труду

Всю свою жизнь стремился Пантелей Прокофьевич к достатку и богатству. Сам работал, не жалел семьи, все тащил в дом.

5. Ильнична – хранительница домашнего очага

Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.

6. Нравственные ценности семьи Мелеховых

2 группа: Гражданская война

Тема Гражданской войны в романе. (слайд 7) 

Задание: прокомментируйте высказывание Б.Васильева, опираясь на роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»

« В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем не сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые-  мы все, весь народ, вся Россия.»

Примерный ответ учащихся.
Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, — гражданскую войну. Гражданская война — это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата — брата. Один из эпизодов гражданской войны — война на казачьей донской земле — изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон». 
Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, — своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. Шолохов пишет: «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения. Гражданская война сломала жизнь Григорию. Его колебания, метания между белыми и красными свидетельствуют не только о нетвердости характера героя, но и о том, что он искатель правды. Григорию хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Его то тянуло к большевикам, и он шел, других вел за собой. Но потом было раздумье, и он холодел сердцем: «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?». 
Эти мысли смешивались в герое с совершенно другими. Григорий представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, позже выедет в степь, пойдет за плугом, «ощущая его живое биение и толчки». Он представлял себе, как будет вдыхать «сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости». От этих мыслей у Мелехова теплело на душе. Ему хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза: «Мира и тишины хотелось…» 
Григорий Мелехов не находит правды ни в большевистской среде, ни в среде белогвардейцев, потому что и те, и другие поглощены только классовой борьбой. А классовая борьба в любом случае, всегда и везде — кровь, насилие, убийства. Душа же Григория истосковалась по мирной жизни, мирному сельскому труду, родному куреню, близким людям. Но все это беспощадно отняла у него война. 
Война внесла разногласия в семейные отношения Мелеховых. Она сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи, разрушила его вековые устои и традиции. Именно поэтому гражданская война оценивается Шолоховым исключительно отрицательно, хотя описывается в романе объективно, правдиво, реалистично. (слайд 8)

3 группа: Женские образы ( слайд 9)

Задание: подготовьте ответ по теме «Женщины, любящие Григория Мелехова»

           План ответа

        Цитаты

1.Наталья Коршунова

“Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…”

2. Любовь-верность Натальи

«…ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый  шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой”.

3.Аксинья Астахова

У Аксиньи «точеная шея», «пушистые завитки волос», «зовущие губы». Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь.

4.Любовь-страсть Аксиньи

Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, “залить любовью, владеть им, как раньше”, до женитьбы.

“Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пешком пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни. Лучше убей, но не бросай опять!..”

4 группа: Григорий Мелехов ( слайд 10)

Задание: Подготовить ответ по теме «Судьба Григория Мелехова»

        План ответа

           Цитаты

1 Внешность и характер Григория

«Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра…такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.»

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу.

2. Григорий на войне

«…Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули…»  «…Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?..»  «…Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?..»

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым — четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил.»

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда.»

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

3. Испытание любовью

“Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу – взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и не примирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное, раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…”

4.Нравственный выбор

Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, — поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира.»

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она — толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета». 
Важнейшая черта характера Григория Мелехова – потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». 
«Сам ищу выхода» — эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.
5. Просмотр последнего эпизода фильма «Тихий Дон» 

 В конце романа Григорий Мелехов стоит у своего дома на руках с оставшимся в живых сыном. К чему же он пришел в итоге?

Примерный ответ учащихся

 Григорий Мелехов потерял свою семью, он никогда не мог оценить и понять беззаветно любившую его Наталью, не нашел он своего окончательного счастья с Аксиньей, которую отбирает как будто сама судьба. Он окончательно расколот: единой правды, настоящей и полной, которая соответствовала бы его максималистскому и трагически двойственному отношению к жизни, он не смог найти. Любая правда оказывалась лишь на время успокаивающей какую-то одну из сторон его личности. Но несмотря на все это, жизнь все равно продолжается, финал у романа открытый. Эта жизнь оказывается воплощенной в символической финальной картине, когда Мелехов стоит у дома с ребенком на руках. Каков будет дальнейший путь его, сказать невозможно: может быть, его расстреляют уже на следующий день за все, что он до сих пор совершил, может быть, ему удастся собрать обломки собственной жизни, вырастить сына. Шолохов не определяет однозначного конца для своего героя, оставляя место возможностям. Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни, которого он отчетливо так и не обретает, — это трагический путь обретений, ошибок, тяжких потерь, который прошла Россия в роковом XX веке. 

6. Подведение итогов

— О каких нравственных ценностях мы задумываемся, перелистывая страницы романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»?

Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение. 
Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой! 
Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом! 
Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья! 
Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья! 


На улице дождь непрерывный, 
А дома тепло и светло. 
И можно на бурые ливни 
Спокойно смотреть сквозь стекло. 
Тут можно укрыться от зноя, 
Спастись от морозного дня. 
В хорошее место родное — 
Домой так и тянет меня. 
А.Барто 

7. Д.з.  Написать примеры-аргументы из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» для сочинения в формате ГВЭ «Нравственный выбор»

«Тихий Дон» М. А. Шолохова – один из самых грандиозных романов о гражданской войне начала XX века. В произведении Тихий Дон смысл повествования раскрывается через судьбы простых казаков, которым пришлось жить в смутные времена. Поэтому анализ романа «Тихий Дон» будет интересен не только школьникам, готовящимся к написанию сочинения, но и всем молодым людям, задумывающимся о смысле жизни.

Краткое содержание

В романе описываются события, происходящие на протяжении 10 лет – с 1912 по 1922 год. Произведение довольно объемное и состоит из 4 томов. Эпический роман насчитывает около 700 персонажей, среди которых немало реальных исторических личностей. Но основная смысловая нагрузка возложена на главных героев.

В центре повествования три семьи, проживающие на казачьем хуторе Татарском:

  1. Мелеховы: Пантелей и Василиса – старшее поколение; сыновья: старший – Петр, младший – Григорий; дочь Дуняша.
  2. Астаховы: Степан – сосед Мелеховых, Аксинья – жена Степана.
  3. Коршуновы: Мирон и его дети: Митька, Наталья.

Чтобы понять, в чем заключается в романе Тихий Дон смысл произведения, нужно кратко вспомнить содержание каждой книги.

Том 1

К началу описываемых событий Петр Мелехов был уже женат на казачке Дарье, а Григорий ухаживал за замужней соседкой Аксиньей.

Незадолго до свадьбы девушку изнасиловал родной отец. Степан, не сумевший с этим смириться, постоянно избивал жену. Жестокое обращение мужа подтолкнуло Аксинью в объятия Григория.

Пантелей, узнав о похождениях сына, женит его на Наталье Коршуновой. Но жизнь молодых не складывается. Григорий равнодушен к жене и продолжает тайком встречаться с Аксиньей.

Наталья принимает решение уйти от мужа. Пока Степан находится на службе, Аксинья начинает открыто жить с Григорием. Наталья, узнав об этом, пытается покончить с собой, перерезав ножом горло.

Начинается война. Григорий, приняв присягу, отправляется на службу.

Беременная от Григория Аксинья рожает девочку. Выжившая после попытки самоубийства Наталья возвращается в дом мужа.

Пока младший Мелехов воевал, умерла его дочь. Аксинья, тоскующая по дочери, становится любовницей хозяина поместья, где служит горничной.

Вернувшийся с войны Григорий, узнав об измене любимой, возвращается к жене Наталье.

Том 2

Во второй книге Шолохов больше внимания уделяет событиям на фронте. Среди солдат витают революционные настроения. Вернувшийся на фронт Григорий сходится с Чубатым, пропагандирующим прекращение войны.

Наталья, родившая Григорию сына и дочь, ждет мужа дома.
Начинается Октябрьская революция. Часть казаков переходит на сторону коммунистов. Среди них Григорий Мелехов. Но жестокая расправа красных с пленными белогвардейцами заставляет Григория сомневаться в правоте коммунистов.

Между казаками и красными назревает раскол. Григорий присоединяется к казакам, желающим восстановить казачье самоуправление.

Интересно! Предполагается, что прототипом Григория был знакомый Шолохова – казак Харлампий Ермаков. В 1927 году казак был обвинен в подготовке контрреволюционного восстания. 6 июня того же года Харлампия расстреляли.

Том 3

На Татарском хуторе устанавливается власть большевиков.            Григория собираются арестовать, считая белогвардейцем, но он успевает сбежать.

Петра Мелехова убивает бывший друг Григория – Михаил Кошевой, ставший красным атаманом. Григорий мстит за брата, расправляясь с пленными красноармейцами.

Казакам надоедает воевать, они начинают дезертировать. Среди дезертиров и Григорий. Вернувшись домой, Мелехов вновь сходится с Аксиньей.

Том 4

Григорий вновь сражается на стороне белых. В это время его младшая сестра Дуняша выходит замуж за Михаила Кошевого.

Наталья, узнав о возобновлении связи мужа с Аксиньей, делает аборт и умирает.

Григорий колеблется. Ему не нравятся белые, но и с красными он быть не хочет. Мелехов вновь дезертирует.

Раненый Григорий сообщает родным о своем возвращении, но Кошевой грозится судить его. Мелехов вынужден прятаться.

Прокравшись тайком к Аксинье, он предлагает ей уехать с ним на Кубань. Но по дороге Аксинья погибает.

Похоронив любимую, казак возвращается в родное село. На пороге дома его встречает сын Мишка.

Объяснение сюжета

Замысел автора скрыт уже в самом названии романа «Тихий Дон», смысл которого можно трактовать двояко.

С одной стороны, автор хотел сказать, что спокойствие и тишина реки – явление обманчивое. В любой момент она способна превратиться в грозную стихию, сметающую все на своем пути.

Подтверждением этому являются события третьей книги «Тихого Дона», смысл которой раскрывается в эпиграфе к ней. В словах, взятых из старинной народной песни, передается настроение казаков, затронутых революционными событиями.

С другой стороны, если рассматривать реку, как символ образа народа, то в романе Тихий Дон смысл названия приобретает иной оттенок. В этом случае автор через название передает мечту казаков о тихой, мирной жизни.

И период Гражданской войны выбран автором не просто так. Эта война разрушила немало семей, разведя братьев, отцов и сыновей по разные стороны баррикад.

Помимо темы войны, писатель затронул и такие извечные вопросы, как:

  • любовь и страсть;
  • отношения в семье;
  • верность;
  • нравственный выбор.

Но любая из поднятых тем неразрывно связана с жизненным укладом казачества. Это позволяет прийти к выводу, что основной смысл произведения «Тихий Дон» заключается в показе того, как война разрушает не только страну, но и семьи, личности. Ломаются обычаи, традиции казачества. И лишь тихий Дон остается вечным.

В чем суть концовки

Жизнь казачества Шолохов показал на примере жизненного пути Григория Мелехова. Окончательное понимание того, в чем заключается смысл романа «Тихий Дон», дает сцена возвращения героя домой.

Метания между двумя женщинами, между красными и белыми в итоге привели героя к родному дому. Измученный, истерзанный, но не утративший мужества и силу, Григорий стоит на пороге дома, держа на руках сына.

Несмотря на потери и горе, казака охватывает радость от вида родных мест и встречи с сыном. Григорий готов начать новую жизнь, без насилия и смертей. Семья, земля, родной дом оказались единственным, ради чего стоило жить. И в этом состоит главный смысл финала романа «Тихий Дон».

Роман Шолохова «Тихий Дон» учит пониманию истинного смысла жизни. Своим произведением автор призывает хранить родную землю и семью, отказавшись от войн и насилия.

Изображение казачьей жизни нередко сопутствовало основному сюжету многих литературных произведений, однако редко становилось его основой. Шолохов же решил показать эту жизнь во всех ее красотах и ужасах. Это и позволило ему создать настолько живое произведение, как «Тихий Дон».

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» — сага о жизни донских казаков, где описываются события, происходящие в течение 10 лет. В романе более 500 действующих лиц. Главные герои — Григорий Мелехов, его семья и близкие люди.

Григорий Мелехов

Интересный, неоднозначный и противоречивый персонаж. Его кругозор не отличается большой широтой, часто он живет просто руководствуясь традициями и чувствами, не анализируя происходящее. Григорий плывет по течению. Его нельзя назвать положительным или отрицательным героем. Он совершает и добрые, и плохие поступки, ошибается и ищет хорошей жизни. Но оказавшись на войне, он понимает её бессмысленность и беспощадность. Убивать — не для Григория, он тяжело переживает такие моменты

«На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

После революции Григорий мечется то к белым, то к красным, ищет правду и справедливость, но не находит ее ни там, ни там. Также мечется он и между двумя женщинами: страстной Аксиньей и преданной Натальей. Потеряв все в этих поисках правды, он возвращается в родной дом, к истокам, чтобы начать жизнь заново.

Аксинья Астахова

Главный женский образ романа, любимая женщина Григория. Аксинья — воплощение настоящей казачки: красивая, сильная, гордая, она стремится к свободе и любви. Жизнь с нелюбимым мужем опостылела, и она готова на все,чтобы быть рядом с любимым.

«..За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!..»

Аксинья положила все на алтарь любви: мужа, общественное мнение, положение в обществе. Ничего в жизни для нее не важно кроме Григория.

Наталья (Коршунова) Мелехова

Законная жена Григория, которая любит его всей душой, но безответно. Ни рождение детей, ни теплое отношение, ни красота Натальи не смогли его покорить. Она слишком холодна в отличие от страстной Аксиньи.

«Ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся. Не хотел гутарить про это, да нет, видно, так не прожить…»

Наталья знает о порочной связи мужа и страдает от этого, даже пытается покончить с собой. Работящая, хозяйственная, скромная, застенчивая, она стала родителям Григория как дочь и живет с ними даже когда муж уходит к любовнице.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

Отец Григория. Его мать была турчанкой, что отразилось и на его внешности, и на внешности сына.

«С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.»

Характер у него не простой, вспыльчивый, властный. В прошлом он — военный. В семейной жизни придерживается вековых традиций, даже домостроя. Хозяйственный, трудолюбивый, очень харизматичный персонаж.

Василиса Ильинична Мелехова

Мать Григория. Воплощает образ всепрощающей матери. Она прожила нелёгкую жизнь, трудилась, терпела тиранию мужа, но смогла остаться доброй, сочувствующей, переживающей за судьбу детей и невесток.

«Удивительно, как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать.»

Пережив смерть мужа и сына конце жизни Ильинична находит в себе силы принять брак дочери с убийцей Петра.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Добрый, работящий, открытый, бесхитростный, но не бескорыстный.

«…Петро остался. Смирный и тихий, постоянно пребывающий в тени, во всем умеренный, вместе с полком пришел в Вешенскую.»

Прошел войну, заслужил награды и офицерский чин, чем был очень горд. Но военная карьера не была его целью. Петр всегда стремился к дому, семье,хозяйству и мирной жизни. После революции занял позицию Белой гвардии, за что и поплатился жизнью.

Дарья Мелехова

Жена Петра. Красивая и статная, но легкомысленная, порочная, ленивая, любит разгульную жизнь и постоянно изменяет мужу.

«У ней только что на уме — игрища да улица.» «…зная, как охоча она до веселого времяпровождения и как нерадива в уходе за скотом…»

Но сильный характер Дарьи проявляется в двух моментах. Во-первых, когда ей выпадает возможность отомстить за смерть мужа. Она не раздумывая выхватывает винтовку и стреляет в убийцу. Во-вторых, узнав, что неизлечимо больна позорной болезнью, Дарья совершает самоубийство.

Судьбы всех героев «Тихого Дона» полны драматизма, а порой и трагедии. Так «перемололи» их войны и революции.

Степан Астахов

Степан Астахов — молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан — физически развитый мужчина. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но он умер, не дожив до года.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых — самая зажиточная в хозяйстве. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда выполняет свои обещания. С приходом советской власти Мирон был арестован, и он теряет большую часть богатства, которое он приобрел во время гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мама, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет недовольна Григорием, поэтому робко пытается отговорить ее от брака, но Наталья утверждает, что ей дорог только Григорий. Марья Лукинична понимает свою дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит центурионом атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти своего ребенка с Григорием. В доме Листницких на службе были Аксинья и Григорий, когда они решили бежать с фермы, чтобы жить вместе, бросив свои семьи.

Мишка Кошевой

Герой — главный кормильец в семье. Во время гражданской войны он стал ревностным большевиком. Медведь убивает Петра Мелехова. Семья Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся несмотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виноват в смерти брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Крупный неповоротливый казак, служивший в атаманском полку. Он член ближайшего окружения Грегори. Самый старший из казаков.

Сергей Платонович Мохов

Состоятельный купец. В колхозе Татарский есть чужой, иногородний. Мохов — владелец магазина и паровой мельницы на ферме.

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Примечание

1

Изучение языка художественной литературы. Из мировой литературы

2

Русская литература начала XX века. Проза XX века

3

И. А. Бунин. Стихотворения. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

4

«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний

5

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем»

6

И. А. Бунин. «Легкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности

7

И. А. Бунин. «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей

8

А.И. Куприн. «Олеся».Внутренняя цельность и красота «природного» человека

9

А.И. Куприн. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества

10

А.И. Куприн.«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви

11

А.И. Куприн. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» «…что это было: любовь или сумасшествие?»

12

Р.р.Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

13

Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель экспрессионист. Художественное своеобразие творчества. «Большой шлем», «Царь-голод»

14

И.С.Шмелев. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений. Эпопея «Солнце мертвых; «Богомолье», «Лето Господне»

15

Б.К.Зайцев. Жизнь и творчество (обзор). Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский»; беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова

16

А.Т.Аверченко. Жизнь и творчество (обзор). А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики

17

Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками

18

В.В.Набоков. Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность

19

Особенности поэзии начала XX века. Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм

20

Особенности поэзии начала XX века. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века

21

В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Культ формы в лирике Брюсова

22

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей в стихотворениях

23

Ф. Сологуб. Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии

24

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России

25

Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»

26

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

27

И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец»

28

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии

29

В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна». Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь»

30

Контрольное тестирование по теме «Поэзия начала XX века»

31

М.Горький. Жизнь и творчество (обзор). Сотрудничество писателя с Художественным театром. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Романтизм ранних рассказов

32

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов

33

Социальная и нравственно — философская проблематика пьесы «На дне»

34

Три правды в пьесе «На дне» и их драматическое столкновение.

Проблема счастья в пьесе

35

Р.р. Классное сочинение по творчеству М. Горького

36

Р.р. Классное сочинение по творчеству М. Горького

37

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»

38

Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

39

Тема Родины в лирике А. Блока. Ритмы и интонации лирики Блока

40

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

41

Новокрестьянская поэзия начала XX века. Отличие новокрестьянской поэзии от крестьянской поэзии XIX века. Трагическая судьба новокрестьянских поэтов

42

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. «Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии

43

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина

44

Тема России в лирике С.А. Есенина

45

Любовная тема в лирике С.А. Есенина

46

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни

47

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С. А. Есенина

48

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революционного переустройства мира. Сатирические образы. «Прозаседавшиеся»

49

Тема поэта и поэзии. Осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное». Особенности любовной лирики. Новаторство Маяковского-поэта. «Послушайте!», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой»

50

В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

51

Вн. чт. Пьесы «Клоп» и «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес

52

А. Ремизов. Жанр плачей и молитв. Д. Фурманов. «Чапаев»,

А. Серафимович. «Железный поток». (Обзорная лекция)

53

А. А. Фадеев. Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Проблема гуманизма в романе

54

И. Э. Бабель. Жизнь и творчество. Художественный мир писателя. Книга новелл «Конармия» как правда о гражданской войне

55

Е. И. Замятин. Жизнь и творчество. Роман-антиутопия «Мы»

56

М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя

57

Контрольное тестирование по теме «Литература 20-х годов XX века»

58

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов

59

А.П.Платонов. Жизнь и творчества. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек». Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован». Характерные черты времени в повести «Котлован»

60

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

61

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

62

История создания, публикации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр, композиция, эпиграф, проблемы и герои романа

63

Сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Воланд и его свита

64

Библейские мотивы и образы в романе «Мастер и Маргарита». Человеческое и божественное в образе Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести

65

Роман «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора, творчества и судьбы художника. Изображение любви как высшей духовной ценности. Смысл финальной главы

66

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Булгакова

67

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности

68

Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы. Своеобразие поэтического стиля. «Идешь, на меня похожий», «Куст»

69

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики Мандельштама. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

70

А. Н. Толстой. Жизнь и творчество (обзор.) Автобиографическая повесть «Детство Никиты». Память детства и чувство Родины. Роман-эпопея «Хождение по мукам». Историзм и злободневность

71

А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый». Композиция романа. Образ Петра Первого. Становление личности

72

М. М. Пришвин. Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень», «Сказки о Правде»

73

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы

74

Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации

75

Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго»

76

А.А.Ахматова. Основные вехи жизненного и творческого пути. Поэзия женской души. Тема любви в ранней лирике Ахматовой. Средства выражения глубины человеческих переживаний в стихах

77

Родина в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия. Библейские мотивы. Отражение личной трагедии и народного горя. Образ лирической героини в поэме

78

Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Человек и природа в поэзии Н. А.Заболоцкого

79

М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы»

80

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Особенности жанра и художественная форма романа. Проблемы и герои романа. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

81

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

82

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

83

Р.р. Контрольное классное сочинение по роману «Тихий Дон»

84

Р.р. Контрольное классное сочинение по роману «Тихий Дон»

85

Из мировой литературы 30-х годов. О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин

86

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Исповедальный характер лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества

87

Литература периода Великой Отечественной войны. Писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Поэзия, проза и драматургия военного времени

88

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор)

89

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Проблема русского национального характера

90

Из мировой литературы. А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй. «Старик и море»: «человек выстоит»

91

Полвека русской поэзии. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм

92

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»

93

«Оттепель»— начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»

94

«Горит село, горит родное». Проза Валентина Распутина. Первая повесть В. Распутина «Деньги для Марии». Повесть «Последний срок». Повесть «Живи и помни». Повести «Прощание с Матёрой» и «Пожар»

95

Характеры и сюжеты Василия Шукшина. Александр Вампилов и литературный перекрёсток 1960—1970-х гг. Василий Шукшин и Александр Вампилов: общее понимание сложности современного быта

96

Крест бесконечный В. П. Астафьева. Ф. А. Абрамов. На войне остаться человеком. («Лейтенантская» проза — окопная земля.)

97

Ю. В. Бондарев. Повести «Батареи просят огня», «Последние залпы». Повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева «Сашка», Е. Носова «Усвятские шлемоносцы»

98

Ю.Трифонов и новый персонажный ряд городской прозы. Самопознание личности в прозе А. Битова. Фантастика городского и барачного быта в повестях В. Маканина

99

Итоговый урок

  • Путь духовных исканий андрея болконского сочинение
  • Путь к себе сочинение рассуждение
  • Путь к себе сочинение на тему путь
  • Путь дальняя фраза из сказки
  • Путь в никуда как правильно пишется